Результаты мониторинга
12 Сентября 2012 года

Результаты мониторинга ФЗГ – август 2012

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 13 (Всеволод Вишневецкий, главный редактор газеты «Петербургское качество», Санкт-Петербург; Вячеслав Розумович, оператор телекомпании «Клопс ТВ», Калининград; Роман Пятаков, журналист «Четвертой власти», Саратов; Денис Прокопенко, корреспондент интернет-ресурса «М-51», Мурманская область; Матвей Крылов, журналист The New Times, Владимир Роменский, корреспондент ТК «Дождь», Евгений Фельдман, корреспондент «Новой газеты», Рустем Адагамов, блогер, Вероника Максимюк, корреспондент «Граней.Ру», Владимир Видилин, корреспондент газеты «Мой район», все – Москва; съемочная группа Солнечногорского телевидения, Московская область; Яхъя Киров, корреспондент издания «Спортдиалог» - в Санкт-Петербурге; Павел Носачев, заместитель редактора газеты «Городские вести», Волгоград).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Родная нива», Ивановская область).

Попытки цензуры – 5 (Замоскворецкий суд Москвы; Хамовнический суд Москвы; департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа; Росприроднадзор; газета ProГород, Республика Коми).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 6 (Людмила Вахрушева, главный редактор газеты «Наше слово», Свердловская область; Светлана Кравченко, корреспондент ИА «Кавказский узел», Краснодарский край; газета «Взятка», Республика Чувашия; Владимир Мироненко, заместитель начальника объединенной редакции (ОР) МВД, Москва; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону; Юрий Куреев, учредитель и исполняющий обязанности главреда газеты «Губернские будни», Орел).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 5 (Евгений Фельдман, корреспондент «Новой газеты», Москва; Илья Барабанов, журналист ИД «Коммерсант», Москва; съемочная группа «Шестого канала», Владимирская область; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону; Юрий Куреев, учредитель и исполняющий обязанности главреда газеты «Губернские будни», Орел).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 14 на сумму 4 328 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 10, удовлетворено – 6

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 408 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 39

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (съемочная группа Солнечногорского телевидения, Московская область; Дмитрий Позечко, внештатный корреспондент газеты «Свободная речь», Омск; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Взятка», Республика Чувашия).

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 3 (газета F5, Москва; радиопрограмма «Взрослым о взрослых»; телекомпания «Полис», Тамбов).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Новомосковская правда», Тульcкая область; газета «Новгородская правда», Великий Новгород; газета Bonus, Уфа).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт телеканала Russia Today; сайт ecmo.ru).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Из рук в руки. Псков», Псков).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (видеокамера журнала The New Times; видеокамера телекомпании «Клопс ТВ», Калининград; мобильный телефон Дениса Прокопенко, корреспондента интернет-ресурса «М-51», Мурманская область; видеокамера съемочной группы Солнечногорского телевидения, Московская область; штатив камеры блогера Рустема Адагамова).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 46

АВГУСТ, 1
Всеволод Вишневецкий
В Санкт-Петербурге у дома №3 по улице Ладыгина совершено нападение на главного редактора газеты «Петербургское качество» Всеволода Вишневецкого. Возле офиса редакции неизвестный дважды выстрелил в него из травматического пистолета «Оса». Пули попали в скуловую область лица и кисть руки. Всеволод Вишневецкий доставлен в больницу. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»). Максимальное наказание по ней до 5 лет лишения свободы. Для раскрытия преступления создана следственно-оперативная группа, в которую, помимо сотрудников полиции, вошли оперативники Управления уголовного розыска ГУ МВД России. Близкие Вишневецкого связывают нападение с профессиональной деятельностью потерпевшего. Возглавляемые им газета и общественная организация регулярно проводят проверки различных продуктов питания - тушенки, сметаны, масла. Результаты проверок публикуются не только в «Петербургском качестве» - Вишневецкий в качестве эксперта сотрудничает со многими СМИ. «Меня не хотели запугать, меня хотели убить», - считает Вишневецкий. С ним согласны и эксперты. «Мужчине повезло, что он выжил. С пяти метров, особенно если целиться в голову, можно убить», - говорит продавец-консультант оружейного магазина Михаил Попов. В этой связи кажется странным, что в правоохранительных органах посчитали произошедшее хулиганством.

Телеканал «Санкт-Петербург», 2 авг; , 3 авг нападение

АВГУСТ, 1

Все СМИ

Журналистам запрещено цитировать показания свидетелей по делу Мирзаева. Замоскворецкий суд Москвы принял меры в преддверии дачи показаний свидетелей в рамках уголовного дела по обвинению спортсмена Расула Мирзаева в гибели москвича Ивана Агафонова. «Свидетели, еще не выступившие в суде, могут прочитать показания уже допрошенных на процессе людей и изменить их. Поэтому мы запрещаем журналистам публиковать прямые цитаты допрошенных», - уточнили в пресс-службе Замоскворецкого суда. В косвенной речи давать показания свидетелей можно. Суд над Мирзаевым начался 17 июля. В середине августа 2011 года в центре Москвы у ночного клуба «Гараж» спортсмен Мирзаев повздорил со студентом Агафоновым, который после этого был госпитализирован и через несколько дней скончался, не приходя в сознание. Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что журналисты имеют полное право на освещение открытого судебного процесса, включая прямое цитирование и анализ полученной информации. Вместе с тем она отметила, что в ходе освещения открытого судебного процесса прессе «следует учитывать распоряжения председательствующего по делу судьи, а также руководствоваться как действующим законодательством, так и здравым смыслом».

АВГУСТ, 1
Все СМИ
Показания свидетелей по делу Pussy Riot запретили публиковать в прессе, как в прямой, так и в косвенной речи. Об этом сообщает корреспондент «Газеты.Ru», находящийся в Хамовническом суде Москвы. Как сообщила пресс-секретарь суда Дарья Лях, подобная мера предусматривается 264 статьей Уголовно-процессуального кодекса. В каком именно из двух пунктов статьи содержится запрет на пересказ показаний в косвенной речи, в суде не уточнили. По словам Лях, запрет относится к показаниям по существу. Оценочные суждения цитировать все еще можно. Накануне три четверти журналистов, пришедших на суд над Pussy Riot, не пустили в зал заседаний. Перед началом заседания представителям СМИ объявили, что процесс переносится в новый зал, который будет почти вдвое меньше предыдущего. 30 июля Хамовнический суд Москвы запретил транслировать в интернете допрос свидетелей и исследование доказательств по делу Pussy Riot, удовлетворив соответствующее ходатайство прокуратуры. Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что журналисты имеют полное право на освещение открытого судебного процесса, включая прямое цитирование и анализ полученной информации. Вместе с тем она отметила, что в ходе освещения открытого судебного процесса прессе «следует учитывать распоряжения председательствующего по делу судьи, а также руководствоваться как действующим законодательством, так и здравым смыслом».

АВГУСТ, 1
Дамир Шавалеев
«Альтернативная газета»
Сергиево-Посадский фотограф Дамир Шавалеев опубликовал в своем Живом Журнале смелый фоторепортаж со дня рождения директора художественно-производственного предприятия РПЦ «Софрино» Евгения Пархаева, тесно связанного с РПЦ. Предприятие выпускает продукцию для церкви, от свечей до облачений священников. Д. Шавалеев также отметил, с какой помпезностью был отмечен день рождения влиятельного церковного бизнесмена. Журналисты «Альтернативной газеты» из Сергиево-Посада (Московская область), которая опубликовала репортаж Шавалеева, утверждают, что на газету и автора снимков начали оказывать давление. «Сейчас мне позвонил Дамир, ранее разрешивший использовать его материал, и попросил материал прикрыть. В качестве исключения, понимая какое давление на человека, открыто возразившего корпорации РПЦ, может оказываться, материал этот я отключаю, и одновременно предлагаю автору свою помощь и поддержку в противостоянии этой системе», - сообщил главный редактор издания Андрей Трофимов. По его словам, изданием уже заинтересовалась прокуратура. Д. Шавалеев всерьез опасается за свое будущее. «Спать нормально уже не получится. На меня идет сильное давление со стороны софринских товарищей. Может случиться все что угодно», - пишет Дамир в своем блоге.

АВГУСТ, 1
Тамара Фельдшерова
ГТРК «Псков»
Тамара Фельдшерова
, которая покинула пост руководителя ГТРК «Псков», сообщила Псковской Ленте Новостей, что сделала это по собственному решению. «Две недели назад я написала заявление об увольнении с поста директора ГТРК «Псков» по собственному желанию. Вчера в коллективе побывал руководитель регионального департамента Рифат Сабитов. На общем собрании он заявил, что не имеет никаких претензий к моей работе как директора филиала, а также оценил ГТРК «Псков» как первую после Санкт-Петербурга на Северо-Западе», - сообщила Т. Фельдшерова. Она также пояснила причины своего решения: «Несмотря на столь высокие оценки, я решила уйти. Причина в том, что мои взгляды на объективность освещения в эфире ГТРК «Псков» положения дел в области кардинально расходятся с желанием губернатора Андрея Турчака, которому, по моему мнению, хочется лакировать действительность, а значит контролировать прессу. О ситуации со СМИ в области говорит хотя бы тот факт, что информацию о митинге регионального отделения ЛДПР по поводу отставки Андрея Турчака опубликовала только ГТРК «Псков». В последнее время работать с региональной властью и отбиваться от её попыток навязать ГТРК «Псков» своё видение проблем жителей области стало совершенно невозможно. Во всяком случае, для меня».

АВГУСТ, 1
Журнал «Русский репортер»
Роскомнадзор вынес редакции журнала «Русский репортер» и медиахолдингу «Эксперт» предупреждение за публикацию материала о наркоманах, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя ведомства Владимира Пикова. «В тексте присутствуют наглядные инструкции по изготовлению и применению наркотических веществ. Особое недоумение вызывает публикация материала в интернет-версии журнала. В ней даже приведена нецензурная брань без редакционных правок, в отличие от офлайн-версии. Видимо, издатель осознает ту меру безнаказанности, которую дает ему отсутствие регистрации сайта в качестве СМИ», – заявил Пиков. В репортаже, автор которого провела несколько дней в наркопритоне, реалистично описаны быт наркоманов, их отношения с родственниками, проблемы. По мнению представителей Роскомнадзора, опубликованный материал содержит признаки нарушения установленного законом о СМИ запрета на распространение сведений о способах изготовления и использования наркотических средств. Главный редактор журнала Виталий Лейбин сказал, что в достаточной мере еще не успел ознакомиться с предупреждением Роскомнадзора, однако при необходимости готов удалить расширенную версию репортажа с сайта журнала. «Честно говоря, я еще не успел в подробностях ознакомиться. Наша позиция состоит в том, что мы не нарушали никакие нормы российского законодательства. Но мне надо еще, видимо, сутки для того, чтобы ознакомиться с этой претензией. Если государственный орган считает, что что-то вредит каким-то нашим целям и общественной морали, то постараемся прислушаться, если это не противоречит нашим принципам, и, конечно, пойдем навстречу», – отметил он.

АВГУСТ, 1
Сергей Курт-Аджиев
Железнодорожных суд Самары вынес решение по иску ГУ МВД по Самарской области и полицейских Романа Разгуляева и Романа Белыхова к журналисту Сергею Курт-Аджиеву. Правоохранители обратились в суд с иском о защите чести и достоинства после того, как журналист выступил в эфире местной радиостанции с негативной оценкой в адрес полицейских, участвовавших в задержании Мамуки Кахишвили (см. монитор за июль 2012 года). Суд признал не соответствующими действительности негативные фразы, прозвучавшие в эфире в адрес полицейских и обязал журналиста опровергнуть эти сведения. А сотрудникам, задерживавшим Мамуку, в удовлетворении иска отказано. Сергей Курт-Аджиев намерен обжаловать решение суда.

АВГУСТ, 1
Газета «Эхо Недели»
Сергей Прокопенко
Редакция газеты «Эхо Недели» (Железногорск) подает апелляцию на судебное решение, по которому она должна выплатить компенсацию морального вреда за распространение сведений о несовершеннолетнем. В июне этого года в городской суд Железногорска (Курская область) обратилась работник местной полиции Оксана Евсюкова. Она подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции местной газеты «Эхо недели». Суть претензии была такова. В апреле этого года газета опубликовала материал о смерти четырех подростков от отравления газом, произошедшей в одной из квартир Железногорска в январе 2012 года. В тексте, кроме прочего, говорилось, что «многие железногорцы высказывают сомнения в истинности названной причины. Мама одного из погибших, Никиты, работает следователем в полиции, а потому, как полагают многие горожане, истинные причины трагедии не будут названы». Истица, которая упоминается в этом отрывке, посчитала, что редакция распространила порочащие и недостоверные сведения о ней, и обратилась в «Эхо недели» с требованием об опровержении. Однако в опровержении ей было отказано, так как редакция посчитала, что оснований для него нет. После этого Оксана Евсюкова обратилась в суд. Истица утверждала, что редакция нарушила несколько положений законодательства. Кроме того, что в тексте изложены недостоверные и порочащие сведения, журналисты раскрыли имя несовершеннолетнего без разрешения родителей, распространили данные следствия без разрешения следователя и опубликовали слухи под видом достоверной информации. Оксана Евсюкова потребовала опровергнуть распространенные сведения, и компенсировать моральный ущерб в размере 100 тыс. рублей. В ходе судебного процесса истица дополнительно привлекла в качестве соответчиков учредителя газеты ЗАО «Голос Железногорска» и автора текста Сергея Прокопенко. Заявленную компенсацию морального вреда она разделила на две части: 50 тыс. рублей за вред, нанесенный порочащими сведениями, и столько же – за разглашение имени несовершеннолетнего. 30 июля городской суд Железногорска вынес решение о частичном удовлетворении иска. Оксане Евсюковой было отказано в требованиях, касающихся признания сведений порочащими и недостоверными. При этом суд удовлетворил иск в части компенсации морального вреда за разглашение имени погибшего мальчика в полном объеме (50 тыс. руб.). Редакция не согласна с таким решением. Она считает, что в судебном процессе вопрос о разглашении сведений о несовершеннолетнем практически не исследовался, поэтому ответчики не смогли представить свою позицию по этому вопросу. В настоящее время готовится апелляция в Курский областной суд. Ответчика консультирует юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

АВГУСТ, 2
Борис Вишневский
Максим Резник
Прокуратура и Следственный комитет пока не закончили проверку сведений об информационном шантаже со стороны депутатов петербургского Заксобрания Бориса Вишневского и Максима Резника игроков строительного рынка. Как рассказал Лениздат.Ру Марат Козлов, который подал соответствующее заявление в следственные органы, ему прислали письма о том, что проверку начали проводить, и пока ему этого хватило. Напомним, 27 июня общественная коалиция «Правый центр» обратилась в Следственный комитет по Петербургу и городскую прокуратуру с заявлением о проверке сведений об информационном шантаже со стороны двух депутатов Законодательного Собрания от фракции «Яблоко» Максима Резника и Бориса Вишневского. За день до этого интернет-издание The Moscow Post опубликовало на своих страницах материал о том, что депутаты организовывали протесты против «Охта-центра» за вознаграждение. Коалиция просила проверить правоохранительные органы, получали ли Резник и Вишневский вознаграждение за «ведение и прекращение информационного троллинга», «не классифицируются ли высказывания Максима Резника как возбуждение ненависти либо вражды, а равно уничижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ)», «не является ли злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), мошенничеством (статья 159 УК РФ) или вымогательством (ст. 163 УК РФ) под угрозой распространения сведений, наносящих вред деятельности предприятий и организаций, троллинг инвестиционных и строительных проектов со стороны граждан Резника и Вишневского, избранных депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга?». По закону, проверки по заявлению граждан и общественных организаций не могут длиться более 30 дней. Также могут назначить дополнительную проверку сроком 15 дней, предварительно уведомив заявителя. С момента обращения лидера коалиции «Правый берег» прошло уже больше месяца. Но никаких писем о прекращении проверки или о ее продлении Козлов не получал. По словам Марата Козлова, его дальнейшие действия в отношении слухов об «информационном шантаже» со стороны Резника и Вишневского будут зависеть от того, что напишут правоохранительные органы по результатам проверки.

АВГУСТ, 2
Газета «Из рук в руки. Псков»
В газете «Из рук в руки. Псков» вышел текст «Турецкий гамбит, или рейдеры из Стамбула», в котором владелец издания ООО «Пронто-Петербург» высказал свою точку зрения на события 18 июня. Тогда в Пскове появился клон газеты, которую выпустила компания ООО «Пронто-Москва». Сейчас в Пскове параллельно выходят два рекламных издания «Из рук в руки. Псков» и «Из рук в руки. Регион 60». И обе компании намерены продолжать выпуск газет. Как известно, конфликт между «Пронто-Москва» и «Пронто-Петербург» возник из-за торгового знака «Из рук в руки». 18 июня Александр Евсеев сообщил, что принадлежащее ему издание «Из рук в руки. Псков» незаконно захватила компания ООО «Пронто-Москва». В этот день вместо «Из рук в руки. Псков» вышла газета «Из рук в руки. Регион 60». По словам Евсеева, директор псковского филиала «Пронто-Петербург» Сергей Кузнецов втайне от него создал фирму «Пронто-Псков» за несколько дней до скандала. Также, по мнению Евсеева, Кузнецов незаконно сделал заявление о том, что «Из рук в руки. Псков» больше не будет выходить. После этого скандала в Пскове начали параллельно выходить две газеты бесплатных объявлений. 2 августа газета «Из рук в руки. Псков» опубликовала редакционный материал, в котором обвинила компанию «Пронто-Москва» в рейдерском захвате. В конце текста указано, что материал является «официальным обращением о недобросовестной конкуренции в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Псковской области и заявлением о совершенном преступлении в правоохранительные органы». Месяц назад, 4 июля, генеральный директор «Пронто-Петербург» Александр Евсеев направил заявление в Гильдию издателей периодической печати России, в котором попросил обратить внимание на конфликт. Однако исполнительный директор Гильдии Марина Давыдова тогда сообщила Лениздат.ру, что объединение активных действий предпринимать не намерено. Гильдия заявила, что для её вмешательства нужно мнение второй стороны конфликта.

АВГУСТ, 2
Все СМИ
Глава департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа Антон Третьяков ответил на обвинения в цензуре. Ранее руководитель лесного отдела «Гринписа» России Алексей Ярошенко в своем блоге на сайте общественной организации обвинил власти Югры во введении цензуры на информацию по пожарам. «Теперь решения о том, о чем можно будет знать жителям региона, а о чем нельзя, будут приниматься специально уполномоченной организацией, департаментом общественных связей», – сообщил представитель «Гринписа». По его мнению, это приведет к тому, что у людей, ответственных за тушение лесных пожаров, исчезнет стимул к организации эффективной борьбы с ними. Кроме того, из-за слабой информированности возрастет ущерб имуществу и здоровью жителей. Директор департамента общественных связей Югры Антон Третьяков официально прокомментировал обвинения. Он ответил на упреки в комментариях. «Определение оперативным штабом порядка представления информации не является цензурой, которая, напомню, Законом о СМИ определяется как «требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Обращаю ваше внимание на то, что в Югре в течение всего июля информация о ситуации с лесными пожарами по состоянию на 12:00 и 17:00 дважды в день публикуется на официальном сайте www.admhamo.ru и рассылается в СМИ. Ежедневно в утреннем эфире и вечерних новостях окружной телекомпании «Югра» руководитель окружного оперативного штаба по борьбе с пожарами рассказывает о текущей ситуации, отвечает на вопросы, которые задают югорчане в сети Интернет. Вызывает искреннее сожаление, что такой авторитетный сайт позволяет такого рода заявления», – заявил Антон Третьяков. Как ранее писал «УралПолит.Ru», по сообщению пресс-службы губернатора Югры, на 9:00 2 августа в регионе действовало 17 лесных пожаров общей площадью 489 гектаров (в Нижневартовском районе – восемь, в Ханты-Мансийском районе – пять, в Белоярском – два и один в Кондинском районе). Сайт «ФелералПресс» предложил сравнить эти данные с опубликованными изданием данными информационной системы FIRMS по состоянию на 2 августа, которая зафиксировала пожаров значительно больше.

АВГУСТ, 3
The New Times
По сообщению Newsru.Com, редакция журнала The New Times опубликовала на своем сайте видеозапись с Триумфальной площади, сделанную 31 июля корреспондентом журнала Матвеем Крыловым. В конце видно, как некий плотный мужчина в гражданской одежде (зеленая футболка и кепка) грубо отпихивает камеру, буквально свинчивая выносной микрофон. Редакция попросила отозваться всех, кто знает этого человека, чтобы пожаловаться в правоохранительные органы. Редакция попросила отозваться всех, кто знает этого человека, чтобы пожаловаться в правоохранительные органы. Согласно статье 144 УК РФ, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, соединенное с повреждением его имущества, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет. А не заметить пресс-карту, висевшую на груди журналиста, мужчина не мог, убеждены в The New Times. Пользователь сайта журнала, зарегистрированный под ником maru, опознал мужчину, сломавшего камеру как Кирилла Геннадьевич Ревякова. Позже в Twitter оппозиционера Ильи Яшина появилась запись: «Опознал толстяка, сломавшего камеру NewTimes на Триумфальной. Майор Ревяков (Центр Э). Он был на обыске дома у К. Собчак». Наконец и сама Собчак по телефону сообщила редакции, что человек с видео участвовал в обыске, проводившемся у нее дома 11 июня: «Это тот, который сказал, что мне надо замуж за проверенного чекиста!! Это он!!». Редакция сообщает, что единственный след человека по имени Кирилл Геннадьевич Ревяков, который журналистам удалось обнаружить в открытых источниках, - это анкета зарегистрированного пользователя на сайте выпускников Нахимовского военно-морского училища (Ленинградского). Там написано: «После срочной пошел служить в МВД, в настоящее время - старший оперуполномоченный по особо важным делам МУРа, капитан милиции»...

АВГУСТ, 3
Все СМИ
Приставы в Хамовническом суде Москве, где идет суд на участницами панк-группы Pussy Riot, запрещают журналистам разговаривать в коридоре, тем самым препятствуя их профессиональной деятельности. В частности, когда корреспондент «Интерфакса» диктовал сообщение, пристав потребовал выключить телефон, заявив, что запрещено его использование в здании суда.

АВГУСТ, 4
Сергей Шевченко
Участнику украинской делегации в Карелии - публицисту Сергею Шевченко - не разрешили въезд на территорию Российской Федерации. Группа из 28 человек, среди которых двое прикарпатцев - депутат Ивано-Франковского областного совета Петр Шкутяк и журналист газеты «Галицкий корреспондент» Маричка Гаврилюк - 2 августа пересекла границу с РФ, сообщает сайт Общества «Мемориал». В Карелии делегаты планируют посетить урочище Сандармох, где в ноябре 1937-го в течение четырех дней тайно расстреляли более тысячи заключенных. На каких основаниях отказали во въезде Сергею Шевченко, пока не известно. На все вопросы пограничники отвечали, что не обязаны ничего объяснять. До этого никаких проблем с пересечением границы журналист не имел: он семь раз посещал Карелию, включая Соловки. Сергей Шевченко - автор ряда книг о трагедии Сандармоха и Соловецких лагерях, а также многочисленных статей в периодике. Вопросы есть и к российскому МИДу, который в одностороннем порядке возобновил «черные списки» - тайный список украинцев, пребывание которых на территории Российской Федерации считается нежелательным.

АВГУСТ, 6
Александр Чернега
Выборы президента давно прошли, а круги в информационном поле до сих пор расходятся. Редактор независимой газеты «Парамушир. Вести», депутат собрания Северо-Курильского городского округа (Сахалинская область) Александр Чернега никак не может добиться от избиркомов всех уровней информации, касающейся бюджетных средств, выделенных на выборы. Местный ТИК на его запросы давно реагирует вяло. Например, добиться опубликования отчета о расходовании бюджетных средств на муниципальных выборах 2009 года редактору удалось только после многократных обращений в облизбирком, в прокуратуру Северо-Курильска, а затем и в районный суд. Сегодня ситуация по мартовским выборам 2012 года аналогична выборам 2009 года. Северо-Курильская ТИК, несмотря на смену председателя, поддерживает старые «традиции». Облизбирком также «шифрует» бюджетные траты, скрывая суммы, выделенные на выборы Президента РФ. А оснований для недоверия чиновникам у редактора есть: 4 декабря прошлого года, после выборов в Госдуму, пропали списки избирателей Северо-Курильского округа с отметками о голосовании. Пропажу выявили спустя неделю, после заявления Чернеги в прокуратуру, и за это никто не понес наказания. Независимые наблюдатели отмечают и вброс около 300 бюллетеней на выборах президента, доказать или опровергнуть который невозможно по причине утери этих самых списков. Но журналист и депутат Чернега привык идти до конца. После того, как председатель облизбиркома Людмила Ветрова в ответ на его запрос о том, какие средства и из каких бюджетов выделялись на проведение выборов Президента РФ для Северо-Курильской ТИК, ответила, что средства выделялись из федерального бюджета, но сумму назвать не захотела, он направил запрос прокурору области Сергею Бессчасному. «Уважаемый Сергей Алексеевич! Обращаюсь к Вам за помощью, чтобы одернуть зарвавшихся руководителей избиркомов разного уровня, ставящих себя и свои избиркомы вне контроля общественности. Прошу Вас оказать помощь в получении информации из облизбиркома Сахалинской области о количестве и эффективности расходования денежных средств на проведение выборов Президента РФ 4 марта 2012 года в Северо-Курильске. Также прошу Вас воздействовать на Л. Ветрову, чтобы она обязала Северо-Курильскую ТИК опубликовать итоговые отчеты кандидатов в мэры на выборах 4 марта 2012 года». Журналист сослался на статью 28 Бюджетного кодекса РФ, декларирующую прозрачность и открытость бюджета, и статью 46 закона о выборах Президента РФ, предусматривающую обязанность избирательных комиссий разного уровня информировать избирателей о подготовке и проведении выборов – в том числе ходе бюджетного финансирования. И попросил - в случае выявления нарушений действующего законодательства привлечь виновных к ответственности.

АВГУСТ, 6
СМИ Краснодарского края
С 20 по 23 сентября в Сочи (Краснодарский край) пройдет XI Международный инвестиционный форум «Сочи-2012». Традиционно организатором форума выступает торгово-промышленная палата Краснодарского края. Не успел закончиться форум 2011 года, как в ноябре уже началась регистрация участников на 2012 год. Требования, которые предъявляют организаторы форума к прессе, противоречивы, а некоторые и вовсе вне рамок закона. Так, устроители приглашают все «заинтересованные средства массовой информации», однако обязательным требованием для СМИ является предоставление публикации с предыдущего Международного инвестиционного форума «Сочи-2011», что является очевидным нарушением закона «О СМИ». Кроме того, организаторы оставляют за собой право отказа в аккредитации без объяснения причин. Это также грубое нарушение Закона РФ «О СМИ», поскольку статья 48 этого закона гласит, что лишение аккредитации или отказ в её предоставлении должны оформляться письменным документом с указанием ФИО и должности лица, принявшего соответствующее решение. В отказе должна быть ссылка на пункт правил или положение законодательства, установившие применяемое основание с указанием порядка обжалования принятого решения. К тому же, согласно Закону «О СМИ», отсутствие аккредитации не является основанием для умаления законных прав журналиста, который вправе собирать информацию всеми законными способами. Из опыта проведения предыдущих экономических форумов в Сочи можно предположить, что не аккредитованному журналисту работать на форуме будет невозможно, поскольку пройти на территорию выставочных павильонов через металлоискатели и охрану невозможно. Впрочем, и аккредитованная пресса не может похвастать особыми привилегиями. Например, за главным событием форума, официальным открытием, журналисты вот уже 2 года подряд наблюдают не в зале Зимнего театра, где происходит действо, а на большом экране, сидя в специальном закрытом помещении с охраной, биотуалетом и бесплатным фаст-фудом. Покидать это помещение во время проведения официального открытия форума представителям прессы, прошедшим досмотр, строго воспрещается.

АВГУСТ, 6
СМИ Польши
Сотрудники пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области селе Амурзет Октябрьского района задержали двоих фрилансеров – граждан Польши. Они прибыли в погранзону якобы с целью съемки фильма о жизни еврейской общины. При этом въехали журналисты в приграничье без оформления соответствующих документов, дающих право пребывания в погранзоне. Нарушители привлечены к административной ответственности за нарушение пограничного режима в пограничной зоне, на них наложен штраф. Сотрудниками ФМС России осуществлена проверка законности их журналистской деятельности, по результату которой в отношении лиц составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 18.8 («Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации»), выраженном в несоответствии фактической (журналистская деятельность) и заявленной (туризм) целей пребывания в РФ, сообщили в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Хабаровскому краю и ЕАО.

АВГУСТ, 6
Елена Масюк

Зоя Светова
Александр Подрабинек
Александр Минкин
Олег Кашин
Владимир Варфоломеев
Журналисты, работающие на процессе по делу Pussy Riot, пожаловались главе Федеральной службы судебных приставов Артуру Парфенчикову на действия его подчиненных. В Хамовническом суде Москвы журналистов «ежедневно унижают», «их часами держат на лестнице, не пуская даже на этаж, где проходят заседания, их толкают, на них повышают голос, их силой выводят из зала заседаний», говорится в открытом письме, составленном журналисткой Еленой Масюк. Письмо подписали Зоя Светова, Александр Подрабинек, Александр Минкин, Олег Кашин, Владимир Варфоломеев и другие журналисты. Журналисты утверждают, что приставы не носят жетонов, не представляются и «угрожают спустить на них служебного ротвейлера, неотлучно находящегося в зале судебного заседания». «Мы приходим в Хамовнический суд, чтобы выполнять свой профессиональный долг – рассказывать о ходе открытого судебного процесса, а не для того, чтобы безымянные люди в черной форме с желтыми нашивками нас унижали и оскорбляли», - подчеркивается в письме. В понедельник в Хамовническом суде состоится шестое слушание по существу дела о панк-молебне. На предыдущем заседании в зале и в коридорах суда происходили скандалы и стычки. «Приставы, ссылаясь на распоряжение судьи Марины Сыровой, удаляли из здания суда свидетелей защиты, а судья, в свою очередь, отказывалась рассматривать ходатайства о допросе этих свидетелей именно потому, что их не было в здании. В частности, свидетеля защиты эколога Ярослава Никитенко приставы столкнули с лестницы, разбив его мобильный телефон», - напоминает корреспондент «Коммерсанта» Олег Кашин.

АВГУСТ, 6
Газета «Родная нива»
В Ивановской области вынесен приговор местному поэту, который встал на преступный путь, чтобы пробить себе дорогу к славе. Мстительный литератор поджег редакцию газеты «Родная нива» после того, как журналисты отказались опубликовать его творчество. По приговору Палехского районного суда 25-летний житель Лухского района Т. проведет за решеткой три года. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии общего режима, сообщает официальный сайт областной прокуратуры. Как следует из материалов дела, 3 октября 2011 года осужденный в ночное время совершил поджог редакции газеты «Родная нива». Данное преступление вызвало большой общественный резонанс, и личность подозреваемого была оперативно установлена сотрудниками правоохранительных органов. Сначала Т. отрицал свою вину, но затем дал признательные показания и выдал сотрудникам полиции одежду, в которой находился в момент поджога. Он также передал оперативникам бутылку, куда наливал горючую жидкость для совершения преступления. Обвиняемый житель поселка Лух раскрыл и курьезный мотив содеянного. По его словам, спалить редакцию он решил из-за личной неприязни к исполняющей обязанности главного редактора, которая отказывалась публиковать его заметки и стихи. В ходе расследования был выявлен еще один факт преступной деятельности Т. В конце августа 2011 года из редакции был похищен фотоаппарат Olimpus, который впоследствии вернул отец Т. На заседании в суде Т. свою вину в совершении поджога признал, а факт завладения фотоаппаратом тоже объяснил желанием понудить редакцию опубликовать его заметки. Молодому поэту с преступными наклонностями инкриминировали статью 167 УК РФ («Умышленное уничтожение чужого имущества») и статью 158 УК РФ («Кража»).

АВГУСТ, 6
«Комсомольская правда»
В производстве Арбитражного суда Московской области находится дело по иску о защите деловой репутации ООО «Тектон» к газете «Комсомольская правда». Иск подан в связи с публикацией в этом издании статьи «как сельский глава войну бандитам объявил», в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Истец требует опровержения ряда фрагментов статьи.

АВГУСТ, 6
Газета «Новомосковская правда»
В городе Новомосковске Тульcкой области в полном объеме изъят последний тираж «Новомосковской правды» с информацией о странном мусоре с остатками шприцев и капельниц в Детском парке, сообщил сайт «Новомосковск сегодня». Дело в том, что редакция газеты по каким-то непонятным причинам осмелилась опубликовать скандальный материал. И даже несмотря на то, что ситуация в общем то уже прояснилась, очевидно, что городские власти отчаянно желают «замять» это дело. Ничем другим нельзя объяснить экстренный визит в «Правду» высокопоставленных сотрудников администрации, курирующих вопросы политической и идеологической безопасности. Эти люди, по словам очевидцев и изъяли весь тираж. То, что не удалось конфисковать на почте, было изъято из киосков.

АВГУСТ, 7
Светлана Кравченко
В Сочи (Краснодарский край) мировой суд должен рассмотреть заявление сотрудника ООО «ЧОП РЕГИОН-3» Владимира Кривошеева в отношении регионального корреспондента ИА «Кавказский узел» Светланы Кравченко. Частный обвинитель утверждает, что журналистка нанесла ему побои, и требует привлечь ее к ответственности, предусмотренной статьей 116 УК РФ («Побои»), предусматривающей наказание в виде штрафа, либо исправительных работ, либо ареста на срок до трех месяцев. Инцидент, после которого Владимир Кривошеев обратился в суд, произошел в Сочи 8 декабря 2011 года на территории абонентского отдела ООО «АБВК-Сочи». «На «Кавказском узле» вышла публикация о том, что у жителей двух улиц в Сочи в течение недели нет воды. Для решения проблемы с них требовали три миллиона рублей. Люди не понимали, за что они должны платить такие деньги. Они обратились ко мне, и мы вместе пошли в «Водоканал» для того, чтобы прояснить возникшую ситуацию», - рассказала Светлана Кравченко. По ее словам, она взяла с собой видеокамеру, чтобы фиксировать на нее все происходящее. «Я предупредила начальника абонентского отдела (предприятия ООО «АБВК-Сочи») Эльвиру Сафронову о том, что я журналист, показала ей свое удостоверение, сказала, что намерена вести видеосъемку. Со мной присутствовали два заявителя - Татьяна Курило и Сергей Ефимов, они видели и слышали все то, что последовало после моих слов», - продолжила Светлана Кравченко. Эльвира Сафронова, по словам Кравченко, запретила ей вести съемку, ссылаясь на то, что объект является режимным. После чего в абонентский отдел были вызваны сотрудники частного охранного предприятия. «Я сколько могла, вела видеозапись. Затем в абонентский отдел ворвались человек десять охранников, и чоповец Кривошеев выбил у меня видеокамеру. Я сказала ему, что он препятствует деятельности журналиста, но в ответ посыпались сплошные оскорбления в мой адрес. Вызванные Сафроновой сотрудники ЧОП блокировали выход из помещения. В помещении было душно, и мне стало плохо, я стала пытаться вырваться на свежий воздух», - рассказала С. Кравченко. Свидетель инцидента Татьяна Курило говорит, что журналисту стало плохо, она попросила выпустить ее из абонотдела. Но никто этого делать не собирался. Тогда Светлана Николаевна стала прорываться к выходу. Они побежали за ней, стали хватать ее за руки, за ноги, чтобы не дать ей возможности уйти. Они закрыли входную дверь в здание, задерживая ее, как преступницу. «Мы были в шоке», - рассказала Татьяна. После инцидента на территории «АБВК-Сочи» Светлана Кравченко в сопровождении Татьяны Курило и Сергея Ефимова была доставлена на станцию скорой помощи города Сочи, где ей была оказана помощь, запись о которой имеется в карте вызова. Мировой судья Александр Скороходов принял заявление Владимира Кривошеева, которое Кравченко называет ложным доносом. «Дело строится на показаниях десяти свидетелей предприятия, на территории которого произошел инцидент», - отметила Светлана Кравченко.

АВГУСТ, 7
Телеканал «Дождь»
Замоскворецкий суд Москвы отклонил иск фонда «Федерация» о защите чести и достоинства к телеканалу «Дождь». Об этом сообщила пресс-секретарь суда Евгения Пазухина. «Суд постановил отклонить исковые требования в полном объеме», - сказала Пазухина, добавив, что суд огласил только резолютивную часть постановления, поэтому причины принятия такого решения пока неизвестны. Фонд обратился в суд из-за негативных комментариев по поводу состоявшегося в конце 2010 года благотворительного вечера. Истец просил признать не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию фразы: «продавались деньги на мероприятие или не продавались?» и «благотворительность построена на доверии, и то, что фонд «Федерация» подрывает систему доверия, и в этом его разрушительный смысл». Эти комментарии прозвучали в передаче «Здесь и сейчас», вышедшей в эфир 15 марта 2011 года (см. монитор за март 2012 года). В качестве соответчиков по иску привлечены два сотрудника телеканала. Материального возмещения истец не требовал. В конце 2010 года фонд «Федерация» провел в Петербурге концерт, в котором принял участие и даже спел и сыграл на рояле Путин. Однако в марте 2011 года мать больной раком девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо, заявив, что не получила обещанных фондом денег. Оказалось, что деньги не поступили и в некоторые больницы, которым обещал помочь фонд. Фонд заявил, что целью концерта был не сбор денег, а намерение привлечь внимание к проблемам больных детей, а также клиник, где они проходят лечение. После скандала деньги на счета больниц все-таки поступили.

АВГУСТ, 7
Телекомпания «Клопс ТВ»
Телекомпания «Каскад»
Вячеслав Розумович
В Калининграде во время работы журналистов на месте гибели бывшего начальника Калининградской оперативной таможни Сергея Тюпина неизвестные напали на съемочные группы телекомпаний «Клопс ТВ» и «Каскад». Когда журналисты приблизились к месту происшествия, к ним подошли двое мужчин в гражданской одежде и, не представившись, в грубой форме потребовали прекратить видеосъемку. После этого один из мужчин схватил оператора Вячеслава Розумовича сзади за шею, а другой, назвавшийся Камилем, начал вырывать камеру из рук. При этом телевизионное оборудование было сломано. Забрав камеру, мужчина вытащил аккумулятор и со словами: «Отдам, когда все уедут», ушел. Позже он начал орать: «Вы все тут быдло, а мы таможенники, нам ничего за это не будет». Во время этого инцидента буквально в нескольких метрах находилась работавшая на месте происшествия оперативная группа регионального управления Следственного комитета. По словам пострадавших журналистов, сотрудники правоохранительных органов не сделали никакой попытки остановить неизвестных, а просто молча курили и наблюдали за происходящим. Почти такой же инцидент произошел и со съемочной группой телекомпании «Каскад». Корреспонденту Владимиру Силиневичу и оператору Екатерине Калиниченко тоже в грубой форме запретили работать на месте гибели экс-таможенника С. Тюпина. Представители прессы подают заявление о нападении в правоохранительные органы. В Калининградской областной таможне утверждают, что сотрудники ведомства не имеют отношения к нападению на журналистов «Клопс ТВ». Как сообщила начальник отдела по связям с общественностью Наталья Каданцева, бывшие подчиненные погибшего Сергея Тюпина, на месте гибели которого произошло нападение на журналистов, не входят в структуру региональной таможни.

АВГУСТ, 7
Все СМИ
В ходе судебного заседания в арбитраже Санкт-Петербурга и Ленинградской области 7 августа представитель Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявил об ограничениях, которые налагает на журналистов закон «О персональных данных». По версии чиновника, упоминание человека в СМИ возможно только с его согласия, а в случае требования после выхода информации в свет редакция обязана удалить любые персональные данные. Это можно назвать попыткой вернуть цензуру и посягательством на свободу информации. Конституция Российской Федерации провозглашает полный и абсолютный запрет цензуры (часть 5 статьи 29) как гарантию обеспечения свободы массовой информации. Эта же норма содержится в статье 3 закона РФ «О СМИ», которая так и называется – «Недопустимость цензуры». Тем не менее, время от времени слышны голоса политиков и чиновников о необходимости введения цензуры в том или ином виде. Речь идет как о предварительной цензуре (согласование материалов с уполномоченными государством ведомствами), так и о последующей, после выхода информации в средствах массовой информации. Поэтому не удивительно, что представитель Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выступая в суде, заявил о том, что СМИ не имеют права упоминать любые персональные данные граждан без их согласия. Причем это заявление было сделано на примере частного случая – опубликования информационным агентством судебного решения. Заметим, что ссылка на закон «О персональных данных» со стороны чиновника, юриста по специальности, выглядит тем более неуклюже, поскольку публикация актов органов власти и, в частности, судебных решений прямо прописана в законодательстве как исключение. Соответственно, удаление персональных данных основных участников процесса (истцы, ответчики, подсудимые, третьи лица и т.п.) не требуется. Дальше – больше. В присутствии корреспондента Фонда защиты гласности представитель Роскомнадзора сообщил, что если персональные данные уже были опубликованы, то СМИ по первому требованию гражданина обязаны их удалить. Каким образом это сделать в случае с печатной прессой или с вышедшей в эфир теле- или радиопрограммой, чиновник пояснить не смог, посетовав, что это будет сделать затруднительно. Понятно, что обосновать нормами закона требование последующей цензуры, которую часто называют карательной (поскольку она происходит уже после публикации или выхода в эфир), чиновник не смог. Самое удивительное, что подобные заявления делает юрист ведомства, которое должно стоять на страже соблюдения законодательства в области средств массовой информации! Если эта самовольная трактовка чиновниками законодательства не будет опровергнута вышестоящим руководством и судами, то де-факто журналисты не смогут давать полную и объективную информацию о происходящем.

АВГУСТ, 8
«Газета недели в Саратове»
Прокуратура Кировского района Саратова проводит проверку по обращению спикера областной думы Марины Алешиной, которая считает, что в «Газете недели в Саратове» была опубликована клеветническая статья. В рамках проверки прокуратура возьмет объяснения у автора статьи «Радуйтесь, вы победили!» Елены Ивановой и главного редактора издания Дмитрия Козенко. Конфликт начался после того, как в ИА «Версия-Саратов» обратилась жительница Саратова Валентина Ключникова. Она рассказала, что ее соседка по даче, спикер областной думы Марина Алешина, перекрыла ей доступ к водоснабжению. По мнению дачницы, таким образом, ее выживают с участка. Позже статью о Ключниковой написала журналистка «Газеты недели в Саратове». М. Алешина заявила, что эти сведения не соответствуют действительности и обвинила СМИ в политической провокации.

АВГУСТ, 8
Роман Пятаков
В Саратове на Сенном рынке сотрудники частного охранного предприятия грубо противодействовали работе СМИ. Во время инспекционной поездки «Народного контроля «ЕР» охранники пытались закрывать объективы фото - и видео камер журналистов. Корреспондентам мешал мужчина, представившийся начальником службы охраны Сергеем Мулдашевым. Примечательно, что к нему подошел один из ЧОПовцев и поинтересовался: «Камеры разбивать?». На что начальник охраны ответил: «Не разбивать, но снимать не давать». В итоге охранники при помощи физического воздействия выдворили нежелательных гостей за территорию комплекса. Работников СМИ хватали за руки и аппаратуру, толкали. Позднее один из представителей службы безопасности признался, что если бы он допустил работу прессы на рынке, ему грозило бы увольнение. В списке пострадавших: восемь журналистов – три телевизионных группы и два представителя информагентств. В числе пострадавших оказался журналист «Четвертой власти» Роман Пятаков. Примечательно, что ранее охрана Сенного уже позволяла себе подобные действия по отношению к журналистам.

АВГУСТ, 8
Газета F5
Выпуск газеты F5 был приостановлен по экономическим соображениям. Об этом сообщил владелец газеты и ее главный редактор Юрий Кацман. Он добавил, что планирует возобновить выпуск газеты в октябре в новом формате. Сайт при этом будет работать в прежнем режиме. Один из авторов F5 писатель Леонид Каганов сообщил в своем блоге, что газета F5 закрылась. «Больше не будет стихов, которые я писал три года каждый понедельник по мотивам события недели», - добавил он. Еженедельная газета F5 выходила с 2009 года и распространялась бесплатно в клубах, ресторанах и аэропортах. Именно на сайт F5 в апреле 2011 года возродилась после закрытия на «Дожде» программа Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова под новым названием «Гражданин поэт». В апреле 2012 года Юрий Кацман, являвшийся на тот момент главным редактором издания, выкупил газету у медиагруппы Михаила Прохорова «ЖV!». Кацман стал полноправным владельцем газеты в обмен на свою долю в медиагруппе.

АВГУСТ, 9
Андрей Корецкий
В Тракторозаводском районном суде Челябинска состоялось первое заседание по делу журналиста Андрея Корецкого, обвиняемого в вымогательстве денежных средств в крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 163 УК РФ. Подсудимому грозит наказание до семи лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тысяч рублей. Расследование уголовного дела в отношении редактора информационного сайта «UralDaily.ru» Андрея Корецкого было инициировано после того, как в квартире журналиста состоялась передача денег от представителя главы Каслинского района Александра Коробейникова. Полученные видео- и аудиоматериалы дали следствию основания полагать, что Корецкий занимался вымогательством с целью прекращения публикации критических материалов о деятельности чиновника (см. монитор за март 2012 года). «Он в период с марта 2010 по 09 февраля 2011 года, находясь на территории города Челябинска, потребовал от ранее знакомого Коробейникова А. В. передать ему деньги в сумме 400 000 рублей, под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего и иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего», - утверждается в обвинительном заключении. Сам журналист уверяет, что глава Каслинского района А. В. Коробейников задолжал ему эти деньги в качестве зарплаты за выборную кампанию, которую он помогал тому вести. Обвинение, по словам Корецкого, сфабриковано, предъявлено ему спустя год, доказательств его вины нет, а значит, согласно презумпции невиновности, он может и должен быть оправдан. В то же время, говоря о заказном характере его дела, он считает себя пострадавшим за критику власти. Как утверждает Андрей Корецкий, дело против него было сфабриковано, а операция по его задержанию являлась лишь предлогом для прикрытия оппозиционного сайта, на котором размещалась негативная информация о деятельности областных властей. В защиту журналиста выступил член Московской Хельсинской группы, председатель совета по гласности при Судебном департаменте Верховного Суда РФ Алексей Симонов, который дал экспертную оценку обвинительного заключения.

АВГУСТ, 10
Телекомпания ОТВ-3
В Омске чиновники областного кабинета министров, обновленного после смены областного главы, обнаружили странную сделку с телекомпанией, проведенную их предшественниками. Областные юристы и экономисты передали в облпрокуратуру материалы проверки прошедшей в 2011 году сделки по продаже телекомпании ОТВ-3. В то время контрольный пакет ее акций принадлежал правительству области, возглавляемому губернатором Полежаевым. На аукцион они были выставлены после того, как тогдашний глава государства Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию заявил, что органам власти субъектов РФ следует избавляться от активов, которые не имеют отношения к их полномочиям – в частности, нужно им расставаться со средствами массовой информации. Из множества СМИ, контролируемых областными властями, выбран был для приватизации телеканал, позволявший себе сравнительно объективное освещение местных событий в силу того, что четвертью с лишним его акций владело независимое агентство «КП-Мастер». Продан был телеканал в начале прошлого года за странно скромную сумму – 24 миллиона рублей. По итогам аукциона его покупательницей стала никому не известная предпринимательница из соседнего Новосибирска. Приобретение оказалось для нее крайне выгодным – вскоре она перепродала его собственникам «Рен-ТВ» за 120 млн. руб. Новый губернатор Виктор Назаров, вступивший в должность 30 мая 2012 года, инициировал проверку законности сделок с имуществом, принадлежавшим области, проведенных в последние 3 года руководства прежнего областного главы. В их числе и продажа ОТВ-3. Как сообщил 10 августа портал облправительства, есть основания полагать, что аукцион прошел не вполне законным путем – «на некоторых его потенциальных участников могло быть оказано давление, в результате чего предприятие было продано за начальную стоимость, которая в пять раз ниже рыночной». Материалы, собранные и обобщенные специалистами, переданы в прокуратуру, которая должна выяснить подробности – по чьей конкретно вине бюджет области потерял на этой сделке десятки миллионов рублей.

АВГУСТ, 10
Андрей Лавров
Суд Советского района Челябинска отказал руководителю МГЕР Александру Галкину в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и распространении порочащих о нем сведений, где он просил компенсации в 100 тысяч рублей. «Порочил» партийного руководителя преподаватель вуза и политолог Андрей Лавров. В своем блоге в непринужденной форме «разговора на кухне» он рассказал, какую шкалу поборов на предвыборные митинги практикуют в МГЕР. Политологу, в свою очередь, об этом поведали рассерженные поборами студенты, фамилии которых он впоследствии не пожелал назвать. Происходило сие в период между декабрьскими и мартовскими выборами. А через 4 месяца в двери к Лаврову постучались: повестка в суд. Пришлось Лаврову обращаться к экспертам, адвокатам и регулярно ходить в суд. Обе стороны представили заключения экспертов–лингвистов. Александра Галкина, в частности, оскорбило то, что Лавров назвал его эффективным менеджером. Это «умаляет основные функциональные обязанности лидера регионального отделения МГЕР, сравнивает его деятельность с финансово-предпринимательской», подчеркивал эксперт со стороны Галкина (см. монитор за июнь 2012 года). И вот на днях, заслушав все экспертизы, суд Советского района Челябинска отказал руководителю Челябинского МГЕР Александру Галкину в удовлетворении иска о защите чести и достоинства. Галкин не исключает, что подаст апелляцию на решение суда.

АВГУСТ, 10
Газета «Новгородская правда»
На прошедшей пресс-конференции кандидат в губернаторы Новгородской области Ольга Ефимова и первый секретарь областной комсомольской организации Константин Иванов сообщили о попытках скупки тиража газеты «Новгородская правда». В номере от 26 июля было опубликовано открытое письмо Ефимовой к президенту и премьеру с заявлением об административном давлении на депутатов. «Приближенные к администрации люди говорили мне, что была попытка выкупить у типографии полностью весь тираж, – сказала Ефимова. Кроме того, по утверждению Ефимовой, некие люди подходили к сторонникам КПРФ, раздававшим «Новгородскую правду», и старались выклянчить у них как можно больше газет. Константин Иванов: «Сразу подошли ребята: «А можно газетку? – Да, – говорю. – А можно ещё? – Да. – А можно восемь?» Таких ребят подошло человек 40-50. Какие-то люди сказали, что из крупной компании и попросили полпачки наших газет. Узнал там представителей ЛДПР, чуть ли не с пивом… Потом мне рассказали, что у этих групп были организаторы, которым платили по 2000 рублей, за каждый экземпляр газеты платили тоже». По свидетельству очевидцев, скупали газету и в других местах. «К нам сразу же подошли несколько человек. Они стали просить газеты и себе, и родственникам, и соседям. Я увидела, что все газеты складывали в одну сумку. Нам также предлагали деньги: 500 рублей за небольшую пачку газет», - рассказала Елены Пеморчук, участник одного из пикетов, где распространялась газета.– у ТЦ «Барк» творилось то же самое.

АВГУСТ, 10
Валентина Шепелева
Редакция районной газеты «Голос целинника» (Курганская область) стала дипломантом IV национального конкурса «Информационное пространство: Власть-Общество-СМИ» в номинации «Социально направленные проекты», однако получить награду в Совете Федерации РФ, где проходила церемония награждения, редактору газеты Валентине Шепелевой не удалось. Учредитель газеты - Комитет по печати и СМИ Курганской области (председатель Денис Литовченко) посчитал, что ехать ей в Москву нецелесообразно. Валентина Шепелева стала невыездной после того, как выиграла суд у губернатора. Об этой истории ФЗГ писал в прошлом году. Напомним, 19 августа 2011 года редактора «Голоса Целинника» уволили по распоряжению губернатора Курганской области Олега Богомолова на основании пункта 2 статьи 278 Трудового Кодекса РФ без предупреждения и объяснения причин. Суд восстановил Шепелеву в должности, и, судя по всему, этого ей не простили. Свидетельством тому стал запрет чиновников Комитета по печати и СМИ на поездку в Екатеринбург, где проходил семинар Гильдии издателей периодической печати по газетному дизайну. Любопытно, что из-за запрета Шепелевой пострадали еще два редактора курганских районок. Не пущать - так никого! Между тем, второе место газеты «Голос целинника» в престижном национальном конкурсе еще раз доказало высокий профессионализм редактора. И с этим ее работодателю придется считаться. Интересно, что социальный проект «Зауральская глубинка», с которым редакция шла на конкурс, был организован совместно с депутатом Курганской областной Думы Владимиром Менщиковым. Журналисты и депутат решили объехать 25 деревень Целинного района с населением меньше 200 человек, и рассказать, как живется сегодня там людям. С собой в дорогу они приглашают социальные службы, представителей торговли, парикмахеров, устраивают конкурсы, закладывают аллеи. Для местных жителей такой визит - настоящий праздник! Но видно, кому-то это не очень нравится…

АВГУСТ, 12
СМИ Приморского края

Управление Роскомнадзора по Приморскому краю провело совещание с редакторами и журналистами местных СМИ. Познакомило с цифрами: печатных СМИ всё меньше, сайтов больше, цензуры нет, а экстремизмом занимается министерство внутренних дел… В Приморье всегда было много СМИ. Официально их было зарегистрировано намного больше, чем в соседних регионах. Сейчас количество изданий резко снижается. Если в 2009 году в крае было зарегистрировано 562 СМИ, то в 2010 году уже 431, в 2011 – 386, а нынешним летом осталось 375 СМИ. Более 60% изданий закрываются самими учредителями, многие фактически перестают выходить, и тогда Роскомнадзор аннулирует их регистрацию через суд. Новые издания, конечно, появляются (в 2009 году зарегистрировано 49 СМИ, в 2010 - 39, в 2011 - 41, но в этом году пока всего 19). Есть СМИ, специально созданные «под выборы» - они живут лишь короткий период, останавливаются на год, возобновляются снова. В Приморье всё чаще стали выходить тематические выпуски и вкладыши. Всё больше регистрируется рекламных газет. «СМИ пытаются хитрить: выпускают основное издание в одной типографии, в другой типографии – вкладыш с другим тиражом и другой нумерацией. То есть фактически это уже другое издание, - комментирует начальник отдела Сергей Третьяков. – Мы объясняем: собираетесь сделать тематическое вложение, помните: оно не должно иметь обособленных выходных данных. У нас была практика, когда одно солидное издание, выходящее во Владивостоке, начало выпускать в одной типографии основную газету, в другой типографии - вкладыш, разным тиражом и с разной нумерацией. То есть фактически осуществлялся выпуск второго, незарегистрированного СМИ. Кстати, именно за такую практику поплатился штрафом редактор газеты, выпускавший молодежное приложение. Так что редактору не поможет аргументация: у нас была необходимость выпустить дополнительную информацию, мы превысили объём». «Всё больше появляется сайтов, - продолжил С. Третьяков. – В законодательстве появились новые понятия: телеканал, радиоканал, многие СМИ имеют сайты, сетевые издания. Многие печатные СМИ имеют сайт, и они на 99% не являются СМИ». Пока среди главных нарушений приморских СМИ Роскомнадзор отмечает нарушения публикации выходных данных, предоставление обязательного экземпляра печатных СМИ в Федеральное агентство по печати и в Книжную палату. Журналисты, естественно, поинтересовались, сколько, начиная с 2008 года, было выявлено фактов цензуры? Получили ответ: Роскомнадзор этим не занимается, нужно обращаться в прокуратуру. Журналист Анастасия Попова прокомментировала: «Кому это нужно? Я, столкнувшись с цензурой, перешла в «Арсеньевские вести», меня эта проблема волновать перестала. Это деяние против общества, из которого делают толпу дураков. И если у нас есть орган, который должен пресекать нарушения в области СМИ, я не пойму, почему он занимается вылавливанием блох у редакций и не занимается пресечением нарушений органов власти, которые вредят обществу?». Редактор «Новой газеты» во Владивостоке» Андрей Островский спросил чиновника: «Есть такие термины, как экстремизм и терроризм. Завтра я публикую сказку «О попе и его работнике балде» Пушкина - что будет?». В ответ услышал: «Экстремистскими материалы признаются по решению суда, мы сами не уполномочены... Мы отправляем материалы на лингвистическое исследование на наличие признаков экстремизма. В Приморском крае ещё не было случая, чтобы Роскомнадзор обратился в суд о признании материалов экстремистскими. Мы столкнулись с этой ситуацией, когда СМИ опубликовали информацию об экстремистских организациях без ссылки, что они экстремистские, а она должна присутствовать обязательно». Естественно, обсуждались нарушения СМИ во время предвыборной агитации. И, конечно, назвали и «Арсеньевские вести». Анастасия Попова признала: «Да, во время выборов президента назвали среди нарушителей нашу редакцию. Мы, может, что-то нарушили, когда под словами Говорухина о том, что Путин создал в государстве нормальную цивилизованную коррупцию, написали, мол, голосуй за нормальную цивилизованную коррупцию». Из наиболее актуальных вопросов был, конечно, вопрос о форумах: что делать с комментариями на форумах на сайтах СМИ? Ответ: «Роскомнадзор проверяет сайты, которые зарегистрированы как СМИ» (напомним, сайты большинства СМИ не зарегистрированы). В отношении комментариев, которые имеют признаки экстремизма, сотрудники направляют главному редактору уведомление: если в течение 24 часов комментарий не будет снят, СМИ выносится предупреждение. Далее материалы переправляются в УВД, полиция занимается розыском человека, написавшего комментарий. Потому-то газетчики в очередной раз и напомнили своим читателям, что вся ответственность за комментарии лежит на них, а не на газете! И при всём желании журналисты не смогут защитить их от преследования по экстремистским статьям.

АВГУСТ, 12
Интернет-ресурс «М-51»
Денис Прокопенко
Ежегодный слёт байкеров в Мурманской области завершился для некоторых его очевидцев печально. В частности, пострадал корреспондент интернет-ресурса «М-51» Денис Прокопенко, снимавший происходящее на свой мобильный телефон. Дело в том, что корреспондент запечатлел не только спортивные сцены. К завершению соревнований обнаружилось, что некоторые молодые люди, пришедшие в качестве зрителей на мероприятие, напились настолько, что потребовалось вызывать скорую медицинскую помощь. Это малоприятное для организаторов соревнования зрелище - появление машины «скорой помощи», пьяный в стельку подросток на носилках, публичный скандал - было заснято корреспондентом «М-51». Устроители спортивного шоу обеспокоились не состоянием пьяного подростка, не скандальным развитием дальнейших событий, а тем, что случившееся зафиксировано на видеокамеру. Организатор фестиваля Михаил Крапля потребовал от журналиста удалить запечатленные факты с карты памяти фотоаппарата. Последний отказался, сообщив, что выполняет редакционное задание. Тут же появившиеся соратники М. Крапли сообщили журналисту, что лучше выполнить требование, чем продолжать выяснение отношений. Корреспондент сделал вид, что удалил запись, чем еще больше разозлил оппонентов. Он получил удар в лицо, затем у него отобрали телефон и уничтожили карту памяти. Михаил Крапля предупредил журналиста, что жаловаться на избиение и на изъятие фотоматериалов бесполезно, поскольку свидетели со стороны организатора соревнований при необходимости, мол, подтвердят, что в произошедшем виноват сам журналист, а для убедительности, дескать, и травмы «пострадавшим» от корреспондента можно организовать, издевательски заявил М. Крапля, приказав журналисту убираться. Редакция сайта «М-51» готовит заявление в полицию, организатор слёта байкеров в Мурманской области М. Крапля должен ответить за рукоприкладство и за воспрепятствование работе журналиста.

АВГУСТ, 13
Газета «Арсеньевские вести»
Не знаю, как в других регионах, но в Приморье, особенно в районах, стало привычным молчание чиновников в ответ на любую критику, на любые сигналы, статьи и выступления. Даже если из Москвы командуют: разберись и ответь. Вот лишь одна история, о которой сообщила в газету журналист Александра Набокова, руководитель отделения Общественного движения Приморского края «Хранители закона». Акции горняков известного в Приморье комбината «Дальполиметалл» на сумму более 60 миллионов исчезли бесследно. Они обратились в газету «Арсеньевские вести». Александра Набокова собрала материал, в газете напечатали статьи «Обман земляков знаменитым депутатом», «Где акции?». Их послали в Москву - для принятия мер - в Следственный комитет А. Бастрыкину. Оттуда пришёл ответ: обращение направлено в Генпрокуратуру РФ. Из Генпрокуратуры письмо направили в Приморье – в краевую прокуратуру. Оттуда - в прокурору Дальнегорска, младшему советнику юстиции А. Ерзикову: «Направляю Вам для рассмотрения по существу обращение руководителя филиала ОДПК «Хранители закона» Набоковой А.В.»… Наконец, журналист получила ответ: «в удовлетворении жалобы об отмене постановления - о прекращении уголовного дела № 321204 - следует отказать»… В «Арсеньевских вестях» вышла статья «Уголовное дело № 321204 прекращено». В ней рассказывалось, что 13 февраля 2008 года следственным отделом при ОВД по Дальнегорскому городскому округу было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, совершенном организованной группой - по факту хищения акций акционеров ОАО «Дальполиметалл». В июле 2009 года постановлением следователя СЧ СУ при УВД по Приморскому краю уголовное дело № 321204 было прекращено - за отсутствием события преступления. Затем 11 ноября 2010 года это уголовное дело направлено первому заместителю начальника Департамента экономической безопасности. МВД России генерал-майору милиции А.В. Хореву и до настоящего времени в СУ УМВД России по Приморскому краю оно не поступило. Уголовное дело № 321204 запропастилось, судя по ответу, где-то наверху, в кабинетах… Прокуроры и их замы, краевые, городские, районные и республиканские, Следственные комитеты и Управления внутренних дел, генералы и следователи – их много. Все – при деле и зарплатах, а дело с места не сдвинулось. Газетные статьи и гласность – не помогли? И случай этот – не единственный. Любые газетчики могут привести массу примеров. А мы – о гласности? Или слышимости? Или об ответственности?

АВГУСТ, 13
СМИ Карелии
Недавняя чрезвычайная ситуация, случившаяся в северных районах Карелии, когда ряд населенных пунктов в результате обильных дождей попали в зону наводнения, обнаружила информационную незащищенность местных жителей. Как выяснилось в ходе расследования, органы федеральной и местной власти, уже обладая сведениями об ожидаемой катастрофе (обильные дожди разрушили защитные сооружения и вода из хранилищ неминуемо должна была хлынуть на населенные пункты), не имели возможности оперативно довести данную информацию до местных жителей. В районах нет информационных ресурсов для экстренного оповещения граждан. Местная газета выходит один раз в неделю, районные радиоточки давно ликвидированы, республиканское телевидение технически недоступно для жителей ряда поселений. Интернет-сообщение отсутствует. Да и воспользоваться интернет-технологиями было бы невозможно, поскольку в момент наводнения была остановлена работа источников электроэнергии. В результате, когда сведения о разрушающейся дамбе стали известны, когда быстро вышедшие из берегов реки стали затапливать поселения, представители власти вынуждены были объезжать населенные пункты (где еще сохранялась проезжая дорога) и в индивидуальном порядке информировать жителей о грозящей опасности. По предварительной информации, стихия нанесла Кемскому району ущерб в размере более 9 миллионов рублей. Ущерб от прорыва дамбы в Беломорском районе, по предварительным данным, гораздо меньше (460 тысяч рублей), это объясняется технически грамотными действиями – регулируемым сбросом воды во время аварии из водохранилища. На недавнем заседании в правительстве Карелии, где подводились итоги чрезвычайной ситуации, поставлена задача разработать модель информационного оповещения граждан в экстренных случаях.

АВГУСТ, 14
Людмила Вахрушева
В Североуральске (Свердловская область) местная администрация начала атаку на главного редактора газеты «Наше слово» Людмилу Вахрушеву. Она работала главным редактором «Нашего слова» с 2010 года, подняв издание на новый уровень. Изменения, внесенные новым редактором в содержание и оформление газеты, позволили значительно повысить её тираж. Только вот с местными властями у редактора отношения не складывались. «Система финансирования была такая, что не позволяла газете развиваться, – рассказывает Вахрушева. – Я думаю, что причина этому – особенности североуральской власти. Именно – отсутствие главы (мэр города Юрий Фролов был арестован больше года назад и выпущен под залог не так давно). Раньше глава и редактор решали все вопросы, которые возникали между изданием и властью. Когда главы не стало, соответственно, решали другие люди. Все зависело от их отношения к газете». По словам Вахрушевой, финансирование газеты урезалось сразу же, как увеличивалась прибыль, что позволяло покрывать текущие расходы, но не развивать издание. В июле коллектив газеты направил в администрацию письмо, выразив свое недовольство происходящим. В ответ журналисты получили отписку и активизацию властей. 9 августа на заседание местной думы был вынесен вопрос об увольнении редактора. После недолгого обсуждения депутаты проголосовали за расторжение трудового договора с Вахрушевой. Официальная причина выглядит, мягко говоря, нелепо. «Накануне мне сделали выговор, что я первая среди областных СМИ зарегистрировалась на городском сайте, – говорит Вахрушева. – Зарегистрировавшись, я не указала всех данных. За то, что не хватало некоторых данных, мне и был объявлен выговор. Причем замечания эти были не в мой адрес, но выговор был только мне». Бывший редактор находится на больничном и лишь думает о планах на будущее.

АВГУСТ, 14
Съемочная группа Солнечногорского телевидения
В Солнечногорском районе Московской области несколько мужчин на джипе напали на подмосковных тележурналистов, выполнявших редакционное задание. Инцидент произошел в шестом часу вечера в деревне Рекино-Кресты, расположенной на Ленинградском шоссе примерно в 20 километрах от Зеленограда. Несколько мужчин, подъехав на джипе «Мерседес» к съемочной группе Солнечногорского ТВ, «разбили и отобрали аппаратуру у журналистов, угрожая физической расправой». В Рекино-Крестах тележурналисты снимали репортаж о застройке парка, который был устроен местными жителями в память о советских воинах, погибших в этой местности в годы Великой Отечественной войны. Как рассказал в эфире телеканала «Подмосковье» главный редактор Солнечногорского телевидения Владимир Яковлев, полиции удалось прямо на месте происшествия задержать мужчину, находившегося за рулем джипа. Он был опрошен сотрудниками правоохранительных органов, о его дальнейшей судьбе не сообщается. «Ситуация развивается таким образом, что эти люди, нападавшие, готовы пойти навстречу и каким-то образом они пытаются этот конфликт загладить», - сказал Владимир Яковлев. В редакции Солнечногорского телевидения рассказали, что, по предварительным данным, водителем джипа является представитель армянской диаспоры в Солнечногорске и Клину. Журналисты предполагают, что именно он руководит стройкой в Рекино-Крестах. Поддержку нападавшему оказывали рабочие со стройки, вооруженные монтировками и другими тяжелыми предметами. Кроме того, редакция Солнечногорского телевидения обращалась в городскую администрацию с запросом, что за строительство ведется в упомянутом парке, однако ответа так и не получила.

АВГУСТ, 15
Андрей Агишев
Пермский краевой суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу главы администрации Перми Анатолия Маховикова, отказав в иске о защите чести и достоинства к экс-депутату заксобрания Прикамья - ныне оппозиционному блогеру Андрею Агишеву. Конкурс на замещение вакантной должности пермского сити-менеджера был объявлен еще 29 марта 2011 года. Уже 31 марта и 4 апреля действующий тогда депутат Агишев разместил на своей Интернет-странице тексты «Поднимите ему веки!» и «Гимназия № 17, выбор губернатора». Работавший в должности первого замглавы городской администрации и рассчитывающий на повышение Маховиков прочитал о себе пять нелестных фраз: «Фактическими владельцами (как любит сказать наша краевая прокуратура) ООО «ТРАНК» являются те самые Анатолий Маховиков и Андрей Ярославцев»; «Участок земли этот, конечно, очень сладкий. Раньше там в арендаторах были структуры, которые многие увязывали с бывшим мэром И. Шубиным, но бывший – значит, бывший. И в декабре 2010 года арендатором стала структура, увязанная с нынешними городскими чиновниками»; «ООО «ТРАНК», в декабре 2010 года оказавшееся арендатором муниципальной земли, появилось не вчера и даже не в 2010 году. Общество имеет богатую историю, и вся эта история теснейшим образом связана с А. Ю. Маховиковым»; «Сити-менеджеры затаились в ожидании расторговки стратегически важного участка земли, перепродали ООО-шечку, зафиксировав доход»; «(Олег Анатольевич), Вы же рекомендуете Маховикова в сити-менеджеры, а тут такие факты. Негоже, наверное, начинать построение новой Перми с махинаций?». Чиновник вчинил депутату иск с требованием опубликовать опровержение и извинения в Интернете, а также компенсировать моральный вред «за огорчение и нравственные страдания» в размере 10 тыс. руб. По ходатайству истца и за его счет была проведена судебная филологическая экспертиза. Ответчик заказал у другого филолога и представил лингвистический анализ своих Интернет-публикаций, который приобщили к материалам гражданского дела в качестве доказательства. Судья Ленинского районного суда Перми Ольга Бузмакова решила 16 апреля 2012 года, что блогер лишь высказал мнение о занимающем публичную должность чиновнике, и отказала в удовлетворении всех исковых требований. Слушание апелляционной жалобы Маховикова, победившего в конкурсе за кресло главы городской администрации, завершилось очередным его поражением. Краевой суд 15 августа тоже принял во внимание лингвистический анализ с выводами о «шутливо-иронической стилизации», которая лишает оспариваемые фразы «буквального утвердительного смысла». Апелляционная инстанция поддержала и заключение филологической экспертизы о том, что записи в блоге Агишева «содержат негативную информацию, поданную автором как в опосредованной форме (через подтекст и намек), так и в прямом оценочном высказывании».

АВГУСТ, 15
Матвей Крылов
Владимир Роменский
Евгений Фельдман
Рустем Адагамов
Вероника Максимюк
Владимир Видилин
Около здания Храма Христа Спасителя в Москве прошла акция в поддержку арестованных участниц панк-группы Pussy Riot. будут». В ходе акции произошел конфликт между охраной здания и участниками флэшмоба. Сотрудники охраны храма попытались пресечь акцию. В результате конфликта мелкие стычки возникли и с журналистами, освещавшими акцию. Как сообщил в своем твиттере блогер Роман Переверзев, пострадали журналисты Матвей Крылов (The New Times), Владимир Роменский (ТК «Дождь») и Евгений Фельдман («Новая газета»). По его словам, Евгений Фельдман был задержан полицией. Кроме того, нападению подверглись блогер Рустем Адагамов – ему заламывали руки и сломали штатив камеры, корреспондент «Граней.Ру» Вероника Максимюк, которой порвали редакционное удостоверение, и Владимир Видилин (газета «Мой район»).

АВГУСТ, 15
Радиостанция «Эхо Москвы»

Матвей Ганапольский
Артемий Троицкий
Благотворительный фонд «Федерация» и его руководитель Владимир Киселев обратились в Пресненский суд Москвы с исками о защите чести и достоинства в отношении радиостанции «Эхо Москвы» и журналистов Матвея Ганапольского и Артемия Троицкого. Об этом сообщил представитель заявителей Константин Козлов. По его словам, в производстве Пресненского суда находятся два иска. В одном случае заявителем является фонд, ответчиками - радиостанция «Эхо Москвы» и Ганапольский, в другом случае заявителем выступил Киселев, а в качестве ответчика привлечены радиостанция и Троицкий. Поводом для обращения фонда в суд и привлечения к ответственности Ганапольского послужила его публикация в блоге в начале марта прошлого года под заголовком «Новая афера под шампусик». Как считает Козлов, именно после этого начали появляться статьи аналогичного характера в других СМИ. «В судах на него ссылались ответчики», - пояснил представитель заявителей. По его мнению, Ганапольский в своем блоге, а Троицкий в своем выступлении в эфире «Эха Москвы» распространили не соответствующую информацию о фонде и его руководителе. «Все мысли у обоих крутятся вокруг одного: было некое мероприятия, на котором состоялся физический сбор денег, которые в свою очередь украл Киселев», - сказал Козлов. Заявители просят суд обязать ответчиков опровергнуть не соответствующую действительности информацию, компенсации морального вреда не заявлено.

АВГУСТ, 15
Все СМИ
В нашей стране существует Федеральный Закон «О государственной тайне», где перечислено, какие сведения являются секретными. Однако оказалось, что удовлетворяет он не всех. Так, похоже, что глава Росприроднадзора Владимир Кириллов решил его усовершенствовать и расширить перечень секретных сведений, включив в него информацию о чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Газета «Известия» 15 августа со ссылкой на источник в Росприроднадзоре сообщила, что по распоряжению руководителя ведомства В. Кириллова создается специальная комиссия, которая независимо от уже существующей пресс-службы будет контролировать все журналистские запросы, а вся информация для прессы будет проверяться на секретность. Кроме того, чиновникам запрещено комментировать деятельность ведомства. В тот же день об инициативе главы Росприроднадзора сообщили «Вести ФМ», также ссылаясь на неофициальные источники. Решение ограничить доступ к информации о своей деятельности в Росприроднадзоре объясняют просто – чтобы лишний раз не способствовать распространению панических настроений во время тех самых чрезвычайных ситуаций. А в качестве примера приводится публикация информации о тысячах тонн нефтепродуктов, ежегодно попадающих в Северный Ледовитый океан через северные реки, и сообщения о недавней трагедии в Крымске. Но разве отсутствие информации лучше? Если нет информации, рождаются слухи, появляются домыслы, в итоге получается именно та ситуация, которую вроде бы стремиться избежать руководство Росприроднадзора: без информации паника распространяется гораздо быстрее. И еще. Практически все государственные структуры никогда не отличались желанием оперативно предоставлять информацию журналистам. Как правило, сначала пресс-службы требуют официальный письменный запрос, затем его несколько дней изучают и, наконец, отправляют официальный письменный ответ (который часто не содержит запрашиваемых сведений, либо вообще представляет собой элементарную отписку). На все это уходит время, и когда редакция получает хоть какой-нибудь ответ, зачастую он уже не актуален. Теперь же, в случае с инициативой Росприроднадзора, это время может растянуться до бесконечности – если «эксперты» из спецкомиссии сочтут, что запрашиваемая информация – секретна. Кстати, любопытно, как они будут определять степень секретности. Если по закону – то секретить важные экологические сведения запрещено. В этой связи Фонд защиты гласности направил Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обращение: «Уважаемый г-н Генеральный прокурор! Печатная пресса и Интернет серьезно озабочены появившимися в газете «Известия» и быстро распространившимися по сайтам и блогам сведениями о том, что новые формы работы с прессой в Росприроднадзоре практически сводят к нулю возможность получения актуальной информации по острым вопросам экологии в России. Создание дополнительного фильтра в виде специальной комиссии, поставленной ведомством для предупреждения «утечек» через чиновников или пресс-службу представляется неудачной инициативой, явно и недвусмысленно нарушающей существующее законодательство о получении и распространении информации. Фонд защиты гласности просит Вас учинить проверку и привести порядок получения информации в Росприроднадзоре в соответствие с российским законодательством. Президент ФЗГ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека А. Симонов».

АВГУСТ, 15
Газета Bonus
Портал ProUfu.ru
В ФЗГ обратилась редакция газеты Bonus (Уфа). В письме говорится: «В информационном пространстве республики сложилась нездоровая ситуация. Несмотря на провозглашение открытости и гласности пришедшим два года назад к руководству республикой Рустэмом Хамитовым, имеются факты, говорящие об обратном. За последние два года техническими службами администрации Президента РБ блокировалась работа критически настроенных электронных изданий RBINFORM.ru, Journalufa.com, Poliufa.blogpost.com, о чем были заявления в правоохранительные органы. Одним из немногих печатных изданий республики, позволяющих себе критически оценивать деятельность руководства республики и органов власти, является газета Bonus и портал ProUfu.ru. С сожалением отметим, что в последнее время усилилось давление на журналистов и препятствование деятельности зарегистрированного в установленном российским законодательством СМИ. 1. Давление на партнеров и рекламодателей. Нашим партнерам с республиканского канала БСТ запретили размещать нашу рекламу и размещать свою у нас. Радиостанциям «Спутник-ФМ» и «BFM-Уфа» запретили цитировать наш портал. По приказу администраций районов города Уфы с учреждений в городе в нарушение договоров снимают наши баннеры. 2. По вышестоящим приказам сотрудники УЖХ города собирают из почтовых ящиков горожан тиражи нашей газеты. 3. В нарушение российского законодательства пресс-службой администрации Президента РБ стали ставится препоны в получении и распространении информации. Корреспонденту нашего издания Рамилю Рахматову отказывают в аккредитации на открытые официальные мероприятия Правительства РБ и Президента РБ без объяснения причин или под выдуманными предлогами вроде нехватки места в здании правительства. 4. Корреспондентом Р. Рахматовым за лето 2012 года был написан ряд материалов, которые не вписываются в видение пресс-службы администрации Президента РБ. Его мать А. Рахматова долгое время работала в государственном учреждении здравоохранения, руководила пресс-службой Минздрава РБ. За эти годы был неоднократно поощрена. Однако после начала работы Р. Рахматова в нашем издании на нее началось оказываться давление, и она была вынуждена уволиться. Чиновники неоднократно намекали ей на журналистскую деятельность сына.

АВГУСТ, 16
The Moscow Post
Портал Gidbelgorod.Ru
Свердловский райсуд Белгорода признал порочащей честь и достоинство бывшего первого заместителя губернатора Белгородской области Олега Полухина статью «Крестный отец Белгородчины», опубликованную на портале The Moscow Post и обязал владельца домена Алексея Козлова удалить содержащий недостоверную информацию материал с сайта, а также выплатить истцу 1 млн рублей, говорится в решении суда. Кроме того, 100 тыс. рублей господину Полухину должно выплатить местное рекламное агентство «Новый Берег», на чьем портале Gidbelgorod.Ru был перепечатан текст. Суд, признавший содержащиеся в материале сведения недостоверными, вынес решение удалить статью и с этого ресурса. Материал «Крестный отец Белгородчины» был опубликован в The Moscow Post в конце прошлого года. Текст сразу же перепечатали еще несколько сетевых изданий, включая скандально известный Compromat.ru. В материале Олега Полухина обвиняли, в том числе, в ущемлении свободы слова в регионе, преследовании журналистов, дружбе с бандитами, коррупции, причастности целому ряду тяжких преступлений и даже злоупотреблении спиртным. В настоящее время текст с сайта The Moscow Post удален, а сам ресурс переехал с доменной зоны ru в зону com.

АВГУСТ, 16
Аксана Панова
Главный редактор уральского сайта Ura.Ru Аксана Панова подала в суд на оператора сотовой связи МТС за то, что компания допустила прослушивание ее разговоров и передала их третьим лица. Несколько недель назад аудиозаписи ее бесед были опубликованы в Интернете. Юристы Пановой передали в суд Екатеринбурга иск к уральскому филиалу ОАО МТС. Третьим лицом выступает Региональный сетевой информационный центр (Ru-Center), который должен предоставить информацию о владельцах интернет-сайтов, на которых были опубликованы записи Пановой. Сама Панова заявила, что ей много раз говорили, что «ее слушают». «Говорили и губернатор Евгений Куйвашев, и замгенпрокурора в УрФО Юрий Пономарев, и высокопоставленные полицейские руководители», - сказала она. В исковом заявлении Панова просит признать незаконной деятельность МТС и выплатить ей 10 млн рублей компенсации морального вреда. В пресс-службе местной МТС сказали, что компания «не имеет технической возможности» для записи содержания телефонных разговоров, но подтвердили, что такая возможность предоставляется спецслужбам. Юристы Пановой отметили, что право на тайну телефонных разговоров может быть ограничено только по решению суда и при наличии информации о признаках подготовки или совершения преступления или же при наличии угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России. Панова сказала, что в отношении нее никогда не возбуждалось уголовное дело.

АВГУСТ, 17
Сайт телеканала Russia Today
Сайт телеканала Russia Today подвергся DDoS-атаке. Об этом канал сообщил в официальном микроблоге со ссылкой на своего хостинг-провайдера. Через несколько минут канал уточнил, что из-за атаки оказались недоступны сайты rt.com и actualidad.rt.com (версия ресурса на испанском языке). Около 14 часов по московскому времени DDoS-атака усилилась, сообщается в пресс-релизе. Поток запросов достигал 8-9 гигабит в секунду. Позднее в микроблоге канала появилось сообщение, что ответственность за атаку взяла на себя группа AntiLeaks, атаковавшая также сайты Wikileaks и видеосервиса Bambuser. AntiLeaks подтвердили эту информацию в своем твиттере, сопроводив запись хэштегом "#FreePussyRiot" ("Свободу Pussy Riot).

АВГУСТ, 17
Илья Барабанов
Журналист Илья Барабанов был задержан у Хамовнического суда Москвы, где оглашался приговор по делу участниц панк-группы Pussy Riot. По словам Барабанова, на оглашении приговора он присутствовал как журналист. «Я ничего не делал. Меня просто взяли и скрутили зачем-то. Сижу в автозаке», - написал журналист ИД «Коммерсант» в своем микроблоге в Twitter. Через несколько минут журналист сообщил в Twitter, что его отпустили. «Разобрались, отпустили меня, все ок», - написал Барабанов.

АВГУСТ, 20
Михаил Рязанов
По сообщению «Независимой газеты», несколько месяцев назад журналист Михаил Рязанов покинул Кемерово. Он который работал на фактически единственном независимом региональном новостном портале Тайга.инфо. Он написал в своем Twitter, что идет освещать митинг «За честные выборы», который проходил в Кемерове. Сервис наряду с оппозиционерами освоили и сотрудники местного центра по борьбе с экстремизмом (центра «Э»), которые принялись давить на журналиста – чтобы и духу его не было на митинге. Поскольку «зажать» представителя прессы через его работодателя не получилось (администрация сайта функционирует в Новосибирской области), местные власти принялись давить на его мать, которая работает в газете, принадлежащей администрации области: «Сказали якобы, что уволят и больше она работу не найдет вообще». В итоге Рязанов решил защитить семью и уехал в Москву заниматься политической аналитикой».

АВГУСТ, 20
Газета «Вечерний Новосибирск»
Правительство Новосибирской области и телеканал ОТС не выплачивают зарплату журналистам «Вечернего Новосибирска». Несмотря на решение суда, принятое по иску прокуратуры, не выплачивается задолженность по заработной плате журналистам старейшей городской газеты «Вечерний Новосибирск». Судебное решение не выполняет ГУП НСО «ОТС», учрежденное правительством Новосибирской области и финансируемое за счет средств областного бюджета. Областной телеканал ОТС стал учредителем городской газеты «Вечерний Новосибирск» при прежнем руководстве области, для того, чтобы сохранить для читателей старейшую газету Новосибирска. Однако, при новом губернаторе Василии Юрченко издание было обанкрочено, журналистский коллектив уволен и газета, как самостоятельное СМИ, прекратило свое существование. В настоящее время газета под брендом «Вечерки» выходит в еженедельном формате, как приложение к областной газете «Советская Сибирь» и распространяется бесплатно. Многие традиции ежедневной вечерней газеты безвозвратно утрачены. Перед прежним журналистским коллективом, во многом состоявшем из ветеранов новосибирской журналистики, уволенным из редакции, сохраняется значительная задолженность по невыплаченной заработной плате. В ситуацию с выплатой задолженности по заработной плате сотрудникам редакции вмешалась прокуратура Новосибирска. Не смотря на это ситуация с выплатой задолженности по зарплате не изменилась. Тогда прокуратура обратилась в суд в интересах журналистов. Суд принял решение о выплате заработной платы, но телеканал ОТС и его учредитель – правительство области не спешат выполнять судебное решение. Напомним, что данную сферу в областном правительстве курирует заместитель губернатора Виктор Козодой.

АВГУСТ, 20
Дмитрий Позечко
Михаил Яковлев
В Омске на «параде зомби» представители полиции угрожали журналисту «оторвать башку». Как утверждает «Омский форум», подполковник полиции, врио заместителя начальника УМВД по Омску Виктор Галкин запретщал журналистам снимать происходящее. Увидев, что те все равно продолжает работу, полицейский со словами стал угрожать физической расправой внештатному корреспонденту газеты «Свободная речь» Дмитрия Позечко. Кроме того, В. Галкин препятствовал работе журналиста Агентства гражданской журналистики «Метромск» Михаила Яковлева. Журналистское сообщество Омска и Омской области выступило с заявлением, в котором говорилось о нарушении законных прав представителей средств массовой информации сотрудниками полиции. А М. Яковлев направил свое заявление в Управление министерства внутренних дел России по Омской области о противоправных действиях сотрудников полиции. По данному делу была начата служебная проверка. Также будет принято процессуальное решение в порядке статьи 144 уголовно-процессуального кодекса РФ, в рамках которого будет дана классификация действиям сотрудников полиции. После этого В. Галкин извинился перед журналистами, которым угрожал расправой. Это произошло на брифинге руководства УМВД по Омской области, на котором говорили о ситуации вокруг разгона «парада зомби». Тем не менее, начальник УМВД России по Омской области Юрий Томчак отстранил Виктора Галкина от должности. Как сообщает пресс-служба областного УМВД, Галкин отстранен от выполнения служебных обязанностей на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания.

АВГУСТ, 21
РИА Новости
Спасатели, проводившие операцию на шахте «Распадская» в 2010 году, подали иск к РИА Новости. Поводом для судебного разбирательства стала заметка агентства, составленная на материале анонимных источников. Они сообщили РИА Новости, что полиция подозревает спасателей в присвоении трех с половиной миллионов рублей. Иск к РИА Новости подал руководитель Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда (НОВГСО) Александр Апальков, а также Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть, в которую входит НОВГСО. Истцы полагают, что РИА Новости должно опровергнуть информацию и заплатить им за моральный ущерб 100 тысяч рублей. В какой суд был направлен иск и когда он будет рассматриваться, неизвестно. По всей видимости, Александр Апальков остался недоволен заметкой о деле, возбужденном на руководителей НОВГСО. В ней РИА Новости приводит данные из непубличных документов ГУМВД по Кемеровской области, из которых следует, что НОВГСО заключило с неким «Сибирьтехкомплектом» договор, перечислило ему 3,5 миллиона рублей, но никаких работ «Сибирьтехкомплект» не осуществил. При этом в заметке указывалось, что расследование еще проведено не до конца. Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть на 100 процентов принадлежит Росимуществу, а отряды горноспасателей входят в МЧС.

АВГУСТ, 21
Газета ProГород
Газета ProГород снимает материалы по звонку из «Желтого Дома». В Твиттере ряд журналистов Республики Коми обсуждают факт удаления материала «Блогер не дал Гайзеру купить два Лексуса», который был размещен на сайте издания. Текст «провисел» на интернет-площадке ProГород ровно 54 минуты. Главный редактор газеты Наталья Бешкарева разместила в Твиттере следующую запись: «Мы ленту чистим под Жёлтый дом. Новость про Лексусы, которой больше нет на сайте progorod11.ru». Далее редактор даёт скан удалённого поста. Как сообщает источник, близкий к ProГород, данная статья должна была быть опубликована и в печатной версии газеты. Но после давления «Желтого дома», материал снят даже с сайта, принадлежащего холдингу RNTi media group с управляющим офисом в Кирове.

АВГУСТ, 21
Газета «Взятка»
Прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту размещения в газете «Взятка» (Республика Чувашия) статьи «Покажи мне свой язык, и я скажу, кто ты». Автор статьи Алексей Кудрин написал об угнетенном положении чувашского языка в Чувашии. Это позиционировалось как ответ на статью, в которой говорилось об угнетенном состоянии русского языка. Автор резко раскритиковал акцию протеста на Манежной площади в Москве. Он употребил характеристики «националистический дебош» и «шовинистический вызов», а также обвинил русских в убийствах мирного населения на Кавказе. В конце статьи Кудрин предложил усилить «цивилизованную национально-освободительную борьбу чувашского народа». Первоначально суд Моргаушского района Чувашии не признал статью экстремистской и отказал в возбуждении дела. Но прокуратура обжаловала это решение в Верховном суде республики, и дело по статье 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») было возбуждено.

АВГУСТ, 22
Газета «Взятка»
Главный редактор чувашской оппозиционной газеты «Взятка» Эдуард Мочалов рассказал «Газете.Ru», как начал разоблачать местные власти и силовиков, как поджег себя на Красной площади в Москве, и почему, по его мнению, газету заподозрили в экстремизме. «Дело возбудили. Правда, сначала районный суд отказал в возбуждении дела, наш прокурор Сергей Фирсов обратился в Верховный суд, который постановил возбудить дело… «Наверху» не нашли другого способа нас закрыть. Статья «Покажи мне свой язык, и я скажу - кто ты» была напечатана больше года назад. В ней речь шла о статусе языка чувашского и русского. Я старался сравнить положение языков в республике. Там не было никаких призывов, тем более к экстремизму… Мы публиковали расследования про действующего министра сельского хозяйства Федорова, почти про всех республиканских глав, председателей судов, прокуроров. Но по сей день игнорируют нашу газету, ни один факт коррумпированности, представленный нами ни разу не проверялся следователями и прокуратурой… Ни одна типография в Чувашии не соглашается печатать «Взятку». У нас даже видеосъемка есть, где начальник типографии говорит: меня выкинут из кресла, если я попробую вас напечатать. Приходиться печатать в Нижегородской области».

АВГУСТ, 22
Съемочная группа «Шестого канала»
В здании администрации города Александрова (Владимирская область) была задержана съёмочная группа владимирского «Шестого канала». Как сообщил и.о. начальника пресс-службы УМВД Андрей Тутуев, журналисты брали интервью у одного из кандидатов на пост главы города. Одна из сотрудниц администрации вызвала полицию, сообщив, что на видео снимают некие документы, содержание которых не подлежит разглашению. «Журналисты дали объяснения и были отпущены. Никаких претензий у нас к ним нет», - заявил Тутуев.

АВГУСТ, 22
Яхъя Киров
При нападении футбольных фанатов «Зенита» на болельщиков клуба «Анжи» в Санкт-Петербурге пострадал спортивный корреспондент из Махачкалы Яхъя Киров. Журналист, работающий в издании «Спортдиалог», рассказал, что его зверски били до тех пор, пока он не потерял сознание. Как выяснило издание Life News, Киров приехал в Северную столицу 12 августа на несколько дней, чтобы полюбоваться достопримечательностями и совместить работу с отпуском - поехать оттуда в Москву на матч «Анжи» с АЗ «Алкмар» вместе со своими друзьями. По словам журналиста, увидев на одном из сайтов объявление об организуемой поездке фанатов из Петербурге в Москву, он записался на нее. Место встречи было назначено у McDonald's, рядом со станцией метро «Московская». Туда Киров пришел в среду вечером. Он рассказал, что отправления автобуса возле кафе вместе с ним ждали около 15 человек. «Вдруг я услышал кто-то из наших крикнул: «Разбегаемся!», - вспоминает журналист. - Оглянулся и увидел недалеко от нас, в арке одного из домов собирается огромная толпа молодых людей - коротко стриженные, одеты неприметно. Молодые - от 16 лет до 23. И вдруг они рванули в нашу сторону». Дагестанские фанаты бросились в разные стороны, журналист тоже побежал. На него напали сзади и отобрали рюкзак. Киров попытался вернуть свою собственность и сцепился с грабителем. «Тут подбежали еще несколько человек и стали бить меня до тех пор, пока не потерял сознание», - поведал он. Яхъя очнулся в больнице с травмой головы и множественными ушибами. Нападение произошло вечером 22 августа в Московском районе города: около 50 молодых людей напали на уроженцев Кавказа, сидящих на открытой веранде кафе McDonald's около станции метро «Московская».

АВГУСТ, 23
Владимира Мироненко
Николай Самохвалов
В Москве заведено уголовное дело на заместителя начальника объединенной редакции (ОР) МВД Владимира Мироненко: его подозревают в мошенничестве. В МВД утверждают, что Мироненко подделал подпись под документом. Начальник Мироненко, бессменный на протяжении последних 11 лет руководитель ОР Николай Самохвалов, уволен «по дискредитирующим обстоятельствам». Кто возглавит объединенную редакцию, в которую входят все ведомственные СМИ, пока неизвестно. Директор объединенной редакции МВД Николай Самохвалов уволен, а в отношении его заместителя Владимира Мироненко возбуждено уголовное дело. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник в МВД. Дело, по словам источника, возбуждено по статье 159 УК РФ («Мошенничество»). «Он подделал подпись под документом», – пояснил собеседник. Обвинения замдиректору пока не предъявлены, он находится на свободе. Однако известно, что Самохвалов был уволен из-за уголовного дела в отношении Мироненко. «Начальник должен нести ответственность за своих подчиненных. Из-за того что его заместитель стал фигурантом уголовного дела, Самохвалов уволен по дискредитирующим обстоятельствам», – подчеркнул источник. Решение о возбуждении уголовного дела было принято после нескольких проверок объединенной редакции, которые касались практически всех аспектов деятельности ведомственной структуры, говорит он. Ревизия ОР выявила «очень много нарушений» сразу по нескольким направлениям работы. Крайне неудовлетворительные итоги проверки должны были побудить руководство ОР самостоятельно уйти в отставку, но сделано этого не было, говорит источник. В объединенной редакции «Газете.Ru» сказали, что последняя проверка, о которой говорят в ведомстве Владимира Колокольцева, проводило главное управление собственной безопасности МВД (ГУСБ). «Много ходили, все проверяли», – сказал один из сотрудников ОР. В МВД подтвердили, что проблемы у руководства объединенной редакции начались с приходом нового министра. Николай Самохвалов руководил ОР 11 лет – его назначили в 2001 году. Объединенная редакция МВД отвечает за выпуск всех ведомственных средств массовой информации – газеты «Щит и меч», газеты «Опасный возраст», периодического издания «Кавказский меридиан», журналов «Экономический вестник МВД России», «Медицинский вестник МВД», «Содружество», «Полиция России», «Профессионал». В ОР также входят телередакция МВД России и радиостанция «Милицейская волна».

АВГУСТ, 23
Константин Чаплин
Воронежское областное правительство уволило главного редактора областной газеты «Воронежский курьер» Константина Чаплина. На его место придет бывший чиновник. В областном правительстве, которому принадлежит издание, уточняют, что редактор уволен «по решению учредителя». Как сообщает Агентство бизнес-информации Abireg.Ru, причин для отставки Константина Чаплина было несколько, в том числе неэффективный менеджмент. Неофициальные источники предполагают, что поводом к увольнению могла стать недавняя публикация в «Воронежском курьере», где под фотографией с развалинами стояла подпись «Здесь побывал губернатор». Новым главным редактором областной газеты «Воронежский курьер», как сообщает агентство, стал бывший руководитель регионального управления по делам печати и средств массовой коммуникации АВГУСТ, 23
Газета «
PROОтрадное»
В ФЗГ обратилась учредитель газеты «PROОтрадное» (Ленинградская область) Наталья Петрова. Она сообщила, что вызвана «для дачи объяснений» в прокуратуру города Кировска в связи с проверкой «по обращению главы администрации МО Отрадненское городское поселение по вопросу размещения в СМИ статей, содержащих некорректные высказывания, которые могут привести к возникновению межнациональных конфликтов». Н. Петрова рассказала, что претензии вызваны статьей «Невыученные уроки истории», в которой шла речь о жизни в России мигрантов из Средней Азии. По мнению Н. Петровой, «активность» чиновников вызвана публикациями газеты, в которых нередко встречаются критические материалы в адрес местных властей.

АВГУСТ, 24
Владимир Кирсанов
В Кургане приостановлено дело об убийстве журналиста Владимира Кирсанова. Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель следственного управления Следственного комитета по Курганской области Денис Чернятьев: «Уголовное дело на сегодняшний день приостановлено как нераскрытое. Мы не прекращаем по нему работу и не прекратили на сегодняшний день. Имеется перспектива для отработки. Сложное направление, очень малоинформативное. Возможно, в ближайшее время если произойдут какое-то определённые события, то сможем что-то конкретное сказать по этому делу. Пока можем только этим ограничиться, потому что лица виновные не найдены, труп Кирсанова также не найден. Я высказывался на этот счет, и ещё раз скажу, что я уверен, что это преступление будет раскрыто. По крайней мере, следственный комитет не успокоится». Курганский журналист, редактор областной общественно-политической газеты «Курганские вести» Владимир Кирсанов утром 17 мая 2001 года отправился из дома на работу, но в редакции так и не появился. С тех пор Владимира никто не видел, тела его так и не нашли. Следы его крови были обнаружены в гараже, а также в багажнике автомобиля, который стоял рядом со зданием редакции (см. монитор за май 2001 года).

АВГУСТ, 24
Сергей Резник
В Ростове-на-Дону полицейские задержали известного журналиста и борца с коррупцией Сергея Резника. В отношении него начата доследственная проверка по факту коммерческого подкупа. Журналиста «Новой газеты» задержали якобы за то, что он передал сотруднику пункта техобслуживания 2 тысячи рублей за выдачу диагностической карты на автомобиль без предоставления последнего. Сергей Резник уверен, что его задержание является лишь реакцией на его борьбу с коррупцией в органах власти. «Я приехал на пункт технического осмотра, показал свою машину, специалист ее осмотрел, сказал, что все хорошо, и вынес мне диагностическую карту, – рассказал Сергей Резник о событиях того дня. – Я сел в автомобиль и поехал. Но практически сразу дорогу мне преградили несколько полицейских машин. Сотрудники вытащили меня из автомобиля и сказали, мол, я подкупил сотрудника ПТО, чтобы получить диагностическую карту. Выбежал и тот самый сотрудник, якобы подкупленный мной, показал на меня пальцем, мол, это именно тот преступник. Тогда я потребовал доказательств моей вины: видеозапись или хотя бы меченые купюры. Ничего этого у полицейских не нашлось. Кстати, в числе полицейских, приехавших меня задерживать, находился и Самсонов (начальник отдела ГУ МВД РФ по Ростовской области по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ), который ранее мне звонил и обещал расправиться с моей мамой, а мне подкинуть патроны». Спустя несколько часов, проведенных в отделе полиции, Резника отпустили. А в понедельник поступила информация о возбуждении уголовного дела по статье 204 УК РФ («Коммерческий подкуп, совершенный за заведомо незаконные действия)».

АВГУСТ, 24
Телерадиокомпания «Истоки»
В Орле состоялось третье заседание по иску медиахолдинга «Истоки» к пресс-службе губернатора. Во время визита в наш регион детского омбудсмена Павла Астахова съемочную группу компании не пустили на его пресс-конференцию в областную администрацию. Журналисты обратились в суд, который принял их сторону. Напомним, 18 июня в Орловскую область приезжал Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов. По версии медиа-холдинга, их корреспондент задал гостю неугодный областным чиновникам вопрос. Позже съемочную группу не пустили на конференцию омбудсмена, сославшись на нарушение регламента. Однако в пресс-службе Павла Астахова недоумевающим журналистам сказали, что никакого регламента у него не существует. Телерадиокомпания по поводу нарушения права на получение информации обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников аппарата губернатора. Разбирали ее в суде Советского района. На заседании защита обладминистрации попыталась свалить все на охранника. Однако на видеозаписи, представленной журналистами в суд, видно и слышно, что именно представитель пресс-службы губернатора Полина Антонова не разрешает пройти на конференцию.

АВГУСТ, 25
Агентство БНКоми
Агентство БНКоми опубликовало оОпровержение, в котором сказано: «На основании решения Сыктывкарского городского суда по делу № 2-7241/2011 признаны не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство Микулы Александра Константиновича сведения, изложенные на сайте агентства БНКоми 28 февраля 2012 года под заголовком «Сыктывкарские друзья собак и кошек устроили акцию протеста», а именно «Их он убивал самыми жесточайшими методами».

АВГУСТ, 27
Сергей Доренко
Автомобиль популярного журналиста Сергея Доренко был разрисован неизвестными хулиганами. Примечательно, что молодые люди нарисовали на машине православные восьмиконечные кресты. По сообщению «РБК», бывший ведущий «Первого канала» говорит, что хулиганы выглядели, как активисты, называющие себя «православными патрулями». Конфликт между Доренко и молодыми людьми разгорелся после того, как журналист не «вышел поговорить», хотя одетые в камуфляж хулиганы на этом настаивали. На самом деле причиной ссоры, скорее всего, стали антиклерикальные выступления главного редактора «Русской службы новостей», который критиковал патриарха Кирилла и игумена Всеволода Чаплина. На своей странице в Twitter Доренко с иронией прокомментировал случившееся: «Какие-то ущербные испортили мне машину крестами - не думал, что крест так можно использовать. Думаю, я могу теперь проводить какие-нибудь таинства на заднем сидении». Несколько дней назад стало известно о «Православных патрулях», которые призваны наказывать совершающих богохульства. Об этом заявил Иван Остраковский, который выступил с данной общественной инициативой.

АВГУСТ, 27
Газета «Совет Древлянки»
Депутат парламента Карелии Александр Степанов (фракция КПРФ) защищает в суде свою честь и достоинство, призвав в качестве ответчика депутата Петрозаводского горсовета и бывшего теперь уже своего однопартийца Владимира Каплина. Последний в интервью, размещенном в газете «Совет Древлянки», сообщил, что секретарь по идеологии Карельского отделения КПРФ, то есть А. Степанов, превратил республиканское отделение партии в свой личный бизнес, намекнув, что последний небескорыстно формирует списки кандидатов в депутаты органов представительной власти. Депутат и секретарь рескома А. Степанов подал в суд. Начался судебный процесс, в который ответчик не является (ходит его представитель). Игнорирует вызов в суд и редакция «Совета Древлянки», хотя А. Степанов настаивает, чтобы редактор либо журналист, готовивший интервью, дали пояснения по существу дела (к редакции у депутата нет судебных претензий). А. Степанов считает ненормальным, когда ни ответчик, ни редакция, распространившая недостоверную, по его мнению, информацию, не являются в судебное заседание. По этой причине они уже несколько раз переносятся. Судя по подписи под интервью в газете, речь идет об авторском псевдониме (в редакции нет журналиста с подобной фамилией) и потому истец А. Степанов настаивает на вызове в судебное заседание редактора газеты Натальи Захарчук. Однако последняя игнорирует приглашение. Тогда А. Степанов решил обратиться с заявлением в Карельскую региональную коллегию Большого Жюри Союза журналистов России с просьбой разобраться в этической стороне конфликта. Он просит рассмотреть вопрос о несоблюдении членом Союза журналистов России норм журналисткой этики, надеясь, видимо, хотя бы таким образом встретиться с редактором газеты, чтобы получить от Н. Захарчук ответы на вопросы, которые не может задать ей в судебном заседании. Впрочем, нет никакой уверенности, что совет по этике сможет организовать их личную встречу.

АВГУСТ, 27
«Березниковский форум»
Мода на DDos-атаки на излишне вольнодумные ресурсы докатилась и до Пермского края. В минувшие выходные такой атаке подвергся самый популярный и самый осведомлённый о жизни города Березники ресурс – «Березниковский форум», в просторечье – Берфорум. В течение почти суток сайт был недоступен для пользователей. Напомним, Берфорум – в результате информационной политики местных властей и городских предприятий и подконтрольности им местной прессы – фактически стал для горожан единственной площадкой для свободного обмена мнениями, а одновременно – единственным непредвзятым (хотя и разноречивым) источником информации о происходящем в Березниках и ближайших окрестностях города. В частности, именно Берфорум первым сообщил о начале аварии на БКПРУ-1, появлении «Малыша» - провала на железнодорожной станции, незаконном аресте тиража «Иной газеты», выбросе хлора на «Сода-хлорат» и т.д. При этом Берфорум не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, сообщения на нём появляются в режиме он-лайн, как только таковое желание появляется у пользователей. В настоящее время, согласно статистике, на Берфоруме зарегистрированы почти 28 000 пользователей, размещено почти 800 000 сообщений (население города Березники составляет около 150 000 человек). Собственниками Берфорума являются частные лица, а фактически сайт управляется сообществом волонтёров, курирующих ту или иную тему форума и контролирующих соблюдение правил поведения. DDos-атакам Берфорум подвергался и ранее, особенно активно – в период выборов местной Городской Думы и главы местной администрации в 2009-2010 гг. Однако, по оценкам специалистов, последняя атака была наиболее мощной и хорошо спланированной, работникам технического обслуживания потребовалось почти 24 часа, чтобы восстановить работу сайта. В последнюю неделю на Берфоруме наиболее активно обсуждались внезапное расширения «ликвидированного» провала, носящего местное название «Малыш», а также идея проведения местного референдума по вопросу строительства офиса ОАО «Уралкалий» в городском парке культуры и отдыха. Для справки: это будет третий офис калийной компании на территории города Березники.

АВГУСТ, 27
Александр Толмачев
По ходатайству Главного следственного управления ГУВД Ростовской области судья Ленинского районного суда Бандовкин продлил срок содержания Александра Толмачева под стражей еще на два месяца. Журналист находится в СИЗО уже полгода, его адвокаты на том же заседании подали ходатайство об изменении меры пресечения в связи с тем, что Толмачев, находясь под подпиской о невыезде, не сможет помешать следствию проводить дальнейшее расследование и оказывать давление на свидетелей. К тому же в тюрьме у него обострились хронические заболевания, ему была сделана операция, после которой ему нужен уход, который невозможен в СИЗО. Судья Бандовкин ходатайство адвокатов отклонил. Сам Александр Толмачев считает, что его преследуют за многочисленные критические публикации о правоохранительной и судебной системе Ростовской области. Напомним, что первое уголовное дело было возбуждено в отношении группы лиц – Гологан, Морозовой и Толмачева, однако под стражу взят только Толмачев. Между тем, автомобиль, который они, по версии следствия, якобы вымогали у потерпевшего Козлова, был оформлен вовсе не на Толмачева, а на Морозову, она является благоприобретателем по этой сделке купли-продажи машины. Толмачев же представлял интересы Гологан и Морозовой в суде, где слушалось дело о возврате Козловым долга фирме, в которой он работал вместе с Гологан и Морозовой. Козлов перед последним заседанием суда, когда уже должно было быть принято решение, предложил истцам мировую. Он согласился отдать в счет долга автомобиль своего сына, который и был оформлен 15 декабря 2011 года на Морозову (см. монитор за декабрь 2011 ода, январь 2012 года). По мнению адвокатов, скорее всего, был разработан план задержания Толмачева при передачи денег, но он их не взял, и, тем не менее, все равно был арестован. На последнем заседании суда следователь Уразова заявила, что Толмачев подозревается в совершении еще трех аналогичных преступлений и необходимо провести еще ряд следственных действий, для чего срок содержания под стражей должен быть продлен. Пресс-служба ГУВД Ростовской области продолжает настаивать на том, что уголовные дела в отношении Толмачева не носят «политический или заказной характер».

АВГУСТ, 27
Газета «Труд – Черноземье»
Юлий Пульвер
«Воронежпассажиртранс» требует опровергнуть порочащие недостоверные сведения и выплатить компенсацию репутационного вреда. В Арбитражном суде Воронежской области рассматривается иск муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» к редакции газеты «Труд – Черноземье» и ее главному редактору Юлию Пульверу о защите деловой репутации и возмещении репутационного вреда. Поводом для иска стали две публикации газеты, написанные Ю. Пульвером и посвященные деятельности «Воронежпассажиртранса», занимающегося автобусными перевозками по городским маршрутам. Конкретно предприятие требует опровергнуть сообщение в публикации «Откат» транспортных денег» о том, что гендиректор предприятия А. Зоткин комментировал «предбанкротное состояние предприятия». «Воронежпассажиртранс» считает эти сведения ложными, так как руководитель предприятия не комментировал в СМИ «предбанкротное состояние» организации. Истец утверждает, что по закону казенное предприятие в принципе не может быть признано банкротом. Во второй статье «Кто «клевещет» на г-на Зоткина» автор утверждает, что «Зоткин заставил всех водителей подписать бумагу о добровольном переходе на минимальную заработную плату», а «техобслуживание [автобусов] производится формально». Эти сведения истец также объявил ложными. Перечисленные высказывания обоих статей «Воронежпассажиртранс» квалифицирует как порочащие. Он также заявляет, что публикации нанесли репутационный вред как предприятию, так и его руководителю, сказались на взаимоотношениях с клиентами, партнерами и потенциальными работниками. В связи с этим предприятие требует взыскать по 50 тыс. рублей с редакции «Труд – Черноземья» и с автора публикаций – главного редактора издания Юрия Пульвера. Первое судебное заседание прошло 20 августа, следующее назначено на 17 сентября. Интересы ответчиков представляет директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

АВГУСТ, 27
ВГТРК
Лидер движения «Альянс Зеленых - Народная партия» и бывший заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь подал в суд на писателя Михаила Веллера. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации был подан в Савеловский районный суд Москвы. Соответчиком по исковому заявлению выступает ФГУП ВГТРК. Собеседование по гражданскому делу назначено на 10 сентября. Как заявили в суде, заявлении Митволь также просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда. Сумма требуемого возмещения ущерба не уточняется. О том, что послужило причиной судебного спора, в суде не рассказали. Речь может идти об инциденте, который произошел 20 октября 2011 года, когда Олег Митволь и Михаил Веллер вместе приняли участие в программе Владимира Соловьева «Поединок» (передача выходит на канале «Россия 1», который входит в состав ВГТРК). В ходе дискуссии Веллер, в частности, обозвал своего оппонента идиотом.

АВГУСТ, 28
Газета «Вести Придонья»
«Павловскгранит» отказался от претензий к газете В ходе судебного процесса истец отказался от претензий к районной газете «Вести Придонья». В июле этого года в Арбитражном суде Воронежской области поступил иск от ОАО «Павловскгранит» к редакции газеты «Вести Придонья» (город Павловск Воронежской области). Истец выдвинул претензии по поводу публикации в одном из номеров издания объявления о проведении внеочередного общего собрания акционеров «Павловскгранита». Объявление было опубликовано от имени компании «Нисорал Холдинг Лимитед». По мнению истца, она на тот момент не обладала, по действующему законодательству, правом созывать собрание акционеров ОАО «Павловскгранит». Истец посчитал, что публикуя объявление, редакция газеты нарушила ст. 49 ФЗ «О СМИ», обязывающей журналистов проверять публикуемую информацию. Руководство «Павловскгранита» обратилось в редакцию с просьбой опубликовать ответ-обращение к акционерам, в котором оно разъясняло «неправомерность действий компании «Нисорал Холдинг Лимитед». Однако редакция в публикации обращения отказала, мотивируя это тем, что в тексте нарушены требования, которые законодательство предъявляет к ответам. Тогда истец обратился в суд к требованием обязать «Вести Придонья» опубликовать обращение. Однако в ходе судебного процесса истец отказался от своего требования. Интересы ответчика в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

АВГУСТ, 28
Юрий Куреев
В Орловской области возбуждено уголовное дело в отношении учредителя газеты «Губернские будни» и исполняющего обязанности главреда этого издания Юрия Куреева, который, по данным СМИ, является племянником бывшего губернатора Орловской области, ныне - члена Совета Федерации Егора Строева. Об этом 28 августа сообщается на сайте областного управления СК РФ. По версии следствия, в июне-августе 2012 года Куреев потребовал от некоего сотрудника полиции 1,5 миллиона рублей, угрожая публикацией компромата. В СК считают, что на самом деле учредитель газеты не располагал компроматом на полицейского. Поэтому его действия квалифицируются как покушение на мошенничество. Полицейский в рамках следственных мероприятий притворился, что согласен заплатить. Он перечислил деньги на счет ООО «Управляющая компания Центральный рынок» (эта фирма принадлежит Курееву). После этого учредитель газеты так и не сообщил полицейскому о сущности компромата. В настоящее время Куреев задержан. По данным открытых источников, вдохновителем и первым главным редактором «Губернских будней» стал известный орловский блогер Станислав Рыбаков. Впоследствии Рыбаков ушел с поста главного редактора, и исполняющим обязанности главреда стал лично Куреев. Осенью 2011 года Куреев пожаловался на давление со стороны властей. Он объявил, что Рыбакова вызвали на беседу в Следственный комитет из-за фельетона «Интервью с мэром». Мэр Орла Виктор Сафьянов счел, что в фельетоне высмеивается лично он. «Удивительно, но газета распространялась еще в Ливнах, Мценске и Болхове, но из всех мэров данным фельетоном озадачился только мэр Орла», - подчеркивал Куреев. Рыбаков, комментируя задержание Куреева, написал в своем блоге: «Напомню, что несколько лет назад в отношении него было возбуждено около 74 уголовных дел по статье «Мошенничество», но все закончилось оправданием и реабилитацией». Эти дела действительно упоминались в СМИ. Речь шла, в частности, о сборе «дани» с торговцев у центрального рынка Орла, а также о хищении денег через некий «Российский крестьянский фонд».

АВГУСТ, 28
Пресса Башкортостана
После выхода в эфир телекомпании РЕН-ТВ Уфа интервью руководителя службы информации ФЗГ Бориса Тимошенко, в котором критиковалась ситуация со свободой слова в Башкортостане, в фонд обратился пресс-секретарь президента республики Артем Валиев. Он сообщил, что «в Республике Башкортостан всем средствам массовой информации создаются равные условия для выхода в свет и эффективной работы журналистских коллективов вне зависимости от их формы собственности и проводимой информационной политики. Республиканские газеты, в том числе негосударственные печатные издания, региональные вкладки федеральных изданий, печатаются на территории Башкортостана, главным образом в ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан».

АВГУСТ, 28
Ольга Зачек
В Колтушах (Ленинградская область) у редактора местной оппозиционной газеты Ольги Зачек неизвестные разбили стёкла в машине. Как рассказала корреспонденту 47News журналистка, утром, около 5:00, у ее машины «Рено Логан» сработала сигнализация. Выйдя во двор, супруги Зачеки увидели, что в машине выбиты стёкла. Внутри салона обнаружились увесистые булыжники. По мнению редактора, инцидент связан с её профессиональной деятельностью. 11 августа в Колтушах прошёл митинг против администрации поселения, возглавляемой Эдуардом Чирко, и её действий, направленных на уплотнительную застройку поселения, сельхозугодий, а также Колтушских высот. Перед митингом глава администрации через газету «Новые Колтуши» призвал местных жителей противодействовать оппозиционерам. На сам митинг прибыла группа из 25-30 человек, которая начала освистывать выступающих, а один из прибывших взобрался с мегафоном на сцену и попытался сорвать мероприятие, но за свои действия был задержан полицией. Митинг был подробно освящён Ольгой Зачек в газете «Колтуши», опубликованы фотографии с мероприятия и резолюция собрания граждан. Вскоре произошёл первый инцидент в отношении оппозиционеров: 24 августа в доме одной из активисток, выступавшей ведущей митинга, неизвестные выбили стекла в окнах. Спустя четыре дня аналогичные действия неизвестные злоумышленники предприняли в отношении редактора газеты. По мнению Ольги Зачек, ее хотят запугать. «Ничего в салоне автомобиля не тронуто, - говорит она, - эти люди не хотели ничего украсть». По факту происшествия редактор газеты обратилась с заявлением в полицию.

АВГУСТ, 28
Радиопрограмма «Взрослым о взрослых»
Радиостанция «Эхо Москвы» приостановила выход передачи Михаила Лабковского «Взрослым о взрослых». Об этом 28 августа сообщил в твиттере главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. «Мы решили с Михаилом Лабковским на полгода приостановить его проект на Эхе, - написал Венедиктов. В телефонном разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» Алексей Венедиктов пояснил, что решение связано с новым законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступает в силу 1 сентября. «Мы обсудили с Михаилом проблемы, которые создает нам новый закон, - рассказал Венедиктов. - Несмотря на то, что программа Михаила выходит в прямом эфире, тем не менее, радио «Эхо Москвы» - это радио для всех, и единственная передача, которая могла бы попасть под раздачу и подвести все радио - это была программа Михаила Лабковского «Взрослым о взрослых». По словам Венедиктова, было решено посмотреть, как новый закон будет применяться. «Мы считаем, что закон написан неряшливо и всевозможные лазейки дают возможность любую программу о семье прикрыть, - заявил журналист. - О семье, о сексуальных проблемах в семье тоже». «Пока этот закон не исправлен, ни один главный редактор не будет рисковать программами, - добавил Алексей Венедиктов. - Потому что когда Дума работает в режиме взбесившегося принтера, совершенно непонятно, что она еще выкинет».

АВГУСТ, 28
Сайт ecmo.ru
Сайт движения «Экооборона» подвергся хакерской атаке, активисты оппозиции связывают это с началом сбора подписей за кандидата на пост мэра подмосковных Химок Евгению Чирикову. «Сайт ecmo.ru атакован, видимо, из-за сбора подписей за Чирикову. Но все новости есть в ЖЖ», - говорится в сообщении, размещенном в микроблоге Чириковой в «Твиттере».

 

АВГУСТ, 29
Ксения Собчак
На телеведущую Ксению Собчак подал в суд председатель комитета по госиспользованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Александр Макаров. Поводом для иска стала запись в микроблоге Собчак. «Приехала в СПБ, первое, что мне сообщают – «председатель ГИОП Макаров запросил список евреев (!), работающих в комитете, и их уволил», - говорится в сообщении. Телеведущая добавила, что «информация про Макарова странная», и подтверждена только устно. Она также высказала намерение запросить список уволенных «как журналист», пишет РБК. В комитете официально опровергли существование списков, характеризующих национальный состав коллектива, а также увольнения по критериям, не касающимся профессиональной пригодности сотрудников. От Ксении Собчак потребовали в короткие сроки принести свои извинения и удалить запись в Твиттере. В ответ Собчак высказала свое недоумение: «Они с ума сошли, я ж написала «мне сообщили» и открыла кавычки. И сама написала, что инфо мягко говоря странная».

АВГУСТ, 29
Павел Носачев
В ФЗГ поступила информация, что в Волгограде совершено нападение на заместителя редактора «Городских вестей» Павла Носачева. Инцидент произошел несколько дней назад в районе улицы Чуйкова. Вместе со своим другом Павел обходил огромную автомобильную пробку, образовавшуюся на дороге. Молодых людей удивило такое скопление машин в столь поздний час, и Павел удивился вслух. Однако его невинное замечание вызвало бурю эмоций у пассажиров одной из машин. «Из автомобиля, припаркованного ближе всего к молодым людям, выбежали четверо парней - уроженцев одной из кавказских республик, которые тут же накинулись на Павла и его друга, - рассказали в правоохранительных органах. - За несколько минут они жестоко избили обоих парней, а потом скрылись с места происшествия». Павел Носачев был экстренно госпитализирован в больницу: врачи диагностировали ему серьезное сотрясение мозга, ушибы мягких тканей.

АВГУСТ, 30
Грани.Ру
Анна Сорокина
Интернет-издание «Кругозор»
Мещанский районный суд Москвы отклонил иск бывшего директора Центральной музыкальной школы Александра Якупова к Граням.Ру в связи с публикацией по «делу Рябова». Якупов требовал с «Граней» один миллион рублей по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Соответчиками выступали журналистка Анна Сорокина и американское интернет-издание «Кругозор», они в суд не явились. С Сорокиной истец требовал два миллиона рублей (см. монитор за июнь 2012 года). В уточненных исковых требованиях Якупов изменил сумму требований к «Кругозору» с одного миллиона рублей на один миллион долларов. Помимо денежной компенсации, истец требовал удалить публикации и опубликовать опровержение, а также полный текст судебного решения. Суд отказал в этих требованиях. В иске утверждалось, что публикации Сорокиной в «Кругозоре» и «Гранях» опорочили Якупова, причинили ему моральные страдания и помешали высокодоходной концертной деятельности. Якупов проходил свидетелем по уголовному делу преподавателя ЦМШ Анатолия Рябова, который обвинялся в домогательствах к ученицам. 5 мая Мосгорсуд оправдал Рябова на основании вердикта присяжных, которые сочли недоказанным событие преступления. В суде представитель истца заявил, что в связи с расследованием дела Рябова «началось давление, информационный шантаж и информационная блокада Якупова». В деле фигурировала единственная фраза из публикаций «Граней»: «Показания же главного свидетеля обвинения – директора, ныне уже бывшего, ЦМШ А.Н. Якупова - изначально и состояли из перечисления якобы имевших место эпизодов обращения к нему родительниц». Эта фраза из заметки Сорокиной, опубликованной в августе прошлого года, по утверждению истца, порочит его, поскольку жалобы родителей к нему действительно поступали.

АВГУСТ, 30
Журнал «Отдохни»
Известная российская певица Ваенга получит от издательского дома «Бурда» 250 тысяч рублей. Таково решение суда по иску исполнительницы, которой не понравилась статья о ее беременности. В журнале «Отдохни» был опубликован материал под названием «Елена Ваенга: беременна и счастлива», а также размещен снимок певицы. Ваенга возмутилась и подала иск, в котором указала, что она не давала своего согласия ни на статью, ни на размещение фотографии. Она хотела отсудить у «Бурды» 3 миллиона рублей, однако Останкинский суд Москвы посчитал сумму завышенной и присудил ответчику выплату в размере 250 тысяч рублей. Очевидно, Ваенга хотела преподать урок журналистам. Несмотря на то, что статья не содержала никакой негативной информации, певица решила не спускать газетчикам с рук «вмешательство в личную жизнь» и «засудила» журнал.

АВГУСТ, 30
Все СМИ
Журналистов выгнали с собрания партии РПР-Парнас в Санкт-Петербурге. Как передает корреспондент Лениздат.Ру, по заявлению партийцев, это политическое собрание, а не пресс-конференция, после чего закрыли входя для журналистов. Отметим, на собрании должна решиться судьба Андрея Пивоварова. Ряд руководителей партии добивается его исключения в связи с тем, что он оскорбил их и сопредседателя федерального отделения Владимира Рыжкова.

АВГУСТ, 30
Анатолий Цыганков
Депутат Законодательного собрания Карелии, первый заместитель председателя парламента республика Д. Алиханов подал в суд на редактора сайта «Политика Карелии», посчитав, что журналист А. Цыганков в одной из своих публикаций распространил недостоверную информацию об истце. В статье речь шла о коммерческой деятельности Д. Алиханова, в 2001 году получившего в безвозмездную ссуду на 49 лет часть помещений в муниципальном здании, где сейчас размещается торговый дом «Карелия-Маркет». Автор статьи, характеризуя договорные отношения между Петрозаводской администрацией и бизнесменом, получившим в пользование имущество города, неверно поименовал статус коммерсанта, вместо «ссудополучателя» назвав его «арендатором». Это обстоятельство Д. Алиханов счёл оскорбительным для себя, потребовав опровержения информации и компенсации морального вреда в размере 200 тысяч рублей (см. монитор за июнь 2012 года). Д. Алиханов утверждает, что не является арендатором помещений в торговом доме (что правда), но странным образом умалчивает о факте получения им в безвозмездную ссуду помещений в том же здании, которые преспокойно сам сдаёт в аренду. Как ссудополучатель бизнесмен рассчитался тем, что передал городу примерно тот же объем помещений в одном из микрорайонов Петрозаводска, где у Д. Алиханова имелся свой торговый центр. Эту сделку автор публикации поименовал неоправданно щедрой со стороны городской администрации. Данная авторская оценка тоже стала предметом судебного спора (Алиханов полагает, что указание на щедрость в отношении него создает его отрицательный образ в глаза читателей). Прочему стародавняя сделка, заключенная еще в 2001 году, вдруг стала предметом общественной дискуссии в 2012 году? Объяснение тому простое. Нынешний мэр Петрозаводска внёс в парламент Карелии законопроект, предлагая расширить льготную приватизацию на три муниципальных имущественных объекта, в числе их оказалось и ООО «Торговый центр «Карелия-Маркет», созданное в свое время с непосредственным участием Д. Алиханова. Если б депутаты поддержали инициативу главы Петрозаводска, то имущественный объект на льготных условиях перешёл бы к нынешнему арендатору здания торгового центра. Журналист всю эту историю описал, оказавшись в суде. Политик Д. Алиханов - а сейчас он не имеет права заниматься бизнесом, поскольку работает в Заксобрании на профессиональной основе, - похоже, решил с помощью суда оборвать общественную дискуссию. Процесс пошел. Последнее судебное заседание было отложено по просьбе стороны Д. Алиханова, предложившей провести лингвистическую экспертизу двух оспариваемых в суде фраз из публикации. ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

АВГУСТ, 30
Сайт «Липецкие новости»
В Арбитражном суде Липецкой области завершилось рассмотрение иска ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» к ООО «Стайер», владеющему сайтом «Липецкие новости». В октябре прошлого года на сайте «Липецкие новости» был опубликован текст «Крупнейшие предприятия Липецкой области жульничают с налогами». В ней со ссылкой на выступление вице-губернатора Липецкой области Вячеслава Щеглеватых были распространены сведения, которые, по мнению истца, наносят ущерб деловой репутации ОАО «ЛЭСК». В ходе судебного процесса претензии были конкретизированы и предъявлены по поводу заголовка материала и двух цитат из него: «…крупные предприятия Липецкой области пытаются обмануть государство»; «ЛЭСК, или Липецкая энергосбытовая компания увеличила свой ФОТ на 20%, оборот на 25%, при этом официально показывая убытки. Бюджет из-за этого уже потерял 203 миллиона рублей». Представители ответчика считали иск необоснованным, так как заголовок и текст первой цитаты не имеют прямого отношения к истцу. Со второй цитатой все оказалось сложнее. Выяснилось, в выступлении чиновника говорилось, что на 203 млн рублей была снижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Журналисты издания неправильно интерпретировали слова вице-губернатора и представили указанную сумму как убыток бюджета области. Суд согласился с доводами представителей ответчика о том, что заголовок публикации и первая цитата не содержат информации о ОАО «ЛЭСК» и в опровержении их отказал. Вторая цитата была признана недостоверным сообщением о факте, порочащим деловую репутацию истца. Суд постановил опровергнуть на сайте «Липецких новостей» указанную информацию и взыскал с ООО «Стайер» 8 000 рублей в пользу ОАО «ЛЭСК» в качестве компенсации судебных расходов.

АВГУСТ, 30
СМИ Сахалинской области
В октябре – выборы в Сахалинскую областную думу. Независимые СМИ окрестили предвыборную кампанию «безмолвной». Московский десант пиарщиков, нанятый областным правительством, уже обеспечил «правильные» выборы депутатов Госдумы и президента России (правда, результаты оказались не столь радужными, как планировались) и теперь вовсю трудится, чтобы и в законодательном органе были люди, лояльные уже выбранной вертикали. Предпринимаются всякие пиар-акции, чтобы вообще отвлечь народ от главного события октября. А для того, чтобы никакие независимые кандидаты, а тем более кандидаты от оппозиционных партий не обозначились на страницах и в эфире районных СМИ, последним попросту заткнули рот. Редакторы, опубликовавшие тарифы на размещение агитационных материалов и думавшие хоть чуть-чуть пополнить хилый дотационный бюджет своих районок, разочарованы. Им позвонили сверху и настоятельно попросили не участвовать в предвыборной агитации. Корреспондент ФЗГ разговаривала с пятью редакторами районных газет: двое сказали, что звонок был от мэра района, трое – от чиновника управления информационной политики правительства области. А сахалинские чиновники в вопросах политической агитации давным-давно ничего не делают без указки москвичей. По данным областного избиркома, уведомления об участии в предвыборной компании подали всего несколько изданий - из Северо-Курильска, Южно-Курильска, Невельска и еженедельник «Южно-Сахалинск сегодня». Это при том, что в каждом из 17 районов есть муниципальная газета и почти в каждом – местное ТВ. Хотя просьба, как сказали редакторы, была высказана в вежливой форме, никто из них и не подумал возразить. Попавшие в опалу потеряют больше, чем те несколько десятков тысяч рублей, что заработают, представив максимальную, 40-процентную площадь своего издания. «Из-за грошей портить отношения с учредителем? Это еще как аукнется! Да и с кандидатами, если что не так - разборки, суды, штрафы. А отчетность? Нет, уж лучше не высовываться», - считают журналисты. Кто бы спорил – рабство и спокойнее, и сытнее. В районах области областные газеты выписывают единицы. Зачем курильчанину, например, «свежий» номер с недельным сроком давности? Районка, какая бы ни была – все равно своя, родная, самая оперативная. И вот получается, что из этого единственного источника информации электорат ничего не узнает о кандидатах-новичках (на 28 кресел претендуют почти 700 человек). Естественно, преимущество в этой ситуации на стороне тех уже действующих политиков, кто и так на слуху, кто «борозды не портит» – и почти все они - члены «Единой России».

АВГУСТ, 31
Телекомпания «Полис»
С 1 сентября старейшая телекомпания Тамбова распускает творческий коллектив. По словам генерального директора «Полиса» Алексея Константинова, свою работу прекращает только служба новостей и всего на месяц, все остальные программы будут по-прежнему регулярно выходить в эфир. «Я не буду говорить обо всех трудностях. Планируем возобновить, а может, и не возобновим, - прокомментировал Константинов. Сотрудники телекомпании утверждают, что распускают весь творческий коллектив. «Нам предложили уйти в отпуск без содержания на три месяца или написать заявление об увольнении по собственному желанию. Никаких дальнейших перспектив нам никто не предложил. В словесной форме нам обещали, что рассчитают сразу, но слабо в это верится, потому что компания - банкрот. И предупредили сотрудников об этом за два дня. Нас просто вышвырнули на улицу», - рассказала ИА «Онлайн Тамбов.ру» сотрудник телекомпании «Полис» Ольга Свиридова. Изначально в эфире планировали оставить авторскую программу Светланы Ворониной «Между нами девочками», но Светлана сообщила, что работать над программой она больше не будет.

АВГУСТ, 31
Виктор Булавинцев
В Приморском крае обвинение в клевете нависло над известным владивостокским журналистом Виктором Булавинцевым. Его статья «Ларек под красной крышей», опубликованная в июне газетой «Дальневосточные ведомости», вызвала у сотрудников владивостокской прокуратуры особый интерес, в связи с чем прокуратура и приглашает журналиста. Тема газетной статьи – незаконная торговля алкогольной продукцией. Статья напечатана после интервью с директором департамента лицензирования и торговли Приморского края Еленой Коваль и построена на конкретных примерах, в частности, - на обращениях жителей Владивостока, документах городской администрации и конкретных случаях бездействия местной полиции. «Но на заявления и жалобы граждан по поводу незаконной торговли правоохранители у нас реагируют довольно вяло», - пишет автор, и приводит примеры. В статье есть две фразы, которые, видимо, очень не понравились правоохранителям: «Результатом (при попытке убрать незаконную торговую точку, торговавшую алкоголем) явился ответный звонок от неизвестного, представившегося заместителем начальника УМВД по городу Владивостоку Сергеем Гусевым, который в категорической форме требовал оставить Юсифова и его имущество в покое! А вслед за этим подобные же звонки последовали и к руководителям управления торговли и услуг администрации города» и «Так кто же у нас «крышует» нелегальные ларьки, где в любое время дня и ночи продают спиртное сомнительного качества и происхождения, нарушая закон? У какого какие будут на этот счет предположения? Ведь не может быть, чтобы это лично начальник городской полиции Гусев покой «нелегалов» оберегал!? Или всё-таки может быть еще и не такое?». Через месяц после публикации журналиста вызвали в прокуратуру Ленинского района по заявлению полковника С. Гусева о том, что автор распространил о нём порочащие недостоверные сведения. Журналист объяснял, что писал статью не о Гусеве, а о проблеме деятельности нелегальных торговых точек, где незаконно сбывают алкоголь. Тем временем по городу уже пошли слухи, что за автора многих серьезных журналистских расследований решили взяться всерьёз и ему грозит статья о клевете.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни