Дайджест
4 Сентября 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 295


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. "Коммерсантъ" дрейфует в сторону "Газпрома".

РОССИЯ.
1. Москва. Журналисту "Версии" угрожают.
2. Москва. Разгоняя пикетчиков, офицер милиции успел повредить фотокамеру журналиста.
3. Московская область. Еще одно странное уголовное дело.
4. Камчатская область. Суд встал на сторону начальника, приказавшего снести памятник. Продолжение темы.
5. Приморский край. В борьбе с прессой применяются "новые технологии".

БЕЛОРУССИЯ. В Бобруйске милиция задержала 10 журналистов.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
1. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2006 года.
2. Семинар Фонда защиты гласности в Твери.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
Суд отказал в иске к журналистам мэрии Владивостока, защищавшей своего чиновника.

---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. "Коммерсантъ" дрейфует в сторону "Газпрома".

"Коммерсантъ" куплен. Что, собственно говоря, сенсацией не стало. Этого события ждали так давно, что оно стало казаться неизбежным. Но тот факт, что новым владельцем "Коммерсанта" стал глава "Газпроминвестхолдинга" Алишер Усманов, наводит на грустные размышления. Сразу вспоминается судьба других изданий, поменявших владельцев в последние годы. Все эти газеты стали лишь серой тенью себя прежних, несмотря на обновленный цветной дизайн. В связи с этим будущее популярного издания вызывает тревогу - мы можем лишиться интересной газеты, пока еще имеющей и своего читателя, и свой взгляд на происходящее, и свою позицию.

Дай бог ошибиться. Но, положа руку на сердце, приходится признать, что шансов на это мало. Не случайно эксперты не сомневаются в том, что издание, поменявшее владельца, будет в дальнейшем вполне лояльно власти.

Да, мы слышим, что "о кадровых изменениях в ИД речи пока не идет, а значит, и об изменениях редакционной политики" (генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев), но, как сообщила "Газета", по крайней мере один топ-менеджер - руководитель делового блока Александр Шадрин - издательский дом уже покидает. 30 августа он провел на работе последний день.

Власти удобны персоны, которых можно держать на коротком поводке за старые грехи. И как раз с этим у нового владельца "Коммерсанта", похоже, все в порядке. Во всяком случае, "Newsru.Com" сообщает о том, что бизнес Усманова не всегда носил законный характер: "по разным данным предприниматель был тесно знаком и поддерживал контакты как с высокопоставленными российскими чиновниками, так и с главарями самых мощных преступных группировок. И неофициально считается казначеем узбекской общины в Москве". С таким "послужным списком" новый владелец газеты должен быть вполне управляем.

Так что трудно не согласиться с мнением генерального секретаря Союза журналистов РФ Игоря Яковенко, который в эфире "Эха Москвы" назвал продажу "Коммерсанта" "продолжением зачистки информационного поля". По его мнению, газета может стать обычным партийным листком "Единой России".

"Заповедник" неподконтрольных Кремлю изданий продолжает уменьшаться - чтобы их перечислить, уже хватает пальцев одной руки. А большая часть федеральных изданий - это уже одна сплошная "Жизнь" с комсомольскими вариациями.


РОССИЯ.

1. Москва. Журналисту "Версии" угрожают.

Во вторник, 29 августа, журналисту газеты "Версия" Руслану Горевому позвонил незнакомец, который пообещал ему неприятности и предложил "готовиться к встрече". Это не первый подобный случай - неделю назад журналисту также позвонил неизвестный. В ходе непродолжительного разговора собеседник, говоривший с характерным кавказским акцентом, потребовал от журналиста "опровергнуть все", иначе у него могут возникнуть проблемы. Предложение Горевого обратиться в суд звонившего не заинтересовало.

Р. Горевой связывает эти телефонные звонки с публикацией в "Версии" 7 августа 2006 года статьи "Сепаратизм натощак" (http://www.versiasovsek.ru/material.php?7441), в которой рассказывалось о недавних событиях в Кодорском ущелье, где взбунтовалось сванское население. В материале также содержится интервью с полевым командиром Эмзаром Квициани.

2. Москва. Разгоняя пикетчиков, офицер милиции успел повредить фотокамеру журналиста.

В Москве милиция разогнала пикет "Молодежного Яблока" против произвола властей. При этом от действий правоохранителей пострадали заместитель председателя "Яблока" Сергей Митрохин, лидер "Молодежного Яблока" Илья Яшин, а также фотокорреспондент газеты "Коммерсант" Александр Миридонов, которому повредили редакционную камеру.

Санкционированная акция, в которой участвовало два десятка человек, проходила около управы Головинского района. Как только пикетчики развернули плакат "Головинский район - территория коррупции", к ним подошел офицер милиции и потребовал прекратить акцию. Как сообщает газета "Коммерсант", это был майор Ю. Терлецкий, который мотивировал свое требование неким "внутренним распоряжением".

Как водится в подобных случаях, не обошлось без проблем для журналистов. Увидев поблизости фотокорреспондента "Коммерсанта", майор сначала пригрозил, что разобьет камеру об асфальт, а затем попытался ее отобрать. В результате ему все-таки удалось сломать фотовспышку. От дальнейших неприятностей присутствующих избавило прибытие к месту происшествия съемочной группы "Russia Today". Очевидно, нахождение поблизости представителей государственного телеканала несколько отрезвило правоохранителей.

3. Московская область. Еще одно странное уголовное дело.

Следователь прокуратуры города Электростали М. Шиширин и три сотрудника милиции пришли домой к независимому журналисту Виктору Волкову и объявили, что он подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьей 130 УК РФ ("Оскорбление").

Журналисту также сообщили, что уголовное дело возбуждено в связи с публикацией в Интернете оскорбительных высказываний в отношении неких лиц, после чего в его квартире был произведен обыск. По словам В. Волкова, в ходе обыска были допущены нарушения (в частности, понятые сидели в коридоре, в то время как милиционеры разбрелись по всей квартире). В результате мероприятия были изъяты системный блок компьютера, компьютерные диски и дискеты, а также документы. Журналиста доставили в городскую прокуратуру, где ему сначала предложили во всем сознаться, а затем официально допросили.

Неприятности у журналиста начались еще в феврале 2005 года, когда он, будучи еще членом городского Совета депутатов, отказался подписывать текст официального обращения к жителям Электростали с призывом голосовать на выборах главы города за А. Суханова. Но тот выиграл.

После этого Волков сначала потерял работу в газете "Богородские вести" - главный редактор В. Голяков в октябре 2005 года отказался продлевать с ним договор, хотя претензий журналисту не предъявлял. Затем последовали телефонные звонки с угрозами и аналогичные письма, которые журналист получал по электронной почте. А 1 марта 2006 года двое неизвестных подстерегли Волкова возле дома и жестоко избили. В результате журналист со сломанной рукой и разбитой головой был госпитализирован в городскую больницу. В прокуратуре возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ ("Побои"), но расследование велось вяло. 17 августа В. Волков направил прокурору города В. Коленькову письмо, в котором просил провести в порядке прокурорского надзора проверку по этому уголовному делу. И 25 августа он узнал, что его самого подозревают в оскорблении неизвестных лиц.

Вот такое странное совпадение. Или закономерность?

4. Камчатская область. Суд встал на сторону начальника, приказавшего снести памятник. Продолжение темы (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest294.shtml#rus3 ).

В Вилючинске 31 августа городской суд рассмотрел иск "о защите чести, достоинства и деловой репутации", предъявленный предприятием, начальник которого приказал снести памятник. Истцами оказались историк Юрий Завражный, а также редакции газет "Камчатское время" (Петропавловск-Камчатский) и "Объектив" (Вилючинск), напечатавшие его статью "Про капразовские амбиции и плевок на историю", в которой рассказывалось об акте вандализма.

Начальник завода капитан первого ранга В. Аверин счел не соответствующими действительности и порочащими его утверждения "о нарушении им, как руководителем предприятия, действующего законодательства и моральных норм при демонтаже памятника контр-адмиралу Прайсу". В частности, претензии Аверина вызвали строчки: "Самое время вам в церковь сходить и покаяться. Молнией вас бог не убьет - он и не таких прощает, хотя, наверное, думает: "Надо же… вот, создавал по своему образу и подобию, а такая хрень получилась…" Тут возникает вопрос: а как должно выглядеть опровержение?

Впрочем, суд не стал вдаваться в нюансы, и, несмотря на то, что завод не может претендовать на компенсацию морального вреда, вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, снизив лишь размер компенсации за услуги адвоката. Требования об опровержении, официальном извинении, компенсации морального вреда и других расходов, связанных с судебным процессом, были удовлетворены. Ответчики намерены обжаловать решение суда первой инстанции.

Фонд защиты гласности будет продолжать оказывать ответчикам юридическую поддержку, и внимательно следить за развитием этого конфликта.

5. Приморский край. В борьбе с прессой применяются "новые технологии".

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Главный редактор газеты "Народное вече" (Владивосток) Мария Соловьенко сообщила о новых методах борьбы с прессой, примененных в Приморье.

Все началось с того, что по телефону ей поступила информация, что газета "Народное вече" пропадает из почтовых ящиков. М. Соловьенко вместе с сотрудниками охранного предприятия устроили дежурство и сумели задержать школьников, которые вынимали из ящиков газеты. Как выяснилось, молодежь действовала по заданию местных "единороссов", и получала два рубля за газету. Редактор сообщила также, что, по ее данным, подобные акции запланированы в ряде районов Приморского края.

М. Соловьенко считает, что причиной нестандартных действий в отношении газеты стали ее критические публикации о деятельности местных чиновников.


БЕЛОРУССИЯ. В Бобруйске милиция задержала 10 журналистов.

Журналисты находились на центральной площади, где депутат горсовета, учитель Алесь Чигирь приковал себя цепями к столбу, протестуя против увольнения из школы. Чигирь считает, что поводом для увольнения стала его общественная деятельность - во время президентских выборов он возглавлял региональный штаб лидера оппозиции Александра Милинкевича. Депутат и журналисты были задержаны через несколько минут после начала акции.

Среди задержанных оказались корреспондент "Радыё Свабода" Галина Абакунчик, корреспондент агентства БелаПАН Сергей Пульша, фотокорреспондент "Нашай Нівы" Юлия Дорошкевич, журналист газеты "Салідарнасць" Елена Якжик, журналисты газеты "Навінкі" Павлюк Коновальчик, Владислав Пятница и Екатерина Герасимова, двое граждан России - корреспонденты интернет-портала "Идимедиа" Анастасия Неказакова и Евгений Щетов, а также двое корреспондентов "Бобруйского курьера".

Ближе к вечеру задержанных журналистов освободили без составления протоколов. Им вернули изъятые ранее удостоверения и всю технику. Позднее выяснилось, что перед тем, как вернуть аппаратуру, сотрудники ГОВД стерли все фотоснимки, сделанные журналистами во время акции.

Использованы материалы Радио Свобода и Хартыя`97.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

1. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2006 года.

Случаи гибели журналистов - 1 (Александр Петров, главный редактор журнала "Право на выбор", Омск - в Республике Алтай).

Пропавшие без вести - 1 (Элина Эрсеноева, газета "Чеченское общество", Грозный).

Нападения на журналистов - 4 (Эвелина Гигуль, фотокорреспондент газета "Взгляд", Москва; съемочная группа телекомпании "Губерния", Хабаровск; Виктор Волков, независимый журналист, Московская область; Владлен Волков, главный редактор газеты "Дон", Воронеж).

Нападения на редакции - 2 (газета "Бежецкая жизнь", Тверская область; газета "Патриот", Москва).

Факты цензуры - 1 (пресс-служба администрации Краснодарского края).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 8 (Илья Азовский, главный редактор газеты "Правда Северо-Запада", Архангельск; Юрий Ищенко, главный редактор газеты "Новое дело", Нижний Новгород; газета "Комсомольская правда" - Нижний Новгород"; Олег Березовский, журналист газеты "Калининградские новые колеса", Калининград; газета "Пермский обозреватель", Пермь; Александр Косвинцев, главный редактор газеты "Российский репортер", Кемерово; газеты "Риск" и "Очевидец. Комок", Республика Тува; Виктор Волков, независимый журналист, Московская область).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 2 (Ирина Банникова, редактор газеты "Сельская правда", Алтайский край; Анатолий Левин, редактор районной газеты "Заря Приобья", Алтайский край).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 1 (Михаил Елисеев, пресс-секретарь Объединенного гражданского фронта, Санкт-Петербург).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 29
на сумму 6 216 300 рублей.

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков - 8
удовлетворено - 5
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
65 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 18

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 7 (журналисты "Газеты 35", Вологда; Михаил Елисеев, пресс-секретарь Объединенного гражданского фронта, Санкт-Петербург; журналисты газеты "Пермский обозреватель", Пермь; Руслан Горевой, журналист газеты "Версия", Москва - 2 раза; Виктор Волков, независимый журналист, Московская область - 2 раза).

Выселение редакций из занимаемых помещений - 2 (газета "Пестовская правда", Новгородская область; газета "Иваново-Пресс", Иваново).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 3 (газета "Пестовская правда", Новгородская область; газета "Пермский обозреватель" - в Кирове; газета "Иваново-Пресс", Иваново).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 1 (газета "Народное вече", Владивосток).

Прекращение выхода СМИ - 4 ("Газета 35", Вологда; телепрограмма "Общественное мнение", Саратов; телепрограмма "Итоги", Краснодарский край; газета "Калининградские новые колеса", Калининград).

Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры - 1 (газета "Пермский обозреватель", Пермь).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 24


2. Семинар Фонда защиты гласности в Твери.

30-31 августа 2006 года в Твери прошел семинар ФЗГ, организованный с помощью регионального отделения Союза журналистов России и АНО "Интерньюс".

В семинаре, который назывался "Актуальные проблемы региональной информационной политики в свете взаимоотношений власти, СМИ и гражданского общества", приняли участие журналисты районных, городских и областных газет, представители исполнительной власти, руководители ассоциаций периодической печати и телерадиокомпаний Тверской области, журнала "Реноме", ГТРК "Тверь", "ТВ Пилот", других СМИ.

Прошла презентация деятельности ФЗГ, давно не представленного в Твери.

В дискуссии по теме семинара приняли участие: председатель комитета внутренней политики Тверской области Д. Ефременко, председатель Тверского отделения Союза журналистов России Т. Соколова, исполнительный директор Верхневолжской ассоциации периодической печати Г. Титова и другие. Перед собравшимися выступил президент Фонда защиты гласности А. Симонов.

В ходе дискуссии от участников семинара поступили предложения, касающиеся оптимизации взаимоотношений власти, СМИ и гражданского общества, которые могут стать основой концепции информационной политики Тверской области.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Суд отказал в иске к журналистам мэрии Владивостока, защищавшей своего чиновника.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Детективный сериал во Владивостоке продолжается уже почти полгода. С одной стороны журналисты и сыщики, с другой - вице-мэр Владивостока Алан Будаев и вставшая на его защиту мэрия города Владивостока.

Детектив, как и положено, начался с эффектного задержания: 21 марта Алан Будаев был задержан в аэропорту Москвы с загранпаспортом и крупной суммой денег в долларах. Управление по борьбе с организованной преступностью УВД Приморского края официально сообщило: вице-мэр Владивостока Алан Будаев с преступной группой "совершили путем махинаций хищение из бюджета города более 144 миллионов рублей". Будаев препровожден во Владивосток и заключен под стражу. Обо всем этом владивостокский корреспондент "Коммерсанта" Алексей Чернышев проинформировал читателей.

Коррупционные скандалы для Владивостока не в новинку - предыдущий куратор муниципальной собственности г-н Нечаев также был задержан и осужден. Но никогда еще мэрия не распространяла в СМИ официальных заявлений, что обвинения против крупного чиновника, в том числе и публикации СМИ, - "глупая ложь", что "информация относительно господина Будаева, изложенная в сообщении УБОП, "является недостоверной и порочащей деловую репутацию как должностного лица, так и администрации города Владивостока". Фактически СМИ были официально предупреждены не только о его невиновности, но и необходимости молчания. Таким образом, администрация города взяла на себя, по сути, не только ответственность за кристальную честность господина Будаева, но и ответственность за хищение 144 миллионов рублей из городского бюджета.

После возвращения Будаева во Владивосток и заключения под стражу немедленно была предпринята попытка его спасения. Вице-мэра попытались вытащить из тюрьмы: Первореченский районный суд, рассмотрев представление прокуратуры о мере пресечения - заключении его под стражу - ограничился подпиской о невыезде. Но краевой суд вынужден был пойти навстречу прокуратуре, отменить скандальное постановление судьи, и Будаев вновь вернулся в тюремные стены - но ненадолго.

Он подает иск о защите чести и достоинства, и просит компенсировать моральный вред в размере 144 миллиона рублей за публикацию в "Коммерсанте в Хабаровске" статьи журналиста Алексея Чернышева о коррупционном скандале во Владивостоке. Однако начальник аналитического отдела УБОП УВД подтвердил достоверность сведений, опубликованных "Коммерсантом", и пообещал предоставить суду все необходимые документы. Суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

В это же время начинает срабатывать система защиты господина Будаева: ему вновь изменена мера пресечения - из тюрьмы он освобожден. Зато следователь УБОПа Гущин, официально подтвердивший на суде достоверность опубликованных "Коммерсантом" сведений, от дела отстранен.

Мэрия распространяет заявление, в котором обвинения в адрес г-на Будаева названы "глупой ложью", затем пресс-служба мэрии Владивостока рассылает по всем приморским СМИ сообщение, что информация относительно господина Будаева, изложенная в сообщении УБОП, "является недостоверной и порочащей деловую репутацию как должностного лица, так и администрации города Владивостока".

"Администрация города оставляет за собой право защиты своей репутации в судебном порядке", - такое заявление сделал пресс-секретарь мэра Алексей Казаков. Время защиты репутации мэрии (в лице Будаева) в судебном порядке наступило. Мэрия подала исковое заявление: её деловой репутации, дескать, нанесен вред данной публикацией. Правда, свои подписи под исковым заявлением ни глава администрации города, ни его заместители не поставили. Зато сумма ущерба увеличена троекратно - до 432 миллионов рублей - видимо, чтоб не мелочиться. 288 миллионов из них - с журналистов! В возмещение "ущерба деловой репутации" мэрии администрация просила взыскать с журналиста Чернышева, редакции "Коммерсант в Хабаровске" и УБОП УВД Приморского края по 144 миллиона рублей.

Наконец, дело было рассмотрено, и администрации Владивостока, подавшей иск о возмещении ущерба деловой репутации, отказано в полном объеме. А "дело Будаева" передано следователям Генеральной прокуратуры.

 

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 201-49-47, 201-44-20, адреса электронной почты:
boris@gdf.ru petr@gdf.ru, fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни