Дайджест
28 Марта 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 223


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Лондон и Новосибирск несут потери. Популярный телеканал оказался не ко двору в преддверии выборов.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Кто инициирует давление на телестудию "Экран"?

РОССИЯ.
1. Воронеж. Пресс-конференция "не для всех".
2. Москва. Иск "Альфа-банка" к "Коммерсанту". Арбитраж снизил сумму взыскания в десять раз.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. "Две недели подряд неизвестными лицами скупался весь розничный тираж газеты "Кемерово", учредителем которой является администрация города".
2. "Ещё раз о плановых сокращениях сотрудников ГТРК".

 


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Лондон и Новосибирск несут потери. Популярный телеканал оказался не ко двору в преддверии выборов.

Татьяна Свинцова,
собственный корреспондент ФЗГ
в Сибирском федеральном округе.

- В минувший понедельник вечерние новости новосибирской телекомпании НТН-4 в 21.00 (18.00 МСК) не вышли в прямой эфир. Как рассказал главный редактор службы информации телекомпании НТН-4 Андрей Жирнов, коллектив готовился к девятичасовому выпуску новостей. Буквально за минуту до включения пропал сигнал, идущий со студии. Как выяснилось позже, телекомпания НТН-4 была отключена связистами ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть". Руководитель областного передающего центра (теперь это филиал "Сибирский региональный центр" Российской телерадиовещательной сети) Владимир Кальченко от комментариев по поводу отключения НТН-4 категорически отказался.

22 февраля с.г. Федеральная конкурсная комиссия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ аннулировала лицензии телекомпании НТН и объявила на 27 апреля конкурсы на 4-й и 12-й метровые телеканалы в Новосибирске. Ранее один из бывших акционеров телекомпании, ООО "Лабораториум", обратился в областную прокуратуру с требованием признать незаконной выдачу Министерством печати лицензий ООО "Телекомпания НТН-4 канал" и ООО "Телекомпания НТН-12 канал".

Руководитель управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу Геннадий Попрыга сообщил, что до сих пор остается нерешенным вопрос, кто будет осуществлять временное вещание на этих частотах до конкурса. На освободившиеся частоты претендовали телеканалы "Культура" и "Спорт", но, по словам Г.Попрыги, лично он выступает за то, чтобы до конкурса на этих частотах осуществлялось вещание сетевых партнеров утративших лицензии телеканалов - ТВ-3 (партнер НТН-4) и СТС (партнер НТН-12). "Это было бы более правильно по отношению к новосибирскому зрителю, которого не должны затрагивать рабочие моменты", - объяснил свою позицию Г.Попрыга.

По словам сотрудников телекомпании НТН, телефон редакции звонит, не переставая - зрители возмущенны отключением популярных каналов. Главный редактор службы информации телекомпании НТН-4 Андрей Жирнов утверждает, что некоторые телезрители даже пригрозили устроить митинги протеста против отключения НТН.

Две недели назад в эфире "Радио Свобода" было высказано мнение, что возникшие проблемы с лицензиями НТН связаны с тем, что руководителя телеканала Якова Лондона наказывают за участие в политической жизни города (он баллотировался год назад на пост мэра Новосибирска). А сейчас в Новосибирске проходит очередная избирательная кампания, на сей раз в горсовет.

В воскресном выпуске аналитической телепрограммы НТН-4 "Постскриптум" проводилось интерактивное голосование среди зрителей на тему "Как вы оцениваете критику действий власти со стороны телекомпании НТН?". В "Постскриптум" с одобрением позвонили 960 человек, 447 ответили, что критику властей "не одобряют".
Фонд защиты гласности выступил с заявлением по поводу отключение популярного телеканала.

Сегодня, 21 марта 2005 года, около 18.00 мск отключен от эфира новосибирский телевизионный канал НТН-4.

16 февраля с.г. был объявлен конкурс на вещательную частоту канала НТН-4. Конкурс должен был состояться 27 апреля с.г., однако телеканал, вещающий на этой частоте, был отключен от эфира, невзирая на имевшуюся договоренность с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ о том, что пока конкурс не состоялся, на канале бы вещали его многолетние владельцы.

Однако, в связи с приближающимися выборами, назначенными на 3 апреля с.г., сегодня, по указанию прокуратуры Новосибирской области, 4-й канал от эфира был отключён.

Причины, по которым такое решение было принято, не подпадают ни под один пункт Закона РФ о СМИ, по которым вещатель может быть отключён от эфира.

Мотивы, по которым НТН-4 был лишен возможности выхода в эфир, скорее всего, политические, и связаны они с политическими амбициями руководителя канала Якова Лондона.

Я.Лондон совсем недавно участвовал в выборах мэра Новосибирска, а теперь, по непроверенным слухам (скорее всего, ошибочным), собирался провести в городское Законодательное собрание своих кандидатов.

Фонд защиты гласности взывает к здравому смыслу участников этого странного конфликта, и призывает вернуться к исходным договоренностям и дать 4-му каналу вещать до установленной даты конкурса.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Чем, на ваш взгляд, обусловлено столь скоропалительное отключение популярного телеканала?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо.

Мы дорожим Вашим участием.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Кто инициирует давление на телестудию "Экран"?

19 марта аппаратную студии телевидения "Экран" (г. Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ) неожиданно посетили два десятка сотрудников милиции во главе с заместителем прокурора города С. Блюмским. Вооруженный отряд доставил руководству телестудии важный документ - "Предостережение о готовящемся противоправном деянии". Оформлен документ был, скажем так, неформально: напечатанное на пишущей машинке "предостережение" не содержало ни печати, ни регистрационных данных. Предостерегали редакцию, между тем, от экстремизма.

Прокуратура Пыть-Яха сочла "экстремизмом" информационные выпуски "Экрана", в которых рассказывалось, как в ходе предвыборной кампании за кресло главы муниципального образования один из кандидатов на должность - председатель городской Думы В. Крупин - на встречах с избирателями откровенно вводил их в заблуждение. Журналисты выдали в эфир ролик, в котором жители одного из городских общежитий рассказывали, как их запугивали доверенные лица кандидата. Мол, не проголосуете "как надо", снесём общежитие, а вас отправим жить на улицу.

Журналисты телестудии считают, что в данном случае отдельные сотрудники прокуратуры превысили свои служебные полномочия в желании угодить рвущемуся к власти чиновнику.

Но на этом история не закончилась. На следующий день журналисты "Экрана" показали в эфире видеозаписи, снятые во время нежданного визита вооруженных милиционеров во главе с зампрокурора и стали ждать официальных извинений. Но вместо таковых в редакцию "Экрана" поступило лишь несколько анонимок с оскорблениями и угрозами.

Руководство телекомпании "Экран" обратилось в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа и отдел генпрокуратуры РФ в УрФО с просьбой принять соответствующие меры.

Но и это ещё не всё. В ночь на 21 марта, в двух микрорайонах Пыть-Яха неизвестные злоумышленники испортили передающее оборудование "Экрана". По словам главного редактора студии Сергея Калмыкова, он склонен рассматривать происшедшее "не просто как преднамеренную порчу имущества хулиганами, а как чисто политическую акцию, направленную на то, чтобы лишить студию возможности информировать жителей города о нарушениях закона представителями местной власти и отдельными сотрудниками прокуратуры в период кампании по выборам главы Пыть-Яха, которые намечены на 27 марта".


РОССИЯ.

1. Воронеж. Пресс-конференция "не для всех".

Светлана Мащенкова,
собственный корреспондент ФЗГ
в Центральном федеральном округе.

- Журналисты газет "Воронежский курьер", "Молодой коммунар", "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Моё!", "Эфир-365", а также съемочная группа Воронежской ГТРК не были допущены на пресс-конференцию, которую проводили заместитель мэра Воронежа Юрий Кретинин и руководитель аппарата администрации города Александр Болдырев. На мероприятие были приглашены только представители "лояльных" СМИ, а в дверях мэрии был выставлен дополнительный пост, который "сортировал" корреспондентов.

Тем журналистам, которых все-таки допустили на пресс-конференцию, было рекомендовано не включать диктофоны.

2. Москва. Иск "Альфа-банка" к "Коммерсанту". Арбитраж снизил сумму взыскания в десять раз.

Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрел кассационную жалобу редакции газеты "Коммерсант" на решение Девятого арбитражного суда и уменьшил с 300 до 30 миллионов рублей размер суммы, взысканной с редакции в пользу "Альфа-банка" в качестве возмещения репутационного вреда, причиненного публикацией в этом издании 7 июля 2004 года статьи "Банковский кризис вышел на улицу".

Истец, "Альфа-банк", счел, что публикацией не соответствующих действительности сведений газета причинила ему значительный вред. По словам адвоката Павла Астахова, представляющего интересы "Коммерсанта", это "лишь небольшая тактическая победа". "Мы дойдем и в Европейский, и в Конституционный суд. Они должны ответить, есть ли у нас закон, позволяющий с журналиста, со средства массовой информации взыскивать нематериальный вред, который толком и не сформулирован в ГК", - подчеркнул П. Астахов.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. "Две недели подряд неизвестными лицами скупался весь розничный тираж газеты "Кемерово", учредителем которой является администрация города".

Марина Кларисс,
собственный корреспондент
"Российской газеты" в Кемеровской области.

- Удивленные жители, не понимая, что происходит, ходили от одного киоска к другому и слышали один и тот же ответ. Мол, городская газета в розницу не поступала вовсе, а вот с чем это связано - никто ничего сказать не может. Однако, как выяснилось позже, в типографии был отпечатан весь тираж городской газеты. Та часть, что предназначалась для подписчиков, благополучно была отправлена на Главпочтамт для доставки по адресатам. А вот куда испарилась розничная часть из стен типографии, очень большой вопрос. Служба экспедирования распространителей печатной продукции не могла увидеть городскую газету две недели кряду, чем была очень озабочена. Никаких официальных объяснений по поводу срыва тиража распространители не получали, пока, наконец, сами не обратились за разъяснениями к главному редактору Трутневу. Тот им ответил очень коротко, что "по техническим причинам газета в продажу не поступала", за что, собственно, редакция приносит свои извинения распространителям.

В самой же редакции газеты "Кемерово" сотрудники комментировали эту ситуацию совсем по-другому. Они говорили о том, что некие заинтересованные люди скупали на корню весь розничный тираж городской газеты, не дожидаясь, пока он будет доставлен в многочисленные киоски печатной продукции Кемерова. В пресс-службе городской администрации, которая является учредителем этой муниципальной газеты, отвечали, что "выяснение причин отсутствия номеров в газетных киосках города входит в компетенцию правоохранительных органов". Правоохранительные органы от этого утверждения вовсе не отказывались, но делали упор на один немаловажный момент. Чтобы силовики начали заниматься этим странным происшествием, необходимо заявление от главного редактора газеты, либо от администрации города Кемерово. Однако никакого заявления у них на руках не было. В общем, складывалась запутанная детективная история. Но ясно было одно. Если две недели подряд городская газета не была доступна в рознице всем желающим, значит, в этом был кто-то очень заинтересован.

Но что же было там такого опубликовано, что повлекло за собой изъятие из розницы отнюдь немаленького тиража?

А все заключалось в том, что в конце февраля администрация города Кемерово объявила о продаже с аукционов большей части муниципальной собственности в текущем году. Вскоре списки продаваемых объектов начали публиковать в официальном источнике информации - городской газете "Кемерово". И как только появились первые четыре сообщения о продаже городской недвижимости, газета не дошла до городских киосков. Надо сказать, что все названные объекты недвижимости были очень привлекательными для многих потенциальных покупателей. Но, к сожалению, не все из них узнали о предстоящих аукционах. А это значит, что с подачей заявления в срок они могли опоздать, что, естественно, сужало круг реальных претендентов. Но дело даже не в этом. Как стало известно из неофициальных источников, весь тираж городской газеты, предназначенный для розницы, был изъят из типографии…официальным представителем самой же городской газеты "Кемерово". Что, естественно, держалось в большом секрете. Как выяснилось позже, редактор Трутнев в этом ничего криминального не находил. По его мнению, если кто-то и захотел купить всю розницу целиком, то редакция, а вернее сказать, руководство газеты имело право принять заманчивое коммерческое предложение заинтересованных в исходе аукционов лиц. Если бы "Кемерово" была бы частной газетой, то никаких вопросов по скупке тиража не возникло бы. Бизнес есть бизнес. Но когда она является официальной информационной трибуной муниципальной власти, возникает, мягко говоря, удивление. Не сколько предприимчивостью главного редактора, сколько неоднозначным молчанием учредителя газеты - городской администрации Кемерова.

2. "Ещё раз о плановых сокращениях сотрудников ГТРК".

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе.

- 23 февраля в Петрозаводске состоялось собрание представителей общественных организаций, творческих союзов, интеллигенции города, которые выразили протест в отношении информационной политики, навязываемой регионам России федеральным центром. В последние несколько лет идёт системное сокращение эфирного времени на ГТРК "Карелия", в результате чего исчезли тематические программы, освещавшие жизнь республики. Первый удар был нанесён по региональному телевидению, и вот теперь та же печальная участь постигла радио. Закрылись такие популярные программы как "Большая перемена", молодежная "Онежская волна", православная "Благовест", женская "Зеркало", литературные "Поэтическая мозаика" и "Воскресный полдень", музыкальные "Караван", "Музыкальный календарь", "О вас и для вас". Вместо 1200 часов годового вещания карельскому радио оставлено Москвой только 360 часов (это тот объём финансирования, который берёт на себя ВГТРК).

Федеральный центр резко сокращает расходы на содержание региональных ГТРК, тем самым фактически уничтожая их. Это ведёт к тому, что граждане России лишаются общедоступной разнотематической информации. Оставшись без финансирования, региональные компании вынуждены увольнять журналистов, с уходом которых исчезают из эфира телевизионные и радиопрограммы.

По мнению представителей творческой интеллигенции, лидеров общественных организаций в России совершается последовательное разрушение годами складывавшейся системы телерадиовещания. Федеральный центр ликвидирует информационную самостоятельность регионов, ограничивает доступ граждан к информации. Проводимая правительством России медиаполитика фактически устанавливает монополию федерального центра на распространение информации. Материально-техническое ограничение функционирования ГТРК может быть расценена и как возвращение системы идеологического принуждения, когда можно просто лишить возможности журналистов работать, объясняя это финансовой целесообразностью.

Выступивший на собрании общественности председатель союза писателей Карелии, публицист Константин Гнетнев произнёс горькие слова о том, что власть вновь гонит граждан в то общество, где оно уже имело несчастье находиться, когда была одна правда, и она принадлежала правящей партии. Идёт наступление на духовное разномыслие, когда федеральный центр в лице ВГТК принуждает всю страну к примитивному информационному единообразию. Система унификации вновь грозит превратить страну в казарму и сегодня делаются первые шаги по этому пути. Людей приучают к безмыслию, лишают их духовности, в том числе и с этой целью радио и телевидение намеренно превращая в примитивные информационно-рекламные "носители".

Народный артист России, заслуженный деятель искусств Карелии, главный режиссер театра "Творческая мастерская" Иван Петров говорил о том, что нужно добиваться того, чтобы в сетку вещания были возвращены прежние местные теле и радиопрограммы. Продолжая эту мысль, Людмила Живых, председатель Союза театральных деятелей Карелии, народная артистка России, лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", говорила о том, что всех должен встревожить факт того, что федеральный центр пытается унифицировать культурное и духовное разнообразие России.

После обмена мнениями, в текст письма, подготовленного инициативной группой, были внесены правки, и собрание поддержало его окончательную редакцию, адресовав обращение президенту страны В. Путину, председателю Госдумы РФ Б. Грызлову, уполномоченному по правам человека в России В. Лукину и председателю ВГТРК О. Добродееву.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Руслан Горевой - руководитель службы информации, Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: ruslan@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни