Дайджест
27 Мая 2019 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 897

Внимание! Следующий номер дайджеста выйдет после отпуска, в который отправились сотрудники ФЗГ.

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Акции против «скверного» храма попали на первые полосы СМИ, но оценены по-разному

РОССИЯ

Карелия. Редактор газеты «Новая Кондопога» оспаривает в суде своё увольнение

Новосибирск. В отношении «Тайги.инфо» возбуждено административное дело за «распространение ненормативной лексики»

Ставропольский край. Предприятия против СМИ

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

39,1 миллиона заплатит мэрия СМИ, согласным её хвалить за деньги налогоплательщиков

 

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Акции против «скверного» храма попали на первые полосы СМИ, но оценены по-разному

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Акции против строительства храма святой Екатерины на месте сквера в центре Екатеринбурга стали беспрецедентными по остроте полемики и упоминаемости в СМИ. По информации vedomosti.ru, за последние пять лет в России протесты, связанные со строительством православных храмов, прошли как минимум в 28 городах, 58% от общего числа публикаций в СМИ приходится на екатеринбургские события.

Напомним, что 13 мая 2019 года в Екатеринбурге стартовала серия стихийных массовых митингов в защиту сквера у Театра Драмы. С этого дня горожане выходили протестовать в сквер на протяжении всей минувшей недели. В результате были задержаны почти сто человек, по некоторым из них суд принял решение об административном аресте. Лишь после того, как в ситуацию вмешался президент России Владимир Путин, заявивший: «Есть простой способ - провести опрос, и меньшинство должно подчиниться большинству. В этом состоит принцип демократии. Но нужно учесть и мнение этого меньшинства», - местные власти пошли на попятную. Глава города Александр Высокинский в тот же день заявил, что такой опрос будет проведен.

Любопытны позиции освещавших протесты как местных СМИ, так и федеральных ТВ-каналов. Если на ряде уральских сайтов, таких как E1.RU, Znak.com, 66.RU, ИА «ТочкаНьюс» и других, их посетители могли сделать собственные выводы на основе онлайн-трансляций и комментариев различных экспертов, то известные телеведущие на давно растерявших популярность политических ток-шоу типа Владимира Соловьева, Сергея Михеева жестко заклеймили екатеринбуржцев, назвав их «бесами», «убийцами царской семьи», «майданутыми скакунами». Но ведь горожане протестовали не против строительства нового храма, а против выбранного места! Кстати, по информации в соцсетях, в центре Екатеринбурга, в трехкилометровом радиусе от сквера на берегу Исети, уже есть 26 (!) церквей.

Тем временем забор, которым 8 дней был огорожен сквер у Театра Драмы, демонтировали. А по данным опроса ВЦИОМ, проведенного 16–20 мая путем телефонного интервью с объемом выборки 3 тысячи респондентов, мнение якобы «меньшинства» победило сторонников уничтожения сквера с разгромным счетом - 74% опрошенных назвали сквер у театра неудачным местом для строительства храма, лишь 10% респондентов сказали, что это место «скорее удачное», 12% опрошенных сообщили, что для них этот опрос не важен, 4% затруднились ответить. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, к его чести, признал, что сквер у Драмы надо оставить в покое и исключить из списка возможных мест строительства Храма святой Екатерины.

Зато в администрации Екатеринбурга и местной епархии опрос ВЦИОМа посчитали «недостаточным» и «неконструктивным». В итоге с явным опозданием на официальном портале ekburg.ru запущен интернет-форум, на котором горожанам предлагается обсудить строительство Храма святой Екатерины, правда, писать в него могут только зарегистрированные пользователи. Далее будет проведено рейтинговое голосование, на котором жители смогут проголосовать за площадку для строительства нового храма. Видимо, под «опросом», ранее обещанным мэрией, чиновники горадминистрации понимают именно это... Однако активисты, выступающие против места строительства «Храма-на-Драме», требуют общегородского референдума.

Важен и еще один вывод из случившегося в Екатеринбурге. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова официально подтвердила факты жестокого обращения с горожанами, задержанными во время стихийных многотысячных акций протеста в сквере у Театра Драмы. Об этом она заявила после посещения спецприемника, где содержатся арестованные защитники сквера.

«Вновь имели место случаи явно необоснованного жестокого обращения представителей силовых структур (не всегда речь идет о сотрудниках полиции, указывают также на сотрудников частных охранных предприятий и «лиц в штатском»). Речь идет о двух случаях, требующих последующего обращения за медицинской помощью, которая также оказывалась по дополнительной просьбе Уполномоченного по результатам бесед с арестованными уже непосредственно в спецприемнике», - пояснили сайту «Ведомости-Урал» в аппарате свердловского омбудсмена. Мерзлякова также обратила внимание на то, что некоторые арестованные защитники сквера не получили питания, хотя расписались за него в спецприемнике.

Напомним, что в число пострадавших попали и местные журналисты, о чем мы сообщали в дайджесте 896 (см. http://gdf.ru/digest/item/1/1624#z1 ).

 

РОССИЯ

Карелия. Редактор газеты «Новая Кондопога» оспаривает в суде своё увольнение

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В первых числах апреля нынешнего года редактор муниципальной газеты «Новая Кондопога» Юлия Шевчук решением Кондопожской районной администрации была освобождена от занимаемой должности и одновременно перестала быть директором муниципального предприятия «Редакция газеты «Новая Кондопога». В вину ей поставили то, что МУП работает убыточно. Ю. Шевчук с увольнением не согласилась и оспаривает решение администрации в суде.

В документе, опубликованном на сайте администрации Кондопожского района, сообщается, что редактор Ю. Шевчук была уволена по ст. 278 Трудового кодекса, потому что показатели экономической деятельности муниципального предприятия «Редакция газеты «Новая Кондопога» - негативные, показан убыток в 350 тысяч рублей за прошлый год, что произошло из-за снижения выручки и доходов от подписки и реализации газеты.

Правда, в том же документе сообщается, что в 2018 году у газеты была и прибыль в 119 тысяч рублей. Более того, редакция «Новой Кондопоги», участвуя в конкурсе на получение субсидий от Роспечати, уже дважды в них выигрывала за последние годы и в сумме получила 600 тысяч рублей на свою деятельность. Деньги эти целевые и могут быть направлены на оплату типографских услуг и денежное поощрение сотрудников. Тут надо подчеркнуть, что Роспечать не даст редакции субсидию, если та имеет негативную финансовую историю - например, накопила долги перед Пенсионным фондом, имеет налоговые задолженности или зарплату сотрудникам вовремя не выплачивает. Ничего подобного у МУП «Редакция газеты «Новая Кондопога» нет, у предприятия устойчивая финансовая ситуация и районная газета сама себя кормит, зарабатывая на свою деятельность, участвуя во всевозможных конкурсах и выигрывая в них. Недавно в редакционную кассу журналистка Анна Кириллова передала 180 тысяч рублей, полученных ею по итогам конкурса от Общероссийского народного фронта. То же самое в позапрошлом году сделала и лауреат конкурса ОНФ Юлия Шевчук. То есть, редакция искала любую возможность, чтобы привлекать деньги на свою производственную деятельность. Деньги районного бюджета газета не проедала. Поэтому обвинение недавнего директора МУП «Редакция газеты «Новая Кондопога» Ю. Шевчук в том, что производственная деятельность предприятия убыточна, весьма спорно.

Причина конфликта между редактором Юлией Шевчук и главой администрации Кондопожского района Виталием Садовниковым лежит отнюдь не в финансовой плоскости. Начиная с осени 2017 года, последний не единожды высказывал неудовольствие относительно содержания газеты, откровенно вмешиваясь в редакционную деятельность (чему имеется подтверждение в виде аудиозаписи). Шевчук с Садовниковым не соглашалась, в итоге последний стал искать повод ее уволить.

По инициативе главы районной администрации в мае прошлого года правоохранительные органы, грозя возбуждением уголовного дела, изымали в редакции документы, связанные с хозяйственной деятельностью. Полгода шла проверка, кончилось всё тем, что сотрудники МВД не нашли оснований для возбуждения уголовного дела. Следственные действия были прекращены, вынесено постановление об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления.

Однако спустя полгода после этого было вынесено другое постановление, в котором решение прежнего не отменялось, но была высказана рекомендация наказать директора МУП Шевчук в связи с выявленными нарушениями финансовой дисциплины. Имелось в виду то, что директор муниципального предприятия Юлия Шевчук выписывала себе премии, и тем самым будто бы нанесла ущерб предприятию в 192 тысячи рублей. Однако аналогичные премии получали все сотрудники редакции, а не только редактор. Директор МУП Шевчук действовала в соответствии с нормами закона, что она сейчас в суде и доказывает. Работодателем её был не глава администрации района, а МУП, который она возглавляла, и потому имела право премировать работников.

После увольнения Ю. Шевчук на её место был приглашён 62-летний военный пенсионер, который прежде ни дня не работал в газете (а в армии служил политработником). Ему Кондопожская районная администрация поручила заняться финансовым оздоровлением издания. Довольно неожиданно новый редактор-директор издания Владимир Суворов, общаясь с журналистами, сообщил им, что никогда прежде не читал «Новой Кондопоги» (он живёт в Петрозаводске и, по его словам, переезжать в Кондопогу не собирается, на работу будет ездить на рейсовом автобусе, от Петрозаводска до Кондопоги примерно час езды).

Юлия Шевчук в данный момент остаётся сотрудником редакции «Новой Кондопоги». После того, как районная администрация расторгла с ней трудовой договор, временно назначенная исполнять обязанности редактора журналистка этого же издания Марина Бошакова успела принять на работу Юлию Шевчук в качестве корреспондента. Новый директор-редактор Суворов пока не делает резких движений, не увольняет Шевчук, понимая, что весь редакционный коллектив на её стороне. В газете опубликована статья, в которой подробно разобрана конфликтная ситуация между Ю. Шевчук и В. Садовниковым.

Надо сказать, что в судебном заседании уже прозвучала аудиозапись, содержание которой объясняет природу конфликта между чиновником и редактором. Прямо говоря, Садовникова можно обвинять в цензуре по отношению к редакции газеты «Новая Кондопога». Но не это в данный момент является предметом судебного спора.

На этой неделе рассмотрение дела продолжится. ФЗГ следит за развитием событий.

Новосибирск. В отношении «Тайги.инфо» возбуждено административное дело за «распространение ненормативной лексики»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Информационно-аналитическому сайту «Тайга.инфо», входящему, по версии «Медиалогии», в ТОП-30 самых цитируемых в России интернет-СМИ, грозит лишение лицензии.

Управление Роскомнадзора (РКН) по Сибирскому федеральному округу вменяет изданию «распространение нецензурной брани» (ч.3 ст. 13.21 КоАП). Надзорное ведомство усмотрело его в трех публикациях, где рассказывалось об издевательствах над учащимся архитектурно-строительного колледжа: в материалах имелась активная гиперссылка на видео группового избиения подростка, распространяемое сетевым сообществом «Инцидент. Новосибирск». В этом сюжете присутствует ненормативная лексика.

По информации «Тайги.инфо», проверку проводил РКН по жалобе директора учебного заведения Александра Аверьяскина, который, будучи членом ОНФ («Общероссийского народного фронта») участвовал в его недавнем мероприятии. О том, что дело о «нецензурной брани» заведено с подачи руководителя колледжа, свидетельствует его запись в Фейсбуке, процитированная изданием: «Сегодня на медиафоруме в г. Сочи, встречаюсь с главой Роскомнадзора РФ [Александром Жаровым] по теме беспредела некоторых СМИ нашего региона. НГС, Тайга и ряд еще желтушников… Разозлили…».

Кроме того, в интервью «РБК Новосибирск» Аверьяскин заявил, что намерен предъявить сайту иск о защите чести и достоинства за «недостоверную информацию» - о том, что подростка избивали учащиеся архитектурно-строительного колледжа (при этом его директор подтверждает, что в нем учится потерпевший).

Как замечает «Тайга.инфо», официальных сведений по другим участникам происшествия пока нет, но уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко говорила, что «берет на особый контроль ситуацию» именно в этом учебном заведении. Будет ли его директор требовать опровержения и компенсации морального вреда с чиновницы, неизвестно.

Ставропольский край. Предприятия против СМИ

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Судя по арбитражной практике Ставропольского края, предприятия разных форм собственности все чаще подают иски к СМИ. Судебные процессы длятся годами.

ЗАО «Ставропольский бройлер» подало иск против газеты «Ставропольский репортер» и ее главного редактора Марии Коробко (в 2014 году компания проиграла иск о защите деловой репутации против этой газеты). Компания потребовала опровержения статьи, вышедшей в феврале 2018 года под заголовком «Загребай деньги, убивай экологию!». Истец требовал статью с сайта удалить, а на ее месте разместить опровержение и мнение представителя «Ставропольского бройлера». Истцу не понравились несколько утверждений, в том числе о том, что на территории Шпаковского района у «Ставропольского бройлера» есть «крематорий» для павшей птицы, о загрязнении ближайших водоемов стоками предприятия.Дело еще рассматривается.

Против газеты «Благодарненские вести» и авторов – работников прокуратуры Благодарненского района - подал иск региональный оператор по обращению с бытовыми отходами ООО «Экострой». Компания требует опровергнуть опубликованные в газете сведения о том, что она выставляет жителям счета за фактически не оказанные услуги по вывозу мусора. Истец требует опровержения, речь о материальной компенсации не идет.

Против блогера Эльвиры Аведян еще в сентябре 2017 года подало иск АО «Горэлектросеть» Кисловодска, посчитав, что она распространяет сведения, порочащие деловую репутацию компании. Аведян, председатель дачного товарищества «Зеленогорское», обвиняла руководство электросети в незаконном отключении электричества и «методах фашистов». Да еще и записала аналогичное обращение к президенту Путину в эфире программы «Вести Ставрополье» на канале «Россия 1». Компания оценила репутационные потери в 3,2 миллиона рублей, позже истец сократил претензии до 165 тысяч рублей. Суд частично удовлетворил иск, обязав ответчицу удалить негативные отзывы о компании, и возместить ущерб вместе с пошлиной – в общей сложности 8,9 тысячи рублей. «Горэлектросеть» обжаловала решение в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде Ставропольского края, и в феврале 2019 года апелляционная инстанция обязала выплатить Аведян около 60 тысяч рублей в качестве возмещения судебных расходов.

На ГТРК «Ставрополье» в августе 2018 года подал иск АО «Минераловодское пассажирское автотранспортное предприятие». Истец требовал опровергнуть информацию, прозвучавшую в программе «Вести Ставрополья» на канале «Россия 1» - о якобы поборах руководства предприятия с водителей маршруток. Но суд не счел слова корреспондента порочащими деловую репутацию предприятия и отказал в удовлетворении иска. И несмотря на то, что телекомпания выиграла суд, из YouTube сюжет был удален.

Против телекомпании «СТВ», ведущей телеканала и прокуратуры Промышленного района Ставрополя подало иск ООО «Ставнефть». Поводом стал репортаж, снятый во время рейда прокуратуры по заправкам Ставрополя. Участники рейда обнаружили, что на заправках «Ставнефти» не доливали бензин, продавалось некачественное топливо, а у отдельных АЗС – и нарушения при оформлении участка земли. «Ставнефти» отказали и в 30 тысячах рублей в качестве возмещения судебных расходов, и в требовании удалить информацию из общего доступа и опубликовать опровержение.

Считать это поветрием, или это целенаправленное действо – пока не ясно.

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

39,1 миллиона заплатит мэрия СМИ, согласным её хвалить за деньги налогоплательщиков

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Аукцион по освещению деятельности администрации Ростова-на-Дону выиграло ООО «Известия-Юг». Как пишет интернет-издание 1rnd.ru, фактически ООО «Известия-Юг» предстоит взять на себя работу пресс-службы мэрии. До конца года эта компания должна организовать и провести 7 пресс-конференций, 25 брифингов, 8 пресс-туров, 5 круглых столов и 15 интервью.

Список приглашенных на мероприятия СМИ нужно согласовать с заказчиком, так же, как и отчеты журналистов об этих брифингах и пресс-турах. Такая вот получается предварительная цензура, запрещённая законом.

Пресс-конференции следует освещать в трех газетах: «Ростов официальный», «Вечерний Ростов» и «Аргументы и Факты на Дону», на двух телеканалах - «Дон-ТР» и «Дон 24», а также в интернет-СМИ RostovGazeta, «Интерфакс-Юг» и РБК-Юг. Оплаченные интервью с руководителями мэрии кроме этих СМИ будут также размещать «КП-Ростов» и телеканалы «Россия 1» и «Россия 24». На возмездной основе – по расценкам в прайс-листах редакций на размещение рекламных и пиар материалов.

Этой весной в Ростове стали происходить бурные события. Сначала совершенно неожиданно, даже не успев поздравить ветеранов с Днём Победы (это считается важнейшим событием года) уволился глава администрации города Виталий Кушнарёв. Через некоторое время правоохранительными органами был задержан заместитель губернатора области Сергей Сидаш по подозрению в злоупотреблении служебным положением. А три дня назад о добровольном сложении с себя полномочий объявил другой зам губернатора Юрий Молодцов. В такие моменты роль местных СМИ возрастает многократно, читатели ищут объективную информацию, как говорится, ловят каждое слово журналистов. И хорошо, если оно будет честным – без оглядки на контракты, подписанные с правительством области и мэрией.

 

----------------------------------------------------------------------

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинкского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1500 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылка на нашу организацию обязательна.

 

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 417, Фонд защиты гласности.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, (495) 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru .

 

После внеплановой проверки, проведенной Минюстом на основе обращения гражданина, «запретившего разглашать свои персональные данные», ФЗГ был признан «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». 19 ноября 2015 года организация была включена в соответствующий реестр.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни