Дайджест
1 Ноября 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 405


РОССИЯ.
1. Республика Калмыкия. Оппозиционное издание решили проверить "на предмет наличия признаков экстремистских высказываний". Продолжение темы.
2. Москва. Эхо войны.
3. Республика Марий Эл. Судебные приставы поблагодарили журналиста. И попросили не печатать понравившуюся им статью.
4. Республика Карелия. Сколько стоит правительственный телеканал?

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2008 года.

НАШИ КОММЕНТАРИИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Для чего нужны газеты-двойники.
2. Чиновничья улита против закона о СМИ.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Заявление Правозащитного совета Санкт-Петербурга по поводу ситуации, сложившейся вокруг Института региональной прессы.
2. Премия Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство".

--------------------------------------------------------------------------------------------

РОССИЯ.

1. Республика Калмыкия. Оппозиционное издание решили проверить "на предмет наличия признаков экстремистских высказываний". Продолжение темы.

В республиканском Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций вспомнили про газету "Советская Калмыкия". Нет, не в связи с тем, что издание вынуждено печататься за пределами республики. И не потому, что ему отказано в распространении. Просто инициатива территориального Управления Россвязькомнадзора стала одним из последних аккордов кампании против журналиста Семена Атеева, опубликовавшего в "Советской Калмыкии" критическую статью.

Еще в сентябре в подконтрольных властям Калмыкии СМИ началась травля публициста, президента Калмыцкого правозащитного центра Семена Атеева. В учреждениях республики проводились собрания, организаторы которых требовали призвать к ответу С. Атеева за опубликованный им в газете "Советская Калмыкия" материал "Лицедеи" с критикой в адрес первых лиц России и Калмыкии. Журналиста обвиняли в предательстве, сотрудничестве с "западными спецслужбами", национализме. Оппоненты С. Атеева также утверждали, что статья "Лицедеи" опубликована "по заданию и на деньги Запада" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest398.shtml#rus6 ).

А теперь, видимо, настал черед применить антиэкстремистское законодательство. И Россвязькомнадзор обратился в Гильдию лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам с просьбой провести "анализ указанной статьи на предмет наличия признаков экстремистских высказываний". Однако, похоже, здесь гонителей С. Атеева ждет разочарование. Во всяком случае, председатель правления Гильдии профессор Михаил Горбаневский заявил Фонду защиты гласности, что "предварительный анализ статьи "Лицедеи" явных признаков нарушения статьей УК РФ и закона о противодействии экстремизму не выявил".

Кстати, в ближайшее время статьи С. Атеева будут оцениваться членами жюри премии имени А. Сахарова "За журналистику как поступок" - журналист принял решение участвовать в конкурсе, и его работы были приняты к рассмотрению.

2. Москва. Эхо войны.

Грузинским журналистам запретили присутствовать на премьере документального фильма о событиях в Южной Осетии "Война 08.08.08. Искусство предательства", которая состоялась 28 октября в кинотеатре "Художественный". Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщила журналист грузинского телеканала "Рустави 2" Тамара Нуцубидзе.

По ее словам, на премьеру, которая назначена на 13 часов, надо было аккредитоваться до 11 часов, что и сделали две грузинские телекомпании. "Нам перезвонили, сказали, что мы аккредитованы, можем прийти и нормально поработать", - рассказала она. Однако потом на мобильный Т. Нуцубидзе последовал звонок. Ей сообщили, что руководство кинотеатра "опасается провокации" со стороны грузинских журналистов, так как на презентацию будет приглашена южноосетинская диаспора, и просит их "вообще не приходить туда".

"Мы все равно хотим приехать на место и услышать от руководителей, какие провокации мы можем провести. Нам это очень интересно", - заявила Т. Нуцубидзе.

В результате все кончилось мирно - когда журналисты грузинских телеканалов "Рустави 2" и "Имеди" пришли в кинотеатр. им позвонила та же девушка, которая ранее предупредила, что лучше не приходить. "Она извинилась за руководство кинотеатра и сказала, что это было очень неэтично - такого рода высказывания по отношению к журналистам, и нас впустили", - сказала Т. Нуцубидзе.

По материалам "Эха Москвы".

3. Республика Марий Эл. Судебные приставы поблагодарили журналиста. И попросили не печатать понравившуюся им статью.

Статья, рассказывающая об ошибках налоговых служб и бедах судебных приставов, не дошла до читателя. Выходу публикации в свет помешали представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл и Инспекции ФНС России по Йошкар-Оле. По сути, руководитель отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Валентина Мотовилова и ее коллеги вмешались в допечатный процесс и вынудили журналистов снять публикацию.

Представитель "Российской газеты" в Марий Эл Татьяна Желонкина рассказала, что она обратилась в йошкар-олинскую инспекцию за комментариями. Накануне журналист совместно с Йошкар-олинским городским отделом судебных приставов подготовила материал о том, что примерно половина судебных решений по налоговым должникам не может быть исполнена, так как каждый второй неплательщик при проверке ССП оказывается добропорядочным гражданином. Судебные приставы считают, что причина кроется в отсутствии единой электронной базы в йошкар-олинской налоговой инспекции. Поэтому до суда доходят неточные сведения и, как следствие, должниками признаются граждане, которые не являются таковыми.

В службе судебных приставов статью утвердили, и даже поблагодарили журналиста за правильное понимание сути проблемы. Каково же было удивление автора материала, когда в ответ на просьбу дать комментарии налоговики обвинили ее в неверном изложении фактов. Как оказалось, вопрос о 2,5 тысячах несуществующих должников - это внутреннее дело налоговой службы и службы судебных приставов, а статья в таком виде подрывает репутацию налоговых органов в целом.

Поскольку журналист и редакция регионального представительства осталась при своем мнении, налоговики решили действовать через службу судебных приставов. Неизвестно, как строился разговор между "дружественными" службами, но через несколько часов корреспонденту, а затем и в редакцию, звонили приставы с просьбой не отправлять материал в печать. Приставы обещали через неделю предоставить более полную фактуру. К слову, дополнительные сведения от ССП и официальный комментарий от Управления Федеральной налоговой службы по РМЭ так и не были представлены.

Сама автор статьи считает, что в данной ситуации был нарушен закон "О СМИ". Сотрудники налоговых органов грубо вмешались в процесс подготовки статьи для "Российской газеты". В первую очередь пострадали читатели газеты, ведь именно их незаконно ограничили в получении актуальной информации.

4. Республика Карелия. Сколько стоит правительственный телеканал?

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Власти готовы оцифровать карельских телезрителей, правда, размер бюджетных трат на создание правительственного телеканала скрывают от граждан.

Правительство Карелии приняло решение о создании республиканской телерадиовещательной компании "Сампо". Одна из причин такого решения -недостаточный объем вещания, который ГТРК "Карелия" (подразделение ВГТРК "Россия") может предоставить под освещение жизни республики. Недельная норма информационного вещания, определенная Москвой для Карелии, составляет 2,5 часа. Существует только одна телепередача, финансируемая за счет республиканского бюджета, дающая журналистам возможность подробно освещать республиканские события.

Губернаторский телеканал - так уже именуют журналисты ГТРК "Сампо" - предложено формировать на базе существующего телевизионного предприятия "Петронет", контрольный пакет акций которого принадлежит правительству республики. Решением органов республиканской власти создана группа управления в числе 10 человек, которая должна будет решить в ближайшие несколько месяцев все правовые и организационные вопросы, и запустить проект в работу. Во сколько обойдется губернаторская инициатива, никто из представителей республиканской власти не может сообщить журналистам, делаются лишь заявления, что деньги это вроде бы небольшие и будто бы их обещал выделить Карелии федеральный центр в рамках федерального проекта создания цифрового телевидения в России.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2008 года.

Нападения на журналистов - 3 (Георгий Уралов, Вадим Белов, оба - журналисты газеты "Неделя.РУ", Пермский край; Иван Степанов, корреспондент газеты "Аргументы и факты" - Урал", Екатеринбург).

Нападения на редакции - 1 (офис ИА "Накануне.RU", Екатеринбург).

Подвергнуты цензуре - 2 (МТРК "Мир"; "Любимая газета", Пенза).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 2 (сайт "Ингушетия.Ru"/"Ингушетия.Org"; Александр Проханов, главный редактор газеты "Завтра", Москва).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 2 (Юрий Пасечный, редактор "Нашей газеты", Пензенская область; Александр Люосев, главный редактор газеты "Княжпогостские вести", Республика Коми).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 6 (Виталий Удалов, оператора сайта информационной поддержки малого бизнеса Петербурга, 2 раза, Санкт-Петербург; Екатерина Арбузова и Дмитрий Дитриев, журналисты газеты "Конкурент", Иркутск; Ирина Тихонова, бюллетень информационного агентства "Псковское бюро новостей", Псков; Евгений Титов, корреспондент "Новой газеты", Республика Адыгея).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 16
на сумму 3 547 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков - 17, удовлетворено - 12, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 370 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 40

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 5 (репортеры "Новых Известий", Москва; Георгий Уралов, Вадим Белов, оба - журналисты газеты "Неделя.РУ", Пермский край; Евгений Титов, корреспондент "Новой газеты", Республика Адыгея; Владимир Кантемир, редактор газеты "Вечорка", Чита).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Живая шляпа", Московская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 1 ("Нижнеодесская газета", Республика Коми).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 1 (телеканал "Первый Пермский", Пермь).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 3 (газета "Коммерсант" - Волга", Астрахань; газета "Листок", Республика Алтай; газета "Комсомольская правда" - Байкал", в Иркутской области).

Прекращение выхода СМИ - 3 (газета "Новый Архангельск", Архангельск; газета "Москва: инструкция по применению", Москва; газета "Московский корреспондент", Москва).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 5 (сайт Союза правых сил; сайт "Гражданской силы"; сайты ufagub.com и ufagub.org, Башкортостан; сайт ИА "Великий Новгород.ру").

Выход изданий-двойников - 3 (газета "Читай - Теленеделя", Ростовская область; газета "Наша версия", Саратов; газета "Народное вече", Владивосток).

Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 3 (компьютеры издательства "Пенаты", выпускающего газету "Минуты века", Санкт-Петербург; фотокамера журналиста Виталия Черкасова, Чита; фотокамера корреспондента "Новой газеты" Евгения Титова, Республика Адыгея).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 33


НАШИ КОММЕНТАРИИ.

Государственная дума начинает рассмотрение закона о создании наблюдательных советов за нравственностью на телевидении. Президент ФЗГ Алексей Симонов прокомментировал это сообщение сайту "Новости СМИ":

- Этот вопрос надо рассматривать в контексте сегодняшнего дня. Сейчас практически на телевидении идеологический контроль не сможет нанести ущерба информационной составляющей телевидения, поскольку ТВ перестало информировать население, оно его дурачит. Не видя закона, я не могу его оценивать. С моей точки зрения, любой вид контроля, в принципе, не нужен. Но, в сегодняшних условиях, я вполне допускаю, что этот совет сможет остановить хоть какую-то часть того навала грязи и гадости отрицательных эмоций и компромата, которые обрушиваются на человека с телевизионного экрана. Однако, я думаю, что идея эта достаточно запоздала, потому что эту работу проделает грядущий кризис. Как только ТВ перестанет получать то количество рекламы, на которую оно сегодня "жирует", все вспомнят о том, что в их собственных складах лежат десятки и сотни замечательных фильмов по культуре, сделанных в предыдущие годы, которыми они не пользуются из-за погони за рейтингом. В принципе, кризис должен оказать отрезвляющее воздействие на ТВ, с моей точки зрения.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Для чего нужны газеты-двойники.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Министерство здравоохранения Ростовской области подало иск к газете "Читай - Теленеделя" о защите чести, достоинства и деловой репутации своего ведомства. В последнее время эта газета подвергается нападкам с самых разных сторон.

Самая популярная в городе Азове и Азовском районе газета "Читай - Теленеделя", несмотря на свое аполитичное название, все десять лет своего существования публикует острые материалы по самым актуальным проблемам местной жизни. В частности, редакция борется против закрытия онкологического отделения в азовской больнице и увольнения высококвалифицированных врачей, которые там работали.

В одной из последних публикаций автор статьи допустил, по мнению министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, выражения, оскорбительные для ее ведомства. Министерство подало иск в Азовский городской суд с требованием взыскания с редакции морального вреда в сумме 50 000 рублей и публикации в газете опровержения.

Как заявил Фонду защиты гласности редактор "Читай -Теленеделя" Юрий Голубев, в последнее время на его газету не прекращаются нападки самого разного рода. С июня месяца в Азове распространяется газета-двойник "Читай - Азов", скопировавшая стиль оформления и верстку оригинала - газеты "Читай - Теленеля". Основным содержанием издания, учредителем которого является физическое лицо - предприниматель Тимур Чумак - являются нападки на Юрия Голубева и его газету.

- Нередко дело доходит до прямых оскорблений в мой адрес и даже в адрес моей жены, - говорит Юрий Голубев. - В одном из номеров "Читай-Азов" была опубликована моя фотография рядом с фотографией Гитлера и приведены выдержки из книги "Майн Камф" как доказательство того, что я придерживаюсь фашистских взглядов. Прокуратура, куда мы обратились, вынесла предупреждение газете "Читай-Азов" по этому поводу. Я убежден, что такие нападки на нашу газету, в несколько раз превышающую своими тиражами издания азовских районных и городских органов власти, связаны с тем, что через год будут проходить выборы глав администраций городов и районов области. И очень важно заранее зачистить информационное пространство от нелояльных СМИ. А я, тем более, занял на последних выборах мэра Азова второе место…

По словам Юрия Голубева, он уже подготовил заявление о клевете и оскорблениях в газете-двойнике "Читай-Азов".

Фонд защиты гласности будет следить за дальнейшим развитием событий.

2. Чиновничья улита против закона о СМИ.

Юрий Чернышов,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе.

Если гласность - это черепаха, ползущая к свободе слова, то законопослушание чиновников - улита, которая едет неведомо куда, будет неизвестно где, и неясно когда. Об этом говорит опыт саратовского еженедельника "Богатей".

В середине октября "Богатей" осветил эпопею взаимоотношений газеты с чиновниками по поводу обращения жителей ряда домов к депутатам Синичкину В.П. (областная дума), Комарову О.К. (городская дума) и главам администраций - Сомову В.Л. (город Саратов) и Васильеву В.И. (Ленинский район города) с просьбой благоустроить внутриквартальную дорогу. Обращение было опубликовано в газете месяцем ранее - ещё 18 сентября 2008 года. 22 сентября редакция газеты, руководствуясь статьями. 38 и 39 закона РФ "О средствах массовой информации", направила тем, кому было адресовано обращение жителей, запросы с просьбой дать письменный ответ в установленный законом срок. Закон предписывает сделать это в течение семи дней со дня получения запроса, а в случае, если адресат не укладывается в срок, он обязан в течение трёх дней со дня получения запроса известить редакцию, сколько времени ему потребуется для подготовки ответа. На обращение жителей своевременно и непосредственно в газету ответил только депутат О. Комаров. К ответу он приложил кипу копий писем, полученных им от муниципальной и районной власти в ответ на обращения его и граждан по тем же вопросам, которые он, как депутат, поднимал с начала 2008 года. Все ответы оказались лишь отписками, не повлекшими за собой никаких действий, направленных на выполнение обещаний власти. Никаких других ответов газета не получала в течение 3-х недель. И лишь за день до выхода газеты - 15 октября - был получен ответ от первого зама главы администрации Ленинского района города А.Н. Рыбакова, сообщившего, что асфальтобетонное покрытие будет уложено в срок до 15-го (то есть до дня получения газетой ответа), а соответствующим службам дано указание по восстановлению освещения и поручение привести контейнерную площадку в "надлежащее состояние". Однако и к исходу октября работы не завершены. Последнее послание от власти, на этот раз городской, получено 27 октября - более чем через месяц после обращения газеты.

Возникает естественный вопрос: если чиновник за нарушение Закона о СМИ не получает даже минимального наказания, скажем, в виде лишения денежного вознаграждения, то какой смысл имеет Закон вообще и данная статья, в частности? Или может необходимо внести поправку в Закон, освобождающую чиновника от исполнения данного Закона? Так, по крайней мере, будет честнее.

В последние дни октября - более чем через месяц после официального запроса получен очередной ответ - от городской администрации. Улита едет…


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Заявление Правозащитного совета Санкт-Петербурга по поводу ситуации, сложившейся вокруг Института региональной прессы.

В течение длительного времени городская администрация в лице КУГИ ведет войну с Институтом региональной прессы (ИРП), общественной организацией, которая арендует помещение (45,7) в здании, некогда принадлежавшем Союзу Журналистов Санкт-Петербурга.
Администрацию города ИРП раздражает самим фактом своего существования и теми мероприятиями, которые он проводит. ИРП учит журналистов быть журналистами, а не госслужащими. ИРП стоит на позициях, поддерживающих основополагающие принципы существования СМИ в демократическом государстве: независимость СМИ от органов власти и реализация через СМИ прав граждан на информацию, в том числе и на информацию о деятельности органов власти города на деньги налогоплательщиков.
КУГИ и Союз журналистов настаивают на том, что общественная организация не может больше арендовать помещение в этом здании, следовательно, не может больше проводить в этом здании пресс-конференции, просветительские семинары с журналистами, и т.п.
О том, что Администрация Петербурга уверена в исходе судебного разбирательства, свидетельствует Постановление Правительства Петербурга от 5 сентября 2007 года "О СОЗДАНИИ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ", целью которого "является обеспечение осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий по защите прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Распоряжение Администрации "внести в качестве имущественного взноса Санкт-Петербурга как учредителя Центра право пользования зданием, расположенным по адресу: Невский пр., д. 70, литера А, сроком на 10 лет" подразумевает, что здание не обременено другими арендаторами. Хотя постановление датируется 5 сентября 2007 года, в то время как договор с ИРП еще не был расторгнут.
Поэтому петербургские суды, зависящие от административного влияния и рассматривающие эту тяжбу между КУГИ и ИРП, встают на сторону Администрации, и поддерживают стремление властей города создать условия, при которых ИРП должен будет прекратить свое существование.
Правозащитный Совет Санкт-Петербурга считает своим долгом проинформировать общественность города о неблаговидной роли Администрации города и Союза журналистов, которую они играют при поддержке судебной системы в деле ограничения права граждан на информацию.

Правозащитный Совет Санкт-Петербурга.

2. Премия Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство".

Торжественная церемония вручения премии Артема Боровика за лучшие журналистские расследования и значительный вклад в развитие независимой журналистики в России прошла 27 октября в Москве.

Премии Артема Боровика в этом году были удостоены журналист газеты "Московский комсомолец" Александр Минкин за статью "Под властью маньяков", корреспондент телеканала "ТВ Центр" Илья Колосов за документальный фильм "БеSценный доллар", саратовский журналист Александр Крутов за очерки "Социально полезный дьявол" и "Деньги исчезают в полдень" (журнал "Общественное мнение плюс"), редактор ванинской газеты "Мое побережье" Татьяна Седых за статью "Пасха для братвы, или Вновь вспомним Ванинский порт".

По сложившейся традиции, все присутствующие почтили минутой молчания память погибших журналистов.

Специальную премию Артема Боровика за концерт на развалинах Цхинвали получил народный артист России, главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев. Оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева 21 августа выступил с концертом-посвящением в Цхинвали на ступенях разрушенного югоосетинского парламента.

К сожалению, часть номинантов, включенных в официальный перечень, не была упомянута на церемонии награждения, причем без какого-либо объяснения причин.

По материалам РИА Новости.

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни