Дайджест
26 Сентября 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 538

Россия

1. Архангельская область. Сотрудники газеты вступились за уволенного редактора

2. Республика Карелия. Что желала утаить от прессы начальник управления по взаимодействию со СМИ?

3. Еврейская автономная область. Зачистка от центральных газет

4. Республика Саха-Якутия. Ганди против журналистов

5. Пермь. Дама поплатилась за «суровую офицерскую мужскую дружбу»

6. Владивосток. Суд отказал в удовлетворении иска к информагентству на 1 миллион рублей

7. Москва. Сезон подделок стартовал

Наши партнеры

1.Открытое письмо Пермской краевой организации СЖР

2. Правозащитники просят ПАСЕ признать отсутствие в России демократических выборов

3. Анонс: Союз журналистов России, Фонд защиты гласности и Международная Федерация журналистов представляют новую базу данных и Интернет-портал, которые посвящены защите прав работников СМИ

 

РОССИЯ

Архангельская область. Сотрудники газеты вступились за уволенного редактора

Наталия Северская,собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Главный редактор районной газеты «Авангард» (город Няндом) Елена Пономарева уволена. Формально - по соглашению сторон, однако имеются сведения, что редактора вынудили «лично подписать приказ о собственном увольнении».

Об этом говорится в письме, полученном ФЗГ из редакции «Авангарда» (подписались сотрудники и ветераны издания, всего 20 человек). «Неугодного редактора просто «ушли», сообщают журналисты. В газете считают, что накануне выборов местные власти, недовольные независимой позицией издания, решили подстраховаться, избавившись от редактора, который, по словам коллег, «сохранял нейтральное отношение к любой из существующих в РФ политических партий».

«На Елену Юрьевну как первое лицо «Авангарда» неоднократно поступали жалобы в агентство по печати от главы администрации Няндомского района. Основная их масса началась после публикаций в газете материалов, касающихся депутата областного Собрания А.Н. Холодова и депутата районного собрания А.В. Тищенкова», - пишут в своем обращении журналисты. - Приближающиеся выборы также стали поводом для выражения недоверия нашему редактору. Страх (ничем не обоснованный) администрации района по поводу того, что из-за Е. Ю. Пономаревой отдельные представители местной власти проиграют предвыборную кампанию, наш коллектив считает абсурдным и неоправданным».

Кстати, из письма известно также, что Е. Пономарева противилась попыткам цензуры со стороны представителей районной администрации, которые требовали отправлять готовящийся к публикации материал «на сверку». А это не могло не влиять на позицию чиновников.

Первый секретарь местного райкома КПРФ Александр Кондратьев подтвердил, что увольнение редактора Пономаревой напрямую связано с ее конфликтом с главой района. «Теперь ее уволили, а журналисты газеты находятся в шоковом состоянии», – подчеркнул Кондратьев.

Остается добавить, что сотрудники редакции не видят на месте своего руководителя кого-то иного, кроме Е. Пономаревой. «Уверены, что наши читатели также не хотят терять единственное печатное издание района, а в связи со сложившимися обстоятельствами коллектив будет вынужден остановить свою работу», - говорится в письме.

Республика Карелия. Что желала утаить от прессы начальник управления по взаимодействию со СМИ?

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Это похоже на анекдот, но, к сожалению, это правда. На днях в администрации главы Карелии проводилось совещание с участием глав местного самоуправления, на котором рассматривались вопросы подготовки органов республиканской и муниципальной власти к избирательным кампаниям (в Карелии одновременно с думскими баталиями состоятся выборы в региональный парламент и в органы местной власти). Председатель Центризбиркома Карелии А. Бахилин намеревался познакомить руководителей муниципалитетов с календарным планом избирательной кампании, обсудить возникающие вопросы. Совещание было открытым для прессы. Однако желание одного из корреспондентов попасть на рядовое мероприятие неожиданно вылилось в скандал.

Начальник губернаторского управления по взаимодействию со СМИ Татьяна Гречухина отдала распоряжение не пропускать журналистов на совещание. Никакого рационального объяснения её устному приказу не было. А тот же председатель Центризбиркома РК, напротив, желал позвать журналистов на встречу, считая, что чем больше внимания уделяется подготовке к парламентским выборам, тем активнее избиратели 4 декабря пойдут голосовать.

Но у сотрудницы главы Карелии Т. Гречухиной, отвечающей за «взаимодействие» со СМИ, был свой взгляд, и она запретила выдать пропуск в здание правительства корреспонденту. Удивившись такому повороту дел, не допущенный журналист обратился с вопросом к председателю ЦИК Карелии А. Бахилину: почему прячут от граждан подготовку к парламентским выборам, может быть, участники совещания собираются обсуждать какие-то секретные политические инструкции? А. Бахилин сам не понял поведения начальника губернаторской администрации и провел журналиста на заседание. Разумеется, никаких тайн в ходе его не обнаружилось, был вполне дремотный инструктаж глав самоуправления. Что желала утаить от прессы начальник по взаимодействию со СМИ - осталось загадкой.

Еврейская автономная область. Зачистка от центральных газет

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Сразу три депутата Законодательного Собрания Еврейской автономной области выступили против действий мэрии Биробиджана, пожелавшей убрать газетные киоски с центрального рынка.

Буквально через несколько дней после того, как была официально объявлена дата выборов в Государственную думу и в Законодательное собрание области, предпринимателю Галине Макаровой, хозяйке сети газетных киосков, объявили, что находиться на рынке ее киоски могут только до первого октября.

«Мы все прекрасно знаем, что в центральной части Биробиджана самый большой ассортимент газет и журналов (российских и краевых, хабаровских) есть только в киоске предпринимателя Галины Макаровой. Практически большинство местных печатных изданий подконтрольно властям, которые состоят в правящей партии. Поэтому опасность для биробиджанских единоросов сегодня представляют в основном публикации в центральной прессе.

Зато, убрав с «хлебных мест» киоски Макаровой, правящая партия будет, не испытывая никакой конкуренции, бесплатно раздавать на этих местах свою газету «Партийный курьер», навязывая себя биробиджанским избирателям. Кроме того, в период предвыборной кампании огромная часть населения Биробиджана будет лишена возможности читать центральную прессу».

Биробиджанцам удалось отстоять киоски в мае - тогда в местном еженедельнике появилась статья «Газетные киоски стали лишними?». Глава муниципалитета на заседании городской Думы во всеуслышание заявил, что киоски остаются на рынке. Более того, на остановочном комплексе, который планируется построить напротив кинотеатра «Родина», тоже будет газетный киоск.

А сейчас опять все поменялось. Вновь Галине Макаровой предлагают участки земли, на которых устанавливать газетные киоски просто невыгодно как с точки зрения доступности прессы для населения, так и с точки зрения окупаемости этого малого бизнеса.

Нам всем пытаются внушить, что эти выборы будут честными, что ни в коем случае не будет использоваться административный ресурс. Но он уже используется! Ограничивая доступ избирателей к свободной прессе, мэрия пытается исключить возможность формирования объективного общественного мнения.

Республика Саха-Якутия. Ганди против журналистов

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Утром редактору общественно-политической интернет-газеты «В Якутии.ру» Елене Тихоновой позвонили из Арбитражного суда и сообщили, у них назначено рассмотрение гражданского дела о защите деловой репутации физического и юридического лица. Иск - к ООО «ЛиК» и к ней, редактору, предъявил индийский бизнесмен, генеральный директор ООО «Чорон Даймонд» Ганди Раджеш Чандракант. Редактору дали понять, что, в связи с истечением сроков, суд может принять решение по данному делу в ближайшие часы.

Известие поразило. В редакции не только ничего не знали о предстоящем заседании, но и в глаза не видели искового заявления господина Ганди. Со дня публикации статьи, обидевшей иностранца, прошло четыре месяца. В июне на журналистов действительно выходил представитель «Чорон Даймонд», желающий ответить на публикацию. Но своим правом на ответ он так и не воспользовался. А теперь оказывается, дело лежит в Арбитражном суде Якутии четвертый месяц!

Журналисты ознакомились с материалами дела на сайте суда. И узнали, что недовольство господина Ганди вызвал материал под заголовком «Алмазная экспансия. АБК Якутии завоеван иностранным капиталом» (АБК – алмазно-бриллиантовый комплекс), опубликованный в конце мая этого года. Поводом для нее послужила проверка, выявившая наличие неучтенного алмазного сырья в другой индийской фирме - «ДДК», принадлежащей господину Рамани Ватхалабхай. Авторы решили проанализировать ситуацию, сложившуюся в целом в алмазно-бриллиантовом комплексе Якутии. И пришли к выводам: индийский бизнес, внедрившийся в алмазогранильную отрасль Якутии, систематически нарушает российское законодательство об обороте драгметаллов и камней, тем самым осложняя криминогенную обстановку в республике и создавая угрозу экономической безопасности региона и страны. Предприятия с иностранным капиталом в алмазогранильной отрасли Якутии ориентированы лишь на вывоз как сырья, так и своей прибыли за пределы страны, при этом большинство из них нарушают налоговое и таможенное законодательство. И перечисляя все АБК республики – как местные, так и иностранные (с участием иностранного капитала), авторы лишь мельком коснулись индийской фирмы «Чорон Даймонд», где тоже было обнаружено неучтенное сырье.

По ходатайству журналистов судебное заседание по иску господина Ганди отложено до октября. Вскоре выяснилось, что против интернет-газеты «В Якутии.ру» и лично Елены Тихоновой поданы сразу два иска. Кроме упомянутой публикации, претензии истца вызвали статьи «Чьим флагам служите, «герр» Голубенко? Министр промышленности Якутии лоббирует интересы... иностранного капитала?» и «Бусы для аборигенов», или Почем грани Родины?». И, как сообщил представитель истца, не исключено, что скоро в Арбитражный суд РС(Я) поступит еще один иск от господина Ганди - по материалу «Баня для «аборигенов», или Почем статьи Кодекса...».

Таким образом, по двум поданным и одному планируемому иску господина Ганди совокупный объем исковых требований против ИГ «В Якутии.ру» и лично журналиста Е. Тихоновой составит 30 миллионов рублей, или почти 1 миллион долларов!

Пермь. Дама поплатилась за «суровую офицерскую мужскую дружбу»

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Журналистка Наталья Дементьева обязана выплатить подполковнику Алексею Тимощуку компенсацию морального вреда в размере 15 тыс. руб. за высказывание в газете «Местное время» о его дружбе с полковником Сергеем Каменевым – начальником лицея милиции.

Алексея Тимощука, заместителя начальника ГОУ «Лицей милиции» при ГУВД по Пермскому краю имени Героя России Федора Кузьмина, задели четыре фразы из корреспонденции «Турецкий гамбит», опубликованной 17 ноября 2010 года. Рассмотрев иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, Ленинский районный суд Перми 10 мая 2011 года признал недостоверным одно высказывание. А именно то, которое истец воспринял как предположение о гомосексуальных отношениях: «Конечно, хорошо, когда между начальником и замом такая суровая офицерская мужская дружба. А может это больше, чем дружба? Ну, прямо голубки, поселятся вдвоем и воркуют о том, как повысить уровень образования… В Турции вместе с начальниками проживал, судя по ваучерам на поселение, тринадцатилетний воспитанник!».

Журналистка Наталья Дементьева и ЗАО «Газета «Местное время» обжаловали решение в кассационной инстанции. На заседании Пермского краевого суда 12 сентября представитель ответчиков Марина Березина назвала ошибочным вывод судьи Александра Алексеева. Юрист напомнила о доказательствах - списке размещения гостей в турецком отеле и ваучере о праве вселения несовершеннолетнего воспитанника в комнату истца, приобщённых к материалам гражданского дела. Заявив, что оспариваемое высказывание является мнением автора о документально подтвержденных обстоятельствах, представитель попросила отменить такое решение.

Однако краевой суд отказал в удовлетворении кассационных жалоб. Вывод о том, что в данном высказывании содержатся не соответствующие действительности сведения, признан правильным. «Само по себе указание в ваучере на право вселения в комнату наряду с истцом учащегося лицея с бесспорностью не подтверждает «фактическое пользование помещением в указанном ваучере порядке» - отмечено в кассационном определении. Кроме того, здесь приведена ссылка на показания двух свидетелей, отрицавших совместное проживание взрослого с подростком.

Теперь газета обязана опубликовать опровержение и выплатить истцу компенсацию морального вреда в 40 тыс. руб., а журналистка должна подполковнику 15 тыс. руб. Журналистка сообщила ФЗГ, что она и газета пока не определились, будут ли жаловаться в надзорную инстанцию. Между тем, свой иск вчинил и другой герой публикации – Сергей Каменев. Полковник требует взыскать в свою пользу 500 тыс. руб. компенсации морального вреда, а в пользу возглавляемого лицея – 1 млн руб.

Владивосток. Суд отказал в удовлетворении иска к информагентству на 1 миллион рублей

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Арбитражный суд Приморского края отказал ОАО «Владивосток Авиа» в удовлетворении миллионного иска к редакции агентства PrimaMedia - о компенсации причиненного морального вреда и ущерба деловой репутации. Истец пытался объяснить падение пассажиропотока Токио – Владивосток публикацией PrimaMedia о росте цен на авиабилеты.

18 марта нынешнего года - после землетрясения в Японии, цунами и взрыва АЭС «Фукусима» - на сайте агентства PrimaMedia появилась информация, что пассажиры, возвращавшиеся из Японии, вынуждены были покупать билеты на рейсы «Владивосток Авиа» по весьма завышенным ценам. Авиакомпания почувствовала себя оскорбленной и оценила моральный ущерб в 1 миллион рублей. Хотя о неожиданном повышении цен на авиабилеты из Японии во Владивосток сообщали и другие информагенства, но PrimaMedia опубликовала не только информацию от своего корреспондента, но и заявление одной из пассажирок о том, что ей повезло купить «обычный билет эконом - класса за 40 тысяч рублей. Некоторым пассажирам нашего рейса пришлось заплатить больше». Именно эта фраза стала поводом для миллионного иска авиакомпании к журналистам. Истец настаивал, что именно после публикации РИА PrimaMedia граждане отказывались лететь из России в Японию и сдавали билеты.

Но журналисты смогли опровергнуть доводы, что именно их публикация стала поводом для отказов пассажиров летать в Японию, и доказали это своими публикациями - ещё в марте PrimaMedia сообщало о снижении пассажиропотока. Истец сослался на результаты проверки «Владивосток Авиа» сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в марте – апреле – она проводилась по жалобам пассажиров на повышение цен на билеты из Японии. Нарушений ФАС не нашёл, хотя и подтвердил, что цена для граждан, спасавшихся от радиации, действительно была высока. В итоге суд счел доводы информационного агентства более убедительными и отказал «Владивосток Авиа» в исковых требованиях в полном объеме.

Москва. Сезон подделок стартовал

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Как всегда с приближением выборов, началось обострение старых недугов у разного рода провокаторов. В столице данное обострение выразилось в выпуске пиратского номера «Новой газеты», который 23 сентября раздавался бесплатно возле станций метро.

Подделку довольно легко отличить от настоящей газеты вследствие небрежности изготовителей, которые, похоже, и не особо себя утруждали. Кроме того, они явно испытывали дефицит материалов. Возможно, именно поэтому напичкали свое творение символикой «Единой России», Народного фронта и фотографиями премьера, не удержавшись от привычных славословий. Впрочем, авторы пытались даже шутить, но юмор получился весьма специфический. Так что копыта идеологов и исполнителей «проекта» просматриваются довольно явно – не в первый раз они пытаются хоть как-то нагадить. Или выслужиться.

В редакции «Новой газеты» выход провокационного издания особых эмоций не вызвал. Но из-за принципиальной позиции - всегда оставаться в рамках правового поля - журналисты решили обратиться в Роскомнадзор по поводу незаконного использования пиратами логотипа «Новой».

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Открытое письмо Пермской краевой организации СЖР

Председателю Законодательного собрания Пермского края Н. А. Девяткину, депутатам Законодательного собрания Пермского края.

Уважаемый Николай Андреевич!

Уважаемые депутаты!

В 2011 году впервые за всю историю существования Законодательного собрания Пермского края кандидаты в депутаты не смогут разместить свои предвыборные материалы в муниципальной печати или эфире.

Дело в том, что редакции этих СМИ получили негласное указание от администрации губернатора, подкрепленное звонками из местных администраций, – отказаться от участия в выборах, дабы предотвратить появление на страницах местной прессы материалов «нежелательных» кандидатов или партий.

Эти рекомендации, судя по настроению руководителей средств массовой информации, будут выполнены, поскольку муниципальные редакции серьезно зависят от финансовой поддержки краевой власти и органов МСУ. А результатом такого «избирательного молчания» станет не только нарушение конституционных прав граждан на получение своевременной и достоверной информации, но и отказ кандидатам в депутаты Законодательного собрания в доступе к печатной площади и эфиру, и потеря редакциями дополнительных доходов. Те же руководители СМИ, кто все-таки решится нарушить «позвоночное» право, не без оснований опасаются последующих за этим неприятностей – от прекращения финансирования издания до увольнения строптивого редактора.

Хотя, по социологическим опросам, именно городские и районные газеты и телекомпании являются самым доступным каналом информации для жителей края и вызывают у избирателей доверие.

Ставим вас в известность о недопустимости методов, с помощью которых в Пермском крае добиваются необходимого политического результата, и просим взять на особый контроль вопросы финансирования муниципальных СМИ. Кроме этого, считаем необходимым обратиться с просьбой о депутатском внимании к каждому случаю преследования СМИ за проявление гражданской позиции.

В конечном счете, это внимание обеспечит Прикамью репутацию региона, в котором пресса является не инструментом исполнительной власти, а институтом гражданского общества, в котором уважают право человека на свободу слова.

Ольга Лоскутова, председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России (письмо обсуждено и одобрено на совещании главных редакторов муниципальных СМИ Пермского края 21 сентября с. г.)

Правозащитники просят ПАСЕ признать отсутствие в России демократических выборов

Правозащитный совет России призвал Парламентскую ассамблею Совета Европы признать ликвидацию в России института демократических выборов.

«Мы вынуждены констатировать, что состояние института выборов в России в настоящее время в целом не соответствует ни международным обязательствам, ни даже национальному законодательству», – говорится в обращении, подписанном, в частности, главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, председателем совета правозащитного общества «Мемориал» Олегом Орловым и другими правозащитниками.

Авторы обращения отмечают, в частности, что в России отказано в регистрации и соответственно в праве участвовать в выборах и в доступе к основным СМИ, целому ряду оппозиционных партий, «несмотря на то, что их программы и уставы исходят из приоритетов демократического общества». «Отказ получили «Другая Россия», Партия народной свободы, РОТ-фронт и другие. Несмотря на признание Европейским судом по правам человека незаконным решения о ликвидации оппозиционной Республиканской партии России, это решение властями не отменено», – говорится в обращении.

Правозащитники просят ПАСЕ «принять к сведению информацию о фактической ликвидации института демократических выборов в Российской Федерации, обсудить неисполнение Российской Федерацией обязательств по проведению свободных выборов и обратиться в Венецианскую комиссию для проведения проверки избирательного законодательства и закона о политических партиях в России».

Авторы обращения также призывают направить в Россию наблюдателей, которым Правозащитный совет России «готов предоставить свою помощь и рекомендации».

Согласно августовскому опросу «Левада-центра», 54 процента россиян уверены, что в декабре в России будет лишь имитация выборов. Более половины респондентов считает, что реальное распределение мест в Госдуме будет происходить по решению властей. По данным социологов, каждый второй респондент прогнозирует применение большого количества «грязных технологий» при проведении думских выборов. Среди нарушений в ходе подготовки и проведения предстоящих выборов россияне не исключают давление местных властей на избирателей (26 процентов), применение «грязных» технологий (22 процента), подкуп избирателей (21 процент), предвзятость СМИ в освещении предвыборной кампании (19 процентов), манипуляции со списками и избирательными бюллетенями на избирательных участках (19 процентов).

hro.org, 23 сентября

 

Анонс

Уважаемые коллеги!

Рады сообщить, что Союз журналистов России, Фонд защиты гласности и Международная Федерация журналистов представляют новую базу данных и Интернет-портал, которые посвящены защите прав работников СМИ. Мы надеемся, этот новый информационный ресурс станет действенным инструментом защиты журналистов, и будет полезен как нашим коллегам, так и правоохранительным органам, и всем гражданам России.

Презентация состоится 4 октября в 15 00 в Мраморном зале Центрального дома журналиста (Никитский бульвар, 8 а). Принимают участие председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, председатель Европейской федерации журналистов Арне Кенинг, представители МФЖ, экспертного сообщества, журналисты. Мы будем рады обсудить с вами перспективы сотрудничества в использовании новой базы данных.

Ждем вас в ЦДЖ!

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни