Дайджест
23 Мая 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 757

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

В Вологде снова стреляли. Что дальше?

Служба мониторинга ФЗГ

В прошлом дайджесте ФЗГ сообщил о покушении в Вологде на заместителя главного редактора местной газеты «Минута истины» Олега Куницына - в него стрелял неизвестный (см. дайджест 756 [1] ).

Вскоре выяснилось, что это происшествие - не единственное в этом городе. Там происходят любопытные события вокруг правозащитного движения «Вместе», точнее, одноименной газеты, сайта и руководителя движения Евгения Доможирова.

Еще год назад были сожжены два автомобиля, один из которых принадлежал семье Доможировых, другой - его приятелю. В феврале 2016 года сайт Доможирова «Движение вместе» был заблокирован Роскомнадзором. В марте Евгений Доможиров стал фигурантом уголовного дела об оскорблении представителя власти. А в мае события посыпались как из рога изобилия.

14 мая в офисе правозащитного движения «Вместе» прошли обыски. Как считает Е. Доможиров, полиция активизировалась после выпуска организацией газеты «Вместе». Итогом обыска стало изъятие тиража. «Поводом к обыскам и изъятию печатной продукции послужило заявление в правоохранительные органы от депутата местного Законодательного собрания, который обиделся на статью о нем, раскрывающую перед избирателями его истинное, по нашему мнению, лицо», - сообщил «Новым известиям» Е. Доможиров. Он заявил, что арест газеты уже не первый: «За пять лет мы их пережили штук семь уже. Каждый раз доказывая, что имеем право на собственное мнение и оценку происходящих событий. В общем, не обращаем внимания, работаем дальше».

Однако работать дальше становится все труднее. 16 мая в офис движения «Вместе» снова явились полицейские - для оформления протокола по административному правонарушению в отношении Е. Доможирова. Он рассказал «Росбалту», что его хотят обвинить в препятствовании строительным работам, поскольку активист вызвал полицию на место, где строители работали без разрешительной документации. 18 мая семерых распространителей газеты «Вместе» задержали полицейские. Они сказали, что есть ориентировка на задержание распространителей. «Наши объяснения, что они не имеют права нас задерживать, успеха не имели. В городском управлении мы провели часа два-три. За это время не было составлено ни одного протокола, а только акт изъятия газет, и была взята пара объяснений. После этого всех отпустили», - сообщил Евгений Доможиров.

Наконец, 19 мая дошло и до стрельбы - неизвестный на велосипеде окликнул Доможирова и выстрелил в него несколько раз из травматического пистолета «Оса». Две пули попали в спину, одна - в руку.

Возможно, правоохранителям пора обратить внимание не только на газету, сайт и руководителя движения «Вместе», но и на поджигателей и стрелка?

Для справки: Вологодское областное правозащитное общественное движение «Вместе», в частности, отслеживает соблюдение закона при строительстве жилых домов и других объектов в городе, а также разоблачает коррупционные схемы местных чиновников.

РОССИЯ

Омск. Граждане вправе публично оценивать власть

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Куйбышевский районный суд Омска полностью отклонил исковые требования главы Любинского района Омской области Абая Ракимжанова, предъявленные им редакции журнала «Бизнес-курс», его учредителю Сергею Сусликову, а также депутату Красноярского городского поселения Анатолию Калинину, чье интервью, данное семь месяцев назад этому изданию, и причинило истцу моральные страдания.

Ущерб, нанесенный оспариваемой публикацией его чести, достоинству и деловой репутации, истец оценил в 2 миллиона рублей - 1 миллион потребовал с редакции, как юридического лица и по 500 тысяч - с физических лиц, издателя и народного избранника.

А. Калинин известен в районе как главный политический оппонент районного главы, собравший с помощью своих избирателей немало компрометирующих главу, по их мнению, материалов, часть которых депутат обнародовал в «Бизнес-курсе» (а до того отдал в правоохранительные органы). В «компромате» этом изобличается «коррупционная составляющая» в деятельности Абая Ракимжанова. Анатолий Калинин и его соратники обнаружили ее в незаконной продаже арендованного предпринимателем земельного участка (незаконность подтвердил Россельхознадзор) под строительство автосервиса, в «завышении сметы ремонтных работ» в бывшем детском доме (которые, по расчетам местных специалистов, обошлись бюджету дороже, чем если б с нуля был построен новый), в «исчезновении» бюджетных средств при строительстве водопровода, автодорог, в преднамеренном банкротстве акционерного общества...

Суд не стал оценивать достоверность приведенных в публикации сведений (это - дело прокуратуры и СК, а они свои выводы пока не огласили). Разбирательство шло вокруг вопроса: вправе ли граждане критиковать власть (в данном случае местную) и каковы пределы допустимого в этой критике? Лингвистическая экспертиза, проведенная по ходатайству ответчиков в Санкт-Петербурге, установила, что оскорблений личности главы Любинского района в тексте публикации нет: в ней, к примеру, нигде не указано, что Абай Ракимжанов действовал из корыстных побуждений, лично присваивая бюджетные средства. Построена она в основном на оценочных суждениях, в том числе в отношении представителей власти, на которые имеет право любой гражданин РФ. Суд не счел нужным опровергать ни один из 12 фрагментов публикации, которые, по мнению истца, опорочили его честь, достоинство и репутацию.

В целом выводы Куйбышевского райсуда представляются правильными. Если распространить их на всю российскую власть, начиная с первого лица, то в стране наступит абсолютная демократия

Карелия. Члены президиума Верховного суда республики опять займутся русскими пословицами

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

На 1 июня назначено рассмотрение в президиуме Верховного суда Карелии дела о русских пословицах, дела по-своему беспрецедентного, поскольку предметом разбирательства стал русский фольклор.

В газете «Северные берега» Калевальского района в 2015 году была опубликована статья, в которой автор Любовь Горохова, она же и редактор газеты, критически отозвалась о методах работы правоохранительных органов, когда сотрудники Калевальского районного отдела внутренних дел провели в служебной машине беседу с несовершеннолетним подростком в отсутствие его родителей. Л. Горохова обратилась за комментарием в пресс-службу МВД Карелии и, получив ответ, написала статью, доказывая, что сотрудники РОВД нарушили закон. Возможно, история не имела бы столь громкого резонанса, если бы в своей статье автор не использовала русские пословицы, уязвившие самолюбие полицейских. А журналист к месту вспомнила две пословицы: что в России «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» и «законы святы, да законники лихие супостаты».

В калевальской истории, описанной Л. Гороховой, обе пословицы были приведены очень даже к месту, так как разбор ситуации как раз и свидетельствовал, что сотрудники правоохранительных органов мало соотносили свои действиями с нормами закона. Но в МВД Карелии сочли иначе, утверждая, что фольклорные фрагменты публикации не соответствуют действительности, роняют профессиональную честь полицейских и в результате начался затяжной судебный процесс, который к настоящему моменту прошёл уже несколько этапов.

Как ни странно, министерство внутренних дел республики в процессе пока побеждает. Хотя вначале ещё была надежда на то, что здравый смысл возобладает, и, действительно, суд первой инстанции, Костомукшский городской суд, не удовлетворил требований истца. Но Верховный суд Карелии в апелляционной инстанции всё переиграл, и выходило, что использование русских пословиц вовсе не безобидное дело, и реально угрожает журналистам судебным наказанием - в данном случае от редакции требовали опровержения пословиц. Судьи Верховного суда Карелии признали, что пословицы «не соответствуют действительности» и порочат сотрудников МВД.

Л. Горохова, не соглашаясь с таким решением, обратилась с кассационной жалобой в президиум Верховного суда Карелии, который теперь рассмотрит её заявление. Знакомство с этим делом понуждает ещё внимательнее вчитываться в русский фольклор, отыскивая в народной мудрости яркие пословицы, становящиеся содержанием судебных исков.

Пермь. «Звезда» на подаянии. Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Арбитражный суд Пермского края 17 мая решил выдать исполнительный лист о принудительном взыскании с АО «Газета «Звезда» более 2,2 млн рублей. Истцом выступило ЗАО «Проектное финансирование». По сообщениям СМИ, эта компания подконтрольна Андрею Агишеву - бывшему владельцу газеты. С 12 ноября 2015 года он отбывает 5-летний срок условного заключения за хищение 55,5 млн рублей.

О финансовых неурядицах старейшей в Прикамье газеты с 98-летней историей ФЗГ рассказывал. Одноименная типография - ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Звезда» - через арбитражный суд добилась 16 февраля 2016 года взыскания с издания свыше 955 тыс. рублей. Это долг за полиграфические услуги и аренду помещений в Доме печати «Звезда» (см. дайджест № 745 [2] ). Исполнительный лист был выдан 31 марта. Но взять с редакции нечего. Там нет средств даже на зарплату. Это видно из письма журналистского коллектива.

Обращаясь к новому владельцу, депутату краевого заксобрания Дмитрию Скриванову, звездинцы пожаловались на прежних собственников. Коллектив сокращен с 50 до 34 человек. Запрет выплачивать гонорары внештатным сотрудникам привел к уничтожению авторской сети. Возросли долги за печать и аренду. За полтора года недоимка перед Пенсионным фондом РФ достигла 3 млн рублей. С января 2016 года начались задержки с выплатой зарплаты. Ее задерживают два месяца, сказано в письме.

Послание опубликовали 5 мая газета «Пермская трибуна» и портал «Местное время», подконтрольные Д. Скриванову. За неделю до этого региональные СМИ известили, что «Звезда» тоже стала изданием Д. Скриванова. Сам депутат-единоросс через «Пермскую трибуну» и «Местное время» 5 мая заверил звездинцев, что сделает все возможное для помощи старейшей газете. «Возьмем ситуацию под контроль!» - заявил парламентарий.

Цитату можно воспринять двусмысленно. Взяв ранее под контроль радиостанцию «Эхо Москвы» в Перми», Д. Скриванов отнюдь не избавил ее от финансовых проблем. Напротив, с 1 марта 2015 года ЗАО «Эхо» накопило долг по аренде помещений в сумме 465 тыс. рублей. Арбитражный суд Пермского края 10 декабря 2015 года обязал ЗАО «Эхо» погасить задолженность перед арендодателем ООО «Бизнес-контакт» и выселиться из офиса. Акт о передаче спорных помещений был подписан 31 января 2016 года, накануне рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Обжалованное ЗАО «Эхо» решение тогда осталось без изменения и вступило в силу.

Долги, накопленные газетой «Звезда на порядок больше. С учетом решений арбитражного суда от 16 февраля и 17 мая 2016 года, а также озвученной недоимки перед Пенсионным фондом РФ неисполненные обязательства оцениваются суммой не менее 6 млн рублей.

Москва. Суд признал незаконным отказ в регистрации «РосОтвета» в качестве информационного агентства

Центр защиты прав СМИ

Таганский суд Москвы 16 мая признал незаконным возврат Роскомнадзором документов на регистрацию проекта «РосОтвет» в качестве общероссийского информационного агентства.

«РосОтвет» - некоммерческий сервис для отправки запросов на получение информации о деятельности органов власти. За работу проекта отвечает «Команда 29», во главе с адвокатом Иваном Павловым.

Роскомнадзор пять раз возвращал «Команде 29» документы о регистрации «РосОтвета» в качестве СМИ. Первый отказ был обоснован отсутствием нотариально заверенных копий, второй - якобы неправильно оплаченной пошлиной. В третий раз Роскомнадзор отказал в регистрации, сославшись на то, что учредитель не подтвердил, что его деятельность не запрещена законом. Учредителем «РосОтвета» является некоммерческое партнерство «Институт развития свободы информации». На каких основаниях её деятельность может является запрещённой, ведомство не пояснило. При четвёртой попытке зарегистрировать «РосОтвет» Роскомнадзор посчитал недопустимым отсутствие в регистрационных документах кода ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Отметим, что необходимость указания этого кода законодательно нигде не закреплена и являлась, скорее, формальной придиркой Роскомнадзора, которую, тем не менее, «Команда 29» исправила. При пятой попытке ведомство снова сослалось на отсутствие подтверждение законности деятельности учредителя.

В итоге Таганский суд Москвы, в который обратились представители «РосОтвета», согласился с истцом в том, что позиция Роскомнадзора является незаконной и обязал чиновников пересмотреть заявление о регистрации информационного агентства.

КАЗАХСТАН

Массовые аресты журналистов

Розлана Таукина, Казахстан

Суббота, 21 мая 2016 года. В Казахстане назначена массовая забастовка по вопросу о продаже и аренде земли. Эта дата прозвучала на митинге в Атырау еще в апреле, когда было предложено провести протестную акцию населению всех городов. Эта дата активно обсуждалась в социальных сетях. В пятницу и субботу ночью социальные сети отключались на несколько часов. В пятницу с утра в Алматы было объявлено, что полиция оцепила и закрыла улицы, прилегающие к двум центральным площадям города. Было объявлено, что там найдены бутылки с зажигательной смесью, партроны, огнестрельное оружие. В городе все посчитали эти находки спектаклем полиции, чтобы запугать население и отговорить людей выйти на митинг протеста.

21 мая обе площади были оцеплены полицией и внутренними войсками. В Алматинской области появились бронетранспортеры, правда, министр обороны объявил, что они направляются на учения. В Алматы в 10 часов утра задержали руководителя фонда «Журналисты в опасности» Рамазана Есергепова и еще 8 активистов, которые шли на площадь, всех повезли в Алмалиснкий районный отдел полиции. Арестовали главного редактора газеты «Жас Алаш» Рысбека Сарсенбаева, который с женой Маржан Аспандияровой тоже направлялся на площадь освещать митинги. Арестовали журналиста газеты «Общественная позиция» Ермурата Бапи, прямо у дома полиция забрала Жанбулата Мамай, главного редактора газеты «Трибуна - Саяси Алан», на площади взяли правозащитника и редактора сайта «Бюро по правам человека» Андрея Свиридова, писателя Нурлана Амрекулова. Арестован и журналист Алькен Кенжебаев из газеты «Трибуна. Коммунист Казахстана», с редакционным заданием освещать события.

В Астане у монумента «Байтерек» полиция задержала корреспондента радио «Азаттык» (Свобода) Мади Бекмаганбетова и оператора «Азаттыка» Ержана Амирханова. Они сообщили, что их посадили в полицейский автобус. Около 9 часов сегодня в Шымкенте была задержана репортер «Азаттыка» Дилара Иса. На автобусной остановке возле дома полицейские насильно усадили ее в служебную машину, связь с ней оборвалась. За несколько дней до этого к Диларе Исе неоднократно приходили полицейские, ее вызывали в прокуратуру, где вручили предостережение «о недопустимости участия в несанкционированной акции протеста». В Атырау ненадолго была задержана корреспондент «Азаттыка» Сания Тойкен. Ее задержали на центральной площади города, примерно через полчаса полицейские освободили репортера, сняв копии с ее документов.

В Атырау на подступах к площади полицейские задержали 8 человек, в том числе корреспондента Мурат Султангалиев (хотя у журналиста был бейджик) и увезли в ДВД. При задержании присутствовал начальник городской полиции Ерлан Бигамбаев. Удостоверения и заверения о том, что журналисты прибыли на центральные площади освещать события, ни на кого не действуют. Журналистов арестовывают и изолируют наравне с правозащитниками, общественными деятелями и активистами.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Боишься говорить открыто - молчи!

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Институт развития интернета (ИРИ, председатель правления Герман Клименко), обратился к депутатам Госдумы с предложением принять закон о запрете анонимных комментариев в сети интернет. Чтобы иметь право комментировать, граждане России должны будут авторизоваться через правительственный портал госуслуг при помощи единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

«Мы хотим дать возможность читателям СМИ авторизоваться через любые соцсети или портал госуслуг, - пояснил «Известиям» автор инициативы, руководитель центра компетенции «Интернет плюс медиа» ИРИ Александр Михеев. - Это касается только комментариев и должно быть на добровольной основе для СМИ».

По словам Михеева, внедрение такой системы позволит снять ответственность со СМИ за содержание комментариев и переложить ее на конкретных пользователей. Эту инициативу будут обсуждать в Госдуме на заседании экспертного совета при комитете по информационной политике с участием Минкомсвязи, Роскомнадзора, представителей Медиа-коммуникационного союза (МКС объединяет крупнейших российских операторов связи), СМИ и главы комитета по информполитике Леонида Левина.

Однако, прежде чем ввести новые правила, необходимо внести поправки в законодательство. Согласно постановлению пленума Верховного суда 2010 года, официально зарегистрированные интернет-СМИ несут ответственность за комментарии читателей на форуме (в том числе и пропагандирующие социальную, национальную или религиозную вражду) только в том случае, если такие комментарии останутся доступными для пользователей сайта после обращения Роскомнадзора с требованием об их удалении или редактировании.

Решились бы авторы комментариев написать это под своей фамилией (и тем более с указанием номера школы или названия вуза)? В нашей донской провинции, где об этом не пишут даже «в типа независимых» газетах и в заметках на новостных порталах (кстати, большинство из них не зарегистрированы как СМИ), а только в анонимных «комментах» - нет, нет и ещё раз нет! Так что новые правила могут захлопнуть последнюю форточку, из которой ещё иногда доносились дуновения «ветерка гласности».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Конференция СЖР и ЦЗПП «Свобода слова: российские реалии, проблемы, перспективы»

В Москве 20 мая состоялась конференция «Свобода слова: российские реалии, проблемы, перспективы», организованная Союзом журналистов России и Центром защиты прав СМИ (Воронеж).

На мероприятии, посвященом состоянию свободы СМИ в России, рассматривались, в частности, новые угрозы свободе слова, риски и проблемы российского медиасообщества. На конференции выступили секретарь СЖР Надежда Ажгихина, директор, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, соавтор доклада по экстремизму, директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, руководитель службы мониторинга ФЗГ Борис Тимошенко.

Отдельное внимание было уделено проблемам журналистов на Кавказе, территории особого риска, как было отмечено на конференции. О состоянии свободы слова вэтом регионе рассказали председатель СЖ Дагестана Али Камалов, главный редактор Интернет-портала «Кавказский узел» Григорий Шведов, секретарь СЖР Тимур Шафир, медиаюрист из Махачкалы Биякай Магомедов, блогер из Ингушетии Магомед Муцольгов.

Завершилась конференция награждением победителей конкурса журналистики «Большие победы маленьких людей» и «10 лучших газет России 2015». В их числе - представители изданий «Березниковский рабочий», Пермская область, «Пензенская правда», Пенза, «Курьер.Среда.Бердск», Новосибирская область, «Городские вести. Еженедельник Первоуральска», Свердловская область, «Змеиногорский вестник», Алтайский край, «Свободный курс», Барнаул, «Вечерний Краснотурьинск», Свердловская область, «МОЁ!», Воронеж, «Якутск вечерний», Якутск, «Северянка», Данилов, Ярославская область, «Челябинский обзор», Челябинск, «Новый фокус», Абакан.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни