Дайджест
31 Октября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 252


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Опять журналисты виноваты.

РОССИЯ.
1. Омск. Ломка "Бизнес-курса": скупка тиража, нападение на сотрудников, требования не печатать материалы…
2. Ростовская область. Старейшая на Дону газета оштрафована на 200 000 рублей.
3. Архангельск. Уволен главный редактор одноименного издания.
4. Иваново. Мэру закон не писан.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
1. Юрист ФЗГ отстояла интересы газеты и информагентства.
2. Фонд поздравляет победителей конкурса "Произвол в законе" 2005 года.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Петрозаводский городской суд запутался в двух столицах.
(Анатолий Цыганков).

2. Журналист покидает Россию из-за невозможности печататься.
(Роман Захаров).

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Срочно требуются шуты. (Владимир Павловский, главный редактор газеты "Красноярский рабочий".)
2. Региональный Центр защиты Прав СМИ проведет тренинговый курс "Механизм реализации и защиты права на свободу выражения мнения".


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Опять журналисты виноваты...

В третью годовщину теракта на Дубровке начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин, выступая на международной конференции "Терроризм и электронные СМИ", возложил ответственность за гибель заложников на журналистов. Он считает, что причиной большого количества пострадавших в ходе операции стали действия отдельных журналистов и, в частности, трансляция событий вокруг театрального центра в прямом эфире. "Зачастую вмешательство журналистов играет роковую роль… В погоне за сенсацией и эксклюзивностью СМИ зачастую переступают черту дозволенного", - отметил В. Пронин.

Президент ФЗГ Алексей Симонов назвал мнение главного московского милиционера об операции по освобождению заложников в театральном центре на Дубровке "неадекватной оценкой" произошедшего. По словам А. Симонова, "если представить себе, что действия журналистов помешали хорошо подготовить антидоты, лекарства, медицину, это никак не укладывается в реальную картину событий". Он считает неправомерным перекладывать "в данном случае вину на журналистов".

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил, что "при полной профнепригодности силовых структур во всем винить журналистов у нас уже стало традицией". "Так было во время "Норд-Оста", когда никто из силовых руководителей не был наказан, а понесло ответственность только руководство НТВ, так было и в Беслане, когда с должности был снят только главный редактор "Известий" Раф Шакиров", - подчеркнул И. Яковенко.


РОССИЯ.

1. Омск. Ломка "Бизнес-курса": скупка тиража, нападение на сотрудников, требования не печатать материалы…

В среду, 26 октября, многие жители Омска не смогли купить в киосках "Роспечати" свежий выпуск еженедельного журнала "Бизнес-курс". Киоскеры, опрошенные корреспондентом информационного агентства "ДО-Инфо", сообщили, что им завезли один экземпляр, остальные ожидались в четверг. Ситуацию разъяснил президент издательского дома "ТРИЭС" Сергей Сусликов, распространивший официальное заявление, в котором говорилось: "Заместитель директора "Роспечати" Ирина Кивелева сообщила, что еще в пятницу к ней обратился молодой человек с просьбой продать тираж. Он заверил ее, что с редакцией все согласовано. В итоге большая часть тиража, поступившего в "Роспечать", была куплена оптом и не дошла до читателей".

С. Сусликов считает, что инцидент связан с ситуацией вокруг омского ОАО "Техуглерод". Так же, как и еще целый ряд акций, направленных на воспрепятствование деятельности руководимого им издания. Он напомнил, что 19 октября были жестоко избиты сотрудники редакции Александр Лабыкин и Игорь Калиновский, собиравшие информацию о дополнительной эмиссии акций предприятия и конфликте вокруг нее. В результате нападения неизвестных оба попали в больницу и перенесли операции. Затем 22 октября в редакцию журнала "Бизнес-курс" пришли сотрудники ОАО "Техуглерод" во главе с директором, которые потребовали не публиковать материалы об этом предприятии. А 24 октября было распространено письмо директора ОАО "Техуглерод" Владимира Франка главным редакторам СМИ Омска и Омской области с просьбой не комментировать судебное разбирательство между предприятием и обществом инвалидов.

Информационное агентство "ДО-Инфо" (Омск), 26 октября.

2. Ростовская область. Старейшая на Дону газета оштрафована на 200 000 рублей.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ
в Южном федеральном округе.

Ленинский районный суд Ростова-на-Дону наказал газету "Приазовский край" за якобы имевшие место "нарушения порядка опубликования агитационных материалов во время выборов".

Территориальной избирательная комиссия Усть-Донецкого района Ростовской области очень не понравились опубликованные в этом издании критические статьи о деятельности главы района Ткаченко. А поскольку глава как раз в это время решил переизбираться на новый срок, местный избирком подал на журналистов жалобу в прокуратуру. Прокуратура Ленинского района города Ростова-на-Дону усмотрела в газетных публикациях нарушения правил предвыборной агитации: они не были оплачены из избирательного фонда одного из кандидатов, как того требует печально знаменитый закон "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Ленинский суд, куда прокуратура направила дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.5 КоАП РФ ("Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов"), вынес постановление об административном наказании редакции газеты "Приазовский край" в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Всего суд рассмотрел пять таких дел - по числу опубликованных в газете критических материалов из Усть-Донецкого района. Общая сумма штрафа составила 200 000 рублей.

Редакция "Приазовского края" подала жалобу на решение районного суда в областной суд. Однако областной суд оставил жалобу без удовлетворения, а решение районного суда - в силе.

3. Архангельск. Уволен главный редактор одноименного издания.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Архангельске подписан приказ об увольнении главного редактора газеты "Архангельск" Игоря Лымаря. Приказ был подготовлен управлением печати и массовой информации администрации Архангельской области.

Теперь уже бывший редактор считает, что в данном случае имеет место нарушение Трудового Кодекса. "Со мной был подписан контракт до 2007 года. В уставе редакции прописаны все функции главного редактора как руководителя-единоначальника. Изменив устав, меня не предупредили об этом в определенный срок. А это стопроцентное нарушение Трудового Кодекса", - заявил И. Лымарь. По его словам, "преследования начались после того, как "Архангельск" опубликовал серию материалов о тарифной политике, проводимой руководством АЦБК. Не будь этих статей, не был бы Лымарь опальным".

И. Лымарь намерен отстаивать свои права в суде.

4. Иваново. Мэру закон не писан.

Виктория Кобец,
собственный корреспондент ФЗГ
в Центральном федеральном округе.

Мэр Иванова Александр Грошев как минимум уже дважды нарушил предвыборное законодательство РФ, которое запрещает действующим чиновникам (кроме Президента РФ) совать лицо в телевизор, а слова о своей чиновничьей деятельности - в газету, если он, чиновник, официально объявил о намерении побороться за какой-нибудь выборный пост. А Грошев после подачи заявления о регистрации кандидатом в мэры Иванова выступал на ивановских телеканалах. И теперь его оппоненты намерены обратиться в суд.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

1. Юрист ФЗГ отстояла интересы газеты и информагентства.

25 октября в Туапсе (Краснодарский край) состоялось судебное заседание по иску о защите чести и достоинства дознавателя городского УВД Ирины Агамамедовой к местной газете "Черноморье сегодня" и информационному агентству "Regnum". Претензии истицы были вызваны материалом "Мздоимец в погонах", в котором сообщалось о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника милиции за взятку. Уголовное дело было возбуждено 24 марта 2004 года. Истица требовала опровержения и денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

Весной 2005 года суд первой инстанции вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, обязав газету "Черноморье сегодня" напечатать опровержение и взыскав с редакции ИА "Regnum" 30 010 рублей. Но ответчики обратились в Краснодарский краевой суд с кассационной жалобой. С этого момента их интересы в суде представляла юрист ФЗГ Светлана Земскова. Краевой суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

В ходе последнего судебного заседания юристом ФЗГ была изложена следующая правовая позиция: спорная статья была распространена агентством "Regnum" 26 марта 2004 года, а постановление о прекращении уголовного преследования было вынесено 29 марта 2004 года. Таким образом, на момент распространения сведения соответствовали действительности. Кроме того, в статье "Мздоимец в погонах" не была указана фамилия истицы, поэтому информацию нельзя персонифицировать или идентифицировать именно с этим истцом. Читателям сообщили "об уголовном деле против заместителя начальника отдела дознания отделения милиции". При таких обстоятельствах претензии к ответчикам несостоятельны.

Суд принял доводы С. Земсковой и вынес решение об отказе И. Агамамедовой в удовлетворении исковых требований.

2. ФЗГ поздравляет победителей конкурса "Произвол в законе" 2005 года.

Обладателем Гран-при конкурса "Произвол в законе" - стажировки в польском издании "Газета Выборча" - стал Игорь Цагоев, обозреватель газеты "Северный Кавказ" (Нальчик), номинант премии имени А. Сахарова 2004 года. На конкурс он представил цикл материалов "Кавказ. Зона особого внимания".

Награды также получили: Светлана Михеева (Иркутск), Анна Лебедева (Ростов-на-Дону), Ольга Ожгибесова (Тюмень), Елена Надтока (Новочеркасск), Елена Воробьева (Брянск), Елена Вяткина (Озерск), Евгений Ракуль (Ростов-на-Дону), тележурналисты Анастасия Степанова (Владимир), Марина Добровольская (Красноярск), радиожурналист Игорь Воронин (Ставрополь).

Сердечно поздравляем коллег-победителей!


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Петрозаводский городской суд запутался в двух столицах.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе.

В дайджесте № 244 мы сообщали о том, что работники прокуратуры Петрозаводска обратились с исковым заявлением в суд на газету "Московский комсомолец" в Карелии". По мнению прокурорских работников, журналист и редакция оклеветали их и должны понести наказание. Удовлетворить четверых сотрудников прокуратуры во главе с их руководителем А. Парфенчиковым может опровержение статьи и компенсация морального вреда в размере 3 миллионов 437 тысяч рублей. Газета с этими требованиями не согласна, поскольку имеет на руках документы, доказывающие ее правоту.

Процесс открылся еще 1 сентября, однако до сих пор ни одного заседания не состоялось. Сначала прокуроры-истцы не явились в заседание (а до этого от лица руководства петрозаводской прокуратуры главному редактору карельского выпуска "МК" Леониду Хозину предлагалось опубликовать в газете документ прокурорской проверки, где указывалось бы на неполную достоверность статьи; в этом случае факт примирительной публикации рассматривался бы как мотив для отзыва искового заявления из суда, однако редакция не пошла на это), затем странным образом профессионалы перепутали две столицы - карельскую и российскую, в результате чего назначенное заседание вновь не состоялось и на прошлой неделе.

Дело в том, что ответчиком в суде выступает редакция ЗАО "Московский комсомолец", территориально располагающаяся в Москве. И с самого начала карельская редакция, выпускающая региональные страницы "МК", сообщила, что ответчиком будет выступать головная редакция. На что петрозаводский прокурор ответил, что судить газету будут в родных стенах и в российскую столицу процесс не выпустят. Судя по последним событиям, этот сценарий и пытаются сейчас реализовать в Карелии. Петрозаводский городской суд вместо того, чтобы направить повестку в Москву, присылает ее в петрозаводскую редакцию "Московского комсомольца". Выпускающий редактор Л. Хозин опять попросил переслать её по назначению. Юристы ЗАО "Московский комсомолец" уже работающие над документами судебного процесса, по-прежнему ждут приглашения в суд…

2. Журналист покидает Россию из-за невозможности печататься.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе.

Политический обозреватель англоязычной газеты "St. Petersburg Times" Владимир Ковалев переехал в Австрию. Среди названных им причин отъезда - невозможность развиваться как профессионалу в России и непонимание властями и большинством сограждан роли прессы в обществе.

Англоязычная газета "St. Petersburg Times" выходит в Санкт-Петербурге дважды в неделю. Она издается Independent Media наряду с рядом лицензионных глянцевых журналов (Cosmopolitаn), деловой ежедневной газетой "Ведомости" и столичной "Moscow Times". Руководят англоязычными изданиями зарубежные журналисты, но большинство сотрудников - россияне.

С 1999 г. Владимир Ковалев работал в качестве политического обозревателя в "St. Petersburg Times". Он говорит, что за прошедшие годы практически разучился писать по-русски журналистские материалы. Зато стандарты, принятые в газете, позволяли ему объективно оценивать и описывать политическую картину, общественную ситуацию. Это, по мнению Ковалева, практически невозможно в сегодняшних российских СМИ, которые выходят на русском языке.

Авторские материалы Ковалева не раз вызывали широкое обсуждение, причем не только в Петербурге, но и в Москве, ведь де-факто аудитории двух газет-близнецов из обеих российских столиц не очень разнятся (к тому же, многие материалы публикуются в обоих изданиях), а публикации статей в онлайн-версиях позволяют читать их в любой точке мира. Тем не менее, очевидная узость регулярно читающей данные издания публики, преобладание среди нее в основном иностранцев и работающих бок о бок с ними граждан России позволяет властям смотреть на "вольнодумство" газет сквозь пальцы. Но Ковалев считает, что говорить правду - не значит быть вольнодумцем. Это обязанность журналиста, работающего в информационной сфере. А потому он не видел возможности профессионального роста в России, где ему пришлось бы в подобных политических условиях писать по-английски до конца своих дней.

"Политические лидеры [России] рассматривают прессу как своего рода инструмент и делают все, чтобы она держалась в русле их идеологии", - говорит Ковалев. "Общество плохо понимает, что такое демократия и для чего она нужна, и именно это должна разъяснять пресса, поддерживая идеи общественного развития объективной и сбалансированной информацией", - заключает экс-петербургский журналист. Ему показалось, что делать это в России невозможно. Или надо продолжать писать на английском, а это можно делать и в Вене, куда он переезжает.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Срочно требуются шуты.

Владимир Павловский,
главный редактор газеты "Красноярский рабочий".

На днях "Единая Россия" собрала в Подмосковье большую группу региональных журналистов, преимущественно - руководителей газет, и попросила их стать оппонентами... "Единой России". По словам сопредседателя высшего партсовета, главы МЧС Сергея Шойгу, среди других политических партий таковых сегодня не наблюдается. "Не оппозиция, а оппоненты всегда нужны, и мы надеемся, что такими оппонентами станут СМИ", - сурово произнёс он.

Всё бы ничего, да только собрали журналистов в уютном пансионате по специальному списку. Накануне главный редактор одной из государственных газет, который тоже был приглашён на встречу, рассказывал, как ему буквально выкручивают руки: или вступай в "Единую Россию", или... Он вынужден был получить партбилет, а потому и оказался в Подмосковье.

Приглашённых не только кормили-поили, но и оплачивали проезд до столицы и обратно. Потому-то они правильно восприняли руководящие установки: "Будем оппонировать! И не посредством мелких щелчков и подколов, а по-крупному". Эта почти что анекдотичная ситуация напоминает другую: на ноябрьском съезде единороссов в Красноярске, который загодя уже назвали историческим, задумали реанимировать свою партийную газету. Дескать, сделаем её самой народной, самой открытой для критики и самокритики. Идея хорошая, если учесть, что под идею эту подведена соответствующая материальная база: издание выпускается и будет выпускаться за счёт партии, то есть редакции оплачивают и текущее содержание, и гонорары, и бумагу, и полиграфию, и распространение. А если учесть, что партия и государство у нас отродясь - единое целое...

С будущими оппонентами, в том числе и в Красноярске, уже заключаются договоры. Вы нам критику - мы вам деньги. Краевой администрации, чутко улавливающей московские веяния, теперь надо срочно перекраивать концепцию информационной политики. То есть финансовую поддержку нужно оказывать не тем СМИ, которые рисуют исключительно положительный образ чиновничества, а тем, кто станет, выражаясь языком Шойгу, спарринг-партнёром этого самого чиновничества.

В далёкие времена при дворце существовала такая должность - шут. До сих пор считают, что это был самый серьёзный человек, которому позволялось говорить царю-батюшке то, за что другим снимали с плеч голову. Но ведь, если подумать, можно сделать и другой вывод: шут состоял на полном государственном содержании, а значит, и резал лишь ту правду-матку, которую ему резать разрешали. Так что нынешний призыв к региональным СМИ - оппонировать партии власти - скорей напоминает объявление: "Срочно требуются шуты!"

2. Региональный Центр защиты Прав СМИ проведет тренинговый курс "Механизм реализации и защиты права на свободу выражения мнения".

Региональный Центр защиты Прав СМИ (Воронеж) совместно с авторитетной международной организацией АРТИКЛЬ 19 (Всемирная компания за Свободу выражения мнения) объявляет конкурс на интенсивный тренинговый курс в этой сфере защиты прав человека. Предпочтение будет отдано юристам российских некоммерческих организаций, которые смогут реализовать приобретенные навыки в своей непосредственной работе. Тренинговая программа организована при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Москве. Мероприятие будет проходить в Подмосковье в январе 2006 года. Отобранным участникам будут компенсированы все расходы, связанные с участием в тренинге.
Объявление о конкурсе и форма заявки размещено на сайте Центра Защиты Прав СМИ www.mmdc.narod.ru . Обращаем ваше внимание на то, что юристы должны работать на территории России.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответы на вопросы дайджеста № 251 "Каковы, на Ваш взгляд, истинные причины повышенного внимания депутатов Госдумы РФ и Конгресса США к российским СМИ?":


Здравствуйте!

Внимание Госдумы к свободе СМИ в России меня пугает. Свободы СМИ в России и так почти нет.

Даже самый обычный российский гражданин, посмотрев на Андрееву или Брылева, сообщающих нам, что нападение на Нальчик - это не трагедия, а победа, призадумается: какая же это победа, если боевики входят в город, и в результате погибают люди? Год назад Беслан, сегодня Нальчик, а завтра?

Включаем телевизор, а нам рассказывают, что "успешное" отражение нападения на Нальчик - результат концепции безопасности, разработанный после трагедии в Беслане.

Тут-то люди начинают понимать, что их обманывает собственная власть.

Все меньше срабатывает принцип нажима на патриотические чувства (надо сплотиться перед внешним врагом), не срабатывает и призыв надеяться на лучшие времена. Они не приходят.

Достаточно вспомнить наше социалистическое прошлое. По телевизору говорят одно, а на кухне обсуждают другое. По телевизору человек видит одно, выходит на улицу, там совсем другое - это уже день сегодняшний.

Кремлевские стратеги начинают понимать, что их технологии начинают давать сбой. Что-то не так. Надо что-то менять. А что, они понять не могут. Вместо того, чтобы дать развиваться гражданскому обществу, перестать давить свободу СМИ, они спешат наступить на те же грабли.

Местная власть в Хакасии быстро уловила, чем занимаются федеральные правители и стала наводить собственный "порядок" в СМИ. Непокорного местной власти главного редактора единственной газеты на хакасском языке Анатолия Угдыжекова, главу влиятельного хакасского рода, преследуют уже два года. В результате он вывел людей на улицу. Пока демонстрация прошла мирно.

Мы пытаемся ему всячески помочь, призывая местных правителей к здравому смыслу, и не только из духа корпоративности. Каждый чувствует, что Угдыжеков не отступится, а за ним коренное население, что может произойти, страшно представить. Успокаивает, что по всей стране есть люди, осознающие свою ответственность за сохранение мира. Чтобы, когда не дай Бог, придет хаос, мы не пошли друг на друга. А пока власть, подавляя гражданское общество, именно к этому нас и ведет.

С уважением, Михаил Афанасьев,
главный редактор информационного ресурса "Новый Фокус", Абакан.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Светлана Земскова, юрист ФЗГ, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.

Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты:
boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни