Дайджест
10 Октября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 249


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. 7 октября акционеры телевизионного холдинга REN TV приняли добровольную отставку Ирены и Дмитрия Лесневских.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Жалоба юристов Центрально-Черноземного Центра Защиты Прав СМИ будет назначена Европейским Судом к слушанию по существу.

РОССИЯ.
1. Ростовская область. ОМОН против газеты для садоводов и огородников.
2. Санкт-Петербург. Трамвайный парк как "стратегический объект".
3. Калужская область. "Мужчина, склонный к полноте, и женщина средних лет" скупили тираж газеты "Неделя Oбнинска".
4. Иркутская область. Перед выборами выпущена очередная газета-двойник.
5. Оренбург. Журналист предстанет перед судом за доступ на сервер областного УВД.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. К 15-летию ФЗГ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. ОМОН разбушевался. (Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ
в Южном Федеральном округе)

2. "Открытую Россию" закрыли для журналистов. (комментарий Алексея Симонова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Форум прессы Новосибирской области.
2. В Рязани 6 - 7 октября прошел семинар для работников суда и журналистов, организованный Центрально-Чернозёмным центром защиты прав СМИ (Воронеж) и Рязанским областным судом.
3. Омские издатели и распространители консолидируются в борьбе против недобросовестной конкуренции.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

7 октября акционеры телевизионного холдинга REN TV приняли добровольную отставку Ирены и Дмитрия Лесневских.

"REN TV был последним каналом, на котором были реальные новости, люди, которые старались говорить правду о том, что видели. Больше такого канала не будет", - заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

По его словам, "мы присутствуем при окончательной унификации информационного пространства страны, где все каналы будут заняты людьми, так или иначе консультирующимися с Кремлем относительно собственного взгляда на новости или на происходящее в стране".

"Канал, созданный Иреной и Дмитрием Лесневскими, которые сделали его заметным явлением в российском информационном пространстве, с этой точки зрения перестает существовать, становясь вполне управляемым информационным ресурсом", - добавил А.Симонов. Он считает, что приход новых владельцев телеканала REN TV, безусловно, вызовет замену и основных рубрик, и основных персонажей, которые эти рубрики ведут.

Заместитель главного редактора службы информации REN TV Марианна Максимовская все же надеется на сохранение информационной политики телеканала при новом руководстве: "Для меня принципиально важно как для человека, который занимается информацией, сохранение информационной политики, что нам было обещано новыми владельцами". А главный редактор службы информации Елена Федорова заявила, что она и ее подчиненные намерены работать на канале "до тех пор, пока будет тот воздух свободы, который был всегда при Лесневских".

В свою очередь ведущая информационной программы REN TV "24" Ольга Романова отметила, что "есть ощущение развала и краха". Отвечая на вопрос, уйдет ли она с канала в случае ухода Лесневских, О. Романова сказала, что "желание бросить все и уйти, есть, но вдруг, в дверях мы встретим очень милого и порядочного человека?"

…7 октября в Москве в пятый раз состоялось вручение приза пишущих о телевидении журналистов "Персона, программа, события и антисобытия, влиявшие на развитие телевидения в минувшем сезоне". Специальный приз "За упорство и верность себе" получила президент REN TV Ирена Лесневская.


Использованы материалы радиостанции "Эхо Москвы" и "Независимой газеты".

 

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопросы: - Они когда-нибудь остановятся, или процесс "унификации информационного пространства страны" продолжится на региональном уровне? Тогда какой телеканал будет следующим?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru

Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.

 


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Жалоба юристов Центрально-Черноземного Центра Защиты Прав СМИ будет назначена Европейским Судом к слушанию по существу.

Европейский Суд в Страсбурге вынес решение о приемлемости к дальнейшему рассмотрению жалобы, поданной юристами Центрально-Черноземного Центра защиты Прав СМИ Галиной Араповой и Маргаритой Ледовских на решение районного и областного судов Курска по делу бывшего губернатора Александра Руцкого против корреспондента "Российской газеты" Виктора Чемодурова.

Жалоба, признанная в Страсбурге приемлемой, теперь будет назначена Европейским Судом к слушанию по существу. И, значит, появился шанс на примере этого показательного для России дела повлиять на позицию российских судов, рассматривающих споры с участием журналистов и чиновников.

Дело "Руцкой против Чемодурова" тянется с 2000 года, когда в газете "Курский вестник" была опубликована статья "Двенадцать стульев из гарнитура губернатора, или Как "испарился" из областного бюджета еще один миллион долларов". Журналист на конкретных примерах, подкрепленных документами, показал механизмы увода крупными местными чиновниками бюджетных средств из областной казны, и реакцию на происходящее самого губернатора. Претензии Руцкого вызвали фразы: "Нормальный губернатор в такой ситуации наверняка схватится за голову и ужаснется, начнет выяснять, как и по чьей вине пропали деньги налогоплательщиков, прогонит виновных с работы, обратится в милицию, прокуратуру и в суд, чтобы ущерб бюджету возместить… Не знаю, как у кого, а у меня такое мнение-суждение: губернатор, дающий подобные советы, является ненормальным. Уточняю сразу на случай судебного иска: я говорю о поведении должностного лица, а не о личности Руцкого, до которой мне нет никакого дела".

После выхода статьи курский губернатор А. Руцкой в частном гражданском порядке, однако, на официальном бланке губернатора Курской области, обратился в Ленинский районный суд города Курска с иском о защите чести и достоинства, требуя публикации опровержения и денежной компенсации морального вреда в размере 250 тысяч рублей. В суде журналисту удалось доказать, что опровергаемые истцом сведения соответствуют действительности, однако иск гражданина Руцкого частично все-таки был удовлетворен. Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика, что высказывание: "губернатор, дающий подобные советы, является ненормальным" представляет собой авторское мнение, однако указал, что это мнение выражено в оскорбительной форме. В результате районный суд постановил взыскать с журналиста 1 000 рублей в пользу губернатора - именно в качестве возмещения нематериального вреда, причиненного авторским, "оскорбительным" для Руцкого мнением. Остальная часть губернаторского иска была отклонена как безосновательная.

Курский областной суд, куда была направлена кассационная жалоба ответчика, решение суда первой инстанции об оскорбительном значении оспариваемых фраз поддержал, а доводы заявителя отклонил.

После этого юристы Центра Защиты Прав СМИ и В. Чемодуров в 2001 году обратились с жалобой в Европейский Суд. Они возражали против необоснованного ограничения профессионального права журналиста на свободу выражения мнения. Жалоба была принята к рассмотрению, и в прошлом году ее направили российскому правительству с предложением представить свои объяснения по данной жалобе. Юристы аппарата уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека (во многих странах такие чиновники называются "адвокатами государства") эти объяснения подготовили и представили Суду и заявителю. Европейский суд приступил к принятию решения по жалобе. Такое решение проходит в два этапа: рассмотрение жалобы на предмет приемлемости и в случае признания жалобы приемлемой - уже рассмотрение дела по существу.

Итак, на первом этапе это важное для журналистского сообщества дело выиграно, что представляется особенно важным именно сейчас. Если изложенная в жалобе позиция журналиста будет принята Европейским Судом, это поставит под сомнение обоснованность рекомендаций Верховного Суда России - выносить решения о привлечении к ответственности за высказывание оскорбительных оценочных суждений.


РОССИЯ.

1. Ростовская область. ОМОН против газеты для садоводов и огородников.

Глубокой ночью в типографию издательского дома "Крестьянин" в пригороде Ростова ворвались крепкие ребята в камуфляже и при дубинках. О том, что это были не бандиты с большой дороги, а ОМОН, перепуганные верстальщики и печатники догадались по косвенным признакам: никаких санкций на обыск, а уж, тем более, на арест тиражей печатавшихся в это время газет, правоохранители не предъявили… Подробности - в разделе "НАШИ ПУБЛИКАЦИИ".

2. Санкт-Петербург. Трамвайный парк как "стратегический объект".

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе.

Фотографу петербургского еженедельника "Город" охрана запретила снимать трамвайные парки.

Во время подготовки материала о петербургских трамвайных парках журналист и фотокорреспондент журнала "Город" 6 октября столкнулись с запретом на проведение фотосъемки. Охрана угрожала вызовом милиции. При этом фотографирование производилось не на территории парков, а "из-за забора", снаружи. Как пояснили в "Горэлектротрансе", который обслуживает электрический общественный транспорт Санкт-Петербурга, охрана действовала в соответствии с ведомственной инструкцией. Составленная в советское время, инструкция относит трамвайные парки к "стратегическим объектам", фото- и видеосъемка которых запрещена, в том числе и с внешней стороны.

Подобные правила по инерции продолжают действовать в отношении всего транспортного комплекса. В частности, относительно новые "Правила пользования петербургским метрополитеном" (утверждены несколько лет назад) запрещают фото- и видеосъемку без письменного разрешения руководства организации. При этом, как пояснили нам в приемной руководства, различия между журналистами и прочими гражданами не делается. Аналогично поступают на железнодорожном транспорте и в авиакомплексе: формально любая съемка может производиться только с санкции руководителей конкретных объектов. Ссылки делаются на "стратегический характер" транспортных сооружений и необходимость обеспечения безопасности.

3. Калужская область. "Мужчина, склонный к полноте, и женщина средних лет" скупили тираж газеты "Неделя Oбнинска".

В этом номере содержались материалы, затрагивающие известные в городе имена. В частности, две статьи были посвящены деятельности директора гостиницы "Юбилейная" и главного бухгалтера завода "Сигнал".

Утром 8 октября в редакции стали раздаваться телефонные звонки с вопросами о причинах отсутствия в киосках пятого номера газеты. После этого сотрудники отдела распространения прошли по киоскам, и выяснили, что издание было скуплено ещё накануне. Киоскеры сообщили, что газету скупали два человека, "мужчина, склонный к полноте и женщина средних лет".

В редакции "Недели Oбнинска" приняли решение бесплатно распространить вместе со следующим номером специальный выпуск, в котором будут собраны главные материалы скупленного оптом пятого номера газеты. Но уже с дополнительными сведениями и комментариями - в редакцию обратились бывшие работники гостиницы "Юбилейная", рассказавшие много любопытного о деятельности гостиничного комплекса…

4. Иркутская область. Перед выборами выпущена очередная газета-двойник.

В Усть-Илимске 5 октября распространен фальшивый "специальный выпуск" газеты "Усть-Илимская правда" c негативными сведениями об одном из зарегистрированных кандидатов в мэры. В редакции "Усть-Илимской правды" сообщили, что не имеют отношения к подделке. В частности, главный редактор Татьяна Павлик заявила, что фальшивка была выпущена специально к выборам группой неизвестных. В поддельной газете указаны выходные данные настоящей "Усть-Илимской правды", но, в отличие от нее, газету-двойник напечатали не в Братске, а в райцентре Чунском.

5. Оренбург. Журналист предстанет перед судом за доступ на сервер областного УВД.

В Ленинском районном суде будет рассмотрено уголовное дело, возбужденное в отношении журналиста местной телекомпании "Орен-ТВ" Сергея Хомутова. Ему инкриминируется совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 272 УК РФ ("Неправомерный доступ к компьютерной информации"). Следствие вели сотрудники областного УВД, оно и признано потерпевшим. С. Хомутов обвиняется в проникновении на сервер дежурной части УВД области и копировании оперативных милицейских сводок о преступлениях и происшествиях. Следователи считают, что эта "эксклюзивная" информация использовалась в передачах с целью повышения рейтинга телеканала.

Теперь С. Хомутову грозит наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ, либо исправительные работы (на срок до одного года), либо лишение свободы (на срок до двух лет).

Агентство национальных новостей, 6 октября.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ ПРИГЛАШАЕТ СРАЗУ НА ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ:

(К 15-ЛЕТИЮ ФЗГ)

ФИЛЬМА "ОДИНОЧЕСТВО ПЕРЕД ИСТИНОЙ" (Реквием по двум российским семьям).

Картина основана на документальных материалах о нераскрытых убийствах двух главных редакторов газеты "Тольяттинское обозрение" Валерия Иванова и Алексея Сидорова, свидетельствах коллег, друзей и родственников убитых журналистов. Фильм снят при поддержке АНО "ИНТЕРНЬЮС".
Режиссер - Валерий Мкртумов.
Продолжительность фильма - 38 мин.

НОВОЙ КНИГИ "SIMONOV@GDF.RU"
(Избранные статьи и заметки)

Книга посвящена проблемам становления гражданского общества и свободной прессы в современной России. Автор - Алексей Симонов - отобрал в это издание свои статьи и заметки, опубликованные в газетах "Русская мысль" (Париж), "Известия", "Русский курьер", "Новая газета". Книга выпущена при содействии National Endowment for Democracy.

Это случится 11 октября (во вторник) - в Мраморном зале Центрального дома журналистов (Никитский бульвар, д.8а, станция метро "Арбатская"). Начало - в 12.00.

Премьеры представят:
президент ФЗГ Алексей СИМОНОВ,
руководитель издательских программ ФЗГ Михаил Горбаневский,
адвокат Карен Нерсисян.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. ОМОН разбушевался.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ
в Южном Федеральном округе.

Глубокой ночью в типографию издательского дома "Крестьянин" в пригороде Ростова ворвались крепкие ребята в камуфляже и при дубинках. О том, что это были не бандиты с большой дороги, а ОМОН, перепуганные верстальщики и печатники догадались по косвенным признакам: никаких санкций на обыск, а уж, тем более, на арест тиражей печатавшихся в это время газет, правоохранители не предъявили.

Видимо, на тот момент у них просто не было никаких документов, придающих хотя бы видимость законности этим "маски-шоу". Однако это не помешало "налетчикам" арестовать 110 тысяч тиража газеты "Хозяйство Дона". Эта газета для садоводов и огородников выходит в городе Волгодонске, и никогда не имела никаких проблем, пока не напечатала предвыборные материалы неугодного местным властям кандидата в депутаты на довыборах в Государственную думу по 144-му Каменскому избирательному округу Михеева.

Глубокой ночью омоновцы заперли склад типографии и посадили своих бойцов его охранять, не разрешив даже взять краску для ротационных машин. Между тем, все предвыборные материалы в официально зарегистрированном издании были опубликованы на законных основаниях и оплачены из предвыборного фонда кандидата еще за три дня до публикации. Так на каком же основании арестовали газету?

Через сутки после ее изъятия судебные приставы Мясниковского района, где находится типография, привезли, наконец, документы: определение Волгодонского городского суда, куда поступило заявление другого кандидата в депутаты Варшавского о защите чести, достоинства и деловой репутации. Господин Варшавский утверждал, что опубликованные в газете материалы носят оскорбительный характер. Не понятно только, откуда он мог об этом узнать - газета ведь, по сути, еще не вышла. Вслед за приставами в типографию искать нарушения в работе журналистов, а заодно и полиграфистов, явились представители Ростовской областной избирательной комиссии.

Есть оскорбления или нет, должен решать суд. Однако тираж газеты уже арестован. В безуспешных попытках найти хоть какой-то компромат не только на редакцию газеты "Хозяйство Дона", но и на типографию, где она печатается, сотрудники правоохранительных органов пытались пересчитать отпечатанные экземпляры "Хозяйства Дона". А вдруг их окажется больше, чем заявлено в выходных данных? Упаковочная машина так устроена, что количество газет в пачке колеблется в пределах плюс-минус один-два экземпляра, в самой типографии стражам порядка удалось пересчитать только 13 пачек. Потом газету увезли, должно быть ее где-то до сих пор считают.

А тем временем милиция всей Ростовской области, похоже, поднята по тревоге для участия в операции перехвата газеты "Хозяйство Дона". Грузовые автомобили с тиражом уже другого номера, не содержащего вообще никакой предвыборной агитации, были задержаны в двух сельских районах. После тщательного обыска и проверки документов милиционеры не отпускали машины и водителей до тех пор, пока редакция не обратилась в прокуратуру.

Комментарий ФЗГ:

Что ж, изъятие и скупка тиражей перед выборами давно стало всероссийской традицией. Только в сентябре 2005 года участь "Хозяйства Дона" разделили газеты "Байкальские вести", "Байкальская Правда 2", "Политпросвет" - в Иркутске, "Советская Кубань" - в Краснодаре, газета "Небесный барабанщик" - в Архангельской области, наконец, "Московский комсомолец" в Белгороде"…

2. "Открытую Россию" закрыли для журналистов (комментарий).

Алексей Симонов,
президент ФЗГ.

Еще один случай, убеждающий нас в том, что праведное дело от неправедного можно отличается простым, немудрящим признаком. Праведное дело не боится света, неправедное - секретит себя всеми доступными способами.

Выемка документов из офиса "Открытой России" сопровождалась многочисленными попытками скрыть происходящее от многочисленных журналистов. Организация "Открытая Россия" действительно открытая организация, которая дружит с журналистами и постоянно привлекает их к участию в разнообразных своих инициативах, а приехавший на выемку ОМОН и сотрудники Генпрокуратуры, в большинстве своем безымянные, делали все, чтобы факт выемки документов не получил достойного освещения в средствах массовой информации.

Что пытались спрятать от общественности "правдоискатели"? - остается загадкой. Почему в сюжетах, освещавших это событие на телевизионных каналах, не была должным образом представлена точка зрения обыскиваемых - тоже загадка, хотя тут, скорее всего, не обошлось без указаний Кремля. Словом, дело это неправедное, но, увы, не безнадежное, учитывая неоднократно проявленную в деле ЮКОСА, достойную сожаления, управляемость нашего правосудия.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Форум прессы Новосибирской области.

В рамках Второго Форума прессы Новосибирской области (7- 8 октября) Фонд защиты гласности провел семинар с корреспондентами и волонтерами Сибирского и Уральского федеральных округов РФ. В семинаре приняли участие партнеры ФЗГ из Новосибирска, Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Горно-Алтайска, Кемерово, Республики Тува и других регионов.

Исполнительный директор ФЗГ Наталья Максимова рассказала о перспективах деятельности Фонда. Председатель правления Гильдии лингвистов экспертов, профессор Михаил Горбаневский поделился планами издательства "Юридический мир" и особенностями развития экспертной деятельности в регионах. О повышении эффективности работы корреспондентской сети и региональных проектах говорил руководитель корсети Петр Полоницкий. С подробным анализом мониторинга нарушений прав журналистов и СМИ в Сибирском федеральном округе перед собравшимися выступила юрист-консультант Фонда защиты гласности Анна Володина.

Участники семинара получили CD-диски с мультимедийной библиотекой ФЗГ, сборник статей победителей конкурса имени А. Сахарова "За журналистику как поступок" за 2004-й год и одно из последних изданий ФЗГ и ГЛЭДИС "Спорные тексты СМИ".

2. В Рязани 6 - 7 октября прошел семинар для работников суда и журналистов, организованный Центрально-Чернозёмным центром защиты прав СМИ (Воронеж) и Рязанским областным судом.

Тема семинара - "Современное российское информационное право: теория, практические проблемы". Семинар открыл председатель Рязанского областного суда Анатолий Музюкин, который сообщил, что на мероприятии будут рассмотрены правовые и этические аспекты деятельности журналистов, вопросы защиты репутации и частной жизни граждан. Будет также освещена практика Европейского суда. А. Музюкин отметил, что это не просто семинар, но и возможность диалога, возможность принять участие в практических деловых играх. Присутствующие на семинаре получили пакет материалов, необходимых в дальнейшей работе и судьям, и журналистам.

3. Омские издатели и распространители консолидируются в борьбе против недобросовестной конкуренции.

В Омское Медиасообщество (ОМС) обратилась группа частных распространителей печатных СМИ. Они сообщили о том, что получили ультимативное требование от менеджмента издательского дома "Проспект" отказаться от распространения нового издания ИД "ДиМарк": предпринимателям, начавшим продажу новой газеты "Объ-Явление", пригрозили отказом в поставке популярной газеты частных объявлений "Проспект", и на прошлой неделе эту угрозу исполнили.

В прошедшем 3 октября экстренном расширенном заседании рабочей группы ОМС, посвященном рассмотрению конфликтной ситуации, приняли участие представители ведущих издательских домов, в том числе: "КВ", "ТРИЭС", "ДиМарк" и "Премьер", а также группа частных распространителей. Участники обсуждения расценили действия руководства ИД "Проспект" как грубое проявление недобросовестной конкуренции. Участники медиарынка выразили поддержку стремлению частных распространителей действовать консолидированно. Руководители издательских домов "КВ" Юлия Малютина и "Премьер" Алексей Вераховский обратили внимание на то, что без надлежащей оценки и реакции профессионального сообщества такое поведение одного из участников регионального рынка распространения печатных СМИ создает реальную угрозу его разрушения.

Как сообщил "ДО-инфо" сопредседатель ОМС Юрий Шатилов, в резолюцию рабочей группы включена настоятельная рекомендация на ближайшем заседании Совета ОМС сформулировать официальную позицию Омского Медиасообщества о недопустимости нарушения правил честного ведения бизнеса. Исполнительным органам ОМС совместно с издателями и распространителями рекомендовано проработать вопрос об обращении за судебной защитой в связи с нарушением недобросовестным издателем договорных обязательств. Признано целесообразным организовать подготовку пакета типовых договоров, помогающих обеспечить более прозрачное регулирование отношений всех субъектов издательского рынка. Рабочая группа рекомендовала также Совету ОМС обратиться в Омский областной Союз предпринимателей с предложением рассмотреть вопрос о нарушении этических норм ведения бизнеса руководителем ИД "Проспект".

Информационное агентство "ДО-Инфо" (Омск), 4 октября.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответы на вопросы дайджеста № 248 "Как в вашем регионе было организовано общение президента с народом? О чем бы Вы спросили президента, если бы вдруг оказались в числе лиц, специально отобранных для общения с ним?":

Здравствуйте!

В нашей округе Подмосковья, в пределах г. Пушкино и окрестностей, общение с президентом Путиным организовано не было. По-моему, Московская область, где немало демократически настроенных жителей и наукоградов, вообще была лишена прямого общения с высшим должностным лицом государства. Считаю эту затею чисто ритуальной, электронным вариантом показательного выхода царя-батюшки в народ. Тогда и то расторопному можно было челобитную сунуть государю.
То, что не было ни одного вопроса о самом наболевшем - о коррупции - крайне показательно относительно "звероподобного рвения", как говаривали в старину, нашего матёрого чиновья по части оберегания "самого" от неприятных вопросов. Вряд ли Путин ответил бы на мой, доведись мне его задать: - Почему до сих пор не разработан и не введён Дисциплинарный Кодекс РФ для государственных служащих, содержащий необходимый набор наказаний (лишение выслуги лет, понижение в должности, увольнение с "волчьим билетом" и др.) за волокиту, "спихотехнику", ответы не по существу на манер "пустим дурочку" и т. д.?

С уважением. Валерий Пашков, г. Красноармейск Московской области.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни