Дайджест
19 Октября 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 727


ТЕМА НЕДЕЛИ

К 70-летию Ларисы Юдиной

Валерий Бадмаев, главный редактор газеты «Современная Калмыкия»

Прислали мне пару дней назад ссылку на интервью Илюмжинова «Эху Москвы», наконец, нашел время почитать. Начал, но до конца не осилил. Ну, невозможно жителю Калмыкии спокойно читать столько лжи о том времени, когда этот субъект был руководителем республики. Ведь хорошо знаю, что К. Илюмжинов не способен говорить правду, но и мириться с его ложью не могу. Не буду пытаться опровергнуть все его измышления и фантазии, остановлюсь лишь на фактах, касающихся газеты «Советская Калмыкия» и Ларисы Алексеевны Юдиной.

Действительно, во время известных событий 19-21 августа 1991 года газета (на тот момент главное издание Калмыкии) поддержала ГКЧП. Во многом это объяснялось тем, что она являлась официальным печатным органом Калмыцкого обкома КПСС. Главным редактором был человек по фамилии Юдин, звали его Юрий Иванович. Никакого родства между ним и Л. Юдиной не было. Как любила говорить сама Лариса Алексеевна, «он мне даже не однофамилец».

Естественно, после указа Б. Ельцина эту газету, как и многие такие же в регионах, закрыли, обком партии распустили, а Верховный Совет Калмыкии и Совет министров отказались быть учредителями газеты. Лариса Алексеевна и небольшая группа сотрудников, в основном молодые женщины, с подобным решением не согласились. Юдина несколько раз ездила в Москву, в Союз журналистов России, но с К. Илюмжиновым не встречалась, это хорошо известно. В конце концов, учредителями газеты выступили сами журналисты и сотрудники, поддержавшие Ларису Алексеевну, а ее выбрали главным редактором.

В 1995 году некто по фамилии Капканов, получив одобрение и, скорее всего, финансовую поддержку руководства республики, зарегистрировал газету-двойник «Советская Калмыкия», сразу ставшую рупором Илюмжинова и его окружения. Несколько месяцев обе газеты выходили под одним названием; в народе так и говорили: юдинская «Советская Калмыкия», и капкановская. Первую в скором времени по решению суда противозаконно лишили регистрации, посчитав капкановскую «главной».

Тогда Лариса Алексеевна и ее коллеги назвали газету «Советская Калмыкия сегодня», нашли финансовую поддержку со стороны калмыцких предпринимателей, работающих в Москве, новых учредителей и зарегистрировали ее заново. Многое пришлось пережить коллективу газеты и ее главному редактору. Это – неоднократные нападения на помещение редакции, поджоги дверей квартиры, постоянные переезды в связи с выселением из занимаемого помещения, т.к. арендодатели под давлением администрации К. Илюмжинова отказывались от своих договоров.

Закончилось все убийством Ларисы Алексеевны 7 июня 1998 года. Преступление было оперативно раскрыто, благодаря вмешательству республиканского управления ФСБ. И это неопровержимый факт. Могу признаться, что не жалую данную структуру, но в этом случае только благодаря активной работе сотрудников ФСБ были найдены убийцы и орудие убийства, что имело решающее значение для успешного расследования и передачи дела в суд.

Так сложилось, что я и некоторые мои друзья, очень хорошо знавшие Ларису Юдину, уже утром 8 июня начали активный поиск нашего редактора, обратились во все инстанции, встречались с вице-президентом Калмыкии. Организовали митинг в центре города. К. Илюмжинова не было в республике вплоть до похорон Л. Юдиной. И все это время он хранил молчание. Хотя весь мир говорил об этом чудовищном убийстве.

Хорошо помню, что машина, на которой тело Ларисы Алексеевны отвезли на Ярмарочный пруд, была обнаружена в гараже республиканской прокуратуры. И была информация о том, что квартира, в которой произошло убийство, являлась оперативной квартирой милиции.

Суд над убийцами был в Элисте, в здании Верховного Суда Калмыкии. На процесс приходили все желающие. Заказчиков убийцы не выдали. Сейчас, спустя 17 лет, один из них вышел на свободу, хотя получил 21 год. Второй ещё сидит. Третий фигурант дела, который лишь отвез тело, получил 6 лет; он давно освободился и сразу исчез из Калмыкии.

Хочу напомнить, что 22 октября 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения Ларисы Юдиной. В связи с этим мы, ее бывшие коллеги и друзья, обратились в министерство культуры РК с предложением открыть в Национальном музее Калмыкии экспозицию, посвященную памяти отважной журналистки, погибшей при исполнении служебного долга. Как мне объяснили в министерстве, наше предложение, скорее всего, будет отклонено, но есть вариант, что нечто, похожее на экспозицию, будет установлено в здании республиканского Дома печати. Надеюсь, что нынешние власти Калмыкии не будут этому противиться.

И очень хорошо, что К. Илюмжинова нет в Калмыкии. Более того, у нас практически не вспоминают о нем, а если вдруг вспомнят, то, как правило, нехорошими словами.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Статья 144 УК РФ

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Сложность с применением 144-й статьи УК РФ, которая призвана защищать журналистов, не секрет ни среди юристов, ни в профессиональном медиасообществе. Эту проблему неоднократно поднимали на различных уровнях, но воз и ныне там. Тем печальнее, что де-факто неработающую норму закона правоохранительные органы готовы использовать в качестве дубинки против политической оппозиции.

Следственный комитет РФ объявил о завершении расследования уголовного дела по обвинению руководителя предвыборного штаба Демократической коалиции в Новосибирске, активиста партии «ПарНаС» Леонида Волкова. Согласно обвинению, в июле 2015 года у здания регионального отделения «ПарНаСа» в Новосибирске Волков препятствовал проведению телесъемки, принуждая журналиста Life News к отказу от распространения информации и повредив служебный микрофон. С подачи журналистов из других СМИ это дело так и окрестили – «дело о сломанном микрофоне». Закавыка лишь в том, что экспертиза, назначенная следствием, установила: микрофон не сломан. И это не единственная нелепость в этом деле!

Но самое главное, что смущает – это быстрое возбуждение уголовного дела по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности»). Не секрет, что многочисленные случаи давления на журналистов – физического и административного – трактуются правоохранительными органами в лучшем случае с бытовой точки зрения. И даже тогда, когда прямая связь между преступлением против журналиста и его профессией выявлена и не отрицается следствием, указанную статью не применяют! (В отношении преступников применяются более общие статьи Уголовного кодекса, например, хулиганство или побои).

Юридическая служба Фонда защиты гласности напоминает о трудности вменения этой статьи, в связи с чем следователи упорно не желают «работать на прецедент». За последние 10 лет было возбуждено несколько десятков уголовных дел по статье 144 УК РФ, но подавляющее большинство из них не дошло до суда.

Фонд защиты гласности напоминает следственным органам комментарий по применению данной статьи: «Кроме объективных признаков, относящихся к потерпевшему, необходимо установить, что они отражены в сознании субъекта преступления. Виновный должен осознавать, что его посягательство направлено на потерпевшего – журналиста, исполняющего свои профессиональные обязанности, с целью принудить его распространить или отказаться от распространения информации. У субъекта должен быть прямой умысел на совершение именно этого преступления, а не умысел уничтожить имущество, нанести вред здоровью из мотива личной неприязни» (Р. Д. Ишимова, «Признаки потерпевшего от воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов»).

Сам Волков обвинил в ложном доносе руководителей и журналистов телекомпании Life News, в том числе главу холдинга Ашота Габрелянова, в связи с чем он только что подал заявление в полицию Новосибирска: «Я требую привлечь по части 2 статьи 306 УК РФ («Заведомо ложный донос о тяжком преступлении») четырех человек. Это глава холдинга LifeNews Ашот Габрелянов, корреспондент Александр Поступинский и двое руководителей местной редакции LifeNews. Эти граждане сначала подали на меня заявление о том, что я сломал микрофон. Экспертиза показала, что он не сломан. Это был заведомо ложный донос с целью меня оговорить».

Мы будем внимательно следить за расследованием инцидента с представителями телеканала Life News, чтобы не допустить использование в качестве политического оружия предусмотренное законом средство защиты журналистов от посягательств.


РОССИЯ

Краснодар. Не на ту нарвались

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В Краснодаре 12 октября состоялось первое заседание мирового суда участка №24, на котором началось слушание дела краснодарской журналистки Анны Мамаенко, сотрудничающей на постоянной основе с изданием «Тайное и явное» и другими СМИ.

В отношении А. Мамаенко возбуждено уголовное дело за порчу имущества. По словам Анны, вечером 25 февраля нынешнего года на одной из краснодарских улиц двое мужчин напали на нее и попытались затолкнуть ее в автомобиль. Защищаясь, она поцарапала машину ударом ноги. А. Мамаенко рассказала, что прибывший на место сотрудник полиции сообщил, что двое нападавших являются внештатными осведомителями внутренних органов и заявил о денежном долге за царапину на автомобиле. Затем в отношении А. Мамаенко было возбуждено уголовное дело за порчу имущества.

Не лишне напомнить, что Анна - человек не робкого десятка и умеет за себя постоять. В 2012 году Анна Мамаенко отправилась на Всесвятское кладбище с мужчиной, который пообещал показать ей какие-то малоизвестные захоронения, интересные для подготовки материала об этом кладбище. Но вместо этого набросился на девушку и пытался ее изнасиловать. Однако Анна ударила его куском тротуарной плитки так, что тот потерял сознание, и журналистка вызвала на кладбище карету скорой помощи. Как оказалось, нападавший - это ранее судимый рецидивист, который до этого изнасиловал двух женщин. Дело Анны Мамаенко получило в Краснодарском крае широкий резонанс, так что шансы на справедливое судебное решение у журналистки есть.

«От амнистии откажусь. Настаиваю на честном суде, по справедливости. Пусть будет, как будет. Буду биться до конца», – написала А. Мамаенко на своей странице ВКонтакте.


Екатеринбург. Роскомнадзор наказал за намек на фотографию

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Екатеринбургское информагентство Znak.com направило в Тверской суд Москвы жалобу на решение Роскомнадзора о вынесении изданию предупреждения за публикацию снимка антироссийской демонстрации в сирийском городе Алеппо, на которой рассерженная толпа топчет ногами российский триколор. В комментарии изданию «Slon.Ru» пресс-секретарь РКН Вадим Ампелонский сообщил, что «размещение в СМИ фотоиллюстрации осквернения государственного флага является надругательством над государственным флагом», ответственность за которое предусмотрена статьей 329 УК РФ.

Любопытно, что этот снимок на сайте вообще-то не публиковался. Ведь, по словам заместителя главного редактора Znak.com Дмитрия Колезева, редакция не является первоисточником информации: в материале о демонстрации размещено не фото, а лишь код вставки сообщения из микроблога Рустема Адагамова, который сам разместил эту фотографию на своей странице в Twwiter. Этот прием называется ретвит.

«Так как по инициативе Роскомнадзора этот блогер сам должен являться СМИ, получается, что мы цитируем другое СМИ в его лице и нести ответственность за эту информацию не можем, - прокомментировал ситуацию Колезев. - Кроме того, целью заметки было не возбуждение или пропаганда ненависти, а информирование о возможной реакции некоторых групп населения на происходящие события. При этом ни автор, ни редакция не выражали солидарности с действиями сирийских протестующих, занимая позицию нейтрального наблюдателя».

Кстати, как только журналистам стало известно о претензиях Роскомнадзора, то есть еще до вступления решения суда в силу, данный материал был удален с сайта. Ведь в случае, если редакция получает за год два предупреждения от РКН, надзорный орган имеет право инициировать прекращение деятельности СМИ. Зачем же доводить дело до этого, пусть даже госорган не совсем прав.


Пермь. Уклонение от уплаты налогов попытались объявить налоговой тайной.

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Следственный комитет РФ 15 октября сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора ЗАО «Искра-Авигаз» Виктора Пыхтеева и его зама по экономике и финансам Ирины Трефиловой. Они подозреваются в уклонении от уплаты налогов с организации на 273 млн рублей. За три месяца до этого руководство предприятия пугало журналистов Налоговым и Уголовным кодексом РФ за разглашение сведений, прозвучавших в открытых судебных процессах.

3 июля порталы «НеСекретно» и PermNews первыми поведали об аресте зампредседателя Березниковской городской Думы Андрея Мусихина. По версии следствия, за взятку в 200 тысяч долларов США он хотел подкупить заместителя начальника краевого управления ФНС Виталия Макарихина. Оперативники ФСБ, куда обратился налоговик, скрытно контролировали переговоры и передачу денег. После задержания А. Мусихин подтвердил, что действовал как посредник в интересах ЗАО «Искра-Авигаз» для отмены результатов налоговой проверки.

Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Прикамья насчитала предприятию недоимку в 278,4 млн рублей, пени на 72,2 млн рублей и штрафы на 26,6 млн рублей. Эти цифры фигурировали в материалах, с которыми следствие обратилось в суд для ареста А. Мусихина. Порталы «НеСекретно» и PermNews использовали в своих новостях данные с открытых процессов, которые состоялись в Ленинском районном и Пермском краевом судах 26 июня и 2 июля. В дайджесте № 719 ФЗГ рассказал об этой истории, поскольку защищающий обвиняемого А. Мусихина адвокат Михаил Постаногов требовал удалить прессу из зала суда (см дайджест 719).

Между тем, 9 июля газета «Коммерсантъ» в Перми» разместила на своем сайте заявление ЗАО «Искра-Авигаз». Обвинив налоговый орган, СМИ и конкурентов в распространении «ложной и порочащей» информации, правда, не назвав ни первого, ни вторых, ни третьих, анонимные представители предприятия объявили суммы доначисления налоговой тайной. А за ее разглашение пригрозили журналистам уголовным преследованием, «т. к. решение налогового органа еще не вступило в законную силу».

Однако за два дня до этого, 7 июля, краевое управление ФНС отказало ЗАО «Искра-Авигаз» в удовлетворении апелляционной жалобы на решение межрайонной инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – и оно вступило в силу.


Приморский край. Из-за долгов продаётся лучшая телекомпания

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Известная в крае компания ООО «Пульс – Северное Приморье» (город Арсеньев), выпускающая популярную газету «Северное Приморье», выставила на продажу ЗАО «ТВ ТРЕК». Локальная телекомпания вещает на территории Приморья. Гендиректор «Пульса» Жанна Чекризова сообщила, что стартовая цена - 400 тысяч рублей.

Популярная телекомпания осуществляет вещание ежедневно с 17 часов до 1 часу ночи на федеральной частоте РЕН-ТВ по договору, студия обеспечена оборудованием и персоналом. Рейтинг телевидения в Арсеньеве - более 50%, особенно популярны новостная программа «Наша неделя» и программа-интервью «Открытый разговор».

Причина продажи популярного канала - чисто экономическая, компания столкнулась с кризисом неплатежей. Рекламодатели и партнёры задолжали телекомпании более 300 000 рублей (на 15 октября) по подписанным договорам, должники постоянно обещают долги заплатить. Но не платят.

«Эти неплатежи и спровоцировали просрочки и долги по платежам за аренду муниципального помещения, за услуги краевого радио–телевизионного передающего Центра, хотя долгов по налогам и зарплатам у «ТВ-ТРЕК» нет», - комментирует ситуацию Жанна Чикризова.

ЗАО «ТВ-ТРЕК», по её мнению, ищет инвестора, потому что есть желание сохранить местное телевидение, популярное у жителей центрального Приморья. Программы компании «ТВ-ТРЕК» отличают мастерство и высокое качество. «В прошлом 2014 году телекомпания стала победителем Приморского краевого конкурса СМИ в номинации «Лучшее региональное телевидение», имеет дипломы всероссийского конкурса СМИ «Созвездие РЕН-ТВ». Телевидение это – частное, независимое. Возможно, это и вызывает у некоторых кругов недовольство, поэтому и предпринимаются попытки задушить ТВ экономическими способами» - считает Жанна Чекризова. - Но коллектив не сдаётся».

Но пока оно выставлено на продажу.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Власти Ханты-Мансийского автономного округа уйдут с экранов в народ

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова первой откликнулась на призыв президента РФ к главам регионов – ограничить освещение своей деятельности в СМИ (при этом полностью отказавшись от ее пиара). Вместе с В. Путиным призвал к этому руководителей субъектов РФ и муниципалитетов Общероссийский народный фронт.

Пока первые лица губерний и провинций раздумывают, с чего начать сокращаться (и как отличать пиар от простой информации) глава ХМАО - Югры решила этот вопрос радикально – решение об упразднении должности ее пресс-секретаря и всей пресс-службы (7 штатных единиц), по ее поручению должно быть принято окружным правительством в ближайшее время.

Начальник ликвидируемого ведомства Вера Царева сказала ФЗГ, что часть его сотрудников, возможно, перейдет в департамент общественных и внешних связей, но его функции существенно отличаются от пресс-службы: в новом формате он будет заниматься совсем не тем, что принято называть «информационной политикой». «Его основная задача – обеспечивать связь органов власти с гражданским обществом».

Начальник Управления пресс-службы считает, что в Ханты-Мансийском округе, в отличие от многих других регионов, оно существует, и «чтобы это понять, надо хоть раз побывать на встречах губернатора с жителями муниципальных образований» – райцентров, городов, отдаленных сел. Проводятся они регулярно, и «это – не формальные мероприятия»: любой желающий может туда прийти, выйти на сцену и высказать наболевшее (регламента нет: иногда эти встречи заканчиваются после полуночи). Все замечания, предложения фиксируются - на сайте правительства ХМАО-Югры их набралось уже более 500: они расходятся по разным ведомствам и принимаются ими не только к сведению, но и к действию.

Департамент по связям с общественностью займется также «взаимодействием власти с общественными советами, экспертным сообществом» и со СМИ в том числе (но специального отдела по связи с ними не предусматривается). «Никто не преуменьшает их значения, но сейчас у нас другие приоритеты: никой пресс-релиз, статья или телесюжет не заменят живого общения с населением». Власть округа намерена теперь общаться с ним без «посредников»: не через экран ТВ, ноутбука или газету, а тет-а–тет. И ставит целью вовлечь как можно больше людей в процесс управления, и в назначение управленцев. Такое тут уже практикуется: «публичный отбор» руководителей социальных департаментов, главврачей.

Все, что рассказывает наша собеседница – интересно, но весь рассказ ее смахивает на пиар, чем заниматься нынче окружным властям (да и всем, которые не федеральные) нежелательно, а скоро будет, вероятно, запрещено. Придется им умалчивать о таких новациях, а если журналисты о них узнают, то руководству ХМАО от федерации за разглашение информации может влететь по-крупному. Как тут быть? Как вообще будут себя чувствовать местные СМИ в этом округе и в других регионах (нет сомнений, что примеру Натальи Комаровой последуют ее коллеги по всей стране) после ликвидации пресс-служб в региональных администрациях? Даже если, как сказала нам Вера Царева, «власть останется всегда открытой для СМИ» – одной открытостью сыт не будешь: без пиара финансирование редакций сократится наверняка. И откуда будет оно идти при отсутствии формальной связи с администрациями?

Известный в ХМАО политолог Александр Корнеева в открытость власти и сближение ее с народом не верит: «При нынешней ситуации нас ждет исчезновение местных СМИ – не только сетевых, но и печатных, не только частных, но и государственных». К сворачиванию информационного пространства их принуждают, как сообщалось в дайджесте ФЗГ № 724, и изменения в федеральный закон «О связи», обязывающий местных провайдеров брать ТВ-сигнал у Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) – см. дайджест 724 . Региональный эфир будет вытеснен федеральными каналами: власть в регионах станет невидимой, как в советские времена, когда мало кто знал в лицо секретарей обкомов: хотя время от времени и они встречались в трудовых коллективах с простыми людьми, но как бы растворяясь при этом в образе генерального секретаря. Вот и сейчас глава государства не запрещает себе пиариться.


Независимой прессы в Адыгее практически не осталось

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Ещё 5 лет назад в Адыгее кроме официальных и рекламных изданий можно было насчитать около десяти независимых общественно-политических газет, принадлежащих общественным организациям и партиям. Сегодня это поле практически опустело. Закрыт сайт «Свободное слово Адыгеи», перестала выходить «Свежая газета». Издание общественной организации Союза славян Адыгеи «Закубанье» и ее авторы не вылезают из судов, отбивая всевозможные иски. О проблемах каждого из этих изданий мы сообщали в дайджестах ФЗГ в последние два года.

Среди участников прошедшего недавно журналистского форума в Дагомысе был сотрудник газеты «Закубанье» А. Петин. В своем выступлении перед коллегами журналист признался, что представлять независимое от официальной власти мнение для журналистов республики становиться небезопасным. В частности, он рассказал: «Редактор «Свободного слова Адыгеи», член союза писателей Василий Пурденко признан экстремистом за размещение на сайте статьи о кадровой политике руководства Адыгеи. Вначале суд, втайне от редактора, признал материал экстремистским, а затем приговор получил и сам В. Пурденко. После года мытарств по судам, в которых журналист был вынужден отстаивать свое честное имя, и пережитого стресса инвалид 2 группы прожил совсем недолго.

Редактор «Свежей газеты», блестящий публицист Наталья Намитокова приговорена к штрафу за публикацию абсолютно правдивой информации о бесчинствах «новых русских». Видеозапись с регистратора, зафиксировавшая бесчинства негодяев, была признана судом недопустимым доказательством в связи с тем, что полицейские нарушили процедуру изъятия видеозаписи. Факт был, но журналист, описавший его, оказался лжецом в глазах правосудия.

Сейчас инициированы судебные иски и уголовное дело в отношении автора многих публикаций в «Закубанье», известного эколога Валерия Бриниха. Журналистка Светлана Болотникова дала на сайте «Большой Кавказ»» информацию о межэтническом конфликте в селе Белом. Местный суд (Красногвардейского района) опять же, втайне от неё и редактора сайта, признал статью журналистки экстремистской. А она узнала об этом через год, ознакомившись с федеральным списком экстремистской литературы на сайте Минюста РФ.

Главная проблема, с которой мы столкнулись - ангажированность силовых ведомств и судов. Вы можете публиковать заявления очевидцев о том, как фальсифицировались материалы ДТП, «героем» которого стал друг главы республики, но вы не услышите внятной реакции силовиков. Вы можете писать о фирме, организованной высокопоставленными чиновниками для вывода бюджетных денег через налоговую инспекцию. Ответом будет молчание правоохранителей. А расправляются они с журналистами, когда те их слишком допекут, подобрав подходящую статью из известного «джентльменского набора»: демонстрация нацистской символики (статья 20.3 КоАП РФ), экстремизм (статья 282 УК РФ), разжигание ненависти к определенной социальной группе…

В этой ситуации у независимых СМИ и журналистов Адыгеи выбор невелик: либо сворачивать всякую активность, либо обратить внимание на происходящее в Адыгее через центральные СМИ. Но для того, чтобы организовать публикацию в центральном издании, необходимо много денег. В этом вопросе мы не можем конкурировать с руководством Адыгеи, предусмотрительно заложившим в бюджет статью расходов на создание благоприятного имиджа республики. Поэтому нам остается уповать именно на солидарность братьев-журналистов. Правда, они должны понимать, что давать информацию о происходящем в Адыгее небезопасно.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни