Дайджест
30 Мая 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 526

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Михалков становится скучным

В последнее время стало складываться впечатление, что попытки организовать какой-нибудь комитет или совет по наблюдению за нашей нравственностью вроде бы прекратились. Однако впечатление оказалось обманчивым – набившая оскомину тема всплыла вновь.

На этот раз о «совете по нравственности» вспомнили известные кинематографисты, писатели, музыканты, художники, театральные деятели – но не все, а лишь те, кто присутствовал 25 мая на конференции в рамках II Славянского форума искусств «Золотой Витязь». Они обратились к президенту России и председателю правительства с письмом, в котором сообщают о необходимости «приступить к созданию Общественного наблюдательного совета, осуществляющего контроль за соблюдением средствами массовой информации исторически сложившихся норм нравственности». Как можно понять из заявления, этот совет нужен для того, «чтобы процесс духовного и культурного развития нашего народа не был прерван».

Письмо подписали кинематографист Н. Михалков, председатель организации «Российское Дворянское собрание» князь Г. Гагарин, первый вице-предводитель этого собрания А. Королев-Перелешин, актеры Е. Стеблов, А. Ливанов, В. Ливанов, Ю. Соломин, Н. Бурляев (между прочим, «Член Патриаршего Совета по культуре» - непонятно только, почему в документе слово «Член» - с заглавной буквы, а слово «культура» - со строчной), писатель В. Ганичев (тоже «Член Патриаршего Совета по культуре»), и ряд других деятелей.

Они перечислили беды, которые несут «бесконтрольные» СМИ: «истребление отечественного исторического, духовного и культурного наследия»; «надругательство над нравственными устоями российского общества»; «искусственное навязывание чуждых российскому обществу ценностей». Кроме того, упомянуты рост преступности, алкоголизации, наркомании, суицидов, коррупции и педофилии. Авторы документа предлагают мероприятия, которые, по их мнению, вписываются в систему духовного и патриотического воспитания граждан России. В частности, они советуют ввести общероссийскую программу освещения на ВГТРК «основных духовно-просветительских мероприятий», в число которых вошли Рождество, Пасха, День крещения Руси, День России, День народного единства, День Победы, День памяти и скорби, День защитника Отечества, День славянской письменности и культуры, и, наконец, День семьи, любви и верности.

Авторы документа предупредили, что они не имеют в виду введение цензуры, им хватит одной только возможности «общественного порицания». Хотя до сих пор никто не мешает тому же Михалкову продолжать всячески порицать в СМИ тех, кто критикует его последний фильм, или потешается по поводу проекта «Бесогон ТВ», или пишет про пресловутую «мигалку» (которую ему все-таки пришлось сдать). Видимо, мэтр просто устал бороться в одиночку, и полагает, что с помощью очередного совета «контролировать нравственность» будет сподручней.

Однако представители масс-медиа подписантам не поверили. Все почему-то вспомнили именно о цензуре! А глава комиссии Общественной палаты по СМИ и свободе слова Павел Гусев назвал идею создания наблюдательного совета по контролю за прессой провокацией. И даже в Кремле инициативу Михалкова и компании осудили. «Идея введения цензуры, а это не что иное, как фактически цензура, противоречит Конституции и не соответствует пути, по которому развивается наша страна», - заявили в администрации президента корреспонденту РИА «Новости».

Впрочем, как восприняли обращение «блюстителей нравственности» в российском «белом доме» - пока неизвестно…

А тем временем блоггеры начали сбор подписей под ответным обращением против цензуры. Оно начинается так: «Уважаемые деятели культуры! Идите в ж…!».

 

РОССИЯ

Ростов-на-Дону. Суд повторно отказался изменить меру пресечения заместителю редактора газеты «Южный Федеральный» Маргарите Ефремовой

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Ростовский областной суд отменил решение Октябрьского районного суда о заключении под стражу заместителя главного редактора газеты «Южный Федеральный» Маргариты Ефремовой, обвиненной в вымогательстве, и снова направил дело в тот же суд.

На новом слушании другой состав районного суда еще раз отказал в удовлетворении ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Суд также отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении Ефремовой до суда под залог.

Напомним, против журналистки было возбуждено уголовное дело по части 2 п. «г» статьи 163 УК РФ («Вымогательство, совершенное в крупном размере») сразу после задержания ее при передаче ей заместителем главы Морозовского района Ростовской области 300 тысяч рублей (см. Дайджест 521).

Как сказал корреспонденту ФЗГ главный редактор газеты Максим Федоренко, это была провокация коммерческого подкупа Ефремовой, которая исполняла обязанности коммерческого директора редакции «Южного Федерального».

«Мы постоянно публиковали острые статьи о коррупции и злоупотреблениях власти, в том числе высокопоставленными чиновниками и сотрудниками органов внутренних дел. О зверском массовом убийстве в Кущевской наша газета сообщила первой и привлекла внимание к этому страшному преступлению всех СМИ. Так что на самом деле цель этой милицейской операции - дискредитация и уничтожение независимого издания. Во время обыска в редакции были изъяты материалы антикоррупционных расследований других журналистов и три компьютера», - заявил Максим Федоренко корреспонденту ФЗГ.

 

Республика Карелия. Не согласны, но не возражаем

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Глава администрации Олонецкого района О. Терво своим решением уволила с должности главного редактора районной газеты «Олония» Светлану Гусеву. При этом руководитель не стала утруждать себя объяснениями, чем вызвано такое решение, лишь сославшись на норму устава газеты, где такое право прописано. Сама редактор С. Гусева, занимавшая эту должность с 1987 года и не имевшая за всё это время ни одного взыскания, понимает, что дело тут вовсе не в её профессионализме, а в конфликте, который в последние полгода стал очевидным. Новая глава администрации О. Терво, игнорируя тот факт, что редакция самостоятельна в своей творческой деятельности, стала выражать неудовольствие теми или иными газетными публикациями, всякий раз требуя письменных объяснений от главного редактора. Причем во всех случаях редактор доказывала, что действовала в рамках российского законодательства. Завершилось всё приказом об увольнении С. Гусевой.

Поскольку у газеты «Олония» кроме районной администрации учредителями являются еще Совет Олонецкого муниципального района и АУ РК «Информационное агентство «Республика Карелия» (представляет правительство Карелии), то встал вопрос об отношении двух других учредителей к решению главы районной администрации.

Генеральный директор информационного агентства не возражал против увольнения. Депутаты кадровый вопрос вынесли на сессию райсовета, которая прошла 23 мая. Решение депутатского корпуса по своему удивительно, так как, не возражая против увольнения главного редактора, депутаты следующим пунктом выразили несогласие с этим решением. Это можно расценить как их нежелание погружаться в конфликт. В ходе сессии у С. Гусевой спросили: обратилась ли она за защитой в суд, опротестовывая действия главы администрации? Гусева этого еще не успела сделать, но собирается. Скорее всего, в суде, если таковой начнется, будет фигурировать документ, в котором депутаты «выражают несогласие».

Союз журналистов Карелии следит за ситуацией. Накануне сессии в адрес депутатов райсовета было направлено письмо, в котором обращалось внимание на то, что Светлана Гусева выполняла обязанности не только руководителя муниципального учреждения «Редакция газеты «Олония», но являлась одновременно и главным редактором газеты, а, следовательно, при решении кадрового вопроса должны учитываться требования, закрепленные в федеральном законе «О СМИ».

Газета «Олония» - одна из самых тиражных районных изданий в Карелии, тираж составляет 4500 экземпляров. К этому остается добавить, что редакция никогда не нарушала учредительного договора, а вот районная администрации в последнее время этим отличается. В текущем году из районной казны на исполнение государственного задания не поступило ни рубля на счет редакции, хотя все документы местной власти исправно публикуются.

 

Московская область. Суд обязал «единороссов» соблюдать закон

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Серпухове завершился суд по иску газеты «Ока-инфо» к местному отделению партии «Единая Россия». Процесс был инициирован журналистами после того, как секретарь политсовет Вадим Моторин отказал изданию в предоставлении информации. Впрочем, партиец был настолько уверен в безнаказанности, что сам предложил редакции обратиться в суд.

Газета просила В. Моторина сообщить, какие меры ответственности, определённые уставом «Единой России», были приняты к депутату городского Совета, члену «ЕР» Владимиру Кирницкому, которого часто обвиняют в нарушениях, связанных с деятельностью его строительной фирмы «Союз». Как пишет газета «Ока-инфо», «последний скандал был связан с тем, что Кирницкий практически уничтожил фрагменты Солодовенного завода - памятника архитектуры федерального значения, расположенного в Серпухове».

Однако в ответ на редакционный запрос В. Моторин прислал бумагу, которую в редакции назвали отпиской: «предоставленная информация по члену партии Кирницкому Р.В. будет рассмотрена на ближайшем заседании политсовета. Ранее рассмотреть письмо не имели возможности в связи с тем, что подготовка и проведение отчётно-выборной конференции проходила в сложных политических условиях». А в разговоре с автором запроса В. Моторин прямо заявил, что отвечать в установленный законом семидневный срок по существу вопроса он не намерен.

Редакции пришлось обратиться в суд, который указал, что ответ Моторина газете «Ока-инфо» не содержит ответа на заданный вопрос. Бездействие Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия» в предоставлении информации газете было признано незаконным. Суд обязал ответчика предоставить редакции информацию о мерах дисциплинарной ответственности, примененных к депутату-единороссу В. Кирницкому. Кроме того, суд обязал городскую ячейку «ЕР» оплатить все судебные расходы редакции.

 

Самара. «Защитники» авторских прав требуют плату за «Шумел камыш»

Виктор Садовский,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Российское авторское общество (Приволжский филиал) - преемник Агентства по авторским правам - в своих «изысканиях» по защите авторских прав правообладателей интеллектуальной собственности, похоже, заблудилось среди трёх сосен. Оно потребовало от Самарской областной организации Союза журналистов заключить с ним договор «О предоставлении права использования обнародованных произведений». Такое требование у него возникло в связи с тем, что РАО стало известно о проведении журналистским сообществом мероприятий с использованием музыкальных произведений в рамках ежегодного праздника «День города», который по традиции открывает майский фестиваль «Пресса-2011».

Самарские журналисты уже давно привыкли к тому, что каждую последнюю субботу мая в городском парке культуры и отдыха имени Горького правление их организации проводит этот фестиваль. На нём подводятся итоги конкурсов по многим номинациям, чествуются редакции СМИ, добившиеся за прошедший год лучших результатов, отмечаются заслуги как старой журналистской гвардии, так и начинающих эту карьеру. И, естественно, на фестивале звучит музыка, играют оркестры, люди поют, звучат и такие музыкальные произведения, как «Шумел камыш, деревья гнулись».

Однако в РАО сочли, что если уж и можно в парке петь, то только при наличии договора с РАО, которое непременно пожелает получить за каждую «Катюшу» или «Раскинулось море широко» соответствующую мзду. Для создания гонорарного фонда авторам исполненных произведений.

И вот правление Самарской областной организации Союза журналистов России ломает голову: проигнорируешь требования РАО, гляди, и получишь проблемы - РАО грозит не только гражданско-правовой ответственностью согласно статье 1301 ГК РФ, но и административной (по статье 7.12 КоАп РФ), а также уголовной - по статье 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»). Так что фестиваль «Пресса-2011» придётся проводить без песен и плясок.

 

Приморский край. Мэр Лесозаводска оценил честь и достоинство в 100 000 рублей

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Местные власти обычно очень болезненно переносят любое критическое слово в свой адрес со стороны СМИ. Алексей Стельмах, недавно назначенный мэр города Лесозаводска, не исключение. Перед новым 2011 годом - через три с половиной месяца после назначения - он сумел провести грабительскую акцию против жителей города, в полтора раза повысив плату за теплоснабжение, сославшись на долги и угрожая отключением от тепла. Лесозаводск оказался единственным городом в Приморье, в котором новая власть проделала такую авантюру. Возможности у власти рассчитаться за свои долги была, но она решила это сделать за счёт горожан. Соответствующие постановления со специальными подтверждающими расчетами напечатала, естественно, газета местной администрации.

А собственный корреспондент краевой газеты «Утро России» Петр Рубан с документами, квитанциями и счетами доказал в своих статьях нарушение законов и наличие сговора. Чем, естественно, вывел из себя господина мэра.

Господин мэр Алексей Стельмах подал иск о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. «Действиями ответчика нанесён вред принадлежащему мне нематериальному благу – моей чести, достоинству, деловой репутации, что причинило мне нравственные страдания, заключающиеся в претерпевании мной обиды, стыда и унижения. Подорван мой авторитет как должностного лица, главы администрации Лесозаводского городского округа, исполняющего общественный долг. Нанесён серьёзный ущерб моей деловой репутации как гражданина и общественного деятеля», - пишет истец.

Пришлось редактору «Утра России» разъяснять молодому мэру смысл понятий честь, достоинство, деловая репутация, нравственные страдания. Судья Фрунзенского районного суда И. Дышловой согласился с редактором, и отказал истцу в полном объёме.

 

Республика Ингушетия. Визит делегации Совета Европы

Ваха Чапанов,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Республику Ингушетия 18 мая посетила делегация Совета Европы во главе с Комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом.

После переговоров с главой республики г-н Хаммарберг провел встречу с членами Общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия и общественными организациями, в которой участвовали представителями Правозащитного центра «Мемориал», информационного агентства «Максимум», РОО «Веста», РОД «Грозинг», АНО «Цивилизация», РОО «Молодежная Лига Ингушетии» и ряда других организаций.

Во вступительном слове г-н Хаммарберг рассказал о миссии Комиссара по правам человека Совета Европы и его комиссариата, о целях настоящей поездки, а также о том, что по итогам данного визита будет подготовлен подробный доклад с рекомендациями по соблюдению прав человека в РФ, который затем будет представлен в Совет Европы.

В ходе работы Общественного совета участники встречи имели возможность задать вопросы. В частности, собравшихся волновали вопросы, связанные с правами вынужденных переселенцев, постконфликтной ситуацией в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания, применением незаконных методов дознания и предварительного следствия.

 

ГРУЗИЯ

Полиция избила репортеров

Специальный корреспондент РИА Новости Андрей Малышкин, освещавший акции протеста оппозиционной грузинской партии «Народное собрание», был задержан полицией в центре Тбилиси и избит.

В ночь на 26 мая на проспекте Руставели, где проходил митинг, журналист был схвачен грузинскими полицейскими, сбит на землю и избит резиновой дубинкой и ногами, несмотря на то, что он предъявил полицейским свое удостоверение и неоднократно говорил, что находится в Тбилиси по заданию редакции. Затем корреспондента РИА Новости затолкали в служебную машину и отвезли в полицейский участок на окраину грузинской столицы, где он провел в наручниках более пяти часов. На свободу его отпустили около шести часов утра.

Избиению в центре грузинской столицы подверглись и другие репортеры, в том числе фотокорреспондент газеты «Коммерсант» Дмитрий Лебедев, журналист канала Russia Today (RT) Диего Марин, а также нескольких грузинских журналистов.

«РИА Новости считает недопустимым подобные действия правоохранительных органов Грузии в отношении журналистов, выполняющих свой профессиональный долг», - сказал первый заместитель главного редактора агентства Максим Филимонов. Он выразил надежду, что международные организации, занимающиеся защитой журналистов, не оставят без внимания этот случай грубого попрания прав наших коллег.

РИА Новости, 26 мая

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

 

АНОНС

«Есть чтоб выпить повод…»

В следующий понедельник, 6 июня, Фонду защиты гласности исполняется 20 лет, о чем сообщаем всем нашим друзьям и подписчикам.

Данное событие будет отмечаться в Центральном Доме журналиста в Москве. Сначала утром в Мраморном зале начнется конференция «Фонд защиты гласности и его место в становлении свободы слова в России».

А вечером в Большом зале - концерт с участием друзей Фонда, юбилейный капустник, поздравления.

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

От суда и тюрьмы – не зарекайся

Юрий Чернышов,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Длительное затишье на саратовском медиа-пространстве, кажется, закончилось. Сразу два судебных дела сегодня вызывают интерес общества, и оба связанны с «общественным мнением». Одно дело связано - с общественно-политическим ежемесячным журналом «Общественное мнение», второе – с сайтом этого журнала.

Первое дело рассматривается в Арбитражном суде Саратовской области по иску журнала «Общественное мнение» к региональному Минпечати. Издание требует признать недействительными итоги конкурса по распределению бюджетных субсидий между СМИ, освещающих деятельность правительства области. Последнее заседание суда состоялось 17 мая. Претензии истца состоят в том, что конкурс должен был проводиться на основании регламента. Но действие прежнего регламента о проведении таких конкурсов закончилось в прошлом году, а конкурс состоялся 31 января 2011 года. Он был организован лишь на основании положения – по сути обычного указания, которое издало министерство печати и информации.

Как сообщает сайт журнала, на последнем заседании арбитража представители министерства заявили, что еще в августе прошлого года был издан приказ о продлении действия старого регламента, принятого в 2007 году, до 2013 года. Однако такой приказ может вступить в силу лишь после официальной публикации в ряде областных СМИ, например в «Саратовской областной газете». В действительности никакой публикации не было.

Министерство же полагает, что равносильным публикации в СМИ является то, что приказ о продлении регламента (в старой редакции, ограничивающей его действие прошлым годом) «висит» на сайте правительства области. Ответчики из министерства пояснили, что публиковать документ в других источниках они не посчитали нужным, так как сайт правительства и так «самый читаемый». Однако о ссылке на то, что сайт правительства области зарегистрирован в качестве СМИ, сайт «Общественного мнения» не сообщает. При этом нет никаких доказательств того, что данный приказ не был вывешен на сайт непосредственно перед последним заседанием суда. На следующем заседании суду, возможно, придётся погрузиться в такие тонкости, как определение того, что является средством массовой информации и является ли таковым сайт правительства области.

Второе дело вызвано заявлением председателя регионального отделения «Русского общественного движения» Алексея Разумова в УВД по городу Саратову с просьбой возбудить уголовное дело в отношении главного редактора журнала «Общественное мнение» Алексея Колобродова. Поводом послужила публикация на сайте «Общественного мнения» 19 апреля 2011 года о серии пикетов, посвященных реформам российской армии. По мнению Разумова, названного журналом «националистом», публикация содержит клевету. Разумову не понравилось, что ему приписали идею о создании на территории России националистических «дружин» с целью контроля за незаконной миграцией. «Средство массовой информации «Общественное мнение», - пишет заявитель, - без всяких на то оснований создаёт у читателя впечатление, что инициаторы пикета считают необходимым ввести некие народные ополчения нацистского (национал-социалистического) толка, которые (по смыслу статьи) будут вести вооружённую борьбу с нелегальными иммигрантами» - говорится в заявлении.

«Причисление меня и других инициаторов митинга к нацистам (по сути, нам приписывают суждения о необходимости введения народных ополчений нацисткой направленности для вооружённой борьбы с мигрантами), неизбежно порочит нашу честь, достоинство и деловую репутацию в российском обществе. Я и другие инициаторы пикета нигде не заявляли о своей приверженности к нацистской идеологии, следовательно, причисление нас к нацистам ничем не обоснованно и является ложью. Таким образом, налицо факт клеветы – распространение заведомо ложных и порочащих честь и достоинство сведений в отношении устроителей митинга и подрывающих нашу деловую репутацию. На основании изложенного, прошу привлечь к уголовной ответственности за клевету (в отношении Разумова Алексея Алексеевича, Чукова Дениса Владимировича и Шугановой Елены Анатольевны) главного редактора журнала «Общественное мнение» Колобродова Алексея Юрьевича и автора новостного сообщения», - пишет в заявлении господин Разумов.

Между тем, публикацию, на которую указывает Разумов, на момент подготовки данного сообщения на сайте «Общественное мнение» обнаружить не удалось.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2011 год

Продолжается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Срок подачи материалов истекает 1 ноября 2011 года.

Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2010 года по 15 октября 2011 года в российских печатных и Интернет-изданиях. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов, граждане РФ.

Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках или по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru). Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119992, Москва, ГСП – 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 432, Фонд защиты гласности с пометкой «Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Дополнительная информация о премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

Телефон для справок (495) 637 49 47

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ),

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни