Дайджест
25 Августа 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 395

 

 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Обращение Международной федерации журналистов.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Удивительная избирательность.

РОССИЯ.
1. Республика Калмыкия. В Элисте будет улица имени Ларисы Юдиной.
2. Москва. Польскому журналисту отказано в визе.
3. Республика Башкирия. Странности башкирской Фемиды.
4. Тула. Газета поплатилась за невнимательность корректора.
5. Москва. Задержаны журналисты, освещавшие акцию на Красной площади.
6. Владивосток. Популярная газета стала предметом фальсификации.

АРМЕНИЯ. Избит еще один журналист.

КИРГИЗИЯ. Главному редактору газеты "Де-Факто" угрожают расправой.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Обращение к журналистам и правозащитникам.
2. Союз журналистов Москвы.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Обращение Международной федерации журналистов.

Международная федерация журналистов (IFJ) обратилась ко всем сторонам конфликта на Кавказе с призывом предоставить возможности для свободного освещения событий вокруг Южной Осетии.

Соответствующее заявление обнародовал 20 августа генеральный секретарь МФЖ Айдан Уайт. "Мир должен знать, что происходит, и мы призываем как российскую, так и грузинскую стороны позволить средствам массовой информации свободно работать, а журналистам свободно освещать события", - говорится в заявлении.

В заявлении Международной федерации журналистов выражается озабоченность тем, что российские СМИ, в первую очередь, телеканалы, освещая конфликт, работают "по политической указке Кремля", а цензура русскоязычных СМИ в Грузии "вредит ее репутации как демократической страны".

"Когда журналисты лишены возможности свободно освещать события, это неминуемо приводит к однобокому взгляду на происходящее. Это влечет за собой разжигание конфликта, вместо того, чтобы демонстрировать как можно более полную картину происходящего", - заявил генеральный секретарь МФЖ.

"Грузия провозглашает себя демократической страной, а Россия уверяет, что уважает международное право, однако эти заявления не подкрепляются действиями", - заявил А. Уайт, подчеркнув, что обе страны должны обеспечить свободу СМИ в интересах своих граждан.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Удивительная избирательность.

На прошедшей неделе два издания получили предупреждения за экстремистские публикации.

"Новая газета" в Санкт-Петербурге" пострадала за статью "Летние лагеря для генацвале", в которой осуждалась антигрузинская деятельность активистов так называемого "Движения против нелегальной иммиграции" (ДПНИ) - в качестве примера дикости этих самых активистов газета процитировала их обращение к Президенту РФ с предложением интернировать находящихся в России граждан Грузии. Однако чиновники из Россвязькомнадзора решили наказать не авторов экстремистских высказываний, а издание, которое написало как раз о неприемлемости таких взглядов.

В отличие от "Новой газеты" в Санкт Петербурге" информационное агентство "Ура.Ру" никаких экстремистов не цитировало, а лишь воспроизвело на своем сайте сообщение "Интерфакса" о том, что бритоголовые намерены отметить день рождения Гитлера, но, тем не менее, также получило "антиэкстремистское" предупреждение от Управления Россвязьохранкультуры по Свердловской области - за то, что на форуме агентства в ходе "обмена мнениями" между правыми радикалами и антифашистами появились расистские высказывания.

Предупреждения изданиям за эти публикации выглядят достаточно странными - в первом случае цитату выделили, сослались на источник и вынесли за пределы статьи, да и привели ее лишь для того, чтобы читателям было понятно, о чем идет речь и что именно газета осуждает, а "Ура.Ру" вообще наказали за чужие грехи. Логичнее было бы привлечь к ответственности ДПНИ и расистов, наследивших на форуме, но этого почему-то не произошло.

Не исключено, что возникли трудности с установлением авторов текстов. Но вот что любопытно. Почти одновременно в Кемерово было возбуждено уголовное дело в отношении координатора оппозиционного движения "Оборона" Дмитрия Соловьева. Как заявил РИА Новости руководитель управления взаимодействия со СМИ СКП РФ Владимир Маркин, "в ходе расследования установлено, что Соловьев размещал в сети Интернет информацию, которая направлена на возбуждение ненависти к сотрудникам ФСБ и МВД".

То есть проблем с установлением авторства в данном случае не было. Как и в случае с небезызвестным теперь критиком милиции Саввой Терентьевым из Сыктывкара, которого также вычислили, а затем осудили (19 августа Верховный суд Республики Коми оставил в силе приговор Терентьеву - один год условно).

Вот и получается, что если в публикациях задеты "честь мундира", то ищут (и находят) авторов, а если нет - никто не утруждает себя расследованием, а вся вина возлагается на издания. Подобную избирательность можно наблюдать и в историях с нелицензионным программным обеспечением: наказывают не создателей пиратских программ, а тех, кто их использует. Причем зачастую это редакции - к примеру, той же "Новой газеты" в Самаре"…


РОССИЯ.

1. Республика Калмыкия. В Элисте будет улица имени Ларисы Юдиной.

Комиссия мэрии Элисты приняла решение о том, что в самом ближайшем будущем в столице Калмыкии будет улица имени главного редактора газеты "Советская Калмыкия сегодня" Ларисы Юдиной, убитой 7 июня 1998 года.

Имя Л. Юдиной присвоят одной из улиц в восточной части Элисты, недалеко от памятника "Исход и возвращение".

Напомним, ранее участниками состоявшихся в столице Калмыкии общественных слушаний "Опыт выживания "убитой" газеты", организованных ФЗГ, было принято обращение к мэрии Элисты с ходатайством назвать именем Ларисы Юдиной одну из улиц этого города (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest384.shtml#top ). И вот теперь решение принято.

2. Москва. Польскому журналисту отказано в визе.

Корреспонденту польского издания Gazeta Wyborcza Вацлаву Радзивиновичу отказано во въездной визе в Россию. Как сообщил журналист в эфире радиостанции "Эхо Москвы", конкретных причин отказа в российском консульстве в Варшаве не назвали, но он не исключает, что это может быть связано с его профессиональной деятельностью.

По словам В. Радзивиновича, он хотел получить "краткосрочную журналистскую визу", однако в связи с "огромными очередями" в российском консульстве обратился в туристическую фирму для оформления документов. "Через два дня сотрудники консульства вернули мой паспорт сотрудникам этой посреднической фирмы, сказав, что визы не будет, а за что - я уже знаю", - отметил журналист.

Он не исключил, что отказ во въезде в РФ может быть местью за его статью, которая вышла накануне, в которой отмечалась "плохая работа консульства". В. Радзивинович заметил, что инцидент произошел в начале месяца, когда в зоне грузино-югоосетинского конфликта уже велись боевые действия, и у другого корреспондента Gazeta Wyborcza также возникли проблемы: "он возвращался через Армению в Варшаву, и его не пропустили пограничники, говоря, что у него запрет на въезд в Россию и страны СНГ".

Вацлав Радзивинович в течение нескольких лет был собственным корреспондентом Gazeta Wyborcza в Москве.

3. Республика Башкирия. Странности башкирской Фемиды.

Удивительное решение принял Президиум Верховного суда Башкирии. Похоже, в республике решили продемонстрировать актуальность поговорки про закон, который "что дышло"…

Несколько месяцев в Уфе продолжается судебный процесс по иску о защите чести и достоинства заместителя председателя Арбитражного суда РБ Розы Гилязутдиновой к редакции газеты "Час пик" и ее редактору Светлане Валиевой. В вину ответчикам ставится публикация "Уроки вежливости", в которой, как считает истица, ее опорочили. В качестве компенсации морального вреда судья просит 10 миллионов рублей. Госпожа Гилязутдинова намеревалась также привлечь журналистов и к уголовной ответственности, но сведений о реализации этих угроз пока не поступало.

Журналисты утверждают, что при подготовке статьи они использовали обращение Совета судей Башкирии в квалификационную коллегию судей РФ с предложением досрочно прекратить судейские полномочия Р. Гилязутдиновой в связи с "ненадлежащим исполнением судьей должностных обязанностей", нарушением Закона "О статусе судей" и Кодекса судейской этики. Ответчики ходатайствовали об истребовании соответствующих документов из Арбитражного суда Башкирии, республиканского МВД и Совета судей. Однако сразу после того, как Октябрьский райсуд Уфы удовлетворил это ходатайство, дело оказалось в Верховном суде Башкирии. Выяснилось, что истица сразу же обратилась с жалобой в вышестоящую надзорную инстанцию, минуя кассационную, утверждая, что районный суд "фактически занимается сбором компромата в отношении истца".

И вот 20 августа Верховный суд удовлетворил надзорную жалобу Р. Гилязутдиновой на определение суда первой инстанции об истребовании доказательств по делу, рассмотрение которого уже началось. Тем самым журналистам фактически было отказано в возможности доказать свою правоту.

Солидарность судейского сообщества понятна. Непонятно только, как решение Президиума Верховного суда республики согласуется с законом.

Использованы материалы ИА Регнум.

4. Тула. Газета поплатилась за невнимательность корректора.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области вынесено постановление о наложении штрафа на ООО "Слобода" за административное нарушение, совершенное газетой "Слобода".

Нарушение действительно ужасное. И выразилось оно в том, что в рекламной публикации "Похудение без диет" по вине корректора из первого слова пропала буква "д". Как всегда, нашелся бдительный читатель, который сообщил "куда надо" о случившемся безобразии. Это заявление в итоге попало в Управление ФАС по Тульской области. Рассмотрение административного дела завершилось штрафом - "матерщинников" наказали на 60 000 рублей.

Редакция "Слободы" не согласна с этим решением и обратилась в арбитражный суд. Материалы уже отправлены на экспертизу в Гильдию лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС). Ее руководитель профессор Михаил Горбаневский прокомментировал ситуацию: "Нецензурная лексика, как и любая другая, становится объектом лексико-графического описания. Однако ни в одном из девяти словарей русского мата слово "пох@@уение" не зафиксировано. Отсутствует оно и в обширной картотеке одного из лучших специалистов по ненормативной лексике, члена нашей гильдии профессора М. А. Грачева из Нижнего Новгорода. Я глубоко убежден, что если заместитель руководителя УФАС по Тульской области П. Д. Попов, вынесший постановление о наложении на газету "Слобода" штрафа, в судебном заседании аргументировано докажет факт наличия в русской речи лексемы "пох@@уение", то ему нужно срочно менять работу и начинать эффективную деятельность в качестве эксперта-лингвиста".

5. Москва. Задержаны журналисты, освещавшие акцию на Красной площади.

В полдень 24 августа на Красной площади семеро молодых людей развернули плакат "За вашу и нашу свободу!". Через пару минут появились милиционеры, а затем и "люди в штатском". Они затолкали участников акции в автомобили и отвезли их в отделение милиции.

Вместе с пикетчиками были задержаны и журналисты, выполнявшие свою работу - Елена Костюченко ("Новая газета"), Иван Русаев ("Ведомости"), Дмитрий Борко ("Грани-ТВ") и Дмитрий Шибаев (The New Times). Как рассказала "Эху Москвы" Е. Костюченко, при задержании неизвестный человек в штатском сломал ее фотокамеру.

6. Владивосток. Популярная газета стала предметом фальсификации.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

В столице Приморья распространен "специальный выпуск" газеты "Арсеньевские вести", оказавшийся фальшивым. Газета-двойник вышла очень похожей на оригинал - тот же логотип, привычные шрифты, знакомые журналистские имена, привычные конфликтные ситуации. Но содержание фальшивки шокировало и читателей, и журналистов.

Открывает номер коллективная статья "Работа над ошибками", в которой сообщается о "сальных пятнах продажности" на честном и добром имени газеты" и о том, что газета превратилась в "информационную помойку" Неизвестные авторы фальшивки сообщили о том, что главный редактор уже "сброшен", и избран новый. За подписью журналистов "Арсеньевских вестей" опубликованы фальшивые "разоблачительные" материалы.

Редакция настоящей газеты "Арсеньевские вести" опубликовала заявление журналистов, в котором сообщается, что никакого раскола в редакции нет, "политика газеты остается прежней: правозащитная, оппозиционная коррумпированным властям, поддержка честных людей и здоровых начинаний". Редактор газеты по-прежнему - Ирина Гребнева, а Татьяна Романенко - соучредитель. Так называемые "авторские" материалы, опубликованные в фальшивых "АВ", не принадлежат перу журналистов "Арсеньевских вестей". Также опубликовано заявление редактора И. Гребневой в прокуратуру Владивостока о привлечении к ответственности лиц, изготовивших и распространивших фальшивый номер газеты "Арсеньевские вести".

Пока городская прокуратура молчит. Зато выпущен еще один фальшивый номер "Арсеньевских вестей", в которых опубликованы продолжения лживых статей. Журналисты ведут свое расследование.


АРМЕНИЯ. Избит еще один журналист.

В Ереване избит один из руководителей армянского офиса радиостанции "Свобода" Грач Мелкумян. Инцидент произошел вечером, когда журналист после работы возвращался домой. Уже темнело, когда Мелкумяна окликнули, тот обернулся, дабы присмотреться, кто его зовет, но в этот момент на него набросился незнакомец и стал наносить удары.

По свидетельству Мелкумяна, мужчина был лет сорока, крепкого телосложения. Учитывая матерные слова, которыми незнакомец оценивал деятельность радиостанции, Грач Мелкумян уверен, что его избиение связано с его профессиональной деятельностью. В связи c инцидентом выступил президент радиостанции Джефри Гедмин, который выразил уверенность в том, что это было умышленное нападение. По его словам, это беспрецедентный случай и требует немедленного изучения во всех деталях.

Отметим, что это не первый случай нападения на журналистов за последнее время. Ранее, двое молодых людей избили корреспондента газеты "Айкакан Жаманак" Лусине Барсегян. Она также связывает этот инцидент со своей профессиональной деятельностью, так как в последних статьях обращалась к "темным страницам" жизни и бизнеса армянских олигархов-депутатов.

Armenia today, 19 августа.

КИРГИЗИЯ. Главному редактору газеты "Де-Факто" угрожают расправой.

Как сообщили информагентству "Фергана.Ру" сотрудники киргизской оппозиционной газеты "Де-факто", главному редактору издания Чолпон Орозобековой, которой ранее было предъявлено обвинение в "заведомо ложном доносе", неизвестные лица начали угрожать по телефону физической расправой. По предварительным данным, адвокат Чолпон Орозобековой намерена обратиться за защитой в Госкомитет национальной безопасности Кыргызстана.

Напомним, популярная в Киргизии газета "Де-факто" в последний раз вышла в свет 12 июня сего года. В номере была опубликована статья о якобы имевших место коррупционных действиях начальника управления государственного Комитета по налогам и сборам по городу Бишкек Таалайбека Далбаева, написанная некой жительницей столицы. Прокуратура, начав проверку данного факта, заявила, что автор статьи - лицо вымышленное, и возбудила уголовное дело по факту "заведомо ложного доноса". После этого 14 июня жесткие диски компьютеров редакции были изъяты, а основное помещение самой редакции было опечатано. 28 июля в Первомайском районном суде Бишкека прошли слушания по делу газеты "Дe-факто", по итогам которых судья принял решение перенаправить дело в прокуратуру для проведения полного расследования. 18 августа на имущество редакции газеты был наложен арест.

Газета "Де-факто" была учреждена более года назад. В начале ее деятельности редакцию "протежировал" известный оппозиционер и экс-депутат парламента Кубатбек Байболов. Позже он заявил о своем уходе из большой политики.

По сведениям "Ферганы.Ру", часть коллектива газеты уже получила от учредителей издания добро на поиск другой работы.

Оппозиция рассматривает факт закрытия газеты как давление властей на оппозиционную прессу с целью ее окончательного вытеснения с медиарынка Кыргызстана. В настоящее время на информационном поле страны почти не осталось оппозиционной прессы.

Фергана.ру, 20 августа.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 5 раз. В частности,

http://www.newizv.ru/news/2008-08-19/96272/
http://www.mkset.ru/news/patriot/9214/
http://news.vl.ru/vlad/2008/08/21/lemma/
http://orel-dozor.livejournal.com/85584.html?thread=571728
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=5450


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Обращение к журналистам и правозащитникам.

Уважаемые коллеги!

Инициативная группа обращается к вам за поддержкой. Мы призываем провести международную акцию протеста под девизом "Овадан-Депе - позор 21 века". Цель акции: предать самой широкой огласке чудовищную ситуацию с узниками ашхабадской тюрьмы, незаконно приговоренными к длительным срокам заключения за их якобы участие в так называемом "покушении" на Ниязова.

В застенках ашхабадской тюрьмы "Овадан-Депе" сегодня находятся двое наших коллег - выпускники факультета журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова Борис Шихмурадов и Сердар Рахимов, приговоренные башистским режимом Ниязова первый - к пожизненному заключению, второй - к 25 годам тюрьмы.

Борис Шихмурадов родился в 1949 году в Ашхабаде, в 1971 году окончил факультет журналистики МГУ. Работал в АПН СССР, затем учился в Дипломатической академии МИД СССР. Позже был министром иностранных дел, заместителем главы правительства Туркменистана. В ноябре 2001 года Шихмурадов сделал публичное заявление о переходе в открытую оппозицию Ниязову и возглавил созданное им Народно-демократическое движение Туркменистана. За годы, прошедшие после ареста, семья Бориса Шихмурадова, проживающая в Москве, не имела о нем никакой информации, родные даже не знают, жив ли он.

Сердар Рахимов родился в 1951 году, в 1973 году окончил факультет журналистики МГУ. До июля 1990 года возглавлял Государственный Комитет Туркменской ССР по телевидению и радиовещанию. С июля 1990 года - секретарь ЦК Компартии Туркмении.

"Это дело переплюнуло знаменитое "дело врачей" в СССР" - так отозвалась в свое время о судебном процессе в Ашхабаде председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. В декабре 2002-го и январе 2003 года не менее 59-ти человек были приговорены по итогам судебных разбирательств к различным срокам лишения свободы (от пяти лет до пожизненного заключения) за предполагаемое участие в том, что власти Туркменистана называли попыткой покушения на Туркменбаши.

ОБСЕ, "Международная Амнистия", Международный Комитет Красного Креста, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и другие международные структуры, как и российские общественные организации, не раз за прошедшие годы предпринимали попытки повлиять на положение ашхабадских узников. Но все попытки были безуспешными, ничего не изменила и смена власти в Туркменистане. Давайте же скажем свое слово и дружно обозначим свой протест, поддержим туркменских собратьев, которые еще недавно были нашими соотечественниками!

Мы предлагаем 8 сентября, в Международный день солидарности журналистов, опубликовать во всех российских и зарубежных СМИ, присоединившихся к акции, материалы на эту тему.

К настоящему времени свою подпись под Обращением помимо его инициаторов поставили Борис Пустынцев ("Гражданский контроль", Санкт-Петербург), Анна Шароградская (Институт региональной прессы, Санкт-Петербург), Алексей Симонов (Фонд защиты гласности).

Информацию о подписании Обращения и об участии в акции протеста можно высылать на адреса электронной почты Института региональной прессы: pdi@spb.org.ru, asharogr@yandex.ru.

2. Союз журналистов Москвы.

Союз журналистов Москвы ищет спонсоров для помощи раненым в Южной Осетии журналистам.

К 18 августа откликнулась только Военно-страховая компания, которая выделяет по 70 тысяч рублей получившим тяжелые ранения и по 15 тысяч легкораненым. Деньги Союзу журналистов необходимы также для покупки бронежилетов, касок и медицинских пакетов для журналистов, отправляющихся в "горячие точки".

Уже куплено семь бронежилетов - шесть дали бригаде ТВЦ, один - телеканалу "Звезда", журналисты которых направлялись в Южную Осетию.

Радио СИТИ FM, 18 августа.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Светлана Земскова - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru

 

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни