Дайджест
19 Сентября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 246


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Занавес опускается?

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Умер Егор Яковлев.

РОССИЯ.
1. Республика Хакасия. Провал очередной попытки посадить журналиста.
2. Волгоградская область. Суд и приставы заставили газету опубликовать сомнительный документ.
3. Республика Дагестан. Оскорбленная милиционером журналистка обратилась в прокуратуру.

Белоруссия.
1. Проблемы и перспективы сотрудничества некоммерческих организаций РФ и Республики Беларусь.
2. Представитель ФЗГ принял участие в торжествах по случаю юбилея Белорусской Ассоциации Журналистов.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Юридическая консультация.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Занавес опускается?

МИД РФ не продлил аккредитацию для работы в России репортеру государственного телевидения Швеции (СВТ) Берту Сундстрему. Это обусловлено отказом журналисту в продлении визы.

Почему журналисту отказали в продлении визы - неизвестно. Во всяком случае, в представительстве шведской телекомпании в Москве о причинах отказа не знают. По словам продюсера СВТ Елены Кулагиной, все это стало полной неожиданностью. Ничего не знает о причине своей фактической высылки из России и сам Б. Сундстрем.

Е. Кулагина сообщила, что у телекомпании "не было никаких интервью или сюжетов, которые могли бы сравниться с американским телеканалом АВС". Она рассказала "Эху Москвы", что работа Б. Сундстрема, освещавшего "все темы подряд", не вызывала никаких нареканий, а все лето журналист вообще не работал, у него был отпуск, и его не было в России. Министр иностранных дел Швеции уже выступила с заявлением, в котором отмечается, что отказ в выдаче визы Б. Сундстрему рассматривается как недружественный акт по отношению к Швеции.

Е. Кулагина напомнила, что последний случай лишения визы шведского корреспондента был отмечен в 1970 году, когда журналист взял интервью у Андрея Дмитриевича Сахарова.

Подобная участь может ожидать и журналистов Финляндии. По имеющимся данным, корреспондентам нескольких финских изданий МИД РФ также отказал в продлении годовых виз. Отказ объяснили тем, что журналисты, не проживающие в России, могут обойтись двухмесячной или разовой визой.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Как Вы считаете, это "всего лишь" очередная информационная зачистка? Или начало процесса вытеснения иностранных СМИ с территории РФ? Или что-то иное?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru

Спасибо.
Мы дорожим Вашим участием.


 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Умер Егор Яковлев.

Первый редактор настоящего журнала, первый редактор перестроечной газеты, первый руководитель телевидения, усомнившийся в разумности государственного диктата… Первый, первый, не потому, что первый по счету, хотя и это было, первый - потому что всегда настоящий: настоящий редактор, настоящий журналист, настоящий человек.

Среди дел, где он успел стать первым - и Фонд защиты гласности, первым председателем правления которого был Егор. Избранный на эту должность единогласно пленумом Союза кинематографистов, он оставался им до возвращения на госслужбу, что делало такое совмещение невозможным.

Он вообще был провозвестником, возбуждая перемены там, где вокруг царило застарелое болото. Так было с "Журналистом", с "Московскими новостями", с Фондом, с "Общей".

Егор ушел, усталый, с ощущением недоделанного, незавершенного, недосказанного. Его последним журналистским проектом на "Свободе" были "Разговоры с друзьями о России". Недоговорил.

Прощай, Егор Владимирович, слезы памяти долго не высохнут на наших щеках.

А. Симонов, М. Симонова, М. Горбаневский, Б. Тимошенко, П. Полоницкий и другие.

 

Безжалостный к себе и другим профессионал, красавец и умница, нежный и верный друг, деспотичный начальник, скорый в несправедливых оценках, взрывной и конфликтный, он всегда и везде украшал собой то место, на которое его приводила далеко не всегда справедливая судьба. Создатель не пришедшегося ко двору, казалось бы, "чисто ведомственного" журнала "Журналист", затем блистательный спецкор "Известий", в середине 80-х он пришел в никому толком не известную газету, и все мы хорошо помним, какой она немедленно стала.

Он был великим главным редактором, и, безусловно, лучшую эпоху в истории российской печати вполне можно определить как время "Московских новостей", которые он делал и сделал своими руками. Ни до не было, ни после не будет таких очередей к газетному киоску, как тогда, по средам, в день выхода к читателю очередного номера его газеты. "Московские новости" стали для всей страны не только окном в реальный мир, непричесанный и несовершенный, но и зеркалом, глядя в которое, оказалось, можно не только восхищаться увиденным, но и самокритично задуматься над ним. И вся тогдашняя журналистика, вся честная и совестливая журналистика страны, равнялась тогда по нему, он открывал настежь запретные до того темы и имена, и даже чисто профессиональные находки его газеты до сих пор украшают страницы лучших российских изданий.

Победившая демократия не сумела или не захотела использовать могучий потенциал слишком многих из тех, кому, собственно, и была обязана своей победой. Егор Яковлев оказался неудобен на посту председателя Гостелерадио, и созданная им "Общая газета" слишком раздражала очевидным неумением идти в ногу. Но само существование рядом журналиста и человека такого масштаба, заставляло весь цех жить и работать с оглядкой на его одобряющий или осуждающий взгляд.

Яковлев был в высшей степени корпоративен, и то, что слова "журналистская солидарность" - не пустой звук, доказывал на практике. Во всяком случае, без него защищать с таким трудом завоеванные и так легко растерянные права и свободы было бы еще труднее.

Егора Яковлева в российской журналистике заменить некем.

От имени Союза журналистов России

В.Богданов, И.Яковенко, А.Богомолов, П.Гутионтов, М.Федотов.


РОССИЯ.

1. Республика Хакасия. Провал очередной попытки посадить журналиста.

В Абакане мировой судья участка № 6 Елена Ильюшенко вынесла оправдательный приговор журналисту Михаилу Афанасьеву, обвинявшемуся по статье 129 УК РФ ("Клевета").

Журналист оправдан по двум уголовным делам, объединенным судом в одно производство. Первое дело было возбуждено 1 марта 2004 года по заявлению начальника Охотуправления Хакасии Сергея Машукова, усмотревшего клевету в свой адрес в ряде публикаций М. Афанасьева. В ходе расследования уголовного дела у журналиста был изъят компьютер (сейчас он сломан и находится в камере хранения УВД Абакана). "Потерпевший" С. Машуков ни на одно судебное заседание так и не явился, приговор так и вынесли без него.

Второе дело возбудили в июне 2004 года по заявлению прокурора города Черногорска Ольги Бауэр в связи с публикацией в газете "Московский комсомолец" статьи М. Афанасьева "Енисейская опять бурлит. Хозяева шахты ответят за смерть горнячки". Процесс начался в сентябре 2005 года. Мировой судья Е. Ильюшенко вынесла постановление об объединении обоих дел в одно судебное производство, но прокуратура его опротестовала, однако проиграла в Абаканском городском суде. В итоге, рассмотрев все материалы дела, мировой суд оправдал М. Афанасьева. По первому делу - за отсутствием состава преступления, по второму - за непричастностью к совершению данного преступления.

Это уже пятое оправдательное решение судов по делам, возбужденным в отношении М. Афанасьева.

2. Волгоградская область. Суд и приставы заставили газету опубликовать сомнительный документ.

Евгений Калинин,
собственный корреспондент ФЗГ
в Южном федеральном округе.

Газета "Искра" (город Котельниково) вынуждена напечатать так называемый отчет депутата местного Совета Елены Яковенко.

В марте 2005 года в редакцию газеты поступил отчет депутата Котельниковского районного Совета Е. Яковенко. Она требовала напечатать его на основании местного закона "О статусе депутата", в соответствии с которым депутат совета имеет право выступать в муниципальной прессе с отчетами о своей деятельности.

Редакция отказалась публиковать этот документ, так как, по мнению редакции, в "отчете" Яковенко содержались не только информация о деятельности депутата, но и не соответствующие действительности сведения, порочащие третьих лиц. Кроме того, "отчет" в некоторых местах был изложен стилем, не соответствующим литературным нормам русского языка - в частности, автор употреблял грубые и жаргонные слова.

Тогда депутат Яковенко обратилась в суд. В исковом заявлении она настаивала на публикации своего отчета в полном объеме, а также просила суд обязать редакцию принести ей извинения за нарушение ее депутатских прав. Решением суда первой инстанции в иске было отказано, однако истица это решение обжаловала. Суд второй инстанции вынес новое решение, которым обязал редакцию опубликовать отчет. В ответ на доводы ответчика о том, что текст содержит порочащие сведения, суд указал, что ответственность за них будет нести сам депутат, а не редакция. Но при этом в новом решении суда не указано, на основании каких норм закона редакция будет освобождена от ответственности.

В августе представитель редакции подал надзорную жалобу, однако в установленный законом срок ответа на нее не получил. Редакция также обращалась в районный суд с просьбой предоставить отсрочку в исполнении решения, однако суд это заявление рассматривать не стал. Тем временем постановлением службы судебных приставов от 4 сентября с редакции был взыскан так называемый исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Кроме того, служба судебных приставов угрожала главному редактору газеты Любови Драгуновой возбудить против нее уголовное дело за "злостное неисполнение судебного решения". После этого редакция была вынуждена напечатать "отчет" депутата.

На этом история не закончилась - Л. Драгунова будет обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства к Е. Яковенко и к районному Совету, который тоже требовал публикации отчета.

3. Республика Дагестан. Оскорбленная милиционером журналистка обратилась в прокуратуру.

Корреспондент РГВК "Дагестан" Наида Гаджиева обратилась в прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности сотрудника милиции, препятствовавшего ей в выполнении редакционного задания.

Съемочная группа прибыла к дому на проспекте Акушинского, где искали участника незаконного вооруженного формирования. Дворы двух домов были оцеплены сотрудниками милиции. "Я подошла к одному из милиционеров и спросила, к кому можно обратиться, чтобы узнать подробности происходящего и нельзя ли пропустить оператора?" - рассказала Н. Гаджиева. Вместо ответа правоохранитель грубо оттолкнул журналистку. "Он толкнул меня с такой силой, что я едва удержалась на ногах" - сообщила Н. Гаджиева. На ее попытки призвать стража порядка к спокойствию и дать возможность журналистам работать дальше милиционер ответил нецензурной бранью.

"Это не первый случай, когда журналисты подвергаются оскорблениям со стороны милиции. Пожалуй, нет ни одного издания, которое не испытало бы на себе все "прелести" общения с сотрудниками правоохранительных органов. Но я считаю себя оскорбленной, и намерена добиваться ответа от милиционера по всем нормам российского законодательства" - прокомментировала свое обращение в прокуратуру Н. Гаджиева.


Белоруссия.

1. Проблемы и перспективы сотрудничества некоммерческих организаций РФ и Республики Беларусь.

15 сентября в Фонде защиты гласности состоялась встреча белорусских журналистов и правозащитников с российскими коллегами.

В ней участвовали президент ФЗГ Алексей Симонов, директор издательских программ ФЗГ Михаил Горбаневский, руководитель службы мониторинга ФЗГ Борис Тимошенко, руководитель корреспондентской сети ФЗГ Петр Полоницкий, редактор раздела газеты "Известия" Алексей Панкин, корреспондент газеты "Новые Известия" Александр Колесниченко, корреспондент "Новой газеты" Яна Серова. С белорусской стороны во встрече приняли участие главный редактор газеты "Солидарность" Александр Старикевич, руководитель общественного движения "Весна" Алесь Беляцкий, заместитель председателя партии "Белорусский народный фронт" Алексей Янукевич, руководитель программ организации Intrenational League for Human Rights по Белоруссии Ольга Тарасова.

В ходе диалога обсуждалось положение российских и белорусских средств массовой информации и правозащитных организаций.

А. Старикевич, рассказывая о СМИ в Белоруссии, отметил тяжелую ситуацию, в которой оказались негосударственные издания. Он рассказал, что в стране отсутствует альтернативная система распространения, что большинству негосударственных газет приходится печататься за пределами страны. Телевидение в стране всегда было государственным, радиостанции транслируют в основном музыку и рекламу, а информационные программы вынуждены брать сведения только из разрешенных источников типа БелТА.

А. Беляцкий сообщил, что за три последних года в Белоруссии было закрыто около 150 правозащитных организаций. Многие организации вынуждены существовать полуподпольно, а создать новые - практически невозможно. Для получения грантов из-за границы необходимо иметь разрешение Департамента по гуманитарной помощи, а местные предприниматели не имеют возможности финансировать правозащитников - за это они подвергаются репрессиям. Семинары приходится проводить за границей, так как власти не дают возможности проводить их в Белоруссии.

А. Янукевич рассказал, что давление властей на СМИ и правозащитные организации - это политика существующего режима. Политический спектр в стране чрезвычайно беден - есть только сторонники существующей власти и оппозиция, то есть все те, кто против нынешнего руководства страны.

А. Симонов отметил, что в России телевидение также стало государственным. Газеты имеют больше свободы, но у них слишком маленькая по сравнению с телевидением аудитория. По мнению А. Симонова, положение НПО в России лучше, чем в Белоруссии, и проблемы, в основном, заключаются в том, что периодически высокопоставленные государственные чиновники обвиняют правозащитников в том, что они "продались Западу". Хотя в некоторых регионах были даже попытки закрыть правозащитные организации (в Казани, в Новочеркасске).

Говоря о возможности сотрудничества, А. Старикевич предложил оживить информационный обмен между российскими и белорусскими журналистами, чему может способствовать приезд в Белоруссию российских журналистов (подобную акцию ФЗГ уже проводил в 1999 году), и отметил, что защита журналистов, как в Белоруссии, так и в России - в гласности.

Участники встречи согласились, что в будущем необходимо более тесное сотрудничество российских и белорусских журналистов и правозащитников.

2. Представитель ФЗГ принял участие в торжествах по случаю юбилея Белорусской Ассоциации Журналистов.

16 сентября Белорусская Ассоциация Журналистов (БАЖ) отметила свое десятилетие.

В приветствии, подписанном президентом Фонда защиты гласности Алексеем Симоновым, говорится: "Примите наши искренние поздравления в связи с десятилетием Белорусской Ассоциации Журналистов, которая занимает на медийном и социально-политическом поле Республики Беларусь особое место.

Особое потому, что специфика деятельности БАЖ предполагает не только последовательное отстаивание конституционных прав граждан на информацию, не только защиту прав журналистов и СМИ, не только своевременную помощь творческому цеху корпорации, но во многом помогает и становлению гражданского общества в ОСОБЫХ условиях сегодняшней Беларуси.

На протяжении всех десяти лет деятельности БАЖ Фонд защиты гласности является давним и надежным ее партнером. На счету двух организаций немало добрых, общественно значимых дел, вызывающих уважение не только в наших братских странах, но и за их пределами. Это говорит о неразрывности и эффективности наших отношений, перспективности сотрудничества и благородстве целей. И условия, в которых нам приходится работать, схожи. Однако, если у нас не мед, то у Вас даже не сахар…

Мы желаем Вам и Вашим близким здоровья, твердости духа, удачи в делах и планах, светлых перспектив и всего самого доброго".

Торжество по случаю юбилея БАЖ было рабочим и сдержанным. Вначале состоялся круглый стол, на котором актив Ассоциации обсудил перспективы развития СМИ в Республике Беларусь. Затем в неофициальной обстановке состоялось вручение премии имени Дмитрия Завадского "За мужество и профессионализм", которое традиционно проводит "Первый канал" телевидения России.

Лауреатами премии стали: корреспондент REN-TV Елена Слав, оператор этого телеканала Владимир Костин, журналист "Радио Свобода" Любовь Лунева, редактор газеты "Glos znad Niemna" Анджей Писальник и журналист "БДГ. Деловая газета" Сергей Сацук. Премии вручил cотрудник "Первого канала", коллега погибшего, Павел Шеремет. Приветственный адрес и мультимедийную библиотеку Фонда защиты гласности вручил юбилярам представитель ФЗГ Петр Полоницкий.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

Юридическая консультация.

В Костомукше (Карелия) исполняющий обязанности прокурора города А. Равпук возбудил дело об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты "Новости Костомукши" Максима Берштейна. Дело возбуждено в связи с публикацией в этом издании 11 августа 2005 года статьи "История одной подлости".

Претензии прокуратуры вызвал абзац статьи: "Торговля наркотиками - тяжелый грех. Но то, что дело касалось всего лишь "травки"… то, что Олег был просто передаточным звеном, то, что никакой материальной выгоды он не имел - все это позволяет если не оправдать, то хотя бы понять Олега".

Прокурор усмотрел в публикации пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, и направил дело для рассмотрения мировому судье.

Юрист Фонда защиты гласности Светлана Земскова прокомментировала ситуацию:

"Статья "История одной подлости" не содержит признаков правонарушения, предусмотренных статьей 6.13 КоАП РФ, поскольку в ней нет пропаганды либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" пропаганда наркотиков - это деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений, или совершение иных действий в этих целях.

Публикация статьи не противоречит законодательству, так как не содержит сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Упоминание в тексте статьи слова "марихуана" является допустимым. Название наркотика содержится во многих доктринальных источниках: словарь Ожегова и т.д.
Неправомерно рассматривать информационную статью о торговле наркотиками, как рекламу наркотических средств.

2. Согласно ст. 5 ФЗ "О рекламе", реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация, которая предназначена для неопределенного круга людей и призвана формировать или поддерживать к ним интерес и способствовать их реализации.

Упоминание в статье названия наркотика "марихуана" не призвано формировать или поддерживать интерес к наркотическим средствам и способствовать реализации данных средств и веществ. Автор статьи, напротив, предостерегает читателей, что "торговля наркотиками - серьезное преступление и тяжкий грех".

ВЫВОД. Действия автора статьи не содержат признаков правонарушения, предусмотренного статьей 6.13 КОАП.

3. Главный редактор не является субъектом данного правонарушения, поскольку не является автором материала, то есть не является распространителем сведений, изложенных в статье "История одной подлости".

В соответствии с уставом газеты, М. Берштейн "дает указания по роду своей профессиональной деятельности, самостоятельно определяет информационную редакционную политику, принимает окончательное решение в отношении вопросов, связанных с производством и выпуском газеты". То есть главный редактор осуществляет распорядительно-хозяйственные функции по выпуску газеты.

Статья "История одной подлости" является авторским материалом Екатерины Ризе. Главный редактор не имеет права без ведома автора изменять материал, поскольку это будет прямым нарушением закона "Об авторском праве и смежных правах".

В соответствии со статьей 2.4. КоАП, "административной ответственности подлежит должностное лицо только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей".

Главный редактором газеты М. Берштейн свои служебные обязанности по производству и выпуску газеты исполнял надлежащим образом, поэтому не совершил административного правонарушения.

ВЫВОД. В отношении главного редактора газеты "Новости Костомукши" М. Берштейна дело об административном правонарушении возбуждено неправомерно, поскольку главный редактор не является субъектом правонарушения.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни