Дайджест
7 Ноября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 253


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Умер Отто Лацис.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Госдума помнит про СМИ. И требует санкций против телеканалов.

РОССИЯ.
1. Кемерово. Провокация против журналиста "Российского репортера" Александра Косвинцева.
2. Уфа. Прокуратура готовится предъявить обвинение журналистам ГТРК "Башкортостан".
3. Ямало-Ненецкий автономный округ. Прокурорских работников увольняют за общение с прессой.
4. Ямало-Ненецкий автономный округ. Сотрудников прессы задерживают за излишнее любопытство.
5. Омск. Мал мостик, да дорог. За публикацию об открытии метромоста губернатор взыскал с газеты 300 000 рублей.
6. Карелия. Районный телеканал оштрафовали на 1 000 рублей.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2005 года.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. 27-29 октября Институт развития прессы - Сибирь провел в Новосибирске очередной семинар в рамках проекта "Успех на малых медиа-рынках".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Умер Отто Лацис.

Отто Рудольфович Лацис скончался 3 ноября около пяти часов утра в столичном НИИ имени Бурденко. В больницу он попал месяц назад после автокатастрофы. В результате аварии Лацис получил перелом шейного позвонка и ушиб мозга, в реанимационном отделении НИИ скорой помощи имени Склифосовского врачи оценивали его состояние как тяжелое. Журналисту была сделана операция, но появились осложнения: началось воспаление легких. Отто Лацис был переведен в госпиталь имени Бурденко. Спасти его не удалось.

Лауреат премии Союза журналистов России в номинации "Золотое перо", доктор экономических наук Отто Лацис за почти полувековую карьеру работал во многих газетах и журналах. Он был старшим консультантом "Экономической газеты", спецкором, экономическим обозревателем "Известий", заместителем главного редактора "Новых Известий", работал и в других изданиях. Его яркие статьи публиковались в журналах "Коммунист", "Знамя", "Огонек", "Новый мир", в "Литературной газете", яковлевских "Московских новостях" и ряде других изданий. Лацис - автор ряда публицистических книг. В 1993-1996 годах был членом Президентского Совета России, из которого вышел в знак протеста против войны в Чечне. В 2000 - 2005 годах - член жюри имени А. Сахарова "За журналистику как поступок".

"Умным, честным, светлым человеком" назвал Лациса один из ближайших его друзей Александр Волков, работавший вместе с ним в "Известиях". "Стране нужно посочувствовать, когда уходит такой человек", - сказал он.

"Когда его преследовали за критическую книгу о Сталине, даже еще не книгу тогда, а рукопись, он проявил огромное мужество и не покаялся перед Комиссией партийного контроля, перед партийным судилищем, которое требовало покаяния. Выстоял, перенес и то, что не печатали, и материальную нужду", - рассказал А. Волков.

"Для меня Отто Рудольфович Лацис был старшим другом и Учителем с большой буквы", - сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. "Мы потеряли поразительно талантливого и честного человека, человека, который в начале 60-х годов создал свою систему взглядов и, накапливая знания, умения, получая массу неприятностей, никогда своей системе взглядов не изменял и был в этой связи поразительно последователен и достоин", - добавил Е. Гайдар.

"Отто Рудольфович весьма комфортно чувствовал себя в ельцинский период, получив и общественное признание, и государственное. Но вот после 2000 года изменился не Лацис, изменилась страна, в которой все меньше спрос на такие умы и такие идеи", - отметил журналист Виталий Дымарский.

Прощание с Отто Лацисом состоится в среду, 9 ноября, в Центральном доме журналистов с 12 до 14 часов.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Госдума помнит про СМИ. И требует санкций против телеканалов.

Первый вице-спикер Государственной Думы РФ Любовь Слиска подготовила проект обращения к руководителям телевизионных каналов, подписавших "Хартию телевещателей против насилия и жестокости". В обращении написано: "Прошло более четырех месяцев после подписания хартии, однако по телевизионным каналам по-прежнему осуществляется показ фильмов и передач, содержание которых противоречит положениям хартии".

Претензии вице-спикера адресованы, в первую очередь, каналу НТВ, показавшему фильм "Людоеды". В связи с этим госпожа Слиска потребовала ограничить выход в эфир программ, которые могут "причинить вред общественной нравственности".

Коллеги ее поддержали. Спикер нижней палаты Борис Грызлов напомнил, что средства массовой информации добровольно приняли "Хартию против насилия и жестокости", но не выполняют ее. "Сегодня мы видим, что Федеральное агентство по надзору за СМИ не пользуется законодательно закрепленными за ним правами. Закон предусматривает возможность вынесения предупреждений тем СМИ, которые фактически пропагандируют жестокость и насилие. В течение года может быть сделано несколько таких письменных предупреждений, и если они не дают результата, может наступить следующая фаза - изъятие лицензии. К сожалению, федеральный орган исполнительной власти не пользуется этими полномочиями", - добавил Б. Грызлов.

3 ноября Госдума приняла обращение к руководителям ведущих телеканалов с требованием принять меры по ограничению трансляции сцен насилия и жесткости. По мнению депутатов, несмотря на подписанную хартию, ситуация так и не изменилась к лучшему. Более того, они считают, что руководители телеканалов игнорируют случаи нарушения данных обещаний. И к внутренней цензуре оказались не готовы.

Но "если добровольные обязательства, взятые на себя СМИ, и дальше будут нарушаться, то мы готовы принять ряд законодательных ограничений, направленных на устранение с экранов телевизоров сцен насилия и жестокости", - пригрозила Слиска.

Выпустив, таким образом, накопившиеся после просмотра "Людоедов" негативные эмоции, депутаты оказались способны и на трезвые поступки. В частности, они отклонили законопроект, ограничивающий распространение так называемой "негативной" информации в СМИ. Представители ЛДПР, разработавшие законопроект, предлагали установить десятипроцентный предел для информации о преступлениях, катастрофах и военных действиях, но депутаты отказалась дозировать информацию.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- На федеральном уровне у нас остались только государственно ориентированные телеканалы. Как Вы считаете, почему каналы, проводящие государственную политику, вступают в противоречие с решениями государственных органов? Это экономика или разгильдяйство?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


РОССИЯ.

1. Кемерово. Провокация против журналиста "Российского репортера" Александра Косвинцева.

Руководитель отделения "Объединенного гражданского фронта" Кемеровской области журналист Александр Косвинцев 29 октября собирался вылететь в Москву для участия в семинаре руководителей региональных отделений ОГФ и митинге оппозиции на Лубянской площади. Но у входа в зал вылетов кемеровского аэропорта к нему подошел человек "оперативного вида" и потребовал авиабилет, который Косвинцев якобы должен был купить для его жены.

"Поблизости никого не было, и он стал обвинять меня в непонятных связях с его женой, утверждал что-то в том духе, что я якобы часто летаю с его женой в Москву, причем все это грубыми фразами", - сообщил А. Косвинцев. Он попытался объяснить мужчине, что произошло недоразумение, но тот повел себя агрессивно. Журналист пригласил на помощь сотрудницу аэропорта, которая по его просьбе вызвала милицию. Прибывшие сотрудники милиции забрали обоих мужчин в райотдел, где Косвинцева обвинили в мелком хулиганстве и нецензурной брани в общественном месте. Субботу и воскресенье журналист провел за решеткой, а второй участник конфликта был отпущен.

В понедельник состоялся суд с участием трех свидетелей, хотя при инциденте присутствовали лишь двое. Одного свидетеля отверг судья. Второй не слышал, от кого исходил мат. Третий только слышал нецензурную брань и два голоса. Инициатор конфликта в аэропорту на суде отсутствовал. "Его не нашли", - пояснили Косвинцеву милиционеры. В результате несмотря на то, что вина Косвинцева доказана не была, мировой судья участка № 1 города Кемерово Галина Андрюхова сочла возможным оштрафовать журналиста на 1 000 рублей за нарушение общественного порядка.

И это был не худший вариант - у выхода А. Косвинцева уже ждали люди с "воронком", которые, по его словам, "очень удивились, что судья определила только штраф"…

2. Уфа. Прокуратура готовится предъявить обвинение журналистам ГТРК "Башкортостан".

Прокуратура Республики Башкортостан расследует уголовное дело по обвинению в мошенничестве начальника службы информационных программ ГТРК "Башкортостан" Алика Аллаярова и телеоператора Александра Мешкова. Им инкриминируется нарушение части 3 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное в крупном размере с использованием служебного положения").

Сотрудники отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма провели в телекомпании "Башкортостан" обыск, в результате которого в сейфе Аллаярова обнаружены меченые купюры.

По словам исполняющего обязанности начальника отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма Виктора Гурьева, уголовное дело было возбуждено после обращения в УФСБ заместителя председателя московского потребительского кооператива "Свой дом" Сергея Волкова. Он сообщил, что телеоператор А. Мешков, вступив в сговор с А. Аллаяровым, вымогал у Волкова деньги за отказ от трансляции передачи, якобы компрометирующей потребительский кооператив. После того, как глава кооператива вручил Мешкову 100 000 рублей, было возбуждено уголовное дело, а оператор задержан. В ходе одного из допросов он сообщил, что деньги предназначались Аллаярову. После этого суд счел, что содержать Мешкова под стражей нет никакой необходимости, и освободил его под подписку о невыезде...

Если дело дойдет до суда, телевизионщикам может грозить наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет.

Использованы материалы газеты "МК" в Уфе", 2 ноября.

3. Ямало-Ненецкий автономный округ. Прокурорских работников увольняют за общение с прессой.

Прокурор по надзору за исправительными учреждениями ЯНАО Виталий Сенченко представлен к увольнению. Он имел неосторожность ответить на вопросы журналистов и подтвердил информацию о том, что Платон Лебедев прибыл для отбывания срока в колонию поселка Харп и проходит положенный для всех заключенных карантин. Как говорят, этим он вызвал "ненужный ажиотаж". Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ЯНАО до сих пор отрицает нахождение Лебедева в упомянутой колонии.

Коллега Сенченко из этого же ведомства Семен Саевич отправлен на пенсию. Он также осмелился рассказать местным журналистам о содержании П. Лебедева в колонии поселка Харп. В правоохранительных органах Ямало-Ненецкого автономного округа считают, что поменьше бы такого внимания к колонии, и им было бы жить спокойнее.

4. Ямало-Ненецкий автономный округ. Сотрудников прессы задерживают за излишнее любопытство.

В поселке Харп задержан фотокорреспондент газеты "Коммерсант" Василий Шапошников. Он приехал в поселок, где в колонии отбывает наказание Платон Лебедев, надеясь сфотографировать "хоть что-нибудь". На въезде в поселок В. Шапошников сфотографировал столб с надписью "Харп - Северное сияние - Добро пожаловать", а в поселке - забор с колючей проволокой, и был задержан охраной. Журналиста доставили в оперативную часть, где допросили, взяли письменное объяснение и отпустили, предупредив, что фотографирование на режимном объекте приравнивается к подготовке побега и рассматривается как тяжкое преступление.

Использованы материалы газеты "Коммерсант", 2 ноября.

5. Омск. 5. Омск. Мал мостик, да дорог. За публикацию об открытии метромоста губернатор взыскал с газеты 300 000 рублей.

В редакцию газеты "Ваш ОРЕОЛ" 31 октября поступил иск от губернатора Омской области Леонида Полежаева. Он просил суд взыскать с газеты четыреста восемьдесят тысяч рублей.

Речь идет о заметке "Губернатору подарили мост из золота", опубликованной 26 октября. В материале рассказывалось о церемонии открытия метромоста и "обмене подарками из драгоценных металлов" между ее участниками. В частности, сообщалось о том, что директор ООО "Мостовик" Олег Шишов подарил губернатору Леониду Полежаеву маленький макет моста, выполненный, как говорят знающие люди, из золота и инкрустированный драгоценными камнями. По той же информации, на памятный сувенирчик должно было пойти не менее килограмма благородного металла. Для справки: в Сбербанке килограмм золота 999 пробы стоит те самые 480 тысяч рублей.

По мнению губернатора, содержащиеся в статье высказывания о принятии им подарка в виде "маленького прообраза моста" порочат его, "характеризуя его деятельность как неправильное, неэтичное поведение в личной, общественной или политической жизни, выразившееся в нарушении запрета воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих обязанностей" (текст из искового заявления).

В заметке же о неэтичном поведении губернатора ничего не говорится. Не сказано даже, принял ли он подарок.

Изумляет та скорость, с которой Первомайский районный суд назначил дело к слушанию. 31 октября иск поступил, тут же был принят, 3 ноября прошло предварительное слушание дела, а на 7 ноября было назначено его рассмотрение по существу. В результате судья Марина Макарова, потратив около трех часа на рассмотрение дела, вынесла решение: взыскать с ответчика в пользу губернатора 300 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и обязать газету напечатать опровержение. Что опровергать, если сведений, не соответствующих действительности, в публикации нет, и они не указаны в исковом заявлении? На сегодняшний день этого не знают ни губернатор, ни суд, поэтому текст опровержения будет направлен ответчику позднее.

Редакция намерена обжаловать это решение.

6. Карелия. Районный телеканал оштрафовали на 1 000 рублей.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Прошедшие в Карелии в начале октября выборы в органы местной власти до сих пор напоминают о себе, но теперь уже судебными решениями. Пудожский районный суд, изучив телевизионную передачу местного телеканала "Ника плюс Пудож", прошедшую в эфире в период избирательной кампании, пришел к выводу, что редакция нарушила закон о выборах местной власти. Тележурналист обнародовал в эфире результаты общественного опроса, не указав ни одного требуемого по закону параметра (место и время опроса, число опрошенных, метод сбора информации, статистическую оценку возможной погрешности, заказчика опроса).

Директор-редактор телеканала Ольга Федорченко пояснила в суде, что перед началом передачи зрителям было сообщено, что им будет показан сюжет, в котором жители Пудожа ответят на вопрос о том кому они отдадут свой голос на предстоящих выборах мэра города. О месте и времени опроса, по ее мнению, не требовалось никого извещать, поскольку это было рабочее задание для журналиста, который и исполнил добросовестно редакционный план.

Но судья, стоя на букве закона, сочла, что редакция по всем пунктам нарушила закон о выборах органов местной власти, и учитывая, что ранее О. Федорченко не привлекалась к административной ответственности, оштрафовала редактора на одну тысячу рублей.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2005 года.

Случаи гибели журналистов - 1 (Тамирлан Казиханов, руководитель пресс-службы антитеррористического центра ГУ МВД РФ по ЮФО, Нальчик).

Нападения на журналистов - 2 (Николай Моисеев, руководитель независимой газеты "Курьер-плюс" и телепередачи "Телекурьер", Сыктывкар; Александр Лабыкин и Игорь Калиновский, сотрудники журнала "Бизнес-курс", Омск).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (Григорий Пирогов, экс-председатель Союза журналистов Республики Марий Эл; Виктор Баринов, главный редактор нижегородского еженедельника "Легендарная смена плюс", Нижний Новгород; Сергей Хомутов, телекомпании "Орен-ТВ", Оренбург; Анатолий Сардаев, главный редактор независимой газеты "Мордовия сегодня", Саранск).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 2 (Игорь Лымарь, главный редактор газеты "Архангельск", Архангельск; Лиана Кошелева, главный редактор газеты "Северная звезда", Пермская область).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 6 (Игорь Анисимов, главный редактор медиагруппы "Пермский обозреватель", Пермская область; журналисты съемочных групп АГТРК "Поморье" и телеканала "СТС-Архангельск", информационного агентства "Двина-Информ", газеты "Архангельск", все - Архангельск; группа журналистов в Нальчике; Орхан Джемаль, руководитель отдела политики газеты "Версия", в Нальчике; Антон Смертин, главный редактор портала "ЮГА.Ру", Краснодар; Виктор Дерешов, собственный корреспондент газеты "Забайкальский рабочий", Читинская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 28
на сумму 55 892 710 рублей 46 копеек.

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков - 21
удовлетворено - 15
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
394 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 23

Выселение редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Красное знамя", Сыктывкар, Республика Коми).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 2 (газета "Мордовия сегодня", Саранск, 2 раза).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 5 (газета "Черновик", Махачкала; газета "Неделя Oбнинска", Калужская область; газета "Экспресс-Камчатка", Камчатская область; газета "Савеловский посад", Москва; журнал "Бизнес-курс", Омск).

Прекращение выхода СМИ - 1 (телеканал "Марта", Чечня).

Выход изданий-двойников - 3 (газета "Усть-Илимская правда", Иркутская область; газета "Владимирский край", Владимирская область; газета "Берега", Ярославская область).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 24


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

27-29 октября Институт развития прессы - Сибирь провел в Новосибирске очередной семинар в рамках проекта "Успех на малых медиа-рынках".

Мероприятие было посвящено методам гражданской журналистики. Для этого типа журналистики в России еще нет универсального определения. Ее называют "социально ответственной", "гуманитарной", "коммунитарной". Главная же ее особенность в том, что, кроме основных функций, возложенных обществом на масс-медиа (информировать, развлекать, просвещать, контролировать власть), она призвана выполнять миссию "объединения сообщества". То есть - не просто обозначать проблемы, но помогать местным сообществам их совместно решать. Поэтому скептики называют этот тип журналистики "невозможной". Неужели они правы? - говорил, открывая дискуссию, директор ИРП-Сибирь Виктор Юкечев. В этом и пытались разобраться участники семинара.

Впервые на семинаре вместе работали журналисты местных газет и лидеры некоммерческих организаций. Многие из них вообще впервые уселись за один стол, пытаясь понять заботы, проблемы и возможности друг друга. Помогали им находить общий язык тренеры Сибирского центра поддержки общественных инициатив Татьяна Афанасьева и Наталья Киричук вместе с консультантами-"медийщиками" Маргаритой Ревзиной и Виктором Юкечевым.

Но сначала участники семинара познакомились с итогами опросов общественного мнения в конкретных малых городах Западной Сибири, откуда они приехали. Руководитель социологической лаборатории Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Елизавета Горяченко предложила обратить особое внимание на отношение населения к возможностям СМИ участвовать в решении местных социально-экономических проблем. Отметив, что газеты в целом неплохо освещают городские события (в основном в сфере культуры и спорта) респонденты достаточно внятно обозначили свои ожидания: им нужна качественная информация о перспективах развития города, о формировании местных бюджетов и расходовании их средств, о проблемах предпринимательства и общественных инициативах.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Обыск в редакции оппозиционной газеты "Отечество" (Уфа).

2 ноября 2005 года сотрудники Ленинского районного отдела внутренних дел Уфы произвели обыск и изъятие компьютерной техники в редакции, которая временно располагалась в одной из комнат офиса Башкирского регионального отделения партии "ЯБЛОКО". Обыск проводился в рамках уголовного дела, возбужденного прокуратурой Ленинского района Уфы и Ленинским РОВД по факту клеветы в отношении главы администрации Ленинского района Уфы Н. Солодовникова.

"Клевета" содержалась в интервью президента производственного жилищно-строительного кооператива "Надежда", председателя Совета предпринимателей Башкирии Н. Швецова. Интервью вышло в газете 23 мая 2005 года под названием "Обретение веры". В материале сообщалось, что еще в 2002 году по распоряжению Н. Солодовникова незаконно было разрушено несколько домов в микрорайоне "Кооперативный". Их разрушали вопреки решению суда, в присутствии судебных приставов, пытавшихся остановить акцию. Рабочих-разрушителей охраняла милиция. С тех пор застройщики микрорайона, пострадавшие от такой "зачистки", по сей день ищут справедливости в прокуратурах и судах. Н. Швецов в своем интервью рассказал о том, как продвигается дело. В частности, он отметил, что прокуратура Ленинского района четырежды прекращала уголовное дело в отношении Н. Солодовникова в связи с разрушением домов и четырежды Ленинский и Кировский суды Уфы признавали действия прокуратуры незаконными.

Исходя из принятых судами решений, Н. Швецов в своем интервью выразил надежду, что уже в этом году "Солодовников и его гоп-компания попадут на скамью подсудимых". Эти высказывания Н. Швецова и были интерпретированы Н. Солодовниковым, районными прокуратурой и милицией как клевета. Они сами же и завели уголовное дело и сами его расследуют. Идут постоянные допросы сотрудников редакции. А 2 ноября 2005 года с санкции Ленинского районного суда Уфы был произведен обыск в, ходе которого был изъят компьютер, принадлежавший частному лицу, и некоторые редакционные документы и экземпляры газеты.

Редакция обратилась в Прокуратуру Республики Башкортостан с жалобой на незаконные действия прокуратуры Ленинского района и Ленинского РОВД Уфы.

Редакция газеты "Отечество".


Здравствуйте!

Хотелось бы, чтобы ваш фонд зафиксировал случай цензуры в Ханты-Мансийском автономном округе. Меня зовут Наталья Пивоварчик, мне 20 лет, учусь на 4 курсе факультета журналистики УрГУ Екатеринбурга. Уже три года сотрудничаю с редакцией газеты ХМАО "Новости Югры". В сентябре по заданию редакции я провела расследование по поводу увольнения преподавателей и грубого обращения со студентами ханты-мансийского филиала Академии им. Гнесиных. Главный редактор отнес рукопись статьи губернатору округа, правительством было обещано исправить ситуацию, но расследование запретили публиковать. Конечно, конфликт в вузе остался не решенным. В ответ на мое предложение опубликовать расследование за пределами округа поступила угроза, что как для журналиста регион для меня будет закрыт. Такая перспектива меня не сильно пугает, но вполне возможно, что за публикацией последуют другие меры преследования, и я понимаю, что в одиночку с этим не справлюсь.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни