Дайджест
28 Января 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 600

ТЕМА НЕДЕЛИ

Дайджест №600

Поздравляем себя, наших корреспондентов, переводчиков и читателей с нас самих удивившим числом: 600 – это значит, что больше десяти, да что там – двенадцати лет, каждую неделю, в понедельник, мы выходим с тревожными новостями в информационное пространство. Мы не выходим только в месяц нашего отпуска и в понедельники длительных каникул.

За это время менялись вожди и президенты, редакторы и секретари, а мы, «по горсти бедной принося привычну дань свою» складываем свой информационный холм, откуда можем взирать со стыдом и страхом на все, что нам оттуда видно.

Наш первый птенец вылупился 11 августа 2000 года и выглядел так:. С тех пор они уже выросли, сбились в стаи, а мы по-прежнему сочиняем каждому очередному форму крыльев и маршрутную карту.

Спасибо всем, кто про это помнит, и никаких обид на тех, кто про это не знает.

Удачи нам!

 

РОССИЯ

Саратов. Продолжается уголовное преследование издателя газеты «Резонанс» Владислава Малышева

Эта история началась в мае 2010 года, когда В. Малышева несколько раз ударили ножом и перерезали горло, он чудом остался жив. Весной и осенью 2011 года состоялся судебный процесс над подозреваемым в совершении преступления. В ходе суда представители В. Малышева и он сам настаивали на невиновности подсудимого, они заявляли, что тот абсолютно не похож на преступника, внешность которого Малышев хорошо запомнил. В результате суд вынес оправдательный вердикт. Кроме того, в адрес начальника ГУВД Cаратовской области генерала Сергея Аренина суд вынес частное определение о недопустимости тех правонарушений со стороны сотрудников полиции, которые вскрылись в суде.

В конце 2011 года Малышев написал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских по поводу незаконных действий, допущенных в рамках расследования уголовного дела о нападении на него. Действия полиции фактически привели к тому, что розыском реальных преступников все это время никто не занимался. Однако добиться возбуждения уголовного дела против полицейских удалось лишь в апреле 2012 года, с третьей попытки. Дело было возбуждено по факту превышения служебных полномочий и фальсификаций, допущенных сотрудниками полиции. Тогда же Малышев заявил, что генерал Аренин и его заместитель Полтанов могут знать заказчиков покушения на его жизнь, но скрывают информацию.

После этого сотрудники полиции возобновляют против Малышева (в четвертый раз!) полузабытое уголовное дело о растрате, несмотря на то, что оно уже трижды прекращалось за отсутствием в его действиях состава преступления.

А в декабре 2012 года Малышева пытаются арестовать и отправить в СИЗО. Повод – изменение места жительства депутата, о чем он якобы не сообщил следователям. Кроме того, издателя также обвинили в том, что он «медленно» знакомился с материалами уголовного дела. Однако Малышев не мог быстро ознакомиться с материалами многотомного дела, так как в последнее время находился на лечении – сказываются последствия совершенного на него два года назад нападения.

Следователи несколько раз делали запросы в клинику о состоянии здоровья Малышева и о возможности его участия в процессуальных действиях, но врачи не давали на это согласия. После выписки из клиники Малышев был задержан полицейскими, которые предъявили ему постановление руководителя следственной группы о приводе и доставили журналиста в следственное управление, а затем – в суд.

В суде заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СК РФ по Саратовской области Елена Новикова потребовала изменить Малышеву меру пресечения на взятие под стражу. Однако судья Алексей Белов принял иное решение, избрав мерой пресечения домашний арест.

Владислав Малышев считает, что очевидные репрессии инспирированы руководством областной полиции, в том числе, за проект газеты «Резонанс» «Право на бесправие», в рамках которого уже опубликовано более десятка материалов о сомнительной деятельности правоохранителей. И за возбуждение по этим фактам уголовного дела, которого все-таки добился Малышев.

Использованы материалы газеты «Четвертая власть» (Саратов)

 

Омск. Радио по любви

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

По инициативе омских коммунистов в регионе может быть возобновлено вещание «Эха Москвы», прекращенное по желанию депутата от «Единой России».

Многие омичи не смирились с тем, что после Нового года на частоте 105 FM умолкло радио «Эхо Москвы». Формально вроде бы нет оснований утверждать, что в его молчании скрыты какие-то политические мотивы. Как объясняет руководство телерадиокомпании «Антенна-7», владеющей указанной частотой, прекращено вещание по причинам чисто экономическим: расторгнут договор о сетевом партнерстве с радиостанцией из-за того, что в Омске под ее передачи плохо собиралась реклама.

И доля правды, без сомнения, в таком объяснении есть. Как мы писали ранее (см. Дайджест 576) в местном эфире от этого радио на протяжении многих лет оставалось одно название: вещало оно преимущественно о достижениях областных властей, не забывая упомянуть при всяком удобном случае главного слушателя. Задача поиска прочих рекламодателей для омского «Эха Москвы» была далеко не главной, поскольку существовало оно за счет бюджетных вливаний: на освещение деятельности облправительства.. Тогдашний глава области не скупился, о чем мы также рассказывали (в бюджете 2012 года, к примеру, на содержание СМИ было отведено более 400 млн. рублей, и большей частью эти ассигнования шли на развитие телерадиовещания).

В мае прошлого года Леонида Полежаева сменил не похожий на него, как и на большинство глав регионов, Виктор Назаров. Первым делом он сократил дотации средствам массовой информации, часть их, в том числе и местное «Эхо», были отлучены от региональной казны. Со сменой власти в регионе «Антенна-7» лишилась экономической мотивации держать у себя данный актив. Да и политической: принадлежит ТРК крупнейшему в Омске бизнесмену, депутату-«единороссу» Валерию Кокорину, близкому бывшему областному главе. Поэтому, вероятно, и принято решение запустить на 105 FM ретрансляцию федеральной станции Love radio, играющего круглосуточно легкую музыку, не напрягая политическую обстановку страны и мозги ее населения.

Так возникла в Омске парадоксальная ситуация: с приходом на смену авторитарному губернатору демократа заглохла в местном эфире самая демократичная радиостанция.

Исчезновение ее вызвало возмущение у множества сторонников КПРФ. По их просьбам на заседании Заксобрания 24-го января фракция коммунистов вынесла на обсуждение предложение вернуть в Омск «Эхо Москвы», выделив на это средства из областного бюджета. «К нам поступает масса обращений, звонков от совершенно разных людей – отметил лидер фракции Андрей Алехин – И как-то надо на это реагировать. Надо поискать вариант».

Идею поддержал «справедливоросс» Алексей Провозин: «Есть много прецедентов, когда государство напрямую субсидирует бизнес, который в силу своей социальной значимости является малоприбыльным, но он нужен обществу. Надо, чтобы на территории Омской области это радио все-таки вещало».

В ответ губернатор напомнил депутатам, что когда принимался бюджет на 2013 год, они же сами и требовали сокращения расходов на СМИ, которые по их инициативе были уменьшены на 30 млн. руб. Впрочем, Виктор Назаров ничего не имеет против данной радиостанции: он предложил оппозиционным фракциям поискать бизнес, который мог бы выкупить свободную частоту.

«Такие варианты сейчас рассматриваются – сказал корреспонденту ФЗГ представитель КПРФ в областном парламенте Адам Погарский – Предложением заинтересовались близкие к партии предприниматели, но говорить о каком-то решении пока рано: затраты на возобновление вещания требуются немаленькие – надо все просчитать.

 

Республика Карелия. Редакция газеты пытается получить ответ от учредителя с помощью Роскомнадзора

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

«Молодёжная газета Карелии» в марте нынешнего года должна отметить своё 93-летие. Но большой вопрос – дотянет ли она до этой даты? По крайней мере, в январе вышел лишь один номер еженедельника, и нет никаких признаков, что в скором времени появится второй.

С сентября прошлого года учредитель «Молодёжной газеты Карелии» не исполняет перед редакцией финансовых обязательств, не отвечая на многочисленные письма журналистов, которых интересует вопрос: сохранится ли редакция в принципе? Учредитель молодежного издания Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат уклоняется от какого-либо документального оформления своей позиции. Хотя уже известно, что комбинат объявлен банкротом.

Отчаявшись получить информацию напрямую, редакция уведомила республиканское управление Роскомнадзора, что в силу финансовых причин временно – понятие это в данном случае, правда, очень расплывчатое – прекращает выпуск газеты. При этом редактор Вера Буравова рассчитывают на то, что уж государственному-то надзорному органу учредитель ответит.

 

Республика Алтай. Роскомнадзор требует объяснений

Сергей Михайлов, Горно-Алтайск

Управление Роскомнадзора по Республике Алтай направило главному редактору газеты «Листок в Чемальском районе» И. Головачевой письмо с требованием письменных объяснений по поводу одной из публикаций.

«Управлением Роскомнадзора по Республике Алтай в ходе мониторинга средств массовой информации выявлены признаки нарушения в сфере персональных данных в еженедельнике «Листок в Чемальском районе», в статье «Движущая сила Чемальского района – 2012)», – сообщается в документе, подписанном руководителем Управления Роскомнадзора В. Ивановым.

По мнению чиновника, издание нарушило Федеральный закон «О персональных данных», опубликовав рейтинг местных районных деятелей с указанием их фамилий, имен, отчеств и профессий. И теперь главный редактор издания должна в тридцатидневный срок предоставить в Управление копии письменных согласий лиц, перечисленных в этом рейтинге – а это 100 человек. Кроме того, с редакции требуют «письменные разъяснения, а также иные сведения и материалы по существу запроса».

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

«Искра Юга» зажигает новые звёзды

Анна Лебедева, Собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Национальная премия прессы «Искра Юга» проходила в Ростове-на-Дону уже в пятый раз. Как и в прошлые годы, в ней участвовали журналисты двух федеральных округов – Южного и Северо-Кавказского. В первый, скромный пока юбилей, члены жюри – известные журналисты и главные редакторы ведущих изданий, отметили главный итог «Искры Юга – 2012»: за пять лет значительно вырос уровень работ участников конкурса. Приехавшие из Москвы звёзды российской журналистики, по их собственным словам, были удивлены тем, какие острые проблемы поднимают их коллеги из провинциальных газет и как глубоко они проникают в эти проблемы. Многие из этих материалов украсили бы страницы федеральных изданий.

Участие в конкурсе может принять любой журналист, никаких ограничений нет, однако так сложилось, что лучшие работы из года в год представляют корреспонденты независимых газет, журналов, информационных агентств. Они же приняли участие в обсуждении самых насущных для российских СМИ вопросов в финальный день премии 25 января. Эти дискуссии и мастер-классы звёзд отечественной журналистики – отличительная черта «Искры Юга». Здесь не только раздают дипломы и призы победителям. В финальный день главные редакторы и корреспонденты собираются вместе, чтобы поделиться наболевшим и обменяться мнениями по самым насущным проблемам профессионального сообщества. Разговор идёт на равных, без оглядки на чьи – то регалии и заслуги (или, наоборот, их отсутствие), каждый имеет право голоса.

На этот раз обсуждалась такая важнейшая для масс-медиа всего мира проблема, как будущее бумажных СМИ. Есть ли оно вообще, это будущее, у газет и журналов, или уже скоро пресса как таковая прекратит свое существование под натиском интернет-изданий? Участники обсуждения в общем и целом согласились с мнением научного редактора журнала «Эксперт» Александра Привалова, который проводил мастер-класс на тему «Как меняется профессия журналиста в современном мире»:

- Такую же скорую гибель предрекали и театру, как только появился кинематограф, но театр жив, вы посмотрите, люди продолжают туда ходить. Сегодня билет в театр стоит от полутора тысяч рублей, а в кино – триста рублей. То же самое происходит и с печатными СМИ: читателям удобнее брать в руки газету или журнал, им нравится открывать свежий номер. Самые популярные издания в мире по-прежнему выходят миллионными тиражами.

В России тоже немало таких изданий (тиражи газет у нас значительно выше, чем журналов), популярные СМИ есть и на юге России. Однако плюс ко всем трудностям, с которыми бумажные СМИ сталкиваются во всем мире, в нашей стране есть и свои, особенные проблемы, связанные, прежде всего, с распространением газет и журналов. На круглом столе, посвященном этой теме, председатель правления Ассоциации распространителей Александр Оськин призвал всех «помочь почте», которая, по его сведениям, находится в очень тяжелом финансовом положении, несмотря на дотации из бюджета. Однако у всех остальных участников дискуссии оказалось другое мнение на этот счёт: сегодня почтовики забирают себе половину стоимости подписки на газету или журнал. Получается, что их работа по доставке издания подписчику стоит столько же, сколько весь процесс выпуска газеты – от оплаты труда журналиста до стоимости бумаги и услуг типографии. Конечно, это абсурд, однако «Почта России» и те, кто лоббирует её интересы, считают, что и этого мало, они требуют за свои услуги ещё больше.

Непомерные аппетиты монополистов ставят под вопрос само существование подписки и подписных изданий. Об этом говорила в своём эмоциональном выступлении генеральный директор издательского дома «Крестьянин» Ирина Самохина. Читатели в донской глубинке и, предположим, в Москве и Санкт-Петербурге, это совершенно разные люди, в том числе и по уровню доходов. Платить много даже за любимое издание жители небольших городков, поселков и хуторов просто не в состоянии. Немало проблем и с продажей газет и журналов в розницу. Владельцы газетных киосков зачастую назначают такую цену за свои услуги, что получается как в анекдоте: «Я тебе такую цену назначу, что ты у меня ничего не купишь».

Как живут (или выживают?) в таких условиях российские СМИ, особенно в провинции – тема для отдельного разговора. Однако если уровень работ, присланных на конкурс, растет, значит, «слухи о скорой кончине провинциальной журналистики сильно преувеличены». Среди победителей «Искры Юга-2012» журналисты журнала «Эксперт-Юг», газеты «Крестьянин», ставропольской газеты «Открытая для всех и для каждого», «Волгоградской правды», «Комсомольской правды в Волгограде», «Пульс Осетии», журнала «Кто главный?», газеты «Южный Федеральный», «Уполномочен заявить», «Московского комсомольца на Дону».

На будущих круглых столах организаторы «Искры Юга» – «Медиа Союз» и издательский дом «Эксперт» наметили обсуждение не менее острых и важных тем, в том числе и таких остроактуальных в современной России как журналистика и власть.

От редакции. Корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе Анна Лебедева стала лауреатом премии прессы «Искра Юга» в номинации «Лучшая публикация о политике». Мы поздравляем Анну Сергеевну с этим замечательным успехом!

А другой журналист из Ростовской области, Виктор Иванович Шостко из газеты «Крестьянин», в 2012 году стал лауреатом премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок», что также характеризует уровень журналистики в регионе.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Заявление Союза журналистов Карелии

Министр культуры России В. Мединский принял кадровое решение, которое вызывает наше недоумение, возмущение и протест. Федеральные информационные каналы сообщили, что с должности директора музея-заповедника «Кижи» снимается Эльвира Аверьянова и новым руководителем назначается бывший глава Карелии Андрей Нелидов, летом прошлого года отправленный президентом страны В. Путиным в отставку.

Досрочное отстранение А. Нелидова от должности губернатора уже сама по себе есть точная его профессиональная характеристика, данная президентом страны. И потому кадровое решение министра В. Мединского противоречит всякой управленческой логике. Не справившемуся с работой Нелидову, неизвестно какими мотивами руководствуясь, поручают возглавить всемирно известный музей-заповедник «Кижи». По убеждению специалистов-музейщиков, по мнению общественности, более нерационального и одновременно абсурдного кадрового выбора сделать было нельзя. Проштрафившегося экс-главу республики пристраивают на работу, которую он не знает, к которой он не готов профессионально, более того, его представление о «ценности» музея «Кижи», ставшее достоянием общественности, совершенно противоречат природе музейной деятельности.

Для А. Нелидова и окружающих его людей, «Кижи» – это выгодный объект для коммерческой деятельности. Если допустить людей с подобной мировоззренческой установкой до руководства всемирно известным памятником ЮНЕСКО, то мировая культура рискует потерять величайшее культурное наследие. Дело в данном случае даже не в персоналиях, а в принципе: людей, всё мерящих деньгами, нельзя допускать до духовной сферы.

Члены правления Союза журналистов Карелии требуют не экспериментировать над историко-культурным памятником России всемирного значения, коим является музей «Кижи». Кадровое решение министра В. Мединского должно быть отменено. Назначение руководителя на должность директора музея-заповедника «Кижи» должно проводиться с учетом мнения специалистов и общественности.

 

Верховный Суд рассмотрит кассационные жалобы Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева

В Верховном Суде РФ 5 февраля в 9-30 начнется рассмотрение кассационных жалоб адвокатов профессоров Балтийского государственного технического университета (бывший Военмех) Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева на приговор Санкт-Петербургского городского суда, согласно которому ученые признаны виновными в совершении государственной измены. Афанасьев получил 12,5 лет лишения свободы, Бобышев – 12 лет.

Подробности очередного нашумевшего «шпионского дела» Евгения Васильевича Афанасьева и Святослава Васильевича Бобышева см. на сайте «Дело Афанасьева» Благодаря материалами данного сайта, которые являются совершенно открытыми, каждый человек имеет возможность составить своё мнение о проблеме.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни