Дайджест
11 Мая 2010 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 477



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.  «Репортеры без границ» назвали врагов свободной прессы

РОССИЯ.
1. Республика Дагестан. Убит глава медиахолдинга
2. Москва. Без скандала не обошлось

УКРАИНА. Цензура на телеканале

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в апреле 2010 года

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2010 год.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА




СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.  «Репортеры без границ» назвали врагов свободной прессы

По случаю Всемирного дня свободы печати международная организация Reporters sans frontiers («Репортеры без границ») опубликовала 3 мая доклад Predators 2010 («Хищники 2010»). В документе приведен список лиц и организаций, препятствующих свободной деятельности СМИ и журналистов.

«Они влиятельны, опасны, жестоки и ставят себя выше закона», - говорится в докладе «Репортеров без границ». В перечень «врагов свободной прессы» вошли 17 президентов и премьер-министров различных стран мира, в которых средства массовой информации испытывают проблемы. Всего в этот список включены 40 человек, среди которых политики, религиозные деятели, лидеры боевиков, а также ряд организаций, в частности, ЭТА (Испания), ФАРК и «Черные орлы» (Колумбия), Армия обороны Израиля, исламистская милиция (Сомали).

Что касается поименного списка, то здесь обошлось без неожиданностей. Присутствуют глава КНР Ху Цзиньтао, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, лидер движения «Талибан» мулла Мохаммад Омар, руководитель КНДР Ким Чен Ир,  кубинский лидер Рауль Кастро, Муаммар Каддафи (Ливия), Роберт Мугабе (Зимбабве). Здесь же и Александр Лукашенко (Белоруссия), Гурбангулы Бердымухаммедов (Туркменистан), Ислам Каримов (Узбекистан), Ильхам Алиев (Азербайджан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан).

Представители России также фигурируют в «черном списке» – это Владимир Путин и Рамзан Кадыров.

«Контроль» - ключевое слово для прежнего сотрудника КГБ: контроль над государством, контроль над экономикой и над политическими силами, контроль над геополитическими, стратегическими интересами и контроль над СМИ. Национальные телеканалы теперь говорят одним голосом… Путин создал климат завышенной национальной гордости, которая поощряет преследование диссидентов и вольнодумцев и способствует уровню безнаказанности, которая устойчиво подрывает верховенство закона», - так объясняют авторы присутствие среди «хищников» бывшего российского президента и нынешнего главы правительства.

Ранее подобные документы власти России либо не замечали, либо ругали. Однако на этот раз реакция несколько иная. Так, пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков назвал попадание В. Путина в список врагов свободы прессы «глубоко ошибочным» выводом. «Произошла ли эта ошибка из-за, к сожалению, до сих пор часто встречающихся стереотипов во всем, что касается России, или же является следствием невладения достаточным объемом информации, трудно сказать. На протяжении последних десяти лет Владимиром Путиным было сделано очень много для того, чтобы СМИ становились более экономически независимыми и, соответственно, более свободными», - заявил Д. Песков корреспонденту РИА Новости.

Видимо, пресс-секретарь имел в виду возвращение на федеральный телеканал трансляций футбольных матчей чемпионата России, которое произошло по указанию его начальника.




РОССИЯ.
1. Республика Дагестан. Убит глава медиахолдинга

В Махачкале на проспект Акушинского среди бела дня убит Шамиль Алиев, создатель и руководитель радиостанций «Прибой» и «Ватан», директор телеканала «ТНТ-Махачкала». Его автомобиль был обстрелян из автоматического оружия неизвестными, которые быстро скрылись с места преступления. Результат нападения – двое убитых (Шамиль Алиев и его охранник Саидмагомед Убайдуллаев) и один раненый (водитель Рамазан Магомедов, которого доставили в больницу). План «Перехват», введенный в Махачкале, успеха не имел.

По факту преступления возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство с применением огнестрельного оружия») и статье 222 УК РФ («Незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия»), сообщает РИА «Дагестан» со ссылкой на пресс-службу СКП при прокуратуре Дагестана.

Пока говорят о двух версиях преступления. По одной из них, убийство Ш. Алиева может быть связано с его деятельностью в сфере бизнеса. Однако покушение на главу медиахолдинга могло стать следствием его борьбы с ваххабизмом. Как пишет «Коммерсант», Ш. Алиев был приверженцем традиционного ислама, а на подконтрольных ему радиостанциях и телеканалах выходили передачи антиваххабитской направленности. В частности, был показан фильм «Обыкновенный ваххабизм», один из авторов которого, Абдулла Алишаев, был тоже убит - 2 сентября 2008 года его расстреляли в пригороде Махачкалы двое неизвестных (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/73#top ). Преступников не нашли.


2. Москва. Без скандала не обошлось

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Первый канал и телеканал «Культура» показали запрещенное в советское время интервью маршала Георгия Жукова. Речь идет о беседе маршала с писателем Константином Симоновым, записанной в 1966 году. Фрагменты этого материала вошли в фильм «Если дорог тебе твой дом», который был приурочен к 25-й годовщине сражения за Москву, и мучительно пробивался к зрителю. Кстати, ни один телеканал в праздничные дни его не показал.

Само интервью удалось спасти, причем в этом деле активно участвовал и отец Владимира Познера – директор «Экспериментальной Творческой Киностудии» при «Мосфильме», которая и снимала упомянутый фильм. И 4 мая оно вышло в эфир в программе «Познер» на Первом канале. Это вызвало протест представителей ВГТРК, которому, как выяснилось, принадлежат все права на демонстрацию интервью, и который планировал показать его на канале «Культура» в специальной программе 9 мая, посвященной Дню Победы.

Сначала холдинг ВГТРК пригрозил подать на Первый канал и Познера в суд, но затем от этой идеи отказались. В. Познер заявил Радио Свобода, что не знал о планах канала «Культура». «Если бы я был в курсе, я бы просто попросил вспомнить перед показом моего отца», - сообщил В. Познер.

Как бы то ни было, архивный материал в итоге был показан в разное время сразу на двух телеканалах, так что зритель только выиграл. Жаль только, что накануне Дня Победы наши телевизионщики не смогли обойтись без скандала.




УКРАИНА. Цензура на телеканале

Журналисты телевизионной службы новостей (ТСН) украинского канала «1+1» объявили, что их руководство вводит цензуру.

«Нам запретили освещать определенные темы и события. Наши сюжеты, в которых присутствует критика действующей власти, по политическим соображениям снимают из эфира», - говорится в их открытом письме, распространенном в Киеве 6 мая. По словам репортеров, окончательное решение о выпуске материала в эфир принимает не редактор выпуска, и даже не шеф-редактор ТСН, а гендиректор «1+1». Журналисты отметили, что последней каплей, переполнившей чашу их терпения, стал выпуск новостей от 2 мая, в котором сюжеты из Верховной Рады явили собой «классические примеры информационного киллерства». «Мы не хотим быть наймитами и пропагандистами. Для нас свобода слова не пустые звуки, а фундамент профессии. Именно поэтому мы заявляем о категоричном несогласии с давлением на свободу слова», - сказано в обращении.

В качестве меры борьбы против излишнего контроля сотрудники ТСН объявили о готовности провести предупредительную забастовку и предавать огласке все известные им случаи цензуры. «Мы требуем немедленно прекратить ручное управление ТСН. Мы требуем прекратить позорную практику внедрения «директив», «ценных указаний» и запрета тех или иных тем. Мы требуем вернуть в ТСН базовые принципы журналистики: объективность, сбалансированность и равноудаленность от политических сил», - заявили журналисты. При этом подписанты документа подчеркнули, что их личные политические пристрастия на работу канала не влияют. «Мы не выступаем защитниками, симпатиками или приверженцами оппозиции. Однако мы считаем, что каждая из сторон имеет право на равных донести свою позицию до зрителя», - сказано в открытом письме.

В документе также содержится призыв ко всем украинским журналистам поддержать позицию сотрудников ТСН. «Знаем, что не мы одни оказались под давлением цензуры. Знаем, как тяжело сейчас сделать этот первый шаг», - заверили они, добавив, что без объединения журналисты рискуют потерять не только профессию, но и страну в целом. «Покажем, что нас много. Тех, кто ценит свободу слова. А не ее имитацию. Мы сильные. Вместе», - резюмируется в письме.





ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в апреле 2010 года

Нападения на журналистов – 7 (Павел Будников, журналист ГТРК «Калининград», Калининград; Станислав Бернвальд, корреспондент телеканала РЕН ТВ, Москва; Игорь Дорохов, заместитель главного редактора «Открытой газеты», Пятигорск, Ставропольский край; Елена Княжская, редактор издания «Экстра-Шанс», Юрий Манов, бывший редактор газеты «Вечерняя Рязань», оба – Рязань; Аркадий Ландер, главный редактор газеты «Местная», Краснодарский край; Илья Васюнин, корреспондент телеканала «Дождь», Москва).

Попытки цензуры – 4 (газета «Воронежский курьер», Воронеж; газета «Тарское Приитрышье», Омская область; газета «Вечерний Мурманск», Мурманск; газета «Голос времени», Дагестан).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 4 (Сергей Мылов, редактор газеты «Общество и власть. Час пик», Петропавловск-Камчатский; Екатерина Лазарева, корреспондент «URA.Ru», Курган; Ирина Сухорукова, главный редактор газеты «Владимирский рубеж», Владимир; Владимир Ефимов, главный редактор газеты «Вечерняя Тюмень», Тюмень).

Увольнение редактора, журналиста – 6 (Дмитрий Дьяков, главный редактор газеты «Воронежский курьер», Воронеж; Лидия Ртищева, главный редактор газеты «Молот», Ростов-на-Дону – в 2009 году; Раиль Мусин, директор-редактор газеты «Шаранские просторы», Башкортостан; Мусавир Камалетдинов, редактор газеты «Туймазинский вестник», Башкортостан; Фарит Ахмадиев, директор-редактор редакции журнала «Ватандаш», Башкортостан; Ульяна Акаева, редактор газеты «Голос времени», Дагестан).

Журналисты, задержанные милицией (ФСБ, etc.) – 7 (Юлия Полухина и Анна Артемьева, журналисты «Новой газеты», Москва; Александр Подрабинек, корреспондент международного французского радио, Москва; Сергей Мылов, редактор газеты «Общество и власть. Час пик», Петропавловск-Камчатский; Ирина Сухорукова, главный редактор газеты «Владимирский рубеж», Владимир; Елена Княжская, редактор издания «Экстра-Шанс», Юрий Манов, бывший редактор газеты «Вечерняя Рязань», оба - Рязань).

Зафиксировано предъявленных  к журналистам и СМИ судебных исков – 26
на сумму 11 460 001 рубль 

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 19, удовлетворено – 8, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 500 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (Наталья Червякова, главный редактор газеты «Вечерний Мурманск», Мурманск).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 3 (газета «Мой город без цензуры», Ханты-Мансийский автономный округ; газета «Литературная Россия», Иркутск; газета «Узнай правду», Ярославская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телерадиокомпания БАС ТВ, Калининградская область).

Прекращение выхода СМИ – 2 (телепрограмма «ОТВ-новости», Ростовская область; газета «За человека», Пермский край).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Воронежский курьер», Воронеж).

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Никольское кольцо», Смоленск).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (камера телеканала «Дождь», Москва).

Административное давление (внеочередные проверки СЭС, пожарных, налоговых, др. служб – 2 (Александр Попов, главный редактор районной газеты «Родное Придонье», Воронежская область; СМИ Тулы, Тула)

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 23

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 20 раз. В частности,

http://www.gzt.ru/topnews/culture/-syn-simonova-osudil-boevye-deistviya-iz-za-/304586.html
http://www.sknews.ru/photo/34925-svoboda-slova-v-adygee-yevolyuciya.html
http://news.mnl.ru/politics/?news_id=5035
http://www.express-news.ru/index.php?p=a&ARID=&AGID=1&AID=20460
http://www.stapravda.ru/20100505/smi_stavropolya_otnositelno_svobodny_schitayut_eksperty_fonda_za_44666.html
http://penza-online.ru/news.23868.htm
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=6188
http://media-day.ru/mixed/3133/
http://www.penzafond.ru/485.html
http://www.lenta.cjes.ru/?m=5&y=2010&lang=rus&nid=5962
http://www.civitas.ru/news.php?code=9016
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1089086-0.html
http://www.express-news.ru/index.php?p=a&ARID=&AGID=1&AID=20532
http://www.krasrab.com/archive/2010/05/06/65/view_article
http://politika-karelia.ru/?p=1373




НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2010 год.

Продолжается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Срок подачи материалов истекает 1 ноября 2010 года.

Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2009 года по 15 октября 2010 года в российских печатных и Интернет-изданиях. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов, граждане РФ.

Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках или по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru ). Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119992, Москва, ГСП – 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 432, Фонд защиты гласности с пометкой «Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Дополнительную информацию о премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» см. http://www.gdf.ru/lenta/item/1/699

Телефон для справок (495) 637 49 47




ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Президенту Фонда защиты гласности Алексею Симонову


В сложившейся ситуации, не имея альтернативы, к Вам обращаются живущие в городе Гюмри Республики Армения родственники арестованного в Приднестровской Молдавской Республике 29-летнего журналиста – политолога Эрнеста Варданяна.
В последние 20 лет Эрнест Варданян проживает в Приднестровской Молдовской Республике. Будучи профессиональным журналистом, Э.Варданян за короткое время стал известен в международных кругах. Совсем недавно он был зачислен в кадровый резерв Организации Объединенных Наций и ожидал назначения в русскую службу ООН в Нью – Йорке.
По невыясненным причинам, журналист был арестован 7 апреля 2010 года спецслужбами ПМР. Ему предъявлено сфабрикованное обвинение в «государственной измене».
Считаем, что арест Э.Варданяна и расследование дела в совершенно секретных условиях, а также прошедшее заседание в Верховном Суде ПМР в отсутствии обвиняемого и его адвoкатов являются грубым нарушением прав человека. Пренебрегая всеми международными нормами и принципом презумпции невиновности, власти Приднестровья лишили обвиняемого права выбора личного адвоката и свидания с семьей. Выдвинутое против молодого журналиста обвинение безосновательно и некорректно, поскольку независимый журналист никак не мог владеть какой-либо секретной информацией, а значит, и быть обвиненным в «государственной измене». Не исключено, что «дело» построено на политических интригах.
Боясь свободы слова и критики, государственные органы ПМР предпочитают вести расследование за семью замками, вдали от глаз и ушей международного сообщества.
На попечении Э.Варданяна находятся 6 летний сын и девятимесячная дочь. Нарушив права детей, при обыске квартиры Э.Варданяна, были конфискованы все денежные средства. В результате семья осталась без минимальных средств существования.
Нас, родственников Э.Варданяна, беспокоят условия его содержания. По имеющимся у нас сведениям, по отношению к нему применяются принудительные меры, шантаж, насилие и психотропные препараты, под воздействием которых угнетают его волю. Таким образом власти хотят получить желаемые для них показания с его подписью.
Господин Симонов! Имея в виду то, что в основе Вашей деятельности заложены защита прав и свобод человека, принципы гуманизма и справедливости, обращаемся к Вам, надеясь на ваше личное вмешательство в вопрос изменения меры пресечения в отношении Э.Варданяна и его скорейшего освобождения.
Считаем, что Ваш личный авторитет, окажет значимое воздействие на разбирательство этого дела и поможет освободить из приднестровской тюрьмы задержанного по сфабрикованному обвинению Эрнеста Варданяна.

От имени родственников Лилит Агекян,
г.Гюмри, Республика Армения


Фонд защиты гласности готовит соответствующее обращение во властные структуры ПМР.




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru 

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни