Дайджест
18 Апреля 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 752

ТЕМА НЕДЕЛИ

Шоу президента под надежной охраной

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

За неполные десять лет, что я пишу для Фонда защиты гласности, «героями» моих заметок, посягающих на гласность, «наезжающих» на журналистов, были, в основном, чиновники, депутаты, судьи, правоохранители, бизнесмены. Бывало даже - представители общественных организаций. Но никогда не приходилось писать о том, как ограничивает доступ к информации, прессует журналиста свой же брат.

Журналисту сахалинского издания sakhalin.info Кириллу Ясько удалось попасть на рыбозавод в селе Озерском и посмотреть, как шла подготовка к включению в «прямую линию» с президентом. Употребляю слово «удалось», потому что доступный открытый объект, на котором Кирилл уже бывал, вдруг превратился в секретный. Туда не пускали не только съемочные группы местного ТВ, но вообще никаких журналистов, и даже пресс-службу губернатора. Впрочем, сам губернатор на заводе был, сидел в кабинете с видом на цех, следил за постановкой. Прогоны и репетиции (подготавливался вопрос о долгах по зарплате) длились долго.

Узрев «чужака», московские телевизионщики стали выдворять его с завода и требовали отдать им флэшку с фотографиями, которые он успел сделать, называя ее «спорным контентом». Строптивый журналист объяснял им, что он присутствует на заводе по заданию редакции, что «прямая линия» с президентом событие отнюдь не рядовое для провинции, и он просто обязан его осветить. Дал телефон своего начальника - главного редактора интернет-издания Ксении Семеновой.

Далее рассказывает Ксения. О том, как московский продюсер по телефону диктовал ей, что можно и что нельзя снимать на сахалинском заводе местному журналисту:

- Ксения, меня зовут Анна Черкашина, я продюсер ВГТРК. Ваш корреспондент снял наших сотрудников, я хочу, чтобы он удалил эти фото.

- На каком основании?

- Прямая линия с президентом - это эксклюзивное шоу ВГТРК и Первого канала. Нас нельзя снимать.

- Что? Шоу? Вы не оговорились?

- Я не понимаю вашего веселья, удалите фото. Те, где цех и конвейер, можете оставить.

Тогда Ксения Семенова попросила в обоснование запрета на снимки прямой линии с президентом прислать официальное письмо. И получила его - за подписью руководителя отдела сбора информации и продюсирования ВГТРК Анны Черкашиной. Цитирую, сохраняя ошибки оригинала: «Съемка мероприятия является эксклюзивной прерогативой организаторов и вещателей мероприятия «ООО Первый канал» и ВГТРК и публикация фото и видеоматериалов иными информационными ресурсами (электронными и печатными СМИ) разрешена только с согласия производителей и вещателей контента. А собственник площадки съемки в данном случае подчиняется регламенту ВГТРК и Первого канала. Просим указать от кого из указанных лиц Вы получили разрешение на съёмку, а также согласовать её производство и публикацию».

Московские «коллеги» мурыжили Кирилла на заводе долго. Их нажиму позавидовали бы и Роскомнадзор, и самый безбашенный ЧОП. Пришлось отдать флэшку, но он все-таки перехитрил телевизионщиков и несколько снимков увидели свет. Москвичи своим наездом на сахалинских коллег добились только того, что островные журналисты стали героями, а их репортажи в Интернете «Начинается «эксклюзивное шоу» и «Кривая» линия - взгляд изнутри», перепостили очень и очень многие.

Вспоминаю, как в сентябре 2005 году я присутствовала на одном из первых телемостов с президентом. Площадка была в Южно-Сахалинске, на площади Славы. Пришли все желающие. Никаких репетиций. Московская журналистка просто предварительно попросила всех желающих озвучить темы, и выстроила поближе к камере тех, чьи вопросы ей показались наиболее актуальными. Но и других обнадежила - может, дойдет очередь, сколько будет длиться включение, никто не знал. Прозвучало три вопроса (отдадим ли Курилы Японии, про дорогой бензин и правый руль) и связь оборвалась. Люди не расходились еще два часа, до самой темноты - пронесся слух, что будет второе включение...

Тогда мосты еще были в диковинку, и скомканность и недоговоренность хотелось объяснить техническими причинами. Но и тогда ведущая просила удалиться местных журналистов, произнося слово «эксклюзив». Правда, безуспешно. Согласилась, что делаем общее дело, просто освещаем его с разных точек зрения.

За одиннадцать лет мы сильно преуспели в охране «позитивного контента». И не надо для этого уже ни открытой цензуры, ни ушлых чиновников, ни прямолинейных людей в форме. Охраняют его свои же, называющие себя журналистами. И воспрепятствовать профессиональной деятельности у них получается ничуть не хуже.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

«Ежедневный журнал» подал жалобу в ЕСПЧ

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Владелец сайтов ej.ru и ejnew.com, заблокированных два года назад, направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Интересы заявителя представляет юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

История с блокировкой «Ежедневного журнала» началась в 2014 году, когда Роскомнадзор 13 марта заблокировал доступ к сайту ej.ru. Через месяц, 7 апреля, был закрыт доступ к сайту ejnew.com. Когда владелец ресурсов ООО «Медиафокус» обратился в ведомство за разъяснением, ему ответили, что доступ к сайтам закрыт по решению Генпрокуратуры России. Причина - «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». К каким именно страницам ресурсов и текстам относилась эта формулировка, узнать так и не удалось.

Блокировка сайтов была обжалована в Тверском районном суде Москвы. Владелец сайтов указывал, что он готов удалить запрещенную информацию, но ни Роскомнадзор, ни Генпрокуратура не предоставили ссылки на страницы, где она опубликована. Кроме этого, заявитель утверждал, что даже наличие запрещенной информации на отдельных страницах сайта не требует полной блокировке ресурсов.

Однако суд не помог разобраться в том, где именно на сайтах «Ежедневного журнала» опубликованы незаконные призывы. Более того, в своем решении от 19 августа 2014 года он указал, что заявитель не предоставил доказательств того, что он удалил запрещенную информацию со своих сайтов. А действия государственных органов при блокировке, наоборот, судом были расценены как законные. Апелляция и кассация в Мосгорсуде, которые прошли соответственно 28 апреля и 2 ноября 2015 года, результатов не дали: решение суда первой инстанции было полностью оставлено в силе. Теперь делом «ЕЖ» займется Европейский суд по правам человека.

«В жалобе мы подчеркиваем, что вмешательство в право на свободу выражения мнения непропорционально преследуемой цели, - поясняет Светлана Кузеванова. - Формально это вмешательство предусмотрено законом. Но ограничение доступа в интернете должно применяться только к конкретной противоправной информации, а не ко всему ресурсу».

РОССИЯ

Республика Чувашия. Весеннее обострение?

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В деревне Ярабайкасы Морагушского района 9 апреля был избит главный редактор газет «Взятка» и «Самана» Эдуард Мочалов. По словам пострадавшего, вечером на него напали три человека, которые повалили его на землю и принялись избивать. Э. Мочалов связывает нападение со своими публикациями о местном депутате. Главред намерен добиваться наказания своих обидчиков по закону - он официально зарегистрировал побои и написал в заявлении в полицию.

Мочалов отметил, что нападение на него было не единственным происшествием - в тот же вечер злоумышленники закидали бутылками окна здания, где находится редакция. А на следующий день группа граждан отобрала дорогостоящий фотоаппарат у работника редакции газеты «Взятка». Главный редактор рассказал также, что в ночь на 15 апреля неизвестные разбили окно в доме его помощника Николая Макарова. «Здоровенный булыжник пробил оба стекла, и его полет остановила штора», - написал Э. Мочалов. Он добавил, что именно Н. Макаров защищал его во время случившегося 9 апреля нападения.

«Полиция района бездействует - ждет, наверное, когда начнут убивать. Уголовные дела не возбуждены», - сообщил ФЗГ Эдурда Мочалов.

Мы будем следить за развитием событий.

Екатеринбург. Украден тираж газеты

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Выборы в Государственную думу и муниципалитеты уже недалече, поэтому начались непонятные вещи с партийной агитацией. Так, в Екатеринбурге вооруженные бандиты ночью с 14 на 15 апреля ограбили склад, где хранились газеты «Домовой совет», издаваемой партией «Справедливая Россия». В ангаре по улице Краснодарской, 13 было несколько десятков тысяч экземпляров газеты, убыток оценивается более чем в 140 тысяч рублей.

Судя по записи с камер видеонаблюдения, газеты выносили шесть молодых людей крепкого телосложения в спортивной одежде с капюшонами. Как сообщается в заявлении свердловского отделения «СР», они были вооружены и угрожали охраннику склада.

Погрузив тираж в подогнанный грузовик, злоумышленники скрылись. В пресс-группе УВД Екатеринбурга информагентству «URA.Ru» сообщили, что сигнал об ограблении поступил в час ночи. На место выехала группа оперативного реагирования, но похитители тиража уже скрылись. Зачем преступникам тираж газеты, понять пока никто не может. Сейчас проводится дознание.

Курск. Депутата и редактора газеты обвиняют в экстремизме из-за критики в адрес власти

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Курске стало известно, что следователи возбудили уголовное дело в отношении депутата Курской областной думы и главного редактора местной газеты «Народный журналист» Ольги Ли по подозрению в экстремизме. Поводом стала публикация в соцсети «Контакте» сообщения, унижающего, как считают правоохранители, достоинство группы лиц.

По версии следователей СКР регона, подозреваемая разместила текст и видеозаписи своих выступлений, в которых, «содержится лексика высказываний, направленных на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к социальной группе представителей власти, в частности сотрудников правоохранительных органов и судебной системы». В своих выводах следствие опирается на некое лингвистическое исследование».

«Распространённая информация направлена на возбуждение ненависти и вражды к деятельности всех должностных лиц вышеуказанных институтов государственной власти как преступной и вредной для общества и государства», - отмечается в сообщении СКР.

Это уже не первое уголовное дело, возбужденное в отношении Ольги Ли. Ранее депутата обвинили в клевете на судью. Также Ли стала известна в соцсетях после видеообращения к руководству страны и своих заявлений о завышенном рейтинге главы государства, а также о коррупции и «правовом беспределе» в Курской области. Депутат полагает, что возбуждение дела связано с её видеообращением к президенту и не имеет отношения к газетному номеру, в котором вышли её относящиеся к судье высказывания.

По данным сайта областной думы, Ли работает в бюджетном и научно-образовательном комитетах, международном журнале Sasha, а также занимает пост главного редактора газеты «Народный журналист».

Мурманск. Городские власти - против газеты «Кольский маяк»

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Октябрьский городской суд 12 апреля начал рассмотрение иска от властей Мурманска, депутатов и силовиков к газете «Кольский маяк», учредителем которой является региональное отделение партии «КПРФ».

Коллективный иск подан от 11 истцов, среди которых: мэр Мурманска Алексей Веллер, заместитель начальника УМВД по Мурманской области Сергей Приходько, прокурор Октябрьского района Мурманска Алексей Круглин. Основой для подачи иска о защите чести и достоинства послужила публикация за 2014 год - «открытое письмо губернатору Мурманской области Марине Ковтун», автором которого является экс-депутат городского совета Сергей Габриэлян.

В суде он выступает соответчиком газеты «Кольский маяк». Сумма иска - 3 миллиона 300 тысяч рублей.

В публикации, размещенной на страницах «Кольского маяка», говорилось о фактах коррупции и преступлениях, якобы совершенных группой чиновников во главе с мэром Мурманска Алексеем Веллером. Главный редактор газеты Валерий Черник признается, что доказательств, что сведения, опубликованные в письме, подтверждены фактами, у журналистов не было, но они представляли большой общественный интерес, и поэтому не разместить обращение Габриэляна редакция не могла. По словам главреда «Кольского маяка», сейчас газета остается единственным оппозиционным печатным изданием в регионе. И острые публикации не могут нравиться властям, которые хотят закрыть газету.

На редакцию «Кольского маяка» за публикацию нелицеприятных материалов уже неоднократно подавали иски депутаты мурманского городского совета и бизнесмены.

Пермь. Политик убедил судей, что он действительно «неудачник». Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Пермский краевой суд 13 апреля отказал депутату регионального заксобрания Дмитрию Скриванову в удовлетворении апелляционной жалобы по его первому иску к телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ». Всего парламентарий вчинил этому ответчику шесть исков о защите чести и достоинства, все из которых проиграл в суде первой инстанции.

О тяжбах провинциального политика с неугодными ему журналистами рассказывалось в дайджестах ФЗГ № 730, 735, 736 и 740 (см. [1] ). Каждый раз истец требовал одно и то же. А именно - удалить видеосюжет с сайта СМИ, разместить вместо него опровержение в виде резолютивной части судебного решения, обеспечив непрерывное размещение в течение года, а также выплатить компенсацию морального вреда в 100 тыс. рублей и возместить судебные расходы.

25 января 2016 года Мотовилихинский районный суд Перми не нашел ничего порочащего в оспоренном видеосюжете с надписью «Политический неудачник» и тексте под заголовком «Парламентария Скриванова не узнают собственные избиратели». В этих публикациях истец счел обидными для себя такие фразы (с сохранением орфографии): «Низкий рейтинг можно смело отправлять в копилку и без того многочисленных неудач Дмитрия Станиславовича. Провалы сопровождают его повсюду. Будь это общественная деятельность или работа на депутатском поприще»; «Его не узнают не то, что из тысячи, даже из десятка. Who is mr. Scrivanov? Жители 27 избирательного округа сказать затрудняются. Хотя именно здесь, несколько лет назад, парламентарий развернул свою предвыборную кампанию. Обещал многое, правда видимо, мало что сделал. Вспомнить заслуги Дмитрия Станиславовича избиратели не в силах».

По ходатайству Д. Скриванова была проведена лингвистическая экспертиза. С ее учетом судья Елена Котельникова не нашла недостоверных, порочащих сведений в оспариваемых публикациях.

В слушаниях этого иска 13 апреля в Пермском краевом суде принял участие новый представитель Д. Скриванова - юрист Максим Кутовой. По его мнению, районный суд «проигнорировал заключение эксперта». Представитель «Урал-Информ ТВ» Дмитрий Кажин возразил: «То, что политик не исполняет выборные обещания, не вина журналистов». Судебная коллегия под председательством Марины Толстиковой оставила без изменения ранее вынесенное решение.

Такой исход имеет значение для гражданского дела, назначенного к предварительному рассмотрению 20 апреля в Кировском районном суде Екатеринбурга. Ответчиком выступает ООО «Мегаполис» - как редакция СМИ «Московский комсомолец» в Перми». На сайте издания 5 июня 2015 года была размещена заметка «ФРМ: очередное фиаско Дмитрия Скриванова». На нее в уже проверенных пермскими судьями публикациях от 8 июня ссылалась телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ». Однако истец Д. Скриванов опять требует удаления, опровержения, компенсации нравственных страданий в 100 тыс. рублей и возмещения судебных расходов. Это - седьмой его иск к журналистам.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

В Сургуте из-за «финансовой несостоятельности» закрылся популярный телеканал

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа сообщил на своем сайте о признании банкротом ЗАО «Югра Медиа Холдинг» (Сургут). В отношении этого юрлица, задолжавшего Национальному Телевизионному Синдикату» (Москва) 1,8 млн. рублей, введена процедура наблюдения. Не смогли рассчитаться югорчане с москвичами за пользование лицензией на право использования произведений, принадлежащих НТС, в эфире популярного в ХМАО телеканала SibTV.

Финансовые проблемы у холдинга длятся больше двух лет. Впервые речь о возможном закрытии SibTV зашла в марте 2014 года. Как сообщало в то время агентство URA.RU, сотрудников единственной в Сургуте телекомпании, которая вела круглосуточное вещание, отправили в неоплачиваемый отпуск, но средства на ее спасение тогда все же удалось найти. По зрительским симпатиям этот канал, судя по комментариям в интернете, опережал местные официальные источники информации: часто критиковал сургутских чиновников, и, как правило, обоснованно.

В последнее время в экономике Сургута (его тут зовут «экономической столицей округа») дела идут все хуже и хуже. Один из самых чувствительных ее индикаторов, как известно - рекламный рынок, от которого напрямую зависит финансовое состояние СМИ. Осенью прошлого года были сокращены штаты, в том числе журналистов двух самых крупных независимых местных медиаресурсов - СургутИнформТВ и СургутИнтерНовости (см. дайджест № 724). Массовые сокращения, по сообщению того же URA.RU, начались в градообразующем предприятии «Сургутнефтегаз», прибыль которого за последний год снизилась на 15,7 процента.

«При нынешней ситуации - сказал в том же дайджесте известный в ХМАО политолог Александр Корнеев - нас ждет исчезновение местных СМИ - не только частных, но и государственных». Пока прогноз его сбывается. Пустоты, образовавшиеся в эфире, заполняет Москва. Таким образом, местное информационное пространство становится все более федеральным, что понижает политические риски, неизбежные в условиях кризиса: Москва помогает сибирякам сделать правильный выбор, и заодно пресекает попытки «федерализации Сибири», идея которой бродит во многих умах.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Ставропольский союз журналистов и Институтом социальных перспектив организовали тренинг по вопросам безопасности журналистов

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В Ессентуках прошел тренинг по вопросам безопасности журналистов, организованный Институтом социальных перспектив и Ставропольским союзом журналистов. Тема выкристаллизовалась из предварительного опроса тружеников пера, который провел союз. Оказалось, что большинство респондентов чувствуют себя в своей профессии незащищенными. Ничего удивительного - вряд ли найдешь на карте нашей страны более взрывоопасное место, чем Северный Кавказ. Конфликты - этнические, религиозные - случаются с незавидной регулярностью. Социальное расслоение и традиционная коррумпированность местного населения спокойствия не добавляют.

В первую очередь участники тренинга - корреспонденты и редакторы из разных уголков Ставрополья, а также из соседних национальных республик - почтили память коллег, погибших в горячих точках. Особенно часто вспоминали операторов Вячеслава Тибелиуса и Тамерлана Казиханова - их знали многие из присутствующих.

Среди тренерского состава были профессиональные журналисты, ученые, юристы, врачи. Участники еще раз вспомнили, какие мины могут подстерегать журналиста на правовом поле, перечитали глоссарий журналистской этики. Жадно впитывали советы и навыки по оказанию само- и взаимопомощи пострадавшему в ЧС - об этом по скайпу из Тель-Авива рассказывал врач-нейрохирург госпиталя ветеранов войн Вячеслав Дадашев. Но особенно возбудили журналистов советы по информационной безопасности (тоже по скайпу, из Москвы) Владимира Галяева. Чтобы задать ему вопрос, к микрофону даже выстроилась очередь. И действительно, каждый из нас хоть раз, да имел дело с кибер-атаками, спамом, нелицензионным ПО. Эксперты предсказывают тяжелый год с точки зрения давления на пользователей. Продолжится вскрытие аккаунтов в социальных сетях и на популярных ресурсах. Вячеслав посоветовал, какую технику безопасности надо освоить при пользовании компьютером, Интернетом, облаком-хранилищем, мобильным телефоном и мобильным банком... Где хранить информацию, и под какими паролями, стоит ли вообще заводить страницы в социальных сетях.

В этой части журналисты слегка приуныли... Ничего себе, пароль из не менее двадцати символов разного регистра, который к тому же надо менять через каждые три дня! И это лишь один штрих учебы!

Участники тренинга и приглашенные делились своим личным опытом: кто побывал в заложниках, кто оказался в центре АТО или пережил нападение неадекватной личности. И хотя венчали учебу сертификаты, все понимали, что за три дня учебы они вооружились лишь отчасти. Время сейчас для журналистов такое, что боевой арсенал - учебу - надо обновлять как можно чаще.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни