Дайджест
21 Апреля 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 377

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Приостановлен выпуск газеты "Московский корреспондент".

РОССИЯ.
1. Санкт-Петербург. Газета извинилась перед правозащитниками за публикацию "непроверенных сведений".
2. Свердловская область. В Нижнем Тагиле продолжает усложняться ситуация со свободой слова.
3. Москва. Синод запретил распространять "неправильные" газеты.
4. Республика Калмыкия. Газете элистинской мэрии отказано в печатании и распространении.
5. Республика Алтай. Драчливый спикер районного совета публично извинился. Продолжение темы.
6. Волгоград. Журналистов судят за публикацию версий следователей.
7. Екатеринбург. Тревожная тенденция.
8. Липецкая область. Редактора будут судить за клевету.

УКРАИНА. Обращение главного редактора "Объективной газеты": в Украине продолжают избивать неугодных журналистов.

АРМЕНИЯ. Прекращено вещание оппозиционной телекомпании.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Верховный Суд республики исправил ошибку.


--------------------------------------------------------------------------------------------


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Приостановлен выпуск газеты "Московский корреспондент".

Появление в газете "Московский корреспондент" 11 апреля статьи о предстоящем браке слагающего свои полномочия Президента РФ с депутатом Госдумы Алиной Кабаевой не осталось без последствий.

Сначала пресс-секретарь депутата Елизавета Овчинникова заявила о намерении А. Кабаевой судиться с изданием. "Если вы не напишете опровержение, мы будем подавать в суд. Мы соблюдем все юридические процедуры", - заявила она сотруднику "Московского корреспондента". Но сообщить, что именно требуется опровергнуть, пресс-секретарь отказалась.

Затем последовали более жесткие действия - 16 апреля редакцию газеты посетили сотрудники неопознанной силовой структуры. Расположившись в кабинете главного редактора, они стали вызывать "для беседы" всех причастных к скандальной публикации. Пришельцев интересовало, откуда появилась информация, распространенная газетой. После опроса сотрудников "Московского корреспондента" гости покинули помещение редакции, не забыв пригласить с собой главного редактора Григория Нехорошева. Впечатление от визита у журналистов осталось тягостное. Мало того, что издание имеет проблемы с распространением - по каким-то причинам газету очень трудно найти в киосках - так теперь могут возникнуть и более серьезные проблемы, считают в редакции.

Тем временем владелец газеты Александр Лебедев в эфире радиостанции "Эхо Москвы" не исключил, что упомянутая статья - "может быть, и "утка". Однако наказывать редакцию издания он не собирается. "Коллектив должен сам нести за себя ответственность", - заявил А. Лебедев.

И проблемы появились. Главный редактор ушел в отставку, а выпуск газеты был приостановлен. По словам гендиректора "Национальной медиакомпании" Артема Артемова, исключительно по финансовым соображениям - затраты на выпуск газеты "превышают тот изначальный план затрат, который был установлен около полугода назад", - заявил "Эху Москвы" глава структуры, финансирующей издание. Так что приостановка выпуска "Московского корреспондента" формально вроде бы никак не связана с публикацией материалов, касающихся личной жизни действующего Президента РФ. А. Артемов не исключил также возобновление выпуска газеты, если "будет предложена новая концепция".

А пока сотрудники издания пребывают в растерянности, плохо понимая, что происходит, и ожидая дальнейшего развития ситуации.


РОССИЯ.

1. Санкт-Петербург. Газета извинилась перед правозащитниками за публикацию "непроверенных сведений".

Газета "Невское время" по требованию организации "Гражданский контроль" 18 апреля напечатала опровержение сведений, содержащихся в опубликованной этим изданием 8 апреля статье "Голландский сыр бывает только в мышеловке".

Сообщив, что в этом материале содержатся "ряд непроверенных и несоответствующих действительности фактов, которые создают искаженное представление о деятельности организации "Гражданский контроль", редакция газеты принесла извинения этой правозащитной организации и ее председателю Борису Пустынцеву лично.

Кроме того, опровергаются сведения о том, что голландский фонд МАТРА проводил в "Гражданском контроле" семинары, "коими ведал" один из сотрудников МИД Нидерландов. На самом деле мероприятия проводились не голландцами, а по инициативе ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области силами самих сотрудников ГУВД при содействии упомянутой общественной правозащитной организации, предоставившей помещение для одного из семинаров. Утверждение автора статьи о том, что в ходе этих мероприятий "иностранцы получили прямой доступ к базе данных личного состава, разобрались в методах и приемах наших правоохранительных звеньев", также не соответствует действительности. Голландцы, предоставившие финансирование для одного из проектов, не имели и не искали доступа к документам или файлам МВД - "Гражданский контроль" утверждает, что этого, естественно, не допустил бы.

Также опровергаются сведения о том, что "в июне прошлого года "Гражданский контроль" провел конференцию и ролевую игру для федеральных районных судей, а равно адвокатов и правозащитников по толкованию закона РФ "О митингах, собраниях и массовых шествиях". На самом деле в указанное время "Гражданский контроль" проводил конференцию по теме "Порядок обращения в Европейский суд по правам человека". Сведения о том, что "организаторы сего действа, настойчиво доказывая, будто нынешние нормативно-правовые акты противоречат российской Конституции, призывали жрецов Фемиды "не идти на поводу у местных властей", а выносить вердикты во славу митингующих и бунтующих", также не соответствуют действительности, сообщается в опубликованном опровержении.

2. Свердловская область. В Нижнем Тагиле продолжает усложняться ситуация со свободой слова.

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

Редактор "Тагильского рабочего" Владимир Инжеватов снял из макета номера заметку корреспондента Вероники Чернявской о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудницы мэрии Надежды Смирновой. Через три дня после этого инцидента Инжеватов был представлен коллективу, как новый первый заместитель директора "Тагил-пресс" (структура, подконтрольная городской администрации и курирующая всю прессу мэрии).

Глава администрации губернатора Свердловской области Александр Левин, кстати, член Союза журналистов России, назвал несусветной глупостью решение Инжеватова. "Кто занимается такими глупостями - неумный человек. После подобного антирейтинг будет колоссальный. Если заметка снимается из уже сверстанного номера - это вообще безумие. Вы знаете, я всегда стоял за свободу слова. Если информацию дали в прокуратуре, официально ее подтвердили, а редактор ее снимает - это непрофессиональный руководитель", - заявил А. Левин.

В связи с этим ЧП свердловское отделение Союза журналистов призвало все СМИ региона помочь нижнетагильским коллегам в освещении жизни в городе. "Сейчас, когда информация в городе блокируется, прямо вырезается, мы просим поддержать коллег и рассказывать о событиях в Нижнем Тагиле в екатеринбургских и других средствах массовой информации", - заявил Дмитрий Полянин, председатель правления Свердловского творческого Союза журналистов. Его призыв уже поддержали более 30 журналистских коллективов.

Журналисты Нижнего Тагила тем временем выступили одними из инициаторов создания НКО "Город без коррупции".

3. Москва. Синод запретил распространять "неправильные" газеты.

В Москве 15 апреля под председательством Патриарха Алексия II прошло заседание Священного Синода Русской православной церкви, на котором принято любопытное решение. Обсудив "деятельность издания "Дух христианина", участники заседания постановили "считать невозможным" распространение этой газеты. Запрет касается "подведомственных" Русской православной церкви территорий - издание нельзя распространять "в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках", - сообщает сайт "Патриархия.Ру".

Церковным начальникам на местах "поручено взять под ответственный контроль выполнение этого постановления".

В немилость "Дух христианина" попал в связи с тем, что духовные пастыри сочли неправильными материалы о различных событиях церковной жизни, а также тексты, "уничижительно говорящие о церковной иерархии" и "государственных руководителях России". Кроме того, "Патриархия.Ру" подчеркивает, что "неприятие современной российской государственности сочетается в газете с "предсказанием" общественных катаклизмов.

Участь "Духа христианина" разделило и другое издание, газета "Пасха Третьего Рима", выходящая в Нижегородской области. По словам архимандрита Кирилла (Покровского), издающий эту газету диакон Владимир Борзунов был давно отправлен за штат и "находится в постоянной оппозиции" к РПЦ.

Что ж, на критические публикации участники Синода среагировал вполне по-большевистски - запретом на распространение изданий. Так что хорошо еще, что церковь в России отделена от государства, иначе запретных изданий могло бы стать гораздо больше.

Хотелось бы уточнить, как "постановление" Священного Синода соотносится с российским законодательством? И не только с Федеральным Законом "О СМИ", но и с Уголовным Кодексом РФ, в частности, со статьей 144 ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста")?

4. Республика Калмыкия. Газете элистинской мэрии отказано в печатании и распространении.

Муниципальная газета "Элистинская панорама" пострадала в результате политического конфликта главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова и мэра Элисты Радия Бурулова.

Заместитель главного редактора "Элистинской панорамы" Вера Брезгина рассказала, что издание пришлось печатать в Волжском (Волгоградская область), так как единственная в республике типография "Джангар" отказалась принимать газету в печать. В типографии отказ от печатания объяснили существующей задолженностью за прошлые годы. Но мировое соглашение по урегулированию задолженности, подписанное редакцией и полиграфическим предприятием, выполняется согласно графику, и текущей задолженности нет. В телефонном разговоре с главным редактором "Элистинской панорамы" Борисом Бастаевым генеральный директор типографии "Джангар" Геннадий Лиджеев заявил, что не может гарантировать печать тиража даже в случае полного погашения долгов. "Ты же меня понимаешь. Ничего гарантировать не могу", - сказал Г. Лиджеев.

По мнению советника мэра Элисты по работе со СМИ Анжелики Гурской, причина отказа в печати тиража заключается в том, что газета "Элистинская панорама" осталась единственным информационным ресурсом, отражающим позицию городского главы Р. Бурулова. "Я не сомневаюсь в том, что руководитель типографии действует под нажимом главы республики Кирсана Илюмжинова", - заявила Гурская корреспонденту ИА REGNUM.

Отметим, что отказ от печатания "Элистинской панорамы" - не единственное последствие конфликта главы республики с мэром столицы. В течение нескольких месяцев журналисты этого издания не могут получить информацию в большинстве республиканских ведомств, не приглашаются на официальные мероприятия, в том числе заседания правительства и парламента республики. Кроме того, в скором времени, как считают в Элисте, от сотрудничества с редакцией городского издания может отказаться "Роспечать", а филиал "Почты России" уже это сделал - без всяких объяснений. По словам А. Гурской, в редакцию "Элистинской панорамы" поступают телефонные звонки с угрозами и напоминанием об убийстве редактора оппозиционной газеты "Советская Калмыкия сегодня" Ларисы Юдиной. А бывшему главному редактору газеты "Элистинская панорама" Виктору Мучеряеву пришлось уйти с занимаемой должности после того, как однажды поздно вечером к нему приехали молодые люди, представившиеся сотрудниками милиции. Они "уговорили" В. Мучеряева, написать заявление об уходе, приведя в качестве аргумента статистику несчастных случаев в связи с неосторожным обращением с бытовым газом.

Однако проблемы официального печатного органа мэрии не оставили равнодушными коллег. Журналистов "Элистинской панорамы" поддержал коллектив газеты "Ленинский путь", выразивший готовность публиковать материалы попавшего в опалу издания.

5. Республика Алтай. Драчливый спикер районного совета публично извинился. Продолжение темы.

Сергей Михайлов,
Горно-Алтайск.

Как нам сообщил депутат Республики Алтай Чагаш Бардин, председатель Онгудайского районного совета Эдуард Текенов принес публичные извинения корреспонденту газеты "Листок" Валерию Панину за инцидент, произошедший 26 марта. Напомним, что в тот день г-н Текенов пообещал В. Панину сделать того инвалидом и "выколоть глаза", а затем набросился на журналиста и нанес несколько ударов в область груди и головы (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest374.shtml#rus3 ).

При разговоре, кроме Валерия Панина и Эдуарда Текенова, присутствовал Чагаш Бардин и ещё три человека. Принося извинения, Эдуард Текенов сказал, что он, мол, "погорячился". Валерий Панин принял извинения, и стороны решили, что конфликт на этом исчерпан.

Ранее, как мы уже сообщали, господин Текенов отрицал факт побоев и называл заявление Валерия Панина о нападении клеветой.

6. Волгоград. Журналистов судят за публикацию версий следователей.

Евгений Калинин,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В производстве Центрального районного суда находится дело по иску о защите чести и достоинства президента группы компаний "Диамант" Олега Михеева. Ответчиками по иску стали ГУВД по Волгоградской области, учредитель информационного агентства "Высота-102" - ООО "Содружество волгоградских журналистов "Остров", главный редактор газеты "Деловое Поволжье" Анна Степнова, корреспондент регионального выпуска газеты "Коммерсант" - Нижнее Поволжье" Александр Васильев и главный редактор информационного агентства "Высота-102" Александр Осипов.

Претензии истца вызваны публикацией на сайте "Высота-102" в сентябре-октябре 2007 года ряда статей, основанных на материалах уголовного дела, которое велось в то время в ГУВД Волгоградской области в отношении Михеева. Ему, в частности, вменялось уклонение от уплаты налогов. Из искового заявления невозможно понять, идет ли речь о собственных материалах информационного агентства, или же о перепечатках из газет "Коммерсант" - Нижнее Поволжье" и "Деловое Поволжье", что в принципе исключает ответственность ИА "Высота-102". Также непонятно, почему в качестве ответчиков привлечены А. Степнова и А. Васильев. Истец требует опровержения обширного списка сведений из упомянутых публикаций, касающихся его предпринимательской и политической деятельности, не делая при этом различий между собственно сведениями и оценочными мнениями. Кроме того, истец просит взыскать с журналистов и СМИ, не указывая конкретных долей, общую сумму в возмещение морального вреда в размере 200 000 рублей, а от ГУВД требует прислать ему извинения.

Следует отметить, что не в первый раз Центральный районный суд Волгограда принимает исковые заявления, оформление которых не соответствует требованиям процессуального закона. В частности, не указаны полные данные ответчиков - физических лиц, не указаны их адреса. А копия искового заявления для Васильева направлена судом в адрес издателя газеты "Коммерсант" - Нижнее Поволжье" - ЗАО "КоммерсантЪ" в Волгограде", которое возвратило суду этот документ со ссылкой на то, что Васильев в этой организации не работает, и копию иска поэтому ему вручить невозможно.

Кроме того, этот суд ранее удовлетворил аналогичный иск о защите деловой репутации, предъявленный ООО "Бронко-М" к тем же ответчикам за публикацию версий следственного отдела ГУВД. Причем дело было рассмотрено в отсутствие одного из ответчиков, который в то время находился на больничном.

7. Екатеринбург. Тревожная тенденция.

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

В Екатеринбурге продолжает сужаться информационное пространство. С начала года перестала выходить в свет газета "Товарный рынок", чьи сотрудники пополнили списки безработных журналистов. Идут массовые сокращения в некогда самой популярной телекомпании "4 канал", при этом передача "Стенд", чьим ведущим является неоднократный лауреат "Тэффи" Евгений Енин, передвинута в эфире с прайм-тайм на 23.30.Другая местная телекомпания ЦТУ, транслировавшая собственные выпуски общественно-политических и спортивных новостей, полностью прекратила вещание.

При этом газетный рынок города в общем-то невелик, на нем представлены в основном старые брэнды вроде "Уральского рабочего", "Вечернего Екатеринбурга", "Областной газеты", в то время как хорошо стартовавшие проекты вроде "Вечерних ведомостей", "Подробностей", не получавшие в отличие от вышеперечисленных изданий ни рубля господдержки, в недавнем прошлом оказались закрыты. К тому же многочисленные телеканалы - их в Екатеринбурге семнадцать - сейчас заполнены в основном развлекательными шоу либо просто ретранслируют сигналы столичных вещателей.

Такая тенденция не может не тревожить.

8. Липецкая область. Редактора будут судить за клевету.

Светлана Мащенкова,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Липецкое региональное управление следственного комитета при прокуратуре РФ направило в суд уголовное дело в отношении главного редактора областной газеты "Факты с аргументами", депутата Елецкого горсовета Николая Соколова. Его обвиняют по двум статьями УК РФ - статье 129 ("Клевета") и статье 130 ("Оскорбление").

По мнению прокуратуры, Н. Соколов оклеветал и оскорбил мэра города Ельца Виктора Соковых, названного в одной из его статей "подлецом". Публикация, приведшая к судебному разбирательству, в газете "Факты с аргументами" появилась не впервые. Критические материалы Соколова неоднократно становились предметом судебного разбирательства между депутатом Елецкого горсовета, журналистом, редактором и мэром города Ельца. Наблюдатели, в том числе и в профессиональной журналистской среде, отмечают, что редактор часто действительно "перегибал палку" в критике регионального и местного руководства.

По материалам газеты "Коммерсант".


УКРАИНА. Обращение главного редактора "Объективной газеты": в Украине продолжают избивать неугодных журналистов.

"16 апреля 2008 года в помещении редакции "Объективной газеты" сотрудниками Первомайского РОВД города Черновцы был избит и задержан, якобы по решению суда, Довгешко Владимира Максимович, 1940 года рождения, журналист, инвалид 2 группы. Истинной причиной задержания, по нашему мнению, являлась принципиальная гражданская позиция известного далеко за пределами Украины журналиста с более чем 40-летним стажем.

После ряда публикаций, посвященных коррупции в органах местной власти и правосудия, в органах внутренних дел (о продаже буковинских детей, как доноров человеческих органов, о махинациях должностных лиц с недвижимостью, о неприкрытом воровстве и разбазаривании государственных средств органами МВД и прокуратуры), против Довгешко В. М. было сфальсифицировано уголовное дело на основании показаний сотрудников милиции и лжесвидетельств. На основании этого ему было предъявлено обвинение и взята подписка о невыезде.

После этого Довгешко В.М не покидал территории областного центра. Суд был назначен на 23 апреля 2008 года. Понятно, что этот спровоцированный суд был бы выигран журналистом, что послужило бы причиной для новых разоблачительных публикаций. Понимая это, органы МВД решили "сломать" журналиста до суда, упрятав его в "камеру пыток". На мои обращения в органы МВД, прокуратуру, к руководству СИЗО, ИВС города Черновцы я получаю ответ, что гр. Довгешко В.М. у них не находится. Вот уже вторые сутки я не имею информации о месте нахождения журналиста газеты и просто моего отца.

Считаю, что в Черновицкой области сложилась обстановка, в которой органы МВД действуют, как инструмент устрашения и усмирения неугодных, а прокуратура "закрывает глаза" на нарушение элементарных прав граждан и Конституции Украины, но при этом создает видимость "бурной" деятельности в виде бумагомарательства.

Слова Президента Украины о демократии и свободе слова для этих деятелей пустой звук. Обращаюсь ко всем журналистам, к СМИ Украины за помощью и поддержкой.

С уважением и словами благодарности за понимание.

Главный редактор "ОГ" Сергей Довгешко.

zavtra.com.ua

АРМЕНИЯ. Прекращено вещание оппозиционной телекомпании.

В среду, 16 апреля, судебные приставы в соответствии с постановлением Кассационного суда Армении демонтировали телетрансляционное оборудование телекомпании "ГАЛА" (город Гюмри). В результате вещание канал было прекращено.

Руководство телеканала намерено обратиться в Европейский суд по правам человека, передает "Радио Свобода".

"Спонтанные действия сотрудников службы принудительного исполнения судебных актов дают повод полагать, что лишение эфира нашей телекомпании является для властей задачей номер один", - говорится в распространенном заявлении телекомпании.

Как отмечают местные СМИ, проблемы у армянской телекомпании начались в прошлом году после трансляции выступления на митинге одного из лидеров оппозиции, экс-президента Левона Тер-Петросяна. В марте налоговая инспекция оштрафовала телекомпанию на 90 тысяч долларов, тогда зрители собрали нужную сумму. 7 апреля неизвестные подожгли антенну телекомпании.

Использованы материалы ИА Регнум и Regions.Ru.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Верховный Суд республики исправил ошибку.

Верховный Суд Республики Хакасия поддержал Общество защиты прав потребителей "Правовед", изменив решение Абаканского городского суда и удовлетворив в полном объеме требования Межрегиональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей "Правовед" (осуществляющего юридическую поддержку Комитета 29 - см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest366.shtml#gdf2 ).

В декабре прошлого года за помощью в Общество обратился гражданин, просивший защитить его права. Общество обратилось в Абаканский городской суд, который вынес решение, взыскав в пользу потребителя неустойку и компенсацию морального вреда. Однако суд отказал взыскать с ответчика пользу МРОО "Правовед" оплату услуг представителя. Не согласившись с решением Абаканского городского суда и ссылаясь на ст. 106 АПК РФ (к судебным издержкам относятся ..., расходы на оплату услуг адвокатов), юристы Общества обратились с кассационной жалобой в Верховный суд Республики Хакасия, который отменил в части решение Абаканского городского суда и взыскал в пользу Общества стоимость услуг представителя, в сумме 10 тысяч рублей.

"Это решение Верховного Суда было для нас долгожданным, пролившим свет на будущее нашей организации. Теперь мы сможем смело идти в будущее, не отбирая клиентов по степени значимости их дел, а помогать всем. Хочу поблагодарить судью Абаканского городского суда, разделившую нашу правовую позицию, Ларису Паксимади, которая несмотря на настроения других судей, поддержала нас в трудную минуту. Ранее ее решение было отменено в Верховном суде РХ. Это было первое рассмотрение кассационной инстанцией. Отдельно благодарю представителей Верховного суда РХ, разобравшихся в правовой позиции и поддержавших наше Общество, вовремя исправляя ошибки порочной практики. Я считаю, что такое возможно только в том суде, где правильно организована работа, за что и благодарю Председаталя Верховного Суда РХ Сергея Викторовича Потапенко", - заявил руководитель СПЦ Дмитрий Ланцов.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни