Дайджест
7 Декабря 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 734


ТЕМА НЕДЕЛИ

Победа в Страсбурге

4 декабря 2015 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу корреспондента Фонда защиты гласности в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе Романа Захарова. Наш коллега обратился в ЕСПЧ с требованием признать несоответствующей европейским нормам российскую систему прослушивания телефонной связи и других электронных коммуникаций СОРМ-2.

Одним из мотивов, которые побудили Романа обратиться в ЕСПЧ, стала опасность раскрытия третьим лицам (включая правоохранительные органы) источников информации, что для журналистской работы недопустимо. Фонд защиты гласности представляет отрывок из аналитической статьи Агентства правовой информации, посвященной ситуации.

Конституция России гарантирует тайну связи и запрещает любое ее нарушение без судебного решения, схожие процедуры предусмотрены и действующими федеральными законами. Но на практике они игнорируются – ведомственные инструкции Минкомсвязи обязывают всех операторов устанавливать специальное оборудование СОРМ (система оперативно-разыскных мероприятий), позволяющее полиции и Федеральной службе безопасности (ФСБ) бесконтрольно прослушивать любые телефоны, контролировать переписку по e-mail и так далее. Установка СОРМ – обязательное условие получения лицензии на оказание любых услуг связи. Причем сам оператор не знает, кого и когда прослушивали правоохранительные органы с помощью подключенного к его оборудованию удаленного пульта.

В 2003 году иск против трех сотовых компаний – «Мегафон», «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка – «Билайн») и «Санкт-Петербург Телеком» (TELE2) – подал корреспондент Фонда защиты гласности Роман Захаров. Он потребовал отключить его от неконтролируемой самим оператором системы «прослушки» и запретить разглашение тайны связи без получения ими соответствующих документов. В суде представители компаний и привлеченного к участию в деле регионального управления ФСБ не отрицали установку СОРМа и возможность скрытного контроля правоохранительными службами каналов связи. Отвергая требования истца, они указали на отсутствие доказательств реального нарушения его прав – фактов незаконного прослушивания. Тогда как сама технология исключала возможность выявления таких случаев.

На состоявшемся в сентябре 2014 года очном заседании в Страсбурге представители России вновь заявили о недоказанности фактов нарушения права. Но Большая палата ЕСПЧ признала право заявителя защищать свои права, даже если он не доказал факт прослушивания, так как жертвой негласного наблюдения потенциально могут быть любые пользователи мобильной связи. В оглашенном решении ЕСПЧ пришел к выводу, что внедряемые технические средства предоставляют правоохранительным органам возможность для прослушивания мобильных телефонных переговоров без предварительного получения судебного разрешения, то есть в обход законной процедуры. «Хотя злоупотребления возможны при любой системе организации негласных наблюдений, их вероятность особенно высока в такой системе, как в России, где правоохранительные органы имеют с помощью технических средств прямой доступ ко всем мобильным телефонным переговорам», – констатировал Страсбургский суд.

ЕСПЧ сформулировал стандарты допустимого применения «прослушки». Так, российское законодательство должно гарантировать защиту от злоупотреблений и определять случаи, в которых допускается применение тайного наблюдения.

Подробности – в статье АПИ

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Определены финалисты премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2015 год

В субботу, 5 декабря, в Москве состоялось финальное заседание жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Эта премия присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров. Конкурс проводился в четырнадцатый раз. Ранее его лауреатами становились Эльвира Горюхина (Новосибирск), Анна Политковская (Москва), Галина Ковальская (Москва), Михаил Афанасьев (Абакан), Игорь Найденов (Москва), Анна Лебедева (Ростов-на-Дону), Евгений Шолох (Владивосток), Тамара Проскурякова (Камышин), Татьяна Седых (Хабаровский край), Владимир Воронов (Москва), Георгий Бородянский (Омск), Виктор Шостко (Ростовская область), Юлия Сунцова (Ижевск), Игорь Цагоев (Нальчик).

Жюри премии назвало фамилии двенадцати финалистов конкурса 2015 года, которыми стали: Алена Корк (Иркутск), газета «Восточно-Сибирская правда»; Павел Каныгин (Москва), «Новая газета»; Наталья Яковлева (Омск), «Учительская газета»; Виктория Ивлева (Москва), COLTA.RU; Валерий Игнатик (Ижевск), газета «Ижевский полиграф»; Нигина Бероева (Москва), журналист – фрилансер; Маирбек Агаев (Дагестан), газета «Черновик»; Марина Завадская (Владивосток), газета «Арсеньевские вести»; Елена Костюченко (Москва), «Новая газета».

Имена номинантов и лауреата, избранных из приведенного выше состава финалистов, будут названы на торжественной церемонии награждения и чествования победителей конкурса 2015 года, которая состоится 15 декабря в Центральном Доме журналиста в Москве (Никитский бульвар, д.8А, ст. метро «Арбатская»). Лауреат и номинанты получат приглашение прибыть на церемонию награждения в Москву.

В 2015 году в конкурсе приняли участие журналисты из десятков регионов Российской Федерации, включая Сибирь, Дальний Восток, Кавказ, Поволжье, Урал, Северо-Запад… Лауреат и номинанты получат специальное приглашение прибыть на церемонию награждения в Москву, им будут вручены премии и дипломы. Дипломы жюри будут вручены (иногородним – отправлены по почте) всем участникам финальной стадии конкурса и редакциям, опубликовавшим работы лауреата и номинантов.

РОССИЯ

Воронеж. Центр защиты прав СМИ оставили в списках иностранных агентов

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Ленинском районном суде Воронежа 30 ноября закончилось рассмотрение жалобы Центра защиты прав СМИ к Министерству юстиции РФ из-за включение организации в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Представители Центра доказывали, что организация не занимается политической деятельностью и поэтому не может считаться иноагентом.

В ходе процесса, который начался еще в августе этого года, в суде выступали в качестве свидетелей редакторы СМИ, политологи и лингвисты, которые рассказывали о деятельности Центра защиты прав СМИ, объясняли, что она носит правовой, просветительский, но никак не политический характер. По решению суда в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) была также выполнена политико-психологическая экспертиза материалов из высказываний директора организации Галины Араповой.

Несмотря на усилия представителей Центра и свидетелей, суд встал на сторону ответчиков, и организация осталась в реестре иностранных агентов.

Ставропольский край. Читатели объявили сбор средств для спасения любимой газеты

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

На протяжении двух последних лет краевая ставропольская газета «Открытая» беспрерывно публиковала журналистские расследования о многочисленных фактах обмана Ставропольским городским расчетным центром (СГРЦ) граждан, в качестве примера описывая истории стариков, из нищих пенсий которых расчетчики выгребали десятки тысяч рублей ложных долгов. И с огромными усилиями добилась того, что буквально все решения судов общей юрисдикции, рассматривавших дела жертв коммунального обмана, были вынесены в пользу граждан.

Выиграла редакция и длившийся девять месяцев суд по иску главы СГРЦ Светланы Фоминой, пытавшейся разорить редакцию. Она требовала компенсацию за якобы посрамленные напрасно ее честь и достоинство. Но суд подтвердил в полном объеме правоту всех публикаций «Открытой». Реванш Фомина взяла с помощью арбитража - судей Александра Чурилова и Надежды Гладских, припаявших редакции «компенсацию» в копилку фирмы около полумиллиона рублей.

Но разорить газету коммунальным стервятникам и их теневым крышевателям не удастся. Читатели объявили сбор средств для редакции. Вот цитаты с сайта газеты: «Для некоторых чиновников эта газета - как страшный сон!»; «Не будет газеты - тьма беззакония окончательно накроет край»; «Хорошо, что есть такая газета как «Открытая». И хорошо, что у «Открытой» есть такие принципиальные журналисты. Спасибо коллективу газеты за смелость»; «Вместе с вами, «Открытая», я не чувствую себя одиноким в борьбе с оборотнями в погонах - и не только с ними. Борьба со злом меня только закаляет. И каждая, пусть даже самая незначительная, победа меня вдохновляет на новые достижения. Удачи всем вам!»; «Если бы в крае не было «Открытой», то борьба с коррупцией в крае была бы сплошной фикцией. И вообще, нечего было бы и думать о наведении порядка в Ставропольском крае, где нам всем жить!».

Редакция не противится сбору средств и заявляет, что отчитается перед читателями за каждую копейку.

Челябинская область. Главврач требует компенсации страданий за предложение сдать диплом

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Руководитель Карабашской городской больницы Нина Воронина подала иск в Карабашский городской суд о защите своей чести и достоинства. Истец требует признать сведения в газете «Карабашский рабочий» под заголовком «Дооптимизировались..» не соответствующими действительности, обязать газету опубликовать опровержение и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей.

Руководитель медучреждения в этом материале редакции приводит свою точку зрения по поводу закрытия роддома в городе Карабаше: «Как врач-гинеколог я однозначно вижу благо в том, что в Карабаше закрыли роддом. Женщины должны рожать в хороших условиях, с квалифицированными врачами, оборудованием. У нас вообще большой износ всего оборудования, а на новое рассчитывать не приходится. Нужен круглосуточный пост дежурных, а у нас сейчас нет такой возможности», – отмечала она в комментарии.

Спустя две недели на комментарий Ворониной в газете отреагировали местные депутаты. Причем весьма эмоционально, тема здравоохранения очень болезненно воспринимается в области. «Карабашский рабочий» им тоже предоставил место на своих страницах. 2 октября 2015 года в газете вышла колонка из точек зрения местных депутатов, которые раскритиковали позицию главного врача Карабашской городской больницы, не согласившись с оценкой итогов оптимизации местной системы здравоохранения.

Один из депутатов так и сказал: «Мне непонятно, как наш врач-гинеколог может говорить о том, что карабашским роженицам лучше ехать рожать куда-то в другой город, где врачи лучше». Другой посоветовал главврачу сдать свой диплом, третий отметил: «сколько уже было случаев, когда карабашских пациентов не принимали в других больницах, или отправляли домой за подушкой или раскладушкой».

И вот эти оценочные суждения обидели главврача и она обратилась в суд. А журналистам, процитировавшим разные точки зрения, теперь придется ходить на заседания.

Республика Карелия. Блогер В. Штепа провёл сутки в камере для административно задержанных

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В начале ноября Петрозаводский городской суд уже наказывал Вадима Штепу за то, что тот на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» разместил запрещённую законом информацию. Тогда речь шла о «нацисткой свастике» и публикации визитной карточки лидера запрещённой в России праворадикальной украинской организации «Правый сектор». В. Штепу признали виновным в нарушении статьи 20.3 КоАП за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, оштрафовав на одну тысячу рублей. Последний свою вину признал, пообещав удалить запрещённый контент со своей страницы.

А через месяц центр по противодействию экстремизму МВД Карелии опять отыскал на странице блогера в социальной сети, теперь уже в «Фейсбуке», «противоправную информацию». Теперь В. Штепа разместил на своей странице изображение вологодской скатерти XIX века, на которой были вытканы узоры в виде солярных знаков, похожие на свастику, но никакого отношения к ней не имеющие. Как, кстати, лишь внешнее сходство имела и его предыдущая публикация на странице «ВКонтакте», когда он обнародовал символ военно-воздушных сил Финляндии – хакаристи, схожий со свастикой германского Третьего рейха. Размещая материалы в «Фейсбуке», В. Штепа опубликовал заодно и фотографию чернокожего мальчика с таким же запрещённым в России символом, верно угадав своё будущее: «Наверное, меня за это посадят». После явно провокационной публикации его, действительно, доставили в суд, где и было вынесено решение об административном аресте на одни сутки.

В судебном заседании В. Штепа опять говорил, что, публикуя символы, похожие на нацистские, не пропагандировал нацистскую идеологию, а его запись относительно возможного ареста имела ироничный характер. В. Штепа сообщил, что прежний запрещённый контент со своей страницы «ВКонтакте» он удалил (хотя полицейские утверждали обратное), а публикуя тексты и фотографии в «Фейсбуке», не знал, что американская социальная сеть тоже подпадает под российскую юрисдикцию.

Отсидев сутки в камере, петрозаводский блогер улетел на семинар в Берлин, сообщив журналистам, что не знает, стоит ли ему возвращаться в Россию.

Владивосток. Судебные битвы журналистов

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Первый иск известного на Дальнем Востоке информагентства «Прима Медиа» к редактору приморской газеты «Народное вече» Марии Соловьенко удовлетворён. Истец ООО «Прима Медиа» просил признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведения, содержащиеся в статье «О псевдоборьбе СМИ с псевдокоррупцией и злоупотреблении правами журналистов» и взыскать с ответчика 1 000 000 рублей компенсации морального вреда.

Ответчик Мария Соловьенко, главный редактор и владелец известной газеты, оспаривал исковые требования, представив дополнительные доказательства и ходатайствуя о вызове и допросе новых свидетелей, об истребовании из прокуратуры по Приморскому краю дополнительных доказательств. Представитель истца ссылался, что «нарушения «Прима Медиа» - недобросовестные и нечестные поступки. Суд ходатайства отклонил. Ответчик - редактор М. Соловьенко, против иска возражала, считая сведения недоказанными, а спорные выражения, по сути, являются мнением авторов письма, а потому ответчик не несет ответственности за их распространение. Но Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, «следует считать доказанным факт распространения ответчиком оспариваемых истцом сведений. Также следует иметь в виду, что указанный факт ответчиком не оспорен».

Суд признал, что фразы автора действительно содержат утверждения, негативно влияющие на деловую репутацию ООО «Прима Медиа», и создают в глазах читателей его негативный образ как лица, которое осуществляет деятельность с нарушением закона или с применением некорректных, неэтичных приемов, что, в конечном итоге, свидетельствует о непрофессионализме». Все тексты содержат слово «ложь».

Суд признал подлежащими удовлетворению требования истца о признании сведений статьи не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО «Прима Медиа» и на выплату компенсации, причиненной его деловой репутации. Компенсация, как дополнительная в данном случае мера ответственности, подлежит взысканию с ответчика в меньшем, чем это заявлено истцом, размере. В частности, суд определил как необходимую и достаточную к взысканию с ответчика Соловьенко как с автора спорной статьи сумму компенсации в размере 70 000 рублей. ООО «Прима Медиа» просила взыскать 50 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, но суд нашёл, что возмещение судебных расходов не подлежащим удовлетворению.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2015 года

Нападения на журналистов и блогеров – 4 (съемочная группа телеканала «Пятница», Санкт-Петербург; съемочная группа телеканала ТВ21, Мурманск; Андрей Темнов, заместитель главного редактора портала БАБР, в Иркутской области; Александр Холодов, ведущий программы «Фонтанка.Офис», Санкт-Петербург).

Попытки цензуры – 3 (сайт «Дебри-ТВ», Хабаровск; Первый канал, Москва; сайт «Комсомольской правды», Москва).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Екатерина Вологженинова, блогер, Екатеринбург).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Максим Костюшин, фотокорреспондент ИА «PenzaNews», Пенза; Давид Френкель, фотограф интернет-издания «Йод», Санкт-Петербург; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», Москва; Нигина Бероева, журналист-фрилансер, Москва; Григорий Туманов, корреспондента газеты «Коммерсантъ», и Дмитрий Коротаев, фотограф этого издания, оба – в Махачкале; Владимир Севриновский, независимый журналист, и съемочная группа канала National Geographic, все - в Северной Осетии; съемочная группа украинского телеканала СТБ, в Воронеже).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 34

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Антон Скальд, блогер, Нижний Новгород; Андрей Темнов, заместитель главного редактора портала БАБР, в Иркутской области; Александр Сологуб, журналист «Делового Петербурга», Санкт-Петербург).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (украинские СМИ в северной части Крыма).

Прекращение выхода СМИ – 3 (газета «Новое знамя», газета «Верхотурская неделя», обе - Свердловская область; газета «Молодой дальневосточник», Хабаровск).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Московский комсомолец» на Кубани», Краснодарский край).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (портал «Бабр.ру», Иркутск).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютеры телеканала ATR, Симферополь; компьютеры сайта «15 минут», Симферополь).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 52

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Северянин получил год колонии поселения за посты в социальной сети

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Житель Сургута (Ханты-Мансийскоий автономный округ) Олег Новоженин осужден за публичную поддержку запрещенного на территории РФ движения «Правый сектор», а также «праворадикальных националистических и вооруженных формирований Украины – Misanthropicdivision и «добровольческого карательного батальона «Азов». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу управления ФСБ по Тюменской области. В ходе оперативно – розыскных мероприятий его сотрудники обнаружили на странице «В контакте» экстремистские видеоролики и аудиофайл, «пропагандирующие идеологию расизма, насилия, сепаратистских и революционных настроений среди молодежи». Как случилось, что ее приверженцем стал молодой человек, живущий на Крайнем Севере, не сообщается.

Известно, что в Сургуте среди его сверстников большой популярностью пользуется организация «Совесть», в которой, по сообщениям региональных СМИ, состоит более тысячи местных жителей. Время от времени на уральских сайтах, в частности URA.ru, появляется информация о нападениях членов этой организации на «лиц неславянской внешности», а около полутора лет назад в городе прошла массовая драка ее представителей с выходцами из Северного Кавказа, начавшаяся у торгового центра и завершившаяся в трвмцентре, куда был доставлен пострадавший дагестанец. По неофициальным данным, травмы разной степени тяжести получили тогда 15 человек. По предположениям СМИ, эта драка была продолжением драки, прошедшей пятью днями ранее – между полицейскими и кавказцами, в которой участвовали более 30 человек.

И хотя «Совесть» не раз заявляла о том, что поддерживает политику российского президента, в последнее время власти Ханты-Мансийского округа относятся к ней более чем настороженно: в сентябре ей не позволили провести «митинг в поддержку Путина и Крыма», а 16 ноября 8 ее активистов были доставлены «людьми в штатском» в отдел полиции за несколько часов до за планированного флешмоба «против полицейского произвола». По версии источника URA.ru, дело в том, что «детище силовиков вышло из-под контроля». Оказался ли нечаянной жертвой его националистических идей Олег Новоженин, или пришел к ним самостоятельно, неизвестно. Сургутский городской суд признал его виновным по статье «возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности» (ч.1 ст. 282 УК РФ) и приговорил к одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Осужденный был взят под стражу в зале суда. Впервые, по данным URA.ru, «россиянину назначен реальный срок за посты в соцсети».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Заявление Русскогой ПЕН-центра

Русский ПЕН-центр, хорошо знаком с деятельностью существующего с 1991 года Фонда по защите гласности, возглавляемого Алексеем Симоновым, и считает эту деятельность благородной, патриотической и конструктивной.

Непродуманное волюнтаристс кое решение о придания Фонду оскорбительного статуса «иностранный агент» посягает на свободу слова, гарантированную всем гражданам страны Конституцией РФ, умаляет престиж России в нынешней и без того сложной внутренней и международной обстановке, подрывает доверие к государству. Это неправедное, вредящее нашей стране решение должно быть, на наш взгляд, немедленно отменено.

Мы вместе должны выдержать доставшиеся на долю нашего поколения новые жизненные испытания, а не навешивать друг на друга политические и идеологические ярлыки, сея вражду между разномыслящими людьми, которые любят свою родину, желают ей процветания и что могут, делают для этого.

Исполком Русского ПЕН-центра


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни