Дайджест
17 Ноября 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 683-684

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Негласное указание

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Во время судебного заседания по делу директора Института региональной прессы (Санкт-Петербург) Анны Шароградской против Пулковской таможни, представители которой задержали правозащитницу и изъяли носители информации, подтвердилась роль ФСБ в данном инциденте.

Надо было видеть, как таможенники изворачиваются, чтобы оправдать инцидент, произошедший 5 июня 2014 года в Пулково (ФЗГ рассказывало о нем ранее, см. дайджест 664 и дайджест 682). Во-первых, оказывается, что никакого изъятия ноутбука, планшета и 11 флешек не было! Элегантно манипулируя словами, юристы Пулковской таможни превратили изъятие личных вещей в «отбор проб и образцов». Пожалуй, данная новость не порадует ни одного гражданина страны (и иностранца), пересекающего российскую границу: пользуясь словесной завесой, таможенный инспектор вправе отобрать у вас все, что угодно в качестве «образца». Ну, или «пробы» – на худой конец.

Понятно, зачем потребовалось такое изощренно-странное прочтение законодательства. Ведь ранее в ответ на запросы представителя Фонда защиты гласности все без исключения представители таможенных органов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, включая Северо-Западное таможенное управление, письменно сообщили, что изъятие предметов производится у граждан в исключительных случаях. Из ответов было очевидно, что ни один из пунктов, предусмотренных законодательством и, что еще важнее в нашей стране, ведомственных инструкций, не позволял отнять у Шароградской указанные «носители информации».

Второй интересный момент, который выяснился в ходе судебного заседания, – это роль Федеральной службы безопасности. Подозрения были с самого начала, но их, как говорится, к делу не пришьешь. А теперь вот имеется документ, представленный в суд, где черным по белому говорится: указание произвести выборочный досмотр было дано управлением ФСБ. Таможенники до последнего пытались сохранить «тайну», но, ни государственной, ни служебной тайны суд в данном случае не узрел. Зато все увидели, под чью дудку пляшут любые другие органы в России.

14 сентября состоялось последнее заседание, итог – в иске к таможенникам было отказано. «Носители информации» уже официально поступили в ФСБ и, по словам приглашенных специалистов из Санкт-Петербургского государственного университета, в содержавшихся в них материалах обнаружены признаки экстремизма.

Решение суда, как заявили защитники, будет обжаловано. Фонд защиты гласности будет следить за развитием событий, в том числе за попытками ФСБ и других структур давить на Институт региональной прессы и его директора, называя организацию иностранным агентом из-за попыток содействовать работе журналистов, а саму Анну Аркадьевну Шароградскую записывая чуть ли не в экстремисты.

РОССИЯ

Ставрополь. Журналист провел праздник в прокуратуре, полиции и суде

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Еще загодя 63-летний Сергей Попов вместе с другими лицами подал заявку в администрацию Ставрополя о проведении праздничного шествия и митинга в столице края. Как и положено, перечислил темы выступлений и лозунгов: отметить государственный праздник «День народного единства», отметить день Казанской иконы Божьей Матери, поддержать объявленный высшим руководством России политический курс «Русской весны», поддержать Новороссию и почтить память погибших в Донецкой и Луганской народных республиках…

Мэрия отказала организаторам, ссылаясь на краевой закон, запрещающий проводить массовые мероприятия напротив краевой прокуратуры, а также на ремонтные работы на близлежащем бульваре (которые, впрочем, можно было обнаружить с большим трудом). Организаторы согласились с отказом и никаких действий по сбору участников заявленного мероприятия не предпринимали.

Тем, не менее, утром 4 ноября член Союза журналистов РФ Сергей Попов был задержан полицейскими во главе с начальником полиции Октябрьского района Толстовым возле своего дома. Затем его доставили в прокуратуру Октябрьского района, где вручили предостережение о недопустимости проведения несанкционированного шествия и митинга. В предписании был вписан пассаж о якобы намерении Попова, несмотря на запрет, провести мероприятие, да еще и с целью дискредитации государственной власти. Выяснилось, что в прокуратуре района не знакомы с текстом самой заявки и темами лозунгов. И не смогли объяснить, откуда взялись домыслы о намерениях Попова.

В этот же день Сергей Попов около 14 часов с листом ватмана, на котором было написано «Слава героям Новороссии», пришел в здание краевой филармонии на форум творческой интеллигенции края, в работе которого он был намерен принять участие с самого начала, если бы не утреннее задержание. В это время на форуме был объявлен перерыв, и Попов с плакатом встречал выходящих участников на крыльце, вручая им федеральные и местные газеты со своими статьями.

Через пятнадцать минут на глазах участников форума независимый журналист был опять, и в довольно грубой форме, задержан полицейскими и доставлен в Октябрьский РОВД, где на него составили протокол о якобы проведении несанкционированного мероприятия. Как известно, по закону, одиночный пикет не требует согласования, а действия Попова и пикетом-то не назовешь, ведь он не протестовал, а, наоборот, славил - вполне в духе государственной пропаганды.

Потом Попова, продержав в полиции более двух часов, доставили в Октябрьский суд Ставрополя, не дав возможности связаться с адвокатом. В ходе оперативного, несмотря на праздник, судебного заседания, суд удовлетворил ходатайство Попова о переносе судебного заседания на 14 ноября этого года.

Беспрецедентное давление силовых структур сам Попов объясняет своей критикой в адрес одного из замов краевого прокурора и сити-менеджера города Ставрополя. Он засветился не только статьями в газетах «Время СК», «Ставропольский репортер», «Слово», но и высказываниями в Интернете и на митинге в защиту Таманского леса.

Попов считает себя не только независимым журналистом, но и настоящим государственником. И для этого у него есть основания – он, государственный советник РФ 2-го класса, 10 лет проработал председателем комитета по делам национальностей в правительстве Ставропольского края и около 9 - в аппарате полпреда в ЮФО, имеет богатый опыт работы в «горячих точках». Был посредником на переговорах с Басаевым в буденновской больнице, заместителем руководителя федеральной рабочей группы по освобождению заложников в Чечне. На протяжении 7 лет при пяти полпредах в ЮФО готовил доклады на имя президента России по профилактике экстремизма. В 2003 году был награжден благодарственным письмом президента России за участие в организации референдума в Чеченской Республике

Но никакие заслуги не берутся в расчет, если ты замечен в рядах тех, кто считает, что не зря Ставропольский край называют «прачечной по отмыванию денег». И пустяка достаточно, чтобы поменять знаки, и чтобы многолетний борец с экстремизмом превратился в самого экстремиста.

Ростовская область. Популярный телеканал прекратил вещание

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

7 ноября перестала выходить в эфир телерадиокомпания «37 канал», которая охватывала своим вещанием Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, Аксай, Семикаракорск, часть Ростова-на-Дону, Октябрьский, Родионово-Несветайский, Семикаракорский, Веселовский, Багаевский, и Аксайский сельские районы Ростовской области. С момента своего создания в 1998 году «37 канал» работал с общероссийским телеканалом «ТНТ-телесеть» и входил в число 20 крупнейших станций, вещающих ТНТ в России. Однако лицензия на вещание принадлежала ОАО «Ростелеком» и редакция - ООО «ТРК-37» - работала по договору с этой крупнейшей в России телекоммуникационной компанией.

Три года назад срок действия лицензии истёк, и руководство ростовского филиала Ростелекома долго делало вид, что будет продлевать лицензию, и телеканал работал, как говорится, «под честное слово». Пока, наконец, у Роскомнадзора не лопнуло терпение. Как ни странно, продлевать лицензию соглашаются и в Москве, в головном офисе Ростелекома, и даже в Краснодаре, где находится Макрорегиональный филиал «Юг», категорически против только директор ростовского филиала Алхасов. Он не поддаётся ни на какие уговоры и просьбы: за телекомпанию вступались и губернские власти, и Союз журналистов России, но Сергей Магомедович непреклонен и неприступен. Он даже не хочет получить лицензию и бесплатно, как ему предлагает редакция, размещать свою рекламу в телерадиоэфире, или выгодно продать доходный медиабизнес. Зачем лишние хлопоты, если Ростелеком и так организация богатая и её прибыли исчисляются сотней миллиардов рублей?

 - Наша редакция перечисляла Ростелекому 2-3 млн. рублей в год за счет своих рекламных доходов, - сказала корреспонденту ФЗГ директор 37 телерадиоканала Татьяна Чебуракова. - В прошлом году в связи с общим кризисом в экономике и рекламные доходы упали, однако мы никогда не приносили Ростелекому убытков. Сейчас в Новочеркасске будем переходить на кабельное вещание, ну а телезрители сельских районов нас принимать не смогут пока мы не получим лицензию на эфирное вещание на собственных частотах. К сожалению, это очень долгий процесс.

«37 канал» - не только популярное новостное, общественно-политическое и культурно-просветительское, но и социально-ответственное телевидение. За проведение социальных акций «Мы за Красный Крест, Красный Крест за нас!», «Спасем Красный Крест, чтобы Красный Крест спасал нас!», «Помогите детям!», «Здравствуйте, я – ваш участковый!» и других он удостоился Гран-при Всероссийского фестиваля региональных телекомпаний «Время действовать» в Москве.

Воронеж. Суд взыскал с издателя компенсацию репутационного вреда

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Арбитражном суде Воронежской области закончилось рассмотрение иска о защите деловой репутации ООО «СМУ-36» к Информационной компании «Вестник». Поводом к судебному разбирательству стала публикация в газете «Семилукский вестник» в мае этого года. В оспариваемом тексте критически оценивалась деятельность «СМУ-36» в Семилуках, в частности, ремонтные работы, проведенные в районном Доме культуры. В тексте также высказывались сомнения о возможности компании вести полноценную добросовестную деятельность: «До недавнего времени она занимала офис площадью 15 кв. м…», «похоже, мы имеем дело с так называемой «фирмой-прокладкой».

К числу порочащих сведений истец отнес и опубликованную в том же номере газеты фотографию районного Дома культуры с поврежденным фасадом. Изображение сопровождалось подписью, из которой следовало, что так ДК выглядит после ремонта, выполненного «СМУ-36» за 25 млн рублей.

Однако сведений, которыми располагала редакция «Семилукского вестника», оказалось недостаточно, чтобы доказать правомерность спорных утверждений, приведенных в публикации. Суд признал ряд высказываний о «СМУ-36», распространенных ответчиком, не соответствующими действительности и порочащими. Согласно судебному решению, «Вестник» должен выплатить компенсацию репутационного вреда в размере 40 тыс. рублей.

Краснодарский край. Кому нужна безадресная критика?

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В редакционной статье «Опасаюсь: а вдруг подросток покажет оголенный зад учителю», опубликованной в «Лабинских вестях», были указаны фамилия и имя подростка. Мама ребенка сочла это нарушением прав сына, поскольку, по ее словам, она согласия корреспонденту газеты на распространение персональных данных своего ребенка не давала, и направила соответствующее заявление в управление Росохранкультуры по Краснодарскому краю.

Чиновники из краевого управления Росохранкультуры сочли это нарушением федерального законодательства в области обработки персональных данных и направили материалы проверки в Лабинскую межрайонную прокуратуру для принятия решения о применении мер прокурорского реагирования в отношении газеты «Лабинские вести». В отношении главного редактора газеты прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением и.о. мирового судьи главный редактор признана виновной в совершении административного правонарушения, ей назначено наказание в виде предупреждения.

Следуя прокурорской и чиновничьей логике, любая критическая публикация в СМИ с указанием фамилии имени отчества гражданина, о котором сообщила газета, может стать поводом для административного наказания по этой статье. Кстати, это уже третье по счету предупреждение местной прокуратуры, вынесенное независимой газете «Лабинские вести» за последние 2 года по ст.13.11 КоАП РФ.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Заявление Русского ПЕН-центра

Заявление писателей, членов Русского ПЕН-центра о «деле А.Бывшева»(п.Кромы Орловской области).

3 октября с.г. районный суд в п.Кромы Орловской области признал экстремистским стихотворение «Украинским патриотам», принадлежащее перу местного учителя Александра Бывшева и размещённое в Интернете.

Решение суда состоялось вопреки тому, что несколько ранее в Москве авторитетная экспертная организация – Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (РОО «ГЛЭДИС»), к которой обращалась районная прокуратура (поправка секретариата ГЛЭДИС: именно суд пос.Кромы и назначил проведение официальной экспертизы в нашей Гильдии)  – проанализировала стихотворение А. Бывшева и не нашла в нём никакого экстремизма.

Упорное стремление привлечь к уголовной ответственности автора стихотворного текста, пафос которого, видимо, не совпадает с представлениями местных властей, заставляет думать не о правовой, но о политической подоплеке «дела Бывшева».

Подобный подход к литературному творчеству прямо противоречит статье 29 Конституции РФ и статье 19 Всеобщей декларации прав человека. Оставляя в стороне нравственные и литературно-критические оценки стихов Бывшева, мы, члены Русского ПЕН-центра, не можем не выразить тревогу по поводу опасного прецедента возобновления в нашей стране практики уголовного преследования автора литературного текста.

Мы оставляем за собой право внимательно следить за ходом судебного разбирательства в Кромах.

Людмила Улицкая, Лев Тимофеев, Виктор Ерофеев, Игорь Иртеньев, Михаил Айзенберг, Марина Бородицкая, Леонид Бахнов, Михаил Берг, Алина Витухновская, Марина Вишневецкая, Владимир Войнович, Александр Гельман, Денис Гуцко, Виктор Есипов, Георгий Ефремов, Ольга Ильницкая, Григорий Кружков, Наталья Мавлевич, Андрей Макаревич, Григорий Пасько, Борис Соколов, Владимир Сотников, Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), Любовь Сумм, Сергей Яковлев

4 ноября 2014


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни