Дайджест
12 Августа 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 622

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Ставропольский край. Следствие вышло на предполагаемого заказчика убийства редактора

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Имя предполагаемого заказчика пока, в интересах следствия, не сообщается. Напоминаем, что ранее, по горячим следам, были задержаны и исполнители преступления.

Когда 18 мая 2013 года Николай Потапов был смертельно ранен, СМИ в большинстве своем, сообщили о его статусах как бывшего главы Пригородного сельсовета, правозащитника и общественного эколога. Однако, 66-летний Н. Потапов был еще учредителем, редактором и автором газеты «Сель-Совет», которую сам печатал на принтере и развозил на своей старенькой «Оке» населению по почтовым ящикам. Газету эту (тиражом до тысячи экземпляров) он выпускал почти три года. Именно с этой печатной трибуны, да еще со страниц краевой независимой прессы он рассказывал о злоупотреблениях власти и о своей борьбе с коррупцией. Рассказывал, как его избрали главой сельсовета (он собрал голосов в два раза больше, чем его ближайший соперник из «Единой России), как его игнорировали депутаты районного собрания, почему ему приходилось объявлять голодовку, за что избили его, а потом его жену, за что бросали в его дом бутылку с зажигательной смесью, стреляли по окнам его дома… За что? Если коротко: за огласку передела собственности, махинаций с «золотой» курортной землей.

Вот начало одной из исповедей: «Когда меня выбрали главой сельсовета, я еще верил, что демократия и справедливость в стране существуют… Однако попадание на должность чужого человека вызвало бурную реакцию среди конкурентов, чиновников более высокого ранга, коллег».

Потапов много раз жаловался в правоохранительные органы на угрозы (он даже установил в своем кабинете видеонаблюдение), но защиты не получал. Он обращался с заявлениями по поводу преступлений в отношении его, его семьи и его имущества, но ни исполнителей, ни заказчиков преступлений похоже, не искали.

Убили Потапова возле его дома на хуторе Быкогорка. Человек в черной маске, выскочивший из машины, расстрелял его из пистолета практически в упор, выпустив восемь пуль. Истекающий кровью Потапов еще нашел силы сообщить жене номер машины, на которой уехали нападавшие.

Задержали преступников случайно – они отказались останавливаться по требованию ГИБДД, а когда за ними погнались, бросили машину и пытались убежать в лес.

Хочется надеяться, что хотя бы следствие и суд будут адекватны, и преступников ждет суровое возмездие. Но надо помнить, что Потапова – еще до встречи с киллером – методично, день за днем убивали те, кому он делал запросы, чтобы прояснить истину, сообщал о собственных расследованиях, к кому он обращался за помощью. Потапова, непрофессионального журналиста, убила система. В том числе и удобно вписавшиеся в нее профессиональные журналисты.

 

РОССИЯ

Челябинск. Режиссера телекомпании выгнали за антипутинский фильм, пообещав ему уголовное дело

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Весьма неприятный для властей Челябинской области инцидент случился 31 июля на телеканале «Восточный экспресс».

Этот канал местные власти в свое время купили за весьма неплохие бюджетные деньги у частника, да так и не смогли с ним расстаться, несмотря на распоряжение тогдшнего президента РФ Медведева о демонополизации телевизионных СМИ властью. Хотя телеканалов, формирующих «положительный образ власти», на Южном Урале и так было предостаточно.

В тот день в обычном выпуске новостей, когда чуть не трижды за минуту показали губернатора, вместо сюжета о томографе в эфире вдруг стал транслироваться фильм «антипутинского» содержания. В фильме говорилось о том, что за время правления Путина были убиты журналисты Анна Политковская и Наталья Эстемирова, погиб юрист Сергей Магнитский, за решеткой оказался Михаил Ходорковский, коррупция достигла невообразимых масштабов.

«Сначала все сотрудники обалдели, потом остановили фильм, впопыхах поставили то, что под руку попалось (какая-то старая передача)», – рассказывают источники.

Скорое разбирательство выявило, что фильм в эфир пустил один из режиссеров «Восточного экспресса», который был в ссоре с руководством канала и таким образом решил отомстить начальству. Режиссера из телекомпании тут же выгнали, а директор телекомпании Валерий Шагиев заявил в СМИ, что руководство рассматривает возможность подачи заявления по статье УК РФ «Хулиганство».

Мы позвонили знакомым журналистам на «Восточный экспресс», но они все до того запуганы, что боятся даже назвать фамилию изгнанного режиссера. Между тем, история получила такую широкую огласку только сейчас благодаря тому, что некий пользователь под ником Андрей Попов выложил на Ютуб выпуск новостей с вторгшимся в него фильмом.

Если бы не этот ролик на Ютуб, который стремительно распространяется в интернете, возможно, руководству телеканала инцидент удалось бы замять по-тихому. Ирония еще и в том, что во время произошедшего сам директор телеканала Валерий Шагиев занимался усиленной подготовкой и созданием регионального ОНФ для Путина, в который вошел как один из соучредителей.

 

Кемеровская область. Конфликт городской администрации с телекомпанией далек от завершения

Продолжение темы

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В городе Белово продолжаются проблемы у телекомпании «Омикс». В конце июня по приказу местных властей в здании телекомпании отключили электроэнергию под предлогом того, что оно стало аварийными в результате землетрясения. Мы сообщали об этом инциденте в дайджесте № 620. Через месяц «Омикс» вернулся в эфир, чему способствовало решение суда, куда обратились журналисты. Кроме того, прокуратурой было установлено, что действия должностных лиц администрации городского округа в отношении «Омикса» под предлогом введенной в области чрезвычайной ситуации являются незаконными, сообщили из телекомпании. Также была незаконна и проверка пожарной безопасности. После прокурорской проверки ее материалы направлены в следственный комитет.

Однако инцидент не исчерпан. Генеральный директор «Омикса» И. Лазарев 9 августа сообщил, что сотрудники городской администрации развернули целую кампания против журналистов.

Гендиректор рассказал: «В администрацию области, полицию и прокуратуру городская администрация сообщила о том, что якобы наш телеканал распространял ложную информацию о землетрясении, что весь город Белово разрушен и находится в руинах, что землетрясение имело техногенный, а не природный характер. По изложенным фактам проводилась проверка. Ни в каких программах подобная информация не содержалась. За подписью главы АБГО Гусарова в отдел ФСБ сообщено, что РТК «Омикс» якобы с целью посеять панику размещала сообщения «бегущей строкой» на телеканале «Россия 1» о возможном повторении землетрясения гораздо большей силы, что является выдумкой и абсурдом, так как «Омикс» не обладает технической возможностью для размещения информации на телеканале «Россия 1». В ОВД «Беловский» в июне-июле направлен целый пакет заявлений о привлечении журналистов и отдельных сотрудников РТК «Омикс» к уголовной ответственности по различным надуманным основаниям и самым разнообразным статьям, от клеветы до мошенничества. Поданы заявления и в налоговую службу».

ФЗГ обеспокоен подобным развитием событий в Белово.

 

Республика Карелия. Главный редактор газеты пойдёт по партийной линии… в суд

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Карелии проходят выборы в органы местной власти. Списки кандидатов сформированы, и они теперь любым доступным способом стремятся попасть на глаза избирателям, что иногда приводит к проблемам. Так, районная газета «Олония» разместила список кандидатов в депутаты и рядом как бы нечаянно возникли заметки о некоторых из них. Разумеется, читатели обратили внимание на то, что похвальные публикации касались только одной группы кандидатов, которые являлись членами или сторонниками партии «Единая Россия». Возникшая публичная разборка обнаружила, что таким образом порадела товарищам по партии главный редактор газеты В. Пашкова, которая, как выяснилось, по совместительству является ещё и руководителем местного исполнительного комитета Олонецкого отделения партии «Единая Россия».

Один из кандидатов в депутаты обратился в суд, требуя отмены регистрации всех «единороссовских» конкурентов, поскольку ими было нарушено выборное законодательство. Вряд ли такое случится, но то, что главный редактор газеты впредь будет осмотрительнее – это точно. Судебное заседание ещё не состоялось.

 

Ставрополь. СМИ имеет право выдвигать собственные версии

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Продолжение темы

Мы уже писали в дайджесте № 621, что экс-министр природных ресурсов Ставропольского края Борис Кабельчук подал к редакции «Открытой газеты» и ее автору Антону Чаблину иск о защите деловой репутации и возмещении морального вреда в 100 тысяч рублей. Бывшего чиновника оскорбила публикация, в которой газета пыталась разобраться в причинах его таинственной отставки и высказала собственную версию – обычное дело для политической аналитики любого издания. Версия же газеты – отставка связана с незаконным строительством в заповедной зоне «Русский лес» – сильно не понравилась экс-министру.

В суде истец утверждал, что все законно, и пытался переложить ответственность на своих бывших подчиненных (см. дайджест № 621 ). Ответчиков поддержали свидетели – руководители экологической организации «Протестный комитет». Помогло отстоять правоту журналистов и заключение природоохранной прокуратуры, проведшей свое расследование. Судебная защита требуется не чиновнику, а «Русскому лесу» – таково мнение и ответчиков, и тех, кто их поддержал.

В результате Октябрьский районный суд города Ставрополя под председательством Александра Ширяева иск бывшего министра отклонил.

 

КАЗАХСТАН

Редакция заблокированных guljan.org и ADAM reader’s обращается за поддержкой к общественности

Коллектив редакции сайта guljan.org и журнала ADAM reader’s обратился с Заявлением к казахстанским и зарубежным СМИ, посольствам демократических стран в Республике Казахстан, международным организациям по защите свободы слова и прав журналистов.

Журналисты сообщают: «Коллектив редакций медиасайта guljan.org и журнала ADAM reader’s по-прежнему находится в блокаде, созданной органами власти путем запрета типографиям печатать наше издание с середины июня и безосновательного отключения сайта с 27 июля т. г.

Местные органы полиции и прокуратуры, куда мы обращались почти два месяца назад с заявлением выявить ведомство и его сотрудников, запугивающих руководителей типографий (в одного из них стреляли из травматического пистолета), до сих пор бездействуют – следователи ссылаются на занятость либо вообще не отвечают на наши обращения. Органы «Казахтелекома» – поставщика нашего сайта для казахстанских пользователей, на наши письменные запросы по безосновательной блокировке guljan.org также не дают ответа, а в телефонных разговорах категорически отрицают свою причастность к данной ситуации.

Таким образом, налицо незаконные и коррупционные методы по удушению независимых изданий – guljan.org и ADAM reader’s. В результате вот уже девять месяцев (начиная с первых случаев закрытия сайта и препятствования выходу нашего журнала в свет в декабре 2012 года) редакция лишена права на профессиональную деятельность, а многочисленная читательская аудитория – свободного получения информации через наши СМИ».

Напомним, 5 декабря 2012 года Бостандыкский районный суд Алматы приостановил деятельность интернет-газеты guljan.org на три месяца. 24 декабря это определение было отменено по ходатайству адвоката издания. Однако уже через три дня эстафету преследования независимого интернет-ресурса подхватил другой суд. 27 декабря Медеуский районный суд Алматы приостановил деятельность сайта guljan.org на три месяца, удовлетворив тем самым иск прокурора Медеуского района к редакции ресурса и его главному редактору Гульжан Ергалиевой. Прокурор мотивировал свои требования тем, что 21 января 2012 года на сайте была опубликована статья «Почему я приду 28 января к памятнику Абаю», которая сопровождалась видеороликами, по мнению прокурора, призывающими к участию «в несанкционированной акции протеста», что истец расценил как материалы, «содержащие призывы к совершению административных правонарушений». 3-месячный срок приостановления сайта guljan.org закончился в марте 2013 года, популярное интернет-издание было официально разблокировано только 3 июля.

Печатный журнал «ADAM reader’s», начиная с 13-го номера, отказываются печатать все типографии Казахстана, а также российские издательства, к которым редакция обращалась. «Созданная вокруг нашей редакции ситуация не имеет никаких объяснений, кроме одного – результат произвола властей», – говорится в Заявлении редакции guljan.org и ADAM reader’s. Не получив защиту права на свободу слова и творчества правовыми методами, журналисты обращаются за поддержкой и защитой к казахстанской и международной общественности.

Фонд «Адил соз», 6 августа

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июне и июле 2013 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Ахмеднаби Ахмеднабиев, обозреватель газеты «Новое дело», Республика Дагестан).

Нападения на журналистов – 13 (съемочная группа ОТВ, Владивосток; Ирина Лукьяшко, журналистка ЮГА.Ру, Краснодарский край; Ростислав Бардокин, главный редактор Новокузнецкого интернет-телевидения, Кемеровская область; Евгений Титов, собкор «Новой газеты», Краснодарский край; Ростислав Журавлев, корреспондент «УралПолит.Ru», Тюмень; Антон Бурлуцкий, редактор журнала «Люди и вещи. Shopping», Оренбург; Галина Крамич, главный редактор газеты «Любимый город», Московская область; Борис Мурадов, главный редактор журнала Digital Photo, Москва; съемочная группа телекомпании «СургутИнтерНовости», Ханты-Мансийский автономный округ; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Москва; Виталий Шушкевич, оппозиционный журналист, Москва; Юрий Нерсесов, выпускающий редактор сайта «Агентство политических новостей – Северо-Запад», Санкт-Петербург; Денис Кучменко, главный редактор газеты «Горожанин», Иркутская область).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Московский комсомолец», Москва).

Попытки цензуры – 8 (организаторы музыкального фестиваля Kubana, Краснодарский край; сайты 7info, «МедиаРязань», RZN.info, все – Рязань; ОТР, Москва; аппарат губернатора Хабаровского края; газета «Городской вестник», Свердловская область; радиостанция «Финам FM», Москва)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 5 (Александр Серебрянников, сайт «Блогер51», Мурманск; Роман Юшков, журналист газеты «Звезда», Пермь; Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Анатолий Кузнецов, редактор сайта «Анапа-про», Краснодарский край; Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный Федеральный», Ростов-на-Дону)

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Любовь Алексеева, редактор газеты «Заря Востока», Алтайский край; Александр Орлов, заместитель главного редактора телеканала «Россия 24», Москва; Аиша Уруджева, главный редактор газеты «Вперед», Владимирская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 21 (Ольга Скабеева, корреспондент ГТРК «Ставрополье» и Андрей Мельников, оператор ГТРК «Ставрополье», оба – Ставрополь; Виталий Папилкин, главный редактор газеты «Самарские известия», Самарская область; Дмитрий Зыков, корреспондент Граней.Ру, Москва; Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Дододжон Атовуллоев, независимый журналист, Москва; Сергей Лунц, корреспондент Sensus Novus, Санкт-Петербург; Александр Сотник и Дмитрий Мелехин, корреспонденты politvestnik.tv, Москва; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Виталий Шушкевич, оппозиционный журналист, Игорь Садоков, журналист Газеты.ру, Григорий Дукор, шеф-редактор фотослужбы Reuters, Маша Гессен, независимый журналист, Роман Волобуев, редактор GQ, Анастасия Каримова, журналистка «Коммерсанта», Карен Шаинян, корреспондент телеканала «Дождь», Сергей Шаргунов, главный редактор портала «Свободная пресса», Александр Буртин, корреспондент «Русского репортера», Михаил Почуев, корреспондент ИТАР-ТАСС, Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», все – Москва; Ангелина Черток, корреспондент ИА «Свободные новости», Саратовская область).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 61

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (сотрудники РТК «Омикс», Кемеровская область; Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Евгений Михайлов, независимый журналист, Ростов-на-Дону).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (РТК «Омикс», Кемеровская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «За Навального», Нижний Новгород).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 6 (телеканал «Дождь», Москва; РТК «Омикс, ООО «Кабельная телевизионная компания», ГТРК «Кузбасс», все – Кемеровская область; телеканал «Урал-Информ ТВ», Пермь; новостная программа телекомпании РЕН-ТВ Омск).

Прекращение выхода СМИ – 4 (телеканал «Рен ТВ Уфа», Башкирия; портал PublicPost, Москва; журнал Digital Photo, Москва; радиопрограмма «Жажда жизни», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 12 (газета «Вечорка», Забайкальский край, 3 раза; газета «За Навального!», Краснодар; газета «Свердловская правда», Екатеринбург; газета «За Навального!», Московская область; агитационные газеты Алексея Навального, Москва; газета «Каталог73», Ульяновск; газета «Здоровая Сысерть», Свердловская область; газета «Народный голос», Иркутская область; газета «Вечерний Рубцовск», Алтайский край; газета «Вперед», Владимирская область).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 8 (сайт телеканала Russia Today, Москва; сайт РИА Новости, Москва; сайт «Нефтетранспортной территории», Москва, 2 раза; сайты РИА Дагестан, ВГТРК «Дагестан», газеты «Черновик», газеты «Новое дело», все – Дагестан).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (телефон съемочной группы ГТРК «Ставрополье», Ставрополь; видеокамера Евгения Титова, собкора «Новой газеты», Краснодарский край; компьютеры редакции газеты «Местная», Краснодарский край; компьютер съемочной группы голландского телевидения, в Мурманске; компьютер независимого журналиста Сергея Азарова, Ростовская область).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) – 3 (сайт «Тренд 33», Владимир; газета «Черновик», Махачкала; редакция газеты «Вперед», Владимирская область).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 65

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Журнал «Карелия» на финском языке спасётся виртуальной сетью

Анатолий Цыганков, председатель Союза журналистов Карелии

Финноязычная общественность Карелии погрузилась в дискуссию о судьбе журнала «Карелия» («Carelia»), издающегося на финском языке. Его учредители настаивают на реформировании ежемесячного периодического издания, говоря о том, что число читателей постоянно сокращается и тенденция на затухание интереса к журналу, к сожалению, устойчивая. Всего в настоящее время в свет выходят 650 экземпляров, из них как минимум треть залегает в архиве редакции. При этом себестоимость выпуска одного номера составляет 1700 рублей (читателю он достаётся за 70 рублей). Поэтому учредители и настаивают, что дальнейшее содержание бумажной версии журнала «Карелия» становится не просто бессмысленным, но и опасным, когда можно будет потерять и нынешние триста-четыреста подписчиков. Произойдёт это в силу объективных причин – всё меньше остаётся в российской Карелии финнов и финнов-ингерманландцев, которых активно сманивают на историческую родину в Финляндию. За двадцать последних лет, когда действовала финляндская программа по переселению соплеменников, число российских финнов сократилось с 14 тысяч человек до 8 тысяч. И мало того, что в Карелии значительно сократилась финская диаспора, так ещё и читающих на финском языке становится все меньше – по данным последней переписи, таковых в Карелии примерно 10 процентов от общего числа финнов, проживающих в республике.

Объективно читательский спрос на финноязычную прессу уменьшился. Однако государство в рамках реализации национально-культурных задач, как и прежде, выделяет бюджетные средства на издание периодической печати на финском языке. В том числе в рамках государственного заказа сейчас финансируется 300 номеров журнала, и это не означает, что тираж его не может быть больше. Просто всякий дополнительный номер должен быть профинансирован уже издательством «Периодика», на которое возложена государством задача издавать печатные периодические СМИ на карельском, финском и вепсском языках (в Карелии выходят в свет два журнала и четыре газеты на языках финно-угорских народов).

Финноязычный журнал «Карелия» в этом году ещё продолжит выходить по прежней схеме (10 финских выпусков и по одному карельскому и вепсскому альманаху; последние готовятся к печати также финской редакцией). Со следующего года предполагается издание только двух печатных номеров журнала (два карельско-вепсских альманаха сохраняются), с поэтапным уходом журнала в Сеть интернет. При этом штат редакции не сокращается. Предполагается, что сотрудники будут работать в сетевом журнале «Карелия», и тогда разговор о периодичности отпадает сам собой.

Однако защитники финского журнала «Карелия» сочли объявленное реформирование бумажного издания посягательством на интересы финского национального меньшинства в Карелии, по причине чего пошла волна открытых писем со сбором подписей в защиту журнала. В том числе ряд публикаций на тему притеснения финского языках в России появились в интернет изданиях Финляндии. В частности, специалист по проблемам России и Восточной Европы А. Луукканен назвал планы по сокращению выпусков журнала «Карелии» информационной бомбой. Действия Миннаца Карелии были охарактеризованы как желание ликвидировать финноязычный журнал в России. Эта тема неожиданно приобрела в устах финских экспертов международное звучание, когда дискуссию о повышении статуса русского языка в Финляндии, который, по мнению ряда финских политиков, мог бы заменить шведский язык в качестве государственного, увязали с реформированием финноязычного журнала в российской Карелии.

Редакционный коллектив «Карелии» с недоверием относится к новациям, считая слишком резкие шаги небезопасными для себя. Но, поскольку механизм перемен всё равно запущен, сейчас правильнее для редакции находиться в числе тех, кто принимает решение о его судьбе. Например, творческому коллективу журналистов отдали на откуп написание концепции для обновляющегося журнала, и было бы глупо отказаться от роли рулевого.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2013 год

Продолжается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Срок подачи материалов истекает 1 ноября 2013 года.

Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2012 года по 15 октября 2013 года в российских печатных и Интернет-изданиях. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов, граждане РФ.

Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках или по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru). Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119992, Москва, ГСП – 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 438, Фонд защиты гласности с пометкой «Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Дополнительная информация о премии

Телефон для справок (495) 637 49 47

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни