Дайджест
19 Сентября 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 537

ТЕМА НЕДЕЛИ

Наблюдать и советовать

Нравственность на российском телевидении в очередной раз решили повысить. На этот раз – коммунисты. Именно они 13 сентября внесли в Государственную думу РФ законопроект «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в РФ».

Это далеко не первая попытка «обустроить» телевидение, приставив к нему наблюдателей за нравственностью и разного рода советчиков. Однако по разным причинам - в частности, из-за протестов медиа-сообщества, опасавшегося введения цензуры - эти советы пока так и не прижились. Впрочем, это не остановило ревнителей чистоты телевизионного эфира.

В законопроекте предусматривается появление наблюдательных советов на всех государственных телеканалах. Упомянутые советы должны контролировать содержание программ «Первого канала», «России», «Вестей-24». О предварительной цензуре речи вроде бы нет, советы будут давать свою оценку только после выхода программ в эфир, причем оценка эта, как полагают во фракции КПРФ, не повлечет за собой никаких штрафов или иных санкций. Цель законопроекта, как обычно, благая – избавить несчастных телезрителей от избытка рекламы, а также сцен насилия и порнографии.

В то же время секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказал газете «Взгляд», что в законопроекте речь идет о контроле содержания и программной политики государственных федеральных телеканалов, причем советы «должны быть наделены полномочиями по изменению программной политики канала», иначе они «превратятся в декоративные органы». По словам Обухова, в телевизионные советы должны входить представители партий, общественных организаций и «моральные авторитеты общества». Эти советы будут не только наблюдать, но и указывать, какие передачи и сериалы «неуместны на государственном телевидении». В общем, «они будут определять программную политику телеканалов в целом», - подводит итог секретарь ЦК.

Понятно, что предварительная цензура здесь и не понадобится – зачем, если призванные лишь наблюдать и советовать «представители партий» (надо думать, имеющих фракции в Госдуме?) и «моральные авторитеты общества» на самом деле будут определять и содержание, и программную политику телеканалов?

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Международная конференция по вопросам безопасности журналистов

В Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО13-14 сентября состоялась конференция учреждений системы ООН, посвященная безопасности журналистов.

В совещании приняли участие генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй, специальный докладчик ООН по праву на свободу выражения мнения Франк Ла Ру, заместитель Генерального секретаря ООН по коммуникации и общественной информации Киетака Акасака, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам информации и коммуникации Янис Карклиньш, руководители региональных журналистских организаций.

Решение о проведении совещания по проблемам безопасности прессы было принято генеральным директором ЮНЕСКО после консультаций с представителями стран-членов ООН.

По данным ЮНЕСКО, за последнее десятилетие более 500 журналистов и сотрудников СМИ были убиты при исполнении своих обязанностей. Подавляющее большинство из них были обычными репортерами, работавшими в мирных условиях, а не военными корреспондентами, и гибли они не в чужих «горячих точках», а у себя на родине. Многие журналисты подвергались нападениям, им угрожали, подвергали уголовному преследованию и незаконным арестам. И, как правило, преступники избегая ответственности, оставались безнаказанными.

Участники парижской конференции планируют разработать план действий, результатом которых будет повышение безопасности представителей прессы при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. «Нам предстоит сформулировать всеобъемлющий и эффективный план действий по обеспечению безопасности журналистов и сотрудников прессы. Эта программа призвана положить конец безнаказанности тех, кто совершает преступления против журналистов», - подчеркнула в своем выступлении генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова.

В ходе дискуссии положительную оценку получил опыт России (совместный проект, Международной федерации журналистов, Союза журналистов РФ и ФЗГ) по отслеживанию нарушений прав журналистов и расследованию преступлений против прессы. Его принципы предложено включить в проект международной программы действий по предотвращению насилия, которая будет основываться на солидарных действиях гражданского общества, журналистских организаций и международных акциях.

 

РОССИЯ

Кемеровская область Обстрелян офис редакции независимого телеканала

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В ночь с 15 на 16 сентября неизвестные произвели серию выстрелов по 1 и 2 этажам здания, где расположены редакции Новокузнецкого независимого телевидения «10 канал», а также телеканалов «СТК 10», ГТРК «Кузбасс», радиостанций «Кузнецкий Экспресс» и «Милицейская волна». К счастью, никто из сотрудников и охраны в ходе обстрела не пострадал.

По предварительной версии следствия, которое ведет кузбасское управление МВД., стрельба велась из пистолета ТТ, о чем свидетельствуют две найденные пули калибра 7,62 мм, но окончательно установить тип оружия должна баллистическая экспертиза. Судя по пулевым отверстиям (одно из них – на втором этаже, где находится бухгалтерия ННТ), возможно, целились злоумышленники именно в «10 канал», но, по мнению полицейских, работавших на месте ЧП, такое предположение преждевременно, т.к. 3 других выстрела произведены по пустующим помещениям. На данный момент, как сообщил РИА «Новости» представитель пресс-службы полиции, возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»).

Главный редактор независимого телеканала Алексей Рябов в интервью федеральным СМИ заявил, что не связывает этот инцидент с журналистской деятельностью, поскольку каких-либо жестких сюжетов, в которых фигурировал бы криминал или крупные собственники, в последнее время в эфире ННТ не проходило. Случившееся, по его словам, никак не повлияло на рабочий процесс.

Правоохранители, однако, не исключают, что мотив преступления может быть связан с профессиональной деятельностью телевизионщиков – эта версия будет проверяться в числе других. Расследование уголовного дела взято на контроль губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым.

 

Республика Карелия. В дело вступили судебные приставы. Продолжение темы

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Глава администрации Олонецкого района Ольга Терво почему-то решила, что как должностное лицо, выступающее от имени одного из учредителей районной газеты «Олония», имеет право вмешиваться в редакционную политику издания. Просматривая очередной номер газеты и отыскивая в нем статьи, кажущиеся ей неверными по содержанию, она требовала объяснительных от редактора Светланы Гусевой. Последняя их писала, но от публикаций, в которых обнародовались не самые приятные для районной администрации факты, не отказывалась. Разногласия завершились тем, что О. Терво уволила редактора. Поскольку сделала она это с нарушением закона, то в суде, куда обратилась за защитой С. Гусева, правосудие восторжествовало: редактора восстановили в должности.

Однако сразу Гусевой попасть на свое рабочее место не удалось, поэтому вместе с адвокатом ей пришлось прибегнуть к помощи судебного пристава, и уже под официальной защитой последнего Гусевой вернули должностной статус. Надо сказать, что к этому времени районная администрация уже успела взять на работу нового редактора, которого теперь придется увольнять. Но история на этом, кажется, не завершится. В неофициальной обстановке - этого не подтвердить документально - С. Гусевой было сказано, что всё равно с ней расстанутся, и мотив для этого подходящий подыщут, но теперь уже не допустят юридической промашки.

Уже после того как в администрации района узнали, что судебное дело проиграно, здесь сразу же объявили финансовую проверку деятельности редактора, и явившейся с судебным решением на руках Гусевой заявили, что на время финансового расследования она отстраняется от исполнения редакторских обязанностей. В разговоре с нами Гусева сказала, что устала от многомесячной эпопеи и не исключено, что она добровольно оставит руководящий пост, чтобы редакция не страдала от ее взаимоотношений с районной администрацией, тем более, что пенсию она уже давно заработала.

Однако трудовой спор еще не завершен, и действия районной администрации сейчас изучает прокуратура и инспекция по труду.

 

Челябинск. Первые звоночки

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Редактор сайта «ИА ЧелНовости» Игорь Макаров рассказал корреспонденту ФЗГ, что за последние дни в редакцию часто стала звонить представительница «Роскомнадзора». По ее словам, она занимается мониторингом сайтов, и в частности сайта «ИА ЧелНовости», так как он зарегистрированы как СМИ. Руководство и редакция к подобным звонкам относятся с пониманием, они всегда готовы к сотрудничеству.

Но последние замечания вызвали у редактора большое удивление. Сотрудница «Роскомнадзора» сообщила, что в информации о сайте запись «Учредитель ООО «АльянсМедиаУрал» нужно исправить на: «Издатель ООО «АльянсМедиаУрал». Игорь Макаров рассказал: «Само СМИ ИА «ЧелНовости.Ру» зарегистрировано на частное лицо, закон это позволяет, но есть еще фирма, в которой учредитель СМИ является гендиректором. Думаю, все понимают, что ООО было открыто для операций по безналичному расчету за размещение рекламы уже после того как было зарегистрировано СМИ. Информация, как и копия свидетельства о регистрации СМИ, была выложена еще в начале 2010 года, но почему-то «Рокомнадзор» обратил на это внимание только в сентябре 2011 года. После обсуждения сотрудница сообщила, что, если данное замечание не будет устранено, редакции будет вынесено предписание и первое предупреждение. Мы данную информацию, конечно же, исправили».

«А 14 сентября нам опять позвонила эта милая дама и сообщила, что в информации «Массовая драка в Челябинской области: погибли три человека» мы обозначили 5 признаков о человеке и нарушили закон о защите личных данных. В кэше сайта есть копия статьи с предложением «Один из инициаторов драки по телефону вызвал 29-летнего местного жителя Александра Миниахметова». В этом предложении и было усмотрено нарушение закона о защите личных данных. После обсуждения сотрудница опять сообщила, что, если данное замечание не будет устранено, редакции будет вынесено предписание и предупреждение, - продолжает И. Макаров. - Мы исправили на «Один из инициаторов драки по телефону вызвал местного жителя». Самое интересное состоит в том, что предложение, которое не понравилось «Роскомнадзору», было взято с сайта следственного управления Следственного комитета по Челябинской области: «… 10 сентября 2011 года возле дома №11 по проспекту Гагарина в городе Златоусте произошел конфликт между двумя группами местных жителей, переросший в драку. Один из инициаторов драки по телефону вызвал 29-летнего местного жителя Александра Миниахметова…». В предложении ведомства не 5 признаков, а на порядок больше, но оно не является СМИ. Если по первому замечанию мы отреагировали адекватно и изменили, как того требует закон (какой?), то в последнем случае возникает сразу несколько вопросов. Получается, СУ СК специально создает «ловушки» для СМИ? Интересно, звонили ли из «Роскомнадзора» всем СМИ, которые указали такие же данные из релиза? А таких СМИ, перепечатавших релиз, немало. За не полных три года работы редакции это первые звоночки из данного ведомства».

 

Челябинская область. «А лучше вообще ничего не пишите – всё пустое»

В службе мониторинга магнитогорского сайта magprom.ru неделю назад искренне обрадовались за коллег после того, как сайт «Верстов.Инфо» опубликовал зубодробительно критический материал о партии власти: надо же, есть еще свобода слова в Челябинской области! Но радоватся пришлось недолго. К середине дня текст исчез со страниц сайта. Как будто и не было.

Магпромовцы позвонили директору информационного портала Павлу Верстову.

«Не хочу говорить на эту тему. Напишите, что это мое решение. А лучше вообще ничего не пишите – всё пустое», – вздохнул в трубку журналист.

Но коллеги его не послушали и разместили удаленный материал-фантом на своем сайте. Благо успели скопировать. Называется он «Для чего «ЕР» агитаторы и во сколько партии обходится самопиар». Если говорить коротко о сути журналистского мини-расследования, редакция «Верстов.Инфо» внедрила в ряды агитаторов «ЕР» по Челябинской области своего человечка и много чего любопытного обнаружила.

Выдержка из статьи: «После первого этапа желающих «пахать» на партию власти поубавилось… Главная причина, по словам тех, кто отказался по второму кругу обходить квартиры, в большинстве своем, - негативное отношение к непрошенным гостям со стороны магнитогорцев. Наш лазутчик на себе прочувствовал, какова она - народная любовь к народной партии. Кто-то, узнав цель визита, закрывал дверь без лишних слов, кто-то находил эти слова, наводняя речь агрессивной риторикой, а кто-то банально посылал…».

Кстати, в Магнитогорске на днях случилось второе нападение на агитатора «ЕР» с газетами.

Далее в материале-фантоме «Верстова.Инфо» говорится: «Агитаторов обучают, а чтобы они не забыли наставления, вручают инструкцию как завоевать доверие избирателя. Участок – это 200-250 квартир, их и нужно обойти… Горожанам предлагается заполнить анкету из пяти вопросов. Задача агитатора – любыми способами убедить анкетируемого поставить галочку напротив варианта: «Готов поддержать программу Губернатора Михаила Юревича и партии «Единая Россия» на выборах»… Нашему «штирлицу» звеньевая заявила, что «если из 80 листовок не принесешь, как минимум, 50 с галочкой в поддержку губернатора, то тебе – неуд, работу не оплатим». Впрочем, бывалые сразу успокоили: мол, это они всем так говорят, чтобы замотивировать. А вот те анкеты, что будут сданы без фамилии и подписи респондента, а также адреса его проживания, действительно оплачены не будут. За каждый успешный стук в дверь и правильно заполненную и возвращенную в штаб анкету положено 22 рубля».

В общем, этот материал о хитростях и тонкостях партийной пропаганды редактора Павла Верстова заставили снять с «Верстов.Инфо». После этого все рассуждения о демократии, свободе слова и отсутствии цензуры в Челябинской области представляются, мягко говоря, несвоевременными.

 

Южно-Сахалинск. Золотая книга для чиновников

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Около полугода я, внештатный автор газеты «Советский Сахалин», пытаюсь получить информацию от аппарата губернатора и правительства Сахалинской области. Касается она очень важной для всех налогоплательщиков темы – расходования бюджетных средств. Речь идет о книге официальных стандартов, подготовленная некой московской фирмой для нашего островного правительства. По имеющимся у меня сведениям, достоверность которых мне так и не дали проверить, обошлась эта книга для нашего областного бюджета в 25 миллионов рублей. Авторам - московским пиар-дизайнерам, оплатили не только этот труд, дорогу из столицы и обратно, но и размещение, проживание и командировки по острову. Что же это за книга такая, она что, сделана из чистого золота и инкрустирована алмазами?

В книге представлен фирменный стиль наших чиновников. То есть, как должны выглядеть они сами и всё, что они в повседневной работе используют. От фасада здания, в котором они будут находиться, до визиток и пропусков на автомобиль. Их одежда, оформление пресс-центра, сайта, папки для бумаг, бланков, памятной доски и благодарственного адреса, бейджики, знаки отличия, макеты для пресс-конференций и выставочных экспозиций и многое другое… Все это разнообразие предложено сразу в нескольких версиях с обязательным VIP-вариантом, при изготовлении которого советуют использовать золото, серебро, эмаль, полудрагоценные сплавы.

Создавалась эта книга не для того, чтобы быть просто прочитанной. Самое главное – последующее воплощение этих дизайнерских красот. Думаю, что смена правительственной атрибутики обойдется уже не в десятки, а сотни миллионов рублей.

В мае этого года я отправила запрос тогдашнему заместителю губернатора и руководителю аппарата губернатора и правительства Георгию Иванову. Попросила (в соответствии со статьей 38 Закона РФ «О СМИ») предоставить мне следующую информацию: какая фирма и за какую сумму разработала для правительства области «Книгу официальных стандартов», по какой статье бюджета были выделены на это средства, когда и в какую сумму планируется претворение в жизнь этих стандартов?

Через три недели (а по закону обязаны были ответить в семидневный срок) пришел ответ от исполняющей обязанности руководителя аппарата губернатора и правительства Натальи Коршуновой. Суть его сводилась к следующему: я слишком многого хочу, государственные органы предоставляют информацию только главному редактору. При этом новоиспеченный руководитель аппарата ссылалась на статьи закона «О СМИ», в которых об этом ничего не сказано.

На мой повторный запрос с разъяснениями, (спасибо юристам ФЗГ!) что согласно 52 статье вышеназванного закона, я имею статус журналиста, признаюсь редакцией своим внештатным автором, а значит, имею право запрашивать информацию от имени редакции - именно редакция, а не редактор определены ФЗ «О СМИ» субъектом права на запрос информации - опять последовал отказ.

Редактор газеты «Советский Сахалин» Владимир Сорочан обжаловал эти отказы в прокуратуру Сахалинской области. Он подтвердил мой статус (обратив внимание на то, что я, внештатный автор, делала запросы на редакционных бланках), и попросил принять меры прокурорского реагирования в защиту прав журналиста. Прокуратура с доводами редакции согласилась, внесла в адрес губернатора представление об устранении нарушений законодательства.

А я вновь продублировала запрос и вновь получила отказ. Сахалинским чиновникам прокуратура не указ. Особенно, когда речь идет о придании гласности многомиллионного нецелевого расходования бюджетных средств.

 

Республика Дагестан. В Махачкале избит корреспондент НТВ

Магомед Магомедов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В Махачкале 16 сентября был избит корреспондент Северо-Кавказского бюро НТВ в Дагестане Омар Магомедов. Инцидент произошел около 20.00 на углу улиц Дзержинского и Коркмасова.

По словам Омара Магомедова, когда он с шурином Ратмиром Ахмедовым ехал в машине, перед ними на красный свет стали переходить трое парней. Ахмедов сделал им замечание, на которое неизвестные ответили оскорблением. Началась словесная перепалка, а затем (когда он вышел из автомобиля) завязалась драка. Прохожие разняли дерущихся. В результате этого инцидента у Магомедова была рассечена бровь, а у его шурина - щека.

«На этом конфликт не закончился. Когда мы приехали в травматологический центр Махачкалы, туда приехали эти же ребята с еще двоими парнями и напали на нас. В настоящее время у меня сломан нос, разбита переносица, сотрясение мозга. Я уже общался с дознавателем. Заявление в милицию напишу завтра, сегодня слишком плохо себя чувствую», - сообщил Омар. По мнению врачей, тележурналисту понадобится не только восстановительная терапия, но и пластическая операция.

Заявление о возбуждении уголовного дела Омар Магомедов написал на следующий день. Однако сотрудники МВД уголовное дело возбудить не спешили: сначала они ссылались на отсутствие заявления Магомедова, а затем на необходимость дождаться заключения независимой медицинской экспертизы. Ну, а до этого времени двое молодых людей – зачинщиков конфликта, - были отпущены.

В то же время президент Республики Дагестан взял ход расследования этого дела под личный контроль. Как сообщил пресс-секретарь президента Расул Хайбулаев, глава республики был крайне возмущен, что «при попустительстве ряда должностных лиц бытовой конфликт смог получить продолжение в стенах медицинского учреждения, где обратившийся за помощью корреспондент НТВ беспрепятственно подвергся повторному нападению со стороны хулиганов».

 

Курган. Суд объяснил, где реклама, а где информация

Валентина Пичурина, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Арбитражный суд Курганской области признал законным и обоснованным штраф в 100 000 рублей, наложенный Курганским УФАС России на редакцию городской газеты «Курган и курганцы» за ненадлежащую рекламу.

Специалисты Курганского УФАС установили, что редакция размещала в газете рекламные объявления о проведении выставки «Дни малого и среднего бизнеса Курганской области», о наборе учащихся в Детскую школу искусств, о подписке на второе полугодие на газету «Курган и курганцы», о расписании сеансов в кинотеатре «Арбат», о гастролях в областной филармонии без пометки «реклама» или «на правах рекламы». Таким образом, по мнению антимонопольной службы, нарушалась статья 16 закона «О рекламе», в соответствии с которой размещение рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламной информации, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». На газету был наложен административный штраф в размере ста тысяч рублей. ООО «Редакция городской газеты «Курган и курганцы» обратилось в суд, полагая, что спорные объявления носят не рекламный характер, а являются справочной информацией либо сообщением органов власти, следовательно, действие закона «О рекламе» на них не распространяется.

Однако суд пришел к выводу, что самое главное отличие справочно-информационных материалов, сообщений органов власти - это отсутствие цели продвижения или продажи описываемого товара, услуги, и цели привлечения к ним внимания, а в оспариваемой рекламе такая цель явно присутствует. Оспариваемые объявления имеют все признаки рекламы: информация в объявлениях направлена неопределенному кругу лиц, призвана формировать, либо поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам, способствовать их продвижению на рынке. Следовательно, антимонопольный орган правомерно наложил штраф за нарушение рекламного законодательства на редакцию.

 

Челябинск. Чего скрыть-то хотят?

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Газете «Челябинский рабочий», сайту «ЧелНовости» и еще нескольким СМИ не разрешили аккредитоваться на совещание с участием министра внутренних дел Р. Нургалиева, которое пройдет в Челябинске.

Причину опять выдвинули традиционную, в стиле администрации губернатора, которую она уже не раз называла: зал маленький, будет много федералов, все не поместятся.

А 19 сентября А. Чиркова из пресс-службы ГУВД Челябинской области заявила другую причину: составлял списки аппарат центрального МВД, мы здесь не причем. После отказа несколько «отсеченных» СМИ отправили запросы в пресс-сцентр МВД РФ по этому поводу. Посмотрим, какую причину они назовут.

Согласно закону, аккредитация имеет уведомительный, а не разрешительный характер. Такое мощное, столетнее СМИ, как «Челябинский рабочий», конечно, легко переживет отказ. И еще не одну администрацию, не одного министра, не одну пресс-службу. Тем более, вряд ли там будет что-то интересное, обыкновенное «совещалово», дежурнай междусобойчик. Вот это и удивляет. Чего скрыть-то хотят? Количество фуражек?

 

Наши публикации

Редакции городских и районных газет Челябинской области отныне будут защищать бизнес-планы

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Такое решение принято главным управлением по делам печати и массовых коммуникаций. Защита бизнес-планов 35 районными газетами – автономными некоммерческими организациями, планируется управлением в октябре текущего года.

Гениальная идея осенила чиновников управления после посещения ими редакций газет «Кизильский вестник» и «Звезда» в Агаповском районе. Они провели там Советы АНО (автономных некоммерческих организаций), и вот какие выводы сделали.

- В обеих редакциях итоги деятельности за последние полтора года признаны удовлетворительными. Экономические модели изданий относительно устойчивы, нет долгов. Однако у этих газет имеется нереализованный потенциал. В частности, мы говорим о более широком использовании возможностей Интернет, развитии альтернативных форм розничных продаж и доставки периодики читателям, профессиональной работе на коммерческом рынке, освоении других, подобных медиапродуктов, формировании резерва и улучшении материально-технической базы. Сегодня ставка на развитие, ежедневные перемены к лучшему является приоритетной задачей для руководителей СМИ, заинтересованных в благополучном будущем возглавляемых ими изданий. Поэтому мы приняли решение о том, чтобы провести на базе управления защиту бизнес-планов и программ развития газет, существующих в форме автономных некоммерческих организаций, – отметил начальник главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Дмитрий Федечкин.

В редакциях новость восприняли без энтузиазма, в кулуарах перешептываются, что затея однозначно обречена на неуспех. Почему? Потому что успешный бизнес-план предполагает, как правило, создание популярного продукта, востребованного населением, определенной потребительской группой, которая возьмет себе за правило им пользоваться. То есть станет массово покупать.

А какой популярный продукт можно создать на основании описаний телодвижений начальства, чем из года в год, изо дня в день занимаются районные газеты? Как правило, начальство на встречах говорит банальные фразы и обещает, обещает… Вот это все с непременными фото важно надутых щечек начальства и вынуждены печатать АНО. А чиновники в управлении искренне считают, что раз они дают районным газетам бюджетные деньги на развитие, то АНО обязаны печатать подобные нелепости. А попробуй не напечатать, вылетишь с работы на следующий же день. Примеров - предостаточно.

Вот потому большинство районных газет по стилю не отличишь от подобных же советских изданий 80-х годов. Сев, уборка урожая, отел-опорос, непременные мантры начальства, отчеты с совещаний, едросовских праймериз, бодрые реляции на фоне сельской разрухи. Разумеется, население ЭТО не читает. Тем более не покупает. Принесут бесплатно? Ну ладно, посмотрим программу телепередач.

Затея управления печати еще и потому обречена, что само управление давно уже является советским анахронизмом. Мастодонтом, без пользы пожирающим бюджетные ассигнования на свое содержание, и не приносящим никакой пользы, кроме головной боли для тех же районок в плане развития самостоятельного творчества. Структура сохраняется искусственно, так как у областного начальства существует боязнь упустить контроль за нежелательной информацией.

Пора управлению печати Челябинской области разработать бизнес – план для себя любимого. Ну, раз оно тоже кушает из бюджета.

 

Пермский адвокат вызвал премьера Путина в Страсбург

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Оставшись удовлетворенным исходом своего спора с Владимиром Путиным и занятой аппаратом правительства РФ позицией, адвокат из Перми Алексей Колесниченко вынужден, тем не менее, пожаловаться в Европейский суд по правам человека на допущенные при рассмотрении этого гражданского дела процессуальные нарушения.

Алексей Колесниченко в 2010 году выступил в защиту адвокатского сообщества России, которому правоохранительные ведомства задолжали многие миллионы рублей за участие в уголовных делах по назначению государства. Жалоба на имя Владимира Путина поступила в правительство РФ еще 7 декабря 2010 года. Не дождавшись ответа в установленный законом 30-дневный срок, защитник оспорил бездействие премьера в Ленинском районном суде Перми.

К 15 апреля 2011 года, когда гражданское дело уже слушалось в суде, замдиректора административного департамента аппарата правительства РФ С. Малуша прислал устроившее адвоката сообщение: обращение направлено в генпрокуратуру, СК, МВД, Минобороны РФ и ФССП. Поэтому заявитель отказался от прежних требований, что было принято судьей Ольгой Бузмаковой. Одновременно районный суд взыскал лично с председателя правительства РФ госпошлину в размере 200 рублей и почтовые расходы на 44 рубля 45 копеек.

13 мая, то есть по истечении установленного законом 10-дневного срока, управление минюста РФ по Пермскому краю оспорило оба вынесенных определения. На заседании Пермского краевого суда 6 июня замначальника управления Наталья Михляева предъявила новую доверенность, выданную 27 мая министром Александром Коноваловым на представление интересов российского правительства. В прежней доверенности от 14 апреля, подписанной и.о. министра юстиции РФ Александром Федоровым, выявились неточности»: в документе значились «20011 год» вместо «2011 год» и несуществующая «Приморская обл.».

Выслушав стороны, кассационная инстанция решила взыскать судебные расходы в размере только госпошлины. Но платить будет не должностное лицо Путин, а управление федерального казначейства по Пермскому краю – то есть госбюджет. Тогда адвокат Колесниченко обратился в президиум краевого суда, указав: кассационная инстанция не рассмотрела частную жалобу на необоснованное, по его мнению, восстановление минюсту РФ пропущенного срока.

Судья Елена Елисеева 18 августа отказала в передаче надзорной жалобы на рассмотрение президиума и отметила, что по данному вопросу «принято отдельное определение». Адвокат снова ознакомился с материалами гражданского дела и не нашел такого документа. Ленинский районный суд Перми выдал ему 9 сентября заверенную копию справочного листа, где отсутствуют сведения об этом определении.

Решив, что в России нарушен доступ к правосудию, Колесниченко 11сентября направил жалобу Европейский суд по правам человека и попросил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей. Отечественные чиновники могут быть довольны - они сэкономили премьеру Путину аж 200 рублей.

 

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА

Президенту Фонда защиты гласности Симонову А.

Направляю в Ваш адрес текст обращения главного редактора телепрограммы «Наше время» (РЕН в Пензе) Васянина Сергея Викторовича, направленного Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Рассчитываем на Вашу поддержку и активное вмешательство в дело по отстаиванию независимого СМИ.

Директор по безопасности ЗАО РКТВ «Мастер» (сетевой партнер РЕН-ТВ в Пензе)

А.М. Петрушков

 

Президенту РФ Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В последнее время в Пензенской области происходят негативные процессы, связанные с нарушением прав и свобод журналистов. 28 июля 2011 г. после ряда неправомерных действий меня, как главного редактора и соучредителя телеканала «ТВ-Экспресс», заставили продать принадлежащие мне на праве собственности доли в указанном телеканале Общественной организации «Мотоциклетная федерация Пензенской области», «консультантом» которой по «корпоративным спорам» является первый заместитель председателя Правительства Пензенской области В.А. Сатин, а президентом – заместитель Главы администрации г. Пензы А.В. Макаров. После совершения указанных действий на меня оказывается давление с целью понудить к продаже принадлежащих мне акций в ЗАО «РКТВ «Мастер», вещающего на территории г. Пензы телеканал «РЕН-ТВ». В процесс переговоров по «отжатию» принадлежащих мне акций активно вмешиваются высокопоставленные сотрудники Правительства Пензенской области, которые убеждают меня, что в сложившейся ситуации возглавляемое мною СМИ – телеканал РЕН-Пенза, не сможет эффективно осуществлять свою деятельность. Я втянут в многочисленные судебные разбирательства, в которых отстаиваю свое право руководить независимыми от власти масс-медиа.

К настоящему письму прилагаю стенограмму и аудоизапись разговора, состоявшегося между мной, вице-президентом общественной организации «Мотоциклетная федерация Пензенской области» О.Н. Синенковым и первым заместителем председателя Правительства Пензенской области В.А. Сатиным. Содержание этого разговора говорит само за себя и подтверждает мои опасения относительно вмешательства областной власти в вышеуказанный процесс.

Документы по судебным спорам опубликованы на сайте www.tv58.ru.

Прошу вмешаться в столь тревожную ситуацию, поскольку я реально опасаюсь за свою жизнь и здоровье, судьбу независимых СМИ на территории Пензенской области.

С уважением,

главный редактор телепрограммы «Наше время» (РЕН в Пензе) С.В. Васянин

***

Уважаемые коллеги! Информируем о кибкратаке на журнал «Европейский омбудсман».

12 сентября 2011 года в результате DDoS-атаки на сайт журнала «Европейский омбудсман» (http://euro-ombudsman.org) со стороны неустановленных злоумышленников его деятельность парализована. В результате этого преступного деяния были лишены возможности доступа к информации не только читатели электронной версии журнала «Европейский омбудсман», но и размещенных на его площадке сайтов Уполномоченных по правам человека в Калининградской области и Республике Ингушетия, разработанных Агентством по развитию региональных социально-правовых коммуникаций «Диалог» (сайт которого, к слову сказать, тоже заблокирован) совместно с журналом «Европейский омбудсман» на безвозмездной основе, в рамках проекта по оказанию информационной поддержки Уполномоченных по правам человека в России и ее субъектах.

По официальной информации хостинг-провайдера сайта http://euro-ombudsman.org, такая массированная атака преследует цель уничтожить сайт. Вместе с тем усилия хостинг-провайдера уже дают определенные результаты: через сутки удалось восстанавливать работоспособность сайтов Уполномоченных по правам человека и Агентства «Диалог». По-прежнему недоступен пока сайт журнала «Европейский омбудсман».

Трудно сказать, кому не понравилась деятельность независимого журнала «Европейский омбудсман», равно как и в какой стране проживает злоумышленник, но от этого не легче, и такое действие можно квалифицировать как ограничение свободы слова.

Редакция журнала «Европейский омбудсман», зарегистрированного в 2008 году и функционирующего по законам Российской Федерации, определенно заявляет, что независимо от того, чем завершится этот инцидент, наш коллектив будет продолжать свою работу как независимое средство массовой информации и дискуссионная площадка для всех тех, кому дороги идеи прав человека, их уважение и соблюдение.

Мы предпримем все усилия для возобновления деятельности сайта журнала «Европейский омбудсман» и впредь будем освещать вопросы деятельности омбудсманов в разных странах, с целью информационной интеграции Уполномоченных по правам человека в России и других постсоветских стран в сообщество европейских омбудсманов для эффективного функционирования и защиты прав и свобод граждан своих стран.

Редакционный коллектив журнала «Европейский омбудсман» выражает признательность ПЦ «Мемориал» и другим правозащитным организациям за информационную поддержку. Мы благодарим также всех, кто поддерживает и одобряет нашу деятельность, и надеемся, что никому не удастся ограничить наше право на выражение своего мнения.

Редакция журнала «Европейский омбудсман»

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни