Дайджест
29 Февраля 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 745

РОССИЯ

Москва. Журналиста избили за его статьи

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Вечером 25 февраля возле редакции еженедельника «Собеседник» было совершено нападение на журналиста этого издания Сергея Винокурова.

Корреспондент отдела политики, новостей и репортажей вышел из здания редакции и направился домой, когда к нему подбежал незнакомец, и с криком «Получай за свои статьи!» принялся избивать. С. Винокуров попытался уклониться от ударов и сумел добраться до входа в редакцию, где ему на помощь пришли охранник и коллеги, уходившие с работы. Совместными усилиями драку удалось прекратить, а агрессивного молодого человека – задержать до приезда полиции.

Стражи порядка, прибывшие довольно быстро, забрали в Тверской отдел полиции и нападавшего, и журналиста. Там С. Винокуров написал соответствующее заявление. А его «оппонент» был помещен в изолятор. Полиция занялась расследованием инцидента.

С. Винокуров рассказал, что уже несколько раз получал СМС-сообщения с угрозами, но не обращал на них внимания, поскольку в его статьях, на его взгляд, нет ничего, что могло бы вызвать такую бурную реакцию. Последнее СМС-сообщение он получил примерно месяц назад, сообщает Радио Свобода.

Теперь дело за правоохранителями. Мы будем следить за развитием событий.


Республика Карелия. Депутат местного парламента оценил своё «фигурирование» в уголовном деле в 200 тысяч рублей

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Депутат Законодательного собрания Карелии Виталий Красулин (фракция «Единая Россия») подал в суд на журналиста сайта «Петрозаводск говорит» Сергея Мятухина. Оскорбило депутата то, что журналист в своей публикации об одном уголовном деле сообщил, что в нём на стадии предварительного расследования фигурировала фамилия Красулина.

Последний убеждён, что упоминание его фамилии в таком контексте порочит его достоинство в качестве статусного лица, то есть, как депутата парламента, и на этом основании требовал в исковом заявлении опровергнуть информацию, удалить её с сайта и компенсировать ему моральный вред, оценённый им в 200 тысяч рублей.

В ходе судебного заседания ответчики доказали, приведя факты из уголовного дела, что фамилия В. Красулина, в прошлом бизнесмена, в самом деле возникала в деле о мошенничестве. Автор статьи написал правду. Кроме того, в судебном решении судья Петрозаводского суда К. Мамонов указал, что депутатский статус Красулина как раз требует от него обратного – более терпимого отношения к критике со стороны СМИ, что прописано в международном и российском праве. Публичный деятель, указал К. Мамонов в решении суда, должен быть готов к тому, что избиратели могут критически оценивать его деятельность.

Суд счёл правомерным употребление журналистом в статье понятия «фигурировал», которое не является негативно оценочным, поскольку ровно в той же мере в процессе расследования уголовного дела в нём фигурируют, то есть участвуют, и свидетели, и эксперты, а не только обвиняемые. На этом основании иск депутата не был удовлетворён.


Екатеринбург. Подарок вопреки решению суда. Продолжение темы

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Вынесенный приговор в отношении Екатерины Вологжениновой за перепосты проукраинских заметок и «лайки» по отношению к подобным материалам, вследствие чего были изъяты и уничтожены ее ноутбук и компьютерная мышь (см. дайджест 744), подвигнул правозащитников из движения «Екатеринбург за свободу!» к сбору средств в помощь осужденной. И 26 февраля, спустя всего неделю после решения Железнодорожного суда, активисты движения вручили дочери Екатерины, 12-летней Веронике, новенькую оргтехнику. Именно ей, чтобы правоохранители вновь не решились на карательную акцию.

Е. Вологженинова поблагодарила активистов за поддержку и подтвердила, что готовит апелляцию на несправедливый, по ее мнению, приговор. Суд, напомним, кроме уничтожения компьютера, принудил ее к 320 часам общественных работ. «Суд о лайках» получил широкий общественный резонанс, в том числе иностранных СМИ. Также известно, что председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов намерен встретиться с Екатериной в марте, когда в Екатеринбурге соберется комиссия Совета.

ФЗГ следит за развитием событий.


Тюмень. Суд не допустил оператора, журналистов и общественников на «открытый судебный процесс»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Судебные приставы не разрешили видео-оператору информационного портала PARK72.RU войти в здание Ленинского райсуда города Тюмени. Хотя руководство интернет-издания заранее подало на имя его председателя по всем правилам оформленную заявку, что подтверждается записью в программе почтовых отправлений.

У суда было три дня на ее рассмотрение, и за это время он мог бы предупредить редакцию о решении отказать ей в праве на видеосъемку судебного заседания. Как сказала корреспонденту ФЗГ журналистка портала Лариса Некрасова, до сих пор таких отказов не случалось ни разу - ни в одном из тюменских судов никто освещать процессы съемочной группе не препятствовал.

Государственных тайн в данном деле – по иску юриста Юрия Рябцева к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке – определенно, нет. Оспаривает истец бездействие своего коллеги, которому он направлял год назад заявление, где обжаловалось отсутствие действий со стороны еще одного юриста – председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, не принявшего должных мер к подчиненному, руководителю СУ СКР по Тюменской области Михаилу Богинскому, в свою очередь, не возбудившему уголовного дела в отношении другого прокурорского работника, подписавшего заключение, на основании которого суд лишил Юрия Рябцева родительских прав к его малолетнему сыну Егору. Заключение было основано на заведомо ложных сведениях, указанных в официальном запросе, направленном в городскую службу опеки тем же Ленинском райсудом – там значился адрес места жительства Рябцева, по которому он никогда не был прописан и не проживал: тем не менее, опекуны семьи и детства пришли туда, провели обследование условий проживания его и сына и пришли к выводу о «целесообразности лишения отца родительских прав».

Возможно, то, что в поданном Рябцевом иске фигурирует слишком много высококлассных юристов, а также то, что вся история замыкается на райсуде, где этот иск рассматривается, и побудило судью Светлану Ломакину максимально сузить пространство гласности. Хотя процесс был официально открытым, проходил он не в зале суда, как полагается по российскому законодательству, да и по нормам международного права, а в душном кабинете судьи, где кроме стула, на котором сидит «ее честь», имеется еще три сидячих места - одно занял истец, другое – его адвокат, третье – журналист Лариса Некрасова. Остальных слушателей, в том числе представителей СМИ, попросили выйти из кабинета.

Судья отклонила все заявленные истцом ходатайства: о переносе слушания в зал (в это время два зала в здании райсуда были никем не заняты), о свободном доступе на него журналистов и представителей общественности. Таким образом, говорит Лариса Некрасова, судьей были нарушены следующие нормы права: ст.123 Конституции РФ, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 1 ст.10 ГПК РФ, ч.1 ст.24.3 КоАП РФ, ч.1 ст. 241 УПК РФ, ст.12 Закона об обеспечении доступа к информации. Согласно этим статьям, «не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, которые исключают возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса», в том числе представителей средств массовой информации. О том же говорит и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. (N 35).

Не позволила судья присутствовать на этом разбирательстве и видео-оператору. Формально она вправе запретить видеосъемку в зале суда, или, как в данном случае, в своем кабинете. Но за пределами мест, где происходит отправление правосудия - в коридоре, на лестницах, вестибюле, других помещениях судебного учреждения человек с видеокамерой (не важно даже, оператор он или нет) может снимать все, что считает нужным. И то, что приставы не пустили видео-оператора с аппаратурой в здание суда – прямое нарушение законодательства.

А в целом вся эта ситуация – наглядный пример того, как система (судебная и правоохранительная, представляющие собой довольно часто единое целое), работает слаженно на самое себя и, соответственно, против граждан, за счет которых она содержится.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

В Серпухове прекратила работу «Моя информационная газета»

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе.

Последний номер «МИГ - Южное Подмосковье» вышел в конце декабря 2015 года. На сегодняшний день редакция закрыта, сотрудники уволены. По информации местных СМИ, владелец бренда Елена Леонова планирует его продать.

«Моя информационная газета» начала издаваться в 1998 году. За считанные месяцы смогла завоевать любовь читателей. Её тираж был выше, чем у всех остальных газет города вместе взятых. И практически все 12 000 экземпляров распространялись по подписке. Судьба этого издания оказалась нелегкой. Многие годы «Моя информационная газета» формировала общественное мнение. В 2000 году её сотрудники устроили неслыханную доселе акцию - объявили голодовку против бесчинств местных властей и избирательной комиссии. Во всех учебниках по пиару описан так называемый «серпуховский эффект», порожденный публикациями газеты - когда жители Серпухова на выборах мэра проголосовали за кандидата «против всех».

В 2000 году часть коллектива из-за конфликта с инвестором покинула проект и основала собственное издание под тем же именем. В результате долгое время в Серпухове издавались две одноимённые газеты «МИГ» с шапками разных цветов – настоящая синяя и красная, долгое время незаконно пользовавшаяся раскрученным брендом. Их так и звали «Синий миг» и «Красный миг», каждая по-своему расшифровывали эти аббревиатуры. Первая - «Моя информационная газета», вторая - «Мы и город».

Судьбе красного «МИГа» тоже не позавидуешь. Ее и поджигали, и захватывали рейдеры, в результате «ее танцует» некая олигархическая группировка, газета распространяется бесплатно, там сплошная реклама и заказные статьи «кормильцев».

Напоминаем, что за последние 10 лет в Серпухове закрылась масса газет с большой и маленькой историей: «Совет», «Молва», «Суть да Дело», «Наш Серпухов», «Любимый город», «Большевик», «Долой», «Zevs News», «Народный Наблюдатель Подмосковья», теперь и «МИГ»...

Кстати, с 2016 года все оставшиеся в регионе издания стали еженедельниками. Последним от трёхразового выпуска с января отказались «Серпуховские вести» (бывший «Коммунист»). Ее контролирует областные власти на предмет положительного имиджа губернатора, все материалы, даже информации о культурных мероприятиях, обязательно отсылаются в Москву, туда же идут и еженедельные отчеты, сколько раз и по какому поводу упомянут губернатор Воробьев. Это называется «работать под эгидой Главного управления по информационной политике правительства Московской области». Редактор газеты живет в другом городе и появляется в редакции отнюдь не каждый день.

В общем, журналистам «всюду клин». Зато вырос штат пресс-службы у главы города Серпухова Дмитрия Жарикова. И чем больше он становится, тем труднее сотрудникам СМИ получать информацию: к чиновникам не дозвониться, не пробиться ни за каким комментарием. Даже, если заблаговременно, письменно, через пресс-службу изложишь все вопросы, не факт, что получишь информацию. Сам мэр своей закрытостью даже бравирует. На одном из совещаний он сказал всем представителям СМИ, чтобы ближе, чем на 2 метра к нему никто из журналистов не приближался: «Вы нарушаете мое жизненное пространство».


Казнокрад и «Звезда»пад»

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Арбитражный суд Пермского края решил взыскать с ЗАО «Редакция газета «Звезда» более 955 тыс. рублей. Старейшая в Прикамье газета с 98-летней историей накопила такой долг перед одноименной типографией – ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Звезда». Между тем, с осени 2014 года фактическим владельцем бывшего издания Пермского обкома КПСС считается долларовый миллионер Андрей Агишев. Медийная покупка по времени совпала с рассмотрением в суде его очередного уголовного дела – о трех хищениях в 2007-2009 годы на общую сумму 55,5 млн рублей, в т. ч. из краевого бюджета на 30 млн рублей.

Как сообщали местные СМИ, контрольный пакет ЗАО «Редакция газеты «Звезда» продал бизнесмену А. Агишеву его приятель - главный редактор и генеральный директор издания Сергей Трушников. В октябре 2014 года С. Трушников покинул оба кресла, оставшись просто пенсионером. «Звезда», оформленная на близкое к А. Агишеву ЗАО «Проектное финансирование», занялась защитой этого подсудимого. Газета «Капитал-weekly», экономическое приложение к «Звезде», дала несколько публикаций с попытками оправдать нового хозяина.

Ранее приговором Ленинского районного суда от 11 декабря 2012 года экс-депутат краевого заксобрания А. Агишев уже был осужден к 2 годам условного лишения свободы за незаконное предпринимательство. В 2002-2009 годах без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя он сдавал в аренду собственные нежилые помещения, получив особо крупный доход в 29 млн рублей. Осужденный был обязан в течение 2-летнего испытательного срока ежемесячно отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции. Но 2 сентября 2013 года он согласился на амнистию со снятием судимости.

С 4 августа 2014 года в том же суде началось рассмотрение нового уголовного дела А. Агишева, связанного с баскетбольным клубом «Урал-Грейт». Возглавляя ООО «Пермрегионгаз» и наблюдательный совет «Урал-Грейта», он предоставил из госкомпании частному клубу два заведомо безвозвратных займа на 25,5 млн рублей. Из них 19,7 млн рублей клуб сразу перевел в ООО «Конфиденс», фактически принадлежавшее А. Агишеву. По делу также проходило его ООО «Типография «Лазурь». Как установил суд, «Конфиденс» и «Типография «Лазурь» с использованием вексельных схем якобы оказали пожертвования «Урал-Грейту». Липовые отчеты были представлены в краевое правительство. А бюджетные 30 млн. рублей, обманным путем полученные из краевой казны для софинансирования баскетбольной команды, похищены. Приговором от 17 июля 2015 года экс-депутат и экс-единоросс был осужден к 5 годам условного заключения со штрафом 1 млн рублей.

Пермские СМИ пишут, что печальную судьбу известного в России и Европе клуба «Урал-Грейт» может повторить газета «Звезда». Издание не в состоянии платить по соглашениям 2014-2015 годов за аренду помещений, типографские услуги и автостоянку. На процесс в арбитражном суде, который завершился 16 февраля, этот ответчик даже не выслал возражения на иск и не направил своего представителя. Доживет ли «Звезда» до своего 100-летнего юбилея в ноябре 2017 года?

Осужденный А. Агишев, похоже, пытался использовать гласность и бренд подконтрольного СМИ для оправдания совершенных тяжких преступлений. «Казнокрад вызвал «Звезда»пад» – горько шутят в Перми.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни