Дайджест
18 Января 2010 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 461


ТЕМА НЕДЕЛИ. Глобальная эрозия свободы.

РОССИЯ.
1. Республика Карелия. Редакция газеты «Кондопожский листок» выиграла шесть судебных процессов по одной публикации
2. Республика Дагестан. Минюст потребовал не нарушать закон в отношении журналистов
3. Республика Дагестан. Сотрудники ФСБ заставили фотокорреспондента  уничтожить снимки
4. Краснодарский край. Кто же в Сочи самый хитрый?
5. Республика Карелия. Министр финансов судится с газетами
6. Владивосток. Газету обвиняют в экстремизме

БЕЛАРУСЬ. Милиция обыскала квартиру журналиста Сергея Серебро

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. День российской журналистики
2. Праздник с привкусом горечи

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Коллектив брянской газеты «Десница» (ИД «Провинция») помог собрать деньги для ребенка-инвалида
2. В Чите награждены лауреаты конкурса журналистских работ в области соблюдения прав человека

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.




ТЕМА НЕДЕЛИ. Глобальная эрозия свободы.

Независимая правозащитная организация Freedom House обнародовала 12 января свой ежегодный доклад, в котором оценивается ситуация с политическими правами и гражданскими свободами в странах мира. Документ называется «Глобальная эрозия свободы».

«Эрозия в свободе имела место в течение года, отмеченного усиленной репрессией против защитников прав человека и активистов демократии многими из самых сильных авторитарных режимов в мире, включая Россию и Китай», - считают составители доклада.

Ухудшение ситуации с политическими правами и гражданскими свободами были зафиксированы в 40 странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и бывшего СССР. В докладе Freedom House говорится, что «авторитарные государства, включая Иран, Россию, Венесуэлу и Вьетнам, стали более репрессивными». Ухудшение положения со свободой отмечается также в странах, где ранее были зарегистрированы положительные тенденции - в Бахрейне, Иордании, Кении и Кыргызстане, который переместился из «частично свободных» стран в число «несвободных». Эксперты объяснили это перемещение следованием «репрессивному курсу». Азербайджан, Беларусь, Таджикистан, Казахстан и Россия также отнесены к группе «несвободных» - авторы доклада понизили рейтинг нашей страны за нарушения на выборах, сокращение религиозных свобод, государственный контроль над трактовкой истории, а также за убийства правозащитников и журналистов. А Туркмения и Узбекистан вошли в число худших из «несвободных» стран, оказавшись там вместе с Бирмой, Экваториальной Гвинеей, Эритреей, Ливией, Северной Кореей, Сомали, Суданом и Тибетом.


«Результаты этого года отражают растущие давления на журналистов и СМИ, ограничения на свободу ассоциаций, репрессии против гражданских активистов», - подчеркивается в докладе.

«Несвободными» в 2009 году эксперты Freedom House назвали 47 стран; «частично свободными» - 58, а «свободными», среди которых преобладают страны Западной Европы и Северной Америки, названы 89 государств.



РОССИЯ.

1. Республика Карелия. Редакция газеты «Кондопожский листок» выиграла шесть судебных процессов по одной публикации


Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Редакция газеты «Кондопожский листок» вышла победителем из затяжного судебного конфликта. Шестеро кандидатов в депутаты Советов поселений Кондопожского района осенью прошлого года обратились с исками в суд на редакцию газеты считая, что в публикации о выборах была задета их честь. Истцы требовали опровержения фрагментов статьи и денежной компенсации морального вреда - в сумме на пятерых они просили 143 тысячи рублей (один из кандидатов не предъявил материальных претензий). Необычность ситуации заключалась в том, что в публикации не упоминалось ни одной фамилии, а рассказывалось о том, что во власть массово идут работники Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината (что было правдой, данный факт не оспаривался в суде).

Суд, рассмотрев первых два исковых заявления, установил, что оспариваемые фразы никого не порочат, а главное - ни к кому конкретно не адресованы. На этом основании истцам было отказано в удовлетворении требований. Оба проигравших, поняв бессмысленность дальнейшей тяжбы, решение суда первой инстанции не оспаривали, хотя, рассказывает редактор газеты Сергей Кононов, через посредников выходили на него, пугая затяжным процессом и предлагая пойти на мировую, что ими понималось как публикация опровержения. Редактор этого не сделал и судебный процесс на том иссяк. Остальные четверо истцов, видя как пошло дело (а все шесть заявлений были написаны, как говорится, под копирку), в судебное заседание просто не явились, по причине чего суд оставил их заявления без рассмотрения. 



2. Республика Дагестан. Минюст потребовал не нарушать закон в отношении журналистов

Журналист дагестанского издания «Черновик» Магомед Магомедов сообщил Фонду защиты гласности, что Управление Минюста РФ по Дагестану призвало местное отделение партии «Единая Россия» не нарушать российское законодательство и предоставить журналистам «Черновика» данные о членах партии, входящих в политсовет регионального отделения, так как это не является гостайной, и отказ в предоставлении информации нарушает закон РФ о СМИ и Конституцию России.

Как рассказал М. Магомедов, ранее руководство дагестанского отделения партии «Единая Россия» отказывало газете «Черновик» в предоставлении списка политсовета ДРО партии. Руководитель исполкома Ибрагим Ибрагимов ссылался на то, что эти сведения являются служебными и разглашению не подлежат. На неоднократные просьбы сотрудников «Черновика» предоставить сведения от руководства партии следовал жесткий отказ. И даже рекомендации федерального руководства партии на месте не исполнялись.

Тогда издание обратилось в правоохранительные органы. В итоге Минюст Дагестана направил руководству партии официальное обращение, в котором указал, что И. Ибрагимов нарушает Конституцию РФ, ФЗ «О политических партиях», Закон РФ «О СМИ», а также Устав партии «Единая Россия».

Накануне Нового года «Черновик» получил ответ: «Минюст РФ, Управление Минюста РФ по Дагестану. Руководителю Исполкома ДРО ВПП «Единая Россия» Ибрагиму Ибрагимову. Копия и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры РД, ст. советнику юстиции Н. К. Салихову. Письмо от 29.12.2009 г. № 05-03/3140 ... Согласно ст. 40 закона «О СМИ», отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Так как запрашиваемая информация не относится к категории тайн, отказ в предоставлении информации о составе политсовета ДРО ВПП «Единая Россия» является незаконным. С учетом изложенного просим предоставить информацию о составе политсовета ДРО ВПП «Единая Россия». Начальник Управления А. А. Гусейнаев».

3. Республика Дагестан. Сотрудники ФСБ заставили фотокорреспондента  уничтожить снимки

Дмитрий Флорин,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Махачкале 13 января была оцеплена улица перед зданием республиканского управления ФСБ. Фотокорреспондент Руслан Алибеков по просьбе издания «Черновик» фотографировал, как с КАМАЗов выгружают бетонные блоки, которыми спешно перекрывали проезжую часть. Однако через некоторое время к Альбекову подошли сотрудники ФСБ и заставили его стереть фотоснимки.

«Я сфотографировал, как они перекрывали улицу. Там стояли КамАЗы, которые перекрыли улицу напротив здания ФСБ. Здание ФСБ я не снимал. Я им говорю, мол, вашего здания нет на снимках. А они все равно – удаляй, и все», - говорит Алибеков.

По его словам, сотрудники ФСБ задерживали его дважды. Оба раза журналист предлагал силовикам взять фотоаппарат и стереть снимки, однако те сделать это отказались, но все же заставили удалить фотокадры. Как рассказал корреспонденту Фонда защиты гласности сам Альбеков, требования сотрудников госбезопасности, по сути, не имели смысла, так как с любой карты памяти восстановить данные не составляет труда. Р. Альбеков сообщил, что сотрудник ФСБ, который требовал стереть фотоснимки, вел себя достаточно вежливо, но был настойчив. «А рядом стояли двое с автоматами. И куда деваться? Я-то эти фото все равно восстановлю, но я не понимаю – зачем это все нужно было вообще?», - заявил Р. Алибеков.



4. Краснодарский край. Кто же в Сочи самый хитрый?

Виктория Ташматова,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В июле 2006 года сразу несколько СМИ города Сочи опубликовали один и тот же критический материал о главном редакторе старейшей сочинской газеты «Черноморская Здравница» Сергее Белове. Материал назывался «Кто же в Сочи самый хитрый?» и был подписан псевдонимом «братья Вайнер». Белова обвиняли во всех смертных грехах в самых нелицеприятных выражениях, и явно защищали действия чиновников администрации Сочи, которые не раз становились объектами справедливой критики «Черноморки». Редактор «ЧЗ» обратился за защитой чести и достоинства в суд.

Три года Сергей Белов и его представитель Михаил Беньяш добивались от суда Центрального района Сочи принятия иска о защите чести и достоинства в производство. Председатель суда Центрального района постоянно отписывал один и тот же иск одному и тому же судье, - Валерию Слуке, а тот отказывал С. Белову в защите доброго имени. Первый раз судье показалось, что С. Белов отстаивает свою честь в качестве юридического лица и он своим определением послал заявителя в арбитраж. Потом судье померещилось, что госпошлину оплатил не С. Белов, а кто- то другой. Затем судья вообще отказал в рассмотрении иска, указав, что это дело не в компетенции суда. Три отказа судьи Валерия Слуки три раза отменяла вышестоящая инстанция. Наконец, сам председатель краевого суда А. Чернов обратил внимание на ничем не оправданную волокиту, собрал Президиум из восьми судей и совместно с ними 15 июля 2009 года вынес частное постановление суда надзорной инстанции, которым постановил: «Обратить внимание судьи В. Слуки на допущенные существенные нарушения норм процессуального права, повлекшие вынесение незаконных судебных постановлений. Об изложенном довести до сведения председателя суда Центрального района Сочи и предложить частное постановление обсудить на оперативном совещании судей».

После «обсуждения», на третий год волокиты, правда восторжествовала. 16 сентября 2009 года состоялось решение судьи С. Мартыненко, которым он удовлетворил иск С. Белова и обязал причастные к распространению ложных сведений СМИ опубликовать опровержение. 13 ноября 2009 года судебным приставом - исполнителем К. Жаглиной было даже возбуждено исполнительное производство. Но исполнить его помешало заявление в суд главного редактора МУП «Новости Сочи» Владимира Шаповалова «о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы». Более чем через три месяца (вместо 10 дней, положенных на обжалование по закону) судья Вадим Агеенко прервал исполнительное производство, удовлетворив заявление В. Шаповалова, тем самым фактически отменил вступившее в законную силу решение судьи С. Мартыненко. Основанием для отмены послужило заявление нового редактора муниципальной газеты Владимира Шаповалова о том, что якобы «редакция МУП «Новости Сочи» была введена в заблуждение по поводу сроков обжалования».

- Несмотря на долгий судебный путь к чести и достоинству, народного признания ни у «Черноморки», ни у ее редактора, ни у коллектива не отобрать никому. Даже тем, кто спрятался за спину братьев Вайнеров - уверен Сергей Белов.



5. Республика Карелия. Министр финансов судится с газетами

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Министр финансов Карелии Сергей Михайлов обратился в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением, решив разом наказать сразу две редакции республиканских газет - «Московского комсомольца в Карелии» и «Карельской губернии». Оба издания подробно освещают судебный процесс, в котором фигурантом выступает министр.

Судебный конфликт возник между семьей гражданина Михайлова и товариществом собственников жилья дома, где проживают Михайлов с супругой. Возникла запутанная ситуация с оплатой ими коммунальных услуг, в результате управдом В. Медведев обесточил квартиру Михайловых. С этого и началась судебная эпопея. Суд признал правоту управляющего домом, потом это решение было обжаловано и отменено, в результате дело вернулось на новое рассмотрение. Потом выиграл министр Михайлов.

Скорее всего, СМИ не были бы столь внимательны к рядовому коммунальному конфликту, если б в центре не оказались два известных в Петрозаводске человека. Первый - это член правительства Карелии Михайлов. А второй - депутат Петрозаводского горсовета Медведев. Разумеется, СМИ извещали читателей о каждом новом судебном витке. Существо коммунально-финансового разногласия жильцов с ТСЖ мы пропускаем, и сообщим лишь о том, что вовлекло в процесс редакции газет - уже не в качестве наблюдателей, а ответчиков.

Претензии С. Михайлова вызвали несколько фраз. В одной цитируется заявление управдома В. Медведева о том, что С. Михайлов будто бы угрожал ему и послал куда подальше (об этом сообщила «Карельская губерния»), а вторая оскорбившая министра фраза является эмоциональной репликой, которую он позволил себе в разговоре с журналистом «Московского комсомольца в Карелии». Комментируя по телефону факт отключения в его квартире электричества, С. Михайлов заявил, что «набьет морду управдому». Свидетелем телефонного разговора были еще несколько редакционных журналистов (телефон работал в режиме громкой связи), однако на диктофон разговор с министром не записали.

Министр утверждает, что упомянутые сведения не соответствуют действительности и порочат его, он требует опровержения и компенсации морального вреда: с каждой редакции по 100 тысяч рублей. Объясняя размер материальных претензий, С. Михайлов пишет в заявлении, что он является представителем публичной власти, и потому пострадал он не только как гражданин, но и как должностное лицо.

Тем временем попытки товарищества собственников жилья взыскать с Михайлова долги (их накопилось около 60 тысяч рублей) оказываются безрезультатными. ТСЖ опять подготовило исковое заявление в суд на жильца С. Михайлова. Так что дело будет продолжено. И редакции, уже попавшие в суд в качестве ответчиков, будут теперь с еще большим интересом наблюдать за процессом.



6. Владивосток. Газету обвиняют в экстремизме

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

«За нами пристально следят и ищут повод, чтобы придраться и закрыть газету», - таково мнение Ирины Гребневой, редактора газеты «Арсеньевские вести» по поводу предупреждения об экстремистской деятельности, вынесенного изданию Роскомнадзором.

Поводом для вынесения предупреждения стала иллюстрация к статье «Горемычные жертвы ЖКХ», опубликованной «Арсеньевскими вестями» 16 декабря 2009 года. Иллюстрация, взятая с сайта karikatura.ru, изображает флаг с искаженными буквами ЖКХ, превращающимися в изломанную свастику. Естественно, никакого прославления или сознательного распространения фашистской символики в этой иллюстрации нет. Однако кто-то увидел повод для обвинения оппозиционной газеты в экстремистской деятельности.

В результате Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на основании Закона «О противодействии экстремистской деятельности» вынесла редакции газеты «Арсеньевские вести» письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Официального письма редактор газеты до сих пор не получила. На вопросы корреспондента ФЗГ И. Гребнева отвечает: «Никакого прославления нацизма в нашей публикации не было и быть не могло. В статье шла речь о злоупотреблениях в системе ЖКХ, о том, что необоснованно завышаются счета за горячее водоснабжение, а иллюстрацией мы хотели показать, что наша система ЖКХ бесчеловечна, как и фашизм». И. Гребнева считает обвинения надуманными, и намерена обжаловать вынесенное предупреждение.


БЕЛАРУСЬ. Милиция обыскала квартиру журналиста Сергея Серебро

13 января в квартире витебского фотожурналиста, редактора интернет-газеты «Народныя навіны Віцебска» Сергея Серебро прошел обыск, передает БелаПАН. Ни сам журналист, ни его супруга не присутствовали во время обыска в квартире, которую они арендуют.

Как сообщил Сергей Серебро, днем его жене позвонила владелица квартиры. Женщина сказала, что сотрудники милиции забрали ее с работы для того, чтобы она открыла квартиру, где они намерены произвести обыск. Что именно будут искать, ей не сообщили.

Не исключено, что обыск проводился в связи с «делом Сергея Коваленко», вывесившего 7 января на верхушке новогодней елки в Витебске бело-красно-белый флаг. Этот флаг, провисевший около 15 минут, был сфотографирован Сергеем Серебро. По его словам, сегодня утром ему звонила следователь УВД Витебского облисполкома, которая приглашала его для беседы по поводу фотографий новогодней елки с поднятым над ней бело-красно-белым флагом. Однако журналист отказался прийти, пока ему не придет официальная повестка.

По предварительной информации, из квартиры Серебро изъяли два компьютера с фотоархивами и фотоаппарат.

Фотографии новогодней елки на площади Победы в Витебске с бело-красно-белым флагом на макушке, кроме сайта «Народныя навіны Віцебска», появились в ряде белорусских и российских СМИ.

«Белоруские новости», 14 января


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.svobodanews.ru/archive/ru_news_zone/20100113/17/17.html?id=1928362
http://www.svobodanews.ru/content/article/1928367.html
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/52BB2A5F2A50B323C32576AA0044942ARus
http://echo.msk.ru/programs/speakrus/647623-echo/
http://www.dayudm.ru/news/2010/01/18/46685/
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=6131
http://www.polit.ru/news/2010/01/15/piket.html



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. День российской журналистики


Константин Мамедов,
редактор газеты «Вельск-инфо» (Архангельская область)

Вроде бы праздник, тем более совпадающий со Старым Новым годом, есть повод выпить еще один бокал шампанского. Однако что-то не весело. Нет не только ощущения праздника, скорее есть повод для грустного прощания с остатками былой гласности и свободы слова…

Теперь властям даже не нужно никакой цензуры, не нужно контролировать журналистов или ограничивать телезрителей /слушателей/ читателей в выборе информации. Мы уже достигли такой стадии холопства, когда журналисты добровольно обслуживают власть, а их аудитория и не требует ничего другого. Спрос на свободное слово уменьшается с катастрофической скоростью. Людей уже успели приучить к дешевым развлечениям, попсе, гламуру, к иным обывательским ценностям. Как недавно образно заметил один из публицистов: «Россия оказалась в глубоком обмороке». Вместо чести, совести, стремления к справедливости, к защите собственного достоинства народу навязали идеологию потребительства, корысти, карьеризма, приспособленчества. Журналистика в такой общественной атмосфере уступила место информационному обслуживанию власть имущих и развлечению их подданных…

Если говорить об Архангельской области, то в прошлом году мы потеряли последнюю общеобластную (хоть и малотиражную) более или менее независимую газету «МК в Архангельске». Ее, как и «Правду Севера», которая также иногда позволяла себе критиковать власть, купили структуры, близкие к «Единой России». «Правда Северо-Запада» Ильи Азовского время от времени тоже печатает громкие материалы, но эта газета явно ангажирована и непоследовательна. Приостановлен выпуск «Нового Региона». Из печатных СМИ во всей Архангельской области осталась лишь одна реально независимая, оппозиционная газета «Вельск-инфо».

Кроме того, есть пять областных интернет-сайтов, которые я очень рекомендую нашим читателям, интересующимся событиями, происходящими в Архангельске и в области: "Позорный столб" (http://pozornistolb.okis.ru/), "Кочегар" (http://kochegar.com/), "Архангельск Александра Гревцова" (http://alexander.grevtsov.ru/), "Архсвобода" (http://arhsvoboda.ucoz.ru/) и RUSNORD (http://www.rusnord.ru/).

С праздником вас!

Полную версию см. http://www.gdf.ru/lenta/item/1/692 



2. Праздник с привкусом горечи

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Накануне Дня российской печати, президиум Сахалинской областной организации Союза журналистов РФ подвел итоги творческого конкурса им. А.Чехова. Он существует уже 45 лет и считается самым престижным конкурсом в островной журналистике. Стать лауреатом чеховского конкурса хотели многие. Не столько ради диплома и денежной премии, прилагающейся к нему, сколько из-за весьма ощутимого признания. Результаты конкурса всегда придавали гласности все СМИ, лауреатов чествовали на виду у приглашенных гостей – VIP- персон, у них брали интервью. Особо поощрялись острые материалы и публицистика в защиту журналистского сообщества. Жюри заседало иной раз по три дня, чтобы из нескольких сотен газетных вырезок, дисков и кассет с теле-радио-записями выбрать пять-шесть победителей номинаций.

Сколько в течение этих 45 лет народилось параллельных конкурсов – попытался стать весомой альтернативной организацией Медиасоюз, конкурс на приз губернатора, всякого рода ведомственные поощрения….В денежном выражении они бывали куда как весомее «чеховского», но последний все равно оставался самым-самым. Ведь настоящее признание для любого журналиста, кто бы что ни говорил, это признание именно коллег – его получить гораздо труднее, чем признание читателя или зрителя.
В этом году все было по-другому.
Вместо нескольких сотен работ на столе лежало десятка два. Раньше бы многие из них и не обсуждали: это были профессионально сделанные, но все-таки рядовые корреспонденции. Из районов не было ни одного материала! А в Сахалинской области 11 районов и в каждом одна-две газеты и обязательно телеканал… С натяжкой нашли, чем забить номинацию «Репортаж», а вот молодого автора, способного попасть под номинацию «Дебют», так и не оказалось.

Неслыханно – жюри заседало лишь час. Невиданно – 13-го, в день праздника, толпа разошлась из ресторана почти сразу после вручения премий. Несмотря на хороший стол (спасибо меценатам), несмотря на живую музыку. Раньше не расходились до полуночи – так интересно было общаться друг с другом! Сейчас общаться журналисты друг с другом не хотят. Словно заранее знают, что каждый может сказать. А ведь действительно, только за последние три года в области закрылись две оппозиционные газеты, а одна поменяла свою направленность. Незадолго до Нового года перестало выходить сахалинское приложение к «Аргументам и фактам», по сути, исчезло и местное приложение к «Комсомольской правде», «начинку» для него теперь делает информационное агентство, принадлежащее областной администрации. Когда журналисты берут информацию из одних источников, кормятся из одних рук, они неинтересны друг другу.  

Лина Аверичева, прежний многолетний председатель областной организации Союза журналистов РФ, член президиума:
- Я в шоке. Хочу даже написать заявление и выйти из президиума. Так и хочется сказать: журналистика умерла. Разные периоды были у чеховского конкурса – в 90-е годы, например, мы не могли найти спонсоров для премий… Но какая же была в эти годы замечательная журналистика! Мы, члены жюри, спорили до хрипоты, ссорились, обижались друг на друга, потому что трудно было доказать почему одна блестящая работа лучше другой, такой же блестящей. Мы кидались на выручку друг другу, мы ждали этого праздника, жаждали услышать друг друга! А сейчас главная отличительная особенность конкурса: низкий профессиональный уровень, который, я считаю, вытекает из экономической ангажированности журналистов.

Любовь Касьян, нынешний председатель:
- Знать бы, как выживают, борются другие местные организации Союза… Увы, за три года моей работы Союз журналистов ни разу не поинтересовался, как мы живем, не пригласил сахалинцев ни на один семинар, встречу, конференцию. Только на этот пресловутый «бал прессы», да и то с настойчивой оговоркой: проезд, входной билет, размещение - за свои деньги…


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Коллектив брянской газеты «Десница» (ИД «Провинция») помог собрать деньги для ребенка-инвалида


На 47 тысяч рублей – не подъемную для малообеспеченной семьи сумму – родители Георгия Чепинского смогли купить своему сыну нейроортопедический пневмокостюм, необходимый для реабилитации больных церебральным параличом.

Георгий Чепиницкий 14 лет провел в инвалидном кресле. Когда газетчики узнали об этой семье, на страницах «Десницы» объявили специальную акцию. С помощью пожертвований горожан удалось собрать необходимую сумму, на которую и был приобретен заветный костюм. 4 января 2010 года Георгий, хотя и с трудом, но самостоятельно сделал первые в своей жизни шаги. Разработчики костюма гарантируют, что с его помощью ребенок сможет овладеть собственным телом и научится частично обслуживать себя. Движения рук и ходьба будут способствовать развитию головного мозга, что очень важно для больных церебральным параличом. В результате человеку станет легче разговаривать, а окружающим – понимать его.

Журналисты «Провинции» регулярно проводят акции в поддержку малообеспеченных семей. И успели убедиться: отзывчивых людей в стране много. При этом на вопрос, задаваемый пытливыми корреспондентами всем участникам акций, что движет человеком, который помогает другому, как правило, все отвечают одинаково: «Потому что нужно помогать». 

 Пресс-служба ИД «Провинция»


2. В Чите награждены лауреаты конкурса журналистских работ в области соблюдения прав человека

В Чите 13 января состоялась церемония награждения лауреатов IV регионального конкурса журналистских работ в области соблюдения прав человека «Острые перья Забайкалья-2009».

Редактор газеты «Читинское обозрение» Николай Черняев удостоился диплома в номинации «Влиятельная журналистика». Статьей «Земля разорения» он напомнил всем, как обязана реагировать на критику в прессе наша власть. Чиновники Забайкалья вынуждены были публично оправдываться и отменить грабительскую методику расчета арендной платы за землю, которая могла разорить многих предпринимателей в крае. Журналист Андрей Коптеев (газета «Экстра») победил в номинации «Журналистское расследование». Эту награду он получил за серию статей о приближенной к губернатору Забайкалья чиновнице, которая отняла квартиру у пенсионерки и обманула государство, за что в итоге предстала перед судом. Такой финал, по мнению жюри конкурса, стал возможен только благодаря пристальному вниманию к этой истории прессы и общества. В номинации «Правовая журналистика» лауреатом конкурса стала Ксения Перминова («Комсомольская правда» - Чита»). В 2009 году эта журналистка запомнилась публикациями актуальных статей в защиту прав человека в Забайкалье. Победу в конкурсе одержала и Екатерина Шайтанова, редактор информационного агентства «Чита.ру». Она получила диплом в номинации «Независимая журналистика». Публикации Екатерины отличаются смелым и острым взглядом на общественно-значимые события Забайкалья.

Все лауреаты конкурса наряду с дипломами получили и денежные премии.



ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

В ФЗГ 13 января обратилась главный редактор газеты «Котовский Вестник» (Волгоградская область), директор МУ «Редакция газеты «Котовский Вестник» Т. Сухорученко. Она сообщила:

«31 декабря 2009 года в один день с незаконным закрытием и опечатыванием всех помещений редакции газеты "Котовский Вестник" в г. Котово комиссией администрации г. Котово при отсутствии «Положения о порядке проведения служебных проверок» был составлен акт служебной проверки МУ "Редакция газеты "Котовский Вестник" (утвержден главой г. Котово Яковенко А.Н.), в котором делаются не основанные на законе выводы.
В частности, в акте утверждается, что доплата работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующего работника, должна была якобы производиться в соответствии с Разъяснениями Госкомтруда СССР 30, ВЦСПС 39 от 29.12.1965 года, где предусмотрена выплата разницы в окладах.
Однако согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ, «правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу".
В отличие от упомянутого Разъяснения Госкомтруда от 1965 года Трудовой кодекс РФ в ст. 151 иначе регулирует вопрос доплаты при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Там сказано: "Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы".
Таким образом, «Разъяснения» противоречат новому трудовому законодательству. Специалисты комиссии этого не учли и сделали необоснованный расчет возврата денежных средств.
На этом основании работникам редакции не выплачивается заработная плата за декабрь 2009 года. Со слов главы города, заработная плата будет выплачена при условии, если редактор вернет "переплаченные" средства.
Кроме того, комиссия, превышая свои полномочия, делает вывод: "привлечь директора к дисциплинарному взысканию в виде увольнения". Согласно ст. 192 ТК РФ привлечь работника к дисциплинарной ответственности имеет право только работодатель. Комиссия работодателем не является.
Считаю названную проверку частью спланированной акции с целью незаконного закрытия редакции и увольнения главного редактора.
С учетом вышеизложенного, прошу провести экспертизу оспариваемого акта на предмет законности как самой проверки и легитимности комиссии, так и выводов, изложенных в акте. Обязать администрацию города выплатить заработную плату работникам редакции за декабрь 2009 года. Привлечь виновных к установленной законом ответственности.

Кроме ФЗГ, заявление Т. Сухорученко направлено в прокурору Волгоградской области, а также в Комитет по печати и информации администрации Волгоградской области, в Управление Роскомнадзора по Волгоградской области, в Комитет по труду и занятости администрации Волгоградской области, в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области, прокурору Котовского района и главе городского поселения Котово (для сведения).




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни