Дайджест
6 Февраля 2017 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 788

ТЕМА НЕДЕЛИ

Сколько стоит избить журналиста?

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

За избиение журналиста депутат-единоросс получил 2 года лишения свободы условно.

В Омской области Калачинский городской суд огласил приговор депутату муниципального образования (по совместительству помощнику депутата регионального Заксобрания) Александру Овчаренко, обвиняемому по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»).

Как сообщалось в дайджесте № 768, народный избранник напал у входа в Дом культуры на корреспондента «Первого городского телеканала» Вахита Ниязова, преградив ему дорогу в зал, где другой слуга народа, депутат областного парламента Хабулда Шушубаев, встречался с калачинцами.

Защищая шефа от неудобных вопросов, осужденный ударил Ниязова по лицу, затем - головой о стену (отчего у него случилось сотрясение мозга, что подтвердило медицинское освидетельствование), после этого выхватил у потерпевшего микрофон с радиосистемой, бросил его на бетонный пол и ударил ногой, тем самым причинив телекомпании материальный ущерб на сумму более 10 тысяч рублей.

В ходе следствия и суда Овчаренко и Шушбаев отрицали факт избиения, не смотря на то, что свидетелями на процессе по этому делу могли бы выступить тысячи омичей, посмотревших в интернете сюжет, достоверность которого не вызывает сомнений.

Суд в итоге признал Александра Овчаренко виновным, назначив ему наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Плюс к тому с депутата-единоросса взыскана в пользу ПГТК и журналиста компенсация причиненного им вреда в сумме 44500 рублей, из них 30 000 рублей причитается Вахиту Ниязову. В интервью РИА «Омскинформ» он сказал, что считает приговор слишком мягким, но пока неизвестно, будет ли он обжалован.

РОССИЯ

Чеченская Республика. Прокуратура потребовала наказать блогера за шутливый ролик

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе.

Прокуратура Чечни потребовала привлечения к уголовной ответственности блогера за иронические шутки про Коран и Библию. Само выступление блогера Ильи Давыдова в московском стендап-клубе прошло еще в 2012 году. В Youtube двухминутный ролик был выложен в апреле 2015 года, а в январе 2017 года он появился на мусульманском канале Telegram «Требуй знания». И вот после этого Давыдов стал получать угрозы и оскорбления. 21 января он покинул пределы России, при этом он не стал обращаться в полицию по поводу угроз в его адрес.

«Согласно психолингвистическому исследованию, в указанном видеоматериале имеются действия и высказывания, направленные на унижение человека и группы лиц по признакам отношения к религии ислам и христианство», - говорится в сообщении от 3 февраля на сайте прокуратуры Чечни.

В этой связи прокуратура подготовила заявление в суд о признании видеоматериала экстремистским, а также потребовала от органов следствия возбудить в отношении блогера уголовное дело о возбуждении ненависти или вражды (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Санкции этой статьи УК РФ предусматривают наказание до пяти лет лишения свободы.

Сторонники блогера считают, что ни о каком осквернении религиозных книг речи быть не может, так как книга, которую он демонстрировал во время выступления и в которую вложил грязный носок, не была ни Кораном, ни Библией.

Республика Карелия. Верховный суд встал на сторону журналистов

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Затянувший судебный спор Союза журналистов Карелии с Петрозаводской администрацией завершился в пользу журналистов. Практически все оспариваемые нормы правил аккредитации журналистов, принятые мэрией Петрозаводска, признаны подлежащими отмене в силу их незаконности. Таким образом, редакции и журналисты сами вольны решать, какие мероприятия Петрозаводской мэрии и в каком объёме они будут освещать, и станут ли вообще это делать. При этом они не рискуют оказаться в числе редакций, чьи журналисты будут лишаться аккредитации в случае, если в течение полугода не освещают события, связанные с деятельностью столичной мэрии. А в правилах аккредитации журналистов подобный предписывающий пункт был, Петрозаводская мэрия обязывала освещать её работу, фактически вмешиваясь с редакционную политику СМИ.

Верховный суд Карелии, изучив аргументы сторон судебного спора, согласился с тем, что Петрозаводская мэрия, приняв нормативный документ (правила аккредитации), вступила в конфликт с федеральным законодательством, регулирующим деятельность СМИ, и с Конституцией России. На этом основании оспариваемые Союзом журналистов пункты правил аккредитации отменялись. Из пяти таких норм одна, правда, осталась в силе, и не потому, что юристы Петрозаводской мэрии оказались правы, а потому, что не было надлежащего заявителя, оспаривавшего и данную норму. Речь идёт о том, что администрация Петрозаводска отказывала в аккредитации тем СМИ, которые не имеют регистрации. В категорию незарегистрированных СМИ попадают печатные периодические издания с тиражом менее одной тысячи экземпляров и интернет-издания, действующие без регистрации в качестве СМИ. Однако если кто-то из них обратится в суд, то и они выиграют процесс, поскольку федеральный закон не требует от данной группы СМИ обязательной регистрации. Потому Петрозаводской мэрии стоило бы, не дожидаясь очередного судебного иска, самой отменить и этот пункт собственных правил аккредитации журналистов.

По общему мнению редакций, текст разработанных правил аккредитации не имеет никакого смысла, этот документ лишний. Удивительно, что в процессе публичного спора, сопровождавшего судебный процесс, глава Петрозаводска Ирина Мирошник вдруг сообщила, что оказалась невнимательной при подписании данного нормативного документа, в противном случае она бы его не подписала. То есть, мэр Петрозаводска признала ошибку своих юристов, а заодно и всей администрации. Тогда зачем было так упорствовать в отстаивании своей позиции - загадка. Теперь же есть надежда, что продолжения у этой судебной истории не будет.

Стоит обратить внимание и на то, что суд первой инстанции, Петрозаводский городской суд, был на стороне Петрозаводской мэрии. Подобные профессиональные ошибки было бы правильным обсуждать на внутрисудейских мероприятиях, для Совета судей Карелии тут точно есть предмет для профессионального разбора ситуации.

Ростовская область. Журналистка подала ходатайство в Верховный суд после победы в ЕСПЧ

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Елена Надтока, чьи интересы защищают юристы Центра защиты прав СМИ, требует отмены приговора за критику чиновника.

Эксперт Центра защиты прав СМИ адвокат Тумас Мисакян, представляющий интересы журналистки из Новочеркасска Елены Надтоки, подал 31 января в Верховный Суд РФ ходатайство об отмене приговора, вынесенного по уголовному делу, в котором журналистка была признана виновной. Поводом для ходатайства стало решение Европейского суда по правам человека, установившего в прошлом году нарушение ст. 10 Конвенции в деле Надтоки.

Журналистка стала фигурантом уголовного дела в 2004 году после выхода в газете «Вечерний Новочеркасск» материала, критикующего деятельность тогдашнего главы города. Автор использовал в тексте выражение «воровливый алтайский мужик». Мэр Новочеркасска подал заявление в мировой суд по статье «Оскорбление». Исполняющей обязанности главного редактора в газете на тот момент была Елена Надтока, поэтому она тоже попала в число обвиняемых.

Судья инициировал лингвистическую экспертизу текста, однако она показала, что в материале не содержится неприличной или оскорбительной лексики. После этого судья сам же отклонил экспертизу и вынес обвинительный приговор. Елена Надтока была тоже признана виновной как пособник, поскольку как главный редактор подписала номер в печать, и приговорена к штрафу в 50 тыс. рублей.

«Суды не слушали никаких доводов, не принимали выводы экспертизы, игнорировали судебную практику ЕСПЧ», - вспоминает Елена.

После того как апелляция и кассация не дали результата, журналистка в 2005 году обратилась в ЕСПЧ, в Европейском суде ее представляла директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Жалоба была рассмотрена, и 31 мая 2016 года Европейский суд нашел в деле «Надтока против РФ» нарушение ст. 10 Конвенции о защите прав человека (свобода выражения мнения). Журналистке была присуждена компенсация морального вреда в размере 4 тыс. евро.

«Я считала 12 лет назад и считаю сейчас, что я и моя коллега, написавшая статью, не совершили ничего противозаконного. Я и сегодня подписала бы в печать номер с этой статьей, даже зная, что на меня подадут в суд», - говорит Елена Надтока.

«Исполнение окончательного постановления Европейского Суда состоит не только в выплате справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом, - поясняет адвокат Тумас Мисакян. - Но также в принятии индивидуальных мер, направленных на восстановление нарушенных прав, то есть в принятии таких мер, которые позволят пострадавшей стороне оказаться, насколько это возможно, в той же ситуации, в которой она находилась до нарушения Конвенции. В данном деле такой мерой является отмена приговора и всех последующих судебных решений, вынесенных в отношении Елены Надтоки, и прекращение в отношении нее уголовного дела по реабилитирующим основаниям, поскольку только таким образом она сможет оказаться в ситуации, в которой находилась до нарушения Конвенции, и только в этом случае, можно будет восстановить ее нарушенное право на свободу выражения мнения, гарантированное статьей 10 Конвенции. Поэтому мы подаем ходатайство о пересмотре дела в виду новых обстоятельств и просим отменить приговор и прекратить уголовное дело».

Решение Председателя Верховного Суда РФ по поводу ходатайства станет известно в течение месяца.

Пермь. Газетчики остались без зарплаты. Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Мотовилихинский районный суд Перми 2 февраля частично удовлетворил иск бывшего собственного корреспондента по Верхнекамью Рината Алиева к АО «Газета «Звезда». Редакция обязана выплатить журналисту почти трехмесячный долг по окладу и гонорару в сумме 19,9 тыс. рублей, компенсировать моральный вред в размере 8 тыс. рублей. Получить деньги будет не просто. Касса АО «Газета «Звезда» пуста, расчетный счет арестован, а сотрудники теперь числятся в одноименном ООО «Газета «Звезда».

О финансовых неладах уральского издания с 99-летней историей ФЗГ рассказывал в дайджесте № 765 (см. [1] ). В апреле 2016 года «Звезда» стала подконтрольной местному бизнесмену, депутату заксобрания Пермского края Дмитрию Скриванову. «Я лично сделаю все возможное, чтобы коллектив авторитетнейшей краевой газеты не только продолжил работу, но и сохранил те журналистские традиции, которые складывались десятилетиями», - процитировал 5 мая его обещания еженедельник «Местное время», также подконтрольный этому единороссу.

Уволенные 10 и 30 мая шеф-редактор «Звезды» Степан Хлопов и заместитель гендиректора Любовь Трефилова не смогли получить расчетные деньги в день увольнения, как должно быть по закону. Мотовилихинский районный суд Перми 8 августа решил взыскать в их пользу соответственно 61 и 76,7 тыс. рублей. Редактор отдела молодежной политики Марина Моринова 22 июня тоже уволилась по собственному желанию. «С января 2016 года ответчик стал производить неполные выплаты зарплаты, задерживать своевременность перечислений. С марта заработную плату перестали выплачивать совсем, мотивируя временными трудностями. В июне я оформила ежегодный отпуск, но ни отпускных, ни невыплаченной зарплаты не перечислили», - поведала истица в суде. До начала разбирательства «Звезда» погасила часть долга. Решением от 19 октября в пользу М. Мориновой были взысканы компенсация за задержку окончательного расчета и причинение морального вреда плюс судебные расходы на общую сумму 9,1 тыс. рублей.

Инженер-дизайнер Михаил Крапивин был уволен 23 ноября по сокращению штатов. Как выяснилось в суде, еще 28 июля его уведомили об уменьшении оклада вдвое - с 17,5 до 7,8 тыс. рублей. Сотрудник не согласился на кабальные условия. Тогда 23 сентября ему сообщили о сокращении должности, изменив оклад на два оставшихся месяца до 10,2 тыс. рублей. Решением суда от 20 января 2017 года с АО «Газета «Звезда» взыскана вся невыплаченная зарплата, компенсация за ее просрочку и моральный вред, судебные расходы - всего 51,7 тыс. рублей.

Любопытная деталь. Признавая задолженность в 40,1 тыс. рублей перед бывшим работником, представитель «Звезды» Светлана Долишняя просила отказать в удовлетворении иска. «Платежным поручением от 7 ноября 2016 года ответчик перечислил истцу денежные средства в вышеуказанном размере. Однако данное платежное поручение не было исполнено в связи с тем, что на расчетный счет ответчика наложено ограничение по движению денежных средств», - возразила она в судебном заседании на требования инженера-дизайнера М. Крапивина. И повторила то же самое при рассмотрении иска бывшего собкора Рината Алиева.

Этот 59-летний журналист из Березников, для газеты освещавший события в Александровске, Соликамске и других северных территориях Прикамья, назвал свое увольнение принудительным. «30 ноября 2016 года трудовой договор со мной был расторгнут. Официально на основании п. 1 ч. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание). Фактически в связи с тем, что работники редакции переводились из АО «Газета «Звезда» в ООО «Газета «Звезда». В связи с чем я, приехав в редакцию газеты 1 декабря 2016 года, был поставлен перед фактом необходимости написания заявления об увольнении. Я пошел на это, полагая, что удастся наконец-то получить деньги», - заявил Р.Алиев.

Ответчик доставил в суд справку за подписью исполнительного директора АО «Газета «Звезда» Натальи Копыловой (она же главный редактор - прим. ФЗГ), что «на 18 января 2017 года касса отсутствует». «Поручениями от 7 и 8 декабря 2016 года деньги были перечислены истцу. Но на расчетный счет АО наложен арест и деньги не были списаны», - сообщила юрист С. Долишняя. При этом она пояснила, что такие ограничения введены налоговой службой.

Представитель «Звезды» заметно нервничала. «Кто вам разрешил меня записывать!» - возмутилась С. Долишняя действиями истца Р.Алиева, привычно включившего свой гаджет на аудиозапись. Похоже, дама не знакома со статьей 10 ГПК РФ («Гласность судебного разбирательства»). Там говорится, что участники и слушатели открытого судебного заседания вправе фиксировать его средствами аудиозаписи - без чьего-либо особого дозволения.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2017 года

Нападения на журналистов и блогеров - 4 (Владислав Рязанцев, журналист «Кавказского узла», Ростов-на-Дону; съемочная группа телеканала «СТС-Кузбасс», Кемеровская область; Денис Юнак, оператор «ГТРК-Владивосток», Владивосток; съемочная группа телекомпании «Рифей-Пермь», Пермь).

Попытки цензуры - 5 (газеты «Звениговская неделя», «Восход», «Край горномарийский», «Вперед», все - Республика Марий Эл; газета «Ессентукская панорама», Ставропольский край).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров - 1 (Виталий Гулий, бывший собкор «Российской газеты», Москва).

Увольнение редактора, журналиста - 5 (Людмила Шиффнер, журналист газеты «Призыв», Карелия; Владимир Панфилов, заместитель директора Орловского издательского дома, Орел; Евгения Острая, главный редактор газеты «Наша Иртышская правда», Ирина Мезенина, главный редактор газеты «Тарское Прииртышье», Виктор Сидоренко, главный редактор газеты Ihre Zeitung («Ваша Газета»), все - Омская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) - 4 (Андрей Зубец, независимый фотограф и журналист, Москва; Владимир Иванов, независимый фотограф и журналист, Москва; Сергей Айнбиндер и Александра Агеева, сотрудники Sota. Vision, Санкт-Петербург; Пьер Аффнер, независимый журналист, Москва).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ - 5 (Григорий Шведов, главный редактор «Кавказского узла», Москва; Владислав Рязанцев, журналист «Кавказского узла», Ростов-на-Дону; Аркадий Бабченко, независимый журналист, Москва; Ирина Славина, главный редактор издания Koza.press, Нижний Новгород; Денис Юнак, оператор «ГТРК-Владивосток», Владивосток).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 17

Прекращение выхода СМИ - 3 (журнал «Власть», Москва; журнал «Деньги», Москва; газета «Призыв», Карелия).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 (сайт украинского издания «Историческая правда», в Крыму).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 3 (видеокамера «ГТРК-Владивосток», Владивосток; видеокамера телекомпании «Рифей-Пермь», Пермь; компьютеры нтернет-ресурса «Новости Севастополя», Севастополь).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 25

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Курс правовой журналистики в стенах Мурманского Арктического Государственного университета оказался под запретом

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

«Студенты кафедры русской филологи и массовых коммуникаций, будущие и практикующие журналисты и блоггеры приглашаются на «Курс правозащитной журналистики», который будет проходить на базе Мурманского Арктического Государственного университета (МАГУ) с февраля по март 2017 года. Курс заключается в серии семинаров (примерно раз в две недели) на тему прав человека и инструментария по работе с этой тематикой.

Темы семинаров:

Вводный курс по правам человека.

Журналистика для человека.

Работа журналиста на судебных заседаниях.

Право на доступ к информации.

Современные медиа-инструменты.

Во время семинаров мы также расскажем о существующих возможностях для публикации материалов, поделимся контактами и принципами работы местных и федеральных СМИ. Как результат семинаров будет проведён конкурс: участники сделают свои публикации в СМИ и три лучших авторов получат денежные премии. В жюри будут принимать участие организаторы проекта и ведущие семинаров. Участие бесплатное ».

Такое заманчивое объявление появилось 29 января в специально созданной группе «Вконтакте», именно с этой даты началось информирование мурманских студентов о предстоящем мероприятии.

Курс правовой журналистики был задуман в конце 2016 года. Его координаторами выступили: член регионального молодежного совета по правам человека Татьяна Кульбакина и ваш покорный слуга, журналист Александр Борисов. Выработав концепцию, мы начали согласовывать её с будущими спикерами, в роли которых выступили журналисты «Новой газеты», сайтов «Такие Дела» и «7х7.Горизонтальная Россия». Когда план работы был утвержден, и все «учителя» подтвердили своё участие, мы обратились на кафедру русской филологи и массовых коммуникаций в Мурманский Арктический Государственный университет (МАГУ) - так как это единственно место в столице Заполярья, где готовят специалистов для работы в СМИ. Заведующая кафедрой - Ольга Николаевна Иванищева - на наше предложение ответила согласием.

Курс правовой журналистики решено было подать как проект магистрата. Однако, когда уже были напечатаны афиши и я начал уточнять - когда информация о мероприятий появится на официальном сайте МАГУ (всё таки мы действовали легально и уже были согласованы даты, время и номера аудиторий) Ольга Николаевна неожиданно мне сообщила по телефону что «всё отменяется, её начальник Виноградов против». Когда я сам позвонил Виноградову, то он внятно смог лишь заявить о том, что лекции в МАГУ могут читать только дипломированные специалисты со справкой об отсутствии судимости. И вообще в университете никто не имеет право выступать, кроме их собственных преподавателей.

Для меня это был шок - потому что ко мне на лекции в МАГУ регулярно приходили «недипломированные» люди. Благо, что мы с Татьяной Кульбакиной внутреннее были готовы к такому повороту событий и позаботились о запасном варианте проведения встреч. Правда, сейчас возник вопрос - как много студентов в не учебное время готовы будут приходить к нам. Только самые стойкие и действительно желающие стать профессионалами.

Желая проинформировать о сложившейся ситуации потенциальных слушателей, я написал пост на своей странице в Фейсбуке. Было сообщение и в официальной группе в «Вконтакте», посвященной данному курсу. В итоге - новость об отмене курса опубликовало мурманского ИА «СеверПост», а чуть позже сайт «ОВД-Инфо», а также «Новая газета». Ее корреспондент Татьяна Брицкая взяла комментарий у Виноградова, запретившего мероприятие. Андрей Иванович по телефону ответил, что ни с какими политическими причинами запрет проведения курса в стенах университета не связан. По его словам, причина - в новых требованиях Минобрнауки, согласно которым каждый, кто ведет занятия, должен соответствовать критериям, предъявляемым к штатным преподавателям, включая справку об отсутствии судимости. А содержание семинаров - соответствовать учебному плану.

На вопрос, распространяются ли новые правила, скажем, на специалистов, которых преподаватели университета приглашают на семинары или мастер-классы, ответ последовал утвердительный. «Теперь это все под запретом, - заявил Андрей Виноградов. - Заниматься со студентами имеют право только наши сотрудники, никаких посторонних».

Такой вот образовательный процесс ныне в городе - герое Мурманске.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни