Дайджест
10 Мая 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 523

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Приговор

В Московском городском суде вынесен приговор по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

В четверг 5 мая в суде обсуждались последствия вердикта присяжных, признавших подсудимого Никиту Тихонова виновным в двойном убийстве, а Евгению Хасис - в соучастии в убийстве Маркелова.

Гособвинение попросило назначить пожизненный срок заключения Н. Тихонову и 20 лет колонии строго режима для Е. Хасис. Прокурор Борис Локтионов заявил, что подсудимые совершили преступления, имеющие особую социальную опасность, и обратил внимание на необходимость учесть мнение коллегии присяжных, которая сочла подсудимых не заслуживающими снисхождения. Представители потерпевших согласились с прокурором.

Кроме того, родители А. Бабуровой попросили взыскать с Тихонова компенсацию морального вреда в размере 5 миллионов рублей, а также 40 тысяч рублей в виде компенсации расходов на участие в судебном процессе. Защита обвиняемых возражала. «Документов, подтверждающих глубину и тяжесть моральных страданий родителей Бабуровой, не представлено», - сказал адвокат Александр Васильев. А Тихонов заявил, что убийства не совершал и, кроме того, у него не будет возможности выплатить компенсацию в связи с длительным лишением свободы и отсутствием какой-либо собственности. Однако суд согласился признать Бабуровых гражданскими истцами и оставил рассмотрение иска до вынесения приговора.

Представители защиты Тихонова и Хасис попросили не принимать обвинительный вердикт, так как в ходе процесса были случаи нарушения законодательства. Своих клиентов адвокаты считают невиновными. Они предложили направить дело на новое рассмотрение, которое позволит получить вердикт, не вызывающий сомнений.

Когда очередь дошла до обвиняемых, они отказались от последнего слова. «Нам нечего сказать этому суду», - заявил Тихонов.

На следующий день судья Александр Замашнюк огласил приговор. Н. Тихонову, признанному виновным в убийстве адвоката и журналистки, суд назначил наказание в виде пожизненного заключения. Е. Хасис за соучастие в убийстве Маркелова получила 18 лет колонии общего режима. Гражданский иск родителей А. Бабуровой также удовлетворен, с Тихонова будут взысканы 40 тысяч рублей за судебные издержки и 2 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда.

Представитель потерпевших Роман Карпинский выразил удовлетворение вынесенным приговором. Он считает, что защита подсудимых игнорировала нормы закона и стремилась политизировать процесс, направляя свои усилия «на скандалы и нагнетание истерии вокруг дела».

По мнению Сергея Соколова, шеф-редактора «Новой газеты» (в которой работала А. Бабурова) приговор справедлив и законен. Он заявил: «Изучая материалы уголовного дела, я пришел к выводу о том, что эти люди могли совершить еще очень много страшного, тяжелого и принести много горя другим людям».

Член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов также назвал вердикт заслуженным и справедливым. Он подчеркнул, что правозащитники внимательно следили за всем процессом, очень критически оценивали все доказательства, представлявшиеся там, и пришли к выводу, что на скамье подсудимых были именно те, которые должны понести наказание за это убийство. «Вердикт присяжных – «виновны и не заслуживают снисхождения» - основан на неоспоримых, как нам кажется, доказательствах, которые им были предъявлены. Притом, что много других доказательств осталось за рамками процесса», - отметил А. Черкасов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Тем временем представители защиты уже обжаловали приговор, сообщило Радио Свобода.

 

РОССИЯ

Республика Дагестан. В Хасавюртовском районе убит журналист

Магомед Магомедов,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В ночь с 8 на 9 мая в селе Кокрек Хасавюртовского района Дагестана был убит редактор аварской версии исламской газеты «Ас-Салам»* Яхъя Магомедов.

Журналист находился в гостях у своего двоюродного брата - сотрудника милиции, и когда вышел во двор его дома, то неизвестные открыли по нему огонь. От полученных ранений Магомедов скончался на месте. Старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по РД Алхас Амирханов 9 мая сообщил о возбуждении уголовного дела по статье 105 УК РФ («Убийство») и статье 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия и боеприпасов»). Он же обнародовал одну из версий убийства журналиста: вероятно, преступники перепутали Магомедова с его родственником – сотрудником милиции, которому ранее неоднократно угрожали расправой.

Ведется розыск лиц, совершивших это преступление.

* Газета «Ас-Салам» издается под патронажем Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) на основных языках народов республики. Газета проводит политику ДУМД на утверждение в республике ислама суфийского толка.

 

Республика Коми. Техническое задание с признаками цензуры

Тамара Макарова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В администрации Сосногорска цензуры не стесняются. Так, в ряде документов, в частности, в техническом задании на оказание услуг по изготовлению информационных программ и информационному обслуживанию администрации МР «Сосногорск», содержится требование предварительного согласования материалов перед выходом в эфир.

В качестве примера можно привести выдержку из технического задания на оказание услуг по изготовлению информационных программ и информационному обслуживанию администрации МР «Сосногорск» на телевидении: «Контроль за качеством выполнения и ходом подготовки материалов осуществляется Заказчиком… Основные требования к материалам, установленные Заказчиком, должны соблюдаться Исполнителем. Итоговые материалы перед выходом в эфир должны согласоваться с Заказчиком».

Любопытно, знают ли в Сосногорской администрации про то, что в статье 29 Конституции РФ говорится: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»?

 

Архангельск. Журналисты протестуют

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Архангельске разразился журналистский скандал: телевизионщики Архангельского филиала ВГТРК «Поморье» считают, что их деятельность подвергается цензуре со стороны руководства компании и нарушаются права журналистов.

Около 20 сотрудников филиала ГТРК «Поморье» направили обращение в адрес генерального директора ВГТРК Олега Добродеева, в котором просят обратить внимание руководства на то, что журналисты стали получать прямые указания, с какой стороны освещать ту или иную тему, а в эфир не пропускают информацию, которая может негативно повлиять на имидж руководства региона. Также для некоторых сюжетов выдаются готовые тексты, которые, по мнению телевизионщиков, могли готовить в пресс-службе областного правительства.

По сообщению корреспондентов сайта «Двинская земля», в региональном отделении Союза журналистов России считают, что любые попытки установления норм и руководящих принципов профессии должны исходить от самих журналистов и формироваться с учетом мирового и отечественного опыта, совершенствуясь по мере развития цивилизованных, справедливых и честных отношений в сфере массовой информации. Факты давления на журналистов, ограничение свободы СМИ не являются внутренним делом редакции, так как законодательно запрещены и могут расцениваться как преступление.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О СМИ», требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно вводить запрет на распространение сообщений – не допускается. Такие действия трактуются законодательством как цензура. Кроме того, запрещается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

 

Ростовская область. Редактор признан виновным

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Ростовский областной суд отклонил кассационную жалобу редактора газеты «Приазовский край» Василия Кучкова, опубликовавшего статью, признанную экстремисткой.

В июне 2009 года прокуратурой Кировского района Ростова-на-Дону в Пролетарский районный суд был направлен иск к Василию Кучкову и ООО «Издательский дом «Приазовский край» о признании статьи «Свой среди чужих, чужой среди своих» экстремистским материалом. В этой статье редактор «Приазовского края» в хлестких выражениях обвинил атамана Всевеликого Войска Донского, в то время заместителя губернатора области, а ныне депутата Госдумы Виктора Водолацкого в том, что он предоставил еврейской общине базу отдыха на берегу Азовского моря для организации детского оздоровительного лагеря.

Кроме этого, делая далекий экскурс в историю, Кучков «разоблачил» мировой «жидомасонский заговор» – со времен Екатерины II и вплоть до наших дней.

В декабре 2010 года суд удовлетворил исковые требования прокурора, признав, что статья содержит унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении хасидов, представителей еврейской национальности и лиц иудейского вероисповедания. Главный редактор газеты «Приазовский край» Василий Кучков был признан виновным по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства лицом с использованием своего служебного положения»). В своей обвинительной речи прокурор потребовал для подсудимого три года колонии-поселения. Но судья принял более гуманное решение. Кучкову в течение трёх лет было запрещено заниматься издательской деятельностью.

Не согласившись с решением суда, Кучков обжаловал его в кассационном порядке. Однако Ростовским областным судом его кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.

 

Воронежская область. Суд встал на сторону журналистов

Роман Жолудь,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Арбитражном суде Воронежской области завершился судебный процесс, инициированный местными коммунальщиками к СМИ.

В суде рассматривался иск о защите деловой репутации, который подало некоммерческое партнерство «Воронежская коммунальная палата» к МУП «Кабельное телевидение» (Нововоронеж). Поводом к иску стала трансляция по телеканалу интервью с главой Нововоронежа Сергеем Мозговым, в котором последний критически отзывался о деятельности «Воронежской коммунальной палаты» в городе. Администрация Нововоронежа выступала соответчиком в судебном процессе. Отметим, что коммунальщики требовали только опровергнуть сведения, которые они посчитали недостоверными и затрагивающими их деловую репутацию, требования возместить вред в иске отсутствовали.

Суд полностью отказал «Воронежской коммунальной палате» в иске. МУП «Кабельное телевидение» было освобождено от ответственности согласно п. 4 ст. 57 закона РФ «О СМИ», так как транслировало официальное выступление главы города. А сами сведения, которые представители истца считали недостоверными и порочащими, были признаны либо оценочными и допустимыми, либо не имеющими прямого отношения к «ВКП».

Интересы редакции МУП «Кабельное телевидение» в процессе представляла юрист Центра защиты прав СМИ Анастасия Вострикова.

 

Свердловская область. Избирательная «нелюбовь»

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В Свердловскую облдуму внесен законопроект, который предполагает разрушить монополию партии «Единая Россия» в информационном политическом пространстве региона.

Равноправие парламентских партий при освещении их деятельности государственным «Областным телевидением» гарантирует региональное законодательство. Кроме того, среднеуральские власти регулярно проводят конкурс по «политпросвещению», в этом году его выиграло «Радио Си». В то же время никакой ответственности за неисполнение закона не предусмотрено.

Отсутствие наказания извратило благую идею, превратив областной закон в декоративную ширму, - отметил в комментарии информагентству «Уралинформбюро» депутат Георгий Перский. - Как единороссы пиарились в прайм-тайм, так и продолжают, а представителей оппозиции вы можете застать в эфире в 4 утра. В начале 2011 года облизбирком направил политическим «медиарупорам» три письма, в котором заявил о допущенном ими нарушении равноправия.

Автор инициативы предложил накладывать на руководителей СМИ, потворствующих информационным амбициям единороссов, штраф в 5-10 тысяч рублей, а с юрлиц взыскивать по 10-30 тысяч рублей. Если же СМИ отказывается компенсировать партии недостающее эфирное время в следующем месяце, то его руководителям придется попрощаться с 15-20 тысячами рублей, а редакциям - с 50-100 тысячами.

Любопытно, что ранее этот же депутат-коммунист настоял на принятии закона, обязывающего «Областную газету» раз в год публиковать отчет о деятельности каждого депутата регионального парламента, причем - без внесения в него правок. До появления этого документа на страницы издания не могли пробиться не только оппозиционеры, но и некоторые рядовые депутаты «Единой России».

 

Республика Дагестан. Требование о возбуждении уголовного дела

Продолжение темы. См. Дайджест ФЗГ № 522

Магомед Магомедов,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

По факту избиения 2 мая сотрудника дагестанского еженедельника «Черновик» Магомеда Ханмагомедова в ГОВД Дербента до сих пор не принято никаких мер.

 

Напомним, что 2 мая в Дербенте при исполнении служебных обязанностей был избит специальный корреспондент газеты «Черновик» Магомед Ханмагомедов. Однако его обращение в тот же день в Дербентское ГОВД не дало результата: майор полиции Малик Садыков, вместо задержания правонарушителей, провел с ними небольшую беседу, в ходе которой правонарушители обещали полицейскому, что «переломают журналисту ноги». В ГОВД Ханмагомедову обещали, что его заявление будет рассмотрено, а посягавшие на него лица «придут завтра и с них будут взяты объяснения».

6 мая юрист ОАО «Свобода слова» (структуры, корой принадлежит газета «Черновик») Биякай Магомедов потребовал от руководства Дербентского ГОВД возбуждения уголовного дела по факту избиения журналиста, а также, со страниц еженедельника, в статье «Трусы в погонах», он высказал мнение редакции по поводу произошедшего: «Безусловно, мы найдём этих подонков (правонарушителей) и заставим их понести наказание. Но накажем и трусов-милиционеров, которые, вместо того, чтобы поймать и посадить преступников, проводили с ними милые беседы, уговаривая прийти в горотдел. Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела в отношении ментов (язык не поворачивается именовать их полицейскими) по факту их преступного бездействия! Трус должен уйти из полиции, а преступник сидеть – в тюрьме. И если хоть один высокопоставленный сотрудник силовых структур будет препятствовать нам и крышевать преступников, то будем добиваться возбуждения уголовных дел и отстранения трусов в погонах от должностей!». Там же он потребовал в течение суток со дня публичного обращения к сотрудникам Дербентского ГОВД возбудить уголовное дело.

Однако, по состоянию на 10 мая ни уголовного дела, ни дела об административном правонарушении возбуждено не было. «Мы уже подготовили заявление на имя руководителя УСБ МВД РД Магомеда Хизриева о преступном бездействии и. о. начальника Дербентского ОВД Абдулахада Магомедова и будет требовать привлечения его к ответственности», – заявляет Биякай Магомедов.

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в апреле 2011 года

Нападения на журналистов – 13 (Наталья Сейбиль, бывший шеф-редактор передачи «Пусть говорят», Московская область; Сергей Красильников, журналист издания «Ульяновск Онлайн», Ульяновск; Илья Тян, оператор «Альфа-канала», Благовещенск; съемочная группа телекомпании «Сургутинтерновости», Тюменская область; съемочная группа телепрограммы «Экипаж. Хроника происшествий», Нижний Новгород; съемочная группа телеканала «Тивиком», Улан-Удэ; Надежда Попова, журналист газеты «Аргументы неделi», Москва, - в 2009 году; Юрий Угрюмов, журналист телеканала НТВ, Ставропольский край; Елена Михалькова, Евгений Сидельников, главный редактор и оператор телекомпании «МТВ - Абаза», Республика Хакасия; Семен Колобаев, журналист газеты «МосОблЭко», Московская область; Олег Бочаров, редактор журнала «Maxim», Москва; Григорий Голосов, редактор журнала «Российское электоральное обозрение», Санкт-Петербург; Дмитрий Андрющенко, корреспондент радиостанции «Коммерсант ФМ», Москва).

Попытки цензуры – 4 (СМИ Свердловской области; сайт журнала «Бизнес клуб», Пенза; СМИ Самарской области; сайт «Вести Карелии», Республика Карелия).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 5 (Виталий Обухов, журналист газеты «Беловский вестник», Кемеровская область; Маргарита Ефремова, заместитель главного редактора газеты «Южный Федеральный», Ростов-на-Дону; Олег Гусев, Роман Перин, главный редактор и заместитель главного редактора газет «Потаенное» и «За русское дело», Санкт-Петербург; Сергей Курт-Аджиев, бывший главный редактор «Новой газеты в Самаре», Самара; Олег Теплищев, корреспондент газеты «Житель», Астрахань).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Семен Вахштайн, редактор радио «Эхо Пензы», Пенза; Людмила Видмер, редактор газеты «Заря», Алтайский край).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 7 (Наталья Фонина, журналист газеты «Ударный фронт», Приморский край; съемочная группа телепрограммы «Вести Оренбуржья», Оренбург; Александр Дроздов, фотограф агентства Trend, Санкт-Петербург; Эльхан Мирзоев, независимый журналист, Москва; Маргарита Ефремова, заместитель главного редактора газеты «Южный Федеральный», Ростов-на-Дону; Сергей Слыханов, внештатный сотрудник издания «Ульяновск Online», Ульяновск; Николай Хриенко, журналист киевской газеты «День» - в Брянской области).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 23 на сумму 11 800 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 30

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 12 (Наталья Фонина, журналист газеты «Ударный фронт», Приморский край; сотрудники журнала «Бизнес клуб», Пенза; Илья Тян, оператор «Альфа-канала», Благовещенск; съемочная группа телекомпании «Сургутинтерновости», Тюменская область; Надежда Попова, журналист газеты «Аргументы неделi», Москва, 2 раза; Елена Михалькова, главный редактор телекомпании «МТВ - Абаза», Республика Хакасия; Семен Колобаев, журналист газеты «МосОблЭко», Московская область; Елена Зубова, редактор сайта «Ясенево-2», Москва; Дмитрий Терновский, Илья Варламов, независимые журналисты, Москва; Денис Шулепов, фотокорреспондент газеты «Красное знамя Севера», Республика Коми – 2 раза).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 4 (газета «Правда Поморья», Архангельск - 3 раза; газета «Веськыд серни» («Прямой разговор»), Республика Коми).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 3 (проводное радио, Московская область; радио «Эхо Москвы», телеканал РЕН-ТВ, оба – в Ингушетии).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Континент-Сибирь», в Барнауле).

Препятствование выходу СМИ – 1 (газета «Уполномочен заявить», Ростов-на-Дону)

Препятствование деятельности интернет-изданий – 11 (LiveJournal, 3 раза; сайт футбольного клуба «Зенит», Санкт-Петербург: сайт «Новой газеты»; сайт движения «Наши», 2 раза; сайт организации «Сталь», 2 раза; сайт движение «Местные»; сайт «Ингушетияру.Орг»).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 9 (диктофон Сергея Красильникова, журналиста издания «Ульяновск Онлайн», Ульяновск; диктофон корреспондента «Авторадио–Благовещенск», видеокассета «Альфа-канала», Благовещенск; видеокассета телекомпании «Сургутинтерновости», Тюменская область; компьютер Виталия Обухова, журналиста газеты «Беловский вестник», Кемеровская область; видеокамера журналиста телеканала НТВ Юрия Угрюмова, Ставропольский край; 3 компьютера газеты «Южный Федеральный» (Ростов-на-Дону).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 2 (газета «Арсеньевские вести», Владивосток; телепрограмма «Советская Кубань», Краснодар)

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 30

 

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Прокуратура Белгорода: игры в борьбу с экстремизмом

Роман Жолудь,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Начало. Полный текст опубликован ранее на сайте ФЗГ

Всем известно, что в России журналисту небезопасно критиковать власть. Но городская прокуратура Белгорода недавно поставила абсолютный рекорд в абсурдном желании выслужиться. Под карающую десницу белгородского правосудия попали журналисты, которые… положительно освещали работу чиновников и фактически выполняли наказ президента страны.

Многим россиянам Белгород в последние годы запомнился медийными скандалами вокруг «духовной безопасности»: местные чиновники то запрещали тяжелый рок и День святого Валентина, то снимали с показа якобы непристойные спектакли Евгения Гришковца и других современных драматургов. Но борьба с экстремизмом, которую развернула белгородская городская прокуратура, заставила померкнуть все остальные достижения местной власти в сфере безопасности.

Прологом к спектаклю абсурда, который разыгрался на белгородской земле, стали две заметки, опубликованные в газете «Житье-Бытье» 1 февраля этого года.

В первой публикации рассказывалось о мерах безопасности на транспорте после теракта в Домодедово. Напомним, эту тему поднял не кто иной, как Президент России Дмитрий Медведев. Вместе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым он лично осмотрел московские аэропорты и вокзалы и сделал вывод о плохой работе служб безопасности. После чего призвал срочно исправлять ситуацию.

Журналисты белгородского «Житья-Бытья» президента решили поддержать. Да и сам по себе вопрос безопасности жителей города показался им далеко не праздным. Они поехали в аэропорт и на автовокзал, где проверили наличие металлоискателей и работу милиции. Выяснилось, что в аэропорту металлоискатель уже был установлен по требованию прокуратуры, недавно проводившей там проверку, а на автовокзале – еще нет. Кроме того, журналисты рассказали читателям, что на автовокзале в будни дежурят три милиционера, а в выходные дни – четыре.

Вторая заметка появилась благодаря сообщению пресс-службы белгородской таможни. Используя предоставленные ею материалы, журналисты газеты рассказали читателям, что таможенники задержали на границе коллекцию антиквариата, среди которого были марки времен Третьего рейха. Публикация сопровождалась фотографиями, тоже предоставленными пресс-службой таможни. На марках были отчетливо видны портрет Гитлера и фашистская свастика. Смысл заметки был очевиден: белгородские таможенники – молодцы, не дали пропасть ценной исторической коллекции.

Однако у белгородской прокуратуры оказалась иная точка зрения на содержание заметок. Буквально на следующий день после выхода номера в адрес гендиректора издательского дома «Свободная пресса» (в который входит «Житье-Бытье»), и.о. прокурора Белгорода Ольга Васильченко направила предписание. В нем блюститель закона потребовала… привлечь к дисциплинарной ответственности работников редакции, виновных в появлении этих публикаций. Продолжение

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Committee to Protect Journalists: «10 методов Интернет-цензуры»

Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) 2 мая представил доклад «10 методов Интернет-цензуры».

«Самые отъявленные противники Интернета в мире применяют широкий спектр методов цензуры. В одних случаях их тактика поражает уровнем изощренности, а в других напоминает испытанные старые методы. Китай проводит хакерские атаки на высоком уровне, Сирия бросает Интернет-журналистов за решетку, и все это, возможно, только начало использования цензуры в Интернете», - говорится в специальном докладе сотрудника КЗЖ Дэнни О'Брайена.

Среди методов Интернет-цензуры названы блокирование доступа в Интернет (ведущая страна – Иран), «точечная цензура» (Беларусь), отказ в доступе в Интернет (Куба), контроль над инфраструктурой (Эфиопия), атаки на сайты эмигрантов (Бирма), вирусные атаки (Китай), государственная кибер-преступность (Тунис при прежней власти), отключение Интернета (Египет при Мубараке), аресты блогеров (Сирия), применение силы в отношении Интернет-журналистов (Россия).

Автор документа подчеркивает, что наступление на Интернет часто сопровождается угрозами расправы с онлайн-журналистами. По данным КЗЖ, на 1 декабря 2010 года за решеткой находилось 69 журналистов, публиковавшихся преимущественно в сети, это почти половина всех заключенных работников прессы.

По словам О’Брайена, «эти изощренные и часто невидимые атаки открывают новый фронт в борьбе за свободу прессы. Необходимо бороться с цензурой, но элементарная защита источников и предоставляемых ими данных не менее важна. В совокупности эти электронные атаки подрывают наше основное право на поиск информации».

Полный текст

 

Reporters sans frontières представили список врагов свободы слова

Международная организация Reporters sans frontières («Репортёры без границ») 3 мая распространила список, в котором представлены 38 глав государств и военачальников, преступные группировки и экстремистские организации, которые «сеют террор среди журналистов».

Среди врагов свободы прессы - король Бахрейна Хамад бен Исса аль-Халиф, при котором подавление демонстраций сопровождалось насилием в отношении представителей СМИ и масштабной цензурой. Остался в списке и ливийский лидер Муаммар Каддафи, который протяжении многих лет, по оценке «Репортеров без границ», относится к крупнейшим врагам свободы прессы и при котором с февраля 2011 года в Ливии были убиты четыре журналиста. В Саудовской Аравии королевская семья полностью контролирует СМИ, поэтому король Абдулла ибн аль-Сауд также включен в список. Как и его коллега, король Свазиленда Мсвати III. Другие «хищники» - Исайя Афеворк в Эритрее, Гурбангулы Бердымухамедов в Туркмении, Ким Чен Ир в Северной Корее. В RSF считают, что эти трое возглавляют худшие тоталитарные режимы в мире. «Чрезвычайная централизация власти, чистки и вездесущая пропаганда не оставляют пространства для любой свободы», - подчеркивают авторы документа. В списке врагов прессы нашлось место и для иранских лидеров - президента страны Махмуда Ахмадинежада и аятоллы Али Хаменеи.

Кроме туркменского президента, в документе фигурируют еще несколько представителей стран бывшего СССР. Это Александр Лукашенко (Беларусь), Ильхам Алиев (Азербайджан), Ислам Каримов (Узбекистан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан). Врагами свободы слова названы сразу два представителя России. «Это уже традиционно, премьер России Владимир Путин, и Рамзан Кадыров, президент Чечни», - подчеркнули в пресс-службе RSF.

Врагами прессы в этом году названы также радикальная группировка Талибан, итальянская мафия, мексиканская наркомафия.

Полный список

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ),

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адреса электронной почты: boris@gdf.ru, fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни