Дайджест
30 Июля 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 576

ТЕМА НЕДЕЛИ

Не утонуть во лжи

Георгий Ташматов, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

7 июля в затопленном Крымске не было ни электричества, ни воды, ни газа. Но шли в эфир передачи местного телерадиоканала. Именно редакция оказалась сразу после трагедии ситуационным центром парализованного бедой города. Местные жители звонили в прямой эфир, рассказывали о своем бедственном положении, о том, что помощи на 3-4-5-7 день они до сих пор не дождались. Потом пошли звонки о чиновничьей волоките и бездушии в оформлении компенсаций… В общем, люди резали правду-матку. А через несколько дней на «Электроне» начались проверки.

Крымская телерадиокомпания «Электрон», ставшая в момент затопления единственным источником информации для тысяч пострадавших, попала под жесткий прессинг проверяющей организации. Формальным поводом для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором послужило письмо жительницы Крымска о том, что ТРК «Электрон» мешает ей смотреть федеральные программы. Кстати, при встрече журналистов с этой женщиной оказалось, что она толком не помнит, о чем говорится в ее жалобе. Письмо с таким же содержанием одновременно всплыло и в отношении передатчиков «Электрона». Там некий дедушка, проживающий от передатчика в 10 километрах, вдруг стал плохо себя чувствовать и винил в этом исключительно «Электрон».

Оба письма напечатаны (оргтехника у стариков, видимо, всегда под рукой), как под диктовку. Такие жалобы приходят на «Электрон» после каждого острого материала, прозвучавшего в эфире или опубликованного на страницах газеты «Электрон-ТВ». В обычное время» столь избитый способ давления журналистами воспринимался, как данность. А в контексте наводнения вызвал у них немало возмущенных вопросов. Неужели в охваченном бедой городе гражданам больше не на что жаловаться, а специалистам Роспотребнадзора нечего больше проверять? Да и каким образом по почте за такой короткий срок письмо успело бы дойти из пострадавшего города?

Проверяющие из Роспотребнадзора застали директора ООО «АПТО «Электрон» Николая Попова на телевидении. Они потребовали немедленно предоставить документы для проверки. В просьбе перенести проверку хотя бы на пару дней Попову было отказано. Спустя некоторое время в этот же день проверяющие пришли уже с понятыми. Представили их жильцами дома, на крыше которого стоит передающее устройство. Документы понятые показать отказались. Мужчины бесцеремонно зашли в холл телестудии и стали оскорблять генерального директора: «Тюрьма по вам плачет!» Понятые явно провоцировали Попова.

В холле в это время толпились крымчане, которые пришли на «Электрон» получить гуманитарную помощь. Редактор радио Валерий Донской и его команда соединяли в прямом эфире тех, кому требовалась эта помощь, и тех, кто был готов ее оказать. Люди услышали слова «проверка», «закрыть» и стали возмущаться: «Мы знаем, кому «Электрон» мешает, точно не нам, простым людям». Проверяющие ретировались. Но через пару дней на «Электрон» посыпались исковые заявления о препятствиях, которые сотрудники «Электрона» якобы чинили при проведении проверки.

«Отношения с властью у телерадиокомпании всегда были прохладными. Весной этого года в районной администрации состоялось совещание, на которое пригласили все СМИ района, в том числе и наши, – вспоминает главный редактор ТРК «Электрон» Лина Попова. – Разговор шел о предстоящем весеннем половодье и о мерах на случай ЧС. У нас были специальные ролики для эфира на случай ЧС, ведь Крымский район уже попадал в наводнение! На этом совещании я проинформировала собравшихся о том, что ТРК «Электрон» круглосуточно транслирует передачи ТНТ и СТС, а радио «Электрон–FM» выдает в эфир собственные программы, о том, что готовы предоставить прямой эфир для официальных сообщений для населения. Лучшего рупора для оперативного оповещения населения в Крымском районе сегодня нет. Разумеется, свои услуги мы предлагали бесплатно. Представители власти и МЧС восприняли мое предложение без энтузиазма. С самого начала нашего существования районная администрация постоянно подчеркивала, что у нее есть собственные СМИ, с которыми они работают в теснейшем контакте, а остальные ее не интересуют. И это при том, что наша аудитория в разы превышает аудиторию, которая читает и слушает СМИ, подконтрольные администрации района. Нас не приглашают на официальные мероприятия, под любыми предлогами отказывают в получении официальной информации, неохотно отвечают на письменные запросы. Сразу оговорюсь, удаленность от власти мы не воспринимали, как обделенность», – подчеркнула главный редактор.

«В первые дни после трагедии нашу студию посетило множество самых разных людей. В ночь с 7 на 8 в эфире нашей телекомпании выступил глава города Владимир Улановский, начальник ОВД по Крымскому району Игорь Мацарский, главный санитарный врач России Г. Онищенко. Выходили в эфир известные журналисты и политики, чиновники и обычные люди. Не удивительно, что во время прямых включений люди зачастую критически отзывались о власти и её деятельности. Все это звучало в эфире. Думаю, в этой ситуации людей можно понять, поскольку положение в городе в первые часы и дни после трагедии было жутким. Весь этот негатив стал на время частью нашего эфира», – рассказывает шеф-редактор радио «Электрон FM» Валерий Донской . – Именно в уцелевшей части ТРК «Электрон» в первые дни после трагедии стихийно образовался пресс-центр. У нас работали, перегоняли материал, спали коллеги из Питера (5 канал), Москвы (ИТАР-ТАСС, «Известия», «Московские новости», «Мир», «Русская служба новостей», «Дождь», РБК, «Эхо Москвы», журналисты «Нью-Йорк Таймс», австрийской телерадиокомпании ORF, Радио Свобода, Би-Би-Си). Журналисты оценили высокий уровень оперативности и эффективности работы ТРК «Электрон» и неоднократно замечали, что в самый сложный, критический момент телерадиокомпания оказалась между разъяренным от отсутствия информации городом и растерянными чиновниками. Сработав, как аварийный клапан, журналисты ТРК «Электрон» выпустили пар из перегретого котла и стабилизировали уровень социальной напряженности. Не было какой-то специальной задачи, мы просто делали свое дело так, как нам подсказывала наша совесть и профессиональный долг», – пояснил шеф-редактор.

Но местным чиновникам, оправившимся от первого страха, работа журналистов «Электрона» показалась дискредитацией власти, и реакция последовала незамедлительно. Генерального директора Николая Попова вызвал и.о. главы администрации Васильев. Как оказалось, для взбучки. Поняв, что нормального разговора не получится, Николай Константинович повернулся и ушел.

Проверка Роспотребнадзором санитарных условий в телерадиокомпании после жуткого потопа явно смахивает на неприкрытый «наезд». «Ясно же, что санитарную проверку в Крымске сегодня не пройдет ни одно учреждение, а времени на устранение «нарушений» нам,конечно же, дадут минимум», – высказывает свои опасения генеральный директор ТРК «Электрон» Николай Попов.

Показательная порка телерадиокомпании и ее журналистов, явивших во время трагедии истинный пример служения профессии, заслуживает не только общественного признания, но и государственных наград. Это именно тот случай, когда Союз журналистов России и краевое отделение СЖР, все честные журналисты России должны вступиться за своих коллег, оказать им действенную помощь. Чудовищная по масштабам разрушений и всеобщего головотяпства крымская трагедия, как ни парадоксально, дает повод и для оптимизма. Российская журналистика уже начала свое возрождение из провинции. Главное, чтобы эти ростки, пробившиеся в Крымске, мы не позволили утопить во лжи.

Крымск-Краснодар

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Подписан закон об НКО

Скандальный закон об НКО, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, подписан президентом. Теперь любая некоммерческая организация, получающая финансирование из-за границы и не сторонящаяся политической деятельности, должна будет зарегистрироваться в специальном списке организаций, «выполняющих функции иностранного агента».

В России правозащитники уже высказали свое резко негативное мнение по поводу очередного ужесточения российского законодательства – на этот раз новый закон практически запрещает работу правозащитных организаций на территории страны.

Запад также успел отреагировать – и Совет Евросоюза, и МИД Великобритании, и Госдепартамент США уже раскритиковали Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Но не это главное.

Любопытно, как этот поправленный закон об НКО соотносится с Конституцией РФ? Впрочем, это неважно, если решено постепенно переходить к жизни не по закону, а по понятиям.

Кроме того, особую тревогу вызывает один нюанс. Дело в том, что в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека остались еще правозащитники, которые, по представлениям авторов поправок в закон об НКО, являются «иностранными агентами». И трудно вообразить, как нынешний президент станет выстраивать работу с этими «иностранными агентами». Вряд ли он вспомнит молодость и начнет их «перевербовывать».

Но контакт с агентами - само по себе уже подозрительно. Тут либо ты их, либо они тебя, третьего не дано… А тот факт, что контактер занимает высший государственный пост, может только усилить беспокойство.

Получается, что упомянутый закон направлен не только против правозащитников. И возникает вопрос: а чего на самом деле хотели авторы поправок в закон об НКО?

 

РОССИЯ

Ростовская область. Редактора газеты «Новочеркасские ведомости» Ирину Васильеву уволили в шестой раз

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Редактор «Новочеркасских ведомостей» Ирина Васильева в очередной раз подала в суд иск о восстановлении на работе. На этот раз ее уволили без объяснения причин, во врученной ей бумаге написано только, что она уволена по решению владельца газеты – комитета по имуществу администрации города. Видимо, такая лапидарность стиля связана с тем, что в прошлые разы Васильева выигрывала суды именно из-за нелепости указанных в приказах мэрии причин увольнения.

Однако увольнять редактора и директора МУПа без причины тем более не законно, так что у Ирины Васильевой вполне реальные шансы выиграть судебный процесс и на этот раз. Весь вопрос в том, как потом работать: стараниями мэрии опальное издание разорено. Долг газеты уже составляет миллион рублей, выплаты зарплаты журналистам задерживаются, коммунальные платежи и налоги новый директор МУПа не платит уже много месяцев. Платить нечем: когда «Новочеркасские ведомости» были в фаворе у местных властей, администрация города оплачивала публикацию в газете своих официальных материалов. Теперь решения мэрии, городской Думы и прочих властных органов казачьей столицы печатает листок (иначе не назовешь) «Новочеркасск официальный», который даже не зарегистрирован как средство массовой информации и поэтому выходит тиражом 999 экземпляров. Горожане теперь не знают, где можно прочесть нужные им официальные документы: «Новочеркасск официальный» в газетных киосках не продается.

Зато «Новочеркасские ведомости» остались без средств существования: как только газета попала в опалу, она сразу лишилась не только официальных материалов, но и рекламодателей. В провинции никто не хочет ссориться с главным местным начальником, в данном случае мэром-коммунистом и его «идейной командой». Потому что месть их бывает страшна. Как иначе кроме как вредительством можно назвать назначение главным бухгалтером редакции… шофёра без какого-либо бухгалтерского, финансового или любого другого экономического образования? Это из последних «кадровых решений» нового директора МУП «Новочеркасские ведомости» (по Уставу редакции назначение главного бухгалтера согласовывается с комитетом по имущества администрации города). Неудивительно, что теперь из «Ведомостей» увольняются не только журналисты, но и бухгалтеры – под руководством такого «специалиста» они всё равно работать не смогут.

- Я намерена подать в прокуратуру заявление на возбуждение уголовного дела в отношении моих преследователей по статье 136 УК РФ («Нарушение равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина»), - сказала корреспонденту ФЗГ Ирина Васильева. - Ведь меня просто травят: мое очередное изгнание из редакции, как я собираю свои вещи и ухожу, снимали на видео. А после последнего увольнения поставили на моем рабочем столе красочно исполненную гнусную надпись: «Проститутка вышла на трассу». Её забрал приезжавший разбираться в наших редакционных делах зам. министра внутренней и информационной политики Ростовской области Олег Бессмертный. В довершение же всего мой журналистский архив, сложенный в пакеты, кто-то залил типографской краской.

Зато теперь, после шестого увольнения неугодного редактора, в «Новочеркасских ведомостях», наконец, замелькали на всех страницах портреты мэра с заметками о его успехах на всех фронтах – от жилищно-коммунального до культурного. Ну и на ниве борьбы за свободу слова – само собой…

 

Пермь. Дочь сенатора забыла об иске «за указание на степень родства»

Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Ольга Шубина, дочь члена Совета Федерации РФ Игоря Шубина, дважды не явилась на рассмотрение своего иска к краевой газете «Звезда», и Мотовилихинский районный суд Перми оставил без рассмотрения это заявление о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда в размере 1 млн руб.

Истица обиделась на опубликованную 1 марта 2011 года статью «Судимым быть…», где рассказывалось о криминальных похождениях Артема Лукина – ее прежнего мужа и бывшего зятя пермского сенатора, единоросса Игоря Шубина. Ранее судимый за групповой грабеж с применением насилия и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, Лукин получил новый срок за мошенничество, а 6 декабря 2011 года он был условно-досрочно освобожден из исправительной колонии.

Отбывающий на воле 2-летний испытательный срок Лукин и Шубина, которая выступала общественным защитником по его уголовному делу о мошенничестве, сразу вчинили журналистам два иска на общую сумму 1,5 млн руб. Дочь сенатора, в частности, подписалась под фразой: «Указание на степень родства со мной, так как из текста статьи ясно, что я являлась его женой и являюсь дочерью Шубина И.Н., а ссылка на «бывшего зятя пермского сенатора» - есть разглашение ложной информации в отношении моей семьи, моего отца и бывшего мужа» (см. Дайджест 561).

Представленные суду письменные возражения с приложенными документальными доказательствами о достоверности изложенных сведений, похоже, умерили пыл Лукина и Шубиной. Сначала они уточнили свои исковые заявления, значительно уменьшив объем требований. А затем предпочли не являться в судебные заседания, хотя надлежащим образом были извещены о дате слушаний. Руководствуясь нормами ГПК РФ, судья Анна Славинская 1 июня и 9 июля 2012 года оставила их иски без рассмотрения.

 

Хабаровск. Журналисты зовут в суд свидетелей Нургалиева и Колокольцева

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

На журналистов «Хабаровского экспресса» Константина Пронякина и Ирину Харитонову подал судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации главный полицейский Хабаровского края полковник Иван Ильц. Он вступился за всю полицию в целом, в том числе и за экс-главу МВД Рашида Нургалиева. В своем иске полковник сначала пишет о конкретной статье: «Публикация «Сына полковника Ильца оправдали «на пальцах», опубликованная в апреле 2012 г., доступна неопределенному кругу лиц. Таким образом, указанной статьей умалены мои честь, достоинство и деловая репутация».

Истец в погонах несколько раз ссылается на Федеральный закон «О полиции», а также на Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ. «В разделе «Страсти в Интернете» вашей статьи указано: «неужели нам опять запарили лоха», как на милицейском языке называют назначенного виновного… Это утверждение не соответствует действительности и порочит мои неимущественные блага по нескольким основаниям... Не существует «милицейского» языка, то есть жаргона, присущего милиции как публично-правовому институту. Подобное утверждение затрагивает мои честь, достоинство и деловую репутацию, как представителя милиции и полиции, поскольку сообщает об использовании несуществующего «милицейского» языка, тогда как государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, и полиция в своей публично-правовой деятельности обязана использовать русский язык или язык республик в составе РФ».

Истец предъявил претензии к журналистам и за анонс к перепечатке к статье «Трагедия с грифом «секретно», опубликованной в «Московском комсомольце» за 27.03.2012 г., где рассказывалось о том, как «МВД провело специальную операцию, чтобы скрыть участие в ДТП жены Нургалиева». Вот строки анонса, вызвавшие его негодование: «О том, как наша полиция умеет обрабатывать свидетелей, подтасовывать документы, прятать улики - на примере самого министра внутренних дел Рашида Нургалиева и его жены читайте в этом номере».

Чтобы доказать, что супруга экс-главы МВД не участвовала в ДТП, а значит, никто ничего не скрывал от общественности, что у нашей полиции - безупречная репутация, журналисты должны вызвать в Центральный районный суд Хабаровска свидетелей: бывшего министра МВД РФ Рашида Нургалиева, ныне заместителя секретаря Совета безопасности России, а также действующего главу МВД РФ, генерал-лейтенанта Владимира Колокольцева. Что они и собираются сделать в процессе суда.

 

Забайкальский край. Министерство культуры судится с журналистом

Марина Метелева, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В Центральном районном суде Читы прошло предварительное заседание по исковому заявлению о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданному министерством культуры Забайкальского края. Иск был предъявлен к журналисту «Забмедиа.Ру» Илье Баринову.

Поводом для судебного разбирательства послужила статья И. Баринова «Кормушка для минкультуры?», опубликованная на сайте «Забмедиа.Ру» 23 апреля 2012 года. В статье идет речь об исторических памятниках. «На сайте краевого минкультуры размещены «Перечни объектов культурного наследия». В них – около шести тысяч памятников. Выделим те, что, казалось бы, на виду, - старые дома Читы. Таких 373. Однако, проехав по городу, легко убедиться: порядка 40 из них уже нет и в помине. На их месте – новостройки. А ведь в «Перечнях» есть ещё и памятники археологии (более трёх тысяч), могилы и мемориальные доски, состояние которых плачевно. Почему в регионе исчезает историческое наследие? И зачем министерству культуры мёртвые памятники? В своём отчёте о реализации государственной политики в сфере культуры на территории Забайкальского края министр Галина Сыроватка объявила, что «в 2011 году в регионе проведены работы по сохранению объектов культурного наследия на сумму 776 61,8 тыс. руб.». Глядя на опубликованную сумму, сложно понять: о чём идёт речь? О 776 миллионах? Или о 77 миллионах 661 тысяче? Так сколько средств было потрачено в 2011 году на восстановление памятников? И на что конкретно они пошли?». По мнению министерства культуры, этот материал направлен на дискредитацию деятельности ведомства, подрыв его авторитета, а также оскорбляет работников министерства.

В первом варианте искового заявления ведомство требовало взыскать с Ильи Баринова 2 миллиона рублей за нанесённый моральный ущерб, а также опубликовать опровержение и личные извинения журналиста перед специалистами министерства культуры края. Теперь минкультуры требует взыскать с журналиста и учредителей издания 700 тысяч рублей. Кроме того, оно желает, чтобы ответчики сообщили о судебном решении на сайте «Забмедиа.Ру».

В новом исковом заявлении существенно сократилось и количество фраз, вызывающих недовольство министерства культуры. Теперь их девять. Из них большинство – высказывания заслуженного архитектора России Виктора Кулеша, которого минкультуры попросило также привлечь к судебному разбирательству.

По материалам «Забмедиа.Ру»

 

Омск. Свобода лучше неволи

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Ведущая «Эха Москвы в Омске» Анна Жолнерчук уволена за сотрудничество с Радио Свобода.

Руководство телерадиокомпании «Атенна-7», выпускающей, в частности, передачи «Эха Москвы в Омске», предложило корреспонденту и ведущей Анне Жолнерчук выбор: либо уволиться по собственному желанию, либо быть уволенной «по статье». Формальным поводом для столь жесткого решения стало нарушение журналистской корпоративных правил – Анна несколько раз была замечена во внештатном сотрудничестве с Радио Свобода.

Многие ее коллеги уверены, что в ее увольнении есть «политическая составляющая». Как замечает в своем блоге на сайте еженедельника «Бизнес-курс» журналист Вячеслав Суриков, в свое время принимавший у Анны в ОГУ (Омском гуманитарном университете) экзамены и зачеты, она – из редких профессионалов, которым удается «воздерживаться от заныривания в глубины пропагандистской клоаки».

Дело в том, что в местном эфире «Эха Москвы» от этой радиостанции на протяжении уже многих лет остается только одно название. До недавних пор ее областное вещание походило на нескончаемое совещание чиновников облправительства под предводительством одного и того же лица, которое больше 20 лет было символом здешних побед. С уходом его 2 месяца назад на заслуженный отдых формат омского «Эха» пока больших изменений не претерпел: фамилия прежнего губернатора упоминается, правда, реже, не слышно часовых монологов местных министров, их место заняли спортсмены, артисты, ученые и другие видные деятели (которые, впрочем, выступали и ранее), однако и шума реальной жизни в омском окне знаменитого радио не слыхать: с уходом Анны, делавшей, в частности, репортажи с уличных акций, забастовок и голодовок, распахивать это окно стало некому.

В 2010 году на сибирском этапе фестиваля «Вместе-Радио» (в состав жюри входил зам. главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев) она заняла второе место в номинации «Репортаж». Подобных достижений в последние годы у омских радийщиков не было.

Если руководителей телерадиокомпании, пишет Суриков, смущает сотрудничество Анны Жолнерчук с Радио Свобода, то почему они так унизительно мало платят журналистам, что те вынуждены искать заработки на стороне? Стоит отметить, что главным акционером ТРК «Антенна-7» по-прежнему является один из ближайших соратников бывшего областного главы – депутат Заксобрания от «Единой России», крупнейший в Омской области бизнесмен Валерий Кокорин.

Теперь Анна Жолнерчук – свободный во всех смыслах журналист. На вопрос сайта СуперОмск «не беспокоит ли ее то, что ей, возможно, будет присвоен статус иностранного агента» она ответила: «Радио Свобода работает по всему миру. Они открыто заявляют, что финансируются конгрессом США. Ну и что? У меня этот факт никакого дискомфорта не вызывает. На Радио Свобода я могу говорить все то, о чем не смогла бы сказать на каналах, финансируемых российским правительством».

 

Республика Дагестан. В Махачкале будет установлен памятник погибшим журналистам

Ваха Чапанов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В Махачкале 25 июля состоялась церемония закладки камня на месте будущего памятника журналистам, погибшим при исполнении своих обязанностей. Мероприятие проходило перед газетно-журнальным комплексом. В церемонии приняли участие журналисты, представители органов власти Дагестана, участники проходящего в Махачкале форума СМИ.

Памятник, по информации из администрации главы Дагестана, будет установлен «в целях увековечения памяти дагестанских журналистов, погибших при исполнении своего гражданского и профессионального долга в борьбе с экстремизмом и терроризмом».

Председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов высказал недовольство тем, как идет расследование убийств журналистов. Также он отметил, что республика потеряла 16 журналистов – «самых талантливых и мужественных людей».

С 1992 года в Дагестане убито 16 журналистов, и последним громким убийством в республике стало убийство учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова. 18 декабря 2011 года на встрече общественных деятелей и представителей СМИ было принято решение создать гражданский комитет, который займется расследованием убийств журналистов.

 

КАЗАХСТАН

Мониторинг нарушений прав прессы фонда «Адил соз»

В июне 2012 года мониторинг нарушений свободы слова Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» зафиксировал 84 сообщения. Среди них:

- на журналиста газеты «Халык сози» Марата Мадалимова совершено нападение;

- главному редактору газеты «Flash!» Денису Данилевскому отказано в возбуждении уголовного дела по факту угроз убийством;

- журналистов Зыряновска выпроводили с общественных слушаний по проекту разработки месторождения Соловьевского блока;

- удовлетворен иск прокурора города Уральска Батыра Джазбаева к собственнику газеты «Уральская неделя», главному редактору издания Тамаре Еслямовой и корреспонденту Талгату Умарову;

- суд наложил арест на имущество собственника газеты «Вечерний Талдыкорган».

Подробности см. на сайте Международного фонда защиты свободы слова

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июне 2012 года

Нападения на журналистов – 7 (Павел Глазунов, Юрий Ермаков, оба - съёмочная группа программы «Вести-Москва», Московская область; Константин Родионов, директор интернет-портала «Спорт-34», Волгоград; Эльдар Саламов, журналист телеканала Russia Today, Москва; Михаил Огнев, фотокорреспондент интернет-газеты «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; Сергей Гурьянов, корреспондент регионального выпуска газеты «Комсомольская правда», Ульяновск; съёмочная группа Первого канала, Москва; Никита Ишмуратов, главный редактор портала Kazanweek.ru, Казань).

Попытки цензуры – 1 («Саратовская областная газета», Саратов).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Божена Рынска, обозреватель «Газеты.Ру», Москва; Владимир Андрейченко, блогер, Кострома – 2 раза).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Дмитрий Ремизов, журналист «Росбалта», Ростовская область; Владимир Варфоломеев, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы», журналисты этой радиостанции Алина Гребнева, Нателла Болтянская и Ольга Бычкова, независимый журналист Александр Подрабинек, все – Москва; Андрей Болтачев, главный редактор телекомпании «СКАТ», Кировская область).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 18

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 5 (Сергей Соколов, шеф-редактор «Новой газеты», Москва; Юлия Латынина, журналист «Эха Москвы» и «Новой газеты», Москва; Михаил Огнев, фотокорреспондент интернет-газеты «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; съёмочная группа Первого канала, Москва; Иван Журавлёв, журналист газеты «Озёрский край», Московская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Красный путь», Омск).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телекомпания «СКАТ», Кировская область).

Прекращение выхода СМИ – 3 (газета «Тольяттинское обозрение», Самарская область; журнал «Омский вестник. Деловая среда», газета «Криминал-экспресс», оба - Омск).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Вечорка», Чита).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 10 (сайт «Новой газеты», сайт телеканала «Дождь», сайт Слон.Ру, сайт «Эха Москвы», 2 раза; сайт «Банкфакс», сайт ИА «Амител», сайт ИА «ПолитСибРу»; ИА «Амур.инфо»; сайт «ЖурДом»).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер Сергея Ежова, обозревателя рязанской «Новой газеты», Рязань; видеокамера РЕН ТВ, Москва).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 26

 

Почта дайджеста

В ФЗГ обратилась редакция газеты «Озёрский край» (Московская область) с сообщением об угрозах, которые поступают журналисту этого издания Ивану Журавлеву после того, как он опубликовал статью «Ослеплённая солнцем». В материале рассказывалось о судебном разбирательстве по факту ДТП с участием пресс-секретаря мэра города Озёры Ларисы Столяровой, которая в итоге была признана виновной в нанесении тяжелых телесных повреждений гражданке. Вскоре после публикации в адрес автора материала И. Журавлёва от родственников Столяровой начали поступать угрозы. У машины журналиста были проколоты колёса. А 26 июня автомобиль, в котором находилась Лариса Столярова и её муж Артём Данилов, совершил попытку наезда на журналиста. В ОМВД района поступили 4 жалобы, однако полицейские никак не реагируют на нарушение прав журналиста.

Фонд защиты гласности внимательно изучил ситуацию с редакцией газеты «Озёрский край» и её журналистом Иваном Журавлевым. У Фонда вызывает обеспокоенность бездействие правоохранительных органов по факту угроз журналисту И. Журавлеву в связи с его профессиональной деятельностью - опубликованием ряда материалов об уголовном деле пресс-секретаря мэра города Озёры. Данные угрозы были осуществлены не только словесно, но и действиями, опасными для жизни и здоровья журналиста.

Вместе с тем, по факту заявлений, журналисту в возбуждении уголовных дел было отказано. Вместо поддержки журналиста, оказавшегося в сложной ситуации, Озёрская городская прокуратура присоединилась к его травле, приняв к рассмотрению вопрос о возбуждении административного правонарушения за клевету в отношении пресс-секретаря города Озёры.

Как показывает монитор ФЗГ, в последнее время число угроз журналистам в связи с их профессиональной деятельностью значительно возросло. Мы считаем своим долгом привлечь внимание общественности к многочисленным угрозам журналисту Ивану Журавлеву, и требуем от правоохранительных органов принять меры к охране прав и свобод журналиста.

Президент Фонда защиты гласности А. Симонов

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни