Дайджест
12 Сентября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 245


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. В Брюсселе состоялись альтернативные слушания по правам человека в России.

РОССИЯ.
1. Приморский край. По решению судебных приставов срывается выпуск еженедельной газеты "Артём".
2. Пенза. "Вредной" телекомпании перерубили кабель.
3. Свердловская область. Глава города Талица угрожает расправой главному редактору местной газеты.
4. Ульяновск. Конституция действует, но есть инструкции…

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Что ждет "районки" в Архангельской области. (Т. Овчинникова).

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Журналистику оскорбительно сравнивать с жульничеством. Открытое письмо председателя Союза журналистов Карелии Анатолия Цыганкова.
2. О претензиях Санкт-Петербурга на всероссийское вещание. Юрий Вдовин, заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

В Брюсселе состоялись альтернативные слушания по правам человека в России.

8 сентября в Брюсселе во время официальных консультаций по правам человека Россия - Евросоюз состоялись альтернативные общественные слушания, организованные российскими правозащитными организациями совместно с Международной Федерацией прав человека. В мероприятии приняли участие Людмила Алексеева (Московская Хельсинская группа), Светлана Ганнушкина ("Гражданское Содействие"), Сергей Ковалев (Международное общество "Мемориал"), Лев Пономарев ("За права человека"), И. Куклина (Союз комитетов солдатских матерей), и ряда других правозащитных организаций. Фонд защиты гласности представлял Борис Тимошенко.

После первого раунда официальных консультаций, прошедших в Люксембурге 1 марта 2005 года, российская сторона выпустила пресс-релиз, из которого следовало, что Европейский Союз полностью удовлетворен ситуацией в области соблюдения прав человека в России. Перед брюссельской встречей российские правозащитники обратились к правительствам стран Евросоюза, правительству России с рядом предложений, направленных на то, чтобы сделать консультации ЕС-РФ более эффективными и способными создать механизм защиты прав человека на всем европейском пространстве. Однако эти предложения остались нереализованными. В связи с этим и было принято решение о проведении альтернативных слушаний, на которых пресса, государственные чиновники, общественные организации могут получить независимую информацию по ключевым вопросам о правах человека в РФ.

В своих выступлениях российские правозащитники рассказали о подрыве демократических институтов в условиях "управляемой выборной демократии" в России, о положении беженцев и этнической дискриминации, о влиянии борьбы против терроризма на правозащитное движение, о произволе сотрудников правоохранительных органов, о проблемах со свободой СМИ.

Говоря о борьбе российского государства против терроризма, С. Ковалев заявил, что "борьба с терроризмом где-то там и имеется в виду. Но власть жестко демонстрирует готовность убить их всех - заложников, террористов, спецназовцев". Типичными примерами С. Ковалев считает Беслан и "Норд-Ост".

Касаясь проблемы соблюдения избирательных прав граждан, Л. Алексеева отметила, что главными виновниками того, что в ходе выборов происходят "сплошные нарушения", являются "не кандидаты, не партии, а исполнительная власть". А действующее законодательство о выборах "гарантирует победу партии власти".

Л. Пономарев сообщил, что в России управление осуществляется "методами полицейского репрессивного государства", а "война с террором - это типичная операция прикрытия".

Б. Тимошенко (руководитель службы мониторинга ФЗГ) в своем выступлении подчеркнул, что "с началом строительства "вертикали власти" место прессы было определено жестко, и журналистам дали понять, что и как теперь нужно сообщать. И о ком". Правила игры почти всеми выполняются, поэтому вопрос о том, что журналисты оппонируют власти, создавая демократически настроенное общественное мнение, уже не стоит. Власть подмяла под себя почти все СМИ, и продолжает наступление. Надежда лишь на совесть отдельных журналистов, сохранивших чувство собственного достоинства.

Участники слушаний пришли к выводу, что европейские и российские правозащитники должны участвовать в диалоге ЕС-РФ по вопросам соблюдения прав человека и основных свобод. Это позволит сделать консультации более результативными.

Десять членов Европарламента уже опубликовали обращение к министрам стран - участниц Европейского Союза, в котором подчеркнули, что Европу по-прежнему беспокоит "недостаточное развитие прав человека" в РФ, о чем свидетельствует постепенное исчезновение независимых СМИ, проявления расизма, антисемитизма и ксенофобии, Чечня, использование правосудия "в качестве политического инструмента". Парламентарии также призвали расширить формат встреч ЕС-РФ, включив в него представителей российского гражданского общества. "Партнеры имеют право говорить друг с другом откровенно и ожидать столь же откровенных и точных ответов", - говорится в обращении.


РОССИЯ.

1. Приморский край. По решению судебных приставов срывается выпуск еженедельной газеты "Артём".

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ
в Дальневосточном федеральном округе.

Руководитель управления образования города Артёма Людмила Колпакова и городской суд наказали местную газету на 25 000 рублей за публикацию из Интернета читательских откликов.

Редакция газеты "Артем" опубликовала на своих страницах высказывания читателей. В частности, сообщалось о слухах, связанных с якобы планируемым закрытием в Артеме вечерней школы (она и была закрыта через неделю), и напоминалось о ликвидации лицея-интерната.

Реакция руководства управления образования на виртуальную критику оказалась совершенно реальной - Л. Колпакова предъявила к газете иск о защите чести и достоинства. 12 июля иск городского чиновника удовлетворен судом без присутствия на заседании ответчика, хотя главный редактор газеты Андрей Волков был за пределами края и представил об этом документы. Моральный вред, причиненный Л. Колпаковой разговорчивыми интернет-пользователями, суд оценил в 25 000 рублей. Кроме того, редакция была обязана опубликовать опровержение.

26 августа (пятница) в редакцию газеты "Артем" пришло письмо из Артемовского отдела службы судебных приставов. Приставы потребовали до понедельника, 29 августа, выплатить Л. Колпаковой компенсацию и опубликовать опровержение. Городская газета выходит раз в неделю, по четвергам, и при всем желании выполнить предписание приставов не могла.

За невыполнение решения суда (в части публикации опровержения) приставы наложили штраф в размере 5 000 рублей, и взыскали еще около двух тысяч - проценты за работу приставов по взысканию денег. Счет редакции уже заблокирован, заплатить типографии теперь нет возможности, поэтому на этой неделе читатели газету не получат. Хотя решение Артемовского суда даже еще не вступило в законную силу, поскольку опротестовано редакцией в краевом суде.

2. Пенза. "Вредной" телекомпании перерубили кабель.

Утром 4 сентября неизвестными лицами были перерублены бронированные кабели, которые обеспечивают вещание компании ТРК "Наш дом". Представители телеканала считают, что это следствие войны, которую им объявили городские чиновники.

Вот уже три месяца телерадиокомпания подвергается жесткому прессингу. Городским властям не нравится, что журналисты показывают правду о том, что происходит в Пензе, поэтому чиновники требуют закрыть программу "Служба 11". Полтора месяца компания была отключены от электричества. Распространялись слухи о том, что передачи телекомпании вызывают необъяснимые заболевания у жителей микрорайона.

2 сентября независимая экспертиза выяснила, что телеканал своей деятельностью не вредит городу. После этого и были перепилены кабели. Чтобы зафиксировать этот факт, были приглашены сотрудники областного УВД. Телекомпания обратилась к главе города И. Белозерцеву и главе администрации Пензы А. Пашкову, чтобы они приняли необходимые меры, навели порядок в подведомственных муниципальных структурах и прекратили травлю телекомпании.

Александр Яхонтов,
Пенза

3. Свердловская область. Глава города Талица угрожает расправой главному редактору местной газеты.

Анна Буркутбаева,
собственный корреспондент ФЗГ
в Уральском федеральном округе.

Главный редактор газеты "Восточная провинция" Анатолий Комаров направил в Талицкий РОВД заявление с просьбой привлечь к уголовной ответственности главу города Николая Таранова, который с целью воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста неоднократно угрожал ему убийством. В заявлении Комарова сообщается об угрозах в его адрес, и приводятся свидетельства очевидцев.

В частности, в материалах объяснений, взятых правоохранителями у редактора газеты, приводятся такие эпизоды: "2 сентября 2005 года на мой домашний телефон в 19.45 позвонил Таранов Н.С. и сказал: "Тебя предупреждали. Ты не понял. Ты сам себя приговорил. Всё!". Неоднократно при личных встречах Таранов Н.С. рассуждал о том, что "журналистов в стране много убили, и что, если не станет еще одного, никто не заплачет - поговорят и забудут!".

А. Комаров считает угрозы со стороны главы города реальной опасностью и рассматривает их как воспрепятствование законной деятельности журналиста.

Секретарь СЖР Дмитрий Полянин в связи с данной ситуацией заявил следующее: "Союз журналистов помнит о заявлении начальника ГУВД Свердловской области Владимира Воротникова о том, что все факты угроз в отношении журналистов будут взяты им под личный контроль. И слова эти в последнее время всегда подтверждаются делами. Поэтому у нас есть уверенность, что угроза в отношении талицкого журналиста незамеченной не останется".

4. Ульяновск. Конституция действует, но есть инструкции…

В Ульяновске руководство Центрального железнодорожного вокзала запретило журналистам производить фото- и видеосъемки. Представители прессы прибыли на вокзал для встречи приехавшего в Ульяновск Гарри Каспарова, но по указанию железнодорожного начальства милиционеры не дали журналистам работать. При этом правоохранители ссылались на то, что вокзал является стратегическим объектом, который нельзя фотографировать.

На вопрос Каспарова, действует ли на вокзале Конституция РФ, чиновник ответил, что конституция действует, но у него есть инструкции.

"Новые известия", 6 сентября


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Тамара Овчинникова.
собственный корреспондент ФЗГ
по Северо-Западному федеральному округу.

Что ждет "районки" в Архангельской области.

Об этом шла речь на селекторном совещании, которое проводило Управление печати и массовой информации администрации Архангельской области. Повод для разговора чиновников с редакторами районных газет следующий: с 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Документ начнёт действовать и в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления. Среди отменённых этим законом полномочий - право муниципалитетов выступать учредителем газет и других СМИ, а также финансировать расходы на производство печатных и электронных материалов из муниципального бюджета.

По словам начальника Управления печати и средств массовой информации департамента общественных связей администрации Архангельской области Людмилы Снежко, в Архангельской области еще рано говорить на тему перерегистрации муниципальных газет, а их в Архангельской области 21. На данный момент все "районки" в Архангельской области зарегистрированы как государственные учреждения (ГУ), у которых два учредителя - управление печати и муниципальное образование. Но кроме ГУ, занимающихся изданием газеты, зарегистрированы еще и сами СМИ. В их регистрации участвуют три субъекта - управление печати, муниципальное образование и редакция газеты.

Без финансовой поддержки со стороны районных и областных властей районные газеты все равно не останутся. Есть два варианта взаимодействия власти с районными и городскими СМИ. Первый - заключение договоров на информационное обслуживание, то есть на освещение деятельности органов власти. Второй - получение районными СМИ областных грантов на освещение социально значимой для граждан информации.

Отношения органов государственной власти и местного самоуправления с редакциями общественно-политических газет должны перейти из разряда "финансово-спонсорских" к договорным. За местными органами власти по- прежнему сохраняется право быть учредителями официальных газет и информационных бюллетеней. Причем такие бюллетени даже не придется регистрировать. Но в этих изданиях можно будет публиковать лишь официальные постановления властей, нормативно-правовые акты, законы и их толкования.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Журналистику оскорбительно сравнивать с жульничеством.

Открытое письмо председателя Союза журналистов Карелии Анатолия Цыганкова.

Уважаемые коллеги!

Серия недавних газетных публикаций, посвященных скандальному судебному процессу, в центре которого оказались гадалки Т. Мороз и Т. Костева, не может быть не замечена нашим журналистским сообществом, тем более, что в интервью главного редактора киевской газеты "Бульвар" Дмитрия Гордона речь прямо зашла о мировоззренческих принципах журналисткой работы (опубликовано в газете "Карельская губернiя", 24 августа 2005 года). Д. Гордон, представленный как писатель, журналист, общественный деятель, телеведущий, высказал ряд весьма спорных мыслей, которые при желании могли бы стать предметом общественной дискуссии. Но я остановлюсь только на одном его суждении, которое касается нашей с вами профессии - журналистики.

Д. Гордон, имея целью доказать, что гадание, за которое были наказаны судом сотрудницы редактируемого им журнала "Бульвар", - не есть зло, неожиданно связывает в логическое целое "гадание" - "творчество" и "журналистику". Он не утверждает прямо, что гадание, как вид деятельности, сродни журналистике, но, задаваясь таким вопросом, пытается подвести читателя к мысли, что журналистика и гадание - два одинаково уважаемых "творческих" занятия.

Было бы наивным вступать в полемику с Гордоном, который, обращаясь к теме "гадания" своих сотрудниц, приехавших в Карелию подзаработать денег "творческой" деятельностью (потому что на зарплату журналиста, честно признается их работодатель и главный редактор "Бульвара", не проживешь) имеет целью найти любые аргументы, чтобы защитить гадалок. Он знал зачем две украинские сотрудницы журнала ехали в Россию: "поехали поработать в России, я без всякого сомнения их отпустил". И надо сказать, что недолгое пребывание гадалок в Карелии оказалось для них прибыльной "работой" - они собрали с доверчивых жителей нашей республики 2 миллиона рублей.

Можно спорить законным ли промыслом занимались гражданки Украины на территории Российской Федерации, но гораздо более важной представляется мне тема навязываемых обществу моральных, точнее аморальных, установок. Ведь подтекст интервью таков, что обманом выманить у человека деньги, не нарушая закона, - не грех. Нормы права пусть рассматривают судебные инстанции, но согласиться с нормами морали, которые предлагает нам главный редактор газеты "Бульвар", я полагаю, нельзя. Разумеется, мое частное мнение совершенно не волнует Гордона, но и не к нему обращаюсь я, а только к вам, коллеги. Скажите, неужели мы, в самом деле, согласны с тем, что избрали своей профессией мошенничество (что и есть для меня гадание)? Разве не является нашей социальной функцией, в том числе, и защита общества от аморальных установок?

Огромные по объему оплаченные публикации, обрушившиеся на наших читателей со страниц ряда республиканских изданий, убеждают, что суд над гадалками был незаконен, и направлены на уничтожение общественных норм справедливости и добра. И это зло гораздо опаснее, по моему убеждению, чем примитивное выманивание денег у доверчивых граждан. Печально и то, что ряд политиков и деятелей культуры России готовы защищать это зло.

Публичное обсуждение темы, заявленной в этом обращении к вам, представляется мне важной и для нас, журналистов, и для всего общества, сознание которого во многом формируется сегодня средствами массовой информации.

2. О претензиях Санкт-Петербурга на всероссийское вещание.

Юрий Вдовин,
заместитель председателя
правозащитной организации "Гражданский контроль".

В годы приватизации питерское телевидение, созданное исключительно на деньги налогоплательщиков, стало акционерным обществом, причем почти все акции почему-то оказались у городской и областной администрации. До сих пор остается загадкой - кто передал телевидение акционерам и на каком основании моей (налогоплательщика) собственностью распорядились без моего ведома?!

…Была у Ленинградского телевидения сеть вещания, единственная в стране, которая развивалась не на основе административных решений власти, а на почве огромного интереса к вещанию из нашего города. Спустя время, по непонятным причинам было принято решение о передаче этой сети ВГТРК и созданию на ее базе телеканала "Культура". В результате чего город был лишен сети вещания, а администрация получила канал в свое владение. Таким образом, сразу было убито несколько зайцев.

Во-первых, не стало вещания на всю Россию, неподконтрольного Москве.

Во-вторых, администрация города получила от федеральной власти мощный агитационно-пропагандистский ресурс.

В-третьих, этот ресурс уже оперативно подключен и к основной российской агитпроповской машине.

И еще. Появилась возможность на всех уровнях заткнуть рот оппозиции.

Теперь отнятую у налогоплательщиков собственность чиновники хотят кому-то продать, а В. Матвиенко мечтает о том, что убогие передачи 5-го канала, напичканные сиропными программами о городском благополучии и славословиями в адрес губернаторской команды, будут транслироваться на всю Россию.

Правда, абсолютно не ясно - откуда возьмут для этого частотный ресурс, передатчики, линии связи и деньги? Впрочем, деньги возьмут, скорее всего, опять с меня, налогоплательщика. Даже если найдутся какие-то банки или бизнесмены, то они возьмут на это деньги опять же у граждан, повысив цены на свою продукцию или услуги.

Я не знаю нормативного акта, который бы делегировал нашему губернатору право распоряжаться телекомпанией, созданной на деньги налогоплательщиков. И не слышал, чтобы в каком-то российском регионе пожелали смотреть передачи питерского телеканала. И о готовности купить наши телепрограммы - типа бесед с губернатором, каких-то конкурсов и кроссвордов в прямом эфире, не слышал.

В цивилизованном мире власть отделена от телерадиовещания и не смеет соваться в вещательную политику телекомпаний - ни частных, ни общественных. Там созданы механизмы защиты таких телеканалов от влияния власти, любых социальных или политических групп. Наши же власти упорно не желают замечать того положения, что государственные средства массовой информации - это атрибут исключительно тоталитарных, диктаторских, не демократических государств, в которых власти озабочены только одним - как бы поплотнее взять в объятия побольше разных СМИ.

Наши чиновники принципиально не замечают самого института общественного вещания или твердят, что в России оно невозможно, потому что твердо и безошибочно знают, что независимые от них СМИ не найдут для них доброго слова, а делами завоевать уважение граждан они не смогут. Остается одно - традиционное советское телерадиовещание, формирующее общественное мнение, промывающее мозги граждан исключительно в интересах власти.

И обиднее всего, что в массе своей россияне к этому готовы. И журналисты готовы служить на этих пропагандистских каналах, становясь тривиальными госслужащими.

Согласитесь, что с точки зрения здравого смысла и задачи реализации конституционного права граждан на информацию все это сплошной бред. Не бывает демократии, а стало быть, и экономического процветания, при зависимых от власти СМИ.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответ на вопрос дайджеста № 244 "Как можно избежать подобных ситуаций, особенно в маленьких газетах?" (задержание "за вымогательство" при получении наличных денег):

- Думаю, стоит соблюдать осторожность при работе с наличностью. Разделять обычные и "сомнительные" деньги. Если Вам (вашему изданию) платят за рекламу сапог или пластиковых окон, это, в общем, понятно. А если Вам предлагают деньги за опубликование (или, тем более, неопубликование) некоего материала, то ситуация должна настораживать. Да и вообще, стоит подумать, а не взятку ли Вам дают? "Сомнительные" деньги, если уж Вы решили их получить, по возможности, нужно брать через посредников, а лучше вообще не брать (всех денег всё равно не заработаешь).

С уважением, Сергей Михайлов,
редакция газеты "Листок",
Горно-Алтайск, Республика Алтай.

 

В Международный день солидарности журналистов мы благодарим Вас за поддержку, оказанную газете "Мега-Клуб", которую издает наше агентство "Имидж-Ресурс". Благодаря Вашей профессиональной и человеческой солидарности наша газета, выступившая на своих страницах против произвола и коррупции в районе, вышла из неблагоприятной ситуации с наименьшими потерями. Иск, предъявленный ей, сократился с 1 миллиона долларов до 50 тысяч рублей. И это, безусловно, благодаря публикациям, появившимся в "Новой газете" и "Русском курьере", а также благодаря консультациям юристов вашего Фонда. От души поздравляем вас с днем солидарности журналистов. Желаем вам здоровья, крепости духа и больше единомышленников.

Генеральный директор ООО "Агентство "Имидж-Ресурс",
член Союза журналистов О.А. Бударина.

 

В Хакасии две республиканские газеты - на русском и хакасском языках. Наша газета "Хакас чирi" несколько раз не выходил по 1,5 - 2 месяца - из-за недофинансирования. Русская газета выходила без перерыва. Задолженность по зарплате достигала и 7 месяцев - у русской таких проблем никогда не было. Обо всем этом я писал. А в случаях прекращения выпуска газеты дважды приходилось обращаться и к Президенту России (пройдя, естественно, все инстанции). Видимо, это не нравилось правительству республики. Им хотелось заниматься дискриминацией национальной газеты совершенно без помех.

Не нравился и тон моих статей. Только в этом году мною опубликовано около десятка статей с критикой председателя правительства Лебедя. И Лебедь попытался меня уволить, вначале предложив уйти добровольно, затем досрочно расторгнув контракт. Состоялось уже три суда. Теперь в правительстве приступили к реорганизации государственного учреждения "Редакция газеты "Хакас чирi". "Главная" редакция "Хакас чирi" теперь должна заняться выпуском газеты, а старая - ее распространением. Уверен, нигде в России не догадались для одной газеты создать две редакции.

Я писал во все инстанции, но в ответ - только вежливые отписки. Видимо, они полагают, что редактор ведет борьбу только за себя. Но в этом случае я бы сидел тихо-смирно, и не было бы никаких проблем. Мне не нравится, что его приближенные указывают, "про это писать - а про то ни слова, этих печатать - а тех близко не подпускать". Мне не нравится постоянная дискриминация национальной газеты. Мне не нравится развал экономики, разбазаривание бюджетных средств.

Прошу вас помочь. Если даже выиграю все суды, то против всяческих реорганизаций и прочих административных интриг мне не устоять. Мне нужна широкая гласность. Здешние СМИ упорно молчат - такова в провинции свобода печати.

С уважением,
главный редактор газеты "Хакас чирi" А.С. Угдыжеков.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни