Дайджест
1 Февраля 2010 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 463


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.
Парламентская ассамблеи Совета Европы призвала обеспечить свободу прессы

РОССИЯ.

1. Москва. Суд опять удивил
2. Ростовская область. Проиграв дело о защите чести, достоинства и деловой репутации, Лига защиты прав потребителей подала в суд еще один иск к «Новой Таганрогской газете»
3. Республика Хакасия. Суд подтвердил право журналистов проводить фотосъемку на избирательном участке
4. Республика Алтай. Прокуратуре не понравилась карикатура
5. Челябинская область. Журналисты стали участниками дела о карателях
6. Свердловская область. Фавориты готовы к сокращениям
7. Архангельская область. Редакция отстояла право на гласность
8. Челябинск. Главному редактору прислали свиную голову

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Крах милицейской операции «Газетный контрафакт»
2. Старики оккупировали заводоуправление. Продолжение темы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Пермская краевая организация СЖР
2. Состоялся VIII региональный фестиваль забайкальской прессы

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.




СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.
Парламентская ассамблеи Совета Европы призвала обеспечить свободу прессы


В Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы 27 января представлен доклад «Уважение к свободе медиа». После обсуждения доклада, в котором говорится о необходимости защиты свободы прессы и прав журналистов, принята резолюция, призывающая государства обеспечить свободу СМИ.

Часть доклада посвящена России. В документе отмечается, что остается нераскрытым убийство Анны Политковской. И подчеркивается, что за последние три года в нашей стране погибли еще 13 журналистов. Есть и другие проблемы – к примеру, давление государства на СМИ, в результате которого в редакциях появляются «черные списки» лиц, о чьей деятельности упоминать «нежелательно». Отмечается также существование цензуры, отдельно сказано о кампании травли журналиста Александра Подрабинека за его «антисоветскую» публикацию. Кроме того, борьба с терроризмом все чаще используется как предлог для репрессий в журналистов и СМИ, говорится в докладе.

ПАСЕ рекомендовала Комитету министров Совета Европы призвать Россию к завершению расследований дел об убийстве журналистов, пересмотреть национальное законодательство и обеспечить, чтобы во время антитеррористических мероприятий уважалась свобода прессы, а также «пересмотреть законы о диффамации и оскорблении достоинства и практику их применения». В резолюции также сказано, что российские власти должны гарантировать журналистам безопасность и возможность работать свободно.

Однако речь шла не только о ситуации в России. В частности, депутаты выразили сожаление по поводу убийств журналистов Георги Соева в Болгарии, Иво Пуканича и Нико Франжича в Хорватии, Сихана Хейрсевенера в Турции, а также в связи с гибелью четырех журналистов во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года – Александра Климчука, Григола Чихладзе, Стана Сториманса и Георгия Рамишвили.

Кроме того, ПАСЕ рекомендовала призвать правительства Армении, Азербайджана, Молдовы, России, Украины и Беларуси обеспечить в предвыборный период свободный и равный доступ всех политических партий и кандидатов к масс-медиа.



РОССИЯ.

1. Москва. Суд опять удивил


Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Перовский районный суд 27 января частично удовлетворил иск ветерана Великой Отечественной войны Виктора Семенова к журналисту Александру Подрабинеку, автору нашумевшей статьи «Как антисоветчик антисоветчику».

Напомню, что в этом материале журналист высказал свое отношение к тому, как владельцев шашлычной «Антисоветская» заставили сменить вывеску. (см. http://www.ej.ru/?a=note&id=9467 ). В связи с публикацией последовал всплеск «гражданской активности» - в Интернете началась травля журналиста, у дома А. Подрабинека «нашисты» устроили «бессрочный» пикет, а также организовали сбор подписей под письмом в Генпрокуратуру с требованием возбудить против «антисоветчика» уголовное дело. Разумеется, были и обращения в суд с исками о защите чести и достоинства (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/653#top ).

И вот один из них рассмотрен. Суд постановил выплатить истицу 1 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. И обязал журналиста опровергнуть фразу: «Ваша родина - не Россия, ваша родина - Советский Союз. Вашей страны, слава Богу, 18 лет как нет».

Непонятно лишь, что следует опровергать. Ну, разве что заменить цифру 18 на 19…


2. Ростовская область. Проиграв дело о защите чести, достоинства и деловой репутации, Лига защиты прав потребителей подала в суд еще один иск к «Новой Таганрогской газете»

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

«Новая Таганрогская газета» опубликовала ряд материалов о незаконной, по мнению редакции, деятельности Таганрогской лиги защиты прав потребителей. Инспекторы этой общественной организации «кошмарят», по выражению газеты, малый бизнес, прежде всего магазины и торговые палатки. Выискивают, к чему придраться, чтобы передать акт проверки в суд. В год Таганрогский городской суд рассматривает сотни таких дел, которые всегда заканчиваются обвинительными решениями и штрафами.

После публикации критических статей Лига защиты прав потребителей подала в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Новой таганрогской газете» (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/671#rus5). Однако суд в удовлетворении иска отказал. Тогда «защитники прав потребителей» подали в тот же Таганрогский городской суд еще один иск, на этот раз они ссылаются на «Закон о защите прав потребителей»: якобы редакция нарушает его, не указывая в выходных данных количество страниц в издании и некоторые другие данные.

- Выходные данные мы указываем, как того требует «Закон о печати», - сказал корреспонденту ФЗГ редактор «Новой Таганрогской газеты» Алексей Строганов. – Что еще от нас хотят руководители Лиги защиты прав потребителей, мы просто не знаем. В «Новой Таганрогской газете» всего четыре страницы и читатели и так, не заглядывая в выходные данные, видят эти «потребительские свойства товара», как говорится, невооруженным глазом.


3. Республика Хакасия. Суд подтвердил право журналистов проводить фотосъемку на избирательном участке

Эрик Чернышов,
главный редактор газеты «Правда Хакасии»

В Саяногорском городском суде прошло судебное заседание по заявлению журналиста Григория Назаренко о признании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка  №97 города Саяногорска незаконными.

В день дополнительных выборов депутатов в городской Совет Саяногорска, состоявшихся 11 октября 2009 года, примерно в 19.45 корреспондент газеты «Правда Хакасии» Г. Назаренко пришёл на избирательный участок № 97. Ранее в этот день он уже был на этом избирательном участке и предъявлял паспорт и удостоверение журналиста председателю УИК. После закрытия избирательного участка и начала работы по подведению итогов голосования журналисту было запрещено производить фотосъемку, о чем избирательной комиссией было принято соответствующее решение.

Г. Назаренко посчитал, что своими действиями участковая комиссия нарушила его права, предусмотренные статьи 30 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 29 Конституции РФ и статьи.1, и 47 Закона РФ «О СМИ», и обратился в суд с просьбой признать решение УИК о запрете фотосъемки незаконным.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Г.Я. Сёмкин на суде заявил, что Назаренко своими действиями сам спровоцировал УИК на вынесение незаконного решения. В ходе судебного процесса бывший председатель УИК, выступающий на суде в качестве свидетеля, пояснил, что на избирательном участке создалась нервозная обстановка, однако нервозность исходила от одного из кандидатов, засыпавшего избирательную комиссию жалобами. Кандидат в депутаты обвинил корреспондента «Правды Хакасия» в том, что тот якобы фотографировал бюллетени, списки избирателей и паспорта. Посчитав, что, запретив фотосъемку, комиссия избавит себя от лишних проблем, члены УИК проголосовали за запрет фотосъемки.

Суд, заслушав стороны и оценив доказательства, пришел к выводу о незаконности решения участковой избирательной комиссии. Таким образом, право корреспондента проводить фотосъемку при подсчете голосов на избирательном участке было подтверждено судом.


4. Республика Алтай. Прокуратуре не понравилась карикатура

Сергей Михайлов,
Горно-Алтайск

Прокуратура Республики Алтай вынесла предостережение газете «Листок» за публикацию карикатуры.

Предостережение о недопущении нарушения законодательства о выборах последовало в связи с тем, что, как сказано в документе, «в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» систематически проводится предвыборная агитация по выборам депутатов Республики Алтай пятого созыва в период, когда такая агитация запрещена в периодических печатных изданиях. В частности, в номере 53 газеты «Листок» от 30.12.09 на странице № 40 опубликована карикатура медведя, изгрызенного крысами, и развевающегося российского флага, в который также вцепились грызуны».

В прокуратуре считают, что «у граждан — избирателей, которые на профессиональной основе не осуществляют политическую деятельность, данный  рисунок ассоциируется именно с символикой политической партии «Единая Россия». И делается вывод, что главный редактор газеты «Листок» В. Бочкарев, опубликовав указанный рисунок, «пытался добиться конкретного результата на выборах - чтобы люди голосовали против списка кандидатов от регионального отделения политической партии «Единая Россия». И значит, карикатура является агитационным материалом, а действия главного редактора газеты «Листок» - предвыборной агитацией.


5. Челябинская область. Журналисты стали участниками дела о карателях

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Выйдя после новогодних праздников на работу, журналисты газеты «Златоустовский рабочий» оказались в числе невольных свидетелей, проходящих по весьма странному уголовному делу. Двери своей редакции и типографии рано поутру они обнаружили оклеенными листовками националистического характера, с обращением «к славянам, людям труда, патриотам», подписанные «АРС», предположительно аббревиатура расшифровывается как Армия Российского Спасения.

Листовки призывали не повиноваться органам власти, повсеместно не платить за коммунальные услуги, составлять списки «жидов и врагов народа», записывать их адреса, приметы, телефоны, вывешивать в людных местах, а также вступать в карательные отряды АРС. В прокламациях указывалась даже предполагаемая зарплата, для рядового карателя - 57 тысяч, для офицера - 92 тысячи рублей. Часть листовок содержала списки горожан, приговоренных «трибуналом АРС» к расстрелу и повешению. Среди них оказались руководители города, прокуратуры, журналисты. Указывался и вид казни. А рядом с фамилией одного из сотрудников местной телекомпании, недавно погибшего в ДТП, значилось: расстрелян. Некоторые листовки были иллюстрированы свастикой и фотографиями с изображениями карательных операций.

Журналисты, не долго думая, посрывали листовки с дверей, полагая, что таковых экземпляров в ящиках горожан найдется еще множество. И написали об этом материал в своей газете, где рассказали всю историю в подробностях. Но вместо читательских откликов получили приглашения в УВД Златоуста и в прокуратуру.

- Нет, нас никто ни в чем не обвиняет, - рассказывает главный редактор «Златоустовского рабочего» Александра Хвостова, - но у следствия возникли вопросы, и нам предложили на них ответить. Как выяснило следствие, листовки были обнаружены только на наших дверях, более в городе их нигде не было и потому мы стали невольными участниками дела о «карателях». Оказывается, нам не нужно было срывать прокламации, на них наверняка остались пальчики расклейщиков-организаторов акции, а сразу вызвать милицию. Мы этого не сделали, и потому теперь должны давать показания, как, при каких обстоятельствах, кто обнаружил первым и так далее.

Расследование листовочного инцидента идет, правоохранительные органы пообещали журналистам, что обязательно поделятся с ними итогами следствия. Газетчикам самим любопытно, кому понадобилось их компрометировать. Чего хотели добиться организаторы фашистской акции?! Пошутить? Устрашить? Устроить массовый психоз? Или надеялись, что газета растиражирует их призывы в массовом порядке?



6. Свердловская область. Фавориты готовы к сокращениям

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Журналисты еще недавно обласканных свердловской властью «Областной газеты» и «Областного телевидения» готовятся к грядущим сокращениям. Новой губернаторской команде Александра Мишарина перед мартовскими выборами в региональный парламент нужны на ключевых должностях проверенные люди. Генеральный директор «ОблТВ» Мих уже уволен, известно, что и в газете будут сокращены порядка 10 журналистов.

Впрочем, на фоне прокатившейся в начале прошлого года волны массовых увольнений в изданиях Среднего Урала сокращения в «приближенных» к экс-губернатору Эдуарду Росселю СМИ выглядят шалостью. Ведь за этот кризисный год они не только не потеряли ни одной ставки, а наоборот приросли «жирком» на случай возможных сокращений. Так, в «Областной газете» как раз появились около десятка новых коллег... Да и на телевидении грех жаловаться на малочисленность штата.

Сейчас в этих областных «органах» изо всех сил стараются продемонстрировать лояльность новой власти. И это понятно, вакансий на рынке журналистского труда далеко не переизбыток. 



7. Архангельская область. Редакция отстояла право на гласность

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Редакция газеты «Вельск-инфо» отстояла свое право на гласность. Глава Вельского района Алексей Смелов обратился в суд с исковыми требованиями о защите чести, достоинства и деловой репутации и о компенсации морального вреда к редакции этого издания и автору статьи Константину Мамедову с требованиями взыскать в счет компенсации морального вреда 100 тысяч рублей. Однако исковые требования не были удовлетворены судом.

Как сообщает ИА РЕГНУМ, истец счел порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию слова: «промывание мозгов подрастающему поколению проводится за счет наших налогов - то есть денег из областного и районного бюджетов», «на проведение «нашистского» слета в «Орленке» будет потрачено более двух миллионов рублей из областного, районного, городского (Вельского) и сельского Муравьевского бюджетов», «они без вашего ведома выделили народные деньги из бюджета платным «активистам», «молодогвардейцам», «нашистам» и прочим юным карьеристам».

Суд пришел к выводу, что сведения, изложенные в статье, соответствуют действительности: из бюджетов муниципалитетов и бюджета области на проведение моложенного съезда были выделены денежные средства. «Статья является выражением субъективного мнения, негативной оценки ее автором и редакцией газеты действий по выделению бюджетных денежных средств. Выражение «промывание мозгов» является грубым, несущим негативный оттенок. Вместе с тем, использование этого метафорического термина является художественным средством выражения отрицательного отношения к соответствующему мероприятию, способом формулирования критики. Истец является политическим деятелем и должностным лицом, поэтому изложенные нормы относятся к нему в полной мере, в отношении него применимы нормы Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, сущность которой раскрыта выше», - пояснили в областном суде.

Вельский районный суд Архангельской области принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Смелов обжаловал решение суда первой инстанции. Однако судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда оставила его без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.



8. Челябинск. Главному редактору прислали свиную голову

В истории челябинской журналистики с представителями прессы происходило всякое. Но такое происходит впервые. Утром 31 января к двери квартиры главного редактора «UralDaily.ru» Андрея Корецкого была доставлена странная посылка с маркировкой «Почта России». На приклеенной этикетке значился домашний адрес челябинского журналиста с адресом отправителя: «ООО Память». Внутри коробки была обнаружена отрубленная свиная голова, под ней – фотография Корецкого с сайта «UralDaily.ru». Точно такие же посылки, с таким же содержимым были доставлены по домашним адресам матери и тёщи главного редактора информационного агентства.

Свиные головы были доставлены приблизительно в одно и то же время – в районе 9 утра. Подозревая, что в посылке находится взрывное устройство, Корецкий вызвал милицию, затем приехал ОМОН. Однако в ящике бомбы не было – зато щурилась заплывшими мёртвыми глазками окровавленная голова поросёнка. Взяты свидетельские показания, по результатам которого будет возбуждено уголовное дело. Дело взял под контроль начальник Милиции общественной безопасности по Тракторозаводскому району подполковник Егор Бредихин.

«UralDaily.ru», 31 янв



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 15 раз. В частности,

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1312179
http://www.themoscowtimes.com/news/article/vinlund-owner-fights-arrest-on-tax-charges/398295.html
http://grani.ru/Society/Media/m.173983.html
http://www.b-port.com/news/archive/2010-01-25-15/
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/8A102B9DD668A062C32576B3005C35CARus
http://www.civitas.ru/news.php?code=8475
http://www.inosmi.ru/social/20100126/157809102.html
http://media-day.ru/mixed/1944/
http://rugrad.eu/news/372237/
http://echo.msk.ru/news/652930-echo.html
http://inopressa.ru/article/27Jan2010/lemonde/france_russie.html
http://info.ifex.org/View.aspx?id=187629&q=180479448&qz=7a764b



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Крах милицейской операции «Газетный контрафакт»

 
Виктор Садовский,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Следственный отдел по городу Самаре следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ прекратил уголовное дело против редактора «Новой газеты (С)» Сергея Курт-Аджиева, возбуждённое 14 мая 2007 года по признакам статьи 146 части 2 УК РФ. В постановлении о прекращении уголовного преследования говорится: «… у следствия имеются основания для прекращения уголовного преследования Курт-Аджиева С.О. в связи с его непричастностью к совершению преступлений».

Напомним суть дела. 11 мая 2007 года в редакцию «Новой газеты (С)» и нагрянули милиционеры, якобы для проверки хозяйственной деятельности издания. Они изъяли все редакционные компьютеры, лишив тем самым газету возможности выходить в свет. Нашли «вещественные доказательства», дающие возможность возбудить уголовное дело по факту контрафактного использования программного обеспечения. Насчитали многотысячные убытки, якобы причинённые ряду фирм, в том числе всемирно известной «Майкрософт».

Тридцать три месяца длилось следствие, перемежавшееся судебными процессами. В результате мировым судом Октябрьского района Самары С. Курт-Аджиев был признан виновным в использовании контрафактного программного обеспечения и приговорён к 15 тысячам рублей штрафа.

Наступил второй этап нелегкой борьбы за честное имя. Сергею Курт-Аджиеву помогали известные правозащитники - адвокаты Василий Тарасенко из Самары и Ирина Хрунова из Казани. Они на всех этажах следствия утверждали, что их подзащитный к совершению преступления не причастен. Да и сам «обвиняемый» ни на минуту не прекращал доказывать, что он, простите, не верблюд. Хотя и не обязан был этого делать.

Точки над «i» расставили экспертизы. Первая из них действительно обнаружила в программном обеспечении компьютеров «Новой газеты (С)» контрафактную составляющую. Но подчеркнула: внесена она туда 12 мая 2007 года, тогда как компьютеры из редакции милиционеры изъяли … 11 мая. Те же результаты дала и повторная экспертиза, проведённая экспертно-криминалистическим центром при ГУВД Самарской области. В частности, в постановлении о прекращении уголовного преследования записано, что экспертиза «не дала однозначного ответа на ряд вопросов, имеющих существенное значение для дела, и подтвердила вмешательство неустановленных лиц в программное обеспечение исследуемых системных блоков».

Осталось найти в милиции этих «неустановленных лиц».


2. Старики оккупировали заводоуправление. Продолжение темы.

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Обманутые акционеры ОАО «ММК» провели очередную акцию протеста практически при полном молчании как магнитогорских, так и областных СМИ. Лишь одна независимая от региональных властей газета издательского дома «Провинция» вновь рассказала своим читателям об очередном скандально постыдном для властей инциденте.  

В 2009 году с октября по декабрь старики, считающие себя обманутыми акционерами Магнитогорского металлургического комбината, проводили голодовку. Мы писали об этом в дайджесте несколько раз (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/661#rus1 ). В лихие 90-е акции у них отобрали обманным путем, и их возврата пенсионеры, отработавшие на комбинате по двадцать пять лет, не могут добиться до сих пор. Прошли все суды и надзорные инстанции: бесполезно, справедливость никак не восторжествует. Тогда они решили голодать. На голодающих стариков не обращали никакого внимания, пока они не пригрозили, что выйдут на центральную площадь Магнитогорска и демонстративно, в знак презрения к своей стране, в которой невозможно добиться осуществления законного правосудия, сожгут свои российские паспорта. Тут городские власти с подачи руководства ММК, испугавшись, что сведения о необычной гражданской акции неповиновения уйдут «наверх», начали предлагать акционерам деньги. То одну сумму, то другую. Цифры обманутых вкладчиков не устроили, и они придумали акцию другую.
20 января 2010 года группа обманутых акционеров и некоторые из уволенных с ММК рабочих (уволенных, кстати, за поддержку обманутых вкладчиков) смогли прорваться через охрану комбината и занять главный вход заводоуправления. Люди расположились, кто сидя, кто лежа, возле входа в заводоуправление и выкрикивали лозунги «Верните наши акции!», «Позор руководству комбината, ущемляющего права рабочих и обманутых акционеров!»
Были переданы письма. Одно - члену Совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», вице-президенту по управлению собственностью ООО «Управляющая компания ММК» Сергею Кривощекову, в котором ему напомнили его собственную публикацию в 1999 году в газете «Магнитогорский металл», где он призывал акционеров ОАО «ММК» нести свои акции в фирму «Меком» (созданную руководством комбината для отъема акций у акционеров), и заверял, что с акциями ничего не случится. Второе- Александру Маструеву, вице-президенту ООО «Управляющая компания ММК» по персоналу и социальным программам - по поводу увольнения с комбината рабочего активиста, сопредседателя независимого рабочего профсоюза Андрея Романова.
К заводоуправлению руководителями комбината были стянуты вся городская милиция, органы безопасности комбината и промышленная полиция. И все то время, пока обманутые акционеры находились в заводоуправлении комбината, милиция и охрана комбината уговорами и запугиванием пытались помешать им проведению акции.
-Владимир Казанков, начальник охраны заводоуправления, лично не пропустил другую группу обманутых акционеров, пришедших на помощь к своим товарищам, когда те оккупировали заводоуправление, -рассказал ФЗГ пресс-секретарь Комитета обманутых вкладчиков Вадим Бородин, - неужели непонятно, что старики намерены идти до последнего, но добиться свершения правосудия. Сколько лет уже тянется эта постыдная история, эти люди в своей стране не могут добиться правды. Им осталось только в международный суд обращаться для восстановления своих прав.



НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Пермская краевая организация СЖР


Услышать друг друга

Василий Мосеев,
председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России

«Круглый стол» о проблемах информационной политики в сфере общественной безопасности прошел 28 января в пермском Доме журналиста. Организатор встречи – краевая организация Союза журналистов России.

Поводами стали трагическая смерть журналиста в Томске, ведомственные ограничения, факты непрофессионализма в работе со СМИ пресс-служб силовых ведомств с одной стороны, и их серьезные претензии к сотрудникам редакций, которые часто искажают, передергивают факты, пишут безграмотно.

Одна из организаторов этой встречи Елена Веселкова сделала контент-анализ региональных Интернет-сайтов за последние три дня. Выяснилось, что типичными главными новостями являются только криминальные: убийства, грабежи, разбои. А позитивных новостей в местной прессе почти нет… Криминализированная новостная политика не только в Интернете, но и в печатных СМИ, телевидении, радио в  очень серьезной степени влияет на общественное сознание населения, его поведение. Увы, но в Приволжском федеральном округе Пермский край по уровню преступности занимает первое место!

Журналисты и руководители пресс-служб силовых ведомств края попытались проанализировать информационную политику в регионе, причины взаимного непонимания СМИ и силовых структур.

Участники «круглого стола» при подведении итогов вначале хотели создать координационный совет, но потом решили все же главное внимание сосредоточить на обучении всех участников информационного процесса, то есть провести ряд обучающих семинаров, а затем вернуться и к идее совета.



2. Состоялся VIII региональный фестиваль забайкальской прессы

Марина Метелева,
собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В Чите прошел VIII региональный фестиваль забайкальской прессы «Регион-Медиа 2009». Открытие фестиваля ознаменовалось подведением итогов конкурса «Россия молодая», где призерами стали молодые журналисты краевых СМИ.

Во второй день прошел семинар «Об особенностях работы журналистов по сбору, обработке и распространению информации на правовую тематику», мастер-класс «Психологический аспект в подготовке журналистских материалов по антиалкогольной и антинаркотической тематике». Свои рекомендации журналистам дали специалисты-психологи центра «Семья». Более 170 публикаций районных и краевых печатных изданий, 15 телевизионных и 10 радио-сюжетов за прошедший год они отобрали для анализа.
Для журналистов была организована встреча с председателем Законодательного собрания края Анатолием Романовым. Прошел прием у губернатора края Равиля Гениатулина. А вечером прошли спортивные соревнования.

Также в рамках фестиваля в Чите состоялась встреча редакторов районных газет с заместителями председателя правительства края Геннадием Чупиным и Натальей Ждановой. Представители прессы рассказали о проблемах журналистики в муниципальных образованиях края. К сожалению, районная пресса испытывает давление со стороны власти, журналистам по-прежнему диктуют, как и о чем писать. «Редактор «районки» – как мальчик для битья. Не угоден – выдворяют вон, - поделились журналисты, - Нового редактора назначают, не спросив мнения коллектива газеты». Собственно, эти проблемы обсуждаются журналистским сообществом на каждом фестивале, но изменить что-либо просто невозможно. «Кто платит, тот и заказывает музыку».

Завершился фестиваль отчетно-выборной конференцией региональной организации Союза журналистов России, на которой было принято решение о переименовании Читинской областной организации Союза журналистов в Забайкальскую краевую. А также было выбрано новое правление. Председателем правления избрана аккредитованный корреспондент телекомпании НТВ в Забайкальском крае, главный редактор творческой мастерской Силы Головатого Оксана Жданова. «Ложкой дегтя», правда, стало намеренное неучастие в конференции журналистов Агинского бурятского округа, который с 2008 года вошел в состав Забайкальского края.

В последний день фестиваля также наградили лауреатов конкурса «Здоровая молодежь – будущее России». Победителями в своих номинациях стали: газета «Забайкальский рабочий», «Молодежная газета», газета «Эффект», ГТРК «Чита», телекомпания «Альтес», газета «Слава труду» Краснокаменского района, а также газета Красночикойского района «Знамя труду».



ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Уважаемые коллеги! Взываем о помощи, в которой зачастую в большей степени нуждаются маленькие СМИ.

В Аргаяшском районе (Челябинская область) приостановлена работа единственного независимого телеканала. Оператора телеканала «Амур-ТВ» не пустили в помещение, в котором находится передающее оборудование. Программа в эфир не вышла.
После инцидента удалось дозвониться до уфимских партнеров («Амур-ТВ» является корпунктом ГУП ТРК «Башкортостан» и вещает на канале БСТ). Там подтвердили, что на самом деле существует намерение приостановить вещание, о чем по почте выслано уведомление. Документ выслали по факсу и аргаяшцы, наконец, смогли узнать о причинах столь радикальных действий. В уведомлении значится: «В связи с обращением главы Аргаяшского муниципального района И.М. Валишина на имя заместителя премьер-министра Правительства РБ И.Г. Илишева и в ГУП ТРК «Башкортостан» РБ о нарушениях и проблемах в вопросах вставок местных программ «Амур-ТВ» на канале «БСТ» просим дать разъяснения на поставленные вопросы и жалобы»... И главное: «Доводим до вашего сведения, что с 01 февраля и до окончания разбирательств по данной проблеме ГУП ТРК «Башкортостан» РБ приостанавливает действие договора и ограничивает доступ к вещательному оборудованию в Аргаяшском районе на объектах оператора связи ОАО «СпутникТелеком».
К уведомлению прилагается само письмо главы района, в котором в качестве нарушений называются: «технические неполадки в качестве трансляции, имеются случаи исчезновения звука, затемненные кадры». Затем руководитель района выразил свою озабоченность тем, что местная программа перекрывает любимые программы БСТ и это не нравится населению. Затем должностное лицо заострил внимание на низком качестве программ и не постеснялся обозначить главную причину: «подается искаженная или даже полностью неверная информация о деятельности органов власти, о положении в районе, которая вызывает негативную реакцию у населения района». Ни одного подтверждения данных тезисов фактами в письме не содержится. Голословное обвинение стало причиной закрытия независимого СМИ.
В Аргаяшском районе существует только муниципальная районная газета «Восход» и также муниципальное телевидение «Аргаяш-ТВ». Разумеется, при таком раскладе на территории существуют только две точки зрения: официальная и неправильная. Открывшийся минувшим летом независимый телеканал сразу вызвал раздражение районной власти. Была и попытка его закрыть, но дело закончилось компромиссом. Однако конфликты стали возникать после каждого сюжета, который в той или иной степени касался проблем населения, прежде всего, коммунальных. Канал быстро стал популярным. Появилась обратная связь и обращения о новых проблемах.
Весть о закрытии канала вызвала бурную реакцию аргаяшцев, начался сбор подписей в поддержку телеканала. За два дня против закрытия выступило порядка пятисот жителей и процесс сбора продолжается.
Все прекрасно понимают, что истинная причина кроется как раз в начавшейся избирательной кампании. СМИ, не поющее дифирамбы действующей власти, никак не устраивает главу, который выдвинулся на второй срок. Выборы проходят, по сути, безальтернативные. После закрытия канала, буквально в последний час до окончания выдвижения, о своем намерении побороться за должность руководителя района заявил владелец телекомпании Амур Хабибуллин, который еще летом обещал действующему главе не делать этого взамен на снятие препятствий в работе телеканала.
К сожалению, ситуация тривиальная. Мы в очередной раз наблюдаем действие пресловутого административного ресурса.
Журналисты телеканала «Амур-ТВ» обращаются к коллегам и общественности за поддержкой. На самом деле, сельские СМИ наиболее уязвимы. Радикальные методы закрытия неугодных СМИ, как казалось, уходят в прошлое. Увы! Здесь надо все начинать сначала, ибо Аргаяшский район - территория непуганных чиновников, которые плевать хотели на права граждан, в том числе, на право получения достоверной информации.

Коллектив телекомпании «Амур-ТВ», 30 января. Контактный телефон 8 (35131) 2-13-57, 8-908-085-64-42



Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни