Дайджест
5 Сентября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 244


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Всем стучать!

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Возбуждено очередное уголовное дело в отношении журналиста за "вымогательство".

РОССИЯ.
1. Челябинск. Нападение на съемочную группу телеканала "СТС-Челябинск".
2. Свердловская область. Задержан журналист, финалист конкурса имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" за 2003 год.
3.Архангельская область. Милиция не спешит с расследованием покушения на главного редактора, так как "совершены и более серьезные преступления".
4. Республика Карелия. Честь и достоинство прокурорских работников могут стоить 3 437 000 рублей.
5. Москва. Телеканал "Россия" последовал примеру коллег из американской телекомпании АВС.
6. Санкт-Петербург. Редактор информационного отдела радиостанции "Петербург" уволен. За "неправильную" цитату или за "профнепригодность"?

СНГ. Узбекские власти посадили репортера "Радио Свобода".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2005 года.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Эхо Москвы".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Всем стучать!

Правительство РФ приняло постановление "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность". Действовать новые правила начнут с 1 января 2006 года.

Документ существенно расширяет доступ правоохранителей к личной информации абонентов. В соответствии с новыми правилами, операторы связи обязаны предоставлять ФСБ и МВД круглосуточный доступ к базам данных с информацией о переговорах и расчетах клиентов, оказываемых им услугах, и хранить эти сведения в течение трех лет. Причем организовывать подключение информационной системы к сети спецслужб обязан сам оператор и за свой счет.

Намерения разработчиков документа в общем-то понятны - получить возможность без лишних хлопот отслеживать контакты лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями. Но нет никакой гарантии, что полученные сведения не будут использоваться спецслужбами в интересах отдельных лиц или "групп товарищей", которым эти спецслужбы "симпатизируют". К тому же не исключено, что отдельные представители правоохранительных органов, те самые "оборотни в погонах", могут делиться добытой информацией с криминальными структурами.

Как полагают эксперты, "Правила взаимодействия" противоречат Конституции РФ и вполне могут быть оспорены.

Павел Нетупский, журналист, выигравший в 2000 году в Верховном суде РФ дело о незаконности СОРМа: "Документ обязывает операторов связи помогать правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, что само по себе нормально. Каждый гражданин обязан содействовать милиции в раскрытии или предупреждении противоправных действий.

Но за красивыми словами скрывается и бесконтрольное прослушивание абонентов и навязывание операторам обязанности беспрекословно подчиняться ФСБ. А именно - установить аппаратуру, позволяющую прослушивать любого абонента.

Данное постановление является противозаконным правовым актом, поскольку оно обязывает также операторов связи формировать и обновлять базу данных об абонентах и оказанных им услугах, информировать о переговорах, трафике, сообщать персональные данные абонентов. По сути, речь идет о неограниченном и бесконтрольном доступе ФСБ к базам данных, что, кстати, противоречит Закону о связи, который прямо запрещает раскрывать эти сведения. Любая информационная тайна может быть раскрыта только по решению суда. В свое время Конституционный Суд России также определил, что никакая информация не может предоставляться спецслужбам без судебного решения.

Документ готовился сотрудниками ФСБ. А им, видимо, закон не писан.

В ближайшее время документ будет оспорен мною и коллегами в Верховном суде РФ".

Юрий Вдовин, заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль": "Ни для кого не секрет, что любого из нас могу прослушать, перехватить нашу электронную почту. В советское время это и не нуждалось в каком-то оправдании. Но вот в демократические-то времена должно быть все по закону. И вот оно - Постановление правительства, которое как бы урегулирует отношения операторов связи и служб, уполномоченных проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Но там отсутствует положение о том, что без ведома оператора связи те, кто проводят ОРМ, не могут их осуществлять.

Как говорят, дьявол - в деталях: спецслужбы, в соответствии с техническими условиями на аппаратуру перехвата, которые не являются нормативным актом, и потому не подлежат регистрации в Минюсте, могут спокойно, без ведома оператора связи, прослушивать кого угодно и когда угодно. Они в этом неподконтрольны, а операторы связи ничего и знать не будут.

В Постановлении правительства спецслужбам передаются все базы данных на абонентов оператора связи. Заметьте, опера после решения суда не пойдут к оператору связи с просьбой предоставить возможность проконтролировать обмен информацией абонента Х, сообщив оператору основные данные абонента Х, если он абонент этого оператора, а сами, по изучению баз данных найдут его и все сделают сами. Иными словами, став абонентом оператора связи, мы сразу попали в базу данных спецслужб, которые в любой момент, в любых целях могут осуществлять контроль нашей информации. И единственная сложность, если надо будет в суд представить эти перехваты, а суд не давал разрешения. Так ведь прослушивают же не только для суда!

Есть, правда, еще одна неприятность. Это все вроде бы противоречит Конституции РФ, ну, да когда это у нас кого-нибудь смущало…"

Виктор Монахов (Москва), кандидат юридических наук, директор проекта "Стратегическая судебная защита" АНО "ЮРИКС": "Нужны ли личности, обществу, государству данные "Правила…"? Мой ответ однозначный - Да! В принципе, "Правила взаимодействия" - документ необходимый. Дело в том, что они переводят тонкие и чувствительные отношения операторов связи с силовыми структурами на более твердую почву хоть и подзаконной, но формально определенной правовой нормы, закрепляющей основные параметры правового регламентирования служебного спецконтроля информационного потока. Раньше в этих отношениях целиком господствовало усмотрение силовиков со всеми вытекающими последствиями, в том числе и юридического свойства… Но к авторам конкретного текста этих "Правил…", что называется возникают вопросы. Направление дальнейших действий - обращение в Верховный Суд России. Именно он полномочен признать недействительным акт Правительства РФ. Эта дорога не проста, но проходима. И тому есть позитивные примеры. Удачи ее избравшим!"

Евгений Калинин, юрист, волгоградский эксперт ФЗГ: "Основной смысл "Правил" сводится к тому, что "уполномоченные органы", осуществляющие оперативно-разыскную деятельность с помощью своих технических средств, могут подключаться к базам данных операторов связи, причем информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства, подключаются к пункту управления ФСБ.

Иначе говоря, органы ФСБ получают круглосуточный и немедленный доступ к информации о том, с каким абонентом, когда и сколько времени говорил гражданин, какие сайты в Интернете он посещал, на какие почтовые адреса и какого объема слал свои электронные письма… Да мало ли что еще. Все это само по себе еще не означает, что ФСБ автоматически получает доступ к самим телефонным разговорам или к чтению электронных писем. Однако ясно, что в состав баз данных, например, Интернет-провайдеров, обязательно входят и логины с паролями… Они-то как будут защищены от круглосуточного доступа ФСБ к базам данных? Дальше соображайте семи.

Полный текст "Правил" и комментариев экспертов можно прочитать на ленте новостей ФЗГ (www.gdf.ru).


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Возбуждено очередное уголовное дело в отношении журналиста за "вымогательство".

Виктория Кобец,
собственный корреспондент ФЗГ
в Центральном федеральном округе.

29 августа в Рыбинске (Ярославская область) сотрудниками милиции по подозрению в вымогательстве задержана журналист Наталья Ильюшенкова, сотрудничающая с газетами "Золотое кольцо" (Ярославль) и "Рыбинские известия". При задержании у Ильюшенковой обнаружены меченые купюры. Уголовное дело было возбуждено по заявлению предпринимателя из Рыбинска Эдуарда Литовского, о фирме которого журналист писала в одной из своих статей. В материале рассказывалось об обнаружении на складе компании вино-водочной продукции сомнительного происхождения, а также печатей и штампов непонятных организаций. Журналисты считают, что не исключена провокация со стороны предпринимателей, пожелавших проучить журналиста.

Возможна и другая версия - в Рыбинске 4 сентября проводится голосование по вопросу о статусе города, предвыборные страсти накалены. Противостояние между главой администрации Рыбинского муниципального округа и администрацией Ярославской области достигло пика, что дает почву для версии с политическим подтекстом, так как Ильюшенкова активно участвовала в агитационной кампании на стороне администрации Рыбинска.

31 августа в Рыбинском городском суде рассматривался вопрос об избрании меры пресечения в отношении журналиста. Сторона обвинения пыталось обосновать необходимость содержания Ильюшенковой под стражей. Доводы были интересные - не собрали характеристики и справки, заключения из диспансеров, не допросили свидетелей, значит, пускай сидит, пока мы закончим. Однако судья принял решение освободить Ильюшенкову под подписку о невыезде.

В редакции газеты "Золотое кольцо" случившееся считают провокацией. Главный редактор газеты Алексей Невиницын назвал задержание "подставой". "Задержали самую боевую и бескомпромиссную среди наших рыбинских собкоров. Она критиковала работу милиции, прокуратуры, местной администрации. Ильюшенкова пострадала за свою статью о рыбинском водочном короле Эдуарде Литовском, там упоминался и его друг депутат Кирилл Лавров. После этой статьи эти ребята устроили провокацию с 10 тысячами рублей. Якобы она их вымогала", - сообщил А. Невиницын.

Задержание журналистов "за вымогательство" давно стало тенденцией, и количество пострадавших измеряется уже десятками. Практика показывает, что, имея дело с наличными деньгами, журналисты становятся очень удобной мишенью.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Как можно избежать подобных ситуаций, особенно в маленьких газетах?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


РОССИЯ.

1. Челябинск. Нападение на съемочную группу телеканала "СТС-Челябинск".

Съемочная группа информационной программы "Городские новости" 2 сентября отправилась взять интервью у начальника управления по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции и руководства кафе "Ной". Поводом для беседы послужила информация о конфискации 800 бутылок спиртосодержащей жидкости в вышеназванном кафе.

Как только журналисты подошли к порогу летнего кафе, на них набросились неизвестные и попытались отобрать камеру. В ходе возникшей потасовки оператор был избит, а видеоаппаратура сломана. Сотрудники милиции, вызванные администратором телекомпании, забрали журналистов и представителя кафе в отделение для выяснения обстоятельств случившегося. В дежурной части РУВД Тракторозаводского района съемочной группе объяснили, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. По версии милиции, журналисты могли бы и сами себя защитить. Кроме того, в милиции им сообщили, что хозяева кафе правы, так как защищали свою частную собственность от несанкционированной съемки.

Юристы телекомпании "СТС-Челябинск" намерены обратиться в прокуратуру.

По материалам ИА "Новый регион", 2 сентября.

2. Свердловская область. Задержан журналист, финалист конкурса имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" за 2003 год.

В Камышловском районе задержан журналист газеты "Территория народной власти" Василий Мельниченко. Вечером 1 сентября его пригласили в Камышловский РУВД "для оказания содействия следствию" и задержали. Обвинение журналисту пока не предъявлено. В субботу в районном суде будут решаться вопрос о продлении срока содержания В. Мельниченко под стражей.

2 сентября Фонд защиты гласности обратился к заместителю Генерального прокурора РФ в Уральском Федеральном округе Юрию Золотову с просьбой сообщить, на каком основании задержан журналист В. Мельниченко, и какое преступление ему инкриминируется.

5 сентября мы получили письмо: "Уважаемый Алексей Кириллович! Уральская народная ассамблея выражает Вам искреннюю благодарность за поддержку Мельниченко Василия Александровича. Благодаря общим усилиям, 3 сентября в 18 часов Василий Мельниченко освобожден из-под стражи". Письмо подписано членом Исполкома УНА Эльнарой Ибрагимовой.

3. Архангельская область. Милиция не спешит с расследованием покушения на главного редактора, так как "совершены и более серьезные преступления".

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе.

Заканчивается двухмесячный срок предварительного следствия по делу о нападении на главного редактора газеты "Северный рабочий" из города Северодвинска Архангельской области Николая Кочурова, но никакого-либо серьезного прогресса в расследовании преступления все еще нет.

Вначале руководитель отдела областной прокуратуры по надзору за деятельностью правоохранительных органов и юстиции А. Л. Карманов говорил, что "нападение на редактора "Северного рабочего" связано с коммерческой деятельностью непосредственно в ООО "Северный рабочий" и переделом влияния". Это сообщение удивило редакционный коллектив, потому что в прокуратуру был представлен полный пакет документов о деятельности редакции. Затем, по заявлению следователя А. А. Жорника, эта версия больше не рассматривалась.

31 августа заканчивается двухмесячный срок следствия, и начальник криминальной милиции И. Н. Картухов дал следующий комментарий: "В настоящее время преступление не раскрыто. Работаем по всем трем версиям: профессиональная деятельность, личная жизнь, взаимоотношения внутри редакции. Последнюю версию считаю наименее перспективной. А вообще, в городе совершены и более серьезные преступления, убийства. Поэтому больше времени уделяется именно им".

Судя по всему, милиция не испытывает особого желания заниматься этим преступлением.

Между тем Генеральная прокуратура РФ в ответ на запрос Фонда защиты гласности сообщила, что в связи с нападением на И. Кочурова возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека"). "Ведется расследование. Отрабатываются все версии", - сообщили нам из Генпрокуратуры..

4. Республика Карелия. Честь и достоинство прокурорских работников могут стоить 3 437 000 рублей.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Петрозаводске сотрудники городской прокуратуры предъявили иск о защите чести и достоинства к газете "Московский комсомолец" в Карелии". Поводом для иска послужила публикация в этом издании статьи "Неприкасаемые". В ней шла речь о ДТП с участием прокурорского работника, управлявшего в пьяном виде автомобилем, номера которого были перебиты.

Материал был основан на документах, копии которых находятся в редакции. Сочтя, что публикация содержит не соответствующие действительности и порочащие их сведения, четверо петрозаводских прокуроров во главе со своим руководителем А. Парфенчиковым, фамилии которых упоминались в статье, обратились в суд, считая себя оболганными. В исковом заявлении сообщалось, что изложенные в статье сведения недостоверны, и никаких документов на сей счет у редакции нет (что отчасти правда, поскольку в редакции находились копии документов, тогда как сами подлинники хранятся в Петрозаводской прокуратуре). Не соглашались истцы и с тем, что городская прокуратура покрывает незаконные действия своих сотрудников.

Кроме опровержения, они просят суд взыскать с ответчиков в качестве компенсации морального вреда 3 437 000 рублей. Слушание дела назначено на 19 сентября, и редакция, заручившись поддержкой дорожно-патрульной службы, сотрудники которой готовы выступить в суде в качестве свидетелей, готовится к процессу. Однако, понимая, что состязаться с прокурорскими работниками в родных для них судебных стенах Петрозаводска будет сложно, главный редактор обратился в Петрозаводский суд с ходатайством о перенесении дела в Москву, где находится головная редакция регионального выпуска "МК" в Карелии".

Факт обращения петрозаводских прокуроров в суд удивил некоторых их республиканских коллег, поскольку прокурорские работники прекрасно осведомлены обо всех перипетиях дела и считают, что кончиться вся эта история может негативно для всех работников прокуратуры.

5. Москва. Телеканал "Россия" последовал примеру коллег из американской телекомпании АВС.

Главный раввин России Берл Лазар заявил, что его не просто огорчает, а "шокирует" демонстрация по телеканалу "Россия" интервью с руководителем палестинской организации ХАМАС Махмудом аз-Захаром.

В своем заявлении Берл Лазар называет Махмуда аз-Захара "главарем бандитов ХАМАС". По его словам, это интервью особенно шокирует в преддверии годовщины "самого страшного преступления международных террористов на территории России - бесланской катастрофы". "Предоставление телеэфира террористу - классический пример проявления двойных стандартов в информационной политике", - заявил главный раввин России. Как отметил Берл Лазар, корреспондент телеканала, взявший интервью у "существа, несущего ответственность за десятки терактов", и руководство "России", выпустившее материал в эфир, нанесли такой же "удар по международным усилиям в борьбе с террором", как и американский канал ABC, показавший интервью с Шамилем Басаевым.

Главный раввин подчеркнул, что "террористы убивают именно для достижения политических целей", поэтому заявление замдиректора Дирекции информационных программ телеканала "Россия" и ведущего программы "Вести" Сергея Брилева о том, что лидер ХАМАС сделал "политическое заявление", по его мнению, "только ухудшает ситуацию". По мнению Берл Лазара, "любое предоставление им слова в средствах массовой информации лишь укрепляют их решимость и дальше сеять смерть".

"Лента.Ру", 31 августа.

Интересно, постигнет ли корреспондентов телеканала "Россия" участь их американских коллег из АВС, которым, как известно, не продлили аккредитацию в РФ за интервью с Басаевым?

6. Санкт-Петербург. Редактор информационного отдела радиостанции "Петербург" уволен. За "неправильную" цитату или за "профнепригодность"?

В Санкт-Петербурге уволен редактор информационного отдела радиостанции "Петербург" Сергей Сверчков. Журналист считает, что его уволили за то, что он прочитал в эфире сообщение информационного агентства "Росбалт", в котором, в частности, говорилось о том, как депутат Законодательного Собрания Петербурга Сергей Гуляев раскритиковал своего коллегу по ЗакСу Игоря Риммера, а также негативно выразился в отношении президента Путина.

Как подчеркнул С. Сверчков, информация была процитирована "в строгом соответствии с текстом "Росбалта" и со ссылками на него". Через несколько дней в редакции, по словам Сверчкова, "был поднят шум", который и закончился немедленным увольнением журналиста. Как отмечает С. Сверчков, "по поводу Путина такое было впервые", а вот "в отношении Матвиенко уже была строжайшая цензура". По его словам, скандалы уже случались в связи с информацией о митинге против уплотнительной застройки, об акции протеста студентов и преподавателей на Университетской набережной, а также о митинге перевозчиков возле Смольного в мае. Но четких правил, что можно говорить в эфире ТРК "Петербург", а что нельзя, по словам С. Сверчкова, нет. Руководители ТРК предпочитают вводить репрессивные меры постфактум.

Начальник Управления по связям с общественностью ОАО "ТРК "Петербург" Лариса Конашенок инцидент с увольнением С. Сверчкова прокомментировала так: "Непродление трудового договора с Сверчковым явилось результатом многочисленных конфликтов, суть которых не имеет отношения к политике. Профессиональная дисциплина в электронных СМИ является основой ремесла. Видимо, С. Сверчков относится к категории людей, которые, став невостребованными корпорацией, оправдывают собственную профнепригодность клеветническими заявлениями".
Согласно записям в журнале дежурных отдела организации вещания радио, в мае 2005 года редактором Сверчковым трижды не была сдана микрофонная карточка программы, а в августе он однажды опоздал на выпуск новостей в 16.00. Именно этими нарушениями трудовой дисциплины руководство радиостанции объясняет расторжение договора со Сверчковым.

По материалам "Лениздат.Ру", 31 августа, 2 сентября


СНГ

Узбекские власти посадили репортера "Радио Свобода".

В Узбекистане к 6 месяцам тюремного заключения приговорен репортер "Радио Свобода" Нозир Зориков. В сообщении радиостанции процесс по обвинению репортера в оскорблении чиновника госбезопасности называется "абсурдным".

"Радио Свобода" утверждает, что суд был необъективен, адвоката Зокирову не дали, а показания свидетелей не проверяли. Reuters добавляет, что интерес узбекских властей к иностранным СМИ значительно возрос после майских событий в Андижане. Там, по данным правозащитников, властями были убиты до 700 "бунтарей". По официальным данным, в ходе усмирения бунта погибло 187 человек.

Н. Зокиров работал в городе Наманган, близ Андижана. По данным радиостанции, Зокирова обвинили на основе телефонного звонка в офис Национальной службы безопасности в Намангане, когда он попытался возмутиться ущемлением прав прессы.

"Заключение в тюрьму Зокирова по таким абсурдным обвинениям знаменует очередной всплеск кампании против него и других наших корреспондентов", - заявил Томас Дайн, глава радиостанции, финансируемой конгрессом США.

Официальные представители суда не были доступны для комментариев. В офисе генерального прокурора заявили, что не могут дать комментариев, так как "юриспруденция страны независима".

"NEWSru.com", 31 августа.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2005 года.

Случаи гибели журналистов - 1 (Александр Питерский, журналист радио "Балтика", Санкт-Петербург).

Нападения на журналистов - 6 (Лариса Бозина, Самарская область; Арсений Мазуренко, фотокорреспондент газета "Городские куранты", Екатеринбург; Павел Решка, корреспондент польской газеты "Rzeczpospolita", - в Москве; Наталья Хоменко, корреспондент газеты "Золотой Рог", Приморский край; Анатолий Малкин, президент телекомпании "Авторское телевидение", Москва; Борислав Михайличенко, журналист газеты "Знамя "Зенита", Санкт-Петербург).

Нападения на редакции - 2 (редакция газеты "Курьер плюс" и телепрограммы "Телекурьер", Сыктывкар; редакция газеты "Жизнь", Красноярск).

Факты цензуры - 2 (ГТРК "Марий Эл"; "Северская телекомпания", Томская область).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (Елена Масловская, главный редактор газеты "Башантинка", Республика Калмыкия; Людмила Леонтьева, главный редактор газеты "Открытая для всех и каждого", Ставропольский край; сайт "Компромат.ру"; Наталья Ильюшенкова, журналист газет "Золотое кольцо" и "Рыбинские известия", Ярославская область).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 1 (Татьяна Конради, журналист "Северской телекомпании", Томская область).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 4 (Ирина Путилина, журналист газеты "Вечерний Краснодар", Краснодар; Руслан Зейтулаев, радиостанция "Европа плюс Йошкар-Ола", Республика Марий Эл; Лиана Берая, Георгий Джапаридзе, телекомпания "Имеди", Тбилиси, - в Казани; Наталья Ильюшенкова, журналист газет "Золотое кольцо" и "Рыбинские известия", Ярославская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 27
на сумму 50 899 000 рублей.

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков - 14, удовлетворено - 10
Взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 100 256 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 27

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 2 (Арсений Мазуренко, фотокорреспондент газеты "Городские куранты", Екатеринбург; журналисты независимого еженедельника "Город.hm", Ханты-Мансийский автономный округ).

Выселение редакций из занимаемых помещений - 2 (газета "Кимрская жизнь", Тверская область; газета "Томикс", город Владимир).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 3 (газеты "Чеченское общество" и "Голос Чеченской Республики", - в Ингушетии; газета "Башантинка", Республика Калмыкия).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 2 (телеканалы "СТС" и "Спорт", Белгород).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 1 (газета "Рыбинские известия", Ярославская область).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 24


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

"Эхо Москвы".

Подавляющему большинству опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы" нужна свобода слова.

Экспресс-опрос, проведенный 30 августа в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 92 процента опрошенных придерживается данного мнения, в то время как 8 процентов считают, что им свобода слова не нужна.

Всего в ходе опроса за 5 минут на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 4310 телефонных звонков.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответы на вопрос дайджеста № 243 "Будет ли подхвачен почин главного московского судьи Егоровой ее коллегами, или это временная мера, введенная Мосгорсудом для конкретной цели? ":

Это зависит от нас - если эта попытка обернётся протестами, скандалом в прессе, судебным иском в Конституционный суд, и т.д., то, думаю, почин "сдохнет". Ну, а если реакция будет слабой - тогда - увы...

С уважением, Сергей Михайлов,
Горно-Алтайск, редакция газеты "Листок".


Боюсь, что будет. Как в том анекдоте про пессимиста и оптимиста: пессимист (мрачно) - "Хуже не будет". А оптимист (жизнерадостно) - "Будет, будет!!!".

И подхвачен этот почин будет, вероятно, не только судами.

С уважением, Геннадий Косенков,
редактор независимого интернет-сайта "Провинцiя", Смоленск.

 

Уважаемые сотрудники Фонда защиты гласности"!

Последние политические события в России заставляют насторожиться и задуматься, в какой стране мы живем. Сфабрикованное дело Ходорковского - это лишь начало очередного передела собственности и попытка подавить силой тех, кто бросает вызов властям. К сожалению, многие люди, особенно в провинции, не понимают этого. Одураченные пропагандой центральных СМИ, они полагают, что государство борется за правое дело, и не замечают чиновничьего беспредела, возведенного в абсолют в своей циничности и безнравственности, умело прикрытого красивыми словами и посылами.

Андрианов Александр Борисович.


Уважаемые правозащитники!

Во Владимире сегодня осталось одно периодическое издание, которое осмеливается представлять точку зрения, отличную от официальной - это независимая общественно-политическая газета "Томикс".

"Томикс" никогда не жил богато. Однако, не получая никакой бюджетной помощи или льгот, с огромным напряжением сводил концы с концами. Ситуация стала критической после того, как Управление муниципальным имуществом (УМИ) города Владимира с 1 января 2005 года сразу в 6 раз увеличило арендную плату за пользование помещением. А уведомление об изменении условий договора пришло по почте только в середине января. Но уже 14 февраля УМИ вчинило "Томиксу" арбитражный иск о взыскании арендной платы вместе с пени, о расторжении договора аренды и о выселении из занимаемого помещения. Срок действия договора аренды был установлен с апреля 1997 года по апрель 2012 года.

В первой инстанции судебный процесс против "Томикса" УМИ выиграло. Есть большие сомнения в том, что в условиях значительной ангажированности судейского корпуса апелляционная инстанция, куда обратился с жалобой "Томикс", осмелится отменить решение арбитражного суда Владимирской области. Это означает прекращение выхода семи газет, которые печатаются под маркой "Томикс", и неминуемое разорение издательской фирмы "Томикс". Сто сотрудников "Томикса" окажутся на улице без средств к существованию. О том, какой урон будет нанесен конституционному праву граждан на свободу слова и получение информации, говорить не приходится.

Наталья Новожилова,
председатель Владимирского профсоюза журналистов и работников СМИ "Новый ковчег", председатель владимирского Антифашистского комитета, председатель владимирской инициативной группы "Международная амнистия".

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни