Дайджест
7 Декабря 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 456


ТЕМА НЕДЕЛИ. Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» будет вручена 12 декабря.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Показательное выступление

РОССИЯ.
1. Саратов. Ждать справедливого решения пришлось шесть лет
2. Республика Карелия. Верховный суд встал на сторону журналистов
3. Пермский край. Суд защитил редакцию газеты
4. Волгоград. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа утвердил разные судебные решения по одинаковым судебным спорам
5. Московская область. Властям надоели журналисты

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
1. Награда Всемирного Комитета по свободе печати
2. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2009 года

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Голодовку ветеранов в Магнитогорске местные СМИ стараются не замечать. Продолжение темы

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия Reporters sans frontières




ТЕМА НЕДЕЛИ. Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» будет вручена 12 декабря.

Завершился девятый конкурс на премию имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Финалистами конкурса стали:

Галина Эйснер (Красноярск), газета «Красноярский рабочий»; Сергей Орлов (Уфа), Интернет-газета «Уфа губернская»; Александр Ягодкин (Воронеж), «Новая газета» в Воронеже»; Абдулла Дудуев (Москва), журнал «Дош»; Павел Гутионтов (Москва), газета «Деловой вторник»; Борис Вишневский (Санкт-Петербург), «Новая газета» в Санкт-Петербурге»; Любовь Апалькова (Ярославль), газета «Золотое кольцо»; Вячеслав Голубцов (Костромская область), газета «Голос Шарьи»; Эрик Чернышов (Саяногорск), Интернет-журнал «Новый Фокус»; Юлия Калинина (Москва), газета «Московский комсомолец»; Андрей Пионтковский (Москва), Интернет-издание «Грани.Ру»; Татьяна Седых (Хабаровский край), газета «Мое побережье»; Марина Завадская (Владивосток), газета «Арсеньевские вести»; Наталья Островская (Владивосток), «Комсомольская правда»; Малика Бетиева (Грозный), журнал «Дош»; Наталья Радулова (Москва), журнал «Огонек»; Надежда Алисимчик (Владивосток), газета «Арсеньевские вести»; Анастасия Попова (Владивосток), газета «Арсеньевские вести»; Виктор Булавинцев (Владивосток), газета «Дальневосточные ведомости»; Надежда Андреева (Саратов), «Новая газета» в Саратове»; Ольга Гуленок (Москва), сайт Каспаров.Ru; Игорь Цагоев (Нальчик), газета «Северный Кавказ»; Анна Селезнева (Владивосток), газета «Арсеньевские вести».

Специальными дипломами жюри будут награждены Нэлли Маргулис (газета «Волхонка», Ногинск, Московская область) и редакция газеты «Арсеньевские вести».

Имена номинантов и лауреата, избранных из приведенного выше состава финалистов, будут названы на торжественной церемонии награждения и чествования победителей конкурса 2009 года, которая начнется в 14 часов 30 минут 12 декабря в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова (ул. Земляной вал, 57, строение 6). Участники церемонии получат в подарок книгу «Журналистика как поступок», в которую вошли лучшие работы участников конкурса 2008 года.

В 2009 году в конкурсе приняли участие около сотни авторов из десятков регионов Российской Федерации от Южно-Сахалинска и Владивостока до Нальчика и Грозного, Санкт-Петербурга и Пскова. Лауреат и номинанты получили приглашение в Москву, им будут вручены премии и дипломы. Дипломами жюри награждены также участники финальной стадии конкурса и редакции, опубликовавшие работы лауреата и номинантов.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Показательное выступление

Премьер-министр Владимир Путин еще раз пообщался с населением России посредством телемоста. Напомним, что этот обычай был введен в обиход, когда нынешний глава правительства был еще президентом (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/427#theme; http://www.gdf.ru/digest/item/1/322#tema; http://www.gdf.ru/digest/item/1/272#event ).

Как и в прежние годы, общение власти с народом было надлежащим образом подготовлено. По данным «Граней.Ру», «лишних» журналистов не пускали к местам, откуда велся телемост. В частности, журналист из Саяногорска Эрик Чернышев, передававший в августе информацию об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, заранее послал запрос на аккредитацию, но никакого ответа не получил, а когда репортер попытался попасть в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС, чтобы задать свой вопрос, охрана его не пустила.

Не пустили представителей СМИ и на территорию завода «Базэлцемент-Пикалево» в Ленинградской области на прямую линию между премьер-министром и рабочими - журналистов Пятого канала, телеканала «100 ТВ»,  газет «Невское время» и «Известия», а также информационно-аналитического портала ЗАКС.Ру оставили за проходной завода, сообщает «Lenizdat.Ru».

Что касается разговора премьера с народом, то здесь тоже все было как обычно. Как передало «Радио Свобода», собеседников Путину готовили заранее, и тех, кто не был согласен с предложенным списком вопросов, к разговору не допустили. «За четыре часа теледиалога премьер ответил на 90 вопросов, в основном на социальные и экономические темы - о пенсиях, ценах на лекарства, борьбе с бедностью и т. д. Кроме того, глава правительства не раз шутил, а также процитировал басню, рассказал о советском времени и отказался от предложения жить вечно», - сообщает РИА Новости.



РОССИЯ.

1. Саратов. Ждать справедливого решения пришлось шесть лет


Европейский суд по правам человека 3 декабря вынес решение по жалобе обозревателя саратовского журнала «Общественное мнение» Александра Крутова. Суд единогласно постановил, что российские власти приняли неоправданное решение оштрафовать А. Крутова и газету «Неделя области» за клевету, нарушив тем самым статью 10 Европейской конвенции Прав человека о свободе слова и информации». В качестве возмещения убытков, понесенных А. Крутовым от необоснованного решения российского суда, ЕСПЧ постановил взыскать с Российской Федерации в пользу журналиста 150 евро, а в качестве компенсации морального вреда – 1000 евро.

Все началось с того, что 9 января 2003 года А. Крутов опубликовал в газете «Неделя области» аналитическую статью под названием «Политические расклады 2002 года: старые лица и новые времена». В этом материале рассматривались основные политические события и противостояние различных кланов, имевшие место в Саратовской области в 2002 году. В качестве одной из новых политических сил, обозначивших свои самостоятельные претензии на власть и специфические методы по части получения материальных благ, стали прокурорские структуры во главе с тогдашним прокурором Саратовской области Анатолием Бондаром. В результате А. Бондар в апреле 2003 года подал иск о защите чести и достоинства в Кировский районный суд Саратова. По ходатайству ответчиков суд вынес определение о назначении филологической экспертизы. Результаты экспертизы позволяли суду четко дифференцировать выражение мнения автора от конкретных фактов. Однако в декабре 2003 года судья Сивочко вынесла решение, частично удовлетворявшее иск областного прокурора. Областной суд оставил это решение в силе.

Поэтому 23 марта 2004 года А. Крутов направил в ЕСПЧ жалобу, в которой оспаривал решение саратовских судей. При этом он указал в своей жалобе, что решения российских судов нарушают его право как журналиста на свободу слова и выражение собственного мнения. В мае 2004 года жалоба саратовского журналиста была получена, а в октябре того же года признана подходящей под юрисдикцию дел о защите прав человека. С этого момента к делу подключился московский адвокат Максим Рачковский из центра «Содействие» под руководством известного юриста и правозащитницы Карины Москаленко. И вот, наконец, вынесено решение в пользу журналиста. Таким образом, с момента принятия жалобы Крутова к рассмотрению в ЕСПЧ и до вынесения решения прошло целых пять лет. А с момента публикации и того больше – семь. Однако правосудие все-таки свершилось.

По материалам журнала «Общественное мнение»

2. Республика Карелия. Верховный суд встал на сторону журналистов

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Журналистке газеты «Московский комсомолец в Карелии» Антонине Крамских в Петрозаводском городском суде запретили пользоваться диктофоном во время уголовного процесса. И это был уже не первый такой случай. Обычно на каждый подобный факт Союз журналистов Карелии реагировал заявлением к председателю городского суда, но поскольку, судя по продолжающимся запретам, результата не было, то на этот раз вместе с письмом в Петрозаводский суд похожий документ ушел и на имя председателя Верховного суда Карелии.

Из городского суда опять пришёл не очень внятный ответ - сообщалось, что письмо рассмотрено, но о какой-либо реакции на него не говорилось. А вот ответ от исполняющей обязанности председателя Верховного суда РК Н. Кабанен способен порадовать судебных репортеров. В своем ответе в Союз журналистов республики Н. Кабанен сообщает, что была проведена беседа с судьей Петрозаводского суда, запрещавшей журналистке вести аудиозапись, и, что особенно важно, судья признала свою ошибку. Кроме того, выяснилось и то, что письмо Союза журналистов РК было рассмотрено на оперативном заседании судей Петрозаводского горсуда, и все они согласились с обоснованностью претензий Союза журналистов.

Надо полагать, что после этого проблем у корреспондентов, ведущих аудиозапись в судебных заседаниях, не будет.

3. Пермский край. Суд защитил редакцию газеты

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Краевой суд отменил решение суда первой инстанции и полностью прекратил дело по иску полковника милиции И. Шалаева о защите чести и достоинства к ЗАО «Редакция газеты «Звезда».

В мае этого года редакция газеты опубликовала выступление на пленарном заседании Законодательного Собрания края депутата, заместителя председателя ЗС И. Шулькина, который в резкой форме раскритиковал работу местной милиции, в том числе и главного управления внутренних дел по Пермскому краю. В частности, о начальнике ОВД Карагайского района в выступлении должностного лица было сказано так: «Полковник милиции Шалаев И.Е. авторитетом, как у населения, так и у подчиненных сотрудников милиции, не пользуется. Служебных вопросов на должном уровне не решает. Практически ежедневно злоупотребляет спиртными напитками. Хищение леса в Карагайском районе продолжается. ОВД должным образом не реагирует».

Шалаев обратился в Мотовилихинский суд Перми с требованиями опубликовать в газете опровержение и взыскать с редакции «расходы на оплату госпошлины, а также иные расходы, произведенные для восстановления нарушенных прав». Редакция газеты «Звезда», ссылаясь на статью 57 (п.4) Закона РФ «О СМИ», удовлетворить эти требования отказалась. Ведь в газете было дословно опубликовано официальное выступление должностного лица, и за это издание ответственности не несет…

Сначала, как все и ожидали, Мотовилихинский суд в удовлетворении иска И. Шалаеву отказал. Но тот обратился с кассационной жалобой в краевой суд, и судебная коллегия это решение суда отменила. В октябре этого года Мотовилихинский суд под председательством судьи О. Нигаметзяновой вдруг решил иск Шалаева удовлетворить, то есть редакция газеты «Звезда» должна была не только опубликовать опровержение, но и оплатить истцу судебные расходы в сумме 300 рублей.

Вот тут уже принципиальную позицию заняла редакция «Звезды». Она не только обратилась с кассационной жалобой в краевой суд, но и попросила проанализировать правовую ситуацию секретаря Союза журналистов России, доктора юридических наук профессора М. Федотова. Михаил Александрович на основании представленных документов очень подробно проанализировал конфликт, направил в Пермь юридическое заключение.

1 декабря 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда и приняла решение о прекращении дела.

4. Волгоград. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа утвердил разные судебные решения по одинаковым судебным спорам

Александр Осипов,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Два волгоградских средства массовой информации, осветившие состояние дел одной компании, опираясь на одинаковые источники информации, прошли два совершенно разных судебных пути.

В апреле 2008 года в региональной вкладке газеты «КоммерсантЪ» и на сайте информагентства «Высота 102» вышли публикации об изъятии документов из офисов компании ЗАО «САКСЭС». В материалах, основанных на данных пресс-службы ГУВД по Волгоградской области, говорилось о неуплаченных налогах, сумма которых переваливает за 1 млн. рублей. Данные публикации «САКСЭС» посчитал порочащими его деловую репутацию, что и послужило причиной обращения в Арбитражный суд Волгоградской области «САКСЭС» было подано два похожих иска – на ЗАО «КоммерсантЪ» в Волгограде» и на ООО «СВЖ «Остров» (учредитель ИА «Высота 102»).

С этого момента два одинаковых предмета спора рассматривались по-разному. «КоммерсантЪ» выиграл в Арбитражном суде Волгоградской области, затем - в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде, и 13 ноября 2009 года - в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа. В этих же судах и при тех же обстоятельствах ООО «СВЖ «Остров» проиграл. Как надо понимать поволжскую Фемиду?

5. Московская область. Властям надоели журналисты

Власти Зеленограда запретили корреспондентам Инфопортала посещать оперативные совещания и заседания окружной коллегии.

Данное решение принято заместителем префекта Зеленограда Анатолием Хурумовым. Поводом для этого послужило то, что издание по многим вопросам имеет свою точку зрения, отличную от официальной точки зрения городских властей.

Корреспонденты Инфопортала около двух лет посещали оперативные совещания, проводимые каждую пятницу префектом Анатолием Смирновым, и старались объективно освещать деятельность местной власти.

Между тем, пресс-служба префектуры не раз выражала свое недовольство информационной политикой Инфопортала, но при этом никогда не опровергала цивилизованным путем то, о чем писало издание - были лишь устные требования сменить тот или иной заголовок или полностью снять новость, в противном случае грозили лишить аккредитации. Последней каплей, вероятнее всего, стала публикация Инфопортала от 26 ноября о расходах префектуры на служебные автомобили. Реакция последовала незамедлительно: уже 30 ноября пресс-служба городской администрации заявила, что отныне изданию запрещено посещать какие-либо рабочие совещания с участием префекта и его заместителей.

Лишение аккредитации не означает, что Инфопортал теперь не может работать в Зеленограде. Редакция, как и прежде, будет оценивать чиновников не по их словам, а исключительно по реальным делам.

Инфопортал Зеленограда, 30 ноября



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

1. Награда Всемирного Комитета по свободе печати


Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов награжден премией Всемирного Комитета по свободе печати (World Press Freedom Committee). Коллеги отметили руководителя ФЗГ за работу фонда по защите свободы печати в России. А. Симонов стал вторым лауреатом этой премии. Прошлогодним победителем был Леонард Сассмэн, директор Freedom House.

Европейский корреспондент Всемирного Комитета по свободе печати Рональд Ковен, представляя А. Симонова и Фонд защиты гласности, в частности, заявил: «С первых дней, когда Советский Союз, а затем и Российская Федерация, начали свое движение к демократизации, Фонд защиты гласности и Симонов были хорошо информированными и надежными проводниками в преодолении препятствий, которые стоят на пути свободы прессы в России. Это дело, которому Всемирный комитет защиты свободы прессы старался способствовать самыми разными путями и способами, и намеревается продолжать помогать. Поэтому мы с особенной гордостью вручаем Алексею Симонову нашу награду, учрежденную в честь Дана Бюллена, ныне покойного первого исполнительного директора WPFC».

2. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2009 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Ольга Котовская, экс-директор телекомпании «Каскад», Калининград).

Нападения на журналистов – 7 (Олег Раевский, завотделом общественных и социальных проблем газеты «Ярковские известия», Тюменская область; съемочная группа программы «Вести», Москва; Виталий Папилкин, главный редактор газеты «МК-Поволжье», Самара; Суфьян Калибатов, собственный корреспондент газеты «Северный Кавказ», Нальчик; Роман Юшков, журналист газеты «За человека», Пермский край; Эдуард Якушев, Алия Тагирова, оператор и корреспондент программы «Времечко», Уфа).

Нападения на редакции – 1 (газета «Челны ЛТД», Республика Татарстан).

Попытки цензуры – 3 (сюжет о пресс-конференции милицейского майора на федеральных телеканалах; электронная версия «Комсомольской правды», Москва; журнал «Русский Newsweek», Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 1 (Ролан Быстров, корреспондент газеты «Прямой диалог», Астраханская область).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 3 (Александр Токарев, журналист газеты «Астраханская правда», Астрахань, 31 августа; съемочная группа телеканала РЕН ТВ, Москва; Дмитрий Стешин, корреспондент отдела политики «Комсомольской правды», Москва).

Зафиксировано предъявленных  к журналистам и СМИ судебных исков – 32,
на сумму 34 265 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 20,
удовлетворено – 11
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 541 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 17

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Суфьян Калибатов, собственный корреспондент газеты «Северный Кавказ», Нальчик; съемочная группа программы «Вести», Москва; Олег Панфилов, глава Центра экстремальной журналистики, Москва; Роман Юшков, журналист газеты «За человека», Пермский край).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Челны ЛТД», Республика Татарстан).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (телеканал «Россия», ГТРК «Горный Алтай» оба - Республики Алтай).

Прекращение выхода СМИ – 5 (газета «Полярная правда», Мурманская область; газеты «Новости Ивановской области», «Кинешемская газета», «Разгуляй. Иваново», «Плёс», все 4 - Ивановская область).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 («Независимая Уральская газета», Республика Башкортостан).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт e-mordovia.ru; сайт Кулят.инфо).

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Советская Калмыкия сегодня», Элиста).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 21

3. На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.chaskor.ru/article/glazami_cheloveka_ego_pokoleniya_12929
http://www.familii.ru/index.php?pCode=news&news=1444
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/134/15.html
http://www.pytkam.net/web/index.php?go=News&in=view&id=1506
http://www.livekuban.ru/node/12594
http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=73158
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/162740/



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Голодовку ветеранов в Магнитогорске местные СМИ стараются не замечать. Продолжение темы

Ирина Гундарева
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Возобновившие на фоне полного молчания СМИ голодовку старики, акционеры ОАО ММК, собираются жечь российские паспорта и пенсионные удостоверения. Они искренне не понимают, как еще могут привлечь к себе внимание.

Голодовка обманутых акционеров ОАО «ММК», о которой мы уже рассказывали, началась 1 октября, в день пожилого человека, и шла почти два месяца (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/656#rus3  ). В течение трех последних недель велись вялые переговоры с властью города Магнитогорска, и была надежда, что этот больной вопрос будет, наконец-то, разрешен. Однако надежды оказались напрасными. Три недели переговоров убедили активистов комитета обманутых акционеров в том, что никаких серьёзных намерений по реальному разрешению вопроса, то есть либо вернуть акции и дивиденды, либо выплатить деньги и компенсацию, у властей не наблюдается.

В течение трех недель активисты комитета, как рассказал Фонду защиты гласности пресс-секретарь комитета обманутых акционеров Вадим Бородин, выдерживали «джентльменское соглашение» – не проводили пикеты, не обращались в СМИ. Хотя магнитогорские СМИ в основном своем большинстве о голодовке не говорили ни слова, как будто ее и нет. Правильно, кому хочется быть уволенным на второй день после выхода статьи или сюжета?! Но на днях стало понятно, что молчание было только на руку властям.

-Абсолютное большинство голодающих сделали вывод: переговоры зашли в тупик из-за нежелания руководства Магнитогорского металлургического комбината реально решить этот вопрос, есть лишь желание «притушить» степень возмущения и уменьшить остроту вопроса, - подчеркнул Бородин. - На очередном своем собрании в воскресенье активисты комитета обманутых акционеров обсудили сложившуюся ситуацию, и приняли решение: голодовку продолжать. В декабре график будет такой: голодаем по пять человек в течение недели. Ранее голодали двумя партиями, и сразу по 28-29 дней. Сейчас так уже не получится, здоровье стариков подорвано, особенно у тех, кто пролежал в больнице. Отлежали в кардиологии и возвращаются к голодовке Антонина Андреевна Попова, 69 лет, Галина Васильевна Русанова, 71 год, Анна Михайловна Федотова, 79 лет. Всем им было не раз плохо, приезжала «скорая», оказывала экстренную помощь.

Голодающие акционеры, судя по их настрою, собираются далеко зайти в своих протестных настроениях. Если до 28 декабря никаких реальных сдвигов не произойдет, протестующие собираются перенести голодовку в приемную исполняющего обязанности мэра Магнитки.
Понимая, что всеми испробованными законными методами при полном молчании и игнорировании их проблемы средствами массовой информации как Челябинской области, так и федеральными, им не удается привлечь к себе внимание, они вполне серьезно предлагают вернуться к уже высказанным ими ранее идеям. Об отказе от российского гражданства и о публичном сожжении паспортов, пенсионных и ветеранских удостоверений. Собираются выбрать место и время для акций, о которых всем сообщат дополнительно.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия Reporters sans frontières

Международная организация Reporters sans frontières, выступающая за свободу слова во всем мире, объявила, что призом Свободы печати награждены израильский репортер Амира Хэсс и кавказский журнал «Дош».

Журналу «Дош» присужден приз в категории «СМИ года». Эта награда вручена за освещение политических и других события в Чечне и других частях Северного Кавказа. Издание существует с 2003 года, продолжая работать, несмотря на то, что в этом регионе независимость СМИ никогда не приветствовалась.

Приз был получен главным редактором издания Исрапилом Шовхаловым и шеф-редактором Абдуллой Дудуевым. «Этот приз дает нам силу, чтобы продолжить работать и рассказывать о том, что происходит на Северном Кавказе», - заявил И. Шовхалов. «Мы не герои, только независимые журналисты. Мы думаем сегодня о людях, с которыми мы должны были праздновать это награждение – это Зарема Садулаева, Магомед Евлоев, Наталья Эстемирова, Анна Политковская», - добавил он.

RSF присуждает приз Свободы печати ежегодно, начиная с 1992 года. Им награждается журналисты и средства массовой информации, которые сделали исключительный вклад в защиту или поощрение свободы печати в любой части мира. Ранее в России этот приз получали Григорий Пасько (2002 год) и «Новая газета» (2006 год).




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни