Дайджест
19 Марта 2007 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 322


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


РОССИЯ.
1. Астрахань. Редактору независимого издания грозит лишение свободы.
2. Карелия. От журналиста требуют расплаты за развлечения истца.
3. Ростовская область. Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного редактора оставлено в силе. Продолжение темы.
4. Орловская область. Аппарат губернатора проиграл журналисту.
5. Санкт-Петербург. "Газпром" не скупится.
6. Саратов. Еще одно дело о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста дошло до суда. Продолжение темы.

УКРАИНА. Журналисты крымской радиостанции "Транс-М радио" обратились с открытым письмом к депутатам Верховной Рады Украины.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Не ходил бы ты, Ванёк, в депутаты.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Музей и oбщественный центр имени Андрея Сахарова в Москве.
2. "Интерньюс" - Фонд "Образованные медиа".

--------------------------------------------------------------------------------------------

РОССИЯ.

1. Астрахань. Редактору независимого издания грозит лишение свободы.

Астраханская прокуратура и следственное управление УВД Астраханской области обвинили главного редактора газеты "Факт и компромат" Глеба Иванова в нарушении четырех статьей УКРФ. По совокупности предъявленных обвинений Г. Иванову грозит лишение свободы сроком свыше 13 лет.

Утром 10 марта его насильно высадили из автобуса сотрудники областного УВД и доставили на допрос в прокуратуру Кировского района. Г. Иванова допросили в качестве свидетеля по уголовному делу по статье 129 УК РФ ("Клевета"), возбужденному по заявлению начальника областного Управления федеральной регистрационной службы Т. Беловой. Затем журналиста доставили к следователю следственного управления УВД Астраханской области. Редактора "Факта и компромата" пытались допросить в качестве фигуранта по уголовному делу, прекращенному 6 лет назад, которое возобновили 6 марта 2007 года.

Позже дома у Г. Иванова и соучредителя "Факта и компромата" Максима Терского провели обыски в рамках уголовного дела по клевете (по которому они проходили в качестве свидетелей). Были изъяты личные компьютеры, документы, компакт-диски и дискеты. 17 марта следователь прокуратуры Кировского района Астрахани Илья Деев пригласил Г. Иванова в прокуратуру, чтобы тот забрал аппаратуру. После того, как журналист получил свой компьютер, следователь предъявил ему обвинение еще по трем статьям Уголовного кодекса. Затем Иванова под милицейским конвоем отвезли в Кировский районный суд Астрахани, где дежурная судья должна была рассмотреть ходатайство прокуратуры об избрании журналисту меры пресечения в виде заключения под стражу. По мнению прокуратуры, редактор газеты может скрыться от органов следствия, разгласить тайну следствия и оказать давление на фигурантов уголовного дела. Лишь по причине отсутствия адвоката Иванова суд перенес рассмотрение ходатайства на 19 марта.

Причиной происходящих репрессий сотрудники редакции называют заказ "героя" недавнего критического выступления "Факта и компромата" - начальника Управления федеральной Регистрационной службы по Астраханской области Т. Беловой. Газета опубликовала заявление в прокуратуру одного из сотрудников Беловой, который обвинил свою начальницу в сексуальных домогательствах. Параллельно с уголовным преследованием Т. Белова обратилась в суд с гражданским иском против редакции "Факта".

2. Карелия. От журналиста требуют расплаты за развлечения истца.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Петрозаводске проходит довольно редкий судебный процесс в отношении СМИ. Не названный в материале герой публикации по ряду косвенных признаков узнал себя в статье и подал иск в суд на ООО "Объединенные общественные коммуникации" и корреспондента журнала "Ваш досуг и развлечения в Петрозаводске" Марию Морозову. В исковом заявлении истец Т. сообщает, что статья журналистки в рубрике "Сказки про ночь с Марией Морозовой" его оскорбила и, поскольку публикация нарушает его конституционное право на тайну частной жизни, он требует взыскать с двух ответчиков - издателя и журналистки - по 100 тысяч рублей.

В журнале "Ваш досуг" М. Морозова ведет рубрику, в которой описывает ночную клубную жизнь Петрозаводска. Публикации, как правило, на грани фола. Их цикл в информационно-рекламном журнале тянется уже давно, и никто из мужчин-анонимов не обижался на М. Морозову. До тех пор, пока очередным ночным участником ее беседы не стал никому не известный Юрик, ездящий на машине "Форд-Мондео", бывший доктор, сейчас занимающийся консалтинговым бизнесом (это всё, о чем в публикации проговорилась журналистка, представляя то ли воздыхателя, то ли соблазнителя). Петрозаводчанин, узнавший себя в этой скупой характеристике, обратился в суд, считая, что журналистка опозорила его, пересказав читателям их разговор. Кроме того, истец считает, что теперь он может понести еще и финансовый ущерб, поскольку журнальная зарисовка с натуры способна отбить охоту у клиентов консалтинговой фирмы сотрудничать с ней (уменьшится количество клиентов, указывает в исковом заявлении Т.).

Перед началом судебного заседания сторона истца потребовала удалить представителей СМИ из зала заседания, и процесс пошел в закрытом режиме. Сторона истца настаивает на том, что в журнале опубликованы "оскорбительные, не соответствующие действительности высказывания, характеризующие его частную жизнь". Ответчики стоят на том, что ни о каком Т. журналистка М. Морозова не писала и не вина редакции, что конкретный гражданин признал в обобщенном литературном образе ловеласа себя.

Любопытно то, что истец, обратившись за защитой в Петрозаводский суд, одновременно попросил разобраться в ситуации республиканский совет по этике Большого жюри Союза журналистов России и дать моральную оценку деятельности журналистки и редакции, которая на страницах своего издания использует ненормативную лексику (матерился собеседник, а журналистка его цитату привела дословно).

Судебный процесс одним заседанием не завершился. Совет по этике, выслушав все стороны, взял паузу для написания итогового решения.

3. Ростовская область. Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного редактора оставлено в силе. Продолжение темы.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Ростовский областной суд оставил в силе решение городского суда Донецка о восстановлении на работе незаконно уволенного редактора газеты "Донецкий рабочий", но снизил в десять раз размер компенсации морального вреда.

Мэрия Донецка предприняла попытку обжаловать в вышестоящих инстанциях решение городского суда, признавшего незаконным увольнение редактора "Донецкого рабочего" Светланы Лобаго и восстановившего ее в прежней должности редактора газеты и директора муниципального учреждения, издающего эту газету. Суд обязал администрацию города выплатить Лобаго 18 тысяч рублей за вынужденный прогул и 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, причиненного ей мэрией Донецка незаконным увольнением.

Областным судом это решение было оставлено в силе. Однако сумму компенсации морального вреда признали завышенной, и уменьшили ее в десять раз. По мнению областного суда, 5 тысяч рублей вполне достаточно, чтобы компенсировать моральный вред редактору городской газеты, которого мэрия "прессовала" не один год, пока совсем не уволила, не имея на это совершенно никаких законных оснований. В своем распоряжении глава администрации Донецка Юрий Тарасенко написал, что Лобаго увольняется "по сокращению штатов", которого на самом деле в редакции не было. А на место опытного редактора и высокопрофессионального журналиста Светланы Лобаго мэр назначил "своего человека" - отставного милиционера Юрия Клименко (см http://www.gdf.ru/digest/digest/digest311.shtml#rus1 ).

Сейчас редакция работает в обычном режиме под руководством прежнего редактора. Похоже, Юрий Тарасенко (возможно, только на время?) оставил газету в покое, мэру сейчас попросту не до этого: прокуратура возбудила против его заместителя сразу пять уголовных дел.

4. Орловская область. Аппарат губернатора проиграл журналисту.

Федеральный судья Советского райсуда города Орла Светлана Ларионова 13 марта вынесла решение - исковые требования аппарата губернатора и коллегии Орловской области к газете "Орловская искра" и журналисту Валентине Остроушко отклонить. Аппарат губернатора проиграл суд по опубликованной в феврале прошлого года статье "Я ушла от Егора Строева", в которой журналист писала о своих разочарованиях от 10-летней работы с командой губернатора.

При этом в команду губернатора автор статьи включила ближайшее окружение Строева, состоящее не только из его заместителей, но и бывших прокурора области и начальника областного УВД, которые, работая в федеральных структурах, к областной власти никакого отношения не имеют. Тем не менее, аппарат губернатора посчитал, что порочат его деловую репутацию следующие фразы статьи: "Его (губернатора) команда должна находиться под постоянным журналистским контролем, иначе без коррупции и криминала не обойтись. Так и получилось."; "писала о перекачке криминальных денег от продукции Ливенского хлебокомбината в Чечню на поддержку бандформирований, о том, как в Орле выдали паспорт полковнику армии Масхадова, о том, что сотрудники милиции причастны к распространению наркоты"; "дескать, не Строев виноват в том негативе, который парализует Орел, а его бессовестное окружение"; "смогли же орловские судьи выдержать давление губернаторской команды".

Суд направил статью "Я ушла от Егора Строева" на проведение лингвистической экспертизы в Российский федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации. И экспертиза полностью совпала с позицией ответчиков: данные фразы не содержат даже негативной информации об аппарате губернатора ни в форме утверждения, ни в форме мнения. В тексте статьи вообще не используется словосочетание "аппарат губернатора".

ИА REGNUM.

5. Санкт-Петербург. "Газпром" не скупится.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Петербургский журнал "Город" в № 4 опубликовал мнение профессора А. В. Белоцерковского по поводу строительства "Газпромсити" (в настоящее время идет дискуссия об архитектурном проекте офисного здания в виде огромной башни вблизи центра города).

"Газпром" отреагировал мгновенно: от имени сайта "Газпромсити" в бесплатной городской газете "Метро" (тираж - 400 тыс. экз.) была размещена "реклама", в которой профессор Белоцерковский фактически обвинен в искажении ряда фактов, а журнал - в необъективности и нежелании предоставить право на ответ. Стоимость размещения рекламы составила 37 710 рублей.

6. Саратов. Еще одно дело о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста дошло до суда. Продолжение темы.

Больше года прошло после инцидента, когда 27 января 2006 года в вестибюле института "Саратовпромпроект" отказавшийся представиться и назвавшийся "хозяином здания" человек с помощью охраны выгнал из вестибюля представителей трех саратовских СМИ, пришедших в институт для получения информации. В ходе инцидента в адрес журналистов звучали угрозы физической расправы и оскорбления, а у телеоператора "ТВЦ-Саратов" Юрия Смирнова "хозяин здания" отобрал камеру, применив физическую силу.

Первый заместитель главного редактора газеты "Богатей" Александр Свешников, оказавшийся в числе пострадавших, обратился в милицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста"), но получил отказ. В милиции сочли, что хватит дела об административной ответственности, по которому был привлечен инициатор скандала, директор ООО "Плаза" С. Кулагин. Тогда журналисты обратились в областную прокуратуру, и только после этого уголовное дело было возбуждено - 26 апреля 2006 года (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest277.shtml#rus3)

И вот, наконец, дело дошло до суда - 13 марта прокуратурой Волжского района Саратова мировому судье судебного участка номер 4 Волжского района Саратова Т. Борисовой направлено уголовное дело по обвинению С. Кулагина в совершении преступлений, предусмотренных статьей 144 УК РФ и статьей 130 УК РФ ("Оскорбление"). Кулагину избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.


УКРАИНА. Журналисты крымской радиостанции "Транс-М радио" обратились с открытым письмом к депутатам Верховной Рады Украины.

Марк Агатов,
собственный корреспондент ФЗГ на Украине.


Все депутаты Верховной рады Украины 16 марта 2007 года получили по электронной почте открытое письмо от журналистов первой локальной крымской радиостанции "Транс-М-Радио", в котором говорится, что на протяжении последних шести месяцев радиожурналисты испытывают необоснованное давление со стороны руководства Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

"За указанный период, - говорится в документе,- были проведены три внеплановых проверки, принято четыре решения, по результатам которых компания без нормативно-правового подтверждения обвиняется в нарушениях лицензионной деятельности, подвергается санкциям и лишается права вещать в 9-ти городах Крыма.

Эти решения Национального совета на сегодняшний день обжалуются в Киевском городском хозяйственном суде, действие этих решений, приостановлено судом до разрешения дела по сути.

Несмотря на это, до настоящего времени Национальным советом не было выполнено ни одного требования суда, а 14 марта на заседании Нацсовета на основании приостановленных решений к радиокомпании были применены очередные санкции.

Преследуя свои цели, Национальный совет не гнушается применять запрещенные законом методы - прямое вмешательство в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием информации. Открытым путем устанавливается цензура, запрещенная законом. У субъектов информации - простых жителей Крыма - отбирают гарантированное законодательством Украины право на получение информации в доступной для них форме".

Радиожурналисты попросили народных избранников "учесть данные обстоятельства при принятии отчета Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и способствовать необходимым кадровым изменениям, которые позволят вернуть деятельность Нацсовета в правовое поле".


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Анатолий Цыганков,
Председатель Союза журналистов Республики Карелия.

Не ходил бы ты, Ванёк, в депутаты.

В Петрозаводске состоялось очередное заседание пресс-клуба Союза журналистов Карелии, участники которого искали ответ на вопрос: почему журналисты идут во власть и надо ли им это в принципе делать? Тема была подсказана последними выборами в Петросовет, в ходе которых девять сотрудников различных редакций с разным успехом баллотировались в Петрозаводский городской совет. В ходе дискуссии говорилось о том, что поход журналистов в органы представительной власти отнюдь не безобиден для них и чаще всего ведёт к профессиональной деформации, поскольку профессию журналиста эти люди превращают в совершенно другую, становясь, по сути, "рекламными агентами". С желанием или без него, но они в таком случае занимаются обслуживанием экономических или политических интересов персон, делегировавших их во власть.

Прозвучало мнение, что журналист с мандатом депутата делает то, что ему велят нанявшие его бизнесмены и политики. Возврат для этой группы журналистов в профессию, по общему убеждению участников дискуссии, становится почти невозможным. К слову, собралось на пресс-клуб весьма много журналистов, но, к сожалению, ни один из журналистов-участников только что завершившегося избирательного марафона не смог придти. Не исключено, они могли бы привести убедительные аргументы, не соглашаясь с коллегами. Впрочем, не будем категоричными в оценках, и журналистика бывает разная, в том числе и партийная, например, что не мешает пишущим в партийных изданиях коллегам считаться членами журналистского цеха. Дискуссия получилась интересной и обошлась без обобщений. Каждый остался при своём мнении, однако пища для раздумий была дана всем.


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Музей и oбщественный центр имени Андрея Сахарова в Москве.

Сахаровская программа по правам человека Дэйвисовского центра рocсийских и евразийских исследований Гарвардского университета и Музей и oбщественный центр имени Андрея Сахарова в Москве объявляют конкурс на соискание Сахаровской стипендии по правам человека (осень 2007). Проект Сахаровской стипендии осуществляется при поддержке Агентства Соединенных Штатов по международному развитию.

Стипендиаты проведут в Дэйвисовском центре Гарвардского университета 5 месяцев с августа по декабрь 2007 года. Во время пребывания в Гарварде стипендиаты будут работать в Архиве Андрея Сахарова, находящимся в Гарвардском университете, в правозащитных негосударственных организациях США, напишут работы на основе архивных исследований или стажировки в НГО, дадут по крайней мере один семинар и будут участвовать в других программах по правам человека в Гарвардском университете. Cтипендиаты получат стипендию до $20,000, рабочее место, компьютерную поддержку, право пользования Гарвардскими библиотеками и медицинскую страховку.

Право подачи: Стипендия может быть предоставлена ученым, занимающимся проблемами права и прав человека, преподавателям истории и общественных наук в системе среднего и высшего образования, пользующимся новыми методиками и современной информацией, активистам защиты прав человека и журналистам, работающим в независимых средствах массовой информации и пишущим на тему прав человека в России. Их работа должна способствовать развитию демократии, преданию гласности преступлений против человечества, сохранению исторической памяти о сопротивлении тоталитаризму в бывшем Советском Союзе, и защите гражданских свобод и прав человека в России.

Кандидаты должны быть гражданами Российской Федерации, находиться в начале или середине своей профессиональной деятельности, уметь читать и писать по-английски на рабочем уровне и иметь базовые навыки работы с компьютером.

Подробности см. на сайте Музея и oбщественного центра имени Андрея Сахарова http://www.sakharov-center.ru/projects/stependiati/ .

2. "Интерньюс" - Фонд "Образованные медиа".

Коллеги!

15-17 апреля 2007 года в рамках "Программы поддержки региональных СМИ" "Интерньюс" - Фонд "Образованные медиа" при содействии Коллегии юристов СМИ проводит практическую конференцию "Актуальные вопросы российского законодательства, регулирующего деятельность СМИ".

Для участия в конференции отправьте заявку до 20 марта 2007 года включительно по адресу pravo@o-media.ru или по факсу (495) 234-39-98.

Подробности на сайте http://www.internews.ru/tacis_plan/6982

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни