Дайджест
21 Ноября 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 255


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Светлана Земскова - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Мир снова озаботился свободой слова в РФ. Российские правозащитники - тоже.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Цензура в "Известиях".

РОССИЯ.
1. Саратов. 9,5 лет колонии строго режима за нападение на журналиста.
2. Дагестан. Экстремисты угрожают расправой редактору газеты.
3. Ярославская область. Прокуратура не обнаружила состава преступления в действиях журналиста, обвинявшегося в вымогательстве.
4. Орел-Брянск. Газету "Орловские новости" снова не печатают. Теперь в Брянске.
5. Калмыкия. Верховный суд республики не нашел оснований для наказания редактора за его "субъективное мнение".
6. Кемерово. От газеты требуют опровержения сведений, содержащихся в постановлении суда.
7. Иваново. Заботливый следователь навестил в больнице журналистку. И попытался ее допросить.
8. Ярославская область. Бдительный чиновник пресек попытки СМИ "дестабилизировать ситуацию".
9. Калининград. И здесь цензура.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.

СКАЗАНО НА "ЭХЕ".

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Мир снова озаботился свободой слова в РФ. Российские правозащитники - тоже.

Восемь бывших глав государств и правительств 16 ноября выразили обеспокоенность ситуацией с соблюдением прав человека в России. Обращение к Президенту РФ и российскому правительству подписали бывшие президенты Чехии, Ирландии и Бразилии Вацлав Гавел, Мэри Робинсон и Фернанду Кардозу. Все они входят в так называемый "Мадридский клуб".

Подписантов озаботило давление властей на оппозицию и СМИ. "Информация, которой мы располагаем, вынуждает заподозрить, что российские власти оказывают неприемлемый нажим на оппозицию, СМИ - контролируются, а суды более не являются независимыми", - говорится в обращении. Власти пытаются заставить молчать оппонентов путем их уголовного преследования, констатируется в письме. Бывшие лидеры государств призвали правительство РФ и Владимира Путина к уважению демократических стандартов и свобод граждан. Только таким образом Российская Федерация может стать полноправным и заслуживающим доверия партнером демократического мира, говорится в обращении.

На следующий день, 17 ноября, подкомитет по Европе палаты представителей конгресса США принял резолюцию с призывом к России обеспечить независимость и свободу российских СМИ. Палата призывает правительство России "предпринять надлежащие действия для защиты независимости и свободы российской прессы и всех приезжающих представителей СМИ" и выражает поддержку всем работающим и живущим в России журналистам за их "мужественную приверженность открытости и правде".

В то же время группа российских общественных деятелей направила западным лидерам письмо о ситуации с правами человека в РФ. Как пояснила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, в обращении "речь идет о том, что у нас в стране снова появились политзаключенные, как это было в Советском Союзе". В обращении перечислены люди, которых правозащитники считают политзаключенными: бывший глава НК ЮКОС М. Ходорковский, ученые В. Моисеев, И. Сутягин, В. Данилов, адвокат М. Трепашкин и другие.

"Мы, представители российских правозащитных организаций, деятели науки, культуры и политики, с тревогой констатируем, что происходящие в России политические процессы со всей очевидностью указывают на реальную угрозу массовых преследований инакомыслящих, возрождение беззакония и подавления прав граждан", - говорится в обращении. "Мы призываем руководителей стран Европейского Союза, авторитетные международное организации, правозащитное сообщество публично и недвусмысленно потребовать от Российской Федерации неукоснительного соблюдения всех принятых ею правовых и гуманитарных обязательств, включая Хельсинкскую Декларацию". Авторы документа обращают внимание глав западных государств на то, появление политзаключенных в РФ, как это было в советское время, является опасностью не только для России, но и для всей Европы. Обращение подписали, в частности, президент Российского Государственного гуманитарного университета Юрий Афанасьев, академик РАН, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев, депутат ГД РФ Владимир Рыжков и другие.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Цензура в "Известиях".

В газете "Известия" подвергли цензуре предвыборный рекламный материал блока "Яблоко" - объединенные демократы". Как заявила 15 ноября пресс-служба "Яблока", редакция предложила исправить текст, убрав из него слова "клановый" и "авторитарный", характеризующие современную политическую систему.

"Яблоко" расценивает правку рекламного материала списка "Яблоко-объединенные демократы" как политическую цензуру. Об этом сказала Евгения Диллендорф, пресс-секретарь Григория Явлинского. По ее словам, обращение лидеров "Яблока" и СПС Г. Явлинского и Никиты Белых к москвичам накануне выборов в Московскую городскую Думу планировалось опубликовать в газете "Известия". "Мы обратились в "Известия" еще до того, как был назначен новый главный редактор Владимир Мамонтов, и получили предварительное согласие", - сообщила Е. Диллендорф. "Была просчитана финансовая сторона вопроса, после чего мы получили правку материала. Из определения ныне действующей системы газета попросила убрать определения "авторитарная" и "клановая" и заменить их словом "действующая", "условия авторитаризма" было предложено назвать "современными условиями, - пояснила Е. Диллендорф. "Как мы полагаем, это очевидная политическая цензура, причем это типичный случай самоцензуры, поскольку редакция не несет ответственности за наши материалы, и вообще правка рекламных материалов - нонсенс", - сказала она.

Кроме того, "Известия" рекомендовали убрать фразу о том, что в случае прихода к власти "Единой России" "вкупе с националистами, жириновцами и коммунистами" "авторитарная антидемократическая политика в стране не только не изменится, но будет проводиться в жизнь с утроенной силой". В редакции "Известий" эти рекомендации мотивировали тем, что националисты, жириновцы и коммунисты могут обвинить газету в клевете: "В соответствии со статей 55 пункта 1 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 "Избирательный кодекс города Москвы" при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Переименованные партии предъявят нам претензию, что не проводят авторитарную и антидемократическую политику, что это задевает их честь, достоинство и деловую репутацию". И в связи с этим "Яблоку" предложили "по возможности перефразировать или исключить" упомянутые формулировки.

Исправление агитационного материала списка "Яблоко-объединенные демократы" - это проявление самоцензуры, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. "В "Известиях", насколько я понимаю, специально для того, чтобы чувствовать свободу и спокойную уверенность, сменили главного редактора. И теперь "Известия" могут, не подрывая ничьей репутации, исправлять чужие агитационные материалы в соответствии со своими представлениями о них", - сказал А.Симонов.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Не является ли это событие поворотным пунктом в деятельности некогда либеральных "Известий", где только что сменилось руководство?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


РОССИЯ.

1. Саратов. 9,5 лет колонии строго режима за нападение на журналиста.

Волжский районный суд Саратова 16 ноября вынес обвинительный приговор Максиму Сенопальникову и Сергею Куяниченко за разбойное нападение на журналиста Сергея Любимова в феврале 2005 года.

Подсудимые были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 162 УК РФ ("Разбойное нападение по предварительному сговору") и приговорены к 9,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Нападение на журналиста газеты "Богатей" Сергея Любимова произошло вечером 19 февраля, когда журналист возвращался домой. Возле подъезда на него внезапно напали двое неизвестных. Сбив С. Любимова с ног, они нанесли ему несколько сильных ударов металлической трубой, а затем скрылись, забрав у журналиста пакет с документами. Бумажник нападавшие не взяли. Врачи обнаружил у пострадавшего сотрясение мозга и открытые переломы обеих ног. С. Любимов писал о коррупции в рядах властных структур и правоохранительных органов. Редактор "Богатея" Владимир Горбачев напрямую связал нападение на журналиста с его профессиональной деятельностью - 27 января вышла статья Любимова "Отстрел как продолжение бизнеса" об известных в городе криминальных группировках.

ФЗГ сообщал об этом происшествии в дайджесте № 218. Нападение на журналиста "Богатея" не было первым, до Любимова дважды пострадал Александр Крутов - в 1999-м и 2003-м годах. В обоих случаях обстоятельства указывали на то, что нападения были связаны с профессиональной деятельностью журналиста, и в обоих случаях нападавшие не были установлены.

Подозреваемые в нападении на Любимова были задержаны довольно быстро, в конце марта. Им была проведена психолого-психиатрическая экспертиза. Подозреваемые дали признательные показания, от которых позднее отказались, заявив, что они были получены под давлением. На суде обвиняемые также настаивали на своей невиновности, однако суд счел их вину доказанной. По словам представителя гособвинения Дмитрия Конева, в ходе следствия отрабатывалась также версия, связанная с профессиональной деятельностью С. Любимова, однако она не подтвердилась.

Однако С. Любимов считает, что обстоятельства нападения и материалы дела свидетельствуют о заказном характере преступления. По его мнению, следствие умышленно увело от ответственности заказчиков и организаторов преступления.


2. Дагестан. Экстремисты угрожают расправой редактору газеты.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

На одном из сайтов религиозной экстремистской организации 15 ноября появилось "постановление исламского джамаата Дагестана "Шариат" с угрозами в адрес дагестанских имамов, сотрудников Духовного управления мусульман и комитета по делам религии Дагестана. В список лиц, которых боевики, как они сами заявляют, "приговорили к расстрелу", внесен и редактор газеты "Нур ул-Ислам" Магомед Гаджиев. Исламские радикалы "лишили неприкосновенности" и "приравняли к военным целям" священнослужителей и редактора газеты за то, что они сотрудничают с законными властями Дагестана, которых экстремисты считают нелегитимными.

В развязном тоне авторы "постановления" заявляют, что их "великодушию" пришел конец и, если их потенциальные жертвы не одумаются и публично не покаются через СМИ, а также не прекратят свою деятельность, их ожидает расправа.

"Шариат" - организация боевиков, берущая на себя ответственность практически за все последние теракты в республике. Это одна из самых мощных религиозно-экстремистских групп Дагестана, которая в основном ведет идеологическую войну в Интернете, объявляя после каждого проведенного теракта об огромном количестве жертв среди милиционеров и военнослужащих.

По факту угроз ваххабитов возбуждено уголовное дело, проводится расследование.


3. Ярославская область. Прокуратура не обнаружила состава преступления в действиях журналиста, обвинявшегося в вымогательстве.

Виктория Кобец,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Постановлением прокурора Ярославской области 15 ноября прекращено уголовное дело в отношении журналиста Натальи Ильюшенковой, обвиняемой в вымогательстве.

Уголовное дело было возбуждено по заявлению предпринимателя из Рыбинска Эдуарда Литовского, о фирме которого писала Ильюшенкова в одной из своих статей. В материале рассказывалось об обнаружении на складе компании продукции сомнительного происхождения, а также печатей и штампов непонятных организаций. 29 августа Н. Ильюшенкова, сотрудничающая с газетами "Золотое кольцо" (Ярославль) и "Рыбинские известия", была задержана в Рыбинске по подозрению в вымогательстве, о чем мы уже сообщали в дайджесте № 244.

Областная прокуратура установила, что в действиях Ильюшенковой нет состава преступления, и что позиция обвинения основана только на показаниях других заинтересованных лиц - заявителей Литовского и его помощника и юриста Лаврова. Причем правоохранители установили, что Лавров провоцировал Ильюшенкову в телефонных разговорах, делая предложения по поводу публикаций в газете.

Прокурор Ярославской области Зелепукин лично вручил Ильюшенковой постановление о прекращении уголовного дела. Решение было принято по результатам специальной проверки, проведенной облпрокуратурой. Следует отметить, что в ходе проверки были также выявлены другие грубые нарушения следствия.


4. Орел-Брянск. Газету "Орловские новости" снова не печатают. Теперь в Брянске.

Единственная в Орловской области независимая общественно-политическая газета "Орловские новости" уже полтора года подвергается давлению со стороны властей.

Жесткий прессинг с первого дня своего существования издание испытывает во всем, начиная от запрета анонсов газеты в теле- и радиоэфире до запрета на ее продажу в подконтрольных властям сетях распространения. Были также угрозы убийствами ведущим журналистам, нападение на учредителя газеты Марину Ивашину, о чем мы уже сообщали в дайджестах № 184 и № 229. Орловские типографии под угрозой репрессий отказались печатать газету, и редакции приходилось искать возможность тиражировать издание в соседних регионах. Последнее время "Орловские новости" печатались в Брянске. Как сообщили в редакции, "орловские власти пытались оказывать давление и на брянскую типографию, но ее руководство, надо отдать должное, держалось долго, невзирая на указки местных властей и советы компетентных органов".

Но после выхода последнего номера "Орловских новостей" с разоблачительными публикациями давление на типографию усилилось настолько, что 14 ноября она вынуждена была отказаться от сотрудничества с газетой. "Уж очень много с вами проблем, печатать больше не будем", - сообщили журналистам.

 

5. Калмыкия. Верховный суд республики не нашел оснований для наказания редактора за его "субъективное мнение".

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия рассмотрела кассационную жалобу адвокатов редактора бюллетеня "Вестник исполкома чрезвычайного съезда народа Калмыкии" Басана Городовикова на приговор мирового судьи Элистинского судебного участка № 3 и постановление Элистинского городского суда, согласно которым Б. Городовиков был осужден по статье 129 УК РФ ("Клевета").

Уголовное дело по обвинению его в клевете было возбуждено по заявлению президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова в республиканскую прокуратуру, которое было направлено в связи с публикацией в "Вестнике" статьи с сообщением о воровстве главой Калмыкии федеральных и республиканских бюджетных средств, о его сотрудничестве с руководителями чеченских боевиков. Дело передали в суд в июле 2004 года. Элистинские судьи приговорили Городовикова к штрафу в размере 80 000 рублей за эту публикацию, но последовала кассационная жалоба в судебную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия.

В определении судебной коллегии говорится: "из представленных материалов дела усматривается, что исследованные в судах первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела и представленные доказательства не свидетельствуют о виновности Городовикова в совершении преступления, поскольку сведения, содержавшиеся в опубликованной им статье, явились способом выражения его субъективного мнения о деятельности Илюмжинова К. Н., основанном на публикациях в СМИ". Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия определила: приговор мирового судьи и постановление Элистинского городского суда в отношении Б. Городовикова отменить, а дело прекратить "за отсутствием в его действиях состава преступления".


6. Кемерово. От газеты требуют опровержения сведений, содержащихся в постановлении суда.

В производстве Ленинского районного суда Кемерово находится дело по иску о защите чести и достоинства к газете "Российский репортер". Поводом для иска представителей ООО "Кемеровохиммаш" Нехорошева, Казарцевой и Захаровой послужила публикация в этом издании постановления одного из кемеровских судов. В документе говорилось о том, что упомянутые граждане "представляют фальсифицированные доказательства в арбитражном процессе".

Сочтя эти сведения не соответствующими действительности и порочащими, они обратились в суд с иском. Но свои претензии истцы почему-то адресовали не только подателю жалобы, текст которой был воспроизведен в судебном постановлении и содержал оспариваемую фразу, но и к газете, напечатавшей документ.

Кроме опровержения, Нехорошев, Казарцева и Захарова требуют от газеты денежной компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей. Интересно, что сначала Ленинский районный суд не принял этот удивительный иск к рассмотрению. Но истцы подали частную жалобу в Кемеровский областной суд, который отменил определение районного суда об отказе в принятии иска к рассмотрению.

Комментарий юриста ФЗГ.

Ознакомившись с исковым заявлением, считаю его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В обоснование своей позиции считаю необходимым обратить внимание на следующее.

Оспариваемая истцом фраза: "лица, которые представляют фальсифицированные доказательства в арбитражном процессе, который проходит параллельно с производством по уголовному делу (представители ООО "Кемеровохимаш": Нехорошев, Казарцева, Захарова", содержится в тексте постановления суда города Кемерово, опубликованном на сайте газеты "Российский репортер".

Дословность фрагмента постановления неоспорима, поскольку данный документ, опубликованный на сайте, содержит вводную часть, указывающую на источник информации: "Сегодня мы предлагаем вашему вниманию судебный документ, проливающий определенный свет на кемеровский холдинг "Сибирский деловой совет".

В постановлении Пленума ВС РФ от 25 февраля 2005 года "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" говорится, при каких условиях иск может быть удовлетворен. Так, в пункте 7 постановления указано: "По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса РФ значение для дела… являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом".

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. "Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок".

Вывод: по заявленным в иске требованиям редакция не может нести ответственность, поскольку сведения, содержащиеся в постановлении суда, в соответствии с законом не могут рассматриваться, как не соответствующие действительности. В этой части требование истцов прямо противоречит закону.

Кроме того, изложение личного мнения не является правонарушением, и не может являться предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ. Поэтому в данном случае требование "обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения" н едопускается Конституцией РФ и не может быть удовлетворено судом.

Юрист Фонда защиты гласности Светлана Земскова.


7. Иваново. Заботливый следователь навестил находящуюся в больнице журналистку. И попытался ее допросить.

Следователь прокуратуры Марк Цветков пытался допросить журналистку газеты "Иваново-пресс" Радмилу Енуленко, находящуюся в больнице после операции. Она обвиняется в клевете в адрес прокурорских работников.

В газете считают сфабрикованным "дело о клевете", которое "является местью прокуратуры за статьи, отражающие истинное положение дел в этом учреждении", - говорится в письме редактора газеты "Иваново-пресс". Алексея Овчинникова. Он сообщил также, что жалобы на незаконные действия прокурорских работников в отношении Р. Енуленко неоднократно рассматривались в судах. В частности, суд отменил график явки в прокуратуру, составленный следователем Цветковым, согласно которому подследственная должна была находиться в стенах прокуратуры ежедневно с 9 до 18 часов. Кроме того, аналогичное дело в отношении Овчинникова было в сентябре прекращено "за отсутствием состава преступления".

Придя в больницу в "тихий час", Цветков потребовал у врачей, не пустивших его к пациентке, сообщить диагноз заболевшей. Медикам пришлось напомнить следователю, что в соответствии со статьей 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" "информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну".


8. Ярославская область. Бдительный чиновник пресек попытки СМИ "дестабилизировать ситуацию".

Виктория Кобец,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Глава Рыбинского муниципального округа Е. Сдвижков обратился в прокуратуру Ярославской области с просьбой пресечь нарушение законодательства о СМИ областной газетой "Золотое кольцо". Ранее подобное обращение поступило в прокуратуру в отношении телестудии "Альфа" (Рыбинск).

Поводом для обращения главы муниципального округа в прокуратуру послужили информационные материалы "Золотого кольца" и "Альфы" о выступлении на пресс-конференции председателя Ярославской областной думы А. Крутикова, в котором он имел неосторожность, с точки зрения Сдвижкова, сообщить, что "мы не можем допустить в РФ оранжевой революции, даже намека на нее".

Проявив бдительность, Сдвижков в жалобе указал, что этой фразой Крутиков и СМИ вызвали у людей чувство беспокойства, и желали дестабилизировать ситуацию в муниципальном округе. В то время он, как глава этого округа, подтверждает, что в Рыбинском муниципальном округе никакой революционной опасности нет, соблюдается законность и правопорядок.

Прокуратура проводит проверку…


9. Калининград. И здесь цензура.

Газета "Калининградская правда" 17 ноября вышла без главного материала номера, анонс которого накануне прозвучал в эфире местных радиостанций. Статья "Квартирный вопрос за миллион долларов", подготовленная к публикации, исчезла, а вместо нее появилась другая. Автор анонсированной статьи журналист Вадим Смирнов сообщил ИА "Regnum", что в шесть часов вечера, когда он уезжал на редакционное задание, материал еще стоял на первой полосе.

В снятой статье сообщалось об инициативе губернатора Георгия Бооса, который предложил областной Думе рассмотреть вопрос о выделении из бюджета 30 миллионов рублей на покупку служебных квартир для прибывших из разных регионов новых работников областного правительства. По словам главного редактора "Калининградской правды" Тамары Замятиной, решение о снятии материала принял генеральный директор издания Сергей Никонов. "Причину снятия публикации он объяснил тем, что я, как главный редактор, непрофессионально выстраиваю политику с областной властью", - сообщила Т. Замятина.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

Октябрьский районный суд Омска рассмотрел дело "в отсутствие истца", несмотря на его присутствие.

Предыстория: 12 января 2004 года судья Октябрьского районного суда Вера Сыщикова рассмотрела иск о защите чести и достоинства губернатора Омской области Леонида Полежаева и гендиректора АКО "Полет" Олега Дорофеева и вынесла решение о взыскании с собкора "Правды" Дмитрия Гутенева и газеты "Омское время" по 100 000 рублей, а с бывшего кандидата на пост губернатора Леонида Маевского - 300 000 рублей в пользу истцов. 15 мая 2005 года Д. Гутенев подал заявление в тот же Октябрьский суд заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. К ним журналист отнес принятое в конце февраля 2005 года пленумом Верховного суда постановление о судебной практике по делам о защите чести и достоинства. Напомним, что пленум постановил, что судам "следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, мнения, убеждения".

17 ноября, ровно в 14:00, секретарь Варламова впустила в зал заседаний представителя губернатора Андрея Бесштанько и представителя Леонида Маевского. Перед журналистами она закрыла дверь со словами: "У нас еще нет дела". Когда через две минуты подошел Дмитрий Гутенев, его отказались впустить в зал. На вопросы журналистов, почему заявителя и прессу не впускают на открытое судебное заседание, последовал ответ: "Во время процесса в зал входить нельзя". После этого Д. Гутенев и журналисты сами прошли в зал и сели. Судья В. Сыщикова объявила заявителю Д. Гутеневу, что за прошедшие минуты была зачитана справка из больницы о том, что его состояние здоровья позволяет ему присутствовать на заседании: "Сейчас решается вопрос о рассмотрении дела в Ваше отсутствие". Когда истец заметил, что он явился и очень даже присутствует, судья поинтересовалась, в порядке ли у него часы, после чего заявила: "Вы не явились!" - и попросила не мешать. Представитель Полежаева г-н Бесштанько просил рассмотреть дело в отсутствие Гутенева. Представитель Маевского г-жа Грибович заявила, что "настаивает на рассмотрении дела в присутствии заявителя". Через две минуты всех попросили освободить зал, суд остался для принятия решения.

По истечении получасового перерыва судья Сыщикова объявила, что заявитель Гутенев в четвертый раз "не явился в суд без уважительной причины", поэтому дело рассмотрено в его отсутствие. Определение суда гласит: "Оставить заявление о пересмотре дела без рассмотрения". Определение может быть пересмотрено в течение десяти дней, "если заявитель представит доказательства отсутствия по уважительной причине".

Обескураженные журналисты полушутя-полусерьезно предложили "включить г-жу Сыщикову в Омский филиал Басманного суда".

ИА "До-Инфо" (Омск), 17 ноября.


СКАЗАНО НА "ЭХЕ".

На сегодняшний день развлекательное телевидение в России стало основным, сместив информационное, считает президент Академии российского телевидения Владимир Познер. По его словам, сегодня в телеэфире "стало мало интересной информации, нет выбора". "На телеканалах, особенно федеральных, есть довольно серьезные ограничения во всем, что касается информации, - заметил В.Познер. - Это ограничения, идущие сверху, в основном из президентской администрации. И это чрезвычайно затрудняет работу". "Это плохая ситуация. Надеюсь, что власть начинает понимать, что от такого контроля она не только ничего не выигрывает, но проигрывает", - добавил В.Познер.

"Эхо Москвы", 20 ноября.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Донские журналисты направили письмо председателю Государственной Думы Борису Грызлову с требованием остановить процессы, угрожающие существованию районных и городских газет.

На расширенную коллегию Ростовского областного департамента печати собрались редакторы всех городских и районных газет, а также депутаты донского Законодательного собрания. Темой для обсуждения были выбраны последствия принятия намеченных поправок к Федеральным Законам "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О средствах массовой информации" для "низовой печати" - районных и городских газет. Уже принятый Закон о местном самоуправлении обязывает новые муниципальные образования выпускать информационные бюллетени, где будут публиковаться все решения и законодательные акты муниципалитета и депутатов. Общеполитические издания, согласно этому закону, муниципальные власти поддерживать не должны. Журналисты "районок" убеждены, что это приведет к закрытию их газет, которые просто останутся без средств к существованию.

Особенно обеспокоили журналистов предложенные рядом депутатов Госдумы поправки в Закон о СМИ, предусматривающие смену учредителей местных газет. Представленные в Госдуму законопроекты предусматривают, что учредителями "районок" будут не местные администрации, как сейчас, а собрания депутатов. Руководители редакционных коллективов опасаются, что если эти законопроекты будут приняты, то старая, ныне существующая система местной печати будет разрушена, а вот появится ли вместо нее новая - это еще большой вопрос. По крайней мере, пока что все реформы, в том числе и местного самоуправления, приводили только к ухудшению положения СМИ в российской глубинке. Обо всем этом донские журналисты написали в своем открытом письме, направленном в адрес руководства Госдумы и других федеральных органов власти.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответ на вопрос дайджеста № 254 "Как Вы считаете, кто мешает нашему государству больше: скинхеды и исламские фундаменталисты, или правозащитники?":

Конечно, нашему государству мешают все - и скинхеды, и исламские фундаменталисты, и правозащитники. При этом правозащитники - больше всего. По аналогии с советскими лагерными временами скинхеды - социально близкие, а правозащитники - враги народа. Исламские фундаменталисты - в зависимости от обстоятельств: если против американцев, то они хорошие, если за усиление своего влияния на вертикаль власти - то может и враги...
А больше всего нашему государству мешают постсоветские чиновники из партхозноменклатуры и КГБ (ФСБ), записавшиеся в "единую Россию", объявляющие себя демократами и реформаторами, но даже при самых добрых намерениях (если они есть) они делать что-то могут только так, как их учили в ВЛКСМ, КПСС и КГБ. Результат деятельности таких специалистов предсказуем.

Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной организации "Гражданский контроль", Санкт-Петербург.

Уважаемая редакция!

В вашем дайджесте № 254 вы дали развернутую информацию о законопроекте об ограничении прав НПО. К сожалению, вы не привели адрес сайта hro.org, где идет сбор подписей против этого законопроекта. Мне представляется эта акция важной. Может быть, вы могли бы разослать дополнение?

Подписаться можно на сайте "Права человека в России" в онлайновой форме по адресу http://hro.org/ngo/about/2005/11/10-2.php. По тому же адресу на сайте размещены экспертизы законопроекта.

С наилучшими пожеланиями, Людмила Вахнина.

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.
Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни