Дайджест
6 Ноября 2007 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 355


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В УФСБ по Новосибирской области любят наступать на грабли.

РОССИЯ.
1. Самарская область. Крайними вновь оказались журналисты.
2. Приморский край. Почему падает подписка и тиражи.
3. Волгоградская область. И все-таки это "новые веяния"!
4. Челябинская область. Общественность? Прочь!
5. Екатеринбург. Бездомные журналисты.

СНГ. В Баку вынесен еще один обвинительный приговор редактору газеты "Реальный Азербайджан" Эйнулле Фатулаеву.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2007 года.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Неравное равенство.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Премия организации "Репортеры без границ" - Фонда Франции.
2. "Эхо Москвы".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА. "Заявление для средств массовой информации".

--------------------------------------------------------------------------------------------

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В УФСБ по Новосибирской области любят наступать на грабли.

Похоже, руководству УФСБ по Новосибирской области очень хочется отличиться. И, надо признать, это получается. Правда, не сразу. Для этого сначала попытались по-быстрому найти пару-тройку шпионов. Казалось бы, все шло как по маслу, удалось даже возбудить уголовные дела по обвинению ученых Олега Коробейничева, а также братьев Олега и Игоря Мининых - за передачу секретных сведений и разглашение государственной тайны. И кто бы мог подумать, что столь тонко задуманная и "успешно" стартовавшая акция закончится позорным провалом! Московское начальство не оценило рвения новосибирских чекистов, и прекратило уголовное преследование новосибирских ученых, не разглашавших никаких секретов и тайн (http://www.gdf.ru/digest/digest/digest345.shtml#top), а прокуратуре пришлось извиняться - видимо, сотрудникам ФСБ на это духу не хватило.

И вот - новая акция, имеющая все шансы стать триумфальным реваншем за все предыдущие неудачи. Оставив в покое ученых, чекисты взялись за коммунистов: УФСБ по Новосибирской области обратилось в территориальную избирательную комиссию Советского района Новосибирска по поводу "незаконной агитационной деятельности", ведущейся местным отделением КПРФ. Дело и впрямь серьезное - сотрудники спецслужб обнаружили страшную по нынешним временам крамолу, беспрепятственно распространяемую в газете "За народную власть!". Таковой они сочли анекдоты о Владимире Путине и его "Единой России", о "Справедливой России" и ЛДПР…

"Публикации в газете целиком посвящены компрометации партий ЛДПР, "Справедливая Россия", "Единая Россия". Как альтернатива этим партиям противопоставляется КПРФ", - доложило областное УФСБ, особо отметив, что в публикациях "в некорректной форме" упомянут и сам Президент РФ.

Результатом "операции" стало лишь письмо лидера КПРФ Геннадия Зюганова, направленное директору ФСБ Николаю Патрушеву "в связи с оперативно-розыскными мероприятиями по линии защиты конституционного строя", проводимыми новосибирскими чекистами. В нем Зюганов не только сообщил, что его книжка с упомянутыми анекдотами была подарена Путину и понравилась президенту, но и выразил надежду, что чувство юмора в ФСБ "на высоком уровне".

Куда уж выше…


РОССИЯ.

1. Самарская область. Крайними вновь оказались журналисты.

В Тольятти на месте взрыва рейсового автобуса сотрудниками милиции задержаны восемь журналистов местных СМИ. При выполнении профессиональных обязанностей пострадали корреспонденты газет "Площадь Свободы", "Панорама Тольятти", "Тольяттинское обозрение", информагентства "Пресс-Волга", съемочная группа телекомпании "Лада-ТВ".

"Я подъехал к месту происшествия около 9 утра, внутрь оцепления пролезть не пытался, ходил снаружи, сделал несколько кадров", - рассказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Напылов. Затем он и несколько коллег из других изданий поднялись на чердак дома, который не входил в зону оцепления, "чтобы попытаться снять, как выглядит взорванный автобус сверху". Когда журналисты спустились, их поджидали милиционеры.

По словам задержанных, правоохранители объяснили свои действия намерением выяснить, "не наснимали ли журналисты чего-нибудь лишнего" во время обследования места происшествия. Кстати, милиционеры наотрез отказывались представляться и показывать свои удостоверения. Тем не менее, они обыскали сумки и рюкзаки журналистов. При этом никакого протокола досмотра не составлялось. Журналистов "обезоружили", отобрав у них фотоаппараты, погрузили в милицейский автобус и отвезли в Центральный РОВД "для выяснения личности". Предъявленные журналистами редакционные удостоверения и паспорта правоохранителей не убедили. Наверное, стражи порядка хотели проверить по своей базе данных, не являются ли задержанные по совместительству террористами, убийцами или хранителями и перевозчиками взрывчатых веществ - уголовное дело по факту взрыва, как, сообщает ИА REGNUM-ВолгаИнформ, было возбуждено по статье 205 УК РФ ("Терроризм"), статье 105 УК РФ ("Убийство") и статье 222 УК РФ ("Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ").

Любопытная деталь: как рассказали тольяттинские журналисты, с места происшествия удалили не всех корреспондентов. Исключение было сделано для журналистов федеральных телеканалов. Очевидно, тольяттинские правоохранители считают, что уж эти-то "не наснимают чего-нибудь лишнего".

2. Приморский край. Почему падает подписка и тиражи.

Анна Селезнева
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Начинается большая акция Почты России - досрочная подписка на газеты по сниженным ценам. Уже не первая в последние месяцы. Что происходит? Происходит падение подписки и сокращение тиражей печатных СМИ.

Ниже - мнение нескольких редакторов и журналистов. Пока они факт падения тиражей и уровня подписки объясняют монополизацией услуг и незаинтересованностью связистов. Но, возможно, за этими, лежащими на поверхности причинами, скрываются и другие, менее заметные. Например, сокращение тиражей как способ уменьшения влияния относительно независимых печатных СМИ, пока более свободных, чем электронные…

Падение подписки на газеты стало катастрофическим, считает редактор газеты "Арсеньевские вести" Ирина Гребнева. Одна из главных причин, по её мнению, - монополия Почты России и бесконтрольный рост цен. Тем более, почта максимально упростила свою жизнь, ликвидировав многочисленные почтовые отделения в глубинке и резко сократив количество пунктов доставки и сортировки почты. Когда пошли проблемы с письмами, ушлое население быстро освоило каналы электронной почты. Но что делать с газетами, которые стали приходить гораздо позже? "Подписка стала катастрофически падать у всех газет. "Арсеньевские вести" упорно держались несколько лет на одном уровне: нарастание прекратилось, но и убыли не было. В этом году произошел настоящий обвал. Результаты предварительной подписки на 1 полугодие 2008 года мы восприняли, как крушение. Известие, что у других газет еще более плачевное состояние, поддержало нас лишь морально, но никак не материально. Причина? Первую роль сыграло обилие бесплатных газет перед выборами, вторую - служба доставки газет. Даже здесь, в центре Владивостока, посыпались жалобы на слишком позднюю доставку газет".

Сергей Булах, главный редактор газеты "Владивосток", председатель творческой ассоциации журналистов Приморья: "Подписка сокращается. Этому две причины - рост цен (подписка через московскую частную фирму МАП) и плохая, нерегулярная доставка газет. Она происходит во всех районах. А в отдаленных, таких как северный Терней, почта вообще доставляется раз в неделю. Во многих селах и поселках почтовые отделения закрыты".

Дамир Гайнутдинов, главный редактор газеты "Утро России": "Доставка прессы даже в центре Владивостока плоха. Номер газеты, выходящий в субботу, часто вообще не приходит к подписчикам до начала следующей недели. А в поселке Рощино северного Красноармейского района Приморья почта доставляется безобразно. Теперь читатели начинают отказываться от подписки на газеты, считая, что если субботний номер газеты приносят в понедельник, то это уже не газета, а макулатура.

Элеонора Дмитренко, журналист: "Я больше не хочу трепать нервы себе, и пишу заявление в отдел подписки о том, что отказываюсь от подписки и до конца этого года, и на уже оформленную на будущий год. Я буду покупать эту газету в киоске, удовлетворенная тем, что большая часть моих денег пойдет редакции".

Почта пошла по пути так называемой "оптимизации", которая предполагает сокращение, попросту говоря, закрытие почтовых отделений во многих районах, деревнях и поселках Приморского края. Тем не менее, на совещании директоров дальневосточных филиалов Почты России приморские почтовики признаны лучшими. Интересно, как же тогда доставляется почта в других краях и областях Дальнего Востока?

3. Волгоградская область. И все-таки это "новые веяния"!

Евгений Калинин,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Мы уже сообщали читателям о странном письме, которое руководитель Нижне-Волжского теруправления Росохранкультуры Константин Каркачев направил в адрес независимой газеты "ЛИК-Курьер" из города Котово Волгоградской области. В этом письме госчиновник пожурил редакцию за то, что она "необъективно освещает" деятельность главы городской администрации. Мы выразили надежду на то, что имеем дело не с какими-то "новыми веяниями" в деятельности Росохранкультуры, а всего лишь с ошибкой, от которой никто не застрахован (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest349.shtml#rus3) .

И вот - новое событие в том же ключе. В августе в волгоградской газете "Интер" был опубликован краткий отчет о "круглом столе" в волгоградской мэрии, посвященном реализации в Волгограде национального проекта "Здоровье". Как следует из этой публикации, некоторые участники "круглого стола" указали на некоторые отрицательные моменты в ходе реализации проекта. Было приведено также замечание президента РАМН Давыдова о том, что проект "Здоровье" в некоторых своих положениях больше похож на график закупок… Публикация была сопровождена шутливым рисунком на медицинские темы. В общем и целом, однако, публикация вовсе не носила критического характера.

И, тем не менее, руководитель местного теруправления Росохранкультуры опять отреагировал на нее грозным окриком, высказав аж целых четыре претензии: якобы журналист "Интера" незаконно пользовался аудиозаписью, не предупредив об этом выступающих (напомним, что речь идет о публичном мероприятии с участием журналистов); что в публикации искажен смысл выступления одного из участников; что редакция не имела права ссылаться на мнение президента РАМН; и, наконец, "самое страшное" - иллюстративный материал является "оскорбительным для здравоохранения Волгограда".

Все это, по мнению чиновника, якобы нарушает положения статей 49 и 51 Закона РФ "О СМИ", в связи с чем он требует от главного редактора проведения служебной проверки с последующим докладом ему в двухнедельный срок.

В ответном письме представитель редакции "Интера" заявил чиновнику о необоснованности его претензий и о превышении им должностных полномочий: если редакция и допустила в публикации нарушение чьих-то прав, то такие нарушения носят гражданско-правовой характер, и квалифицировать их именно в таком качестве может только суд. Представитель редакции потребовал отозвать письмо, в противном случае редакция обжалует его в суде.

О реакции на ответ редакции г-на Каркачева пока ничего не известно.

Теперь уже можно с большей долей уверенности сказать - "новые веяния" в деятельности Росохранкультуры - налицо. Если раньше она следила и реагировала лишь на экстремистские материалы, то теперь, очевидно, будет отслеживать любые отрицательные мнения в СМИ в адрес власти.

4. Челябинская область. Общественность? Прочь!

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

Общественная палата Челябинской области предпочитает работать в закрытом от общественности режиме: на последнем заседании одной из рабочих групп произошел скандал - общественники удалили с заседания всех приглашенных, не являющихся членами палаты.

Как сообщает информагентство "Новый регион", прозвучавшее предложение "закрыться" возмутило ряд членов палаты, которые отметили, что "тема заседания - публичная, а потому могут присутствовать все желающие". Растерянный председатель палаты Вячеслав Скворцов, стараясь замять неудобную тему разговора перед журналистами, пытался перевести ее в менее скандальное русло. Однако сторонники закрытого заседания активно требовали провести голосование. Столь резкий настрой член рабочей группы Людмила Попова объяснила тем, что хочет исключить "хамоватое поведение". Как выяснилось, под хамоватым поведением понимались недоброжелательные публикации в прессе. Обнаружилась и еще одна причина отрицательного отношения членов рабочей группы к приглашенным - среди них оказался депутат городской Думы Алексей Севастьянов, который ранее заявил о нарушениях при формировании списка участников конференции по выборам кандидатов в Общественную плату РФ, которая состоялась 25 октября.

Спор длился около 20 минут. В итоге выяснилось, что никто из присутствующих не знает повестки дня и понятия не имеет для чего их собрали. Поэтому общественники на всякий случай решили обсудить повестку за закрытыми дверями и все-таки удалили всех приглашенных, в том числе журналистов и депутата Севастьянова.

Когда же изгнанников через 20 минут пригласили обратно, то оказалось, что общественники обсудили не только повестку, но и все включенные в нее вопросы. Распространяться ни насчет повестки, ни насчет решений особо не стали.

Вот такая гласность по-челябински.

5. Екатеринбург. Бездомные журналисты.

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

Одна из крупнейших журналистских организаций России - Свердловский творческий союз журналистов - уже несколько лет не имеет своего помещения. Три года назад городские власти вроде бы обнадежили: "Будет у вас Дом!" И от своих слов не отказались, присмотрев для пишущей и снимающей братии старинный особняк в центре Екатеринбурга, но после нескольких неудачных переговоров с нынешним владельцем здания, бизнесменом Леонидом Базеровым, развели руки в стороны.

Как сообщил на брифинге мэр Аркадий Чернецкий, администрация города вела переговоры с коммерсантом о том, чтобы обменять особняк на улице Карла Либкнехта на какое-либо другое здание. "Но он оказался необязательным человеком и начал предъявлять дополнительные требования", - отметил мэр города. На дополнительные требования администрация не согласилась.

В итоге решено найти под Дом журналиста другое здание. Журналистам остается только ждать и верить.


СНГ. В Баку вынесен еще один обвинительный приговор редактору газеты "Реальный Азербайджан" Эйнулле Фатулаеву.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В апреле этого года Фатуллаев был приговорен к 2,5 годам тюрьмы за статью "Карабахский дневник", которую он написал и опубликовал в своей газете "Реальный Азербайджан". Эйнулла был первым азербайджанским журналистом, который побывал в Нагорном Карабахе после двухлетней войны между Арменией и Азербайджаном, закончившейся провозглашением независимости Нагорного Карабаха. Его статья по форме - это путевые заметки, перемежаемые размышлениями о судьбах отечества, о войне и мире, о людях - армянах и азербайджанцах - чью жизнь переломала эта война. Яркая, острая, талантливая, по-настоящему публицистическая статья - из тех, за которые получают премии на журналистских конкурсах.

А Эйнулла Фатулаев получил за нее реальный срок заключения. Иск о клевете подали активисты общественной организации карабахских беженцев: их якобы оскорбила трактовка некоторых событий той войны. Всего несколько абзацев, причем не авторских рассуждений, а воспоминаний очевидцев, азербайджанских беженцев об одном из самых кровавых эпизодов "карабахского конфликта" - ходжалинской трагедии.

Футтулаев уже сидел в тюрьме госбезопасности, когда против него было возбуждено второе уголовное дело. На этот раз поводом для судебного разбирательства стала статья "Алиевы готовятся к войне". В ней говорилось о возможной ракетной атаке на Азербайджан со стороны Ирана в случае военной операции Вашингтона против Тегерана. При этом газета ссылалась на сообщения мировых информационных агентств об этой угрозе. Следствие усмотрело в статье "подстрекательство к терроризму".

Суд по рассмотрению особо тяжких преступлений признал Фатуллаева виновным по трем статьям Уголовного кодекса: угроза терроризмом, уклонение от уплаты налогов и разжигание межнациональной розни. Кроме того, суд обязал Фатуллаева выплатить более 230 тысяч долларов штрафа "за сокрытие доходов от налогов". Во время процесса Фатуллаев опроверг все выдвинутые обвинения, назвав их "смехотворными и необоснованными".

После ареста Фаттулаева газета "Реальный Азербайджан" перестала выходить. Сотрудники этой газеты и еще нескольких оппозиционных изданий - всего 19 журналистов попросили политического убежища в странах Евросоюза и США, однако до сих пор не получили ответа на свое обращение. Международные организации уже в который раз призвали власти Азербайджана освободить Фатуллаева и еще шестерых журналистов, находящихся в заключении.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2007 года.

Нападения на журналистов - 5 (Элина Эрлих, журналист газеты "Телесемь", Волгоград; Альгис Микульскис, журналист телеканала "Петербург-Пятый канал", Калининград; съемочная группа телекомпании "Ермак", Екатеринбург; Наталья Петрова, независимый журналист, Казань; Андрей Лялин, корреспондент газеты "Советский спорт", в Нальчике).

Подвергнуты цензуре - 5 (журнал IQ, Пермь; Слюдянское телевидение, Иркутская область; журнал "Обводный times", Санкт-Петербург; телеканал "Петронет", Петрозаводск; телепрограмма "Народ хочет знать, Москва").

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 3 (Сергей Курт-Аджиев, главный редактор "Новой газеты в Самаре", Самара; Александр Зажигин, Вологодская область; Леонид Черток, главный редактор ИА "RUSNORD", Архангельская область).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 2 (главный редактор журнала "BusinessWeek Россия" Ольга Романова, Москва; шеф-редактор журнала "BusinessWeek Россия" Александр Гордеев, Москва).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 7 (съемочная группа НТВ, Петрозаводск; Илья Бутаков, оператор телеканала "СТО", Санкт-Петербург; Максим Ярошевский, репортер радио "Свобода", Москва; Виктор Шамаев, корреспондент интернет-издания "Каспаров.Ru", Пенза; Владимир Белин, независимый журналист, Сахалинская область; Алексей Напылов, корреспондент "Пресс-Волги", Юлия Романенко, репортер газеты "Площадь Свободы", и еще 6 журналистов - Самарская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 18
на сумму 9 790 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков - 7 удовлетворено - 5

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 25

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 4 (Игорь Гринберг, учредитель газеты "Пермский обозреватель", Пермь; Василий Уткин, обозреватель телеканала "НТВ Плюс", Москва; Наталья Петрова, независимый журналист, Казань; Алексей Дуленков, главный редактор газеты "Одинцовский Курьер", Московская область).

Выселение редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Одинцовский Курьер", Московская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 7 (газета "Байкальские огни", Бурятия; газета "Уфимский меридиан", Уфа, - 3 раза; газета "Тагилка", Свердловская область, - 3 раза).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 3 (телепрограмма "Сталкер", Владивосток; телеканал "Петронет", Петрозаводск; радиопрограмма "Земля Сокольская", Нижегородская область).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 12 (журнал IQ, Пермь; газета "Славное море", Иркутская область; газета "Город Орел", Орел; журнал "Обводный times", Санкт-Петербург; газета "Справедливость. Голос поколения в Прикамье", Пермский край; газеты "Друг народа" и "Трудодни", Мурманск; газета "Житель", Астрахань; газета "Мурманский Вестник", Мурманская область; газета "Жулебинский бульвар", Москва; газета "Союз Правых Сил", Красноярск; газета "Трудодни", Красноярский край).

Прекращение выхода СМИ - 2 (газета "Мордовия сегодня", Саранск; газета "Одинцовский Курьер", Московская область).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 (сайт "Права человека в России").

Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 8 (Алексей Напылов, корреспондент "Пресс-Волги", Юлия Романенко, репортер газеты "Площадь Свободы", и еще 6 журналистов - Самарская область).

Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров - 2 (фотокамера Элины Эрлих, журналиста газеты "Телесемь", Волгоград; видеокамера Ильи Бутакова, оператора телеканала "СТО", Санкт-Петербург).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 48


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Неравное равенство.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Официально стартовала предвыборная кампания - ровно за месяц до выборов в Государственную думу. С 3 ноября разрешена агитация, в том числе в СМИ. Центризбирком и региональные избирательные комиссии уже успели публично успокоить журналистов: дескать, никто на прессу нападать не собирается. И действительно, зачем нападать, если не слишком честные правила игры, установленные властью, нарушать рискуют немногие.

На вопросы о строгостях в отношении к прессе, член ЦИК Майя Гришина в интервью государственной "Российской газете" заверяет журналистов, что никто придираться не собирается. И тут же обнаруживает противоречие позиции ведомства, связанной с откровенной поддержкой близких властям кандидатов (партий): призывая журналистов к объективности и равному освещению действий всех участников предвыборной гонки, она считает, тем не менее, что освещение деятельности чиновников-кандидатов от "Единой России" и непосредственно действий этой партии никоим образом не нарушает принцип равенства.

Вообще же именно принцип равного освещения позиций всех участников выборов чаще всего критикуют представители оппозиции и эксперты. Абсурдность ситуации на словах признают и представители избиркомов. Во время пресс-конференции, посвященной официальному старту предвыборной кампании, руководство петербургского Горизбиркома высказалось в том смысле, что никто не требует от СМИ создавать информационные поводы за партии или отдельных кандидатов. И поэтому, коли последние действуют неактивно, выискивать причины, чтобы упомянуть их ради принципа равного освещения, не нужно.

Такое отношение могло бы воодушевить прессу, но на практике все оборачивается классическим неравенством. Не успела газета "Мой район" сравнить съезд "Единой России" со съездами КПСС, как получила грозное предупреждение. Заместитель Председателя Горизбиркома Санкт-Петербурга Дмитрий Краснянский написал главному редактору "МР" Диане Качаловой: "При осуществлении информирования избирателей не допускается оказывать предпочтение какому-либо кандидату, в том числе по объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. Закон не оставляет организациям СМИ права руководствоваться в информировании избирателей своими субъективными предпочтениями - если организация СМИ пренебрегает принципом равноправия кандидатов, она нарушает закон".

Мониторинг петербургской прессы показывает, что информация о "Единой России" явно доминирует. Тем не менее, горизбирком никак не отреагировал на жалобу лидера петербургского отделения партии "Яблоко" Максима Резника по поводу публикации огромной статьи Бориса Грызлова, председателя "Единой России", в издаваемой за счет средств городского бюджета газеты "Петербургский дневник". Она заняла полторы полосы. Информации о других партиях в этом издании не было.

Итак, перед обществом в целом и журналистами в частности встает дилемма: справедлив ли заложенный в действующее российское законодательство принцип равного освещения всех кандидатов (партий) во время предвыборной кампании? В наших условиях этот абстрактно вполне справедливый принцип вряд ли может обеспечить реальный доступ информации обо всех политических силах, особенно оппозиционных, до избирателей. С одной стороны, редакции часто сами не рискуют освещать деятельность оппозиции. С другой стороны, власти закрывают глаза на перекос материалов в пользу провластных политических партий.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Премия организации "Репортеры без границ" - Фонда Франции.

Организации "Репортеры без границ" и Фонд Франции объявили, что 5 декабря состоится очередное вручение премии. Ее вручают по четырем номинациям:

Журналист, своим профессионализмом и мастерством продемонстрировший приверженность свободе информации.
СМИ, показывающее пример верного отношения к праву на получение и распространение информации.
Защитник свободы прессы.
Кибер-диссидент, который преодолел препятствия к информированию через Интернет.

Список номинантов и членов жюри см. http://www.gdf.ru/content/2007/10/30102007.shtml

2. "Эхо Москвы".

Дело Ю. Щекочихина не будет раскрыто, считает большинство опрошенных слушателей радиостанции "Эхо Москвы"

Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 89 процентов опрошенных придерживаются данного мнения, в то время как 11 процентов верят, что дело Ю. Щекочихина будет раскрыто на фоне противостояния правоохранительных органов.

Всего в ходе опроса на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 1672 телефонных звонка.

Журналист Ю. Щекочихин скончался 3 июля 2003 года в реанимации Центральной клинической больницы. Его друзья и коллеги не исключают, что он был убит, возможно, отравлен.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА. "Заявление для средств массовой информации".

В ФЗГ поступило "Заявление для средств массовой информации", подписанное коллективом редакции независимой газеты "Одинцовский Курьер" (Московская область), которое мы приводим полностью:


"С 30 октября 2007 года прекращает выход газета "Одинцовский Курьер". Ответственно заявляем: это результат преследования независимой газеты, вызванный политической позицией редактора районного издания.

Все началось 6 октября, когда "Одинцовский Курьер" предал огласке план администрации Одинцовского района по ликвидации местного самоуправления под видом создания городского округа Одинцово в границах нынешнего Одинцовского района. Чиновники намереваются ликвидировать 16 городских и сельских поселений в районе, превратив их в громадный город-монстр Одинцово, по территории превышающий город Москву, а по размеру бюджета - некоторые субъекты Федерации. Одним из условий такого сомнительного эксперимента является преобразование города Голицыно в сельский населенный пункт. Заинтересованность чиновников района видна невооруженным глазом: с 1 января 2009 года поселения получают большинство полномочий муниципального района, что предусмотрено Федеральным Законом "Об основных принципах организации местного самоуправления". Чтобы не допустить приближения власти к народу и сохранить возможность распоряжаться самым большим районным бюджетом и самой дорогой землей в стране (в районе Рублево-Успенского шоссе), у чиновников Одинцовского района возникла идея образовать городской округ Одинцово.

Главный редактор "Одинцовского Курьера" Алексей Дуленков, также являющийся депутатом Совета депутатов города Голицыно, активно выступил против ликвидации города и права граждан на местное самоуправление. Алексей стал одним из шести депутатов, которые не дали возможности местному Совету депутатов на внеочередном заседании принять экстренное решение о проведении референдума по статусу города на 2 декабря 2007 года. По мнению протестовавших депутатов, вопрос о преобразовании города Голицыно в сельский населенный пункт в составе городского округа Одинцово требует серьезного социально-экономического исследования и не может быть решен "кавалерийским наскоком", как настаивал глава района Гладышев А.Г.. Благодаря упорству голицынских депутатов и поддержке членов Общественной палаты при Президенте РФ, создание городского округа Одинцово перенесено на 4 марта 2008 года, то есть на два месяца позже, чем требовали чиновники из администрации района.

На протестующих депутатов производилось давление по всем направлениям. В том числе, на предприятия депутатов-бизнесменов одновременно были направлены сотрудники УБЭП Одинцовского УВД. Проверке подверглась редакция "Одинцовского Курьера" и пункты приема объявлений - впервые за 3 года существования газеты. Кроме того, началась проверка финансовых документов у рекламодателей издания. Сотрудники УБЭП с пристрастием выясняли на предприятиях, размещающих объявления на страницах "Одинцовского Курьера", на основании каких документов происходит сотрудничество с газетой. Сотрудники милиции начали проверку деятельности газеты спустя всего три дня после публикации первой статьи, осуждающей ликвидацию местного самоуправления в районе.

В результате проверок были закрыты пункты приема частных объявлений, а значительная часть рекламодателей прекратила сотрудничество с "Одинцовским Курьером". В результате произошло экономическое удушение независимого частного издания.

Один из заместителей главы Одинцовского района сообщил Алексею Дуленкову, что на него готовится возбуждение уголовного дела. Но если депутат и журналист "начнет конструктивное сотрудничество с администрацией района", у газеты откроются широкие перспективы.

Газета лишилась своего офиса. Владелец делового центра, предоставлявшего помещение для редакции, потребовал срочно освободить комнату.

30 октября редактором было принято решение прекратить издание ввиду отсутствия средств на оплату типографских услуг. Единственная районная газета, осмелившаяся выступить с критикой действий чиновников Одинцовского района, была безжалостно раздавлена катком административного произвола менее чем за месяц.

Теперь бывший главный редактор печатного СМИ Алексей Дуленков переносит свою деятельность в Интернет, создавая информационный портал www.golitsyno.info.

Символично, что независимая газета прекратила свое существование именно в День памяти жертв политических репрессий.

Считаем, что факт ликвидации независимой газеты и методы экономического удушения "Одинцовского Курьера" должны стать достоянием гласности, чтобы противодействовать наступлению на свободу слова в нашей стране.

Алексей Дуленков готов ответить на любые вопросы коллег как журналист и депутат голицынского Совета Депутатов по e-mail: dulenkov@mail.ru
и по мобильному 8-910-400-04-44.

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни