Дайджест
8 Июня 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 435


ТЕМА НЕДЕЛИ. Авторитарные государства 21 века

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Презумпция виновности

РОССИЯ.
1. Челябинск. Из двух депутатских лиц суд счел одно опороченным. Продолжение темы.
2. Сахалинская область. Управляющий шахтой не смог добыть миллион
3. Архангельская область. Главе района закон не писан?
4. Воронежская область. Произвол в отношении редактора
5. Саратов. Очередной тупик следствия
6. Краснодарский край. Над «Солнышком» и «Рассветом» нависли тучи

АРМЕНИЯ. На выборах в Совет старейшин были совершены нападения на журналистов

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в мае 2009 года

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
В Норвегии вручены премии фонда «Цайт»

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

АНОНС.




ТЕМА НЕДЕЛИ. Авторитарные государства 21 века

Неправительственная организация Freedom House 4 июня опубликовала доклад «Подрыв демократии. Авторитарные государства 21 века». В документе говорится, что «пять влиятельных государств - Китай, Иран, Пакистан, Россия и Венесуэла – «препятствуют демократическому развитию как внутри, так и за пределами своих границ».

Авторы доклада считают, что ведущие авторитарные режимы приспособились, модернизировали свои репрессивные методы. В России, в частности, используется новая лексика («суверенная демократия», «национальное обновление»), введен контроль за СМИ, и не только за государственными. Кроме того, в стране усиливается давление практически на все источники информации.

В документе также говорится, что России не удалось перейти к либеральной демократии на основе свободной рыночной экономики и верховенства закона. «Переход действительно имел место», - отмечают авторы исследования. Однако это был переход «от бюрократического авторитаризма в конце советского периода к авторитаризму, основанному на капиталистической клептократии, доминировании неформальных групп влияния, «декоративной» демократии». Эта система начала формироваться при Б. Ельцине в 1990-х годах и созрела при В. Путине в 2000-х.

Авторы подчеркивают, что в результате усиления авторитарных режимов в пяти упомянутых государствах появились новые серьезные задачи по созданию международной системы, основанной на верховенстве закона, правах человека, и свободе слова.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Презумпция виновности

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Очередного петербургского журналиста обвинили в мелком хулиганстве. Корреспондент агентства «Интерпресс» Ростислав Кошелев был задержан 5 июня во время выполнения редакционного задания по съемке пикета дольщиков. Мировой судья, слушающий дело, требует от журналиста подтвердить свою невиновность. До каких пор журналистам надо будет доказывать свою невиновность в суде и кто заставляет милиционеров выдумывать странные обвинения в адрес задержанных в ходе публичных акций сотрудников СМИ? Эти же вопросы, впрочем, касаются всех граждан, а не только журналистов.

В протоколе задержания корреспондента агентства «Интерпресс» Ростислава Кошелева, который был оформлен в отделении милиции, сказано, что журналист нецензурно выражался, вырывался и хватал милиционеров руками.

На самом деле Кошелев выполнял редакционное задание, снимая одиночные пикеты обманутых дольщиков на Васильевском острове. Протест в форме одиночного пикета не требует уведомления органов власти (и тем более разрешения), так что именно таким образом дольщики решили привлечь внимание к своей проблеме. Пикеты были не только замечены, но и разогнаны. Все это и пытался заснять фотокорреспондент. Бдительные стражи порядка, однако, не дремали, и вместе с протестующими схватили и журналиста. В 60-м отделении милиции был оформлен тот самый удивительный протокол, а возражения сотрудника СМИ никто не слушал.

7 июня, состоялось первое заседание суда по обвинению Кошелева в административном правонарушении – мелком хулиганстве. Мировой судья 16-го участка потребовал от подсудимого представить доказательства его невиновности. Заметим, что представителей милиции в суде не было.

Напомним, что похожие протоколы с обвинениями в хулиганстве и нецензурной брани были составлены в адрес многих петербургских журналистов, схваченных во время освещения различных акций протеста за последние годы. Прием будто изучается в милицейских учебных заведениях – не зря же опытные адвокаты говорят, что протоколы пишутся под копирку, слово в слово. И если судьи федеральных судов все же часто понимают абсурдность таких обвинений, то мировых судей чаще всего не смущает даже многочисленные нестыковки. В одном из похожих дел милиционеры не смогли опознать журналиста, перепутали время задержания и освобождения, по-разному объясняли мотивы задержания, но вердикт все равно был не в пользу подсудимого.

Что ж, милиционеры составляют липовые протоколы ради того, чтобы оправдать свои беззаконные действия. Власть, в том числе судебная, чаще всего поощряет их. Пока это не закончится, ни один журналист не может чувствовать себя в безопасности, освещая не только акции протеста, но любое происшествие на улице. Милицейский произвол и презумпция виновности сокращают дистанцию между журналистами и рядовыми гражданами, ведь перед беззаконием у нас все равны!




РОССИЯ.

1. Челябинск. Из двух депутатских лиц суд счел одно опороченным. Продолжение темы.

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

На днях суд Центрального района Челябинска частично удовлетворил иск скандально известного депутата Законодательного собрания области Валерия Алешкина к независимой газете «Челябинский рабочий» и журналисту Анастасии Богомоловой.

Судья Даниил Дерхо признал распространенные ответчиками сведения порочащими честь и достоинство истца и обязал газету и журналиста А. Богомолову выплатить господину Алешкину соответственно 1 500 и 500 рублей. Сейчас журналисты размышляют, как лучше вручить эти деньги господину депутату: передать на встрече в ЗСО либо устроить какую-то иную акцию по публичной передаче денег.

Напомним, ранее «ущемленный в собственных чести и достоинстве» депутат просил соответственно с газеты и двоих журналистов по 500 тысяч рублей, то есть 1,5 миллиона. Суть судебного разбирательства - депутат ЗСО, единоросс Валерий Алешкин обиделся на публикацию «Магнат с мандатом», которая была помещена в газете «Челябинский рабочий» в марте сего года (http://www.mediazavod.ru/articles/65922 ). В нем рассказывалось об усилиях бывших сотрудников господина Алешкина взыскать задолженность по заработной плате. Газета сообщала о факте взыскания с бывшего работодателя административного штрафа в размере 30 тысяч рублей, и о том, что суд, в который обратились журналисты принадлежащего медиа-магнату сетевого ресурса, обязал его погасить долги по заработной плате. Судебные приставы несколько раз безуспешно пытались выполнить решение суда (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/623#pub2 ). Медиа-магнат Алешкин в исковом заявлении утверждал, что бывший журналист «ГазетыЧел.ру» Анастасия Богомолова, чьи слова процитировал «Челябинский рабочий», ввела общественность в заблуждение, сообщив о том, что штраф за неисполнение решения суда о выплате задолженности по заработной плате был наложен на господина Алешкина именно как на физическое, а не должностное лицо. Не понравились пиар-команде депутата и ему лично и комментарии на сайте газеты «Челябинский рабочий. Пользователи сайта недоумевали: почему богатый человек не может или не хочет выплатить ничтожную сумму долга по зарплате, хотя публично вещает о социальной справедливости, государственности и ответственности бизнеса, причем депутат еще пишет законы в областном парламенте, а потом сам же их и нарушает.

Все судебное заседание свелось к большому спору о том, можно ли считать Валерия Алешкина физическим лицом, оштрафованным за невыплату заработной платы, или же санкция суда была наложена на некоего анонимного генерального директора ООО «Медиаполис»?! Получилось, что когда депутат раздает подарки, совершает хорошие поступки, то тут он фигурирует как физическое лицо, а когда речь заходит о долгах по зарплате, то это речь не про Алешкина. Журналистка А. Богомолова в комментарии «Челябинскому рабочему» как раз отождествляла своего работодателя с генеральным директором Валерием Алешкиным, который и являлся единственным ее руководителем, от которого зависели вопросы оплаты ее труда. Не внял суд и ссылке юристов газеты на постановление Европейского суда по правам человека, в которой говорится, что пределы допустимой критики в отношении политического деятеля всегда шире, чем в отношении частного лица.

На суде депутат Валерий Алешкин неоднократно менял свои требования. Ответчикам удалось доказать, что газета не публиковала сведений, не соответствующих действительности, а значит, и нечего опровергать. Так исчезло требование опровержения, ущерб в 1,5 миллиона рублей, и появились 2 000 рублей за моральные страдания, понесенные Алешкиным лично. «Никаких доказательств причинения моральных страданий истцу в суде мы не увидели, - заявили юристы газеты «Челябинский рабочий». Решение будет оспорено в областном суде».

 

2. Сахалинская область. Управляющий шахтой не смог добыть миллион

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Вступило в силу решение Южно-Сахалинского городского суда о частичном удовлетворении исковых требований Тагира Аманбаева к редакции регионального приложения газеты «Аргументы и факты – Сахалин и Курилы». Теперь автор статьи «Шахтеры требуют свое» Лариса Котикова должна заплатить истцу 5 000 рублей.

Еще в прошлом году в указанном издании была опубликована статья Л. Котиковой об управляющем шахтой, задерживающим рабочим заработную плату. Главный герой счел, что статья опорочила его честь, достоинство и деловую репутацию: он-де не переоформлял лицензию на право пользования недрами, не обманывал работников вверенного ему предприятия. И потребовал компенсацию морального вреда в сумме 1 млн. рублей.

Председатель Сахалинского Правозащитного центра Марк Куперман, представляющий в суде интересы ответчика, считает, что судом были допущены процессуальные нарушения. Так, судья Медведева не удовлетворилась копиями и потребовала от ответчика оригиналы документов, подтверждающих опубликованные факты. Сделать соответствующие запросы от своего имени судья и не подумала.

 - Если бы мы апеллировали в вышестоящую инстанцию, стопроцентно бы выиграли дело, - считает Марк Куперман. – Но учредитель – ГУП «Сахалинская областная типография» наотрез отказался от продолжения тяжбы. Отказались прийти в суд и свидетели, предоставившие редакции копии разоблачительных документов.

- Я поняла, что вторглась в сферу, где крутятся огромные теневые деньги, - сказала корреспонденту Фонда защиты гласности Лариса Котикова. – Свидетелям не только угрожали, в них стреляли. Мне было по-настоящему страшно, я была вынуждена вообще поменять место работы. Что касается уровня профессионализма нашего суда, могу сообщить, что до сих пор я так и не получила решение на руки.

 

3. Архангельская область. Главе района закон не писан?

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Глава Вельского района Алексей Смелов отказался предоставить информацию газете «Вельск-инфо». Он убежден, что не его это дело - отвечать на запросы редакции, так как считает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Редакцию газеты «Вельск-инфо» заинтересовали вопросы об освоении бюджетных средств и об использовании муниципального имущества. Журналисты обратилась к главе района с официальным запросом, и получили ответ: «Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), таким образом, законных оснований для предоставления Вам запрашиваемой информации не имеется». И порекомендовал газетчикам «ознакомиться с большей частью интересующих сведений… на сайте администрации муниципального образования».

За последнее время Смелов уже второй раз отказывает в предоставлении информации газете «Вельск-инфо». Как отметил главный редактор газеты Сергей Малов, «до этого он не ответил ни на один из 17 наших вопросов, направленных ему в письменном виде». Редакция обратилась в прокуратуру района с просьбой проверить законность действий главы района и дать им правовую оценку.

Комментарий юридической службы ФЗГ:

Открытость деятельности органов местного самоуправления и возможность граждан получать достоверную информацию об их деятельности российское законодательство рассматривает, как одну из гарантий возможности граждан осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления и участвовать в управлении делами государства. Следовательно, открытость в деятельности органов местного самоуправления является и составной частью права на участие в управление делами государства (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Статья 29 ч. 4 Конституции предоставляет гражданам право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность получить полную и достоверную информацию о деятельности местного самоуправления. А Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в п. 3 ст. 7 обязывает администрацию предоставлять информацию о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

Следовательно, отказ главы местного самоуправления А. Смелова в предоставлении информации является незаконным.

Юрист ФЗГ А. Лопухов.

 

4. Воронежская область. Произвол в отношении редактора

Светлана Кузеванова,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Правление Воронежского регионального отделения Союза журналистов России выступило с заявлением в защиту редактора районной газеты «Калачеевские зори» Анатолия Гриднева.

Защищать редактора приходится от главы районной администрации Николая Котолевского. В конце мая новый руководитель района предложил А. Гридневу написать заявление об увольнении, а обязанности редактора возложил на ответственного секретаря газеты Валерия Юдина. Кроме того, Н. Котолевский на одном из совещаний «порекомендовал» газете быть «попроще в публикациях», «до глубин не доходить» и, наконец, опубликовать его фотографию – «чтоб знали, с кем работаете».

Реагируя на ситуацию, Воронежское отделение СЖР сделало заявление, в котором, в частности, говорится: «В Калачеевском районе оказывается давление на главного редактора местной газеты «Калачеевские зори» Анатолия Гриднева. Новый глава райадминистрации Н. Т. Котолевский чинит в отношении его самый настоящий произвол. Он требует от него написать заявление об уходе с занимаемой должности по собственному желанию, выдвигает необоснованные претензии к содержанию газеты… Подобные действия главы районной администрации можно рассматривать как воспрепятствование законной деятельности главного редактора и журналиста А.Гриднева, что уголовно наказуемо. А. Гриднев является опытным редактором, руководимая им газета неоднократно отмечалась в числе лучших в регионе. Он – уважаемый член нашего творческого Союза… Правление регионального отделения Союза журналистов решительно осуждает действия главы администрации Калачеевского района и требует от него прекратить произвол в отношении нашего коллеги».

 

5. Саратов. Очередной тупик следствия

Юрий Чернышов,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе.

В деле о нападении на гендиректора медиа-холдинга «Взгляд» Вадима Рогожина, случившегося ещё 5 марта, наметился новый тупик.

5 июня из-под стражи отпущен задержанный по подозрению в причастности к этому делу коммерческий директор фирмы «Клише» Виталий Павлов. В его задержании и освобождении много неясностей.

Ещё в марте Виталий Павлов был арестован по подозрению в незаконном обороте наркотиков и боеприпасов, однако затем освобождён под подписку о невыезде. Но после освобождения был сразу же вновь задержан сотрудниками уголовного розыска. Павлову предъявили постановление о принудительном приводе в качестве свидетеля о нападении на гендиректора медиа-холдинга «Взгляд» Вадима Рогожина. После допроса В. Павлов был задержан следователем следственного отдела по Саратову. Адвокат задержанного Эвелина Макеева обжаловала в Саратовском областном суде решение о продлении срока ареста подзащитного. Ввиду того, что Павлову не было предъявлено обвинение в покушении на убийство В. Рогожина, кассационная коллегия областного суда отменила решение, посчитав незаконным продление меры пресечения.

В очередной раз стало ясно, что следствие находится в тупике.

Освобождение Павлова произошло спустя несколько дней после того, как Рогожин выписался из больницы и приступил к работе. Оно явилось своеобразным подтверждением оценки следственных действий, данных Рогожиным чуть ранее.

28 мая в газете «Взгляд» опубликовано большое интервью с Рогожиным, целиком посвящённое нападению на него. «Следствие, - сказал он, - на мой взгляд, идет вяло: с момента нападения прошло уже почти 3 месяца, а никаких положительных результатов так и не видно. Не найдены даже исполнители, не говоря уже о заказчиках. Задача раскрыть преступление поставлена уже перед третьим следователем (!) плюс несколькими оперативными группами. Сейчас дело находится в Следственном управлении Генпрокуратуры по Саратовской области под руководством Николая Никитина. Но даже это, как я вижу, не дает особых результатов. Между тем, мной и другими свидетелями следствию было озвучено много версий. Но, судя по всему, они отрабатываются без особого желания, следствию больше интересны мои семейные и служебные отношения».

Возможно, беспомощность следствия спровоцировала Рогожина не только на то, что в интервью он публично выразил недовольство ходом расследования, но и также высказал предположения о возможной причастности к организации на него нападения нескольких известных в Саратове лиц. Один из названных им, Александр Мирошин, бывший при прежнем губернаторе Дмитрии Аяцкове вице-губернатором и секретарём Совета безопасности Саратовской области, в ультимативной форме через СМИ потребовал от Рогожина в течение месяца принести ему извинения, обещая в противном случае «поступить по мужски»: «Засучить рукава и…». И хоть сказанное скорее эмоциональный выплеск, чем реальная угроза, но случившееся показывает, что бессилие следственных органов вызывает всё более глубокую напряженность и раздражение в обществе, ставит под вопрос дееспособность органов как таковых.

Раздражение усиливается при воспоминаниях о том, сколько было сделано заявлений со стороны органов правопорядка и произнесено громких обещаний в кратчайшие сроки раскрыть это преступление! Так, вскоре после нападения, 24 марта начальник областного ГУВД Сергей Аренин сообщил, что до 70% личного состава так или иначе занимаются раскрытием данного преступления, и специально для этого в Саратове создан оперативный штаб. А замминистра МВД Николай Овчинников заверил, что «вероятность раскрытия (судя по уже полученным результатам) - очень высокая».

Если 70% личного состава саратовского ГУВД за 3 месяца не способны даже приблизиться к завершению расследования, то становятся понятными и низкий уровень доверия к органам УВД, и подозрительность ко всему и вся, и опасения людей за свою безопасность. 

6. Краснодарский край. Над «Солнышком» и «Рассветом» нависли тучи

Виктория Ташматова
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Администрацией Краснодарского края прекращено финансирование на 3-4 кварталы этого года краевой детской газеты «Солнышко» и краевой газеты инвалидов «Рассвет». Главный редактор этих газет Николай Замковой узнал об этом из письма за подписью вице-губернатора Галины Золиной. Обе эти газеты финансировались из бюджета края по линии социальной защиты, как социально значимые. Статьи расходов были защищены бюджетной росписью на 2009 год. Газете «Рассвет» 18 лет, она пережила распад Советского Союза, лихие 90-е, дефолт 1998 года. Более 2 тысяч читателей газеты, многие из которых прикованы к постели и к инвалидной коляске, все эти годы получали газету бесплатно.

Газета публикует нормативные документы, представляющие интерес для ветеранов и инвалидов, дает консультации, предоставляет возможность одаренным людям публиковать свои произведения. Газета, по выражению ее читателей, является близким другом и собеседником для тех, кто лишен самого главного - человеческого общения.

Детская газета «Солнышко», которой также отказано в финансировании, долгие годы для юных кубанцев являлась первым опытом приобщения к печатному слову. «Солнышко» публикует стихи, небольшие рассказы, рисунки, детские размышления и учит своих читателей любить свой край и побольше о нем узнавать.

Зарплата у шести сотрудников (весь штат на две газеты) символическая, трудятся на энтузиазме. А ведь администрация края и в более трудные времена находила возможность поддерживать эти газеты. Главный редактор газет Н. Замковой, несмотря на свои 80 лет и инвалидность, побывал на прошлой неделе в Москве в приемной президента Медведева и попросил защиты от чиновничьего произвола:

- Мы слышим утверждения власти о том, что кризис не настолько поразил экономику края. Неужели дела на Кубани так плохи, что самых незащищенных - детей и инвалидов -лишают их газет. Если финансирование газет не будет возобновлено, я пущу шапку по кругу среди инвалидов. Отказ от таких газет определяет истинный уровень милосердия кубанской власти, - заявил Николай Николаевич с обидой на встрече со своими коллегами редакторами общественно-политических изданий Кубани по возвращении из Москвы.



АРМЕНИЯ. На выборах в Совет старейшин были совершены нападения на журналистов

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

На пресс-конференции 2 июня Комитет по защите свободы слова представил происшедшие в день выборов в Совет старейшин Еревана (орган местного самоуправления) случаи воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов. На избирательном участке 9/01 телохранители депутата Национального Собрания Республики Армения Левона Саргсяна, ругаясь и применив силу, выдворили с участка журналистов Гоар Везирян (газета «Чоррорд ишханутюн»), Татев Месропян (газета «Айк») и Маринэ Харатян (газета «Жаманак»). При этом Г. Везирян были нанесены удары ногами, а у М. Харатян отобрали диктофон.

На избирательном участке 8/01 внештатный корреспондент газеты «Айкакан жаманак» Артур Овакимян начал фотографировать молодых людей атлетического телосложения, намеревающихся, по его словам, вбросить избирательные бюллетени в урну для голосования. Заметив это, молодые люди отобрали у журналиста фотоаппарат и сорвали с шеи редакционное удостоверение. На реплику Овакимяна, что он выполняет свою работу, один из нападавших ответил: «А моя работа в том, чтобы разбить тебе голову». Журналист вынужден был покинуть участок. Позже фотоаппарат Овакимяну был возвращен, но без карты памяти.

Около 16.20 на избирательный участок 8/05 вошли два десятка бритоголовых молодых мужчин. Как рассказала корреспондент газеты «168 жам» Арминэ Аветян, шесть человек, выкручивая руки ей и Соне Айвазян, наблюдателю Антикоррупционного центра «Трансперенси-Интернэшнл», начали оттеснять их к окнам. Другие окружили столы и урну для голосования, а еще двое вбросили в урну пачки бюллетеней. Арминэ Аветян угрожали и отобрали фотоаппарат. Сила была применена и в отношении корреспондента Интернет-издания Tert.am Лилит Тадевосян. По словам журналистки, когда она пыталась рассмотреть, что творится возле урны, ее отталкивали, не позволяя фотографировать. 

Аналогичные случаи имели место на избирательном участке 8/20 и на избирательном участке 13/09, а на избирательном участке 7/25 было совершено нападение на корреспондента газеты «Аравот» Нелли Григорян, которая пыталась сфотографировать перепалку молодого человека по кличке «Боко Норагюхский» с доверенным лицом Армянского национального конгресса. По словам Нелли Григорян, молодой человек схватил ее за одежду и, отобрав фотоаппарат, покинул участок. Позднее фотоаппарат удалось вернуть, но без карты памяти.

Представители Комитета по защите свободы слова подчеркнули, что располагают сведениями и о других попытках воспрепятствования профессиональной
деятельности журналистов.

В обнародованном пресс-релизе Генеральной прокуратуры Армении сообщалось, что поручено обеспечить надлежащий «прокурорский надзор за установленным законом порядком рассмотрения сигналов о нарушениях в ходе выборов, в том числе публикаций СМИ». В пресс-релизе также сообщалось о возбуждении - на основании публикаций СМИ - уголовного дела о применении насилия в отношении журналистов, наблюдателей, а также о вбросе бюллетеней на избирательных участках. Расследование этого дела возложено на Особую следственную службу РА. Возбуждено также уголовное дело по инциденту с журналистами на избирательном участке 9/01.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в мае 2009 года

Нападения на журналистов – 6 (Талина Кривцова, заместитель главного редактора газеты «Персона», Москва, – 2 раза; Елена Исакова, главный редактор газеты «Персона», Москва; Иван Бузолин, Иван Стрижов, оба - съемочная группа ГТРК «Регион-Тюмень», Тюмень; Дори Ярон, корреспондент израильского телевидения, Москва; Анджей Зауха, корреспондент польской телекомпании TVN, Москва).

Нападения на редакции – 1 («Новая газета Кубани», Краснодар).

Попытки цензуры – 3 (газета «Аргументы и Факты – Сахалин-Курилы», Южно-Сахалинск; газета «Старая гвардия в Архангельской области», Архангельск; газета «Вологодские новости», Вологда).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 7 (газета «Эрзянь Мастор», Мордовия; газета «Уральский проект», Башкирия; Александр Толмачев, редактор регионального выпуска газеты «Аргументы недели», Ростов-на-Дону – 2 дела; Надежда Низовкина и Татьяна Стецура, корреспонденты газеты «Свободное слово», Бурятия; Владимир Романенко, директор МУП СМИ  «Студия Факт», Ямало-Ненецкий автономный округ).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Владимир Кузнецов, главный редактор журнала «Территория бизнеса», Санкт-Петербург; Олег Пташкин, шеф-редактор программы «Участок», Первый канал, Москва).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 3 (Владимир Иванов, главный редактор информационного бюллетеня «Имею право», Краснодарский край; Михаил Кутейников, репортер «Самарской газеты», Самара; Анна Богомолова, корреспондент GZT.RU, Москва).

Зафиксировано предъявленных  к журналистам и СМИ судебных исков – 19,
на сумму 8 452 150 005 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 8, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 361 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (Елена Исакова, главный редактор газеты «Персона», Москва; Карина Миловидова, журналист портала «В кризис.ру», Санкт-Петербург; Георгий Бородянский, корреспондент «Новой газеты», Омск).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (журнал «Искусство кино», Москва).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 2 (газета «Такова жизнь», Московская область; газета «Молва», Самарская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (проводное радио в Алтайском крае).

Прекращение выхода СМИ – 4 (газета «Чадо», Чита; газета «Поморская сторона», Архангельск; журнал SmartMoney, Москва; газета «Русский Север», Вологда).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Вперед», Нижний Новгород; газета «Богатей», Саратовская область; газета «Новый регион», Московская область).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт организации «Молодые Левые»; сайт «Kurgan.ru», Курган).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 31




НАШИ ПАРТНЕРЫ. В Норвегии вручены премии фонда «Цайт».

В Осло 3 июня состоялась церемония награждения премией немецкого фонда «Цайт».

Среди победителей этого года двое журналистов из России: Зоя Светова, пишущая о правах человека, и Роман Шлейнов, редактор отдела расследований в «Новой Газете».

Лауреатами этого года стали также белорусская негосударственная газета «Новы час», журналист из Азербайджана Натик Гавадли и газета «Азадлыг», армянская журналистка Марианна Григорян, грузинский еженедельник «Батумелеби».

«Нам очень приятно, что мы оказались в такой почетной компании тех, кто сумел в наши трудные времена выжить, не сдаваться и защищать идеалы независимой журналистики. Мы рассматриваем эту премию как солидарность с нами международной журналистской общественности, которая хочет и прилагает все усилия к тому, чтобы наши условия работы были не хуже, чем в Европе», - сказал редактор белорусского издания Алексей Король.

Премия фонда «Цайт» является ежегодной наградой, присуждаемой по итогам конкурса среди журналистов и СМИ, которые в своей работе выступают за свободу слова и либеральное гражданское общество. Премия была основана в 2000 году в честь юриста, журналиста и издателя Герда Буцериуса.

По материалам газеты «Белорусские новости».




ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Здравствуйте!
Читаю дайджесты на сайте ФЗГ и удивляюсь, что где-то что-то происходит. Где-то скупают тиражи, отказываются продавать газеты, ссорятся с пресс-секретарями, судятся. У нас же тишь да гладь... Наоборот, юнкор отправляется к мэру, пресс-секретарь организует встречу, глава администрации города запросто дает пятнадцатилетней девчушке интервью, мы публикуем его в газете.

Возможно, это – стечение обстоятельств: тема интервью подстать возрасту автора – о старшеклассниках, работающих летом в «отрядах мэра»; у главы городской администрации в этот день, возможно, не было неотложных дел; замещающая на время отпуска пресс-секретаря сотрудница разрешила «допуск к телу». Да мало ли еще факторов, которые сыграли решающую роль в организации материала. Факт остается фактом. Школьница взяла интервью у мэра и убедилась в том, что он совершенно доступен для общения. И это в начале творческого пути. Первые публикации пятнадцатилетнего корреспондента Анны Муратовой появились в газете «Тюменский курьер» в мае, и вот уже в начале июня – интервью с главой администрации города Евгением Куйвашевым.

Главному редактору «Тюменского курьера» Рафаэлю Гольдбергу работа корреспондента понравилась, она подкупила своей непосредственностью. После небольшой правки материал был отправлен в номер.
 
Елена Мингалёва,
заместитель главного редактора газеты «Тюменский курьер».



АНОНС.

В Москве 15 июня в Мраморном зале Центрального Дома журналиста (Никитский бульвар, 8-а) в 10 часов состоится презентация доклада «Избирательное правосудие. Расследования смертей журналистов в России, 1993-2009».

Доклад подготовлен аналитиком Международной Федерации журналистов Джоном Кроуфутом по материалам Фонда защиты гласности и Центра экстремальной журналистики. В составлении доклада принимали участие российские и зарубежные эксперты, представители журналистских и правозащитных организаций.

На презентации выступят председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Международной Федерации журналистов Джим Бумелла, депутат Государственной Думы РФ Борис Резник. Приглашены представители Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Следственного комитета, а также – ЮНЕСКО, агентств ООН, правозащитных и общественных организаций, федеральных и региональных СМИ.

Контактный телефон 627 52 84.




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.
 
Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни