Дайджест
22 Июня 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 437


РОССИЯ.
1. Саратов. Час «Х» для журналистики отменен. Продолжение темы
2. Московская область. Милицейская проверка редакции признана «необоснованной». Продолжение темы
3. Тюмень. Прессу использовали
4. Владивосток. За упоминание имени губернатора - вызов в прокуратуру
5. Волгоград. Интересное решение
6. Санкт-Петербург. Милиция продолжает ловить «матерщинников»
7. Санкт-Петербург. «Макдональдс» извиняется за действия сотрудника по отношению к журналисту

УКРАИНА. В Херсоне избили журналиста

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
. Про кружок журналистики, профсоюз и депутатов

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
Как стать победителем конкурса «Правовая Россия»

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА
. Ответ Роскомнадзора на обращение по поводу «URA.Ru»

--------------------------------------------------------------------------------------------

РОССИЯ.

1. Саратов. Час «Х» для журналистики отменен. Продолжение темы


В дайджесте № 431 мы сообщали о проблемах, возникших у газеты «Саратовский репортер» в связи с публикацией статьи «Преступление есть. Преступников нет?». Материал был посвящен работе одного из районных отделений милиции, и сопровождался фотоколлажем волка в милицейской фуражке, держащем в зубах пачку долларов. Руководство РОВД сочло, что «размещение в тексте статьи фотографии дикого животного в форменной милицейской фуражке с государственной символикой является прямым оскорблением чести и достоинства сотрудников милиции», и  потому «к газете и журналисту следует принять необходимые меры» - это строки из обращения милицейского начальства к главе саратовского территориального отделения Россвязьнадзора Сергею Ильясову. Ну, а Ильясов в ультимативной форме потребовал от редактора газеты «Саратовский репортёр» Сергея Михайлова «в срок до 12 мая представить мотивированную позицию по указанной ситуации», а также «принять не противоречащие убеждениям и нормам журналистской и деловой этики меры по урегулированию конфликта», иначе газете грозило официальное предупреждение за публикацию «экстремистского» материала. Саратовские журналисты сочли, что наступает час «Х» не только для газеты «Саратовский репортёр», но и для саратовской журналистики (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/620#event ).

Получив информацию об этом конфликте, ФЗГ направил руководителю Роскомнадзора Сергею Ситникову письмо, в котором, в частности, говорится: «Это уже не первая попытка саратовских правоохранительных органов бороться с таким изобразительным средством, как коллаж. Более того: подобные попытки на мировом уровне приводили только к международным скандалам. Такие журналистские приемы как ирония и сарказм, которые выражаются в том числе и изобразительными средствами, никто не отменял. Мы просим Вас проявить понимание и здравый смысл и распорядиться не выносить предупреждения еженедельнику «Саратовский репортер».

И здравый смысл возобладал – 17 июня мы получили ответ С. Ситникова. В письме руководителя Роскомнадзора сообщается о том, что упомянутая публикация «Саратовского репортера» была внимательно проанализирована, и оснований для признания этого материала экстремистским не найдено, нарушений Закона РФ «О СМИ» не установлено. Кроме того, С. Ситников сообщил, что «начальнику управления Россвязькомнадзора по Саратовской области указано, что содержание письма, направленного главному редактору газеты «Саратовский репортер» на основании обращения ОВД по Саратовскому муниципальному району Саратовской области в отношении вышеназванной публикации противоречит требованиям Закона РФ «О СМИ».

2. Московская область. Милицейская проверка редакции признана «необоснованной». Продолжение темы

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Сотрудники УВД Клинского района, проводившие «необоснованную проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» МООД «Согласие и правда», должны быть привлечены к ответственности. Представление прокуратуры Московской области по фактам допущенных сотрудниками УВД нарушений уже направлено начальнику ГУВД по Московской области.

Об этом говорится в поступившем в распоряжение ФЗГ письме областной прокуратуры по поводу «осмотра», который был произведен в помещениях МООД «Согласие и правда», в том числе - и в редакции газеты «Согласие и правда». Напомним, что после публикации в этом издании ряда статей о руководителях УВД Клинского муниципального района группа сотрудников ОБЭП посетила редакцию. «Гости» предъявили «Постановление о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности», и провели «осмотр помещений», в ходе которого изъяли компьютерную технику, документы, носители информации, после чего деятельность редакции была парализована (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/435#rus2 ).

Любопытно, что, несмотря на то, что проверка названа «необоснованной», изъятые в редакции «3 бокса с СД дисками и 2 компьютерных системных блока, в которых установлено программное обеспечение с признаками контрафактности», возвращены не были. «По изъятым дискам и системным блокам не проведено криминалистическое исследование», - говорится в письме прокуратуры.

3. Тюмень. Прессу использовали

Елена Романова,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

Прессу можно использовать. А именно, для распространения информации, достоверной лишь на первый взгляд. Это доказало громкое событие, произошедшее в Тюмени в минувшие дни.

Сначала поползли слухи, что в ночь со среды на четверг в подъезде собственного дома убит депутат городской Думы. В четверг одним из первых об убийстве народ известил интернет-портал 72.ru: «Как сообщил корреспонденту 72.ru анонимный источник, убитый – депутат тюменской городской Думы, директор ООО «Сибирская продовольственная компания» Владимир Пискайкин. Другой анонимный источник сообщает о четырех выстрелах и о том, что на месте убийства было найдено удостоверение депутата. В региональном отделении партии «Справедливая Россия», представителем которой является Пискайкин, информацию об убийстве не подтвердили и не опровергли. В следственном комитете при облпрокуратуре подтвердили, что сегодня ночью на улице Холодильной был убит тюменский предприниматель, однако фамилию убитого уточнить отказались, на месте убийства проводятся следственные мероприятия. Сообщается, что стреляли в голову и сердце. В тюменский морг убитый с фамилией «Пискайкин» пока не поступал».

Информация вихрем разлетелась по интернету по городу, по стране. Ни один из порталов не смутило то, что официальные источники по этому поводу отмалчиваются. Пресс-службы на запросы редакций дружно «не ведали» о случившемся, партия и официальные органы некрологов не готовили. Особой скорби по поводу случившегося никто не проявлял. Журналистам бы насторожиться, но битва за информацию из первых рук продолжилась. Достоверные источники из прокуратуры области подтвердили факт убийства. В четверг местные газеты вышли с информацией об этом злодеянии. Но в это время уже стало известно, что депутата никто не убивал. Прокуратура письменно, а позже устно на пресс-конференции по этому поводу извинилась перед прессой и похвалилась гениально проведенной операцией. Прессу оповестили, что вся эта история – инсценировка, созданная для взятия с поличным заказчика предполагаемого убийства. Депутат жив, преступник задержан, а пресса?... Заработала себе еще одно очко недоверия от читателей. Прессу, грубо говоря, использовали, для проведения блестящей оперативной комбинации.

Обидно. За обманутых журналистов, которых использовали для создания шумихи и большого обмана пока еще верящих газетам людей.

4. Владивосток. За упоминание имени губернатора - вызов в прокуратуру

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

В Следственный комитет прокуратуры Приморского края 19 июня вызвана Марина Завадская, журналист газеты «Арсеньевские вести». Поводом для вызова стала её статья «Неустановленное лицо Дарькина, или 35 страница», опубликованная в прошлом номере «Арсеньевских вестей». Статья - о коррупции в  высших эшелонах краевой власти.

Статья написана на основе судебного документа на 85 страницах, принесенного в редакцию. Документ называется «Постановление о привлечении к ответственности в качестве обвиняемого». Никаких грифов «секретно» или «для служебного пользования» на документе нет. Значит, им можно пользоваться открыто, закономерно посчитали автор и редактор газеты. И опубликовали статью и фотографию части документа – 35-ю страницу, на которую специально обратил внимание гость редакции. В материале рассказывается о преступлении, совершенном чиновниками краевой администрации - о переводе краевой собственности в частные руки. Речь идет об особо крупном размере хищения и ущербе, нанесенном Приморскому краю и Российской Федерации. В документе говорится о конкретных злоупотреблениях, и на всех его страницах «упоминается неустановленное следствием лицо (НСЛ) из краевой администрации, которое делает подельникам предложения и раздает приказы». И лишь на 35-й странице, где подводится итог следствия, говорится: «…завершив переход права собственности Приморского края на данное недвижимое имущество членам организованного преступного сообщества, созданного и руководимого Дарькиным С.М.»...

После публикации статьи в редакцию пришел первый заместитель краевого прокурора Мельников: он внимательно изучал подшивку «Арсеньевских вестей». Затем поступило приглашение Марине Завадской в следственный комитет. Следователь Дружко выясняла, откуда Завадская получила документ, знает ли имя посетителя, принесшего документ в редакцию. Но автор не смогла сообщить ничего интересного. М. Завадская сознательно не интересовалась именем посетителя, к тому же закон запрещает журналисту называть имя своего источника.

ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

5. Волгоград. Интересное решение

Александр Осипов,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Краснооктябрьским районным судом города Волгограда вынесено интересное решение. Интересное в том плане, что оно содержит несколько грубых нарушений.

В начале июня в адрес ООО «СВЖ «ОСТРОВ» (учредитель информационного агентства «Высота 102») пришла повестка о предварительных слушаниях в Краснооктябрьском районном суде по делу о защите чести и достоинства. Спор возник после выхода в июне прошлого года двух публикаций на сайте ИА «Высота 102» о нарушениях, допущенных  Волгоградской администрацией при распределении земельных участков и реализации нацпроекта «Комфортное и доступное жилье». Слушания закончились вынесением судебного решения, хотя ни у истца, ни у ответчика согласия на немедленное рассмотрение дела не спросили. Ходатайство о приостановлении судебного разбирательства (в данный момент по факту незаконного распределения участков ведется прокурорская проверка) было отклонено. Также было отклонено ходатайство ООО «СВЖ «ОСТРОВ» о том, что данный спор двух юридических лиц должен рассматриваться в арбитраже, а не в районном суде.

Во время судебного процесса возник вопрос о доказательстве распространения публикаций в сети интернет. Но и эту проблему судья Ненад с легкостью устранила, сославшись на то, что появление ответчиков в суде уже подтверждает этот факт, и вынесла решение: удовлетворить иск полностью. То есть, признать эти статьи не соответствующими действительности и опубликовать опровержение на том же сайте.

6. Санкт-Петербург. Милиция продолжает ловить «матерщинников»

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Очередное задержание журналистов в Санкт-Петербурге закончилось обвинением в мелком хулиганстве. Используется один и тот же шаблон: милиционеры пишут в протоколах о том, что сотрудники СМИ выражаются нецензурно, чем выражают явное неуважение к обществу.

17 июня 2009 года в центре Санкт-Петербурга были задержаны сотрудники ИА «Медиа. С-Пб» Дмитрий Жвания и Алиса Кулистикова, а также их коллега из журнала «Большой город» Алексей Тихонов вместе с его знакомым. Наряд милиции «прихватил» на всякий случай и случайно проезжавшую мимо велосипедистку. Всех задержанных доставили в отделение милиции и составили протоколы об административном правонарушении. Милиционеры утверждают, что причиной задержания стала «грубая нецензурная брань». Дело будет слушаться в мировом суде по месту жительства обвиняемых, так как мировой судья по месту происшествия отказался рассматривать дело в отношении журналистов.

Разумеется, никакой брани и в помине не было. Как сообщил корреспонденту ФЗГ Д. Жвания, истинная причина задержания ему не известна, но он подозревает, что она связана с активным освещением неправомерных действий властей и частных компаний по фактическому разрушению исторической архитектуры города. Жвания вместе с Кулистиковой написали заявление в прокуратуру с требованием привлечь сотрудников милиции за незаконные действия.

Не в первый раз применяется против журналистов схема обвинения в хулиганстве, и об этой проблеме Фонд защиты гласности писал совсем недавно в связи с задержанием фотокорреспондента ИА «Интерпресс» Ростислава Кошелева во время Петербургского экономического форума (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/625#event ). Кстати, буквально сегодня, 22 июня, наконец-то закончилось судебное разбирательство по этому делу. Фотограф полностью оправдан мировым судьей, который признал, что сотрудник агентства выполнял редакционное задание и действовал в соответствии с законодательством. Но говорить о торжестве справедливости даже в этом отдельном случае рано: милиционеры, оклеветавшие журналиста, не привлечены к ответственности (и вряд ли будут привлечены). Кроме того, один из участников протестной акции, которую снимал Кошелев, был тем же судьей оштрафован, и все его доводы о возможности одиночного пикетирования без уведомления (и тем более разрешения) властей не возымели действия.

7. Санкт-Петербург. «Макдональдс» извиняется за действия сотрудника по отношению к журналисту

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

15 июня 2009 г. в ресторане «Макдональдс» в центре Петербурга случился инцидент. Точнее, два инцидента. Небольшой пожар напугал посетителей и сотрудников. Пожарные приехали довольно быстро, и пожар был потушен. Происходящее наблюдали многочисленные прохожие, а также представители прессы. Среди них была корреспондент ИА «Росбалт» Марина Бойцова, которая попыталась сделать несколько снимков своим цифровым фотоаппаратом. И хотя не она одна снимала тушение пожара (рядом работали коллеги с телевидения), ее персона привлекла внимание сотрудницы заведения, которая стала мешать журналистке работать, заслоняя объектив и выбивая камеру из рук.

После произошедшего представитель руководства ресторана принес Марине Бойцовой извинения в устной форме. Журналистка написала заявление в прокуратуру с требованием разобраться в ситуации. Как она сообщила в ходе разговора с корреспондентом ФЗГ, вопрос наказания виновного – принципиальный. Бойцова требует возбуждения уголовного дела по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). Информационное агентство «Росбалт» поддерживает своего сотрудника, сообщила ФЗГ заместитель главного редактора Яна Морозова.

Компания «Макдональдс» подтвердила Фонду защиты гласности, что считает действия сотрудницы ошибочными. Директор по связям с общественностью «Макдональдс» в России Светлана Полякова утверждает, что журналистке извинения были принесены трижды – помимо устного извинения на месте событий они были высказаны в ходе телефонного разговора и в письменном виде. Сожалея о случившемся, компания считает инцидент фактически исчерпанным. Отметим, что многие не только коммерческие организации, но и государственные органы (например, правоохранительные структуры) предпочитают не замечать ошибок со стороны своих сотрудников.


УКРАИНА. В Херсоне избили журналиста

В Херсоне на журналиста, руководителя информационного агентства «Таврия News» Кирилла Стремоусова было совершено нападение.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Общественного движения «Хвиля», директор информагентства, проводя журналистское расследование, сделал несколько фотоснимков на месте ДТП, в котором участвовала машина частного херсонского охранного агентства «Крис». Три человека, одетые в камуфляжную форму, вооруженные автоматами Калашникова, избили журналиста, отобрали у него телефон и уничтожили все сделанные на месте происшествия фотографии и аудиозаписи. Нападавшие нанесли журналисту серьезные травмы.

По информации движения, нападение происходило в присутствии сотрудников милиции, выехавших на ДТП. Как подчеркивает пресс-служба, нападавшие, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, задержаны не были.

Директор информагентства, пребывая в стрессовом состоянии, самостоятельно добрался в травмпункт, где ему была оказана скорая медицинская помощь, наложен гипс, оформлен больничный лист.

По информации «Хвилі», руководство охранного отделения «Крис» имеет связи с милицейским руководством Херсонской области. Как отметили в движении, в Суворовском райотделе города Херсона не хотели принимать заявление журналиста о нападении.

ЛIГАБiзнесIнформ, 15 июня


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 15 раз. В частности,

http://www.svobodanews.ru/content/article/1754382.html
http://www.ruj.ru/2009/090615-8.htm
http://prima-news.ru/rnews-1076.html
http://versii.com/news/181393/
http://www.pressing.spb.ru/1/78326/
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/155491
http://www.ifj.org/assets/docs/104/059/b4ec068-8bb5e3b.pdf
http://www.arsvest.ru/archive/issue848/politica/view15968.html
http://www.opengaz.ru/issues/24-634/face.html
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/155474
http://www.vostokmedia.com/n48534.html
http://www.vzsar.ru/news/2009/06/18/v_moskve_obsudili_izbiratelnost_pravosudiya_po_otnosheniyu_k_zhurnalistam.html
http://www.regnum.ru/news/1177321.html
http://www.rg.ru/2009/06/22/vizbor.html


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Про кружок журналистики, профсоюз и депутатов

Челябинский Союз журналистов объявил на своем сайте, что совместно с центром занятости создает биржу труда для уволенных коллег. И наконец-то союз разразился официальной реакцией на незаконные увольнения журналистов и судебные преследования СМИ. Оценки пришлось ждать долго, почти год.

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

В обращении говорится, любой сотрудник СМИ может прийти в Союз со своим резюме. Здесь составят списки из безработных журналистов, оформят необходимые документы на временную занятость, подберут вакансию по специальности. Центр занятости будет выплачивать людям, потерявшим работу в СМИ, пособие по безработице и оплату занятости. В общем, уверяют авторы проекта, получится порядка 10000 рублей.

«Эти деньги, хоть и не великие, но помогут как-то прожить, а, главное, этот «люфт» поможет скрасить то психологическое состояние, которое испытывает человек, потерявший работу», - пишет в обращении к коллегам Владислав Писанов, руководитель Челябинского Союза журналистов. – Коллеги, если вас и ваших товарищей постигла печальная участь, подскажите им, куда надо обратиться. Свои всегда помогут!». В Союзе утверждают, что уже одного журналиста трудоустроили, все лето он будет вести кружок журналистики в пионерлагере. Варианты для других подыскиваются.
 
В Челябинской области закрылись до 30 различных средств массовой информации. Последний яркий случай - МУП «Вечерний Челябинск» выставил заявки в центр занятости на сокращение 63 сотрудников. Газета с одноименным названием, принадлежащая холдингу ОАО «Макфа», вновь меняет вывеску: реквизиты и название юрлица. В тучные нефтяные годы мэру Челябинска Михаилу Юревичу, контролирующему свое детище – ОАО «Макфа», было выгодно, сделав ее муниципальной, содержать за счет городской казны. Сейчас, когда в бюджете Челябинска зияют огромные дыры, приходится производить «перезагрузку» издания. Оптимизировать расходы, другим словом. Газета будет выходить лишь два раза в неделю, а не каждый день как ранее, вновь примут на работу только троих журналистов из бывшего состава. Сменится главный редактор. Вместо Германа Галкина (поговаривают, он уходит поднимать газетный проект Челябинского отделения партии «Правое дело») редактором станет Михаил Стерехов, совершенно лояльный человек из пиар-команды Михаила Юревича. Но самое главное, у газеты останется муниципальный госзаказ на размещение всяких подзаконных актов и постановлений власти. А значит, она не умрет.

Увольнения журналистов, невыплата им заработанных денег, сокращение зарплаты всем работающим под предлогом мирового кризиса, судебные тяжбы и пикеты идут с июня прошлого года. Профсреду лихорадит уже давно. Но увольняемые журналисты предпочитают искать работу самостоятельно, многие даже и не слышали, что у них есть профессиональный союз, в обязанности которого входит их защита. В разгар скандала с депутатом ЗСО, несостоявшимся медиа-магнатом Валерием Алешкиным, журналисты, которым он не заплатил долги по зарплате, обращались в Союз за помощью. Безрезультатно, никакой реакции не последовало даже в момент пикета у здания ЗСО. И только теперь, по просьбе сразу нескольких обратившихся СМИ, в отношении которых депутат осуществляет судебное преследование, Союз обсудил на своем заседании «нездоровую ситуацию, созданную депутатом от партии «Единая Россия» Законодательного Собрания Челябинской области Валерием Алёшкиным», опубликовав на сайте открытое письмо к общественности и властям Челябинской области, призывающее защитить свободную прессу.

Припозднившаяся оценка Союза, говорят в челябинской медиасреде, возможно, вызвана тем, что руководитель Союза журналистов Челябинской области одновременно является издателем газеты ЗСО, в котором заседают такие вот «депутаты алешкины». Разумеется, он вынужден прислушиваться к депутатским мнениям и указаниям.

Да, в качестве ремарки… В то время, когда другие СМИ бедствуют, особенно независимые, на содержание газеты парламентариев выделяются миллионы рублей налогоплательщиков. Можно было бы понять, если бы депутатам совершенно негде было высказаться. Но у них уже есть красочное цветное издание, выходящее много лет большими тиражами на бюджетные средства, в котором каждый день можно лицезреть их парадные отчеты и фотопортреты крупным планом?! Плюс к этому их ежевечерне показывают по местным телеканалам. Зачем надо было заводить еще одно издание? Ради количества?


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Как стать победителем конкурса «Правовая Россия»

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

…Это только казалось, что на подведении итогов Всероссийского профессионального конкурса «Правовая Россия» атмосфера была такая милая, непринужденная – ну почти домашняя. Организаторы конкурса соблюди все законы жанра – интрига (кто в каждой из номинаций займет первое место) сохранялась до последней минуты, и, конечно, все участники волновались. Ведь, в конце концов, дело не в весомости диплома и не в стоимости приза (за третье место – цифровой фотоаппарат, за первое – ноутбук), а в публичном признании тебя профессионалом высокой пробы. К тому же полученном от самых признанных и уважаемых авторитетов в твоей области (а других среди членов жюри просто не было). Неудивительно, что те, кто занял вторые и третьи места, отвечая на вопросы ведущих, клятвенно обещали еще раз принять участи в конкурсе и дойти до вершины.

Больше всех пришлось поволноваться автору этих строк: конкурс для журналистов завершает список номинаций, и свой диплом победителя я получила самой последней. Так что уже с трудом произнесла заготовленную (на всякий случай) речь. Конечно же, о том, что нам очень нужна именно правовая Россия и все, кто принял участие в конкурсе, стараются приблизить день, когда она, наконец, появится. На фоне кратких и конкретных выступлений других участников это прозвучало, возможно, излишне пафосно. Но, честное слово – от всей души! Очень уж хочется жить в правовой России и больше писать о торжестве закона в нашем Отечестве, чем о правовом беспределе.

Российская ассоциация правовой информации ГАРАНТ сам конкурс по всем отраслям права – от конституционного до административного - проводит уже в четвертый раз. Состязание для юристов и экономистов проходит в два тура: первый – ответы на тесты, второй – творческая работа, мини-исследование одной из трудных проблем российского права. Конкурс же для журналистов проводился только во второй раз в номинации «СМИ за Правовую Россию».

… На этой очень торжественной церемонии в окружении молодых лиц я поневоле почувствовала себя ветераном: многим участникам нет еще и тридцати, остальным слегка за тридцать. Но все они уже состоявшиеся профессионалы: руководители юридических отделов крупных компаний и органов местного самоуправления, преподаватели вузов, ученые-юристы. Попадались уникумы, победившие в конкурсе уже во второй раз. Но и они заявили, что будут участвовать и дальше. Почему бы и нет? Конкурс проводится «вслепую», жюри не знает фамилий участников и оценивает только качество работы. Все по-честному. Кстати, информацию об этом конкурсе я прочитала в дайджесте Фонда защиты гласности и решила попробовать: а вдруг?

Так что читайте дайджест, пишите о правовой России и выигрывайте в журналистских конкурсах.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА. Ответ Роскомнадзора на обращение по поводу «URA.Ru»

В дайджесте № 436 в разделе «Почта дайджеста» мы опубликовали ответ Роскомнадзора на наше обращение по поводу информационного агентства «URA.Ru», которому были вынесены два предупреждения за записи, оставленные читателями на форуме агентства   (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/617#rus2 ).

Вскоре из Роскомнадзора поступило еще одно письмо, подписанное его руководителем Сергеем Ситниковам. Приводим документ полностью.
 
Уважаемый Алексей Кириллович!
В Роскомнадзоре получено направленное Вами открытое письмо выпускника курсов расследовательской журналистики, проводимых под эгидой Фонда защиты гласности, и корреспондента «Новой газеты» Романа Анина, который дает негативную оценку действиям Службы по отношению к екатеринбургскому информационному агентству «URA.Ru» (http://www.gdf.ru/digest/item/1/618#event ).
В приписке к письму Р.Анина Вы просите отменить вынесенные Службой официальные предупреждения «URA.Ru» «как противоречащие здравому смыслу и таящие в себе большую опасность для свободы слова и гласности в России».
В связи с тем, что действия Службы по отношению к уральскому Интернет-ресурсу вызвали большой резонанс в медийном сообществе, считаем необходимым дать разъяснения по существу вопроса.
Напомним, что Роскомнадзор 7 июля и 15 августа 2008 года вынес два предупреждения информационному агентству «URA.Ru» за публикации на его форуме материалов, содержащих признаки экстремизма.
При этом, перед тем, как выносить предупреждения, Служба убедилась в том, что, во-первых, форум является составной частью Интернет-сайта агентства, и, во-вторых, редакция имеет все возможности для модерации форума.
В ходе инициированных «URA.Ru» судебных процессов предупреждения Роскомнадзора были оставлены в силе. Тем самым поддержана позиция Службы по отношению к публикациям на форумах Интернет-сайтов, зарегистрированных как СМИ.
Эта позиция заключается в следующем:
Законодательство Российской Федерации не требует обязательной регистрации Интернет-сайтов в качеств СМИ. Но с получением свидетельства о регистрации Интернет-сайт становится средством массовой информации и подпадает под действие российского законодательства.
Зарегистрированные СМИ, в том числе распространяемые в Интернете, имеют преференции. Они пользуются правом на получение информации, в том числе из государственных органов, могут вести рекламную деятельность, выполнять информационные заказы и т.д.
Вместе с тем регистрация в качестве СМИ накладывает на Интернет-сайт ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации. Причем это касается не только редакционных материалов, но и, как подтверждено судебной практикой, любой информации, публикуемой на страницах СМИ, в том числе на форумах.
Агентство «URA.Ru» обязательство исполнять закон проигнорировало. Первая запись с признаками экстремизма, которая стала причиной для предупреждения от 7 июля, появилась на форуме еще 14 апреля (!). То есть к моменту вынесения предупреждения она находилась на форуме почти три месяца.
Вторую запись, послужившую причиной предупреждения от 15 августа, редакция также не торопилась удалять. Эта запись появилась на форуме 31 июля.
Агентство «URA.Ru» могло бы избежать официальных предупреждений Роскомнадзора в случае выполнения лишь одного простого действия -удаления со своего форума записей с признаками экстремизма в кратчайшие сроки. Этого сделано не было.
В связи с этим представляются несостоятельными опасения, что жесткая позиция регулятора дает недругам того или иного издания реальную возможность закрыть его на законных основаниях через суд. Для этого якобы надо привлечь внимание Роскомнадзора всего лишь к двум специально сделанным записям с признаками нарушения закона. Два предупреждения, суд и прекращение действия свидетельства о регистрации СМИ.
Роскомнадзор не «жаждет крови», не ставит перед собой задачу давить на СМИ, а тем более их закрывать. Несмотря на два предупреждения, «URA.Ru» продолжает работать.
Наша цель побудить Интернет-СМИ к исполнению законодательства путем самостоятельного контроля за публикациями на форумах, являющихся их составной частью. Если предприняты действия по недопущению распространения опасной для общества информации, по минимизации ущерба от такой информации, то пресекательных действий со стороны Роскомнадзора не последует.
Слабо себе представляем ситуацию, при которой сотрудники теле- или радиоканала не пресекут в экстренном порядке допущенные в прямом эфире высказывания с использованием, например, ненормативной лексики.
Реализация этого принципа в Интернет-СМИ заключается в удалении с форума в максимально короткие сроки всех записей читателей с признаками злоупотребления свободой массовой информации. Например, утром с началом рабочего дня - сообщений, которые поступили за ночь.

Мы понимаем что форумы - действенный механизм привлечения аудитории. Рост посещаемости сайтов позволяет на более выгодных для Интернет-СМИ условиях размещать рекламу, привлекать информационные заказы и т.д., что в итоге делает СМИ экономически состоятельнее. Напротив, модерация форумов требует дополнительных затрат.
Однако нельзя забывать, что первое же предупреждение влечет за собой настороженное отношение к медиа-партнеру со стороны рекламодателей. Им уже не хочется иметь дело со СМИ, которое в случае второго предупреждения может прекратить существование. Получается, что следовать закону выгоднее, чем вступать с ним в конфликт.
Уверены, что строгое следование законодательству о СМИ никоим образом не противоречит здравому смыслу и не таит в себе опасность для свободы слова и гласности в России. Напротив выполнение Вашей просьбы об отмене предупреждений Роскомнадзора в адрес «URA.Ru» не только противоречило бы здравому смыслу, но и явилось бы нарушением вердиктов судов трех уровней, поддержавших нашу позицию.

С.К. Ситников




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.
 
Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни