Дайджест
26 Ноября 2007 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 358

Под редакцией Алексея Симонова.

 

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Информационный вакуум создают теперь в Ингушетии.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Комитет по защите журналистов (CPJ) вручил Международную премию свободы прессы.

РОССИЯ.
1. Хабаровский край. Давление на редактора газеты не ослабевает. Продолжение темы.
2. Кабардино-Балкария. Роспечать отказалась продавать через свою сеть "Газету Юга".
3. Санкт-Петербург. Газету "Новый Петербург" вынудили снять "неправильный" материал.
4. Санкт-Петербург. Арестован соучредитель газеты "Новый Петербург".
5. Санкт-Петербург. На Марше несогласных журналистов не били. Но задерживали.
6. Москва. "Украинцы Москвы" заявили об уничтожении газетного фонда Библиотеки украинской литературы в российской столице.
7. Приморский край. Цены растут, подписка падает. Продолжение темы.

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Информационный вакуум создают теперь в Ингушетии.

Вечером 23 ноября из гостиницы "Асса" в Назрани были похищены журналисты съемочной группы РЕН ТВ Артем Высоцкий, Карен Сасинов, Станислав Горячих и председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

Неизвестные в камуфляже с автоматами ворвались в номер, скрутили присутствующих, надели им на головы черные целлофановые пакеты. После этого журналистов и правозащитника вывели из гостиницы, затолкали в автомобиль и увезли из города. На пустыре похищенных вытащили из машины. Угрожая расстрелом и щелкая затворами автоматов, преступники избили их, а затем погрузились в автомобиль и уехали, прихватив телефоны, видеокамеру, кассеты и личные вещи журналистов. По словам О. Орлова, бандиты говорили по-русски без акцента.

В пресс-службе МВД Ингушетии информацию о похищении и избиении журналистов сначала опровергли, назвав ее "провокационными инсинуациями и грязными технологиями тех, кто пытается дискредитировать официальную власть республики". А в МВД РФ сведения о нападении на журналистов подтвердили. Позднее пришло сообщение о том, что следственными органами Ингушетии возбуждено уголовное дело сразу по трем статьям УК РФ - по статье 144 ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов"), статье 139 ("Нарушение неприкосновенности жилища") и статье 161 ("Грабеж"). Странно, что дело возбуждено по статьям наиболее невинного характера, а более тяжкие статьи Уголовного кодекса - 126 ("Похищение человека"), 116 ("Побои"), 119 ("Угроза убийством"), 162 ("Разбой") не привлекли внимания тех, кто санкционировал уголовное преследование налетчиков в камуфляже.

Тем не менее, президент Ингушетии Мурат Зязиков был вынужден не только взять расследование преступления под личный контроль, но и принять журналистов в своей резиденции, принести им свои извинения, и заявить, что они стали жертвами деструктивных сил. На Олега Орлова этот жест власти не распространялся. Его пригласить "забыли".

Пострадавшие журналисты связывают это нападение со своей профессиональной деятельностью - они прибыли в Ингушетию для освещения митинга оппозиции в Назрани, однако после всего происшедшего они были не в состоянии выполнить свою работу.

Версия о повышенном интересе к деятельности журналистов лиц, не заинтересованных в распространении информации о событиях в Назрани, нашла свое подтверждение на следующий день, когда была задержана еще одна съемочная группа РЕН ТВ - на этот раз на границе с Северной Осетией. Однако Дмитрию Ясминову и Виктору Мозолевскому повезло больше - у них лишь досмотрели личные вещи и взяли объяснительные записки.

Похоже, кому-то очень не хотелось, чтобы видеокадры о разгоне митинга в Назрани попали в эфир. Но в итоге действия по пресечению деятельности тележурналистов дали обратный эффект и привлекли дополнительное внимание к происходящему в Ингушетии. Так, правозащитные организации "Международная амнистия" и Human Rights Watch осудили нападение на журналистов РЕН ТВ и правозащитника О. Орлова. Они заявили, что это преступление направлено против свободы слова, и призвали российские власти немедленно его расследовать, передает радио "Свобода".


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Комитет по защите журналистов (CPJ) вручил Международную премию свободы прессы.

В Нью-Йорке 21 ноября американский Комитет по защите журналистов (CPJ) вручил Международную премию свободы прессы за 2007 год. Среди награжденных - главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

Эта премия была учреждена неправительственным Комитетом по защите журналистов в 1991 году. Она присуждается тем представителям профессии, кто "проявил отвагу в защите свободы слова перед лицом угроз, нападений и заключения".

Вместе с Д. Муратовым награды удостоились Мажар Аббас из Пакистана, Аделла Наварро Белло из Мексики, Гао Циньжун из Китая и американец Том Брокау (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest350.shtml#event ).

"Этих журналистов отмечают не только за выдающиеся материалы, но и за мужество, с которым они отстаивают свободу прессы. Муратов, Аббас и Наварро боролись за справедливость от имени их погибших коллег, тогда как Гао провел восемь лет в тюрьме", - заявил исполнительный директор CPJ Джоель Саймон. Его поддержал председатель этой организации Пол Штайгер: "Это выдающаяся группа отважных журналистов из опаснейших для репортеров стран в мире. Мы почтили их преданность освещению новостей при огромном риске".

По словам членов бюро комитета, Д. Муратову премия присуждена за "пытливость его журналистских расследований", касающихся "чувствительных сторон" российской жизни, таких, как "коррупция в верхах власти, нарушения прав человека, злоупотребление властью

Выступая на церемонии вручения, Д. Муратов заявил: "Я воспринимаю эту награду не как свою. Это награда Игоря Домникова, Юрия Щекочихина и Ани Политковской. Просто я прижизненно получаю их посмертную награду".


РОССИЯ.

1. Хабаровский край. Давление на редактора газеты не ослабевает. Продолжение темы.

Мы неоднократно писали о трудностях, которые приходится преодолевать небольшим районным изданиям. В частности, рассказывали о ситуации в Ванино, где главному редактору газеты "Мое побережье" Татьяне Седых и ее коллективу, состоящему из инвалидов, приходится работать в условиях постоянного стресса (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest323.shtml#rus2 ). И вот поступила новая информация: 20 ноября состоялся суд по выселению редакции издания из муниципального помещения. "Чем он закончился, я не знаю, так как заседание было в Хабаровске - я не ездила, ведь для этого нужны не только деньги, но и время. Сейчас ждем письменного уведомления - что, как и за что. Естественно, если суд примет решение нас выселить, будем бороться", - рассказала главный редактор.

Т. Седых сообщила, что местная районная администрация отказывается давать ответы на запросы редакции: "Уже начинаю воспринимать это как "естественное", что наша газета отправляет запросы, а ответы на них чиновники дают через свою муниципальную газету, призывая народ обращаться именно в их газету, а не в "Мое побережье". Редактор также рассказала, что после публикации в газете "Мое побережье" писем читателей, возмущенных отсутствием отопления в домах, некто Patriot поместил на сайте радио "Восток России", корреспондентом которого является Т. Седых, сообщение, что если бы сейчас был 37-й год, то журналистку Седых расстреляли бы за саботаж и дискриминацию власти.

Наконец, очень недолго "провисело" в ленте новостей на сайте радио "Восток России" сообщение Т. Седых о крупном пожаре в поселке Октябрьский, его последствиях и мерах по оказанию помощи погорельцам, а также о существующих в регионе проблемах с жильем. "В редакцию радио позвонили из администрации Хабаровского края и потребовали, чтобы информацию Седых сняли. Не пришлась по вкусу концовка моего материала. Сказали, как можно такое писать и афишировать перед выборами", - рассказала журналистка.

2. Кабардино-Балкария. Роспечать отказалась продавать через свою сеть "Газету Юга".

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Независимое издание "Газета Юга", учрежденное группой журналистов, выходит уже 14 лет солидным для маленькой республики с населением около одного миллиона тиражом 21 тысяча экземпляров.

Как заявил корреспонденту ФЗГ главный редактор газеты Милослав Битоков, у их издания нет крупных спонсоров, оно существует только за счет своей популярности - ее поддерживают, раскупая весь тираж, читатели. "Газета Юга", стараясь объективно освещать жизнь в республике, часто публикует критические материалы, в том числе и о работе чиновников и местных властей. Тем не менее, все 14 лет ее распространяла Роспечать. И вдруг, совершенно неожиданно, редакция получила от республиканского отделения Роспечати письмо с сообщением, что "Газету Юга" в киосках они больше продавать не будут. Причины указаны довольно странные - "в связи с трудным финансовым положением" республиканской Роспечати. Почему из-за материальных трудностей надо отказываться от выгодного клиента непонятно.

Редактор М. Битоков связывает этот отказ с предвыборной ситуацией в республике. Однако через киоски Роспечати продавалось только 7 процентов тиража, четыре с половиной тысячи экземпляров распространяется по подписке, остальное - через альтернативную сеть распространителей. Теперь газету больше стали продавать в магазинах, на рынках, вокзалах, гостиницах и т.д. Так что тираж издания после объявления бойкота Роспечатью не уменьшился.

3. Санкт-Петербург. Газету "Новый Петербург" вынудили снять "неправильный" материал.

Началось с того, что государственный газетный комплекс, долгое время сотрудничавший с изданием, вдруг отказался его печатать - вопреки существующему договору. Причем неофициально директору "Нового Петербурга" дали понять, что причиной отказа стала статья лидера ОГФ Гарри Каспарова.

Пришлось искать другую типографию. Поиски увенчались успехом, номер напечатать удалось. Однако последовало новое "приключение" - ночью милиция попыталась арестовать тираж. Претензии правоохранителей сводились к тому, что, по их сведениям, вместо 50 тысяч экземпляров было напечатано 7 миллионов. Естественно, никаких 7 миллионов не обнаружилось. Других оснований для ареста тиража у милиционеров под рукой не оказалось, и они оставили журналистов в покое.

Но ненадолго. Уже утром в редакции "Нового Петербурга" прошел обыск. "К нам пришли и показали постановление на обыск, выданное в рамках возбужденного уголовного дела по статье "Клевета" в отношении материалов, написанных в позапрошлом году и в январе этого года и касающихся руководителя жилищного комитета Петербурга Юниса Лукманова", - сообщила "Интерфаксу" заведующая отделом распространения "Нового Петербурга" Светлана Фролова. Сотрудники милиции изъяли содержимое редакционных компьютеров, включая журналистские материалы и фотографии.

…В итоге номер газеты все-таки вышел. Однако в нем не оказалось того самого материала лидера ОГФ и некоторых других. "Нам важно было вообще выйти до выборов", - заявил корреспонденту Интернет-издания "Избранное.Ру" редактор отдела расследований "Нового Петербурга" Денис Усов.

4. Санкт-Петербург. Арестован соучредитель газеты "Новый Петербург".

Вечером 23 ноября был задержан соучредитель и журналист газеты "Новый Петербург" Николай Андрущенко. Как сообщает "Фонтанка.Ру", его обвиняют в клевете на сотрудников милиции, прокуроров, судей и препятствовании в проведении обыска.

Н. Андрущенко - автор статьи "Почему я пойду на Марш несогласных", которая планировалась к печати в последнем номере газеты, но в числе других материалов ее пришлось снять, так как типографии отказывались печатать газету. В то же время, как сообщает "Ингрия.Ру", Росохранкультурой уже вынесено предупреждение газете за проявления экстремизма.

В понедельник Дзержинский городской суд Санкт-Петербурга санкционировал содержание Н. Андрющенко под стражей в течение двух месяцев, хотя после того, как ночью у журналиста случился приступ гипертонии, его пришлось госпитализировать в 15-ю больницу на Авангардной улице, передает Newsland.Ru.

5. Санкт-Петербург. На Марше несогласных журналистов не били. Но задерживали.

Во время Марша несогласных 25 ноября вместе с участниками акции задержаны несколько журналистов, в том числе те, на ком были надеты серебряные жилеты петербургского Союза журналистов и бэйджи с аккредитацией от пресс-службы ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Среди задержанных оказались корреспондент газеты "Коммерсант" в Санкт-Петербурге" Михаил Шевчук, фотокорреспондент "Комсомольской правды", главный редактор Лениздат.ру Дмитрий Жвания, журналист газеты "Дело" Даниил Коцюбинский, корреспондент ИА REGNUM Дмитрий Матвеев, корреспондент "Фонтанки" Алексей Яушев, редактор "Городской газеты для жителей Пскова" Алексей Семенов, главный редактор АПН Северо-Запад Андрей Дмитриев, журналист, автор "Новой газеты" Дмитрий Полянский.

Любопытно, что М. Шевчука задерживали аж трижды. Как сообщила "Фонтанка.Ру", сначала его задержали, посадили в автобус, но после того, как он показал журналистское удостоверение, отпустили. Через несколько минут его снова задержали, а затем снова отпустили после предъявления документов. В третий раз журналиста задержали вместе с Борисом Немцовым. Но, в отличие от лидера СПС, сразу отпустили.

Отметим, что на этот раз журналистов хотя и задерживали, но не били, как это было в апреле, когда милиция "работала" на предыдущем Марше несогласных. Более того, если сотрудники СМИ предъявляли редакционные удостоверения, их иногда отпускали сразу.

Прогресс налицо.

6. Москва. "Украинцы Москвы" заявили об уничтожении газетного фонда Библиотеки украинской литературы в российской столице.

Региональная общественная организация "Украинцы Москвы" заявляет об уничтожении уникального газетного фонда Библиотеки украинской литературы в Москве.

Киевское агентство УНИАН со ссылкой на пресс-службу организация "Украинцы Москвы" сообщило, что уничтожение фонда началось 19 ноября по приказу директора библиотеки Наталии Шариной без составления каких-либо актов, как того требуют нормативные документы. В фонде хранились годовые комплекты украинских газет на украинском и русском языках за 1988-2006 годы: "Демократическая Украина", "Голос Украины", "Урядовий кур'єр", "2000", "День", "Зеркало недели", "Литературная Украина", "Культура и жизнь" и другие.

Уничтожены также отдельные экземпляры раритетов украинских газет ХIХ-ХХ веков, газеты украинской диаспоры России и других стран, хранившиеся в отделе российской украиники, экземпляры журнала "Український огляд", который издавался многие годы российским и украинским публицистом О.Руденко-Десняком, утверждают "Украинцы Москвы".

По данным пресс-службы этой организации, "преступная акция была проведена рано утром, до прихода на работу сотрудников-украинцев". Газеты погрузили на автомашину, которая вывезла их в неизвестном направлении. Как подчеркнули в пресс-службе, все эти комплекты газет отсутствуют в какой-либо другой библиотеке России, значительная часть из них представляет собой историко-культурную ценность государственного значения для Российской Федерации.

"Украинская общественность рассматривает эту акцию как откровенный антиукраинский шабаш, исключительное проявление агрессивного неуважения по отношению к украинской культуре и украинцам", - отметили "Украинцы Москвы".

7. Приморский край. Цены растут, подписка падает. Продолжение темы.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Почта Приморья вынуждена провести в ноябре второй "день подписчика", снижая стоимость почтовых услуг на 20 процентов.

Это стало следствием катастрофического падения подписки на печатные СМИ. Произошло то, о чем предупреждали все редакторы Приморья, когда только появилась идея подписки через МАП. Ценой неимоверных усилий некоторым газетам удавалось до этого года удерживать тираж, теперь это время кончилось. Тиражи резко покатились вниз. Кроме того, подписчики начали отказываться от вечно опаздывающих дорогих газет и переходят на покупку прессы в киосках.

Практически все редакторы приморских изданий считают, что цены на подписку выросли вследствие появления этого самого Межрегионального агентства по подписке. Это подтверждается цифрами. Вот лишь некоторые данные по подписке на первое полугодие 2008 года. Первая цифра - редакционная (каталожная) цена издания, вторая - фактическая подписная цена для подписчиков, которая включает почтовые расходы, экспедирование и т.п.

"Владивосток": 96 руб. (453,12 руб.), "Утро России": 106,2 руб. (366, 36 руб.), "Конкурент": 117,6 руб. (333,6 руб.), "Комсомольская правда": 435,6 руб. (999,18 руб.), "Ежедневные Новости": 124,08 руб. (289,26 руб.), "Арсеньевские вести": 126 руб. (317,76 руб.), "Золотой Рог": 192 руб. (551,28 руб.), "7 дней в Приморье": 46 руб. (118,85 руб.), "Народное вече": 87,36 руб. (313,32 руб.), "Деловой Золотой Рог" с приложением "Капитал": 300 руб. (753,85 руб.), "Аргументы и факты" с местным выпуском: 178,82 руб. (373,32 руб.), "Жизнь": 181,72 (321,76 руб.).

Ирина Гребнева, редактор "Арсеньевских вестей": "Эта реформа нагадила населению в карман... Результаты предварительной подписки на 1 полугодие 2008 года мы восприняли как крушение". Мария Соловьенко, главный редактор газеты "Народное вече": "Требование (почты) от газеты повторно оплачивать услуги, за которые почта уже получила деньги от подписчиков, является, на наш взгляд, противозаконным, если не мошенническим". Елена Баркова, главный редактор делового издания "Золотой Рог": "По сути дела речь идет о появлении супермонополизированного посредника между почтой и издателями. В этой ситуации естественное преимущество возникает у крупных московских издательских домов".

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни