Дайджест
30 Октября 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 303


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Разговор президента с народом прошел в обычном режиме.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Выпущена газета, посвященная Анне Политковской.

РОССИЯ.
1. Москва. Избит редактор отдела газеты "Культура".
2. Свердловская область. Охранники напали на тележурналистов.
3. Москва. "Улицу свободы" запретили.
4. Республика Коми. Прокуратура не усмотрела нарушения в замене газетной страницы.
5. Иваново. За "фаллический символ России" журналист заплатит 20 000 рублей. Продолжение темы.
6. Московская область. Чиновник отказал журналистам в предоставлении информации.
7. Вологда. Форум закрывается.

БЕЛОРУССИЯ. В Минске задержаны журналисты.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Произвол и беззаконие.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Репортеры без границ": Россия - 147-я в рейтинге свободы прессы.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Разговор президента с народом прошел в обычном режиме.

В среду в пятый раз прошел традиционный телемост, в ходе которого Президент РФ отвечал на избранные вопросы народа-избирателя. Вопросов было много - не то 2 018 883, не то 2,3 миллиона, - источники приводят разные цифры. Общение продолжалось 2 часа 54 минуты. Здесь данные совпадают.

Не будем описывать подробностей происходящего. Стоит лишь заметить, что все было как всегда. Освещали мероприятие избранные теле- и радиокомпании. Как обычно, вопросы и люди, их задававшие, отбирались и назначались заранее. И по той же укоренившейся традиции, посторонняя пресса к местам общения не допускались. Ее присутствие было сочтено излишним - вдруг зададут "провокационный" вопрос, да в прямом эфире, да на всю страну! Вот и запретили на всякий случай фото- и видеосъемку даже на ближайших подступах к объектам, откуда участники телемоста вели разговор с Президентом РФ.

Что касается вопросов (и ответов), то нам хотелось бы отметить разговор о засилье легионеров в российском футболе. Очевидно, более важной темы у организаторов не обнаружилось.

Неприятных эмоций показушная акция уже почти не вызывает, настолько тривиальным и затасканным стал этот сюжет. "Спектакль" - такое определение из уст очевидцев как нельзя точно передает атмосферу и суть происходящего перед камерами и микрофонами Первого телеканала, "России", "Маяка" и "Радио России".

Однако организаторы телемоста, похоже, остались довольны: до народа доведено, что президент о нем не забывает. А что в мероприятии участвовали лишь избранные - так к этому у нас не привыкать, всегда находились те, кто был "равнее" других.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Выпущена газета, посвященная Анне Политковской.

Союз журналистов России 26 октября выпустил специальный номер газеты, посвященной памяти Анны Политковской. В подготовке спецвыпуска приняли участие десятки изданий со всей страны. В номере собраны статьи, рассказывающие о погибшей, и ее собственные материалы. Приведены некоторые сведения о ходе расследования убийства А. Политковской, но подробности, по понятным причинам, не разглашаются. Сообщается лишь о трех основных версиях следствия. Также на страницах издания приведен подготовленный Фондом защиты гласности список погибших журналистов. Анна Политковская в нем 211-я.

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко в эфире Радио "Свобода" сообщил, что свои логотипы в этот номер дали свыше 400 российских и зарубежных изданий. "Это демонстрация того, что журналистское сообщество есть, что оно существует. И эта трагедия, может быть, в ком-то даже совесть пробудила. Потому что люди откликнулись. Та боль, которая чувствуется за каждой строчкой этого номера, показывает, что и общество наше живо, и сообщество живо", - заявил И. Яковенко.

Спецвыпуск издан тиражом 100 тысяч экземпляров. Он будет распространяться по всей России, в основном по подписке "Новой газеты", в которой работала А. Политковская, и через отделения Союза журналистов. Электронная версия газеты размещена на www.politkovskaya.novayagazeta.ru.

Получить экземпляры газеты можно в офисе ФЗГ (Москва, Зубовский бульвар, 4 подъезд Союза журналистов, комната 432).



РОССИЯ.

1. Москва. Избит редактор отдела газеты "Культура".

Поздно вечером 21 октября совершено нападение на редактора отдела изобразительного искусства газеты "Культура" Александра Панова. Когда журналист возвращался домой после дачи показаний по делу о нападении на галерею Марата Гельмана (10 человек разгромили выставку и уничтожили 20 работ художника Александра Джикия), двое неизвестных подкараулили его около подъезда дома. Один из нападавших ударил А. Панова по голове бутылкой из-под шампанского, после чего они скрылись.

Позднее Панов заметил: "в милиции взяли мои паспортные данные с местом прописки".

А днем 25 октября на Новослободской улице неподалеку от редакции "Культуры" на А. Панова напали вторично - к нему подбежал мужчина и ударил кулаком в челюсть. Затем нападавший сел в машину, и уехал. "Он не был похож ни на казака, ни на скинхеда", - отметил пострадавший. А. Панов предполагает, что и это нападение может быть связано с уголовным делом по нападению на галерею Гельмана, где редактор "Культуры" проходит как свидетель. После нападения А. Панов обратился в прокуратуру Москвы с просьбой разобраться в происшедшем.

Использованы материалы радио "Эхо Москвы" и сайта Каспаров.Ру.

2. Свердловская область. Охранники напали на тележурналистов.

В пригороде Верхней Пышмы охранники частной стройки избили журналистов "Четвертого канала". Съемочная группа 25 октября прибыла в поселок Зеленый бор, где утром произошло обрушение в строящемся доме. В результате один человек погиб, двое были госпитализированы. Когда репортер Владимир Самборский и оператор Алексей Аносов подошли к объекту, их остановила охрана. Поинтересовавшись у журналистов целью визита, охранники связались по рации со своим руководством, чтобы узнать, что им делать. После этого разговора шестеро охранников принялись избивать В. Самборского и А. Аносова резиновыми дубинками.

Шеф-редактор новостей "Четвертого канала" Алена Вугельман сообщила агентству "URA.RU", что больше всего досталось оператору Аносову. "Мы сразу отправили ребят в травмопункт и уже сейчас у нас на руках есть результаты обследования. Обязательно будет пройдена судмедэкспертиза и подано заявление в милицию. Мы намерены дать ход этому делу, потому что, когда нападают на съемочную группу - это ненормально", - заявила Вугельман.

Отметим, что журналисты "Четвертого канала" не единственные пострадавшие от действий охранников в поселке Зеленый бор. Впрочем, прибывшей на место происшествия съемочной группе телеканала "41-домашний" повезло больше - их "всего лишь" обматерили и пригрозили разбить камеру.

3. Москва. "Улицу свободы" запретили.

Пресс-служба партии "Яблоко" 24 октября распространила пресс-релиз, в котором сообщила, что "Росохранкультуры вынесла решение о запрете молодежной газеты "Улица свободы", издаваемой студентами журфаков московских вузов и активистами партии "Яблоко". Представители правительственного учреждения обосновывают свое решение "неудачным названием" издания". В документе также говорится, что "Молодежное Яблоко" считает решение о запрете своей газеты проявлением политической цензуры и возлагает ответственность за это на главу Росохранкультуры Бориса Боярскова.

Сторонники демократических партий намерены провести у здания Росохранкультуры театрализованную акцию протеста под лозунгами "Боярсков, какого черта!?" и "Долой цензуру!"

4. Республика Коми. Прокуратура не усмотрела нарушения в замене газетной страницы.

Прокуратура Ижемского района отказала в возбуждении уголовного дела заместителю председателя Комитета спасения Печоры Тамаре Макаровой, которая обратилась в правоохранительные органы после того, как в Ухтинской типографии был переделан тираж ижемской районной газеты "Новый Север".

Второй вариант газеты отличался от первого тем, что с седьмой страницы исчезла критическая статья руководителя Ижемского районного комитета по охране окружающей среды Федора Терентьева о работе ЛУКОЙЛа, в которой рассказывалось о нарушении условий эксплуатации нефтепровода и о сокрытии нефтяных разливов. Вместо этой статьи был напечатан имиджевый материал сотрудника по связям с общественностью ТПП "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз" Тамары Сиверухиной о помощи нефтяной компании воспитанникам детских домов. В результате информация о загрязнении окружающей среды так и не дошла до читателей "Нового Севера".

Через месяц о замене тиража стало известно заместителю председателя Комитета спасения Печоры Т. Макаровой. Публикация хвалебной информации вместо критической, а также утверждение очевидцев, что в типографию в тот день приезжали "двое в черном из ЛУКОЙЛа", подвигли ее обратиться к прокурору Республики Коми Александру Шуклину с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов"). Проверка установила, что отпечатанный газетный лист был забракован главным редактором "Нового Севера" В. Филипповым, тираж газеты полностью изъят из типографии по его указанию. В этот же день редакция получила от пресс-службы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" материал "На пути к сокровищам или Шанс для воспитанников детских домов", передала его в типографию, где экстренно отпечатали новый тираж без статьи Терентьева. Главный редактор "Нового Севера" утверждает, что "никакого давления со стороны представителей нефтяных компаний на него не оказывалось" и что "исправить неточности" в газете просил сам автор публикации, поэтому и было принято решение о замене страницы.

В свою очередь, автор публикации Ф. Терентьев утверждает, что никаких недостоверных сведений в его статье не было, и он никого не просил ее заменить. Более того, ему самому настойчиво предлагал снять эту статью директор ТПП "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз" В. Питиримов. Обо всем этом Терентьев дал официальные показания Ижемской прокуратуре. Тем не менее, в возбуждении уголовного дела было отказано "в связи с отсутствием события преступления". Ни Терентьева, ни Макарову отказ прокуратуры не устроил, и они решили обжаловать постановление следователя. Жалобы прокурору Республики Коми уже написаны.

А страницы с "забракованной" статьей, как выяснилось, выкупил "частное лицо Болсун А.И". Который, работает начальником ЦИТС ТПП "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз", то есть в подразделений той самой нефтяной компании, которая критиковалась в статье Терентьева.

Использованы материалы "Нижнеодесской газеты" (Нижний Одес, Республика Коми).

5. Иваново. За "фаллический символ России" журналист заплатит 20 000 рублей. Продолжение темы (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest298.shtml#rus1 ).

В мировом суде 24 октября рассмотрено уголовное дело, возбужденное против редактора интернет-издания "Курсив" Владимира Рахманькова в связи с публикацией в этом издании статьи "Путин как фаллический символ России". Журналист пошутил над одним из тезисов президентского послания Федеральному собранию об увеличении рождаемости, за что его областная прокуратура обвинила по статье 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти").

По заказу прокуратуры кандидат филологических наук Елена Белова провела лингвистический анализ публикации и пришла к выводу, что словосочетание "фаллический символ" - оскорбительно. Последствием этого спорного вывода стал обвинительный приговор, вынесенный В. Рахманькову мировым судом Ленинского района города Иваново. Журналист приговорен к наказанию в виде штрафа в 20 тысяч рублей за "оскорбление" Президента РФ, но намерен обжаловать этот вердикт.

6. Московская область. Чиновник отказал журналистам в предоставлении информации.

Министерство экологии и природопользования Московской области отказало в предоставлении информации редакции газеты "Клин-Эко". В ответ на свой запрос о состоянии окружающей среды в Подмосковье журналисты получили любопытный документ, подписанный первым заместителем областного министерства экологии и природопользования Ю. Карцевым, в котором сообщалось, что для получения официальной информации им следует обратиться в министерство по делам печати и информации Московской области "и аккредитоваться установленным порядком".

Кроме того, в документе указывалось, что без аккредитации журналисты "не имеют права присутствовать на совещаниях министерства". Как все это соотносится с Законом РФ "О СМИ", г-н Ю. Карцев не пояснил. Редакция готовит соответствующее обращение в прокуратуру.

7. Вологда. Форум закрывается.

Марина Чернова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Директор вологодской студии Интернет-решений "Регион 35" Леонид Шныр намерен закрыть форум Вологодской области, не выдержав давления от персоналий, обсуждаемых в теме "Политика и СМИ".

Вологодской форум www.forum.region35.ru известен пользователям Интернета как один из самых демократичных форумов. Здесь не требуется регистрация, и поэтому посетители выражают свое мнение в любой форме. "Особенно горячие обсуждения в теме "Политика и СМИ", - рассказывает Леонид Шныр, руководитель студии, отвечающий за модерирование сайта. Действительно, в данной теме партия "Единая Россия", руководитель Вологодской области Вячеслав Позгалев и другие чиновники администрация как Вологды, так и области, порой удостаиваются нелестных отзывов, в том числе и в форме матерных выражений.

"Мне каждую неделю звонят люди. Недавно был звонок от человека, который решил защитить журналистку Ларису Телицыну в час ночи", - рассказывает Леонид. Поводом для звонка защитника стало обсуждение на форуме журналистов статьи Ларисы Телицыной, которая вышла в вологодской независимой газете "Премьер". Публикация была о чересчур официозном характере встречи в Законодательном Собрании чиновников с вдовами и детьми вологжан, погибших в Чечне.

И если ранее Леонид Шныр считал отсутствие регистрации на форуме признаком демократии и гордился широтой дискуссии, то, побывав под прессом, он говорит: "Свобода слова - хорошо, но я не хочу быть Дон Кихотом, который встает на ее защиту. Особенно мне не по себе в преддверии выборов. Я не знаю, чем обернется свобода слова на этом сайте. Поэтому я предложил всем участникам выбрать другую форму самовыражения. Например, вести блоги. Если журналисты изъявят желание сохранить форум, я рассмотрю данное предложение".



БЕЛОРУССИЯ. В Минске задержаны журналисты.

Утром 26 октября возле здания Администрации президента Беларуси были задержаны пикетчик и журналисты. Об этом БелаПАН сообщил сотрудник пресс-службы общественного объединения "Белорусская ассоциация журналистов" Алесь Хмельницкий.

По его информации, член Белорусской социал-демократической партии (Грамада), житель Борисова Алесь Абрамович предпринял попытку провести акцию протеста у здания Администрации президента. Примерно в 11.30 он развернул плакат "Свободу Козулину и другим политзаключенным", но спустя несколько минут был задержан сотрудниками службы охраны президента. Вместе с Абрамовичем были задержаны сотрудница белорусской службы "Радио Свобода" Галина Абакунчик и корреспондент еженедельника "Белорусы и рынок" Ксения Алимова.

Всех задержанных доставили в городской отдел милиции № 1 "для выяснения личности".



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Произвол и беззаконие.

Виктор Садовский,
заместитель председателя Самарского регионального Большого жюри Союза журналистов России - специально для ФЗГ.

В Самарской области разразился скандал, связанный с нарушением прав журналистов. Главному редактору муниципальной газеты "Волжские вести" (Сызрань) Александру Казакову городская Дума выразила недоверие.

В основе этого инцидента лежат как правовая малограмотность отдельных депутатов, так и их желание сделать газету "карманной". Конфликт возник после того, как прошедшим летом выходящая многие годы муниципальная газета "Волжские вести" разделилась на две. Одна, став частной, ушла на "вольные хлеба", лишившись тем самым финансовой поддержки со стороны муниципалитета, вторая осталась под ним. Её редактором оказался человек достаточно грамотный, принципиальный, и в чём-то дерзкий и рисковый. По крайней мере, он "послал в корзину" уйму рукописей, авторами которых выступали депутаты городской Думы. Если бы они писали о своей деятельности, тогда, как говорит Александр Николаевич, никаких споров и не было бы. Но депутаты присылали в редакцию совершенно "нечитабельные" материалы. Естественно, что редактор, руководствуясь в первую очередь 42-й статьёй Федерального Закона "О средствах массовой информации", отклонял такие произведения одно за другим. Вследствие чего и впал в немилость. На него стал оказывать давление председатель думского комитета по бюджету Виктор Балаченков, с которым солидаризировался и начальник информационного отдела Думы Александр Корнилов. Первый напрямую заявил на заседании комитета, что газета подвергнется финансовому секвестру, редактору будет выражено недоверие, второй подтвердил то же самое письменно.

Нельзя сказать, что областная организация Союза журналистов России и Поволжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия остались безучастными к судьбе "Волжских вестей" и её редактору. Обе структуры пытались погасить конфликт, что называется, на корню. Созванное в срочном порядке региональное Большое жюри подготовило два варианта обращения к главе администрации города Сызрань Виктору Хлыстову и председателю городской Думы Алексею Елистратову. Увы, не помогло. Тогда начал действовать запасной вариант. Журналисты усмотрели множество нарушений закона. В частности, "пишущая братия" вообще не принимала участие в разработке, обсуждении и принятии устава редакции.

Действия председателя думского комитета В. Балаченкова журналисты подвели под 144-ю статью УК РФ. Ведь депутат фактически воспрепятствовал профессиональной деятельности журналиста. Миссию инициировать судебные процессы и по признанию редакционного устава не действительным, и по привлечению депутата гордумы Балаченкова и начальника информотдела Думы Корнилова к уголовной ответственности представители Большого жюри берут на себя.



НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Репортеры без границ": Россия - 147-я в рейтинге свободы прессы.

Международная журналистская организация "Репортеры без границ" в очередной раз опубликовала рейтинг стран мира по свободе прессы. Он был составлен по результатам опроса, проведенного среди 14 организаций, защищающих свободу слова, в том числе ФЗГ. Кроме того, в опросе участвовали штатные корреспонденты "Репортеров без границ" и независимые журналисты, исследователи и правозащитники из разных стран. Эксперты ответили на 50 вопросов, включающих в себя количество погибших и раненых журналистов, количество журналистов, взятых под стражу, наличие цензуры, госмонополии на телевидение и радио, существование независимых и оппозиционных СМИ, наличие запретных тем и сюжетов и ряд других. Всего в рейтинг попало 168 стран.

Худшей страной мира стала КНДР, где свободная пресса отсутствует. Второй с конца - Туркменистан. Кроме этих стран в десятку худших попали Куба, Бирма, Китай, Иран, Саудовская Аравия, Эфиопия, Непал.

Десятку лучших составили Финляндия, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Чехия, Эстония, Норвегия, Словакия, Швейцария и Венгрия.

Россия по сравнению с прошлым годом опустилась со 138-го на 147-место. Из стран бывшего СССР ниже России в списке Белоруссия (151), Узбекистан (158) и Туркмения (167).



ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответы на вопросы дайджеста № 302 "Вам препятствовали в законной профессиональной деятельности?"; "Кто и как может повлиять на то, чтобы статья 144 УК РФ заработала в полной мере?".

Препятствовали, препятствуют и будут препятствовать. Пока власть не станет гарантом равных прав и обязанностей для всех, а правоохранительные структуры не перестанут расследовать дела против журналиста с обвинительным уклоном. То же самое относится к судам.

Повлиять на это может только политическая воля, ориентирование правоохранительных структур на защиту не собственных интересов как чиновничьей касты неприкасаемых, а защиты прав прессы. Но вряд ли мы ее дождемся при нынешней власти.

С уважением, Михаил Афанасьев, Хакасия.

 

 

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 201-49-47, 201-44-20, адреса электронной почты:
boris@gdf.ru petr@gdf.ru, fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни