Дайджест
21 Декабря 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 736

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

В 15-й раз вручена премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

В Центральном доме журналистов в Москве 15 декабря состоялась церемония вручения премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Она присуждается российским журналистам за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Победителями конкурса и членами жюри в разные годы были люди, составляющие гордость российской журналистики – Эльвира Горюхина, Анна Политковская, Галина Ковальская, Отто Лацис, Дмитрий Фурман, Борис Дубин…

В пятнадцатом конкурсе приняли участие журналисты из десятков городов России. География конкурса – вся Россия: от Петрозаводска до Владивостока, от Ставрополя до Якутска. На финальном заседании жюри сначала были отобраны работы девяти участников, которые произвели самое сильное впечатление. Среди них – материалы Алены Корк (Иркутск), газета «Восточно-Сибирская правда»; Павла Каныгина (Москва), «Новая газета»; Натальи Яковлевой (Омск), «Учительская газета»; Виктории Ивлевой (Москва), COLTA.RU; Валерия Игнатика (Ижевск), газета «Ижевский полиграф»; Нигины Бероевой (Москва), журналист – фрилансер; Маирбека Агаева (Дагестан), газета «Черновик»; Марины Завадской (Владивосток), газета «Арсеньевские вести»; Елены Костюченко (Москва), «Новая газета».

После обсуждения и утверждения номинантов и еще одного голосования выяснилось, что лауреатом премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» в 2015 году стала Елена Костюченко. Номинанты - Павел Каныгин, Наталья Яковлева, Виктория Ивлева, Нигина Бероева.

В финальном заседании принимали участие не только члены жюри из Москвы, но и те, кто в тот момент находились в других городах – голосование проводилось по электронной почте. Так что были учтены мнения не только Алексея Симонова (председатель жюри, президент Фонда защиты гласности), Игоря Найденова (специальный корреспондент журнала «Русский репортер», лауреат премии имени А. Сахарова за 2005 год), Грегори Уайта (обозреватель издания Bloomberg), Владимира Воронова (обозреватель газеты «Совершенно секретно», лауреат премии имени А. Сахарова за 2010 год), Пилар Бонет, (корреспондент газеты «El Pais», Испания). В Махачкале работала Миясат Муслимова, профессор кафедры русского языка и литературы Дагестанского Государственного университета; в Ванино (Хабаровский край) – Татьяна Седых, главный редактор газеты «Мое побережье», лауреат премии имени А. Сахарова за 2009 год; в Саратове – Юрий Чернышов, независимый журналист; в Омске – Георгий Бородянский, корреспондент «Новой газеты», лауреат премии имени А. Сахарова за 2011 год; в Вене - Сюзанне Шолль, независимый журналист; в Киеве – Питер Винс, учредитель премии; в Ростове-на-Дону – Анна Лебедева, редактор газеты «Большой Ростов», лауреат премии имени А. Сахарова за 2006 год; в Ижевске – Юлия Сунцова, лауреат премии имени А. Сахарова за 2013 год; в Нальчике – Игорь Цагоев, лауреат премии имени А. Сахарова за 2014 год.

Финалисты конкурса награждены почетными дипломами жюри, номинанты и лауреат – дипломами и денежными премиями. Кроме того, дипломы получили редакции, опубликовавшие работы номинантов и лауреата: редакции «Новой газеты», «Учительской газеты», интернет-издания COLTA.RU. Специальным дипломом «За верность теме и надежность источников» награждена редакция журнала «ДОШ» (Москва-Грозный).

РОССИЯ

Томск. Спасти телекомпанию ТВ 2 могут только народные средства

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Накануне Нового года ТВ 2 снова прощается с томичами: теперь, по всей вероятности, со всеми и навсегда. Напомним, с 1января 2015 года ушла из эфира томская телекомпания, с которой после четверти века, прожитых в нем, расторгла договор в одностороннем порядке на передачу ее сигнала Российская телерадиотрансляционная сеть (РТРС). Но оставалось в интернете информагентство с тем же названием – ТВ 2. С Нового года, скорее всего, прекратит деятельность и оно. Еще остается надежда на чудо, но, как известно, в последние годы чудес в информационном пространстве нашего государства практически не случается.

С читателями сайта попрощался 17 декабря главный редактор ТВ 2 Виктор Мучник. «Ни политические обстоятельства, ни экономические – пишет он – к дальнейшей работе не располагают», хотя за год, прошедший после отключения телеканала, ТВ 2 значительно увеличила аудиторию в интернете и начинала новые проекты, несмотря на то, что от прежней информационной службы медиахолдинга осталось несколько человек.

Однако «добиться главного – самоокупаемости сайта» не удалось. Его минимальная себестоимость – 7 миллионов рублей, доходы от рекламы – намного меньше, и государство тут, как и ранее – когда ликвидировалась телекомпания - вроде бы, ни при чем. Тогда договор расторгли «деловые партнеры», обидевшиеся на журналистов, и заодно на тысячи телезрителей, «политизировавших» проблему фидера, сломавшегося в апреле прошлого года, из-за чего вещание ТВ 2 было прервано на 1,5 месяца (а предписание Роскомнадзора гласило, что если оно не возобновится через 5 дней, то «будет приостановлено действие лицензии»). И неизвестно, сколько бы длилась пауза на экранах, если бы горожане не вышли тогда на пикеты и митинги, после которых сгоревший фидер был без промедления заменен.

Обиделась и администрация президента РФ на жителей Томской области, проигнорировав 15 тысяч их подписей, собранных на морозе - с требованием вернуть в эфир ТВ 2 (см. дайджест № 718 http://www.gdf.ru/digest/item/4/1296#pb1), обиделся, само собой, и Роскомнадзор, отказавшийся продлить ей лицензию, срок которой истек 8 февраля.

В августе 2015 года в это ведомство направила пакет документов на получение лицензии ТомскаяМедиаГруппа (куда входит и ТВ 2). В том, что и этому юрлицу будет отказано, мало кто сомневался: общественный интерес представляло то, какой повод найдет теперь государство, чтоб не пустить опальную телекомпанию не только в эфир, но и в кабель. На сей раз оно решило не утруждаться: ответило, что в представленных документах нет доказательств отсутствия у Виктора Мучника – учредителя ТМГ второго гражданства. «Этим гражданством – пишет главред - я запастись как-то не успел», о чем, полагает он, «люди в погонах, которые занимаются так усердно нашей тв-2шной историей» прекрасно знают. «Понятно, что это - пустой предлог для того, чтобы не допустить существования ТВ 2 в Томске ни в каком виде. Получи мы кабель - заработали бы денег, чтобы продолжить работу. Но не для того в прошлом году все было устроено с фидером, лицензией, «конфликтом хозяйствующих субъектов» и прочим всем».

Поддержал агентство новостей ТВ 2 благотворительный фонд «Среда»: грант был выделен на программу модернизации сайта, рассчитанную на 3 года. Виктор Мучник не сомневается, что за этот срок редакция вывела бы его на самоокупаемость. «Но нам не дали этих трех лет: грант получили мы лишь частично»: фонд Бориса Зимина (как и фонд «Династия», основанный его отцом Дмитрий Зиминым) перестал существовать после внесения его в реестр иностранных агентов. Местные же рекламодатели, пишет в Facebook журналистка ТВ 2 Юлия Корнева, «боятся засветиться на нашем сайте», и их можно понять: кому хочется портить отношения с властью? А она и тут вроде ни при чем – может не давать им никаких указаний, просто создает среду обитания: так она сложилась, что в бизнесе выживают лишь благонадежные «организмы», а другим тихо, незаметно «перекрывается кислород». ТВ 2 – наглядный пример того, что однажды может случится с каждым, независимо от званий, наград (22 статуэтки ТЭФИ) и популярности.

Но надежда, хоть и почти призрачная, еще есть: не на власть, разумеется, и не на влиятельных бизнесменов, а скорее – просто на хороших людей. «Информация о том, что история ТВ 2 завершается, - пишет главный редактор - ушла в соцсеть. И в ней многие наши друзья - а их у нас, действительно, много - стали убеждать нас в необходимости попробовать с краудфандингом (в переводе с английского – «коллективное финансирование»). Мол, годовой бюджет в 7 миллионов рублей вполне реально собрать». Томск, конечно, далеко не Москва – в 20 с лишним раз уступает ей по численности населения, и живет оно намного скромнее, и к тому же – кризис. Но решили попробовать. Счетчик на сайте отсчитывает дни, часы и минуты. «На сколько наберем - столько по-честному после Нового года и проработаем».

ТВ 2 можно помочь, сделав денежный перевод по следующим реквизитам:


ЗАО «Телерадиокомпания ТВ-2»
ИНН/КПП 7017002009/701701001
ОГРН 1027000906811/ ОКПО 20892236
Юридический и фактический адрес 634012, г.Томск, ул.Елизаровых, 51а
Р/счет 40702810974790000289 в Восточно-Сибирском филиале ПАО
«РОСБАНК» г.Красноярск
БИК 040407388; К/с №30101810000000000388, открыт в Отделении Красноярск


Воронеж. Издатель газеты подал в суд за обвинение в связи с неофашистами

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Арбитражном суде Воронежской области 15 декабря началось рассмотрение не часто встречающегося иска: издатель газеты выступает в качестве истца, а не ответчика. ООО «Информационная компания «Вестник», выпускающая районную газету «Семилукский вестник», требует опровержения от главы муниципального района.

В августе 2014 года в издании «Семилукская жизнь» (входит в государственный областной медиахолдинг «РИА Воронеж») были опубликованы слова главы района Ирины Кокоревой: «Газета «Семилукский вестник» была создана бывшим мэром Семилук Марковым, долгое время им финансировалась. После того, как Марков был арестован, «Вестник» активно искал новых спонсоров. В итоге последние 2-3 месяца стал сотрудничать с местными неофашистами. Один из членов этой группировки был оштрафован судом за свастики на стенах города»; «основной спонсор «Вестника» экс-мэр Марков»; «еще в июле в соответствии с законом о СМИ учредитель «Семилукского вестника» Издательский дом «Семилуки» принял решение о закрытии этой газеты...».

Компания-истец заявляет, что распространенная в цитатах главы района информация недостоверна и порочит ее деловую репутацию. Издатель «Семилукского вестника» утверждает, что связь компании с бывшим мэром Семилук, осужденным за покушение на мошенничество в 2014 году, – вымысел. Точно так же истец опровергает связь с неофашистами и решение о закрытии издания. «Вестник» утверждает, что распространенные порочащие сведения стали причиной падения тиража издания и уменьшения интереса со стороны рекламодателей.

Компания требует от ответчика компенсации репутационного вреда в размере 40 тыс. рублей и публикации опровержения.


Краснодар. Суд вынес обвинительный приговор журналисту - и амнистировал

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Мировой суд судебного участка №24 города Краснодара вынес решение по делу местной журналистки Анны Мамаенко, сотрудничающей на постоянной основе с изданием «Тайное и явное» и другими СМИ.

В прошлых выпусках дайджеста ФЗГ мы уже писали о том, что в отношении А. Мамаенко было возбуждено уголовное дело за порчу имущества (см. дайджест 727). По словам Анны, вечером 25 февраля нынешнего года на одной из краснодарских улиц двое мужчин неожиданно стали заталкивать ее в автомобиль. При попытке самообороны она поцарапала машину ударом ноги. Как выяснилось позже, автомобиль принадлежал судебным приставам. И они обратились в суд, чтобы получить с журналистки деньги на ремонт автомобиля.

Дело получило общественный резонанс во многом благодаря активной работе в сети самой Анны. Начался сбор подписей жителей Краснодара в ее поддержку. Наконец, 12 декабря суд вынес решение – назначить Анне Мамаенко штраф за порчу чужого имущества, но отменить его уплату в связи с амнистией.

Однако «соломоново» решение не устроило А. Мамаенко, и она заявила на своей страничке в сети, что намерена обжаловать приговор, как несправедливый.


Пермь. Провинциальный политик увлекся рекордами в искометании

Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Депутат Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов вчинил местным СМИ шесть исков и готовит седьмой. Это выяснилось 16 декабря в Ленинском районном суде Перми на процессе против ООО «Мегаполис», которое значится как редакция СМИ «Московский комсомолец» в Перми».

О тяжбах провинциального политика с журналистами ФЗГ сообщал в дайджестах № 730 и 735. Размещенная 5 июня на сайте «МК» в Перми» заметка «ФРМ: очередное фиаско Дмитрия Скриванова» тоже выбрана им поводом для судебного спора. Истцу, который еще недавно руководил Фондом развития моногородов (ФРМ) в Москве, не понравился сам заголовок и шесть фраз. Среди прочих, депутат-единоросс требует опровергнуть такие слова: «Один из самых конфликтных депутатов пермского региона продержался на московском посту рекордно короткий срок, всего несколько месяцев, и не успел довести до конца ни одного серьезного проекта»; «в 2011 году на посту регионального координатора Общероссийского народного фронта Скриванов подержался рекордный по своему минимуму срок – ровно три месяца. После чего последовала команда из полпредства, и его заменили. Причем тогда Скриванов был изгнан безо всяких дипломатических формулировок и авансом выданных благодарностей».

Истец требует удалить заголовок и шесть фраз с газетного сайта, взыскать с издания компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей. Это обычная для его исков сумма.


Казань. Сотрудникам газеты «Вечерняя Казань» запретили присутствовать на «деловых понедельниках» в городской мэрии

Аккредитация на эти мероприятия не предусмотрена, но это не помешало руководителю пресс-службы мэрии Сергею Лобову в присутствии представителей других СМИ без объяснений буквально вытолкать журналиста с заседания: «Так и сообщите руководству своей газеты, что я вас выгнал!».

Громогласно заявляя о том, что «Казань - это третья культурная столица России», что она давно уже живет по европейским меркам, на деле городские власти ведут себя как средневековые феодалы. Прекрасно понимая, что приказ клерка не пущать «Вечернюю Казань» ограничивает право граждан на получение информации через самую тиражную газету в городе, они плюют на законы.

Недавно жителей столицы Татарстана возмутила вырубка деревьев в старинном парке рядом с университетом. С благословения городских властей, здесь планировали устроить очередную парковку для избранных. Естественно, независимое издание «Вечерняя Казань» выступила против этого с резкой критикой. Собственно, так «ВК» делает всякий раз, когда чиновники начинают действовать по принципу «что хочу, то и ворочу». Парк от уничтожения спасло лишь вмешательство президента Минниханова. Тогда мэр города Ильсур Метшин поспешил сообщить, что теперь, прежде чем начинать рубку деревьев, он будет обсуждать с казанцами необходимость таких действий. Это заверение как-то плохо увязывается с запретом присутствовать на «деловых понедельниках» журналистам газеты, которые имеют смелость говорить правду о деятельности городских властей своим подписчикам.

На официальном сайте мэра Метшина своеобразным эпиграфом служат его слова: «В нашей бухте под названием Казань гораздо спокойнее». Что же, запрет журналистам местной «Вечерки» участвовать в «деловых понедельниках» сделает жизнь мэра действительно спокойнее. За мэра и его команду можно порадоваться, а вот жителям Татарстана, лишенным права на достоверную информацию, нужно посочувствовать.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Журналистика в эпоху тотального страха

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В Пятигорске прошел III форум средств массовой информации Северного Кавказа. Более семи сотен участников представляли 150 масс-медиа. По сравнению с прошлым годом, когда в канун форума СМИ группа боевиков в центре Грозного сожгла республиканский Дом печати, в этот раз журналисты обсуждали проблемы в спокойной атмосфере.

Но сами проблемы менее тревожными не стали. Главный редактор издания «Кавполит», член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко напомнил, что до сих пор на Северном Кавказе не расследовано ни одно резонансное убийство журналистов. Он перечислил имена погибших: Тимур Куашев и Казбек Геккиев (Кабардино-Балкария), Загир Арухов, Хаджимурат Камалов, Максуд Садиков, Малик Ахмедилов (Дагестан), Наталья Эстемирова (Чечня) и многие другие.

Уголовное дело об убийстве Тимура Куашева вообще прекращено. Причем отец убитого журналиста, заслуженный следователь Советского Союза, как говорит Максим Шевченко, обнаружил множественные процессуальные нарушения в ходе расследования: не опрошены ключевые свидетели, не сделаны все необходимые экспертизы… Не было полноценного расследования убийства журналиста ГТРК «Нальчик» Казбека Геккиева и главного редактора сайта «Ингушетия.ru» Магомеда Евлоева. Фамилии преступников так и не были названы публично.

По словам Шевченко, на недавней встрече членов совета с президентом он предложил несколько шагов, которые смогут помочь в защите независимых журналистов. Во-первых, внести изменения в Уголовный кодекс, приравняв убийство сотрудника СМИ к убийству государственного и общественного деятеля. Во-вторых, изъять уголовные дела об убийствах журналистов из производства республиканских следователей и передать на уровень центрального аппарата Следственного комитета, обеспечив оперативный надзор со стороны ФСБ.

А вот выступившие на форуме представители власти объявили, что вопреки федеральным изданиям, которые половину контента, посвященного Северному Кавказу, строят на принципах катастрофизма (новости о терактах, криминале, коррупции), они намерены генерировать позитивный контент СКФО. В унисон с ними прозвучало выступление заместителя директора ТАСС Константина Паршина, рассказавшего, что его информагентство реализует проект «ТАСС-Кавказ», задача которого – поднять положительные региональные новости на федеральный уровень.

Но говорили на форуме и об атмосфере тотального страха, мешающего журналистам задавать острые вопросы первым лицам власти, спорили и о том, где же граница между критикой и провокацией, пиаром и информированием. О том, как информационный вакуум создает простор для провокаторов и манипуляторов. Где именно искать последних, неожиданно указал глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, обрушившись с критикой на дагестанский «Черновик»: мол, издание, популяризуя терроризм, занимает антигосударственную позицию …

Кстати, сами дагестанские журналисты на этот выпад не ответили. Тем самым подтвердив, что прозвучавшие слова о тотальном страхе – не просто слова.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни