Дайджест
21 Января 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 599

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Доклад организации Freedom House о состоянии свободы в мире

Правозащитной организации Freedom House опубликовала 16 января очередной доклад «Свобода в мире» («Freedom in the World»). В нем оценивается уровень политических и гражданских свобод в странах мира в истекшем году.

В своих ежегодных докладах о состоянии свободы в мире, которые Freedom House публикует с 1972 года, страны разделяются на «свободные», «частично свободные» и «несвободные». Авторы учитывают ряд критериев, в частности, положение с правами человека, свобода слова, свобода совести, наличие свободных выборов.

Авторы доклада «Freedom in the World» отмечают, что число стран, где ситуация ухудшилась, седьмой год подряд превысило число стран, где произошли положительные изменения. Так, в 2012 году заметное ухудшение ситуации отмечено в 27 странах, а улучшение – лишь в 16 странах. В частности, ухудшение положения зафиксированы в Казахстане, России, Украине, а также в Кении, Мали, Нигерии, Турции.

В документе выделены девять стран, где ситуация с политическими правами и гражданскими свободами получила самую низкую оценку – это Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Сомали, Туркмения, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эритрея.

Российская Федерация вновь попала в число несвободных стран. Усиление репрессий авторы доклада связывают с возвращением пост президента Владимира Путина. «С момента своей инаугурации в мае Путин движется в предсказуемом направлении к удушению независимой политической и гражданской активности, проталкиванию ряда законов, предназначенных для ограничения публичного протеста и деятельности НКО, а также подавления свободы слова в интернете», – сообщается в документе. Кроме того, отмечается, что по данным прошлого года государства Евразии вполне сопоставимы по уровню свобод с ближневосточными странами, так как в большинстве постсоветских стран продолжали укрепляться авторитарные режимы.

На всем постсоветском пространстве ситуация, по мнению авторов доклада, выглядит так: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан – несвободны. Частично свободными эксперты Freedom House признали Армению, Грузию, Киргизию, Молдавию, Украину. Остальные – Латвия, Литва, Эстония – свободны.

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Депутатские забавы

В последнее время ряд депутатов Госдумы проявляют болезненное внимание к персоне известного тележурналиста Владимира Познера.

Сначала отличился «единоросс» Илья Костунов, написавший письмо гендиректору Первого канала Константину Эрнсту с требованием уволить Владимира Познера. Причина, по которой известный мастер впал в немилость у депутата-дебютанта – критика Познером российской судебной системы и действий Следственного комитета. И хотя В. Познер не сообщил ничего принципиально нового, депутат счел, что тележурналисты «вроде Познера» убеждают общество, что у нас плохая судебная система, за что и достоин увольнения. ФЗГ в свое время уже сообщал об этом депутатском «синдроме Моськи» (см. Дайджест 590).

Похоже, этот синдром подхвачен и коллегами бывшего «нашиста». В конце декабря прошлого года депутаты четырех думских фракций направили В. Познеру письмо, в котором попытались напугать журналиста своим намерением в ближайшее время внести в Госдуму законопроект, который закроет доступ на федеральные каналы тем иностранным гражданам, кто своими высказываниями дискредитирует Россию. Странный документ подписали первый зампред комитета по делам национальностей Михаил Старшинов («Единая Россия»), зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко (КПРФ), член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов («Справедливая Россия») и зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР). Кроме того, депутаты-подписанты сочли необходимым дать телеведущему «ценный совет»: поискать работу «у своих американских или французских коллег». Видимо, проблем с безопасностью, с противодействием коррупции, с обороной и делами национальностей в России больше нет, если занимающие ответственные должности депутаты взяли на себя чужую работу.

Тем временем подоспели праздники, и уже казалось, что упомянутый синдром побежден. Но нет, вскоре об «антипознеровском» законопроекте вспомнили. Пошли слухи, что его отправили «на доработку», и вроде бы вот-вот примут…

А затем последовала очередная серия – к любимой забаве вернулся М. Старшинов. Он подготовил «спецпроект», суть которого в следующем: запросить у Первого канала информацию о доходах В. Познера, чтобы выяснить, не получает ли он больше тех журналистов, кто имеет только российское гражданство.

Страшно представить, что будет, если окажется, что Познер получает больше. Или меньше. Или столько же.

Тем временем В. Познер сообщил, что не видит проблем в предоставлении Госдуме информации о своих доходах. «Да на здоровье. Это не секрет, абсолютно. Там есть все официальные дела, все необходимые бумаги», – сказал он «Интерфаксу».

Ждем продолжения – похоже, Старшинову в ближайшее время будет не до комитета по делам национальностей.

 

РОССИЯ

Кабардино-Балкария. ЮНЕСКО пополнило список журналистов, погибших в связи с профессиональной деятельностью

Наталья Юсупова, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Организация ЮНЕСКО включила Казбека Геккиева в список журналистов, убитых за свою профессиональную деятельность. Напомню, телеведущего программы «Вести. Кабардино-Балкария» застрелили в Нальчике 5 декабря прошлого года спустя час после выхода в эфир. В заявлении ЮНЕСКО говорится, что «убийство Казбека Геккиева не должно оставаться безнаказанным, у журналистов должно быть право выполнять свои профессиональные обязанности, не опасаясь за свою жизнь».

Сейчас следственные органы заняты поиском убийц. Их личности были установлены в течение нескольких дней после трагедии. Разыскиваются уроженцы КБР Зейтун Бозиев и Иноят Табухов, которые, по оперативным данным, являются участниками незаконных вооруженных формирований. Следствие не исключает их причастность к другим преступлениям.

Для справки: Резолюцию, осуждающую насилие против журналистов, ООН приняла в ноябре 1997 года. Скорбный список погибших при исполнении журналистов ведется с 2003 года.

 

Омск. Местные «полицаи» не соответствуют действительности

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Суд вынес постановление, из которого следует, что все сотрудники управления внутренних дел «действуют не по закону» и признал недостоверными сведения, распространенные о них блогером и гражданским активистом Виктором Корбом

Советский районный суд удовлетворил исковые требования Управления МВД России по Омской области к блогеру, журналисту, гражданскому активисту Виктору Корбу. Требовало областное полицейское руководство признать несоответствующими действительности сведения, распространенные им на сайте «Омск политический», созданном им самим для свободного обмена мнениями сторонников разных партий и движений, а также тех, кто «против всех».

Больше всего оскорбило истцов и нанесло ущерб их деловой репутации то, что ответчик в своих публикациях называет сотрудников полиции «полицаями». Корб – далеко не первый, кто применил этот термин к нынешним стражам порядка: как ни странно, в нашей стране после реформы милиции он стал расхожим понятием, в чем легко убедиться, набрав его в любой поисковой системе. Особенно часто оно встречается на форумах, дискуссионных площадках, какой является и «ОП». И если, как правило, их пользователи не поясняют, кого именно под «полицаями» они имеют ввиду, то Виктор Корб, употребляя это слово, всегда оговаривает, что он под ним подразумевает «не всех работников полиции, а лишь тех, которые действуют не по закону, а по приказам ПЖиВ».

Тем не менее, привлеченный истцами в качестве эксперта лингвист Евгений Виданов (ОмГПУ) пришел к заключению, что эта «лексема, имеющая презрительное, пренебрежительное значение», относится в текстах Корба ко всем без исключения сотрудникам Омского УМВД. Стало быть, по мнению эксперта, все омские полицейские «действуют не по закону, а по приказам ПЖиВ».

Вероятно, того же мнения и судья Валерий Цветков, вынесший решение на основании данного заключения. Суд постановил взыскать с блогера 12 036 рублей, потраченных управлением внутренних дел на проведение экспертизы, а также госпошлину в сумме 4 000 рублей. Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, с таким размером госпошлины он сталкивается впервые (как правило, при рассмотрении подобных дел она не превышает 200 рублей). Возможно, столь необычная величина ее связана с тем, что суд понес слишком большие затраты, учитывая высокое умственное напряжение при вынесении постановления. Как бы то ни было, блогер намерен обжаловать его в областном суде.

 

Республика Карелия. Редакция газеты оспорила решение районного суда в Верховном суде

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Частная газета «Местное время» опубликовала две статьи, авторами которых являлись жители нескольких домов, вступившие в конфликт с Кемским городским руководством. Спор связан с вопросом, кто должен управлять их жилыми домами. Обе публикации вышли в свет без указания фамилий авторов, хотя никто из них не скрывался и в суде они были заявлены. Причем жители готовы были выступать в качестве соответчиков вместе с редакцией газеты, публиковавшей их статьи. Однако судья сочла, что гражданско-правовая ответственность должна быть возложена только на учредителя-редактора.

В статьях формулировалась позиция жильцов, возражающих против действий городской власти, то есть, против услуг предлагаемой им управляющей компании. Хотя обнародованные суждения весьма экспрессивны и ряд эпитетов могут казаться обидными представителям городской власти и управляющей копании, с ней сотрудничающей. Городской глава Кеми и руководители управляющих компаний, сочтя себя оболганными, обратились в суд на редакцию, требуя опубликовать опровержение и взыскать с редактора 200 тысяч рублей.

Рассмотрев материалы, судья вынесла решение, что редакция распространила сведения, не соответствующие действительности, обязав газету разместить опровержение и выплатить трём истцам 20 тысяч рублей плюс судебные издержки почти в 32 тысячи рублей.

Решение суда перовой инстанции обжаловано редактором в Верховном суде Карелии, но похоже, что на этом конфликт не прекращён: прежние истцы нашли ещё один повод (другую публикацию), чтобы снова подать в суд на единственную независимую в районе газету. Начинается новое судебное дело.

 

Москва. Внезапное внимание

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В начале года известный блогер Рустем Адагамов внезапно удостоился внимания, о каком, наверное, никогда и не мечтал.

Сначала появилась информация о том, что бывшая жена обвинила блогера в педофилии – якобы тот преследовал некую несовершеннолетнюю норвежку. Р. Адагамов категорически отверг эти обвинения в свой адрес. Однако вскоре последовало обращение группы товарищей в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет, и 11 января СК начал доследственную проверку в отношении Р. Адагамова.

И в тот же день по требованию Роскомнадзора в «Живом Журнале» был заблокирован мартовский репортаж Адагамова о попытке самосожжения в Индии участника движения за независимость Тибета, который таким образом выразил протест по поводу приезда председателя КНР. В Роспотребнадзоре этот материал по неизвестной причине сочли пропагандой самоубийства.

И хотя в Роскомнадзоре заявляют, что эти два сюжета не связаны между собой, возникает ощущение не случайности происходящего вокруг Адагамова. Как-то уж синхронно все началось, да и темы выбраны беспроигрышные – педофилия, суицид… Похоже, популярного блогера кто-то пытается скомпрометировать…

 

КАЗАХСТАН

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» представляет краткий отчет о состоянии свободы слова в Казахстане в декабре 2012 года

Нападения на журналистов и СМИ

По подозрению в покушении на журналиста «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова взяты под стражу четверо человек. Все они дали признательные показания. Л. Ахмедьяров на очной ставке опознал одного из задержанных. По версии следствия, все арестованные являются членами организованной преступной группировки. Нападение на журналиста произошло ночью 19 апреля 2012 года во дворе дома, где живет Лукпан. Нападавшие стреляли в него из травматического пистолета, нанесли несколько ударов ножом, оглушили журналиста ударом по голове. Нападение на Лукпана его коллеги однозначно связывают с профессиональной и правозащитной деятельностью Ахмедьярова.

Прекращение выпуска СМИ

В декабре на территории Казахстана прекратили деятельность около сорока независимых средств массовой информации.

4 декабря Бостандыкский районный суд города Алматы вынес решение о блокировке на территории Казахстана доступа к интернет-порталу www.stan.tv. Представителей ответчика на судебном процессе не было. 6 декабря аналогичное решение было вынесено Бостандыкским районным судом Алматы в отношении телекомпании «К-плюс», ее интернет-ресурсов www.kplus-tv.net и www.kplus-tv.kaz.net, «а также иных средств периодического или непрерывного публичного распространения продукции ОАО «Телекомпания «К-плюс», включая интернет–ресурсы, используемые для такого распространения». Суд также рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика. 25 декабря судья Медеуского районного суда Алматы Гульмира Бейсенова своим решением прекратила деятельность восьми изданий («Голос Республики – калейдоскоп событий недели», «Республика. Деловое обозрение – дубль 2», «Моя Республика. Факты, события, люди», «Республика – NEW – информационно-аналитический еженедельник», «Вся Республика», «Мой дом – Республика. Обзор событий недели», «Республика – 2030 – Деловая газета», «Республиканские вести – деловое обозрение») и их 23 интернет-ресурсов, включая страницы на Faсebook и twitter. 20 декабря газета «Взгляд» и два ее интернет-ресурса закрыты по решению судьи Бостандыкского районного суда Алматы Татьяны Черныш.

Судебное преследование журналистов

Уголовные преследования:

5 декабря Петропавловский городской суд Северо-Казахстанской области вынес приговор по обвинению редактора информационного агентства «Казах-Зерно» Сергея Букатова и собственника агентства Мансура Расулова в клевете (ст. 129 УК РК). Суд оправдал М. Расулова за отсутствием в его действиях состава преступления. Сергей Букатов признан виновным и приговорен к одному году ограничения свободы.

Зафиксировано 4 новых гражданско-правовых требования к СМИ и журналистам.

1) Представители полицейского Алмаса Абдрахманова обратились в редакцию «Менiн олкем» (Усть-Каменогорск) с требованием опубликовать опровержение на статью «Пятеро детей остались сиротами» («Менiн олкем», 25.10.2012 г.). В материале рассказывалось о ДТП, одним из участников которого был А. Абдрахманов. По мнению полицейского, в статье распространены не соответствующие действительности сведения, а опубликованные схемы ДТП он считает разглашением государственной и служебной тайны. В качестве главного основания для публикации опровержения называется необъективность статьи. Редакция отказалась выполнить требования А. Абдрахманова.

2) Руководитель по связям с общественностью АО «АрселорМиттал Темиртау» Роман Ильтьо потребовал опубликовать опровержение на статью Светланы Могай «Задачка для Миттала» («Караван», 30.11.2012 г.). Информационным поводом для написания материала послужили сообщения об угрозе французских властей разорвать контракт с металлургической компанией Лакшми Миттала. В своей статье журналист рассказала о неблагополучной обстановке и в компании «АрселорМиттал Темиртау». Роман Ильтьо считает распространенные о компании сведения не соответствующими действительности. Редакция газеты «Караван» официально отказалась опубликовать опровержение, посчитав статью журналиста вполне объективной.

3) 3 миллиона тенге требует через суд Замзагуль Айтжанова от уральской газеты «Мой город» (Западный Казахстан). Поводом стала статья Петра Троценко «Сотрудник автошколы сбил пешехода насмерть» в № 43 (69) от 24.10.12 г. и анонс этой статьи на первой полосе – «Пешеходы мрут как мухи». З. Айтжанова посчитала унижением своей репутации сообщение об обстоятельствах гибели ее матери в ДТП и публикацию фотографий с места происшествия, хотя имена истицы и ее погибшей матери в тексте статьи не упоминались, а по снимкам узнать жертву ДТП невозможно.

4) Директор Усть-Каменогорского представительства ТОО «Green House Best» (реализатор «Bonduellе») г-н Балькебаев обратился с досудебной претензией в газету «Мой город» (Усть-Каменогорск). Он потребовал опровергнуть порочащие деловую репутацию ТОО сведения, распространенные в статье Елены Супруновой «Черный список ГМО». В ней журналист рассказала, что эпидемиологическая экспертиза обнаружила генетически модифицированные организмы в шести пробах пищевых продуктов, в том числе и кукурузе «Bonduellе». Редакция в публикации опровержения отказала на том основании, что при подготовке материала журналист использовала официальное сообщение Министерства здравоохранения РК.

Всего в 2012 году СМИ и журналистам предъявлены 16 обвинений в уголовном порядке, 84 претензии и иска на сумму 4 млрд. 437 млн. 200 тысяч тенге (100 тенге ~ 20, 5 руб.), зафиксирован 251 случай отказа и ограничений в предоставлении общественно значимой информации.

Подробнее

 

УКРАИНА

Милиция возбудила уголовное дело по факту угроз редактору

Милиция возбудила уголовное дело по факту угроз редактору сайта Kerch.fm Ирине Седовой, которые поступили на ее личную страничку в социальной сети ВКонтакте. Авторам комментариев с оскорблениями и угрозами грозит до 5 лет тюрьмы.

Как сообщает Служба новостей «Бриз», уголовное дело возбуждено по статье 129 Уголовного кодекса Украины «Угроза убийством». Кроме милиционеров его расследуют также сотрудники отдела по борьбе с киберпреступлениями Службы безопасности Украины.

По словам Седовой, угрозы поступили ей с 29 разных аккаунтов. «Оскорбления и угрозы появились на моей странице в социальной сети ВКонтакте днём 10 января. Я уверена, что это напрямую связано с моей профессиональной деятельностью, как журналиста и редактора. Сейчас комментарии на моей стене пришлось временно запретить и скрыть настройками приватности, т.к. они содержат оскорбления, нецензурную лексику, порноизображения», – сообщила редактор.

Кроме того неизвестные разместили на ее стене в соцсети ролики порнографического содержания и пытались испортить ее фотографии. На следующий день журналистка обратилась в милицию с заявлением о незаконных действиях неизвестных лиц. Также она обратилась с заявлением об угрозах жизни и здоровью в отдел по борьбе с киберпреступлениями СБУ. Сейчас, как сообщают в милиции, Седовой в данном уголовном производстве присвоен статус потерпевшей.

Седова подозревает, что угрозы связаны с ее последней статьёй «Кто и зачем научил керченских подростков вершить правосудие?», посвященной группе молодых людей, которые, называясь именами школьниц, выманивают местных педофилов на встречи и пытаются их самостоятельно наказать.

«В этой статье я не пыталась встать на чью-либо сторону, я просто выразила мнение, что борьба с таким страшным явлением, как педофилия, должна вестись в рамках действующего законодательства Украины», – заявляет редактор.

Новый Регион – Крым, 15 января

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

«Дагестанская правда»: В защиту прав журналиста

«Большой Кавказ»: Когда у свободы и несвободы один корень

«Парк Гагарина»: Правоохранителям снова не дали шанса «наезжать» на СМИ и журналистов

«Аргументы недели»: В Дагестане состоялась премьера фильмов о Юрии Щекочихине и убийстве журналистов

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни