Дайджест
28 Декабря 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 459


РОССИЯ.

1. Пермский край. Газета не разжигала межнациональную рознь!
2. Мурманск. Отключено вещание двух местных телеканалов
3. Архангельская область. Пожар в редакции оппозиционной газеты
4. Республика Дагестан. Уволен редактор муниципальной газеты
5. Екатеринбург. Ответ на милицейский окрик

КИРГИЗИЯ
. Скончался журналист Геннадий Павлюк

ГРУЗИЯ
. Погром в редакции оппозиционной газеты

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
. Предупреждение неугодным




РОССИЯ.

1. Пермский край. Газета не разжигала межнациональную рознь!


Василий Мосеев,
член научно-консультативного совета при управлении Роскомнадзора по Пермскому краю

К такому выводу пришел научно-консультативный совет при управлении Роскомнадзора по Пермскому краю после анализа публикаций в газете «За человека» (учредитель – Пермский региональный правозащитный центр) под общим названием «Дело о карагайских березках – год спустя». Над газетой нависло обвинение прокуратуры в разжигании межнациональной розни.

В ночь с 18 на 19 мая 2008 года в селе Карагай возле кафе «В березках» произошла массовая межнациональная драка. Приехавший наряд милиции никаких мер не предпринял. Более того, один из милиционеров, Шамхан Арсаналев, принял участие в драке на стороне группы уроженцев Кавказа, избил двух местных жителей. Уголовные дела по факту массовой драки были возбуждены лишь после публикаций в СМИ – одно в августе и еще два - в сентябре, а 18 января 2009 года расследование было прекращено «ввиду неподачи потерпевшими заявлений».

В те дни именно редакция газеты «За человека» сообщила, что это всего лишь один из целого ряда конфликтов на межнациональной почве в этом районе. А суть проблемы, как это часто бывает, не во взаимоотношениях представителей разных наций, а в сложившихся производственных взаимоотношениях в районе. Здесь действует более 80 лесопилок, и все они принадлежат только выходцам с Кавказа. Соответственно, район буквально наводнили гастарбайтеры, которые хищнически вырубают леса. Но вот удивительно: в местные бюджеты от их деятельности деньги почти не поступают!

На фоне безработицы среди местных жителей и занятости гастарбайтеров, многие из которых находятся в районе нелегально, и возникла взрывоопасная ситуация. Автор статьи «Дело о карагайских березках – год спустя» привел факты нанесения увечий, избиения гостями с Кавказа местных милиционеров, обычных граждан.

Однако, местные власти и правоохранительные органы всячески препятствуют глубокому анализу в СМИ созданной ими же ситуации, боятся малейшей огласки, общественного резонанса. Возможно, здесь есть и коррупционные интересы: если лесопилок так много, то почему в бюджеты разных уровней не поступают деньги, а в районе полно нелегалов? Все эти вопросы проанализированы в газете «За человека». По выводам экспертов, а среди них лингвисты, юристы, социологи, в публикациях газеты поднята суть созданных при попустительстве властей проблем. Но причем же здесь издание, если даже через год практически ни один актуальный вопрос как производственных, так и межнациональных отношений в районе так и не решен?

2. Мурманск. Отключено вещание двух местных телеканалов

Елена Ларионова,
председатель правления международной ассоциации журналистов «Баренц Пресс»

В Мурманске 23 декабря не вышли в эфир программы двух популярных телеканалов – «ТВ-21» и «ТНТ-Блиц». Трансляция была прервана перед выходом в эфир программы новостей.

Владелец кабельных сетей, по которым осуществляется вещание, предприятие «Мурманские мультисервисные сети», требует повышения ежемесячной оплаты до 500 тысяч рублей, что почти в 170 раз больше прежних платежей.

«Сумма в 500 тысяч - это тот порог, который позволяет кабельному оператору по своему усмотрению просто убрать из своей сети местный канал, который ему по каким-либо причинам не нравится. И это делается в ущерб интересам мурманчан», - заявила генеральный директор «ТВ-21» Светлана Солдатова. А генеральный директор «ТНТ-Блиц» Марина Шувалова рассказала: «Мы попросили предоставить смету или какое-то экономическое обоснование, за что мы должны платить эту сумму. И почему именно наши два канала — «ТВ-21» и «Блиц» столь дороги для кабельных сетей в содержании. На что нам сказали, что никакой сметы предоставлено не будет».

Размер платы, по мнению М. Шуваловой и С. Солдатовой, является неоправданно завышенным, и такая мера есть не что иное, как попытка вытеснить телеканалы «ТНТ-Блиц» и «ТВ-21» с медиа-рынка областного центра, а не спор хозяйствующих субъектов.

Политическую остроту конфликту придает тот факт, что владелец кабельной сети фактически стоит за вещанием другого телевизионного канала, который называется «Арктик-ТВ». Этот канал активно вмешивается в политическую жизнь региона, выступая на стороне одной из борющихся за власть группировок.

С прекращением выхода в эфир «ТВ-21» и «Блиц» значительная часть зрителей Мурманска также лишилась возможности смотреть трансляции центральных российских каналов СТС и ТНТ. Эти каналы представлены в регионе на тех же частотах, что и лишившиеся выхода в эфир два местных канала.

По мнению журналистских коллективов, данный факт является ни чем иным, как введением в Мурманске цензуры. «Мы надеемся, что этим займутся соответствующие органы, в том числе Союз журналистов России, Фонд защиты гласности, а также прокуратура России»,- говорится в информационном сообщении, размещенном на сайтах отключенных телеканалов.

Генеральный  директор  предприятия «Мурманские мультисервисные сети» Юлий Бергер категорически не согласен с подобной постановкой вопроса. «Мы коммерческое предприятие и не можем работать себе в убыток, - заявляет он.- Руководству и владельцам каналов не следует нагнетать истерию вокруг сложившейся ситуации: мы их не лишали эфира, не вмешивались в работу редакций. Мы просто защищаем свои экономические интересы. Каналы транслируются на область, а мурманчане могут их смотреть, используя другие технические возможности, помимо кабельных сетей».

3. Архангельская область. Пожар в редакции оппозиционной газеты

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Вельске около 6 часов утра 24 декабря произошел пожар в здании, где располагается редакция независимой газеты «Вельск-инфо».

Старинный двухэтажный деревянный дом, представляющий историческую ценность, находится в самом центре города. Кроме оппозиционной газеты, в нем расположен магазин, торгующий сувенирами. В помещениях, арендуемых «Вельск-инфо», также размещается офис демократических движений «Важский край» и «Солидарность».

Как сообщили сайту News29 в пресс-службе регионального демократического движения «Важский край», возгорание произошло ранним утром. Сторож редакции почувствовал запах дыма, а вскоре сработала и сигнализация. Пожарный расчет прибыл на место происшествия оперативно и в течение трех часов боролся с огнем и сильным задымлением. К 10 часам пожар был потушен. Соответствующие службы занимаются выяснением причин происшествия. Никаких комментариев или версий от официальных лиц пока не последовало.

В июне 1999 года, во время фестиваля «Кириллов день», здание редакции газеты «Вельск-инфо» уже было подвергнуто нападению. Неизвестные злоумышленники разбили окна и забросали редакционные помещения бутылками с зажигательной смесью. Тогда расследованием поджога занимались прокуратура и спецслужбы, но виновные так и не были установлены.

4. Республика Дагестан. Уволен редактор муниципальной газеты

Саида Султанова,
директор АНО «Центр защиты прав СМИ РД»

В Новолакском районе редактор муниципальной газеты «Голос времени» Ульяна Акаева первый раз была уволена учредителем с занимаемой должности 5 октября 2009 года. Обратившись в суд, она восстановилась на работе (решение от 24 ноября 2009 года).

Однако после восстановления У. Акаевой на работе учредитель 8 декабря 2009 года издал новое распоряжение об увольнении ее с должности, не дав выпустить редактору ни одного номера газеты, не допустив ее к производственному процессу. Все это, по словам У. Акаевой, происходит из-за принципиальной позиции редактора, которая борется с учредителем, препятствующим опубликованию отдельных материалов.

Учредителем также подана кассационная жалоба на решение суда первой инстанции о восстановлении редактора на работе.
 
5. Екатеринбург. Ответ на милицейский окрик

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В последнее время мы стали свидетелями явления, дотоле неведомого — быстрыми темпами растет криминал в органах внутренних дел. Естественно, средства массовой информации бьют по этому поводу тревогу. Однако милицейское руководство встречает такие выступления в штыки.

Руководители главка принялись сводить счеты со СМИ, которые осмеливаются критиковать милицию, обнародовать факты произвола, мордобоя, взяточничества ее сотрудников. Попал под раздачу и «Уральский рабочий» — пресс-секретарь ГУВД Валерий Горелых потребовал «прекратить очернять…», причем использовал при этом не слишком дипломатичную лексику.

Что ж, угрозы в адрес газеты и конкретных журналистов раздавались не раз: Однако когда хамские выпады прозвучали публично, журналистская организация медиа-холдинга «Уральский рабочий» направила открытое письмо председателю правления Свердловского творческого союза журналистов Дмитрию Полянину и председателю Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз» Александру Андрееву, в котором просила дать оценку заявлениям руководителя пресс-службы областного ГУВД. Ибо если не дать отпор милицейскому полковнику, завтра так начнут разговаривать с нашими коллегами все «держиморды», большие и малые.

Обе всероссийские журналистские организации дали ответ.

Александр Андреев сообщает, что областным отделением МедиаСоюза было принято решение направить ряд писем с просьбой дать оценку этому инциденту. Обращения будут направлены: в Правление общероссийской организации работников СМИ МедиаСоюз, в Общественную палату Свердловской области, в Общественную палату Екатеринбурга, в Уральское территориальное управление министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Не остался в стороне и Дмитрий Полянин, предложивший пресс-секретарю ГУВД (офицеру Горелых) принять вызов журналиста Виктора Толстенко (обозревателя «Вечернего Екатеринбурга») и предстать перед судом чести (в Большом жюри)».

— Ответ достойный! — комментирует Виктор Толстенко. — Я, как журналист и армейский офицер запаса, согласен встать к барьеру, где с другой стороны будет офицер милиции и журналист по образованию, и в присутствии членов Большого жюри отстаивать право российского журналиста на свободу изложения мыслей. Надеюсь, что дискуссия будет полезна для развития демократических институтов.


КИРГИЗИЯ. Скончался журналист Геннадий Павлюк       

Утром во вторник, 22 декабря, в городской клинике Алматы (Казахстан), не приходя в сознание, скончался известный киргизский журналист Геннадий Павлюк.

Редакция «Ферганы.Ру» выражает искренние соболезнования родным и близким нашего коллеги.

Напомним, Геннадий Павлюк был госпитализирован с множественными травмами в состоянии комы 3 степени 16 декабря, после того как был сброшен неизвестными с шестого этажа жилого дома со связанными руками и ногами.

Правоохранительные органы южной столицы Казахстана возбудили уголовное дело по факту покушения на убийство (вероятно, что теперь статья может быть переквалифицирована).

По предварительной версии, в Казахстан журналист прибыл из Бишкека 16 декабря 2009 года. Он зарегистрировался в гостинице «Казахстан», откуда в тот же день, по версии следствия, выехал на машине с неизвестным молодым мужчиной. Спустя пару часов он был обнаружен на козырьке подъезда одного из многоэтажных домов в Алма-Ате. Квартира, из которой выбросили Геннадия Павлюка, сдавалась в аренду. Там были обнаружены рулон со скотчем (липкой лентой), куртка пострадавшего и сумка от ноутбука.

Геннадий Павлюк в разные годы руководил киргизскими представительствами газет «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», редакцией газеты «Белый Пароход». До конца 2009 года он намеревался запустить Интернет-сайт и газету под названием «Ата-Мекен». Свои материалы Павлюк подписывал псевдонимом Ибрагим Рустамбек. Журналист неоднократно подвергал критике действующую власть в Кыргызстане.

Лидер оппозиционной партии Кыргызстана «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев в интервью «Фергане.Ру» заявил, что встречался с Геннадием Павлюком на прошлой неделе.

«Все планы оставались в силе, он не сообщал, что намерен выезжать в Казахстан. Возможно, его выманили в соседнюю страну, чтобы отвести тень подозрения», - сказал Омурбек Текебаев.

В течение последних двух недель в Кыргызстане были совершены нападения на ряд журналистов и политиков. Так, в Бишкеке в один день были избиты политолог, гражданин России Александр Князев и экс-секретарь совета безопасности, соратник бывшего президента страны Аскара Акаева Болот Жанузаков, было также совершено нападение на журналиста Александра Евграфова. Несколько дней спустя Ошская городская газета «Ош Шамы» получила записки с угрозами и автоматной пулей.

Фергана.Ру, 22 декабря


ГРУЗИЯ. Погром в редакции оппозиционной газеты

Неустановленные лица устроили погром в редакции оппозиционного общественно-политического еженедельника «Сакартвело да мсоплио» («Грузия и мир»), в ночь с 18-го на 19 декабря 2009 года.

Согласно распространенным данным, из редакции были вынесены компьютеры, а также другое техническое оборудование, где хранилась информационная база газеты.

«Грабители унесли телефонные аппараты и вырвали вмонтированные в стены телефонные выключатели, из которых, видимо, была изъята установленная ими же аппаратура для прослушивания. Кроме того, были похищены записи и личные вещи журналистов. Этот акт вандализма является ничем иным, как расправой за нашу журналистскую деятельность. Ответственность за это целиком ложится на власти Грузии и лично на президента Михаила Саакашвили, поскольку совершенно очевидно, в чьи интересы входит попытка нас запугать и парализовать нашу работу», – отмечается в открытом письме редакции оппозиционной газеты «Грузия и мир».

По тем же данным, наряду с редакцией газеты «Грузия и мир», пострадал также офис грузинской неправительственной организации «Историческое наследие». Дело в том, что офис НПО располагается в том же помещении, что и редакция издания.

По данным представителей неправительственной организации, помимо техники злоумышленники вынесли из офиса все экземпляры сборника «Зона бесправия». Данный сборник издан НПО «Историческое наследие», а 10 декабря 2009 года был вынесен на суд общественности.

Следует отметить, что нынешний инцидент стал уже вторым по счету ограблением редакции газеты «Грузия и мир». Впервые офис издания подвергся нападению злоумышленников почти сразу после его открытия - 26 февраля 2009 года. Согласно распространенной информации, ограбление произошло в самом центре грузинской столицы, поблизости от здания Государственной Канцелярии Грузии.

«Издание было создано коллективом грузинских журналистов с целью прорыва информационной блокады, организованной властями Грузии, в особенности - после августовских событий 2008 года. Особое значение редакция еженедельника будет придавать освещению политических, экономических, культурных процессов, протекающих в России и странах СНГ, так как в официальных СМИ на эту тематику наложено табу. А это крайне важно для населения Грузии, ведь свыше миллиона граждан живут и работают в России и в странах СНГ. Посредством же Интернета, многотысячное русскоязычное население Грузии, изолированное от процессов в обществе, будет иметь возможность быть вовлечённой в общественную жизнь», - заявил главный редактор газеты «Грузия и мир» Ираклий Тодуа на презентации издания в июне 2009 года.

Еженедельное издание «Сакартвело да мсоплио», а также он-лайн версия газеты были основаны в Тбилиси в феврале 2008 года. Газета еженедельно выпускается на грузинском языке, а электронная версия выходит на русском и грузинском языках. В своей редакционной политике газета придерживается оппозиционных взглядов, критикуя действия нынешних грузинских властей и лично президента Михаила Саакашвили.

Новый Регион, 21 декабря


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.civitas.ru/news.php?code=8309
http://www.ruj.ru/2009/091221-5.htm
http://sarinform.ru/news/community/26623
http://www.novayagazeta.ru/news/734296.html
http://vmurmanske.ru/news2.php?article=493863
http://redcollegia.ru/news.php?id=11182
http://www.hibiny.ru/news/ru/archive/16195/


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Предупреждение неугодным

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по результатам проверки признала несоответствующей законодательству и учредительным документам деятельность двух НПО – НП «Институт региональной прессы» (ИРП) и НП «Институт развития свободы информации» (ИРСИ). Обе петербургские организации, получившие в связи с этим предупреждение от контролирующего органа, широко известны как правозащитные, действующие, соответственно, в сфере журналистики и свободы получения информации.

Проверка, в ходе которой от обоих НПО были затребованы все возможные документы (включая, например, заявки на гранты), шла довольно долго. По ее итогам ГУ МЮ СПб и ЛО составило акты, в которых утверждается, что деятельность ИРП и ИРСИ «не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации». Среди претензий, предъявляемых организациям, были как довольно смехотворные (например, что понятие «институт» может употреблять в своем названии только учебное заведение, имеющее государственную лицензию на образовательную деятельность), так и серьезные. К последним относится обвинение в неуплате налоговых платежей с грантов, поступивших в 2006 году (т. е. до вступления в силу нового законодательства, изменившего порядок налогообложения грантов от иностранных фондов, организаций и правительств), а также обвинение в распространении деятельности некоммерческого партнерства (именно в такой юридической форме зарегистрированы обе организации) на те физические и юридические лица, которые не входят в его состав.

Получив акты проверки, ИРП и ИРСИ направили в адрес ГУ МЮ СПб и ЛО свои возражения. Согласившись с рядом замечаний, обе организации, тем не менее, не признали общих выводов проверки, т. к. большинство обвинений считают неправомерными. Однако это не помешало контролирующему органу вынести предупреждения. Директор ИРП Анна Шароградская, комментируя ситуацию в беседе с корреспондентом ФЗГ, в частности, сказала: «Видимо, Управление считает неправильным, что наша организация действует в пользу общества, а не исключительно в своих интересах и в интересах членов партнерства. Мы, безусловно, будем и далее оспаривать результаты этой проверки и вынесенные предупреждения, поскольку считаем их неправомерными. Сначала – через само министерство, но не исключаем и дальнейшего обращения в суд».

Итак, используя формальные поводы и толкуя законодательство, как им хочется, чиновники Минюста на местах продолжают фактически притеснять те НПО, которые не стремятся петь дифирамбы действующей власти и не боятся критически оценивать ее деятельность. Характерно и то, что в самом ГУ МЮ СПб и ЛО отказались отвечать на вопросы корреспондента ФЗГ относительно вынесенных в адрес ИРП и ИРСИ предупреждений.




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни