Дайджест
3 Марта 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 370

ТЕМА НЕДЕЛИ. Доклад "Amnesty International".

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Корреспондента журнала The New Times вторично не пустили в Россию.

РОССИЯ.
1. Санкт-Петербург/Южно-Сахалинск/Новосибирск/Челябинск/Московская область. Журналистов и били, и задерживали.
2. Орел. Исчез тираж газеты.
3. Владимир. Уголовное дело по поводу "путинга" все еще не прекращено. Продолжение темы.
4. Архангельская область. Депутаты просят прокуратуру проверить работу редакции.
5. Сибирский федеральный округ. Журналисты обратились к власти.
6. Республика Карелия. Возвращение телекомпании "Петронет".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в феврале 2008 года.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Тихая кампания.
2. Сокращение ассортимента.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Забайкальский правозащитный центр.

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Доклад "Amnesty International".

Правозащитная организация Amnesty International 26 февраля представила в Лондоне доклад "Российская Федерация: ущемление свободы выражения мнений".

В документе изложены вопросы, связанные с соблюдением прав на свободу выражения мнений, объединений и собраний в России. Организация пришла к выводу, что в последние годы эти три основных права ущемлялись.

Свидетельством тому, считают в Amnesty International, служит история с фондом "Образованные медиа" ("Интерньюс"), когда после задержания его главы Мананы Асламазян в аэропорту "Шереметьево" последовали возбуждение уголовного дела, обыски в офисе, изъятие аппаратуры и документов, а также замораживание счетов НПО (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest327.shtml#week). В результате деятельность фонда была прекращена.

В докладе особо выделен раздел "Наступление на журналистов". Правозащитники отмечают, что слишком медленно расследуется убийство Анны Политковской. После сообщений о задержании нескольких подозреваемых и о предъявлении девятерым из них обвинения нет никакой новой информации о ходе следствия. Кроме того, коллег и представителей НПО, отстаивающих свободу СМИ, не удовлетворили результаты расследования гибели военного обозревателя "Коммерсанта" Ивана Сафронова.

Amnesty International также отмечает, что в последние годы свобода СМИ в России "все жестче ущемляется". В частности, сказались на работе средств массовой информации поправки к закону о противодействии экстремистской деятельности - прокуратура "не раз требовала от радиостанции "Эхо Москвы" предоставить расшифровки программ в связи с предварительным следствием по обвинению в трансляции экстремистских взглядов в эфире". Активно применяются против работников СМИ некоторые статьи Уголовного кодекса - "множество журналистов оказались под следствием по обвинению в разжигании ненависти либо вражды, а также оскорблении и клевете в отношении должностного лица". В докладе также говорится о задержании во время уличных акций выполняющих свои профессиональные обязанности журналистов и о жестоком обращении с ними. "При охране порядка во время публичных мероприятий сотрудники правоохранительных органов обязаны проводить четкое различие между участниками демонстраций и журналистами, освещающими события", - подчеркивается в докладе.

Констатируя, что в РФ "остаётся всё меньше места для инакомыслия, независимых СМИ и деятельности независимых организаций", авторы доклада призвали российские власти соблюдать право на свободное выражение мнения, а также на свободу собраний и объединений. Среди рекомендаций, которые правозащитники предложили властям - устранение недоработок в законе об общественных объединениях и правоприменительной практике; воздержание от применения закона "О противодействии экстремистской деятельности" в целях ограничения работы независимых СМИ и организаций гражданского общества; недопущение произвольного вмешательства сотрудников правоохранительных органов в законную деятельность журналистов и ряд других.


Полный текст доклада Amnesty International "Российская Федерация: ущемление свободы выражения мнений" см.
http://www.amnesty.org.ru/web/web.nsf/32875f903347b75280257171005b696c/
29fa7303b216bb4ec32573fb003595bb/$FILE/Russia_FoE_report.pdf


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
. Корреспондента журнала The New Times вторично не пустили в Россию.

Корреспондента журнала The New Times Наталью Морарь 27 февраля вновь задержали в аэропорту "Домодедово".

Напомним, что в первый раз гражданка Молдовы Н. Морарь, имеющая московскую регистрацию, была задержана в аэропорту "Домодедово" ночью 16 декабря 2007 года, когда она с группой коллег вернулась из Израиля. Сотрудники паспортной службы объяснили свои действия "полученными указаниями". Журналистке удалось вылететь в Кишинев, однако никаких объяснений она получить долгое время не смогла (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest361.shtml#event ). Лишь через месяц Н. Морарь получила официальную бумагу, в которой отказ впустить ее в Россию объяснялся необходимостью "обеспечения обороноспособности или безопасности государства" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest364.shtml#top ).

На этот раз журналистка попыталась вернуться в Россию не только как сотрудник журнала The New Times. Н. Морарь и ее коллега Илья Барабанов 23 февраля зарегистрировали брак в одном из ЗАГСов Кишинева. Н. Морарь, прилетевшая в Россию в качестве жены гражданина РФ, надеялась на законных основаниях автоматически получить право на жительство по месту прописки мужа, однако при прохождении паспортного контроля ее задержали, забрали документы, сообщили о запрете на въезд в Россию и предложили вернуться в Молдавию. Изменение семейного положения Н. Морарь стражей границы не впечатлило - по словам офицеров погранслужбы, "есть другие законы", сообщила радиостанция "Эхо Москвы".

Этот инцидент в "Домодедово" оказался не единственным. Сначала пограничники задержали заместителя главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Владимира Варфоломеева, прилетевшего вместе с Н. Морарь. Его обвинили в нарушении режима особой пограничной зоны, забрали паспорт и пообещали составить протокол об административном правонарушении, а затем, продержав в служебном помещении более часа, провели через границу, вернули документы и отпустили. А затем сотрудники погранслужбы отказались допустить к Н. Морарь ее адвоката Юрия Костанова, хотя он предъявил все документы.

Между тем международный Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) выразил обеспокоенность повторным отказом на въезд в Россию Н. Морарь. "Отказ во въезде журналисту за несколько дней до президентских выборов усиливает беспокойство по поводу свободы слова в России", - отметил в своем заявлении исполнительный директор CPJ Джоэль Саймон. Международная организация "Репортеры без границ" (Reporters sans frontiers) также заявила, что "случай с Морарь подчеркивает, что свобода прессы в РФ остается под угрозой"

Не осталась в стороне и комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, обратившаяся к российским властям с просьбой пояснить, почему корреспондента журнала The New Times не пускают в Россию. Письмо направлено генпрокурору Юрию Чайке, директору ФСБ Николаю Патрушеву и руководителю пограничной службы ФСБ Владимиру Проничеву.


РОССИЯ.

1. Санкт-Петербург/Южно-ахалинск/Новосибирск/Челябинск/Московская область. Журналистов и били, и задерживали.

В последние годы любое массовое мероприятие сопровождается проблемами, которые возникают у сотрудников СМИ при попытках осуществлять свою профессиональную деятельность. Состоявшиеся президентские выборы исключением не стали.

Как сообщил ряд Интернет-ресурсов, на избирательном участке номер 302 в Южно-Сахалинске старшим лейтенантом милиции Коваленко избит журналист издания "Южно-Сахалинск - твоя газета" Павел Абакумов, который вместе с доверенным лицом одного из кандидатов в Президенты Анатолием Чернышовым пытался проверить, нет ли на данном участке нарушений избирательного законодательства.

Проблемы возникли также и у корреспондента химкинской газеты "Вперед" Антона Назарова. Он решил провести эксперимент: позвонил в избирательную комиссию, получил подтверждение, что избиратель имеет право унести бюллетень с собой, а затем попытался это осуществить на избирательном участке 2229 в Химках. Однако милиция не позволила довести задуманное до конца. Сначала журналиста задержали и отправили к председателю комиссии. А затем, как рассказал А. Назаров "Эху Москвы", "милиционеры попытались силой заставить отдать им бюллетень", и начали избивать журналиста.

А вот фотограф из Новосибирска Евгений Иванов отделался двумя протоколами об административном правонарушении - за неповиновение законным требованиям правоохранительных органов и проживание без регистрации. По словам старшего помощника прокурора области Натальи Маркасовой, Иванов производил фотосъемку на избирательном участке и не захотел подчиниться сотрудникам милиции, когда они попросили его прекратить съемку. При проверке его паспорта также выяснилось, что нет штампа о регистрации в Новосибирске. Дело кончилось доставкой фотографа в межрайонный отдел следственного комитета при прокуратуре РФ "для проведения доследственной проверки". Составленные на Иванова протоколы будут переданы на рассмотрение в мировой суд.

В Санкт-Петербурге и Челябинске обошлись без протоколов. По словам координатора Ассоциации "Голос" по Петербургу Надежды Кузнецовой, корреспондентов газеты "Гражданский голос" не пускали на участки "под любым предлогом". В частности, на 58-м избирательном участке сотрудники милиции задержали корреспондента этого издания Тамару Розункову, так как у нее отсутствовала "нотариально заверенная доверенность на представительство". В Челябинске же на избирательном участке номер 803 корреспондент "Гражданского голоса" был задержан и доставлен в центральное РУВД несмотря на то, что предъявил удостоверение газеты и направление от редакции. В ответ председатель избирательной комиссии заявил, что данные документы оформлены не должным образом.

2. Орел. Исчез тираж газеты.

В Орле пропал тираж газеты "Орловская искра". По словам журналиста Валентины Остроушко, в исчезнувшем номере были напечатаны две любопытные статьи: одна - о покупке прокуратурой области постельного белья и махровых халатов на деньги из федерального бюджета, а другая - о связях помощника губернатора с арестованным за хранение оружия и наркотиков известным орловским бизнесменом.

В. Остроушко рассказала, что 27 февраля в 8 часов 10 минут 3 тысячи экземпляров газеты "Орловская искра" были доставлены в почтовую экспедицию, арендующую помещение в здании типографии "Труд", что подтвердил дежуривший в то утро охранник типографии. В 23 часа бригадир экспедиторов пришла за тиражом, однако газеты уже не было. Главный редактор "Орловской искры" Светлана Полянская обратилась в Советский районный отдел милиции с заявлением по факту кражи 3 тысяч экземпляров газеты. Милиция проводит проверку.

В редакции считают, что дело не обошлось без участия руководства типографии. Когда главный редактор утром 28 февраля попыталась встретиться с директором ОАО "Типография "Труд" Г. Вороничевым чтобы выяснить, где могут находиться исчезнувшие номера газеты, охранник типографии ее не пропустил, сославшись на распоряжением начальства: "Сегодня директор Вороничев сказал: "Орловскую искру" к нам не пропускать и от вас ничего не брать".

Отметим, что типография "Труд" уже более двух лет не печатает "Орловскую искру". Отказ поступил после того, как газета начала критиковать деятельность губернатора Егора Строева.

3. Владимир. Уголовное дело по поводу "путинга" все еще не прекращено. Продолжение темы.

Во Владимире продолжается давление на телекомпанию ТВ-6 и ее главного редактора Сергея Головинова.

Напомним, что владимирская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти") в связи с выходом сюжета, в котором митинг владимирских "единороссов" в поддержку В. Путина был назван "путингом" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest363.shtml#top ).

И вот сайт Новости.Ру сообщил: "По квартирам дома, где живет С. Головинов, ходит человек в милицейской форме и, предъявляя служебное удостоверение, интересуется обстоятельствами личной жизни Сергея. Как себя ведет, хулиганит ли, пьет ли, ходят ли к нему иностранцы и так далее. На естественное удивление соседей, а в чем, собственно дело - мы Сергея давно знаем, хороший парень, добрый сосед, да еще и журналист, каждый день его в телевизоре смотрим с удовольствием, человек в форме отвечает: да проблемы у него большие с законом".

А тем временем лингвистический анализ, проведенный по данному делу Гильдией лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (Москва), показал, что признаков уголовного преступления в упомянутом сюжете ТВ-6 нет. В официальном письме за подписью председателя правления "ГЛЭДИС", доктора филологических наук, профессора Михаила Горбаневского, в том числе, сказано: "Очевидных и бесспорных лингвистических признаков преступления, подпадающего под действие статьи 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти"), предварительный анализ (т. е. экспресс-анализ, не являющийся официальной экспертизой) в спорном тексте не выявил".

4. Архангельская область. Депутаты просят прокуратуру проверить работу редакции.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Северодвинске с новой силой разгорелся медийный скандал. Группа депутатов города обратилась в местную прокуратуру с письмом, в котором предлагают прокурорским работникам самым тщательным образом проверить работу газеты "Народный Ревизоръ". Депутаты считают, что газета выпускается силами специалистов по связям с общественностью администрации города, так как учредителями ее являются родственники работников мэрии. А это, как утверждают депутаты, может быть "скрытой формой коррупции, когда, к примеру, чиновниками создаются аффилированные коммерческие структуры, зарегистрированные на родственников или подставных лиц".

Депутаты также посчитали, что 8-полосное издание тиражом 25 тысяч экземпляров, выходящее один раз в неделю - дело дорогостоящее, а реклама, публикующаяся на ее полосах, затрат не окупает. И пришли к выводу, что газета издается за счет средств местного бюджета.

Кроме того, распространением издания, как пишут в письме депутаты, занимается сам руководитель пресс-службы мэрии.

Депутаты разослали свое письмо по всем СМИ и теперь ждут реакции прокуратуры.

5. Сибирский федеральный округ. Журналисты обратились к власти.

Анна Гуртовая,
собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе.

Алтайские журналисты, обеспокоенные участившимися нападениями на работников СМИ, собрали более 80 подписей под открытым обращением в адрес первого заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, полпреда Президента РФ в СФО Анатолия Квашнина, Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, а также министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева и директора ФСБ РФ Николая Патрушева.

"Обратиться к вам нас заставили нападения на журналистов, неоднократно совершавшиеся в Алтайском крае за последние полтора года", - говорится в документе. Особое внимание уделено нападению на главного редактора ИА "Банкфакс" Валерия Савинкова, произошедшему 31 января 2008 года (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest366.shtml#rus1. )

В письме подчеркивается, что "материалы "Банкфакса" зачастую сильно отличаются от официальной версии событий - алтайские власти в последнее время сообщают жителям края отфильтрованную информацию об успехах", а "напоминания о проблемах вызывают резкую негативную реакцию чиновников". Авторы обращения считают, что нападение на В. Савинкова связано с его профессиональной деятельностью, просят "обратить самое серьезное внимание на факты, изложенные в письме" и выражают надежду на "серьезное расследование случившегося".

Обращение, инициированное журналистами ИА "Амител" и "ПолитСибРу", подписали уже более 70 представителей СМИ, представляющие ИА REGNUM, ГТРК Алтай, "Алтайскую правду", "Российскую газету", еженедельник "Континент Сибирь", "Аргументы и факты", "Комсомольскую правду", "Вечерний Барнаул", ИА "Банкфакс", телепроекта "Наши новости", ТВ "Город" и другие.

Текст письма см. http://www.amic.ru/news/?news_id=82216

6. Республика Карелия. Возвращение телекомпании "Петронет".

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.


В Карелии на прошлой неделе начал выходить в эфир пропавший было телеканал "Петронет". После длительного молчания он объявился на канале ТНТ с новостной 10-минутной программой.

Передачи "Петронета" исчезли после того, как между телекомпанией, чья редакция готовила информационный продукт, и владельцами лицензии на вещание "ТВ-6. Москва-Петронет" осенью прошлого года возник финансовый конфликт, до сих пор продолжающийся в судах. Обладатель лицензии на вещание за это время успел создать собственную студию, укомплектовать штат сотрудников и создать новую телекомпанию "ТНТ-Онего". "Петронет", полгода доходивший до зрителя с помощью кабельного вещания, начинает постепенно возвращать утраченные позиции. Правда, уже с совершенно новым творческим коллективом, так как той же прошлогодней осенью все сотрудники (16 человек) покинули телекомпанию, взбунтовавшись против цензуры, введенной генеральным директором кампании. Впрочем, теперь и сам он отстранен от должности учредителями ООО "Петронет" - это случилось буквально на днях. А коллективу был представлен новый гендиректор Ю. Шабанов, до последнего времени работавший советником главы Карелии С. Катанандова.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в феврале 2008 года.

Случаи гибели журналистов - 1 (Елена Шестакова, корреспондент газеты "5 углов", Санкт-Петербург).

Нападения на журналистов - 8 (Павел Пашнов, генеральный директор Агентства бизнес-новостей, Санкт-Петербург; Сергей Рожков, журналист, Краснодарский край; Федор Быстров, главный редактор сайта "Пресс-Волга", Самарская область; Сергей Кузнецов, фотокорреспондент "Новой газеты", Москва; Тимофей Лапин, корреспондент газеты "Кольчугинские вести", Владимирская область; Харви Нил Роберт, тележурналист канала "Russia Today", Москва; Заур Газиев, политический обозреватель еженедельника "Свободная республика" Руслан Габибулаев, телеведущий Республиканской государственной вещательной компании, оба - Махачкала).

Нападения на редакции - 1 (газета "Забайкальский рабочий", Чита).

Подвергнуты цензуре - 2 (газета "Очерский край", Пермский край; НТВ, Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (Игорь Дорофеев, сайт hoolvideo.narod.ru, Самарская область; Владислав Никитенко, редактор газеты "Амурский летописец", Благовещенск - в 2001 году; Михаил Бекетов, главный редактор "Химкинской правды", Московская область; Рустам Губин, генеральный директор газеты "Капитал", Екатеринбург).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 1 (Владимир Верхоланцев, главный редактор газеты "Новости", Пермский край).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 13 (Вацлав Радзивинович, журналист польской Gazeta Wyborcza, в Москве; съемочная группа французского телеканала "ТВ-24" - в Нижнем Новгороде; Сергей Падалкин, редактор газеты "Баррикада", Пенза; Рустам Губин, генеральный директор газеты "Капитал", Екатеринбург; Анастасия Склярова, менеджер газеты "Капитал", Екатеринбург; Магомед Евлоев, владелец сайта "Ингушетия.Ru", Ингушетия; Антон Тюрин, корреспондент СПИА "Свобода", Самарская область; Георгий Бородянский, собкор "Новой газеты", Омск; съемочная группа программы "Вести", Москва; съемочная группа Швейцарского телевидения - в Иркутской области; Наталья Морарь, корреспондент журнала The New Times, в аэропорту Домодедово; Владимир Варфоломеев, заместитель главного редактора радиостанции "Эхо Москвы", в аэропорту Домодедово; съемочная группа РЕН-ТВ, Ингушетия).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 35,
на сумму 138 442 600 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков - 15, удовлетворено - 9,
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 4 760 500 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 10.

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 3 (съемочная группа телекомпании "Ночные новости", Свердловская область; Расуль Ягудин, независимый журналист, Башкортостан; Заур Газиев, политический обозреватель еженедельника "Свободная республика", Махачкала).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Утро России", Владивосток).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 1 (телекомпания НТМ, Ярославль).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 10 (газета "Тольяттинское обозрение", Самарская область; газета "Ярославский район", Ярославль; газета "Псковский рубеж", Псков; газета "Комсомольская правда", Екатеринбург; газета "Марш несогласных", Санкт-Петербург; газета "Трудовая Гатчина", Санкт-Петербург; газета "Марш несогласных", Москва; газета "Орловская искра", Орел; бюллетень "Коммунист Смоленщины", Смоленск; газета "За местное самоуправление", Республика Башкортостан).

Прекращение выхода СМИ - 1 (газета "Заря Тимана", Республика Коми).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 (сайт Компромат.ру).

Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 3 (газета "Тольяттинское обозрение", Самарская область; газета "Новый Петербург", Санкт-Петербург; компьютер Рустама Губина, генерального директора газеты "Капитал", Екатеринбург).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 38.

***

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 7 раз. В частности,

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=856192
http://www.bnkomi.ru/content/view/1067/
http://www.izbrannoe.ru/28269.html
http://khakasia.info/2008/02/27/Reporters_sans_frontiers_obratilis_k_pervomu
_vice_premeru_pravitelstva_rf_dmitriyu_medvedevu.html

http://gzt.ru/society/2008/02/27/220330.html
http://moscor.ru/politika/skovannye_odnim_remnem/
http://openinform.ru/news/survey/01.03.2008/8291


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Тихая кампания.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Отсутствие претензий к СМИ со стороны избирательных комиссий свидетельствует об отсутствии интереса у прессы к избирательной кампании, результаты которой были предсказуемы.

Главная интрига прошедших выборов состояла, разумеется, не в предсказуемом выигрыше кандидата власти. Поэтому довольно вялое течение избирательной кампании и отсутствие серьезного интереса к ней как у публики, так и у СМИ, вполне понятно. Фактически единственный вопрос, который задавали себе осенью прошлого года сторонники и противники действующей власти, это кого Путин и компания назначат преемником и удастся ли им не допустить демократическую оппозицию в парламент страны на думских выборах. После декабря эти вопросы отпали сами собой.

Одним из немногих сюжетов, ожививших плавное течение предвыборной кампании, стало снятие с дистанции на раннем этапе главных кандидатов оппозиции - диссидента Буковского и бывшего премьер-министра Касьянова. Вместо них были допущены представители официальной парламентской оппозиции Жириновский (ЛДПР) и Зюганов (КПРФ), а также Богданов, лидер Демократической партии. Он отличился тем, что, не дожидаясь результатов выборов, поспешил заявить об отсутствии нарушений на избирательных участках. Даже Центризбирком и Общественная палата не стали заявлять о кристальной чистоте выборной процедуры: в конечном итоге, властям легче признать мелкие недостатки, ведь на "бесспорный" результат выборов они не влияют.

Но вернемся к журналистам и их поведению во время предвыборной гонки. Уже на осенних парламентских выборах было отмечено, что многие журналисты приняли правила игры, продиктованные властями. И на президентских выборах число зафиксированных нарушений со стороны СМИ крайне незначительно, как это и произошло, в частности, в Петербурге. Представитель местного Горизбиркома Александр Разживин сообщил Фонду защиты гласности, что не зафиксировано ни одного нарушения законодательства прессой! Вряд ли это означает, что нарушений действительно не было, достаточно посмотреть выпуски региональных новостей, которые спешили вслед за столичными коллегами рассказать об успехах тандема "Путин-Медведев". Но таковые нарушения избирательные комиссии не волнуют.

Казалось бы, что волноваться поборникам свободы слова и защитникам журналистов? Нарушений нет - значит, и наказания никакого. Вот и ладушки, вот и славненько. Однако, если приглядеться внимательнее, спокойствие выглядит угрожающе: оно означает, что большинство СМИ заняли удобную позицию "я - как все", что, в свою очередь, грозит полным единодушием в мыслях, словах и поступках. К чему ведет такое единодушие, представители среднего и старшего поколений могут рассказать. Вот только через большинство газет, журналов, радио- и телеканалов это вряд ли удастся.

2. Сокращение ассортимента.

Виктор Юкечев,
директор Института развития прессы-Сибирь.

Скоро отчетная пресс-конференция нового Президента РФ. Вы наверняка захотите меня поправить: мол, скоро выборы нового Президента России, а затем - его первая пресс-конференция. Ну да, кто б сомневался. Но затем - неизбежно, и это, на самом деле, тоже скоро - его отчет "об успешно проделанной работе". Не каждая страна может похвастаться тем, что ее руководитель (как уходящий Президент РФ В. Путин), на итоговой пресс-конференции, не моргнув глазом, утверждает, что ему "не стыдно перед гражданами", которые дважды за него голосовали. По убеждению нынешнего главы государства, в своей деятельности он "не видит серьезных неудач", ибо "все поставленные задачи достигнуты, все изначальные цели выполнены". Не будем придираться к лексике (это цели достигаются, а не задачи), ибо главное в том, что ассортимент президентских целей и задач оказался по ходу реализации заметно сокращенным. О чем это мы? Да все о том же - о свободе прессы (даже говорить как-то неудобно, ибо кому она, оказывается, нужна, на самом-то деле).

А вспомнилось об этом лишь потому, что главный соискатель должности - Д.А. Медведев - возьми да и проговорись в Красноярске, на экономическом форуме: "Нам надо защищать реальную независимость средств массовой информации, обеспечивающих обратную связь между обществом в целом и органами власти". Как будто это и есть некий "секретный план" Путина-Медведева. Так нет ведь: необходимость "реальной независимости" и ее защиты со стороны государства неоднократно провозглашалась его предшественником и старшим товарищем. Но в перечень достижений почему-то не вошла. Почему же? Впрочем, давайте просто послушаем…

Год 2003-й. По мнению Президента РФ, чтобы обеспечить реальную свободу прессы, необходимо обеспечить возможность экономической независимости средств массовой информации: "И мы настойчиво будем это делать. И всячески будем поддерживать реальную независимость прессы, даже если нам не нравятся те идеи и те мнения, которые высказываются в средствах массовой информации". (Интервью газете "Нью-Йорк таймс").

Год 2004-й. "Свобода прессы - это одна из опор нашего демократического фундамента, гарантия независимости демократического развития, необратимости этих процессов". (Из выступления на церемонии открытия Всемирного конгресса информационных агентств).

Год 2005-й. На большой пресс-конференции Путин утверждал, что для обеспечения независимости средств массовой информации, главное - "это создать им условия для экономической независимости, чтобы они были независимы и от государства, и от олигархических групп", которые, по мнению президента, далеки от соблюдения интересов государства.

Год 2006-й. "…независимая пресса всегда и везде сталкивается с сопротивлением властей, и она должна выбрать для себя: либо она будет преодолевать это сопротивление и оставаться независимой, либо получать подачки от власти - и тогда забыть о своей независимости. С федерального уровня мы постараемся обеспечить независимость прессы, в том числе и на региональном уровне. Мы будем делать это, прежде всего, создавая условия для вашей экономической независимости". (Большая пресс-конференция).

Ну вот, собственно, и все. Можно лишь еще раз вспомнить уже цитируемое выступление ВВП на Всемирном конгрессе информационных агентств (2004): "…Мы на практике создаем правовые возможности для открытости и прозрачности власти. Однако и от СМИ тоже ждем и ответственности, и правдивости. Полагаю, что продуктивным может быть лишь взаимное выполнение этих обязательств как со стороны власти, так и со стороны средств массовой информации".

То ли обязательства эти оказались не обязательными, то ли взаимность не взаимной. Но в победный релиз освобождение прессы не вошло.

Помнится, в далеком уже 2000 году бывший директор Центрального разведывательного управления США Джеймс Вулси, оценивая перспективы развития России, высказал опасение, что Путин уничтожит независимую прессу и гражданские свободы, но не пресечет коррупцию. Ошибся, конечно, ЦРУшник: на самом деле - хотя и не пресек, зато и не уничтожил до конца.

Так вот, не поторопился ли преемник с довольно ответственной формулировкой "нам надо защищать реальную независимость средств массовой информации"? Отчетная пресс-конференция не за горами - и вдруг кто-нибудь из "недозащищенных" полюбопытствует о выполнении.

Опубликовано на сайте: www.sibirp.ru


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Забайкальский правозащитный центр.

Председатель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов: "Забайкальский край зачат наспех и в "антисанитарных" условиях".

1 марта в России образован новый субъект федерации - Забайкальский край. Очередное объединение регионов комментирует председатель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов: "В 2007 году власть провела тотальную "зачистку" территории будущего Забайкальского края от всех неподконтрольных средств массовой информации. В итоге Читинскую область, которую Фонд защиты гласности еще недавно признавал регионом с "относительно несвободными" СМИ, сегодня можно считать территорией, где вся пресса - несвободна".

Полностью материал см. http://openinform.ru/news/survey/01.03.2008/8291

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни