Дайджест
9 Октября 2017 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 818

ТЕМА НЕДЕЛИ

Дань традиции?

В ряде городов России 7 октября прошли акции в поддержку Навального. Как правило, силовики задерживали участников и доставляли их в участки, не избежали подобной участи и журналисты, освещавшие происходящее.

Впрочем, так было и ранее - внимание полиции к представителям прессы, работающим на протестных мероприятиях, всегда было повышенным, и задержания журналистов стали уже обычным явлением. Видимо, задача не допустить распространения информации о протестах остается актуальной. Поэтому не спасают ни жилеты с надписью «пресса», ни другие опознавательные знаки, ни редакционные удостоверения.

В Краснодаре задержали известного журналиста Андрея Лошака - он производил фотосъемку в центре города. В Санкт-Петербурге подобная участь постигла фотографа Европейского фотоагентства Анатолия Мальцева, корреспондента «Росбалта» Илью Давлятчина и фотографа «Медиазоны» Давида Френкеля. В Москве задержанных журналистов было больше - это два корреспондента Радио Свобода Андрей Киселев и Беата Бубенец, корреспондент телеканал «Дождь» Соня Гройсман, журналист Life Роман Вдовиченко, корреспонденты издания Daily Storm Ростислав Богушевский и Илья Горшков. Кроме того, задержаны блогеры Георгий Малец и Павел Рыжевский, который вел трансляцию в Periscope.

Закончилось все тем, что задержанных представителей СМИ отпустили.

А в Казани полиция поступила проще - на согласованный пикет в поддержку Навального пустили только 30 человек, а журналистам один из полицейских заявил: «Там вам делать нечего».

Похоже, что препятствование журналистам в их профессиональной деятельности на протестных акциях становится скверной привычкой правоохранителей.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Иногда дело об избиении журналиста доходит до суда

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Управление Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области завершило расследование уголовного дела в отношении четырех жителей Ростова, напавших 10 января 2017 года на корреспондента «Кавказского узла» Владислава Рязанцева. Около четырёх часов дня к Рязанцеву на площади возле здания областного правительства подошёл мужчина в спортивной одежде с капюшоном на голове и предложил «поговорить». Потом подбежали ещё трое спортивных ребят и начали избивать Рязанцева. Когда несколько прохожих поспешили ему на помощь, нападавшие убежали.

Рязанцев получил многочисленные ушибы, врачи диагностировали у него черепно-мозговую травму. Полиция возбудила уголовное дело по ст. 116 УК РФ («Нанесение побоев»). Это была явно демонстративная акция: через несколько часов после нападения ответственность за него взял на своей странице в соцсетях активист национал-социалистического движения Роман Железнов, более известный под псевдонимом Зухель.

«Воспитательная работа с журнашлюхой Владиславом Рязанцевым была проведена ввиду его активной публичной деятельности, по мнению русских национал-социалистов, являющейся вредоносной. Его предупреждали, но он не воспринял это должным образом. Его не то что избили, а лишь выказали гражданское порицание. Если б ставили целью именно избить, он вряд ли мог бы писать в социальных сетях до конца зимы», - написал в соцсети Роман Железнов и выложил фотографию с места происшествия.

УФСБ России и Центру противодействия экстремизму ГУ МВД России по Ростовской области удалось выйти на след и задержать всех подозреваемых. Трое из них являлись участниками запрещенной на территории Российской Федерации экстремистской организации «Misanthropic Division». В зависимости от роли и степени участия, они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116 УК РФ («Нанесение побоев»), ч.2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности»), ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ («Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремисткой организации»).

По мнению следователей, Рязанцев пострадал за свою политическую деятельность - националисты напали на него, потому что он является координатором общественного движения «Левый блок» в Ростовской области. Сам же потерпевший утверждает, что он не является координатором «Левого блока» и связывает нападение со своей журналистской деятельностью. Ему и ранее поступали звонки и смс с угрозами.

«Один из нападавших в своих показаниях упоминал, что причиной нападения было, в частности то, что «на «Кавказском узле» распространяются искаженные сведения о националистических движениях», - заявил журналист. Владислав Рязанцев и его адвокат Алексей Меншиков подали ходатайство о переквалификации дела ч. 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, осуществленное с насилием над журналистом»), однако следователем оно было отклонено. Между тем, статья 116 УК РФ предусматривает наказание до двух лет лишения свободы, а ч. 3 ст. 144 УК РФ - до шести лет лишения свободы.

Дело будет слушаться в Кировской районном суде Ростова-на-Дону.

РОССИЯ

Свердловская область. Выселение как месть журналистам

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Редакция сысертской районной газеты «Маяк» в этом месяце отмечает 86-летие со дня выхода в свет первого номера, но рискует вскоре оказаться на улице. Редактор и директор издания Ирина Летемина обратилась к читателям и к медиа-сообществу с просьбой остановить давление властей. Основанием для выселения редакции стало письмо за подписью зам главы областного министерства по управлению государственным имуществом Сергея Сосновских, в котором сообщается, что министерство расторгает с редакцией договор о безвозмездном использовании здания площадью в 100 квадратных метров.

«Маяк» более полувека находится в этом помещении. Но три года назад произошел конфликт. «В декабре 2014 нас из этого здания пытался выжить депутат Максим Серебренников: весь комплекс был передан в пользование фирме, аффилированной с ним, - рассказала Ирина Летемина информагентству «URA.RU». - Я на пресс-конференции задала вопрос губернатору, он дал распоряжение, и в марте 2015 с нами заключили договор безвозмездного пользования».

Сегодняшнее выселение - это, по мнению журналистов, «прощальный подарок» бывшего мэра Сысерти Александра Карамышева, ставшего после выборов председателем местной думы. Так экс-глава сводит счеты с изданием, на страницах которого его деятельность как муниципального чиновника неоднократно подвергалась критике. Под конец своего срока он создал газету «Сысертские вести» и договорился с МУГИСО о том, чтобы разместить сотрудников нового издания в этом же помещении, после чего министерство и прислало «Маяку» письмо с требованием освободить площади.

У журналистов «Маяка» это вызывает недоумение, тем более, что они много лет ремонтировали помещение собственными силами. Сам Карамышев утверждает, что просил министерство лишь передать ряд зданий бывшей типографии в муниципальную собственность.

После «клича о помощи» на ситуацию обратили внимание в региональном Союзе журналистов и департаменте информационной политики Свердловской области.

ФЗГ следит за развитием событий.

Мурманская область. Бригадир строителей угрожал журналистам

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Журналисты сайта «ОпенТаун» и газеты «Дважды Два» в Кировске 4 октября делали материал о строительстве дорожной развязки при въезде в город. Однако попытка сфотографировать рабочий процесс закончилась скандалом. К представителям СМИ подошел бригадир строителей, занимающихся обустройством транспортной развязки, и, матерясь и ссылаясь на гражданский кодекс, начал доказывать, что съемка людей запрещена. С чем журналисты, естественно, не согласились.

Диалог происходил на повышенных тонах и закончился фразой из уст бригадира: «Тебе сигарету в глаз воткнуть?».

Беседу с агрессивным мужчиной успели записать на видео: [1]https://www.youtube.com/watch?v=OCJkNKedCYM

Решается вопрос об обращении в суд.

Республика Дагестан. Чиновник ответит за игнорирование СМИ

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе.

Мэрия Махачкалы нарушает Закон «О СМИ», так как не отвечает, или несвоевременно отвечает на запросы, - посчитали руководители газет «Дагестанская Правда» и «Черновик». И обратились в прокуратуру.

Как показала проверка прокуратуры Махачкалы, сведения подтвердились: администрация города действительно своевременно не отвечала на запросы вышеуказанных печатных изданий. В связи с выявленными нарушениями прокуратура внесла представление в адрес главы города об их устранении. К ответственности привлекли управляющего делами администрации.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. В соответствии с законом, предельный срок ответа составляет 7 дней.

Краснодарский край. Суд запретил журналистам писать

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Лазаревский районный суд Сочи 27 сентября вынес решение по иску о защите чести и достоинства и деловой репутации депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо к главному редактору «БлогСочи» Александру Валову и Владимиру Мельникову, одному из блогеров этого сайта. Суд частично удовлетворил иск депутата, постановив взыскать в пользу истца в качестве компенсации морального вреда с Валова - 1 миллион рублей, с Мельникова - еще 500 тысяч рублей.

В своем иске депутат настаивал взыскать в пользу истца в качестве компенсации морального вреда с Валова и Мельникова по три миллиона рублей с каждого.

Как заявила корреспонденту «Кавказского узла» представитель ответчиков Карина Каранович, решение было вынесено в отсутствие всех сторон процесса. По ее словам, она явилась на заседание суда 27 сентября и передала ходатайства об отложении слушания ввиду болезни Мельникова и отъезда Валова и его адвоката Беньяша. Однако, отметила Каранович, судья удалился в совещательную комнату, а вернувшись, огласил свое решение по делу.

Кроме разорительной для блогеров суммы, следуя требованиям депутата, суд обязал блогеров прекратить размещать на сайте «БлогСочи» спорные статьи и опровергнуть содержащиеся в них сведения, что является грубейшим нарушением целого ряда статей Закона РФ «О СМИ».

Оба ответчика не согласились с решением суда и заявили о намерении его обжаловать.: «Я непременно буду писать жалобу. У нас свобода слова, которую суд пытается пресечь подобными миллионными суммами. У меня годовой доход составляет миллион рублей. Откуда я смогу выплатить такую сумму, даже если бы и захотел ее заплатить? Суммы неадекватные за критику представителя власти, на которую я и Мельников имеем полное право. Но этого права суд нас лишил», - заявил Валов «Кавказскому узлу».

БЕЛАРУСЬ

Журналистов Луневу и Кравчука оштрафовали на 690 рублей каждого

Заводской суд Минска 3 октября наказал журналистов Любовь Луневу и Дмитрия Кравчука штрафами по 690 рублей каждого Их признали виновными в работе без аккредитации на телеканал «Белсат», сообщает пресс-служба Белорусской ассоциации журналистов.

Поводом для суда стали события, произошедшие 29 августа. Тогда в минском микрорайоне Шабаны журналисты снимали сюжет для телеканала «Белсат». Он рассказывал о родительском собрании в школе, которую власти решили закрыть. На собрание журналистов пригласили родители. А потом чиновница из Управления образования, спорта и туризма Заводского района Минска Людмила Лехнович рассказала на видеокамеру причины закрытия школы. По ее словам, здание было возведено в середине 90-х очень плохо.

На суде Дмитрий Кравчук заявил, что имеет аккредитацию МИД Беларуси и ничего не нарушал при подготовке сюжета.

Любовь Лунева, в свою очередь, заявила ходатайство, чтобы суд обратился в Конституционный суд Беларуси в связи с противоречиями в законодательстве. Она напомнила, что Конституция дает право каждому гражданину собирать и распространять информацию. Судья сначала отложила рассмотрение ходатайства, а потом его отклонила.

Чиновница Людмила Лехнович на суде заявила, что искажений информации в сюжете «Белсата» нет. Однако судья все равно присудила журналистам штрафы.

Европейское радио для Беларуси, 4 октября

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Как разделить бюджетный пирог на «дочек» ОГУ?

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Главный редактор газеты «Красный уралец» Николай Батавин подал исковое заявление в суд. На минувшей неделе его опять пытались незаконно, с нарушениями, уволить и представить коллективу газеты нового редактора.

«Очередную попытку смены руководства главный редактор не допустил, -пояснили корреспонденту ФЗГ в редакции. - В своем иске Батавин называет решение Совета АНО о прекращении с ним трудовых отношений политически мотивированным, он готов освободить своё место только после решения суда».

Согласно уставу, журналисты вправе сами выбирать руководителя издания, и они единогласно проголосовали за кандидатуру Батавина. Но это право, похоже, прописано только на бумаге.

Совет АНО (автономной некоммерческой организации, почти все районные газеты на Южном Урале теперь считаются АНО) - это учредители районной газеты: администрация Верхнеуральского района Челябинской области, собрание местных депутатов, АНО «Редакция газеты «Красный уралец» и ОГУ (областное государственное учреждение) Издательский дом «Губерния». Вот этот Совет с перевесом в один голос и уволил в сентябре 2017-го редактора Батавина.

На Совет, как выяснилось, оказывает давление глава Верхнеуральского района Сергей Айбулатов. Ему Батавин категорически не нравится. Глава постоянно инициирует в отношении газеты проверки различных контролирующих фискальных ведомств, от ФСС, КСП, Пенсионного фонда, до управления имуществом. Причем непонятна суть претензий главы. По факту их нет, так как в июне 2017 года работа Батавина в качестве главреда на том же Совете АНО была признана удовлетворительной. Ладно бы, газета жестко критиковала работу главы и его администрации. Но никакой критики и разоблачительных статей с упоминанием имени главы на ее страницах обнаружить не удалось.

Газета более чем лояльна к главе, постоянно размещает релизы о том, куда тот сходил, и что сказал. Тем не менее, на Совете АНО глава потребовал расторжения трудового договора с Батавиным и назначения на эту должность другого человека. Почему инициативному главе непременно хочется видеть на посту редактора своего человека - большой вопрос.

В последний раз «Красный уралец» получил из регионального бюджета субсидию в 976 тысяч рублей. Районные газеты Южного Урала издаются на субсидии областного правительства, дотации муниципалитетов, либо им все те же власти оплачивают публикации нормативных актов. Как и почти все районные газеты, «Красный уралец» юридически считается «дочерним предприятием» ОГУ ИД «Губерния». Облгосучреждение, в свою очередь, числится собственностью министерства имущества Челябинской области.

То есть крохотными районками по такой схеме (через ОГУ) владеет и их контролирует правительство Челябинской области. Но почему тогда обращение журналистов «Красного уральца» в это ведомство осталось без ответа?

Потому что карт-бланш на кадровые зачистки вполне лояльных (нелояльных властям давно «вычистили») редакторов полностью отдан все тому же ОГУ и чиновникам на местах. И здесь последние исходят из каких-то личных не озвучиваемых предпочтений.

ОГУ ИД «Губерния» постоянно сотрясают кадровые скандалы с редакциями районок и схемами распределения субсидий. Заменили недавно редактора «Кизильского вестника», в 2016 году такой же жаркий конфликт был в «Златоустовском рабочем». Увольнять редакторов (по доверенностям того же ОГУ) приезжают лично представители управления пресс-службы и информации губернатора и правительства Челябинской области. То есть это очень важное дело, не терпящее никакой независимости на местах! В таких делах чиновники проявляют единодушие.

Вот и в ответ на конфликт с Батавиным начальник управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области, куратор районок Дмитрий Федечкин написал длинное оправдание в фейсбуке. Оказывается, многомиллионные суммы контрактов (субсидий) для тех же районных газет, проходящих бюджетным дождем через (прокладку) ОГУ ИД «Губерния», вычисляются по очень сложной формуле, которую не понимает в итоге никто, даже сам Федечкин.

Дабы не быть крайним в этой истории, куратор призвал редакторов, довольных полученными субсидиями, отписаться в комментариях к его посту. Те дружно отписались, не преминув похвалить Федечкина.

А отказаться от субсидий, непременно вызывающих скандалы, перейти на гранты? Либо отпустить газеты в свободное плавание? Отвязать их от пиара глав и других вышестоящих? Нет, нет и еще раз нет. Такое вольнодумство чиновники отвергают. Расстаться с пусть и неэффективными, но рупорами чиновничьей пропаганды, через которые проходит огромное количество денег налогоплательщиков?

Ни за что! Не в этой жизни.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылка на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 438, Фонд защиты гласности.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, (495) 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru .

После внеплановой проверки, проведенной Минюстом на основе обращения гражданина, «запретившего разглашать свои персональные данные», ФЗГ был признан «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». 19 ноября 2015 года организация была включена в соответствующий реестр.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни