Дайджест
16 Октября 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 301


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Вручены премии имени Артема Боровика.

РОССИЯ.
1. Санкт-Петербург. Спорное решение Арбитражного суда.
2. Орел. Прокуратура наказала газету за "жест, не соответствующий принятому в обществе порядку общения".
3. Кабардино-Балкария. Презентация книги о погибшем журналисте.
4. Кострома. Газету пытаются засудить за критическую статью.
5. Астрахань. Спецвыпуск газеты поднял на ноги местную милицию.
6. Республика Алтай. Давление на независимое издание продолжается.
7. Пенза. В поздравлении президенту усмотрели крамолу?

УКРАИНА. "Политическая кража" из корпункта телеканала "Интер" в Симферополе.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В Петербурге появилась идея отключения телеэфира "за безнравственность".

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Союз журналистов РФ.
2. Радиостанция "Эхо Москвы".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Вручены премии имени Артема Боровика.

В Москве 12 октября в концертном зале "Октябрь" состоялась церемония награждения победителей конкурса за лучшие работы в жанре журналистского расследования, который проводится благотворительным фондом имени Артема Боровика.

В состав жюри премии Артема Боровика входят Всеволод Богданов, Ясен Засурский, Фазиль Искандер, Ирина Петровская, Светлана Сорокина. Председатель жюри - Генрих Боровик.

В конкурсе, который проводился в шестой раз, участвовали две с половиной сотни работ. Дипломы 1-й степени получили: Лилия Вьюгина (ВГТРК, Москва), Ольга Лучникова (ГТРК "Вятка", Киров), Надежда Антуфьева (газета "Центр Азии", Кызыл), Сергей Давыдов (газета "Тольяттинское обозрение", Самарская область), Сергей Парфенов (журнал Урал", Екатеринбург), Сергей Еретнов и Максим Сайфутдинов (газета "Комитет Ревизор", Набережные Челны).

Премии за лучшее журналистское расследование на российском телевидении присуждены Алексею Поборцеву (НТВ, Москва) и Вячеславу Грунскому (ВГТРК, Москва).

Победителями в номинации "Журналистское расследование в российской печати" стали корреспондент "Волгоградской правды" в Камышине Тамара Проскурякова, журналист газеты "Томикс" (Владимир) Наталия Новожилова, Мария Коваленко (газета "Житье-бытье", Воронежская область), и Вадим Речкалов ("Московский комсомолец").

Кроме того, специальный диплом за расследование дела о контрабанде мебели для торгового центра "Три кита" получил Роман Шлейнов из "Новой газеты". Премия "За мужество" посмертно присуждена Анне Политковской.


РОССИЯ.

1. Санкт-Петербург. Спорное решение Арбитражного суда.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Публикация мнения чиновника дорого обошлась газете "Деловой Петербург", которая должна будет выплатить за него 1,5 млн. рублей. Таково решение арбитража в двух инстанциях. Исход этого дела грозит неприятностями всем СМИ: теперь бремя доказательства любых комментариев, мнений чиновников, государственных ведомств лежит на журналистах и редакциях, хотя это противоречит действующему "Закону о СМИ".

В августе 2005 года на страницах ежедневной газеты "Деловой Петербург" в рубрике "Мнение" было опубликовано высказывание председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству городского правительства Владимира Антонова. В этом комментарии чиновник упрекал ЗАО "Строительно-монтажное управление 53" в нарушении сроков выполнения работ на одной из городских магистралей. Чуть позже в одном из редакционных материалов тема была продолжена со ссылкой на опубликованный ранее комментарий г-на Антонова (приводилась дословная цитата) и на основе предоставленных возглавляемых им комитетом документов (протоколов, актов, заключений экспертов).

Компания подала иск в арбитражный суд, попросив признать распространенные сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию. Среди исковых требований помимо публикации опровержения значились 1,5 млн. рублей в качестве компенсации вреда, причиненного деловой репутации. Как отметил один из экспертов, анализировавший иск компании, среди аргументов, доказывающих справедливость требований о взыскании столь крупной суммы, значилось принятое ранее решение по иску "Альфа-банка" к газете "Коммерсант" (ФЗГ подробно писал об этом конфликте). Кроме того, компания-истец ссылалась на позицию Европейского суда по правам человека, хотя никаких конкретных решений в качестве примера приведено не было.

Арбитражный суд привлек В. Антонова и его комитет в качестве третьих лиц. Суд получил подтверждение правильности всех сведений, изложенных редакцией и добросовестность газеты, опубликовавшей официальное мнение представителей городских властей со ссылкой на предоставленные ими документы. Тем не менее, в качестве соответчиков ни чиновник, ни ведомство привлечены не были. Это, возможно, свидетельствует о разнице подходов судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Пленум Верховного суда сформулировал ранее, что "если сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком". А от Высшего арбитражного суда такого обязательного указания нет.

Ссылка редакции-ответчика на статью 57 Закона "О средствах массовой информации", в которой прямо сказано, что СМИ освобождается от ответственности за распространение сведений, если "они содержатся в ответе на запрос информации, либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений", была судьей проигнорирована. Арбитраж удовлетворил требования ЗАО "Строительно-монтажное управление 53" полностью.

После первой инстанции была надежда на вторую, но 9 октября 2006 года Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклонил кассационную жалобу "Делового Петербурга".

Итоги этого судебного решения скандальны по двум причинам. Во-первых, теперь СМИ могут быть наказаны за публикацию информации, исходящей из официальных органов власти. Это противоречит не только "Закону о СМИ", но и логике. Журналисты и редакции должны теперь доказывать законность государственных решений - разве это не абсурдно?

Во-вторых, арбитраж фактически согласился с тем, что не всем чиновникам и ведомствам стоит доверять. Одна ветвь власти ставит под сомнения действия другой, а отвечать приходится прессе.

2. Орел. Прокуратура наказала газету за "жест, не соответствующий принятому в обществе порядку общения".

Первый заместитель прокурора Орловской области старший советник юстиции В. Опальков вынес и.о. главного редактора газеты "Орловские новости" Т. Кузьминой предостережение "о недопустимости нарушений действующего законодательства".

Вызванной в областную прокуратуру Т. Кузьминой вручили предписание, в котором указывалось, что в опубликованном 4 октября "фотомонтаже" с изображением Президента РФ В. Путина и губернатора Орловской области Е. Строева "присутствует жест, не соответствующий принятому в обществе порядку общения". Прокуратура также предостерегла Т. Кузьмину "о недопустимости нарушений действующего законодательства", сочтя коллаж материалом, оскорбляющим представителей власти.

Как сообщили в редакции "Орловских новостей", фотоснимок, из-за которого у прокуратуры возникли претензии к газете, был впервые опубликован еще в августе 2005 года, однако тогда никакой реакции правоохранителей не последовало. Но теперь, видимо, вспомнив о неотвратимости наказания, прокуратура потребовала объяснений, не указав, впрочем, какой закон был нарушен.

Любопытно, что помещенная на 23-й странице газеты иллюстрация прокуратуру возбудила, а вот материалы об уводе некоторыми членами семьи губернатора за рубеж алмазов на миллионы долларов, о разбазаривании муниципальной земли семьей бывшего мэра Орла, о нецелевом расходовании средств областного бюджета - нет.

Остается надеяться, что орловская прокуратура еще раз вспомнит только что подтвержденный постулат о неотвратимости наказания.

3. Кабардино-Балкария. Презентация книги о погибшем журналисте.

В Нальчике прошла презентация книги "Тамирлан. На линии огня", посвященной памяти начальника пресс-службы Антитеррористического центра Тамирлана Казиханова, погибшего от рук боевиков, напавших на Нальчик 13 октября 2005 года. Начальник пресс-службы погиб с видеокамерой в руках.

Пришедшим на презентацию сообщили, что Союз журналистов России учредил премию "За мужество и профессиональный долг" имени Тамирлана Казиханова. Сотрудник пресс-службы МВД Кабардино-Балкарии передал родным Казиханова диплом, которым был награжден снятый им фильм "Нальчик" на ведомственом фестивале МВД РФ "Щит и меч".

Отец погибшего Тамирлана, главный редактор газеты "Северный Кавказ" Али Казиханов поблагодарил журналистов, подготовивших эту книгу, и всех, кто пришел вспомнить его сына. Он рассказал, что накануне 13 октября у них дома всех мучило предчувствие чего-то страшного. Али сказал сыну: "Если будет обстрел - не высовывайся". Тот ответил: "Что я - дурак, чтобы высовываться?". Али Казиханов сказал: "Как отец, я не могу не сердиться на сына. Но как журналист понимаю, что в последние секунды своей жизни Тамик показал высший класс профессионализма и отношения к своей работе!".

Т. Казиханов погиб от выстрела снайпера боевиков в голову, когда уже с простреленными ногами снимал отражение атаки боевиков на центр "Т".

ИА "Регнум", 11 октября.

4. Кострома. Газету пытаются засудить за критическую статью.

Арбитражный суд Костромской области рассмотрел иск о защите деловой репутации и компенсации морального вреда, предъявленный к газете "Северная правда" предпринимателем Мариной Ермолаевой. Поводом для обращения в суд послужила публикация в этом издании статьи, в которой, основываясь на материалах проверки ассоциации по защите прав потребителей, газета рассказала о некачественном обслуживании клиентов при продаже автомобиля. Истец утверждал, что после выхода статьи клиенты в массовом порядке стали отказываться от покупки машин и требовать возврата авансов.

Сначала дело рассматривалось в Димитровском районном суде Костромы, но когда выяснилось, что сведения о некачественном обслуживании покупателя подтвердились, последовало решение, что данное дело не подведомственно суду общей юрисдикции.

Тогда истец обратился в арбитражный суд, потребовав компенсации причиненного ему морального вреда в суме 500 000 рублей. Причем обосновывать эту сумму он не счел необходимым. И суд проявил "гуманность" - вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, снизив размер денежной компенсации до 70 000 рублей.

Редакция намерена обжаловать это решение.

5. Астрахань. Спецвыпуск газеты поднял на ноги местную милицию.

В ФЗГ обратился главный редактор газеты "Факт и компромат" Глеб Иванов. Он сообщил, что в ночь с 1 на 2 октября сотрудники этого издания" заметили слежку за редакцией, которую осуществляли неизвестные лица в гражданском, находясь в двух машинах у дверей редакции. В дальнейшем эти же люди продолжали слежку за офисом, о чем 3 октября редакция письменно уведомила начальника Управления Федеральной службы безопасности по Астраханской области В. Шаньшина.

В то же время сотрудники астраханской милиции стали очень активно искать встречи с главным редактором "Факта и компромата". Милиция приносила к нему домой повестки, один из "героев" публикаций газеты - начальник Кировского РОВД Астрахани - через коллег настоятельно требовал от редактора явиться в милицию. Кроме того, милиционеры наносят визиты соучредителю газеты Максиму Терскому, требуя от него рассказать все, что ему известно о подготовке спецвыпуска газеты. При этом милиционеров не волнует, что Терский лежит в больнице после операции на сломанной ноге.

Повышенный интерес правоохранителей к изданию и его руководству появился после того, как 29 сентября в Астрахани был распространен спецвыпуск "Факта и компромата", который содержал материалы о деятельности начальника УВД Астраханской области полковника милиции А. Тапилина и его окружения. В основе опубликованных материалов - результаты проверок УВД Астраханской области, проведенных областной прокуратурой, и информация из надежных редакционных источников. В материалах спецвыпуска рассказывалось об укрывательстве преступлений сотрудниками астраханской милиции, других случаях профессиональной и финансовой нечистоплотности работников УВД области.

6. Республика Алтай. Давление на независимое издание продолжается.

Поступила информация об очередных проблемах, возникающих у сотрудников горно-алтайской газеты "Листок". На сегодняшний день их сразу три:

- В селе Катанда совершено нападение на корреспондента этого издания Ивана Кудрявцева. На мосту через реку Малая Катанда он фотографировал последствия ДТП - водитель грузовика не справился с управлением, в результате машина упала в реку, сломав металлическое ограждение. Человек, находившийся за рычагами подъёмного крана, поднимавшего машину из реки, потребовал прекратить съёмку. И. Кудрявцев продолжал работать, тогда молодой человек подбежал к журналисту и попытался отобрать фотокамеру. Слова Кудрявцева о том, что он - корреспондент газеты "Листок", не остановили нападавшего. Более того, к нему на помощь подбежал ещё один человек - он схватил журналиста сзади за шею и стал душить. После того как нападавшие отобрали у Кудрявцева фотоаппарат, они вернулись к подъёмному крану. Журналист обратился к главе Катанды Сергею Огнёву. С его помощью через час фотокамеру удалось вернуть, но она уже не работала.

- Глава Чемальского района г-н Ершов обратился в суд с иском о защите чести и достоинства в связи с публикацией в газете "Листок" критической статьи "Земельный вопрос в Чемале". В материале депутат райсовета Лилия Прадед и журналист Сергей Ситников высказались против строительства крупного комбината по переработке древесины в Чемале. По мнению депутата, промышленная вырубка леса в районе недопустима, так как приведет к серьезному нарушению микроклимата. Кроме того, Л. Прадед предположила, что строительство комбината является лишь предлогом для изъятия чрезвычайно дорогой чемальской земли. Господин Ершов считает, что все изложенные в статье сведения сфальсифицированы, надуманы, порочат его деловую репутацию, честь и достоинство. В счет компенсации нанесенного морального вреда он просит суд взыскать с депутата и с журналиста 1 миллион 100 тысяч рублей, и принести ему извинения в трех различных газетах.

- Корреспондента газеты "Листок" в Шебалинском районе Валерия Белых пытаются привлечь к уголовной ответственности по статье 129 УК РФ ("Клевета"). Обиженным оказался глава Шебалинского района Анатолий Соколов, обратившийся в правоохранительные органы с заявлением о клевете в его адрес после выхода критических материалов В. Белых о деятельности чиновника на страницах приложения "Листок" в Шебалинском районе".

7. Пенза. В поздравлении президенту усмотрели крамолу?

На форуме пензенского сайта www.pnz.ru вот уже около года существует тема "а ля Владимир Владимирович" - региональный "клон" знаменитого сайта Максима Кононенко "Владимир Владимирович". И все было прекрасно, пока автор - Павел Арзамасцев - не решил поздравить Президента РФ Владимира Владимировича Путина с днем рождения, о чем в пятницу, 6 октября, дал соответствующий анонс. А на следующий день с удивлением обнаружил, что вышеуказанную тему невозможно найти в поисковых системах Апорт, Rambler, Yahoo и Яndex, хотя раньше она открывалась без особых проблем. Причем в поисковых системах Google и Webalta тему найти по-прежнему можно. Автор считает, что это перестраховались сотрудники соответствующих структур. Получается, если хочешь вполне искренне поздравить президента, то об этом нужно молчать до последней минуты?

P.S. Спустя неделю тему разбанили на Апорте и Yahoo. Такие вот чудеса творятся в Сети.


УКРАИНА. "Политическая кража" из корпункта телеканала "Интер" в Симферополе.

Марк Агатов,
собственный корреспондент ФЗГ на Украине.

В Симферополе совершена кража из офиса крымского корпункта телекомпании "Интер". По данным местных правоохранителей, преступники выпилили оконную решетку и вынесли всё - камеры, монтажный стол, компьютеры, мониторы, даже телефон.

Особо стоит отметить, что воры вынесли профессиональную технику, аналогов которой нет в Крыму, поэтому продать ее будет весьма проблематично. А сама кража произошла сразу после того, как собкор "Интера" Юрий Першиков на очной ставке по уголовному делу о массовом побоище, произошедшем в Бахчисарае 12 августа, дал свидетельские показания против одного из активистов крымскотатарского меджлиса (среди потерпевших от действий пикетчиков оказались и журналисты). По одной из версий, эта кража является попыткой сорвать работу корпункта "Интера" в Симферополе.

Съемочная группа "Интера" не раз подвергалась нападениям и получала угрозы со стороны активистов меджлиса. В частности, весной 2004 года оператор канала Денис Погорелый во время съемок сюжета о захвате земли в Симеизе (Большая Ялта) подвергся нападению захватчиков земли, вооруженных ломами, кирками и лопатами. В тот день оператор российского "Первого канала" Вадим Теличев получил травму позвоночника, а его камера была разбита ударом кирки. Позже оба оператора проходили свидетелями по уголовному делу против организаторов и участников этого нападения, а снятые ими кадры были приобщены к материалам дела. За это Погорелому и Теличеву не раз угрожали родственники и соратники осужденных.

Журналисты считают, что эта кража имеет политическую подоплеку, так как в украденных компьютерах хранился видеоархив Вадима Теличева, связанный с межнациональными конфликтами в Крыму, восстановить который уже не удастся.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В Петербурге появилась идея отключения телеэфира "за безнравственность".

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

11 октября 2006 года в Петербурге состоялся студенческий митинг против безнравственности современного телевидения. Организаторы и участники предложили ввести в городе на Неве прямую цензуру телеэфира, приняв закон, который позволит властям Петербурга "отключать вещание телеканалов на время безнравственных передач". Среди инициаторов проекта названо имя ректора Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Вербицкой.

Запланированный заранее митинг состоялся, хотя и совпал с датой похорон в Москве Анны Политковской. Среди части участников, особенно студентов, раздавались вопросы: "А не стоит ли разойтись?" И действительно, похороны честной и бескомпромиссной журналистки плохо сочетаются с мероприятием, требующим введения цензуры, пусть даже эти события (похороны и митинг) проходят в разных городах. И все же организаторы решили ничего не менять.

Во второй половине дня около Дома радио в центре города собралось более сотни студентов и преподавателей городских вузов. Их "построила" Межвузовская ассоциация "Покров" по инициативе, как уверяют организаторы, ректора Санкт-Петербургского государственного университета Л. Вербицкой. Вряд ли кто будет спорить, что протестовать против "волны безнравственности", захлестнувшей российское телевидение "в виде низкопробной рекламы, американизированных фильмов, передач, основанных на культивации низменных инстинктов", вполне разумно. Вот только требования, которые были выдвинуты участниками, никак не соотносятся с благородством самого возмущения. Фактически городским властям предложено ввести прямую цензуру телевещания, причем не только городских каналов, но и любых других, которые доступны горожанам. Как уверяли организаторы, систему, позволяющую отключать вещание телеканалов "на время безнравственных передач", достаточно легко реализовать. Возникает вопрос: а кто будет определять, что нравственно, а что безнравственно? Некие общественные советы, которые будут состоять из ученых, общественных деятелей и священнослужителей, как написано в опубликованном ИА "Росбалт" пресс-релизе? Заметим, что журналистов в их число даже не приглашают.

Будет ли подготовленный законопроект внесен в петербургский парламент, пока непонятно. Отметим, что поскольку Людмила Вербицкая является почетным гражданином Петербурга, она имеет право вынести данный законопроект на обсуждение.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Союз журналистов РФ.

В ближайшие дни будет выпущена коллективная газета всех СМИ по типу "Общей газеты", посвященная памяти А. С. Политковской. Логотипы средств массовой информации, готовых участвовать в акции, и материалы, если таковые есть, присылайте на электронный адрес Союза журналистов РФ, а конкретно - ilona@gdf.ru .

По словам генерального секретаря Союза журналистов РФ Игоря Яковенко, газета, посвященная А. Политковской, выйдет 19-20 октября тиражом 100-150 тысяч экземпляров и будет распространяться через общественные организации.

2. Радиостанция "Эхо Москвы".

Современная российская журналистика влияет на политическую жизнь страны, считает большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы".

Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 60 процентов опрошенных придерживаются данного мнения, в то время как 40 процентов полагают, что журналистика не влияет на политическую жизнь.

Всего в ходе опроса на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 2821 телефонный звонок.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

14 октября. Ричард Хендерсон (Великобритания).

Я открыл сайт, чтобы люди могли разместить свои заметки о жизни и работе журналиста Анны Политковской, жестоко убитой 7 октября.

Пожалуйста, разместите для читателей и коллег адрес этого сайта, чтобы люди могли подтвердить свое убеждение, что свободная пресса - непременное условие демократии и правосудия.

Адрес сайта: http://www.annapolitkovskaya.com .

 

 

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 201-49-47, 201-44-20, адреса электронной почты:
boris@gdf.ru petr@gdf.ru, fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни